Определение б/н О П Р Е Д Е Л Е Н И Е о назначении дела № 03-60/15 А о нару... от 23 сентября 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
о назначении дела № 03-60/15 А о нарушении антимонопольного законодательства 
к рассмотрению 

г. Якутск                                                                                                                25 июня 2015  г. 

    Председатель Комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) А.Д. Кузьмин, рассмотрев заявление ГУП «ЖКХ РС (Я)» содержащее признаки нарушения ОАО АК «Якутскэнерго» антимонопольного законодательства, на основании приказа Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) от 23 мая 2015 г. № 78 «О возбуждении дела о создании Комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства»,
у с т а н о в и л:
20 мая 2015 года в Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) поступило заявление от Государственного унитарного предприятия «Жилищно-коммунальное хозяйство Республики Саха (Якутия)» в отношении Открытого акционерного общества акционерной компании «Якутскэнерго», содержащее признаки нарушения антимонопольного законодательства.
Как следует из заявления и приложенных документов, в адрес ГУП ЖКХ РС (Я)» от ОАО АК «Якутскэнерго» поступило уведомление об ограничении электроэнергии на всех объектах, включая котельные, в связи с имеющейся задолженностью по оплате. У ГУП ЖКХ РС (Я) имеются котельные, которые обеспечивают теплоснабжением социальные объекты и жилфонд. Запас топлива резервного источника питания электроэнергии котельных рассчитан на 72 часа. В связи с частыми отключениями электроэнергии в котельных запасы топлива РИП исчерпаны.
В ходе проверки обстоятельств, изложенных в заявлении, установлено следующее.
Правовые основы экономических отношений в сфере электроэнергетики, полномочия органов государственной власти на регулирование этих отношений, основные права и обязанности субъектов электроэнергетики при осуществлении деятельности в сфере электроэнергетики и потребителей электрической энергии установлены Федеральным законом от 26 марта 2003 года № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее – Закон об электроэнергетике). 
Согласно статье 20 Закона об электроэнергетике основными принципами государственного регулирования и контроля в электроэнергетике являются, в том числе обеспечение доступности электрической энергии для потребителей и защита их прав, ограничение монополистической деятельности отдельных субъектов электроэнергетики. 
В соответствии с пунктом 7 статьи 38 Закона об электроэнергетике Правительством Российской Федерации утверждается порядок полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии потребителями - участниками оптового и розничных рынков, в том числе его уровня, в случае нарушения своих обязательств потребителями. Указанный порядок применяется в случае неисполнения обязательств по оплате электрической энергии и обеспечивает: обязательность предварительного (не менее чем за десять дней) предупреждения о возможном введении полного и (или) частичного ограничения режима потребления, содержащего информацию о состоянии задолженности потребителя за электрическую энергию, а также о предполагаемом сроке введения ограничений режима потребления; обязательность введения предварительного частичного ограничения режима потребления электрической энергии, в том числе его уровня, перед полным ограничением режима потребления электрической энергии, в том числе его уровня; запрет на нарушение прав иных потребителей в связи с вводимым ограничением режима потребления электрической энергии, в том числе его уровня; ответственность за нарушение порядка ограничения режима потребления электрической энергии, в том числе его уровня; меры по социальной защите граждан Российской Федерации. 
Постановлением Правительства Российской Федерации от 4 мая 2012 года № 442 утверждены Правила полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии (далее – Правила № 442). 
В пункте 1 Правил № 442 указано, что данные Правила устанавливают основы регулирования отношений, связанных с введением полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии потребителями электрической энергии - участниками оптового и розничных рынков электрической энергии, в том числе его уровня, которое предполагает прекращение подачи электрической энергии потребителям или сокращение объемов потребления электрической энергии в определенных Правилами случаях. В соответствии с подпунктом «б» пункта 2 Правил № 442 ограничение режима потребления электрической энергии вводится при нарушении потребителем своих обязательств, выразившимся в возникновении у потребителя задолженности по оплате электрической энергии (мощности), соответствующей одному периоду между установленными договором сроками платежа
Согласно пункту 18 Правил №442 в отношении потребителей (в том числе в отношении отдельных используемых ими объектов), ограничение режима потребления которых может привести к экономическим, экологическим, социальным последствиям, относящихся к категориям потребителей согласно приложению, частичное ограничение режима потребления вводится в соответствии с пунктом 17 настоящих Правил не ниже уровня аварийной брони. Введение в отношении таких потребителей ограничения режима потребления ниже величины аварийной брони не допускается.
При отсутствии у такого потребителя акта согласования аварийной брони, величины аварийной брони определяются гарантирующим поставщиком (энергосбытовой, энергоснабжающей организацией) по согласованию с исполнителем в размере не менее 10 процентов максимальной мощности соответствующих объектов такого потребителя, а потребитель несет ответственность за последствия, в том числе перед третьими лицами, вызванные применением к нему ограничения режима потребления в соответствии с настоящими Правилами.
В соответствии с пунктом 2 Приложения к Правилам N 442 к потребителям электрической энергии (мощности), ограничение режима потребления электрической энергии которых может привести к экономическим, социальным последствиям, относятся организации, отнесены организации, осуществляющие эксплуатацию объектов централизованного водоснабжения и (или) канализации населенных пунктов, - в отношении этих объектов.
08.05.2014 между ГУП «ЖКХ РС (Я)» и ОАО АК «Якутскэнерго» заключен договор энергоснабжения №00321, согласно которому гарантирующий поставщик обязуется осуществлять продажу электрической энергии (мощности), а также самостоятельно или через привлеченных лиц оказывать услуги по передаче электрической энергии и услуги, оказание которых является неотъемлемой частью процесса поставки электрической энергии потребителю, а потребитель обязуется оплачивать приобретаемую электрическую энергию (мощность) и оказанные услуги.
Разделом 12 указанного договора установлен порядок частичного и (или) полного ограничения режима потребления электроэнергии.
Согласно п. 12.1 договора гарантирующий поставщик вправе ввести частичное и (или) полное ограничение режима потребления электрической энергии при нарушении своих обязательств потребителем по оплате электрической энергии (мощности) и (или) услуг по передаче электрической энергии, услуг, оказание которых является неотъемлемой частью процесса поставки электрической энергии потребителями, в том числе обязательств по предварительной оплате в соответствии с установленными договором сроками платежа, если это привело к образованию задолженности потребителя перед гарантирующим поставщиком в размере, соответствующем денежным обязательствам потребителя не менее чем за один период между установленными договором сроками платежа.
13.04.2015 Вилюйским участком Мирнинского отделения Энергосбыта ОАО АК «Якутскэнерго» направлено уведомление о планируемом введении ограничения режима потребления руководителю ГУП «ЖКХ РС (Я)» с указанием суммы задолженности по состоянию на 13.04.2015 и сроком оплаты до 22.03.2015. В случае непогашения задолженности предусмотрена обязанность ввести частичное ограничение режима потребления электроэнергии до уровня технологической брони. Если по истечении пяти дней со дня введения частичного ограничения потребления электроэнергии до уровня технологической брони не будет погашена задолженность, то с 28.04.2015 обязано ввести частичное ограничение до уровня аварийной брони. Если по истечении пяти дней со дня введения частичного ограничения режима потребления задолженность не будет погашена, то будет введено полное ограничение режима потребления электроэнергии.
18.05.2015 Вилюйским участком Мирнинского отделения Энергосбыта ОАО АК «Якутскэнерго» направлено повторное уведомление о планируемом введении ограничения режима потребления с указанием суммы задолженности по состоянию на 18.05.2015 и сроком оплаты до 20.05.2015. В случае невыполнения требований о погашении задолженности до 21.05.2015 ВУ МОЭ ОАО АК «Якутскэнерго» вынужден ввести полное отключение объектов.
Письмом №282 от 20.05.2015 о планируемом ограничении потребления электроэнергии объектов Вилюйского филиала ГУП «ЖКХ РС (Я)» проинформированы Глава муниципального района, начальник ТО ТУ Роспотребнадзора Вилюйского района, прокурор г. Вилюйска, директор Вилюйского филиала ГУП ЖКХ РС (Я).
Актами №5, 6, 10, 13 об отключении электроустановок отключены котельные «ММС», «Школа Чиряева», «РРЦ-2 ТУСМ», «ВПК».
Вместе с тем, с помощью вышеуказанных котельных осуществляется водоснабжение  социально-значимых объектов г. Вилюйска. 
Таким образом, при введении ограничения режима потребления не были соблюдены Правила №442, полное ограничение потребления электроэнергии было введено в отношении потребителей, ограничение режима потребления электрической энергии которых может привести к экономическим, экологическим, социальным последствиям: нанести вред здоровью населения, сорвать отопительный сезон, прекратить обслуживание социально- значимых объектов.
Согласно ч. 1 ст.10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе следующие действия (бездействие): экономически или технологически не обоснованные сокращение или прекращение производства товара, если на этот товар имеется спрос или размещены заказы на его поставки при наличии возможности его рентабельного производства, а также, если такое сокращение или такое прекращение производства товара прямо не предусмотрено федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами.
В силу части 5 статьи 5 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта – субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии. 
В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 17.08.1995 №147-ФЗ «О естественных монополиях» услуги по передаче электрической энергии относятся к сфере деятельности субъектов естественных монополий.
ОАО АК «Якутскэнерго» осуществляет естественно-монопольный вид деятельности (передача электрической энергии), следовательно, занимает доминирующее положение на соответствующем товарном рынке.
Таким образом, направление уведомлений ОАО АК «Якутскэнерго» о введении ограничения режима потребления электроэнергии на объектах ГУП «ЖКХ РС (Я)» в отсутствие на то правовых оснований могло привести к ущемлению прав и интересов потребителей.
Действия ОАО АК «Якутскэнерго», выразившиеся в направлении уведомлений о введении ограничений режима потребления электроэнергии свидетельствуют о наличии признаков нарушения пункта 4 части 1 статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции».
Руководствуясь статьей 44 Федерального закона «О защите конкуренции»,
о п р е д е л и л:
1. Назначить рассмотрение дела № 03-60/15 А на 02 июля 2015 г. в 15 часов 00 минут по адресу г. Якутск, ул. Аммосова, 18, каб. 402, тел. 42-29-69, факс 42-29-41. 
2. Привлечь к участию в деле в качестве заявителя ГУП «ЖКХ РС (Я)». Явка представителя (с доверенностью на участие в рассмотрении дела) обязательна. При невозможности явки уведомить антимонопольный орган в письменной форме не позднее времени рассмотрения настоящего дела.
3. Привлечь к участию в деле в качестве ответчика ОАО АК «Якутскэнерго». Явка представителя (с доверенностью на участие в рассмотрении дела обязательна). При невозможности явки уведомить антимонопольный орган в письменной форме не позднее времени рассмотрения настоящего дела.

 

Председатель Комиссии                                                                                          А.Д. Кузьмин

Связанные организации

Связанные организации не указаны