Решение б/н Р Е Ш Е Н И Е по делу № 03-46/13А о нарушении антимонопольн... от 23 сентября 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

 

Р Е Ш Е Н И Е

по делу № 03-46/13А о нарушении антимонопольного законодательства  

 

г. Якутск                                                        резолютивная часть оглашена 20 февраля 2013 г.

                                                                          изготовлено в полном объеме 6 марта 2013 г.

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Кузьмин А.Д. – заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), председатель Комиссии;

Борисова Т.П. – главный  специалист-эксперт отдела естественных монополий и рекламы Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), член Комиссии;

Ефремова А.В. - главный  специалист-эксперт отдела естественных монополий и рекламы Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), член Комиссии;

Донцова В.И. – ведущий специалист-эксперт отдела естественных монополий и рекламы Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), член Комиссии;

при участии:

ИП Шапранов А.Ю., Геренчук С.В. представитель по доверенности от 09.02.2012г № 1-614;

ОАО «Сахатранснефтегаз» - Цесаренко Т.В. представитель по доверенности от 20.09.2012г. № 156/13; Адамова Г.Д. представитель по доверенности от 01.01.2014г. № 7/14-ГД.

Рассмотрев дело № 03-46/13А, возбужденное в отношении ОАО «Сахатранснефтегаз» по признакам нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции»,

у с т а н о в и л а:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) 25.04.2013г. поступило заявление Индивидуального предпринимателя <…> на действия ОАО «Сахатранснефтегаз», а именно неправомерный отказ от заключения договора поставки сжиженного углеводородного газа  наливом на 2013 год. ОАО «Сахатранснефтегаз» используя свое доминирующее положение, необоснованно уклоняется от заключения договора с отдельными покупателями, приоритетно поставляя СУГ на АГЗС принадлежащую обществу.

 

Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) в целях уточнения обстоятельств направлен запрос в ОАО «Сахатранснефтегаз» о предоставлении пояснений по факту отказа от заключения договора поставки сжиженного углеводородного газа на 2013г. с ИП <…>. Из представленной обществом информации следует, что сжиженные углеводородные газы (далее СУГ) является побочным продуктом при осушке природного газа, при  наличии свободных объемов с Якутского газоперерабатывающего завода отпуск СУГ как моторного топлива наливом (оптом) производится сторонним покупателям по договорам поставки, по оптовым ценам, установленным ОАО «Сахатранснефтегаз». Начиная с 2012г. сложилась критическая ситуация по производству СУГ в связи со снижением содержания пропана и бутана в поступающем природном газе на Якутский ГПЗ. Содержание пропана и бутана в 2009-2012г.г. (при максимальной загрузке ГПЗ) составило 0,0521 кг/м3, в зимние месяцы аналогичного периода снизилось до 0,0485 кг/м3, данное обстоятельство связано с изменением температурного режима сепарации на УКПГ Средневилюйского Газоконденсатного месторождения (ОАО «ЯТЭК).                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                 

С целью уточнения заявленных доводов, антимонопольным органом направлен запрос в ОАО «ЯТЭК» на который получен ответ, что температурный режим сепарации не менялся, содержание фракций С3-С4 оставался на уровне зимних месяцев 2009-2012г.г. К пояснению приложены справки по содержанию пропана и бутана в природном газе на входе в ГПЗ, протоколы испытаний с указанием компонентного химического состава газа за 20009,2010,2011,2012г.г..

Дополнительно к представленной информации ОАО «Сахатранснефтегаз» сообщил следующее, в летний период из – за снижения потребления природного газа Центральным районом РС (Я) эффективность использования оборудования ЯГПЗ составляет не более 50%, газоперерабатывающие установки простаивают. Соответственно, в летние месяцы производство СУГ снижается, при этом объемы потребления не меняются. В соответствии с Правилами безопасности для складов сжиженных углеводородных газов и легковоспламеняющихся жидкостей под давлением  ПБ 03-110-96 объем хранения СУГ на товарных и сырьевых складах предприятия должен обеспечивать оперативный и страховой запасы продукции. На сырьевых и товарных складах, в соответствии с технологическим регламентом должен храниться запас каждого из видов сырья и товарной продукции, равный 3-х суточной производительности химико – технологической системы (п. 3. 2. ПБ 03-110-96).

Из пояснительной записки ОАО «Сахатранснефтегаз» следует, что насыщение рынка СУГ произошло в 2011г. одновременно с выходом Якутского газоперерабатывающего завода на максимальные объемы производства. Но в 2012г. потенциальные объемы потребления достигли 17-19 тысяч тонн в год при максимальных объемах производства СУГ в 13 тысяч тонн. Возник дефицит.

В силу представленных пояснений Управлением запрошены данные о фактической себестоимости СУГ; договора поставки сторонним покупателям; информацию  о выпуске и отпуске СУГ; отгрузке на АГЗС СТНГ (ОАО) за рассматриваемый период.

ОАО «Сахатранснефтегаз» представил данные, где указано, что объем производства СУГ начиная с 2010 г. по 1 полугодие 2013г. растет в среднем на 13%, за 1 полугодие 2013г. к 2012г. производство СУГ выросло на 4,7%. Производство СУГ в 2010г. составлял 9 844,9 т. за 7 месяцев 2013г. 13 471,1 т. Объем реализации в 2012г. составил 13 199,3 т, за 7 месяцев 2013г. 13 470,0. Отпуск СУГ на АГЗС общества с 2012г. к полугодию 2013г. увеличился на 66%.   

Обществом представлен перечень оптовых покупателей сжиженного газа наливом с 2011по 2013г.г. где количественный состав находится практически на одном уровне и колеблется с 13 до 12 контрагентов.

Начиная с 2013г. ОАО «Сахатранснефтегаз» заключает договора со сторонними покупателями помесячно, в соответствии с п. 1.1. поставщик при наличии свободных объемов продукции обязуется Покупателю партию сжиженного газа; п. 1.2 свободные объемы определяются исходя из объемов продукции, произведенной Поставщиком сверх объемов на коммунально – бытовые и собственные нужды. Отпуск продукции производиться при наличии документов, указанные в  3-й части заключенного договора.

Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), изучив представленные документы, усмотрело в действиях ОАО «Сахатранснефтегаз» нарушение части 1 статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции», в части ограничения, устранения конкуренции на соответствующем товарном рынке.  

На запрос антимонопольного органа Министерством экономики и промышленной политики Республики Саха (Якутия) направлен ответ о том, что на территории республики оптовую торговлю сжиженным углеводородным газом осуществляет только ОАО «Сахатранснефтегаз» и функционирует один газоперерабатывающий завод, который принадлежит ОАО «Сахатранснефтегаз». В Нерюнгринском районе ООО «ТДВ – газ» реализует СУГ в виде моторного топлива и закупает его у газоперерабатывающего завода ООО «Газпром газэнергосеть».

Учитывая, что ОАО «Сахатранснефтегаз» является субъектом естественных монополий в сфере деятельности  «Транспортировка нефти и (или) нефтепродуктов по магистральным трубопроводам»,  «Транспортировка газа по трубопроводам», Комиссией Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) принято решение провезти анализ состояния конкурентной среды на рынке оптовой реализации сжиженного углеводородного газа на территории РС (Я) и определения доли ОАО «Сахатранснефтегаз» на соответствующем товарном рынке.

На основании административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной  функции по установлению доминирующего положения хозяйствующего при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства и при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией, утвержденного Приказом ФАС России от 25.05.2012 N 345 (далее – Административный регламент) устанавливает право антимонопольного органа устанавливать доминирующее положение хозяйствующего субъекта на товарном рынке при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства.

Продуктовые границы рынка

В соответствии с Порядком, в первую очередь необходимо определить продуктовые границы товарного рынка. Определение продуктовых границ включает: предварительное определение товара (его потребительские свойства), выявление товаров-заменителей.

В настоящем исследовании под товаром (услугой) понимается рынок оптовой реализации сжиженного газа на территории Республики Саха (Якутия).

В соответствии с пунктом 3.4 Порядка, определение товара может быть проведено на основе: условий договора, нормативных актов, регулирующих соответствующую деятельность, общероссийских классификаторов продукции, работ, услуг, видов экономической деятельности и др.

В статье 2 Федерального закона «О газоснабжении в Российской Федерации» от 31.03.1999г. №69-ФЗ даны основные понятия:

- газ - природный газ, нефтяной (попутный) газ, отбензиненный сухой газ, газ из газоконденсатных месторождений, добываемый и собираемый газо- и нефтедобывающими организациями, и газ, вырабатываемый газо- и нефтеперерабатывающими организациями.

Природный газ перед подачей потребителям в процессе обработки освобождается от тяжелых фракций путем глубокой осушки природного газа. Побочными продуктами при осушке природного газа являются: сжиженные углеводородные газы, используемые для коммунально – бытовых нужд и как моторное топливо для автомобилей, автомобильный бензин АИ-80.

В соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности (ОКВЭД) продукции и услуг используются следующие коды:  51.51 «Оптовая торговля топливом»; 51.51.3  – оптовая торговля прочим жидким и газообразным топливом.

В настоящем исследовании анализируется рынок поставки оптовой реализации сжиженного углеводородного газа, используемое как моторное топливо.

В соответствии с пунктом 5. Правил поставки газа в РФ поставка газа производится на основании договора между поставщиком и покупателем, заключаемого в соответствии с требованиями Гражданского кодекса Российской Федерации, федеральных законов, настоящих Правил и иных нормативных правовых актов.

Согласно договору на поставку газа предметом договора является партии сжиженного газа наливом в автоцистерны по цене установленной ОАО «Сахатранснефтегаз».

В соответствии с Правилами безопасности при эксплуатации автомобильных заправочных станций сжиженного газа, утвержденные Постановлением Госгортехнадзора РФ от  04.03.2003 N 6 эксплуатация автомобильных газозаправочных станций (АГЗС) осуществляется организациями, имеющими обученный и аттестованный в установленном порядке персонал, необходимую материально-техническую базу, а также лицензию Госгортехнадзора России на эксплуатацию взрывоопасного объекта.

Таким образом, существенным условием договора на отпуск продукции является наличии соответствующих документов, а именно:

1.      приказа о назначении по предприятию лица, ответственного за безопасную эксплуатацию  объектов, использующих СУГ с приложением протокола аттестации в Ростехнадзоре РФ;

2.       приказа о назначении лиц, эксплуатирующих автомобильные заправочные станции сжиженных газов;

3.      приказа о назначении уполномоченных лиц на получение продукции на АГЗС с приложением протокола аттестации в Ростехнадзоре РФ;

4.      копии протоколов проверки знаний операторов, заправляющих АГЗС по Правилам безопасности для объектов, использующих сжиженные углеводородные газы и Правилам безопасности при эксплуатации автомобильных заправочных станций сжиженного газа;

5.      копии Свидетельства о регистрации в Государственном реестре опасных производственных объектов;

6.      копию Страхового полиса страхования гражданской ответственности при эксплуатации АГЗС;

7.      копии лицензии на эксплуатацию взрывопожароопасных производственных объектов, выданной органами Ростехнадзора РФ.  

В соответствии с пунктом 3.5 Порядка, при выявлении свойств товара анализируются функциональное назначение, применение, качественные и технические характеристики, цена.

Газы горючие и природные, поставляются и транспортируются по магистральным трубопроводам. Сжиженные углеводородные газы (СУГ) получают из попутного нефтяного газа. Якутский газоперерабатывающий завод ОАО «Сахатранснефтегаз» вследствии глубокой осушки природного газа получает сжиженные углеводородные газы (СУГ). Сжиженные углеводородные газы в состоят из представляют собой смесь химических соединений, состоящую в основном из водорода и углерода с различной структурой молекул, т.е. смесь углеводородов различной молекулярной массы и различного строения. Основными компонентами СУГ являются пропан и бутан, в виде примесей в них содержатся более легкие углеводороды (метан и этан) и более тяжелые (пентан), применяемых в качестве бытового топлива. Физические свойства СУГ определяются физическими свойствами его основных компонент. Его можно хранить в сжиженном виде при относительно небольших давлениях до 1,5 МПа в широком диапазоне температур, что позволяет транспортировать СУГ в цистернах или баллонах. В состав СУГ в зависимости от спецификации также могут входить изобутан и этан. Сжиженные углеводородные газы пожаро и взрывоопасны, токсичны, имеют специфический характерный запах.

Свойства товара.

Сниженные углеводородные газы это чистые газы или специальные смеси, которые могут быть использованы для отопления домов, в качестве автомобильного топлива, а также производства нефтехимической продукции.

Сжиженный газ - жидкий газ, полученный охлаждением ниже критической температуры (Тк) и последующей конденсацией в результате отвода теплоты парообразования (конденсации).

Область применения природного газа и его потребительские свойства регламентируются ГОСТ 52087-2003 «Газы углеводородные сжиженные топливные» и ТУ 0271-001-18939657-2002 «Газы горючие природные для промышленного и коммунально-бытового назначения», согласно которому определение должно происходить по ГОСТ 10679 «Газы углеводородные сжиженные. Метод определения углеводородного состава».

Сжиженные углеводородные газы (СУГ) поставляются на АГЗС в специальных автомобильных цистернах, слив СУГ из автомобильных цистерн производится, как правило, только в светлое время суток в соответствии с Правилами безопасности при эксплуатации автомобильных заправочных станций сжиженного газа.

Согласно условиям договоров, заключенного между ОАО «Сахатранснефтегаз» и покупателями сжиженного углеводородного газа поставщик обязан обеспечить качество сжиженного углеводородного газа в соответствии с требованиями технических условий ТУ – 0272-002-18939657-2002.

В соответствии с Постановлением Госстандарта газ предназначенный для реализации на территории Российской Федерации подлежит обязательной сертификации. Обязательная сертификация газа осуществляется: для сжиженных газов - на газо- и нефтеперерабатывающих предприятиях; для компримированных природных газов - на автомобильных газонаполнительных компрессорных станциях (АГНКС). Предприятия, выпускающие, какую либо продукцию должны иметь в своем составе лабораторию, аккредитованную на техническую компетентность по ГОСТ ИСО/МЭК 17025:2005 «Общие требования к компетентности испытательных и калибровочных лабораторий».

Пробы газа для сертификационных испытаний отбираются в соответствии с требованиями ГОСТ 10679 «Газы углеводородные сжиженные. Метод определения углеводородного состава».

Определение количественных параметров природного газа регламентируется Правилами поставки газа в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 5 февраля 1998 г. № 162 и Правилами учета газа, утвержденными Минтопэнерго РФ 14 октября 1996 г.

Поставка СУГ определяется в соответствии с заключенным договором. Автомобили, используемые для перевозки сжиженного газа должны иметь: свидетельство ДОПОГ зарегистрированное в соответствии с приказом Ространснадзора, сосуд, зарегистрированный в органах Ростехнадзора и иметь соответствующее разрешение на эксплуатацию.

В соответствии с договорами ОАО «Сахатранснефтегаз» объемное количество залитого в автоцистерну продукта определяется Поставщиком по счетчику. Весовое количество определяется исходя из объема залитого продукта и фактического удельного веса на момент отгрузки, определяемого аккредитованной лабораторией ЯГПЗ  ОАО «Сахатранснефтегаз». 

Учитывая, что ОАО «Сахатранснефтегаз» в одностороннем порядке может определять уровень цены товара и оказывать решающее влияние на общие условия реализации товара на рассматриваемом товарном рынке, отпускные цены на продукцию переработки Якутского газоперерабатывающего завода, а именно СУГ ежегодно устанавливаются на основании приказа  ОАО «Сахатранснефтегаз». Отпускаемая цена на СУГ ежегодно растет на 8,9%. Повышение цен на реализуемый товар не снижает спрос на СУГ. Единица измерения количества получаемого природного газа измеряется в метрах кубических, для измерения сжиженного углеводородного газа применяются литры (тонны).

В соответствии с пунктом 3.7 Порядка, при определении взаимозаменяемых товаров в соответствии со статьей 4 Закона «О конкуренции» основывается на фактической замене товаров покупателем или готовности покупателя заменить одни товары другими в процессе потребления (в том числе производственного), учитывая их функциональное назначение, применение, качественные и технические характеристики, цену и другие параметры.

Если для замены товара другими товарами в процессе потребления требуется более года или в связи с заменой покупатель товара несет значительные издержки (превышающие 10 процентов от цены товара), то такие товары не должны относиться к взаимозаменяемым.

Согласно отпускным ценам на продукцию переработки Якутского газоперерабатывающего завода сжиженный газ для сторонних организаций наливом с 01.04.2013 г. конечная цена составляет 20 157,48 руб./тн. (с НДС и акцизом). Отпускная цена автомобильного бензина неэтилированного пентанового АИ-80-4 Франко – ГПЗ составляет 26 033,16 руб./тн. (с НДС и акцизом).

Отпускная цена автомобильного бензина неэтилированного пентанового АИ-92-4, Франко – ГПЗ составляет 36 674,22 руб./тн. (с НДС и акцизом).

Базовая отпускная цена на коммерческие нефтепродукты по нефтебазам ОАО «Саханефтегазсбыт» бензина А-76, Н-80 составляет 42 716,78 руб./тн. (без НДС).

Автомобильный бензин можно рассматривать в качестве альтернативного вида топлива только при условии получения потребителем выгоды (снижения расходов на заправку автомобиля). Основным условием такой замены является наличие существенной разница в стоимости данных видов топлива.

Таким образом, если автовладелец перейдет с сжиженного газа на автомобильный бензин расходы увеличатся более чем на 10%, следовательно автобензин не является товарами заменителя, так как превышение составило более 10 процентов.

Если рассматривать компримированный природный газ, то они различны по качественным и техническим параметрам. КПГ и СУГ подаются в баллоны под сильным давлением, но при этом давление, при котором СУГ подается в баллон, не превышает 1,6 МПа, а КПГ при - давлении не более 40,0 МПа.

Согласно ГОСТ Р 51753 – 2001 «Баллоны высокого давления для сжатого природного газа, используемого в качестве моторного топлива на автомобильных транспортных средствах. Общие технические условия ГОСТ Р 51753-2001 СУГ применяется в качестве моторного топлива для автотранспортных средств оснащенных ГБО, с двигателем внутреннего сгорания только с принудительным воспламенением, т.е. СУГ не применяется для дизельного транспорта.

То есть, чтобы использовать в качестве моторного топлива КПГ необходимо установить соответствующее ГБО, что повлечет дополнительные расходы приобретателя, значительно превышающие 10 %  от цены товара. Таким, образом, КПГ не является взаимозаменяемым товаром, используемым в качестве моторного топлива.

Исходя из условий установления цен на сжиженный углеводородный газ, условий договора, продуктовыми границами товарного рынка оптовой реализации сжиженного углеводородного газа определены по коду ОКВЭД 51.51.3 «Оптовая торговля жидким и газообразным топливом».

Географические границы рынка

В соответствии п. 4 Порядка процедура определения границ территории, на которой покупатель (покупатели) приобретает или имеет экономическую возможность приобрести товар и не имеет такой возможности за ее пределами, включает:  предварительное определение географических границ товарного рынка, выявление условий обращения товара, ограничивающих экономические возможности приобретения товара покупателем (покупателями), определение территорий, входящих в географические границы рассматриваемого товарного рынка.

В соответствии п. 4.1 Порядка предварительное определение географических границ товарного рынка проводится на основе информации: о регионе, в котором действует хозяйствующий субъект, являющийся объектом антимонопольного контроля, и (или) о регионе, в котором выявлены признаки нарушения антимонопольного законодательства; о структуре товаропотоков.

Сжиженные углеводородные газы – это смесь пропана и бутана, получаемая в процессе переработки природного газа. Исходным сырьем для производства пропан – бутановой фракции является природный газ Средне – Вилюйского и Мастахского газоконденсатных месторождений. Переработка газа осуществляется в Якутском газоперерабатывающем заводе, входящем в состав ОАО «Сахатранснефтегаз». Поставка газа в адрес ОАО «Сахатранснефтегаз» осуществляется на основании договора оптовой поставки газа № 686/17-10 с ОАО «ЯТЭК» в соответствии с ОСТ 51.40-93 «Газы горючие и природные, поставляемые и транспортируемые по магистральным трубопроводам».  

Учитывая, что покупатели приобретают СУГ только на территории Республики Саха (Якутия) географические границы рассматриваемого рынка оптовой реализации сжиженного газа определим  территорию Республики Саха (Якутия).

Одной из особенностей рынка СУГ в Республики Саха (Якутия) является сезонная неравномерность потребления природного газа Центральным районом РС (Я). Основным потребителем природного газа, поставляемым ОАО «Сахатранснефтегаз» является ОАО «Якутскэнерго». Якутский газоперерабатывающий завод работает при  номинальной и максимальной производительности 5 месяцев в году (с ноября по март). В летний период из – за снижения потребления природного газа Центральным районом РС (Я) эффективность использования оборудования ЯГПЗ составляет не более 50%, т.е. практически газоперерабатывающие установки простаивают. Соответственно, в летние месяцы производство СУГ существенно снижается, при этом объем потребления не меняется. Среднегодовая производительность завода по сжиженному составляет:

- в зимний период (с октября по март) – 50 тонн в сутки;

- в летний период  (с апреля по сентябрь) – 25 тонн в сутки.

В год на Якутском ГПЗ производится около 13 000 тонн СУГ.

Якутия находится в сложнейших природно-климатических условиях в зоне активного влияния геокриологических процессов и вечной мерзлоты. Республика Саха (Якутия) имеет огромную территорию, является самым большим по площади субъектом Российской Федерации. Республика состоит из 35 муниципальных образований. Свыше 40% территории Якутии находится за Полярным кругом. Климат резко континентальный: амплитуда колебаний температуры воздуха составляет 100 градусов по Цельсию (от +40ºС летом и до -60ºС). Сложность жизнеобеспечения республики обусловлена климатическими особенностями, требующими повышенной надежности инженерной инфраструктуры, длительностью отопительного сезона.

С учетом климатических условий Якутии на Якутском газоперерабатывающем заводе осуществляется подготовка природного газа для минимизации содержания в нем углеводородов, которые могут выпасть в жидком виде при низких отрицательных температурах.

В соответствии с Правилами безопасности для складов сжиженных углеводородных газов и легковоспламеняющихся жидкостей под давлением ПБ 03-110-96 объем хранения СУГ на товарных и сырьевых складах предприятия должен обеспечивать оперативный и страховой запасы продукции. На сырьевых и товарных складах, в соответствии с технологическим регламентом, должен храниться запас каждого из видов сырья и товарной продукции, равный 3-х суточной производительности химико – технологической системы (п.3.2. ПБ 03-110-96).  

На территории Республики Саха Якутия оптовую торговлю сжиженным углеводородным газом осуществляет только ОАО «Сахатранснефтегаз». В Нерюнгринском районе ООО «ТДВ-газ» реализует сжиженный углеводородный газ в виде моторного топлива.

Объем ввоза СУГ                                                                   таблица 1

 

2011г.

2012г.

1 полугодие 2013г.

Ввоз СУГ, тонн

950,0

937,3

378,0

Учитывая, что производство сжиженного углеводородного газа осуществляется только ОАО «Сахатранснефтегаз», цена на СУГ устанавливается на основании приказа обществом, периодом действия на один год с учетом плановой калькуляции стоимости переработки, производимой Якутским газоперерабатывающим заводом.

Договор на поставку СУГ с контрагентами заключается на основании заявки. Приобретение товара при наличии свободных объемов продукции, после заключения договора, с приложением соответствующих документов. Вывоз СУГ производится контрагентом самостоятельно на собственном транспорте с территории ЯГПЗ, по заявке контрагента «ОАО Сахатранснефтегаз» оказывает услуги по доставке продукции до пункта назначения, с заключением отдельного договора.

Автомобили, используемые для перевозки сжиженного газа должны иметь следующие документы: сосуд должен быть зарегистрирован в органах Ростехнадзора и иметь соответствующее разрешение на эксплуатацию; свидетельство ДОПОГ.

Автомобиль должен быть укомплектован в соответствии с ДОПОГ: установленным на выхлопной трубе искрогасителем; двумя огнетушителями вместимостью не менее двух литров; опознавательными знаками системы информации о транспортировке грузов повышенной опасности. Место заправки СУГ является площадка для наполнения автоцистерн Якутского газоперерабатывающего завода. Объемное количество залитового в автоцистерну продукта определяется Поставщиком по счетчику. Весовое количество определяется исходя из объема залитого продукта и фактического удельного веса на момент отгрузки, определяемого аккредитованной лабораторией.    

В настоящий момент оптовыми покупателями сжиженного газа наливом являются:

- ООО «Стройкомплекс» (г. Якутск);

- ИП Максимов С.Н (г. Якутск);

- ООО «Газстройресурс» (г. Якутск);

- ООО «Газ+» (г. Якутск);

- МУ ПАТП (п. Мохсоголох);

- ИП Кузьмина (г. Покровск);

- ООО «Намгазстрой» (с. Намцы);

- ООО «Айан – транс» (с. Намцы);

- ООО «Хангаласский Газстрой» (передвижная АГЗС);

- ООО «Инфотех»  (с. Бердегистях);

- ООО «Пропан-Сервис» (г. Ленск).

Анализом фактических районов продаж установлено географическое расположение районов продаж, в которых продавцы конкурируют друг с другом при осуществлении продаж товара предварительно определенным приобретателям:

- в ГО «Город Якутск» - ОАО «Сахатранснефтегаз»;

- в ГО «Город Нерюнгри» ООО «ТДВ-газ».

Территория районов, для фактического потребления в которых покупают топливо приобретатели и условий приобретения является территория муниципального образования.

Таким образом, географическими границами рассматриваемого товарного рынка определена территория муниципального образования ГО «Город Якутск», ГО «Город Нерюнгри».

Состав хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке

В соответствии с пунктом 5.1 Порядка в состав хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке, включаются хозяйствующие субъекты, реализующие в его границах рассматриваемый товар в пределах определенного временного интервала.

  По информации Министерства экономики и промышленной политики РС (Я) в настоящее время, на территории РС (Я) оптовую торговлю сжиженным углеводородным газом осуществляет только ОАО «Сахатранснефтегаз», функционирует один газоперерабатывающий завод, который принадлежит ОАО «Сахатранснефтегаз». В Нерюнгринском районе ООО «ТДВ-газ» реализует сжиженный углеводородный газ в виде моторного топлива, общество закупает СУГ у газоперерабатывающего завода ООО «Газпром газэнергосеть» в г. Сургут.

- Открытое акционерное общество «Сахатранснефтегаз» юридический адрес: 677027, Республика Саха (Якутия), г. Якутск, ул. Кирова, 18, блок «В».

- Общество с ограниченной ответственностью «ТДВ-газ» юридический адрес: 678967, Республика Саха (Якутия), г. Нерюнгри, ул. Платона Ойунского, 3.

В составе ОАО «Сахатранснефтегаз» входят следующие группы лиц:

1.      Министерство имущественных и земельных отношений Республики Саха (Якутия) юридический адрес: Российская Федерация, Республика Саха (Якутия), г. Якутск, ул. Аммосова, д. 8;

2.      ООО "Ленск-Газ" юридический адрес: Российская Федерация, Республика Саха (Якутия), г. Ленск, мкр. Ханайдах, ул. Центральная, дом 3;

3.      ООО "Витим-Газ" юридический адрес: Российская Федерация, Республика Саха, (Якутия), пос. Пеледуй,ул. Новая, д. 4;

4.      ООО "Востокнефтегаз" юридический адрес: Российская Федерация, Республика Саха (Якутия), г. Якутск, ул. Петра-Алексева 74;

5.      ООО "Сансервис" юридический адрес: Российская Федерация, Республика Саха (Якутия), Вилюйский район, п. Кысыл-Сыр, ул. Энтузиастов, д.43;

6.      ООО "ГДК Ленск-газ" юридический адрес: Российская Федерация, Республика Саха г. Ленск, мкр. Ханайдах, ул. Центральная, дом 3;

7.    <...>

Расчет объема товарных рынков и долей хозяйствующих субъектов

В соответствии с пунктом 6.1 Порядка проведения анализа основным показателем для расчета объема товарного рынка и долей хозяйствующих субъектов на рынке является объем продаж (поставок) на рассматриваемом товарном рынке. Расчет объема товарной массы в обороте за исследуемый период времени в продуктовых и географических границах товарного рынка определяется на основе натуральных показателей объема сжиженного углеводородного газа, реализованного потребителям. Объем рынка оптовой реализации СУГ определяется как сумма объемов продаж данного товара хозяйствующими субъектами, действующими на рассматриваемом товарном рынке в географических границах. Указанные показатели используются в натуральном выражении, а именно в тоннах. При этом не допускается повторный учет одного и того же товара.

 Согласно пункту 6.3 Порядка проведения анализа доля хозяйствующего субъекта на товарном рынке рассчитывается как выраженное в процентах отношение показателя, характеризующего объем товарной массы, поставляемой данным хозяйствующим субъектом на рассматриваемый товарный рынок, к показателю, характеризующему объем рассматриваемого товарного рынка. Доля хозяйствующего субъекта (группы лиц) на товарном рынке определяется применительно к установленному временному интервалу, к продуктовым границам и к географическим границам рассматриваемого товарного рынка, а также к составу хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке.

Расчет объема товарного рынка и долей хозяйствующих субъектов на оптовом рынке реализации сжиженного углеводородного газа Республики Саха (Якутия) за 2011,2012 год и 1 полугодие 2013 г. приведен в таблице № 2.

 

Расчет объема рынка и долей хозяйствующих субъектов

на рынке оптовой реализации СУГ

 

таблица № 2

Наименование хозяйствующего субъекта

2011 год

2012 год

1 полугодие 2013г.

Объем реализации, тн.

Доля, в %

Объем реализации, тн.

Доля, в %

Объем реализации, тн.

Доля, в %

ОАО «Сахатранснефтегаз»

11 414,0

92,32

13 234,14

93,39

8 153,0

95,57

ООО «ТДВ-газ»

950,0

7,68

937,3

6,61

378,0

4,43

Всего в границах Республики Саха (Якутия)

12 364,0

100%

14 171,44

100%

8 531,0

100%

 

 

Определение уровня концентрации

Для оценки состояния конкурентной среды на рынке оптовой реализации СУГ используется коэффициент рыночной концентрации CR1 и индекс рыночной концентрации HHI1.

таблица № 3

Наименование хозяйствующих субъектов, функционирующих на рынке

2011 год

2012 год

1 полугодие 2013год

CR3

HHI

Система показателей концентрации рынка

CR3

HHI

Система показателей концентрации рынка

CR3

HHI

Система показателей концентрации рынка

1.ОАО «Сахатранснефтегаз»

92,32

8522,98

70%≤CR≤

100%

2 000<HHI<

10 000

 

93,39

 

8721,69

70%≤CR≤

100%

2 000<HHI<

10 000

 

95,57

9133,62

70%≤CR≤

100%

2 000<HHI<

10 000

 2.ООО «ТДВ-газ»

7,68

58,98

6,61

43,69

4,43

19,62

Итого:

100

8581,96

 

100

8765,38

 

100

91153,24

 

 

Индекс Герфиндаля-Гиршмана рассчитывается как сумма квадратов долей, занимаемых всеми действующими на нем продавцами.

В данном случае значение индекса Герфиндаля-Гиршмана будет стремиться к 10 000.

Показатели рыночной концентрации дают возможность дать оценку степени монополизации рынка.

Таким образом, исходя из совокупного анализа полученных коэффициентов, получаем следующие неравенства:

70% < CR < 100%;

2000 < HHI < 10000.

Учитывая, что на рассматриваемом товарном рынке, в пределах географических границ производство и основной объем реализации СУГ осуществляет ОАО «Сахатранснефтегаз» рынок услуг поставки оптовой реализации сжиженного углеводородного относится к типу высококонцентрированных. 

Определение барьеров входа на товарный рынок

Основные объемы капитальных вложений требует сама деятельность.

Для получения сжиженных углеводородных газов, используемых для коммунально – бытовых нужд и как моторное топливо для автомобилей требуется переработка природного газа, что требует наличие газоперерабатывающего завода для глубокой осушки природного газа перед подачей потребителям. Также по данным ОАО «Сахатранснефтегаз» предприятия, выпускающие какую – либо продукцию должны иметь в своём составе лабораторию на техническую компетентность по ГОСТ ИСО/МЭК 17025:2005, для определения углеводородного состава и плотности сжиженного газа. Для этого необходимость осуществления значительных первоначальных капитальных вложений при длительных сроках окупаемости этих вложений, что определяют основные экономические барьеры.

Кроме того, к экономическим ограничениям можно отнести преимущества ОАО «Сахатранснефтегаз» перед другими участниками рынка – это наличие АЗС расположенных почти на всей территории республики. Предприятие является единственным хозяйствующим субъектом, оказывающим услуги по приему и переработки газа.

 Административные барьеры включают:

 - лицензии на осуществление вида деятельности;

   - акт приемки опасных производственных объектов в эксплуатацию или положительное заключение экспертизы промышленной безопасности для декларируемых опасных производственных объектов;

   - регистрация опасных производственных объектов в государственном реестре;

   - страхование гражданской ответственности;

   - обучение и аттестация персонала по осуществлению деятельности по добыче;

   - возможность доставлять газ до потребителей.

   - тарифное регулирование на газ (оптовая цена), на услуги по транспортировке газа по магистральным газопроводам для независимых организаций, на услуги по транспортировке газа по газопроводам, принадлежащим независимым газотранспортным организациям, на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям, установление снабженческо-сбытовых надбавок на услуги, оказываемые конечным потребителям поставщиками газа (при регулировании оптовых цен на газ).

Ввиду того, что СУГ является побочным продуктом добычи природного газа, соответственно, хозяйствующие субъекты, производящие и реализующие СУГ, ограничены объемами добычи и поставок природного газа, а также содержанием пропана и бутана в природном газе.

Преодолимость барьеров входа на товарный рынок оценивается на основе сроков и величины затрат на преодоление таких барьеров.

Исходя из вышеизложенного, барьеры входа на рынок оптовой реализации СУГ и можно признать труднопреодолимыми, если только осуществлять оптовый завоз СУГ из – за пределов Республики Саха (Якутия).

 

Оценка состояния конкурентной среды

По итогам проведенного анализа и оценки конкурентной среды рынка оптовой реализации сжиженного углеводородного газа в 2011г, 2012г., 1 полугодии 2013г. территории Республики Саха (Якутия), выявлено два хозяйствующих субъекта занимающихся оптовой реализацией сжиженного углеводородного газа.  

Общее состояние конкурентной среды в силу технологических особенностей и отсутствием товаров заменителей на территории РС (Я) является высококонцентрированной монополизированной отраслью.

Фактически оптовая реализация сжиженного углеводородного газа осуществляется в Центральном регионе РС (Я), а именно в г. Якутске и в г. Нерюнгри.

В состав хозяйствующих субъектов, действующих на рассматриваемом товарном рынке и реализующих СУГ, применяемый в качестве моторного топлива в географических границах Республики Саха (Якутия) в пределах установленного временного интервала, включены ОАО «Сахатранснефтегаз» и ООО «ТДВ-газ», из которых ОАО  «Сахатранснефтегаз» занимает долю товарного рынка более 70 процентов.

Полученные значения коэффициента рыночной концентрации и индекса Герфиндаля - Гиршмана показали, что уровень концентрации рынка оптовой реализации сжиженного углеводородного газа в географических границах Республики Саха (Якутия) в течение  2011г, 2012г., 1 полугодия 2013г. высокий. Конкуренция на рынке неразвита.

При рассмотрении дела ОАО «Сахатранснефтегаз» нарушение антимонопольного законодательства не признало, представители пояснили, что после полного обеспечения собственных нужд, остальной объем СУГ пропорционально делится между сторонними покупателями.  На вопрос Комиссии антимонопольного органа, почему со всеми контрагентами были заключены договора, а с ИП <...>нет, представитель ответчика пояснил, что заявка ИП <...> поступившая в декабре 2012г. на отпуск СУГ была последней, когда объемы СУГ были уже распределены. На момент подачи заявлений в декабре и июле месяце ИП <...> об отпуске СУГ свободные объемы отсутствовали, ИП Шапрановым документы на отпуск СУГ не представлены. Дополнительно обществом отмечено, что организация создана для коммерческого извлечения прибыли и свободные остатки копит на лето.

ИП <...>доводы, изложенные в заявлении, поддержал полностью. Предприниматель пояснил следующее, с момента ввода АГЗС принадлежащей ОАО «Сахатранснефтегаз» общество систематически вводит ограничения на отпуск продукции.

На заявления  о заключении договора на отпуск продукции, обществом направлялся только отказ, запроса о представлении документов не было. Также <...>пояснил, что имеет ответ Ростехнадзора, где указано, для отпуска СУГ достаточно предоставить копию лицензии на эксплуатацию взрывопожарных производственных объектов (ответ Ростехнадзора приобщен в материалы дела).

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, изучив имеющиеся в материалах дела документы, пришла к следующим выводам.

Частью 1 статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции» установлен запрет на злоупотребление хозяйствующим субъектом доминирующим положением на товарном рынке.

Как следует из положений части 1 статьи 10 вышеуказанного Федерального закона, положения настоящего Федерального закона подлежат применению к хозяйствующим субъектам, занимающим доминирующее положение на товарном рынке.

Согласно аналитическому отчету о состоянии конкуренции на рынке оптовой реализации сжиженного углеводородного газа в границах территории муниципальных образований ГО «Город Якутск», ГО «Город Нерюнгри» Республики Саха (Якутия) ОАО «Сахатранснефтегаз» занимает доминирующие положение и имеет долю более 70% на рынке оптовой реализации сжиженного углеводородного газа в качестве моторного топлива на территории Республики Саха (Якутия).

В соответствии с частью 1 статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции» злоупотреблением доминирующим положением признается совершение хозяйствующим субъектом, занимающим доминирующее положение на товарном рынке, если результатом таких действий являются либо могут явиться последствия, прямо поименованные в пунктах 1 – 10 части 1, либо приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции и (или) ущемлению интересов других лиц.

В соответствии с правовой позицией, изложенной пленумом Высшего арбитражного суда РФ в постановлении от 30 июня 2008 г. № 30 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении антимонопольного законодательства» антимонопольный орган вправе признать нарушением антимонопольного законодательства и иные действия (бездействие), кроме установленных частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, поскольку приведенный в названной части перечень не является исчерпывающим. При этом, оценивая такие действия (бездействие) как злоупотребление доминирующим положением, следует учитывать положения статьи 10 ГК РФ, части 2 статьи 10, части 1 статьи 13 Закона о защите конкуренции, и, в частности, определять, были совершены данные действия в допустимых пределах осуществления гражданских прав либо ими налагаются на контрагентов неразумные ограничения или ставятся необоснованные условия реализации контрагентами своих прав.

Товарный рынок - сфера обращения товара (в том числе товара иностранного производства), который не может быть заменен другим товаром, или взаимозаменяемых товаров (далее - определенный товар), в границах которой (в том числе географических) исходя из экономической, технической или иной возможности либо целесообразности приобретатель может приобрести товар, и такая возможность либо целесообразность отсутствует за ее пределами; хозяйствующий субъект - индивидуальный предприниматель, коммерческая организация, а также некоммерческая организация, осуществляющая деятельность, приносящую ей доход; конкуренция - соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке; признаки ограничения конкуренции - сокращение числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке, рост или снижение цены товара, не связанные с соответствующими изменениями иных общих условий обращения товара на товарном рынке, отказ хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, от самостоятельных действий на товарном рынке, определение общих условий обращения товара на товарном рынке соглашением между хозяйствующими субъектами или в соответствии с обязательными для исполнения ими указаниями иного лица либо в результате согласования хозяйствующими субъектами, не входящими в одну группу лиц, своих действий на товарном рынке, а также иные обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке.

Таким образом, квалифицирующими признаками применительно к статье 10 Федерального закона «О защите конкуренции» выступают реальные либо возможные негативные последствия для определенной конкурентной среды.

Принимая во внимание наличие у ОАО «Сахатранснефтегаз» доминирующего положения на товарном рынке, общество обладает рыночной властью, что может влиять на общие условия обращения товаров.

Материалами дела установлено, дважды 20.12.2012г. и 05.07.2013г. в адрес Якутского ГПЗ ИП  <…> направлены заявления о заключении договора на поставку сжиженного СПБТ наливом, обществом дважды направлен отказ в связи с отсутствием свободных объемов СУГ. Якутским ГПЗ на заявление направленное 20.12.2012 направлен ответ с рекомендацией обратиться в адрес головной организации. ИП  <…>21.01.2013г. в ОАО «Сахатранснефтегаз» повторно направлено заявление о заключении договора на отпуск СУГ наливом на 2013г. ОАО «Сахатранснефтегаз»  24.01.2013г. направлен отказ ввиду отсутствия свободных объемов продукции.

Повторно 05.07.2013г. в адрес ОАО «Сахатранснефтегаз» ИП <...>направлено заявление о заключении договора поставки сжиженного газа наливом на 2013г. ОАО «Сахатранснефтегаз» 17.07.2013г. направлен отказ, мотивируя отсутствием свободных объемов СУГ для оптовой реализации сторонним покупателям, а также о необходимости предоставления разрешительных документов на возобновления деятельности.

В соответствии с пунктом 1.3. Постановления Госгортехнадзора РФ от 04.03.2003 N 6 «Об утверждении Правил безопасности при эксплуатации автомобильных заправочных станций сжиженного газа» эксплуатация автомобильных газозаправочных станций (АГЗС) осуществляется организациями, имеющими обученный и аттестованный в установленном порядке персонал, необходимую материально-техническую базу, а также лицензию Госгортехнадзора России на эксплуатацию взрывоопасного объекта.

Таким образом, для осуществления деятельности, основным документом является  лицензия Госгортехнадзора России на эксплуатацию взрывоопасного объекта. Материалами дела установлено, ИП <...>Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору от 09.04.2010г. № ВП-73-000460 (КС) выдана Лицензия на эксплуатацию взрывопожарных производственных объектов. Также имеется Свидетельство о государственной регистрации права от 07.02.2007г. кадастровый номер <...> -14-01/005/2007-136 выданное Управлением Федеральной регистрационной службы, объектом права является автозаправочная станция, расположенная по адресу г. Якутск, Вилюйский тракт, 4 км.; Свидетельство о регистрации от 11.10.2013г. № А73-01298 выданное Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору, объектом права является станция газозаправочная автомобильная (передвижная), станция газозаправочная (автомобильная) №4.

Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору предоставлено информационное письмо, где указано, что для отпуска СУГ достаточно предоставить Лицензию на эксплуатацию взрывопожарных производственных объектов.

ОАО «Сахатранснефтегаз» утверждает, что произошло снижение пропана и бутана в природном газе поступающем на Якутский ГПЗ. Данное обстоятельство связано с изменением температурного режима сепарации на УКПГ Средневилюйского Газоконденсатного месторождения. Данный довод является не состоятельным в силу представленных  ОАО «ЯТЭК» документов.  

Согласно представленным Открытым Акционерным Обществом «Якутская топливно – энергитическая компания» пояснениям и документам, в зимний период 2013г. температура сепарации на УКПГ Средневилюйского ГКМ (вход в газотранспортную систему ОАО «Сахатранснефтегаз» Кысыл – Сыр – Мастах – Берге – Якутск) варьировалась в пределах минус 21°С -  минус 24°С. Содержание фракций пропана С3-С4 составило от 49,150 г/м³ до 51,067 г/м³. Температурный режим сепарации не менялся, содержание фракций С3-С4  остался на уровне зимних месяцев 2009 – 2012г.г. (справки по режиму работы ГПЗ ОАО «Сахатранснефтегаз» и УКПГ  Средневилюйского ГКМ ОАО «ЯТЭК» и содержанию фракций  С3-С4 в природном газе на входе в ГПЗ за зимние месяца за 2009-2013гг.; протоколы анализа газа на входе в ГПЗ ОАО «Сахатранснефтегаз» за зимние месяцы с 2009 – 2013г.г.).

ОАО «Сахатранснефтегаз» представлены данные по объемы производства и реализации СУГ Якутским ГПЗ за 2010,2011,2012, 7 месяцев 2013г.

                                                                                            Таблица № 1

Производство СУГ в тоннах

2010г.

2011г.

2012г.

7мес. 2013г.

9 844,9

11 214,8

12 864,0

13 471,1

                                                                                                                                

                                                                                                                               Таблица № 2

Реализация СУГ в тоннах

2010

2011

2012

7мес. 2013г.

10 039,1

11 414,5

13 199,3

13 470,0

 

                                                                                            Таблица № 3

Производство СУГ в тоннах

7мес. 2011г.

7мес. 2012г.

7мес. 2013г.

5 972,7

7 377,0

8 301,1

 

                                                                                                                  Таблица № 4

Реализация СУГ в тоннах

7мес. 2011

7мес. 2012

7мес. 2013г.

6 204,1

7 470,9

8 153,5

 

Исходя из представленных сведений объем производства ежегодно растет на 14%,  рост объема за 7 месяцев 2013г. к аналогичному периоду 2012г. составляет 12,5%. Заявленного ОАО «Сахатранснефтегаз» дефицита СУГ не наблюдается.

Данные представленные ОАО «Сахатранснефтегаз» по выпуску и отпуску СУГ за январь,  июль месяцы 2013г. на момент подачи заявления ИП <...>

 

 

                                                                                        Таблица № 5

2013 год

Январь

Июль

Остаток СУГ на начало периода

210,033

617,705

Выпуск СУГ

1526,236

714,438

Отпуск СУГ, всего

1362,681

983,997

-отпуск наливом

801,697

296,058

в т.ч. по контрагентам

 

 

ИП. Максимов С.Н.

249,235

130,2

ПМК «Намгазстрой»

23,981

 

ЗАО «Хангаласскиий Гзстрой»

6,342

 

МУ ПАТП Хангаласского улуса

17,145

 

ООО «Стройкомплек»

162,021

130,2

ИП Кузьмина Л.И.

9,362

16,98

ООО «Газ+»

20,384

8,49

ООО «Алдангазсервис»

25,860

 

ООО «ГазСтройРесурс»

276,495

 

ООО «Айан – транс»

10,872

10,188

- участок заправки служебного транспорта

43,586

51,058

- отпуск в баллонах

10,794

25,743

- отгрузка на АГЗС по ул. Можайского

506,604

611,138

Остаток СУГ на конец периода

373,588

348,146

 

Пунктом 4.2 Постановления Госгортехнадзора РФ от 27.05.2003 N 4 «Об утверждении Правил безопасности для складов сжиженных углеводородных газов и легковоспламеняющихся жидкостей под давлением» установлено на сырьевых и товарных складах в соответствии с технологическим регламентом должен храниться запас каждого из видов сырья и товарной продукции, равный 3-суточной производительности химико-технологической системы. При изотермическом или комбинированном хранении объем хранимого сырья и товара может быть увеличен до 15-суточного.

По данным ОАО «Сахатранснефтегаз» среднегодовая производительность Якутского газоперерабатывающего завода по сжиженному газу составляет:

- в зимний период (с октября по март) – 50 тонн в сутки;

- в летний период (с апреля по сентябрь) – 25 тонн в сутки.

Исходя из возможной производительности ЯГПЗ оперативный и страховой запасы продукции СУГ для зимнего времени составляет 150 тонн, а в летнее 75 тонн.

Постановление Госгортехнадзора РФ от 27.05.2003 N 4 «Об утверждении Правил безопасности для складов сжиженных углеводородных газов и легковоспламеняющихся жидкостей под давлением» 16.03.2013г. утратило свою юридическую силу.

Таким образом, в соответствии с вышеуказанной нормой обязанность по обеспечению запаса в 3-х суточной норме у ответчика имелась только в январе месяце. Исходя  из таблицы № 5 видно, что на момент подачи ИП <...>заявлений о заключении договора на отпуск СУГ наливом у ОАО «Сахатранснефтегаз» имелись свободные объемы СУГ.

Как следует из объяснений представителей ОАО» Сахатранснефтегаз» общество является коммерческой организацией и для извлечения прибыли построена собственная АГЗС,  реализации СУГ сторонним покупателем происходит по остаточному принципу при наличии свободных объемов.

Поскольку Федеральный закон «О защите конкуренции», определяя организационные и правовые основы защиты конкуренции, исходит наличия (отсутствия) равных условий доступа к соответствующим товарам. Подобная мера реализации товара может привести к ограничению, устранению конкуренции на рынке оптовой торговли СУГ.

В силу пункта 5 статьи 10 закона «О защите конкуренции» экономически или технологически не обоснованные отказ либо уклонение от заключения договора с отдельными покупателями (заказчиками) в случае наличия возможности производства или поставок соответствующего товара, а также в случае, если такой отказ или такое уклонение прямо не предусмотрены федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами. Анализ  представленных документов показал, что отказ ОАО» Сахатранснефтегаз» ИП <...>в заключении договора на отпуск СУГ является не обоснованным.

Согласно статье 26 Федерального закона от 31.03.1999 N 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации» организациям  - собственникам систем газоснабжения, поставщикам газа или уполномоченным ими организациям запрещается совершать действия, нарушающее антимонопольное законодательство, в том числе такие действия, необоснованные отказы от заключения договоров с отдельными потребителями при наличии ресурсов газа и возможностей его транспортировки.

Следовательно, ОАО «Сахатранснефтегаз» в силу своего доминирующего положения на рынке оптовой реализации сжиженного углеводородного газа, запрещено необоснованно отказывать в заключение договоров на поставку СУГ наливом для сторонних покупателей.

По требованию антимонопольного органа, ОАО «Сахатранснефтегаз» предоставлены реестр заявок на поставку СУГ наливом на январь и июль месяцы 2013г, реестр договоров по оказанию услуг на поставку СУГ наливом на январь 2013г.

Начиная с января 2013 года ОАО «Сахатранснефтегаз» заключает договора со сторонними покупателями помесячно при наличии свободных объемов продукции.

В соответствии с пунктом 12 (1) Постановления Правительства РФ от 05.02.1998 N 162 «Об утверждении Правил поставки газа в Российской Федерации» договора могут заключаться месячные, квартальные и годовые объемы поставки газа и (или) порядок их согласования, а также порядок изменения определенных договором объемов поставки газа.

Из представленных обществом документов следует, что по всем заявкам, направленным в декабре 2012 г. и январе 2013 г., заключены договора на поставку СУГ, кроме ИП <...> при этом заявка ИП <...> не является последней.

В силу статьи 426 ГК РФ публичным договором признается договор, заключенный коммерческой организацией и устанавливающий ее обязанности по продаже товаров, выполнению работ или оказанию услуг, которые такая организация по характеру своей деятельности должна осуществлять в отношении каждого, кто к ней обратится и не вправе оказывать предпочтение одному лицу перед другим в отношении заключения публичного договора, кроме случаев, предусмотренных законом и иными правовыми актами.

Из имеющихся в материалах дела перечня оптовых покупателей сжиженного газа наливом предоставленного ОАО «Сахатранснефтегаз» за период 2011г.,2012г. и 2013г. численность и состав практически не менялся, т.е. объем потребления сжиженного газа остался на уровне 2011 - 2012г.г.

ИП <...>заявляет, что ОАО «Сахатранснефтегаз» для собственной АГЗС СУГ отпускает по одной цене, а сторонним покупателям по другой.

Согласно учетной политики ОАО «Сахатранснефтегаз» отпускные цены на продукцию переработки Якутского газоперерабатывающего завода устанавливаются  на основании Приказа (локальным нормативно-правовым актом) общества, изменение цены происходит дважды в год.

 

 

 

2012г.

2013г.

Отпускная цена СУГ наливом сторонним покупателям оптом

18 645,46 руб./тн.

20 157,48 руб./тн.

Отпускная цена СУГ наливом реализуемая на АГЗС ОАО «Сахатранснефтегаз»

13,50 руб./л.

14,50 руб./л.

 

Переводной К на 2012-2013г.г. составляет 0,57. Если отпускную цену  на СУГ для сторонних покупателей перевести в литры, то она будет составлять в 2012г. 10,62 литр; в 2013г. 11,49 литр.

Разница между оптовой и розничной ценой составляет торговая надбавка на содержание АГЗС ОАО «Сахатранснефтегаз» и доставку сжиженного газа с завода.

Таким образом, на основании представленных документов ОАО «Сахатранснефтегаз» установление различных цен на сжиженный углеводородный газ наливом не подтверждено.

В соответствии с пунктом 8 статьи 4 дискриминационные условия - это условия доступа на товарный рынок, условия производства, обмена, потребления, приобретения, продажи, иной передачи товара, при которых хозяйствующий субъект или несколько хозяйствующих субъектов поставлены в неравное положение по сравнению с другим хозяйствующим субъектом или другими хозяйствующими субъектами.

Учитывая, что ОАО «Сахатранснефтегаз» занимает доминирующее положение на товарном рынке по оптовой реализации сжиженного углеводородного газа, условия на соответствующем товарном рынке зависят от сбытовой политики ОАО «Сахатранснефтегаз».

Таким образом, вводя ограничения по реализации объемов сжиженного газа наливом (п. 1.1;1.2) заключенного договора, а также необоснованный отказ в заключение договора создаются, дискриминационны условия, что привело к недопущению, ограничению конкуренции.

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 3 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона «О защите конкуренции»,

р е ш и л а:

 

1.      Признать ОАО «Сахатранснефтегаз» занимающим доминирующее положение с

долей более 70% на товарном рынке оптовой реализации сжиженного углеводородного газа на территории РС (Я).

2. Признать ОАО «Сахатранснефтегаз» нарушившим часть 1 статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции».

3. Прекратить производство по делу № 03-46/13А, возбужденное в отношении ОАО АК «Сахатранснефтегаз» по признакам части 1 статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции», в связи с добровольным устранением нарушения антимонопольного законодательства и его последствий лицом, совершившим такое нарушение.

 

Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня вынесения.

 

 

Председатель Комиссии                                                                                       А.Д. Кузьмин

 

Члены Комиссии:                                                                                                  Т.П. Борисова

 

                                                                                                                                А.В. Ефремова

 

           В.И. Донцова

Связанные организации

Связанные организации не указаны