Решение б/н РЕШЕНИЕ по делу №03-51/15А о нарушении антимонопольного зак... от 23 сентября 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

РЕШЕНИЕ

по делу №03-51/15А о нарушении антимонопольного законодательства

 

 Резолютивная часть оглашена «17» июня 2015 г.

Изготовлено в полном объеме «30» июня 2015 г.

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства(далее – Комиссия), в составе:

Кузьмин А. Д. – заместитель руководителя - начальник отдела естественных монополий и рекламы Якутского УФАС России, председатель Комиссии;

Камалова С.В. – заместитель начальника отдела естественных монополий и рекламы Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), член Комиссии;

Васильева С.Д. – главный специалист-эксперт отдела естественных монополий и рекламы Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), член Комиссии

при участии:

от заявителя – ООО «Ариран» – о рассмотрении дела уведомлен надлежащим образом, на рассмотрение дела не явился, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствии (вх. №3337 от 16.06.2015 года);

от ответчика – ОАО АК «Якутскэнерго» – представитель по доверенности №И00001383 от 21.05.2015 годаСтепанова С.С., представитель по доверенности №И00001438 от 11.06.2015 года Кармадонова В.Г.;

рассмотрев дело №03-51/15А, возбужденное в отношении ОАО АК «Якутскэнерго», находящегося по адресу: Республика Саха (Якутия), г. Якутск, ул. Ф.Попова, д. 14, по признакам нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

у с т а н о в и л а:

02 марта 2015 года в Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) поступило заявление общества с ограниченной ответственностью «Ариран» (вх. №986п) на действия открытого акционерного общества акционерной компании «Якутскэнерго», содержащее признаки нарушения антимонопольного законодательства.

Из представленных сведений и документов следует, что ООО «Ариран» является собственником ресторана «Лена», находящегося по адресу г. Ленск, ул. Набережная, д. 97. Актом технического осмотра № 570 от 07 ноября 2014 года прибор учета выбракован. Одновременно выдано предписание об установке прибора учета на границе балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности, согласно акту № А11-306-Л от 28.11.2011 года. Заявитель не согласен с выданным предписанием, считает требования энергоснабжающей организации необоснованными и незаконными, поскольку энергоснабжающая организация требует изменить место установки приборов учета электрической энергии ресторана «Лена», а именно вынести его из здания ресторана и установить на КТП «Гостиница Лена», расположенной в 50 метрах от ресторана.

Управлением Федеральной антимонопольной службы в целях уточнения указанных обстоятельств направлен запрос в ОАО АК «Якутскэнерго» о представлении информации. Из представленной информации следует, чтосогласно техническим условиям на присоединение к электрическим сетям №11/329-Л точкой присоединения является РУ-0,4 кВ ТП «Гостиница Лена», в соответствии с актом раздела границ №А11-306-Л от 28.11.2011 года границей балансовой принадлежности и ответственности являются верхние контакты коммутационного аппарата в РУ-0,4 кВ ТП «Гостиница Лена». В пояснениях ОАО АК «Якутскэнерго» указало, что у заявителя имеется техническая возможность установки прибора учета электрической энергии в РУ-0,4 кВ ТП «Гостиница Лена» (на границе раздела), соответственно требования ОАО АК «Якутскэнерго» об установке прибора учета на границе балансовой принадлежности обоснованы.

Антимонопольным органом установлено, что точка присоединения РУ-0,4 кВ ТП «Гостиница Лена» находится на расстоянии 50 метров от ресторана «Лена», а граница балансовой принадлежности за пределами границ участка ресторана «Лена».

Якутское УФАС, изучив представленные документы, усмотрело в действиях ОАО АК «Якутскэнерго» в части неправомерного требования установки прибора учета на границе балансовой и эксплуатационной ответственности признаки нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции», в связи с чем возбудило в отношении общества настоящее дело о нарушении антимонопольного законодательства.

В ходе рассмотрения дела представители ОАО АК «Якутскэнерго» при рассмотрении дела возражали против доводов заявителя, дополнительнопояснили, чтомежду ОАО АК «Якутскэнерго» и индивидуальным предпринимателем Чен Людмилой Сергеевной заключен договор №00147 на энергоснабжение от 13 марта 2013 года. Согласно акту №570 технического осмотра от 07.11.2014 года индивидуальному предпринимателю Чен Людмиле Сергеевне, в связи с выявленными замечаниями, выдано предписание установить прибор учета на границе балансовой принадлежности в РУ-0,4 кВ КТП «Гостиница Лена». Однако, по словам представителя ОАО АК «Якутскэнерго»,не было извещено о том, что ресторан «Лена» принадлежит ООО «Ариран». гр. Кострубова Р.О. за согласованием в ОАО АК «Якутскэнерго» не обращалась. Со слов представителя, для согласования с ОАО АК «Якутскэнерго» установки прибора учета электрической энергии внутри здания ресторана «Лена», заявителю необходимо обратиться с заявлением в производной форме в технический отдел ОАО АК «Якутскэнерго» в г. Ленск.

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, изучив имеющиеся в материалах дела документы, пришла к следующим выводам.

Материалами дела установлено, что 26 декабря 2011 года индивидуальным предпринимателем Чен Людмилой Сергеевной в адрес ЛУ МОЭ «Энергосбыт» подано заявление о выдаче технических условий на устройство узла учета в ресторане «Лена».

27 декабря 2011 года индивидуальному предпринимателю Чен Л.С. выданы технические условия №11/329-Л на присоединение к электрическим сетям объекта ресторан «Лена», расположенного по адресу: г. Ленск, ул. Набережная, д.97, согласно которому точка присоединения (№ опоры, Линия №, ПС) от РУ-0,4 кВ, ТП «Гостиница Лена», яч. 16, 26, 32 ПС Ленская 110/6.

27 декабря 2011 года комиссией ЛЭР ЗЭС ОАО АК «Якутскэнерго» проведен осмотр электросетевых объектов ресторан «Лена», ул. Набережная, д. 97, г. Ленск и вынесено заключение: на электроустановку потребителя может быть подано напряжение от РУ-0,4 кВ, ТП «Гостиница Лена», яч. 16,26,32, ПС Ленская 110/6, о чем был составлен акт выполнения технических условий на присоединение электроустановок потребителя к электрической сети ЛЭР ЗЭС ОАО АК «Якутскэнерго» №2011/164-Л от 27.12.2011 года.

29 декабря 2011 года ЛУМОЭ ОАО АК «Якутскэнерго» выдало ИП Чен Л.С. технические условия №371 на устройство узла учета электроэнергии.

В соответствии с актом №А11-306-Л от 28 декабря 2011 года разграничения балансовой принадлежности электроустановок, до 1000В между ОАО АК «Якутскэнерго» и Чен Л.С.  (ресторан «Лена», г. Ленск, ул. Набережная, д. 97) электроснабжение потребителя осуществляется: ввод №1 от подстанции Ленская 110/6 яч. 316,26,32 Вл-6кВ ф. Город 1 цепь, эл. котельная, АДТ, КТП «Гостиница Лена» от РУ-0,4 кВ; границей балансовой принадлежности и ответственности за эксплуатацию электроустановок между АК «Якутскэнерго» и потребителем является верхние контакты коммутационного аппарата в РУ-0,4.

10 декабря 2012 года индивидуальным предпринимателем Чен Л.С. подано заявление ЛУ МОЭ «Энергосбыт»  с просьбой проверить схему подключения и опломбировать трехфазный прибор учета электроэнергии (прямого включения, с трансформаторами тока), установленный на объекте ресторан «Лена», расположенный по адресу: г. Ленск, ул. Набережная, д. 97.

Согласно акту №105 приемки прибора учета электрической энергии в эксплуатацию от 12 декабря 2012 года прибор учета абонента Чен Л.С. (ресторан «Лена»), находящегося по адресу г. Ленск, ул. Набережная, место установки которого определен РУ-0,4 кВ ресторан «Лена», принят к эксплуатации, опломбирован.

13 марта 2013 года между ОАО АК «Якутскэнерго и индивидуальным предпринимателем Чен Людмилой Сергеевной заключен договор №00147 на энергоснабжение, согласно которому гарантирующий поставщик обязуется поставлять электрическую энергию объекту «ресторан «Лена».

Согласно акту №570 технического осмотра установки для учета электроэнергии от          07 ноября 2014 года представителями ЛЭР ЗЭС инженером-инспектором Карамовой Л.В., инженером-инспектором Билль О.С. в присутствии представителя потребителя ИП Чен в лице Чен Ю.В. в порядке надзора за электротехническими установками произведено обследование электроустановки, на объекте «ресторан «Лена» по адресу: г. Ленск, ул. Набережная, 97. В соответствии с данным актом место установки прибора учета не на границе балансовой принадлежности – в здании ресторана. Так, осмотром установлено следующее: сломан защитный кожух места установки трансформаторов тока; имеется возможность несанкционированного доступа к токоведущим частям до прибора учета электрической энергии, не нарушая пломб ЭСО, и вынесено заключение: прибор учета выбраковывается, установить прибор учета на границе балансовой принадлежности (согласно АРБП №А11-306-Л от 28.12.11 г.) в РУ-0,4 кВ КТП «Гостиница Лена» согласно требованиям действующего законодательства ПП РФ от 04.05.2012 №442.

21 января 2015 года представителем ЛЭР ЗЭС ОАО АК «Якутскэнерго» в присутствии представителя потребителя ИП Чен в лице Чен Ю.В. по инициативе ИП произведена проверка приборов расчетного учета электрической энергии, в ходе которого вынесено заключение: измерительный комплекс в эксплуатацию не допускается; причины отказа в допуске в эксплуатацию: 1) потребителем не выполнено ранее выданное предписание от 07.11.2014 года об установке прибора учета электрической энергии на границе балансовой принадлежности эл. сети (требование ПП РФ №442 от 04.05.2012 года пункт 144); 2) имеется подключение до прибора учета кабеля на уличное освещение. Согласно акту допуска в эксплуатацию измерительного комплекса от 21 января 2015 года вынесено следующее предписание: установить прибор учета на границе балансовой принадлежности эл. установок собственными силами, либо прибор учета электрической энергии будет установлен силами гарантирующего поставщика за счет средств собственника.

На основании вышеизложенного, Комиссией Якутского УФАС установлено, что ИП Чен Людмилой Сергеевной поданы документы в ОАО АК «Якутскэнерго» на технологическое присоединение к электрическим сетям ОАО АК «Якутскэнерго» и  объекта «ресторан Лена»; договор на энергоснабжение заключен между ОАО АК «Якутскэнерго» и ИП Чен Людмилой Сергеевной; предписание ОАО АК «Якутскэнерго» об установке прибора учета электрической энергии на границе балансовой принадлежности эл. сети выдано ИП Чен Л.С.

Отношения, связанные с передачей электрической энергии регулируются Основными положениями функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 № 442 (далее – Основные положения) и Правилами недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденные Постановлением Правительства РФ № 861 от 27.12.2004 г. (далее – Правила №861).

Пунктом 2 Правил №861 «точка присоединения к электрической сети» - место физического соединения энергопринимающего устройства (энергетической установки) потребителя услуг по передаче электрической энергии (потребителя электрической энергии, в интересах которого заключается договор об оказании услуг по передаче электрической энергии) с электрической сетью сетевой организации.

Техническими условиями № 11/329-Л от 27.12.2011 г. точка присоединения определена от РУ-0,4 кВ, ТП «Гостиница Лена» яч. 16, 26, 32 ПС Ленская 110/6.

Из заявления и акта №А11-306-Л от 28 декабря 2011 года разграничения балансовой принадлежности электроустановок установлено, что точка присоединения находится в 50 метрах от ресторана «Лена».

В материалы дела представлены Межевой план схема расположения земельного участка и чертеж градостроительного плана земельного участки и линий градостроительного регулирования. Из представленных сведений установлено, что заявителю принадлежит земельный участок с кадастровым номером :13 и площадью в 0,13 га. Точка подключения, определенная техническими условиями и границы балансовой ответственности определены за пределами участка заявителя.

Между тем, в соответствии с п. 25(1) Правил №861 для заявителей, юридических лиц или индивидуальных предпринимателей в целях технологического присоединения по одному источнику электроснабжения энергопринимающих устройств, максимальная мощность которых составляет до 150 кВт включительно (с учетом ранее присоединенных в данной точке присоединения энергопринимающих устройств), точки присоединения, не могут располагаться далее 25 метров от границы участка, на котором располагаются (будут располагаться) присоединяемые объекты заявителя.

Как было указано выше, границы разграничения балансовой принадлежности сторон определены на месте точки присоединения, в 50 метрах от границ участка заявителя.

Пунктом 2 Правил №861 "граница балансовой принадлежности" - линия раздела объектов электроэнергетики между владельцами по признаку собственности или владения на ином предусмотренном федеральными законами основании, определяющая границу эксплуатационной ответственности между сетевой организацией и потребителем услуг по передаче электрической энергии (потребителем электрической энергии, в интересах которого заключается договор об оказании услуг по передаче электрической энергии) за состояние и обслуживание электроустановок.

Согласно пункту 16.1 Правил №861 заявители несут балансовую и эксплуатационную ответственность в границах своего участка, до границ участка заявителя балансовую и эксплуатационную ответственность несет сетевая организация, если иное не установлено соглашением между сетевой организацией и заявителем, заключенным на основании его обращения в сетевую организацию.

Под границей участка заявителя понимаются подтвержденные правоустанавливающими документами границы земельного участка, либо границы иного недвижимого объекта, на котором (в котором) находятся принадлежащие потребителю на праве собственности или на ином законном основании энергопринимающие устройства, либо передвижные объекты заявителей, указанные в пункте 13 настоящих Правил, в отношении которых предполагается осуществление мероприятий по технологическому присоединению.

В соответствии с пунктом 144 Основных положений приборы учета подлежат установке на границах балансовой принадлежности объектов электроэнергетики потребителей, производителей электрической энергии (мощности) на розничных рынках, а также в иных местах, определяемых в соответствии с настоящим разделом с соблюдением установленных законодательством Российской Федерации требований к местам установки приборов учета.

Вследствие того, что точка подключения определена далее 25 метров и границы балансовой принадлежности определены неправильно, является неправомерным требование об установлении прибора учета на границе балансовой принадлежности.

Однако, на рассмотрении дела представители ОАО АК «Якутскэнерго» пояснили, что предписание об установлении прибора учета на границе балансовой принадлежности было выдано ИП Чен Л.С., с которой был заключен договор на энергоснабжение, а не в отношении ООО «Ариран»; каких-либо заявлений и документов о технологическом присоединении, заключении договора энергоснабжения и допуске прибора учета от ООО «Ариран» не поступало.

Материалами дела установлено, что ресторан «Лена», расположенный по адресу: г. Ленск, ул. Набережная, д. 97, принадлежит на праве собственности ООО «Ариран» (свидетельство о государственной регистрации права №14 АА 970061 от 28.12.2012 года).

Комиссией Якутского УФАС установлено, что все документы об энергоснабжении и об учете электрической энергии ресторана «Лена» были поданы ИП Чен Людмилой Сергеевной, в адрес которой выдано предписание об установки прибора учета на границе балансовой принадлежности. Документы, свидетельствующие об отношениях по передаче электрической энергии между ООО «Ариран» и ОАО АК «Якутскэнерго» в материалах дела отсутствуют

Исходя из вышеизложенного, Комиссия приходит к выводу, что в материалах дела отсутствуют доказательства нарушения прав и законных интересов ООО «Ариран».

Согласно части 1 статьи 10 Федерального закона "О защите конкуренции" запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

В силу части 5 статьи 5 Федерального закона «О защите конкуренции» доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта – субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.

В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 17.08.1995 №147-ФЗ «О естественных монополиях» услуги по передаче электрической энергии относятся к сфере деятельности субъектов естественных монополий.

ОАО АК «Якутскэнерго» внесено в Реестр субъектов естественных монополий, в отношении которых осуществляется государственное регулирование и контроль в Республике Саха (Якутия), постановлением ФЭК России 19.12.1997г. №127/8.

ОАО АК «Якутскэнерго» приказом УФАС по РС (Я) № 02-175 от 01.08.2007 включено в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем 35 процентов или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара, если в отношении такого рынка федеральными законами установлены случаи признания доминирующим положения хозяйствующих субъектов, по товарному рынку «купля-продажа (поставка) электрической энергии» в границах Республики Саха (Якутия) (исключая п. Артык, п. Усть-Нера, с. Терють Оймяконского улуса, п. Кысыл-Сыр, п. Промышленный Вилюйского улуса).

Тем самым, наличие доминирующего положения у ОАО АК «Якутскэнерго» на товарном рынке услуг по передаче электрической энергии, на товарном рынке купли-продажи (поставки) электрической энергии на территории ГО «Город Якутск» бесспорно. 

Учитывая вышеизложенное, Комиссия приходит к выводу, что материалами дела не установлено, а также отсутствуют доказательства, свидетельствующие о нарушении ОАО «Якутскэнерго» ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции, в том числе прав и законных интересов ООО «Ариран».

Таким образом, Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) приходит к выводу, что нарушение ОАО АК «Якутскэнерго» части 1 статьи 10 Федерального закона №135-ФЗ «О защите конкуренции» от 26.07.2006 года, в части неправомерного требования установки прибора учета электрической энергии на границе балансовой принадлежности, отсутствует.

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона «О защите конкуренции», Комиссия

р е ш и л а:

прекратить дело №03-51/15А, возбужденное в отношении ОАО АК «Якутскэнерго» по признакам нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» в  связи с отсутствием нарушения.

Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня вынесения.

 

 

Председатель Комиссии                                                                                          А.Д. Кузьмин

 

 

Члены Комиссии                                                                                                    С.В. Камалова

 

С.Д. Васильева

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны