Определение б/н Определение о возбуждении производства по делу №03-45/15Р по... от 21 декабря 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

о возбуждении дела №03-45/15Р

по признакам нарушения законодательства РФ о рекламе

 

г. Якутск                                                                                                              «15» декабря 2015 г.                    

 

Председатель  Комиссии  Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия)  по рассмотрению  дел  по  признакам  нарушения  законодательства  о  рекламе О.А. Ярыгина, рассмотрев материалы представленные отделом естественных монополий и рекламы, по факту распространения рекламы привлечения личных сбережений граждан Кредитного потребительского кооператива «Советский сберегательный союз регионов» (далее – КПК «СССР») с использованием рекламной конструкции, установленной на внешней стене жилого дома, расположенного по адресу г.Якутск, ул. Пояркова, д. 13, а также с использованием рекламного ролика, транслируемого на телеканалах «ТНТ-Якутск», «Россия 24», «Россия 1» с признаками нарушения части 7 статьи 5, статьи 9, пункта 2 части 2 статьи 28 Федерального закона «О рекламе» № 38-ФЗ от 13 марта 2006 г.,

 

УСТАНОВИЛ:

 

24.11.2015 г. Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) в рамках осуществления государственного надзора за соблюдением законодательства о рекламе на территории г. Якутска,  отслежена реклама финансовых услуг, а именно привлечения личных сбережений, оказываемых КПК «СССР» с признаками нарушения части 7 статьи 5, пункта 2 части 2 статьи 28 Федерального закона «О рекламе».

В рекламе КПК «СССР», распространяемой с использованием рекламной конструкций, установленной на внешней стене жилого дома на уровне 3 – 5 этажей, расположенного по адресу г.Якутск, ул. Пояркова, д. 13, в верхней части на 1/4 рекламного поля размещено изображение государственного знака качества СССР, ниже под знаком имеется текст: «КПК «СССР» Кредитный потребительский кооператив «Советский сберегательный союз регионов». Далее на 1/5 рекламного поля на красном фоне белыми буквами крупным шрифтом размещено условие привлечения личных сбережений граждан: «Принимаем сбережения граждан 24,75%».

Ниже указанного текста имеется изображение бочонка меда и приведена следующая информация, исполненная крупным шрифтом: «Первым 300 пайщикам мед в подарок!». Также в рекламе имеется адрес организации и телефон: «Ул.Пояркова, 13/1, тел. 40 30 50, 40 30 70».

Вдоль нижнего края на 1/16 рекламного поля на уровне 2 этажа жилого дома размещено текст, исполненный мелким нечитабельным шрифтом, который не воспринимается (читается) со значительного расстояния.

Рассматриваемая реклама в силу статьи 3 Федерального закона «О рекламе» признается рекламой, а именно информацией, распространяемой любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижению на рынке. Объектом рекламирования выступают финансовые услуги, а именно привлечение личных сбережений граждан по условию 24,75%, оказываемого КПК «СССР».

Согласно пункту 6 статьи 4 Федерального Закона «О защите конкуренции» финансовой организацией является хозяйствующий субъект, оказывающий финансовые услуги – кредитная организация, микрофинансовая организация, кредитный потребительский кооператив, страховщик, страховой брокер, общество взаимного страхования, фондовая биржа, валютная биржа, ломбард, лизинговая компания, негосударственный пенсионный фонд, управляющая компания инвестиционного фонда, управляющая компания паевого инвестиционного фонда,  управляющая компания негосударственного пенсионного фонда, специализированный депозитарий инвестиционного фонда, специализированный депозитарий паевого инвестиционного фонда, специализированный депозитарий негосударственного пенсионного фонда, профессиональный участник рынка ценных бумаг.

Реклама способствует продвижению финансовых услуг, а именно привлечения личных сбережений граждан, при этом, в содержании рекламы умалчиваются иные существенные условия оказания соответствующих финансовых услуг, влияющих на сумму расходов,  которую понесут воспользовавшиеся услугами лица, а именно срок и сумма, что указывает  на признаки нарушения пункта 2 части 2 статьи 28 Федерального Закона «О рекламе».

Согласно пункту 2 части 2 статьи 28 Федерального Закона «О рекламе» реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг не должна умалчивать об иных условиях оказания соответствующих услуг, влияющих на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугами лица, или на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугами лица, если в рекламе сообщается хотя бы одно из таких условий.

В соответствии с частью 7 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

В рекламе финансовых услуг КПК «СССР» существенной является не только информация, привлекательная для потребителя процентная ставка привлечения личных сбережений, но и информация способная обмануть ожидания, сформированные у потребителя такой рекламы, как срок и сумма.

Размещение рекламной конструкции на значительном расстоянии от земли (на уровне 3 – 5 этажей более 7 метров), с учетом расположения на внешней стене многоквартирного жилого дома и вблизи проезжей части, текст, исполненный мелким шрифтом, не позволяет потребителю прочесть информацию. Несмотря на формальное наличие в рекламе существенной информации о рекламируемом финансовой услуге, а именно крупно указанной процентной ставке, читаемой на значительном расстоянии, форма предоставления остальных условий рекламируемых услуг такова, что они потребителями не воспринимаются и фактически в рекламе отсутствуют, что приводит к введению в заблуждение потребителей рекламы.

Часть существенных условий влияющих на сумму доходов, которую понесут воспользовавшиеся услугами лица в рекламе КПК «СССР», в рассматриваемой рекламе отсутствует, что указывает на признаки нарушения части 7 статьи 5, пункта 2 части 2 статьи 28 Федерального Закона «О рекламе».

При этом в рекламе КПК «СССР», распространяемой с использованием рекламной конструкции, монтированной на внешнюю стену жилого дома, находящегося по адресу  г.Якутск, ул.Пояркова, д.13, на уровне 3 – 5 этажей, указано о проведении стимулирующего мероприятия, а именно акции, условиями участия в которой является вступления члены в КПК «СССР» и оформление договора размещения личных сбережений в числе первых 300 клиентов и гарантированного подарка в виде меда.

Согласно статье 9 Федерального закона «О рекламе» в рекламе, сообщающей о проведении конкурса, игры или иного подобного мероприятия, условием участия в которых является приобретение определенного товара (далее - стимулирующее мероприятие), должны быть указаны: 1) сроки проведения такого мероприятия; 2) источник информации об организаторе такого мероприятия, о правилах его проведения, количестве призов или выигрышей по результатам такого мероприятия, сроках, месте и порядке их получения.

В рекламе КПК «СССР» отсутствуют сроки проведения стимулирующего мероприятия, а также иные условия проведения рассматриваемой акции, что указывает на нарушение требований статьи 9 Федерального закона «О рекламе».

Кроме того, в рекламе КПК «СССР», распространяемой с использованием рекламной конструкции, монтированной на внешнюю стену жилого дома, находящегося по адресу  г.Якутск, ул.Пояркова, д.13, не имеется такого существенного условия оказания финансовой услуги по размещению личных сбережений граждан, как необходимости вступления в члены КПК «СССР».

Кредитным потребительским кооперативом в силу пункта 2 части 3 статьи 1 Федерального закона №190ФЗ «О кредитной кооперации» от 18.07.2009г. признается - добровольное объединение физических и (или) юридических лиц на основе членства и по территориальному, профессиональному и (или) иному принципу в целях удовлетворения финансовых потребностей членов кредитного кооператива (пайщиков).

Основной целью деятельности кооператива является организация финансовой взаимопомощи членов кредитного кооператива (пайщиков).

В соответствии с частью 1 статьи 4 Закона «О кредитной кооперации» кредитный кооператив привлекает денежные средства своих членов на основании договоров займа, заключаемых с юридическими лицами и договоров передачи личных сбережений, заключаемых с физическими лицами.

Согласно статье 30 Федерального закона «О кредитной кооперации» определяются следующие особенности привлечения денежных средств физических лиц - членов кредитного кооператива (пайщиков):

1. Для осуществления деятельности (объединение паенакоплений (паев) и привлечение денежных средств членов кредитного кооператива (пайщиков), размещение денежных средств путем предоставления займов членам кредитного кооператива (пайщикам) для удовлетворения их финансовых потребностей) кредитные кооперативы, членами которых являются физические лица, вправе привлекать денежные средства указанных лиц на основании договоров передачи личных сбережений.

2. По договору передачи личных сбережений физическое лицо, являющееся членом кредитного кооператива (пайщиком), передает кредитному кооперативу денежные средства на условиях возвратности, платности, срочности.

3. Условия договора передачи личных сбережений определяются положением о порядке и об условиях привлечения денежных средств членов кредитного кооператива (пайщиков), принятым общим собранием членов кредитного кооператива (пайщиков) в предусмотренном настоящим Федеральным законом порядке. Положение о порядке и об условиях привлечения денежных средств членов кредитного кооператива (пайщиков) должно содержать единые для всех членов кредитного кооператива (пайщиков) условия о размере и порядке платы за использование денежных средств членов кредитного кооператива (пайщиков), привлеченных на основании договоров передачи личных сбережений.

В силу пункта 1, пункта 2 части 3 статьи 3 Федерального закона «О кредитной кооперации» кредитный кооператив осуществляет свою деятельность на основе следующих принципов: финансовой взаимопомощи членов кредитного кооператива (пайщиков); ограничения участия в деятельности кредитного кооператива лиц, не являющихся его членами.

Следовательно, в рекламе КПК «СССР», распространяемой с использованием рекламной конструкции, монтированной на внешнюю стену жилого дома, находящегося по адресу  г.Якутск, ул.Пояркова, д.13, не указано о необходимости вступления в члены КПК «СССР» как существенного условия оказания финансовой услуги по размещению личных сбережений граждан, что указывает на признаки нарушения части 7 статьи 5 Федерального закона «О рекламе».

В рекламе КПК «СССР», распространяемой в эфире телеканалов «ТНТ-Якутск», «Россия 24», «Россия 1» выполнена в виде видеоролика, сюжет рекламы скопирован с популярного в СССР  1970-1991 г.г. информационной новостной программы «Время». Реклама КПК «СССР» транслируется в течение 25 сек. эфирного вещания и состоит из звуковой и визуальной информации (текста), звуковая информация содержит следующий текст: «КПК «СССР» повышает ставки по сбережениям до 24%. Работает программа бесплатного страхования. Пайщики – это граждане и предприятия. Действует 5 сберегательных программ. Ул.Пояркова, 13/1, телефон: 40 30 50, 40 30 70».

На 15 секунде видеоряд сменяется статичной картинкой, в которой используется изображение государственного знака качества СССР, красными буквами на белом фоне крупным шрифтом размещено наименование организации «КПК «СССР», также имеется адрес и телефон кооператива. Вдоль нижнего края на 1/6 рекламного поля расположен текст, исполненный мелким шрифтом, данный мелкий шрифт воспроизводится в течение 10 секунд эфирного времени.

В содержании рассматриваемой рекламы доступным для восприятия способом указано одно из привлекательных условий договора размещения личных сбережений граждан, а именно процентная ставка 24,75%, при этом, вся необходимая для принятия решения информация оказания соответствующих услуг, влияющих на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугами лица исполнена мелким нечитабельным шрифтом, и воспроизводится таким способом и в том промежутке времени (10 секунд), которые не позволяют возможному потребителю рекламы ознакомиться и воспринять информацию о существенных условиях в полном объеме , что вводит потребителей рекламы в заблуждение.

Следовательно, в рекламе, транслируемой в эфире телеканалов «ТНТ-Якутск», «Россия 24», «Россия 1», часть существенных условий влияющих на сумму доходов, которую понесут воспользовавшиеся услугами лица, отсутствует, что не позволяет ознакомиться с существенными условиями, влияющими на доходы пайщиков, а именно  информация о сроке, сумме договора размещения личных сбережений граждан, что указывает на признаки нарушения части 7 статьи 5, пункта 2 части 2 статьи 28 Федерального закона «О рекламе».

Принимая во внимание наличие фактов указывающих на признаки нарушения части 7 статьи 5, статьи 9, пункта 2 части 2 статьи 28 Федерального закона «О рекламе», руководствуясь  пунктом 2 части 1 статьи 33, частями 1, 2 статьи 36 Федерального закона "О рекламе" и в соответствии с пунктами 20, 21 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных  по  признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,

 

ОПРЕДЕЛИЛА:

 

1. Возбудить производство по делу №03-45/15Р по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

 

2.  Признать лицами, участвующими в деле:

Лицо, в действиях, которых содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе:

- КПК «СССР», г. Якутск, ул.Пояркова, д.13/1;

- АО «Телеканал Саха ТВ», г. Якутск, ул. Октябрьского, д. 10/1;

- ВГТРК, г.Москва, ул.Шаболовка. д.37.

Явка законных представителей или представителей КПК «СССР», АО «Телеканал Саха ТВ», ВГТРК (с доверенностью на участие в рассмотрении конкретного дела) обязательна.

 

3. Назначить дело №03-45/15Р к рассмотрению на «___» декабря 2015 г. в ___час. ___ мин. по адресу г. Якутск, ул. Аммосова, 18, каб. 407.

 

4. КПК «СССР» в срок до «____» декабря 2015 г. представить следующие сведения (документы):

4.1. устав КПК «СССР»;

4.2. выписку из ЕГРЮЛ;

4.3. свидетельство о государственной регистрации юридического лица;

4.4. свидетельство о постановке на учет в налоговом органе;

4.5. положение о КПК «СССР»;

4.6. положение о сбережениях (условия привлечении денежных средств, по  рекламируемому продукту), утвержденное правлением КПК «СССР»;

4.7. типовой договор, заключаемый с пайщиками по рекламируемой финансовой услуге;

4.8. кто выступает рекламопроизводителем рекламы, распространяемой с использованием рекламной конструкции, установленной возле здания, расположенного по адресу г.Якутск, ул. Гоголя, 1/1, договор на производство рекламы, заключенный с рекламопроизводителем, акты приема работ, платежные документы, утвержденный макет рекламы;

4.9. кто выступает рекламопроизводителем рекламы, распространяемой с использованием рекламной конструкции, установленной на внешней стене жилого дома, расположенного по адресу г.Якутск, ул. Пояркова, д. 13, а также с использованием рекламного ролика, транслируемого на телеканалах «ТНТ-Якутск», «Россия 24», «Россия 1», договор на производство рекламы, заключенный с рекламопроизводителем, акты приема работ, платежные документы, утвержденный  макет рекламы;

4.10. какая информация передавалась рекламопроизводителю (-ям), какие требования предъявлялись к содержанию рекламы, кем определялось содержание рекламы, при наличии представить переписку;

      4.11. акты приема передачи выполненных работ по производству рекламы;

4.11. утверждалась ли перед распространением реклама, рекламодателем, письменные пояснение по факту производства и распространения рассматриваемых реклам, с какого периода осуществлялось распространение рекламы, распространяемой с использованием  рекламной конструкции, установленной на внешней стене жилого дома, расположенного по адресу г.Якутск, ул. Пояркова, д. 13, а также с использованием рекламного ролика, транслируемого на телеканалах «ТНТ-Якутск», «Россия 24», «Россия 1»;

4.12. разрешение органа местного самоуправления на установку рекламной конструкции, установленной на внешней стене жилого дома, расположенного по адресу г.Якутск, ул. Пояркова, д. 13;

4.13. договор аренды помещения в здании, находящемся по адресу г.Якутск, ул.Пояркова, д.13/1.;

4.14. рекламный видеоролик на электронном носителе;

4.15. положение о рекламируемой акции, утвержденное правлением КПК «СССР».

 

5. АО «Телеканал Саха ТВ» в срок до «____» декабря 2015 г. представить следующие сведения (документы):

5.1. устав АО «Телеканал Саха ТВ»;

5.2. выписку из ЕГРЮЛ;

5.3. свидетельство о государственной регистрации юридического лица;

5.4. свидетельство о постановке на учет в налоговом органе;

5.5. лицензия на вещание;

5.6. договор услуг по размещению и распространению  на телеканале «ТНТ-Якутск» рассматриваемой рекламы, заключённый с рекламодателем;

5.7. медиа-план или плей-лист трансляции рекламы КПК «СССР»;

5.8. акты приема передачи выполненных работ по распространению рекламы;

5.9. утверждалась ли перед распространением реклама, рекламодателем;

5.10.  рекламный видеоролик на электронном носителе.

 

6. ВГТРК в срок до «____» декабря 2015 г. представить следующие сведения (документы):

6.1. устав ВГТРК;

6.2. выписку из ЕГРЮЛ;

6.3. свидетельство о государственной регистрации юридического лица;

6.4. свидетельство о постановке на учет в налоговом органе;

6.5. лицензия на вещание;

6.6. договоры услуг по размещению и распространению на телеканалах «Россия 24», «Россия 1» рассматриваемой рекламы, заключённый с рекламодателем;

6.7. медиа-план или плей-лист трансляции рекламы КПК «СССР»;

6.8. акты приема передачи выполненных работ по распространению рекламы;

6.9. утверждалась ли перед распространением реклама, рекламодателем;

6.10.  рекламный видеоролик на электронном носителе.

 

При невозможности представления указанных сведений в  срок уведомить об этом в письменной форме Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия).

 

Примечание: В соответствии с ч. 6. ст. 19.8. Кодекса РФ об административных правонарушениях непредставление в федеральный антимонопольный орган, его территориальный орган сведений (информации), предусмотренных законодательством о рекламе, а равно представление таких сведений (информации) в неполном объеме или в искаженном виде либо представление недостоверных сведений (информации) - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двух тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати тысяч до двухсот тысяч рублей.

 

 

Заместитель руководителя                                                                                               О.А. Ярыгина

 

 

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны