Определение б/н О П Р Е Д Е Л Е Н И Е о назначении дела № 03- 45/15А о нару... от 23 сентября 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

                                                                                                      

 

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

о назначении дела № 03- 45/15А о нарушении антимонопольного законодательства к рассмотрению

 

г. Якутск                                                                                                    «19» мая 2015 г.

 

  Председатель Комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) А.Д. Кузьмин, рассмотрев заявление гр. <...>о нарушении ОАО «Сахатранснефтегаз» антимонопольного законодательства, на основании приказа Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) от 13 марта 2015 г. № 60 «О возбуждении дела о создании Комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства»,

 

у с т а н о в и л:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) поступило заявление гр. <...>в отношении Открытого акционерного общества «Сахатранснефтегаз», содержащее признаки нарушения антимонопольного законодательства, выразившееся в навязывании контрагенту невыгодных условий договора, а также в неправомерном требовании получения согласия основного абонента на подключение к газопроводу.

Как следует из заявления и приложенных документов, 14 января 2015 года ОАО «Сахатранснефтегаз» направил в адрес гр. <...>проект договора о подключении (технологическом присоединении) объекта капитального строительства к газораспределительным сетям по индивидуальному проекту. В частности, заявитель обжалует действия ОАО «Сахатранснефтегаз» по навязыванию строительства распределительного газопровода и обязательной экономически не обоснованной технологии горизонтально-направленного бурения (ГНБ). Заявитель указал, что в ответ на мотивированный отказ от 23.10.2015 г. гр. <...>от подписания проекта договора о подключении объекта капитального строительства к газораспределительным сетям по индивидуальному проекту, ОАО АК «Сахатранснефтегаз» в письме (№28-314 от 03.02.2014 г.) обозначил возможность подключения (технологическое присоединения) к газораспределительным сетям объекта капитального строительства гр. <...>лишь по индивидуальному проекту.

Управлением Федеральной антимонопольной службы в целях уточнения указанных обстоятельств направлен запрос в ОАО «Сахатранснефтегаз» о представлении информации. Из представленной информации ОАО «Сахатранснефтегаз (вх. №1129 от 06.03.2015 г.) следует, что существует возможность подключения объекта гр. Иларова И.В., расположенного по адресу: г. Якутск, ул. Автомобилистов, д. 17/2 к существующим сетям газопотребления принадлежащим ГУП «Дирекция «Стройсельгазификация» при предоставлении гр. <...>письменного согласия от ГУП Дирекция «Стройсельгазификация» на подключение объекта <...>к принадлежащей предприятию сети газопотребления.

Из представленных сведений и документов, ОАО «Сахатранснефтегаз» письмом №28-729 от 05.03.2015 г. направило гр. <...>технические условия на подключение к существующим источникам газоснабжения №ФЛ-Я/0129-15 от 24.02.2015г.

Согласно техническим условиям №ФЛ-Я/0129-15 от 24.02.2015 г. гр. <...>необходимо представить согласие на подключение к газопроводу от основного абонента согласно п. 34 Правил подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям газораспределения, утвержденных постановлением Правительства РФ от 30.12.2013 г. №1314.

Антимонопольным органом установлено, что согласно акту о приемке в эксплуатацию законченного строительством объекта от 24.11.2000 г. заказчиком строительства объекта «наружный газопровод н/давления по ул. Автодорожная, район базы Якутскэнерго» является Дирекция «Стросельгазификация».

Согласно распоряжению Министерства имущественных отношений Республики Саха (Якутия) №2104 от 03.11.2003 г. объекты систем газоснабжения, введенных в эксплуатацию за счет Государственного бюджета РС (Я) по целевой программе «Газификация населенных пунктов РС(Я)» в 2000, 2001 и 2002 г., в которых ГУП Дирекция «Стройсельгазификация» выступал генеральным заказчиком-застройщиком, были переданы в государственную собственность в казну Республики Саха (Якутия). Балансодержателем объекта был назначен ГУП Дирекция «Стройсельгазификация».

В письме ГУП Дирекция «Стройсельгазификация» (вх. №2023 от 16.04.2015 г.) указало, что в ходе исполнения распоряжения Министерства имущественных отношений Республики Саха (Якутия) №2104 от 03.11.2003 г. возникли вопросы о затратах и передачи объектов в эксплуатацию, в связи с чем в последствии акт приема-передачи объекта между Министерством и ГУП Дирекция «Стройсельгазификация» не был подписан, поэтому при отсутствии акта приема передачи объекта, указанный объект не был поставлен на баланс ГУП Дирекция «Стройсельгазификация».

Согласно пункту 34 Правил подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям газораспределения, утвержденных постановлением Правительства РФ от 30.12.2013 г. №1314 (далее – Правила) в случае если подключение (технологическое присоединение) объекта капитального строительства возможно только к существующим сетям газопотребления, принадлежащим на праве собственности или на ином законном основании лицу, которое не оказывает услуг по транспортировке газа (далее - основной абонент), технические условия такого подключения (технологического присоединения) выдаются газораспределительной организацией, к сети газораспределения которой присоединена сеть газопотребления, принадлежащая основному абоненту. При этом заявителем может быть как лицо, являющееся правообладателем земельного участка, намеренное осуществить строительство (реконструкцию) объекта капитального строительства с последующим его подключением (технологическим присоединением) к существующей сети газопотребления основного абонента или подключение (технологическое присоединение) построенного на его земельном участке объекта капитального строительства к существующей сети газопотребления основного абонента, так и основной абонент. В случае если заявителем является лицо, являющееся правообладателем земельного участка, намеренное осуществить строительство (реконструкцию) объекта капитального строительства с последующим его подключением (технологическим присоединением) к существующей сети газопотребления основного абонента, запрос о предоставлении технических условий должен содержать согласие основного абонента на подключение (технологическое присоединение) объекта капитального строительства заявителя к своей сети газопотребления.

Согласно пункту 17 Правил  определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.02.2006 г. №83 Далее – Правила №83) в случае если подключение объекта капитального строительства возможно только к существующим сетям инженерно-технического обеспечения, принадлежащим на праве собственности или на ином законном основании лицу, которое является потребителем соответствующего вида ресурсов (далее - основной абонент), технические условия такого подключения могут быть выданы основным абонентом по согласованию с ресурсоснабжающей организацией, к чьим объектам присоединены принадлежащие основному абоненту сети инженерно-технического обеспечения. По соглашению между ресурсоснабжающей организацией и основным абонентом технические условия может разработать ресурсоснабжающая организация.

Буквальное и грамматическое толкование данного пункта 17 Правил позволяет сделать вывод, что лицо удовлетворяет понятию «основной абонент» при наличии одновременно двух условий: лицо обладает на праве собственности или на ином законном основании сетями инженерно-технического обеспечения и лицо является потребителем соответствующего вида ресурса.

В соответствии с пунктом 2 Правил под исполнителем понимается газораспределительная организация, владеющая сетью газораспределения, как на праве собственности, так и на ином законном основании. При этом под иным законным основанием следует понимать предусмотренные гражданским законодательством способы передачи вещи собственником во владение и пользование иных лиц на праве хозяйственного ведения, оперативного управления, а также на основании договоров аренды, безвозмездного пользования и т.д.

Таким образом, получение согласия на подключение от Министерства имущественных и земельных отношений как собственника не требуется, поскольку Министерство не является потребителем газа.

Следовательно, возникает вопрос о правомерном включении ОАО «Сахатранснефтегаз» в технические условия №ФЛ-Я/0129-15 от 24.02.2015 г. требования представить гр. Иларову И.В согласие основного абонента на подключение к газопроводу.

Согласно пункту 10 Правил N 83 технические условия должны содержать следующие данные: максимальная нагрузка в возможных точках подключения; срок подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, определяемый в том числе в зависимости от сроков реализации инвестиционных программ; срок действия технических условий, но не менее 2 лет с даты их выдачи.

Так, Правилами №83 установлен закрытый перечень технических данных, включаемых в технические условия.

При таких обстоятельствах в действиях ОАО «Сахатранснефтегаз» имеются признаки нарушения части 1 статьи 10 Федерального Закона №135-ФЗ от 26.07.2006 «О защите конкуренции» в части неправомерного требования получения согласия  основного абонента в технических условиях на подключение к существующим источникам газоснабжения №ФЛ-Я/0129-15 от 24.02.2015г.

Согласно части 1 статьи 10 Федерального закона "О защите конкуренции" запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

Приказом Федеральной службы по тарифам России № 2-э от 28.01.2005 года ОАО «Сахатранснефтегаз» включено в реестр естественных монополий в топливно-энергетическом комплексе, осуществляющее деятельность в сфере транспортировки газа по трубопроводам.

Согласно части 5 статьи 5 Федерального закона «О защите конкуренции» доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта – субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии. Тем самым, наличие доминирующего положения у ОАО «Сахатранснефтегаз» на товарном рынке газоснабжения на территории ГО «Город Якутск» бесспорно.

Таким образом, в действиях ОАО АК «Сахатранснефтегаз» содержатся признаки злоупотребления доминирующим положением, что выразилось в неправомерном требовании от гр. <...>получения согласия основного абонента на подключение к газопроводу.

Действия ОАО «Сахатранснефтегаз», выразившиеся в неправомерном требовании от гр. <...>получения согласия основного абонента на подключение к газопроводу, свидетельствуют о наличии признаков нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции».

Руководствуясь статьей 44 Федерального закона «О защите конкуренции»,

 

о п р е д е л и л:

 

1. Назначить рассмотрение дела № 03-15/15А на 05 июня 2015 г. в 11 часов 00 минут по адресу г. Якутск, ул. Аммосова, 18, каб. 402, тел. 42-29-69, факс 42-29-41.

2. Привлечь к участию в деле в качестве заявителя гр. <...>Явка представителя (с доверенностью на участие в рассмотрении дела) обязательна. При невозможности явки уведомить антимонопольный орган в письменной форме не позднее времени рассмотрения настоящего дела.

3. Привлечь к участию в деле в качестве ответчика ОАО «Сахатранснефтегаз». Явка представителя (с доверенностью на участие в рассмотрении дела обязательна). При невозможности явки уведомить антимонопольный орган в письменной форме не позднее времени рассмотрения настоящего дела.

4. Привлечь к участию в деле в качестве лица, располагающего сведениями о рассматриваемых комиссией обстоятельствах Министерство имущественных и земельных отношений Республики Саха (Якутия). Явка представителя (с доверенностью на участие в рассмотрении дела обязательна). Министерству имущественных и земельных отношений Республики Саха (Якутия) на рассмотрении дела №03-45/15А представить следующую информацию (документы):

  • на какой стадии исполнения находится распоряжение Министерства имущественных отношений Республики Саха (Якутия) от 03.11.2003 г. №2104 «О закреплении на праве хозяйственного ведения за ГУП Дирекцией по газификации сельских населенных пунктов «Стройсельгазификация» вновь введенных в эксплуатацию объектов систем газоснабжения»;
  • кто является балансодержателем объекта «наружный газопровод н/давления по ул. Автодорожная, район базы Якутскэнерго» с приложением подтверждающих документов;
  • на основании какого договора открытому акционерного обществу «Сахатранснефтегаз» передан объект «наружный газопровод н/давления по ул. Автодорожная, район базы Якутскэнерго», к которому планируется подключение объекта гр. <...>с приложением соответствующих документов.

 

 

Председатель Комиссии                                                                                          А.Д. Кузьмин

Связанные организации

Связанные организации не указаны