Решение №03-52/15Р решение от 25 февраля 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Р Е Ш Е Н И Е

 

по делу № 03-52/15Р по признакам нарушения законодательства о рекламе

 

г. Якутск                                                         резолютивная часть оглашена «28» декабря 2015 г.

  изготовлено в полном объеме «14» января 2016 г.

 

  Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) в составе:

  Ярыгина О.А. – заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), председатель Комиссии;

  Егорова Л.П. – главный государственный инспектор отдела естественных монополий и рекламы Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), член Комиссии;

  Иванова В.А. – ведущий специалист-эксперт отдела естественных монополий и рекламы Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), член Комиссии.

При участии лица, в чьих действиях содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе:

- МФО ООО «Алтима Центр» (далее – Общество), г.Якутск, ул.Кирова, д.18 – Общество надлежащим образом извещено, представитель по доверенности от 21.12.2015 г. У

Рассмотрев дело №03-52/15Р, возбужденное по факту распространения рекламы займа МФО ООО «Алтима Центр» с использованием двух рекламных конструкций, монтированных на внешней стене, а также на фасадной конструкции здания, расположенного по адресу  г.Якутск, ул.Кирова, д.18, блок Г с признаками нарушения части 7 статьи 5, пункта 2 части 2 статьи 28 Федерального закона «О рекламе» № 38 от 13 марта 2006 г.,  по существу

у с т а н о в и л а:

25.11.2015 г. Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) в рамках осуществления государственного надзора за соблюдением законодательства о рекламе на территории г. Якутска, отслежена реклама финансовых услуг, а именно займа, предоставляемого МФО ООО «Алтима Центр», с признаками нарушения части 7 статьи 5, пункта 2 части 2 статьи 28 Федерального закона «О рекламе».

11 декабря 2015 г. на заседании Экспертного совета по вопросам применения законодательств Российской Федерации о рекламе был вынесен вопрос о наличии в рекламе финансовых услуг, а именно займа, предоставляемого МФО ООО «Алтима Центр», признаков нарушения законодательства о рекламе. Члены Экспертного совета по результатам оценки рассматриваемой рекламы приняли решение рекомендовать антимонопольному органу по факту распространения рекламы займа, предоставляемого МФО ООО «Алтима Центр», возбудить производство по делу по признакам нарушения части 7 статьи 5, пункта 2 части 2 статьи 28 Федерального закона «О рекламе», поскольку текст, исполненный в рекламе мелким шрифтом, распространяемой с использованием рекламной конструкции не воспринимается потребителями, а равно отсутствует.

16.12.2015 г. антимонопольным органом возбуждено производство по делу №03-52/15Р по факту распространения рекламы займа МФО ООО «Алтима Центр» с использованием двух рекламных конструкций, монтированных на внешней стене, а также на фасадной конструкции здания, расположенного по адресу  г.Якутск, ул.Кирова, д.18, блок Г с признаками нарушения части 7 статьи 5, пункта 2 части 2 статьи 28 Федерального закона «О рекламе».

В ходе рассмотрения дела по существу, представитель по доверенности МФО ООО «Алтима Центр» Е.. пояснил, что реклама финансовых услуг МФО ООО «Алтима Центр» была изготовлена ООО «Д-Логистик» на основании договора оказания услуг от 08.09.2014 г., согласно данному договору ООО «Д-Логистик» обязался выполнить работы по созданию дизайна макетов, изготовлению рекламных материалов, установке рекламных конструкций (баннеров) с рекламными материалами, а также оказать  услуги по размещению рекламы по адресу г.Якутск, ул.Кирова, д.18. Также Е... добавил, что МФО ООО «Алтима Центр» макет рекламы утвердило устно, поскольку у Общества с ООО «Д-Логистик» на протяжении сотрудничества сложились доверительно-деловые отношения. Факт нарушения требований Федерального закона «О рекламе» Е.. признает, также Общество просит антимонопольный орган учесть тот факт, что для устранения нарушений необходимо время, поскольку демонтировать рекламные конструкции, установленные на высоте более 5 метров, в силу погодных условий на данный момент не представляется возможным.

Заслушав объяснения лица, участвующего в деле, изучив имеющиеся в материалах дела документы, а также заключение членов Экспертного совета по вопросам применения законодательств Российской Федерации о рекламе, Комиссия пришла к следующим выводам.

Реклама финансовых услуг, оказываемых МФО ООО «Алтима Центр», распространяется с использованием двух рекламных конструкций идентичных по содержанию, монтированных на внешней стене, а также на фасадной конструкции здания, расположенного по адресу  г.Якутск, ул.Кирова, д.18, блок Г.

В рассматриваемой рекламе МФО ООО «Алтима Центр» в правой части на 1/2 рекламного поля крупным шрифтом размещен следующий текст: «Займы на любые цели от 2 000 до 30 000 рублей без залога и поручителей за 15 минут!». В левой части на 1/5 рекламной площади имеется информация следующего содержания: «Центр финансовых услуг. Кредитование, страхование, недвижимость». В нижнем левом углу на 1/8 рекламного поля имеется текст, исполненный мелким нечитабельным шрифтом, который не воспринимается (читается) со значительного расстояния. Вдоль нижнего края рекламной площади имеется контактная информация – адрес и телефон организации.

Реклама МФО ООО «Алтима Центр» ориентирована на неопределенный круг лиц, направлена на мотивацию потребителя рекламы на выбор рекламируемой финансовой  услуги с привлекательной суммой по рекламируемому займу от 2 000 до 30 000 рублей. Рассматриваемая реклама,несомненно, побуждает интерес потребителей рекламы  совершить определенные действия в отношении объекта рекламирования, а именно вступить в конкретные правоотношения с Обществом, заключив договор займа на определенных в рекламе условиях и способствует его продвижению на рынке. Таким образом, рассматриваемая информация отвечает всем признакам рекламы.

При этом в рекламе займа, оказываемого МФО ООО «Алтима Центр», доступным для восприятия способом указывается только одно из условий рекламируемой финансовой услуги – займа, а именно привлекательная сумма по за         йму от 2 000 до 30 000 рублей, а иные существенные условия, влияющие на сумму расходов потребителя, которую понесут воспользовавшиеся услугами лица, определяющие фактическую стоимость рекламируемого займа и влияющие на нее, формально присутствуют, но выполнены мелким, затрудняющим восприятие шрифтом, размещены в нижнем левом углу на 1/8 рекламного поля, цветовой фон рекламного поля, размер и цвет шрифта, затрудняет  восприятие данной информации со значительного расстояния лицами, для внимания которых она размещена, следовательно, форма предоставления остальных существенных условий договора рекламируемого займа, такова, что потребители рекламы не имеют возможности  воспринять данные условия, следовательно, иные существенные условия займа в рекламе отсутствуют.

Способ (дизайн), шрифт и площадь  (в нижней части рекламного поля), размещения иной существенной информации, место (высота) установки рекламной конструкции (более 5), а также соотносимость размера, цвета шрифта с фоном рекламного поля, зрительное акцентирование внимания на условиях займа от 2 000 до 30 000 рублей, изображенной крупными жирными цифрами на белом фоне, делает мелкий текст с иными существенными условиями, практически недоступным для восприятия на значительном расстоянии. Данное обстоятельство не позволяет прочесть (воспринять) в полном объеме потребителями рекламы, информации указанной в рекламе мелким шрифтом.

Согласно позиции ФАС России, изложенной в письме ФАС России от 13.08.2010 №АК/26483 "Об усилении контроля за рекламой финансовых услуг", в рекламе финансовых услуг существенной является не только информация, привлекательная для потребителя, но и информация, способная обмануть ожидания, сформированные у потребителей такой рекламой.

Согласно пункту 2 части 2 статьи 28 Федерального закона «О рекламе»  реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг и финансовой деятельности не должна: умалчивать об иных условиях оказания соответствующих услуг, влияющих на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугами лица, или на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугами лица, если в рекламе сообщается хотя бы одно из таких условий.

Согласно пункту 6 статьи 4 Федерального Закона «О защите конкуренции» финансовой организацией является хозяйствующий субъект, оказывающий финансовые услуги – кредитная организация, микрофинансовая организация, кредитный потребительский кооператив, страховщик, страховой брокер, общество взаимного страхования, фондовая биржа, валютная биржа, ломбард, лизинговая компания, негосударственный пенсионный фонд, управляющая компания инвестиционного фонда, управляющая компания паевого инвестиционного фонда,  управляющая компания негосударственного пенсионного фонда, специализированный депозитарий инвестиционного фонда, специализированный депозитарий паевого инвестиционного фонда, специализированный депозитарий негосударственного пенсионного фонда, профессиональный участник рынка ценных бумаг.

Согласно пункту 1 статьи 2 Федерального закона «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организаций» микрофинансовой деятельностью признается деятельность юридических лиц, имеющих статус микрофинансовой организации, а также иных юридических лиц, имеющих право на осуществление микрофинансовой деятельности в соответствии со статьей 3 настоящего Федерального закона по предоставлению микрозаймов (микрофинансирование).

Рассматриваемая реклама способствует продвижению микрофинансовых услуг, предоставляемых МФО ООО «Алтима Центр» по выдаче займа по условиям  от 2 000 до 30 000 рублей, при этом, существенные условия оказания соответствующих услуг, влияющих на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугами лица, а именно срок и процентная ставка отсутствуют, что нарушает требования пункта 2 части 2 статьи 28 Федерального Закона «О рекламе».

В силу части 11 статьи 6 Федерального закона «О потребительском кредите (займе)» на момент заключения договора потребительского кредита (займа) полная стоимость потребительского кредита (займа) не может превышать рассчитанное Банком России среднерыночное значение полной стоимости потребительского кредита (займа) соответствующей категории потребительского кредита (займа), применяемое в соответствующем календарном квартале, более чем на одну треть. Кредитор по договору займа (МФО ООО «Алтима Центр») обязан определить общие условия потребительского кредита (займа), не превышающее среднерыночное значение, утвержденное Центральным Банком России в целях многократного применения.

Материалами дела установлено, а именно Правилами о порядке и условиях предоставления МФО ООО «Алтима Центр» потребительских микрозаймов, что Общество предоставляет потребительские микрозаймы в сумме от 2 000 до 30 000 рублей на срок от 6 до 30 дней. Данными Правилами также установлено, что процентная ставка по займу составляет 0,8% до 2% от суммы займа за каждый день использования денежными средствами.

При этом в рекламе финансовых услуг существенной является не только информация, привлекательная для потребителя сумма займа, но и информация способная обмануть ожидания, сформированные у потребителя такой рекламы, как сроки и минимальная максимальная процентная ставка.

В том случае, если фактически условия, являющиеся существенной информацией для потребителей, способны обмануть их ожидания, сформированные рекламой, отображаются (представлены) в рекламе мелким шрифтом, нечитаемом обычным способом, а его восприятие зрением ограничено, то следует считать, что текстовая информация, размещенная с использованием  мелкого шрифта недоступна для восприятия, следовательно,  такая реклама может привести к искажению смысла рекламы и способствует введению в заблуждение потребителей, имеющих намерение воспользоваться рекламируемыми финансовыми услугами.

Согласно части 7 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или пользования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

Следовательно, часть существенных условий влияющих на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугами лица, а именно срок и процентная ставка, в рассматриваемой рекламе займа МФО ООО «Алтима Центр» отсутствуют, следовательно, реклама вводит потребителей рекламы в заблуждение, что нарушает требования части 7 статьи 5 Федерального Закона «О рекламе».

Материалами дела установлено, в рекламе  займа, предоставляемого  МФО ООО «Алтима Центр», отсутствуют существенные условия, влияющие на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугами лица, а именно срок и процентная ставка, что указывает на нарушение требований части 7 статьи 5, пункта 2 части 2 статьи 28 Федерального закона «О рекламе».

 Таким образом, реклама займа МФО ООО «Алтима Центр», распространенная с 08.09.2014 г. по настоящее время с использованием двух рекламных конструкций, монтированных на внешней стене, а также на фасадной конструкции здания, расположенного по адресу  г.Якутск, ул.Кирова, д.18, блок Г, является ненадлежащей, поскольку нарушает требования части 7 статьи 5, пункта 2 части 2 статьи 28 Федерального закона «О рекламе».

В силу статьи 3 Федерального закона «О рекламе» ненадлежащей рекламой является реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.

Согласно части 4 статьи 38 Федерального закона «О рекламе» нарушение рекламодателями, рекламопроизводителями, рекламораспространителями законодательства Российской Федерации о рекламе влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.

В соответствии со статьей 3 Федерального закона «О рекламе» рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо. Материалами дела установлено, что рекламодателем ненадлежащей рекламы займа МФО ООО «Алтима Центр» выступает МФО ООО «Алтима Центр». Данные обстоятельства подтверждаются материалами дела, а именно договором оказания услуг от 08.09.2014 г., актом выполненных работ (приложение №1 к договору оказания услуг от 08.09.2014 г.), квитанцией об оплате по договору оказания услуг от 08.09.2014 г. от 10.09.2014 г., письменными пояснениями МФО ООО «Алтима Центр» от 28.12.2015 г., а также устными пояснениями представителя Общества Ефремова Н.В.

В силу части 6 статьи 38 Федерального закона «О рекламе» рекламодатель несет ответственность за нарушение требований, установленных статьей 5 настоящего Федерального закона.

Согласно части 1 статьи 14.3 Кодекса об административных правонарушениях, нарушение рекламодателем, рекламораспространителем законодательства о рекламе, за исключением случаев, предусмотренных частями 2-4 статьи 14.3, статьями 14.37, 14,38. 19,31 КоАП, - влечет наложение административного штрафа.

Срок давности привлечения к административной ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о рекламе установлен частью 1 статьи 4.5 Кодекса об административных правонарушениях РФ и составляет один год со дня совершения административного правонарушения.

Материалами дела установлено, что событием нарушения требований, установленных частью 7 статьи 5, пунктом 2 части 2 статьи 28 Федерального закона «О рекламе», является определение содержания рассматриваемой рекламы МФО ООО «Алтима Центр», совершенное в ходе производства макета рекламы, исходя из материалов дела, в 2014 г.

Следовательно, МФО ООО «Алтима Центр» как рекламодатель рассматриваемой рекламы не может быть привлечен к административной ответственности за нарушение части 1 статьи 14.3 Кодекса об административных правонарушениях РФ в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности.

На основании вышеизложенного, руководствуясь частью 7 статьи 5, пунктом 2 части 2 статьи 28 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 37 – 43 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства о рекламе, Комиссия

решила:

 

1.Признать рекламу займа МФО ООО «Алтима Центр», распространенную с 08.09.2014 г. по настоящее время с использованием двух рекламных конструкций, монтированных на внешней стене, а также на фасадной конструкции здания, расположенного по адресу  г.Якутск, ул.Кирова, д.18, блок Г, ненадлежащей, нарушающей требования статьи 28

2.Выдать  МФО ООО «Алтима Центр» предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение 3 месяцев со дня вынесения настоящего решения.

 

Председатель Комиссии                                                                                               О.А. Ярыгина

Члены Комиссии                                                                                                      Л.П. Егорова

                                                                                                                                                В.А. Иванова 

Связанные организации

Связанные организации не указаны