Решение б/н Р Е Ш Е Н И Е по делу № 03-60/15 А о нарушении антимонопо... от 23 сентября 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

Р Е Ш Е Н И Е

по делу № 03-60/15 А о нарушении антимонопольного законодательства

 

г. Якутск                                                             резолютивная часть оглашена 02 июля 2015 г.

 изготовлено в полном объеме 10 июля 2015 г.

 

            Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по рассмотрению дел о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

            Кузьмин А.Д. – заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), председатель Комиссии;

            Васильева С.Д. – главный специалист-эксперт отдела естественных монополий и рекламы Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), член Комиссии;

Ефремова А.В. – главный специалист-эксперт отдела естественных монополий и рекламы Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия);

При участии:

От заявителя государственного унитарного предприятия «Жилищно-коммунальное хозяйство Республики Саха (Якутия)» (далее – ГУП «ЖКХ РС (Я)», предприятие) Капустин С.С. представитель по доверенности №160 от 24.12.2014г., Иванов Т.А. представитель по доверенности №256 от 27.01.2015г.

От ответчика открытого акционерного общества акционерной компании «Якутскэнерго» (далее – ОАО АК «Якутскэнерго», общество) Алексеева О.А. представитель по доверенности №И00001287 от 14.04.2015г.

Рассмотрев дело № 03-60/15А, возбужденное в отношении ОАО АК «Якутскэнерго» (адрес места нахождения: Республика Саха (Якутия), г. Якутск, ул. Ф. Попова д. 14) по признакам нарушения пункта 4 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции)

у с т а н о в и л а:

20 мая 2015 года в Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) поступило заявление Государственного унитарного предприятия «Жилищно-коммунальное хозяйство Республики Саха (Якутия)» в отношении Открытого акционерного общества акционерной компании «Якутскэнерго», содержащее признаки нарушения антимонопольного законодательства.

Как следует из заявления и приложенных документов, в адрес ГУП ЖКХ РС (Я)» от ОАО АК «Якутскэнерго» поступило уведомление об ограничении электроэнергии на всех объектах, включая котельные, в связи с имеющейся задолженностью по оплате. У ГУП ЖКХ РС (Я) имеются котельные, которые обеспечивают теплоснабжением социальные объекты и жилфонд. Запас топлива резервного источника питания электроэнергии котельных рассчитан на 72 часа. В связи с частыми отключениями электроэнергии в котельных запасы топлива РИП исчерпаны.

Управлением Федеральной антимонопольной службы в целях уточнения указанных обстоятельств направлен запрос в ОАО АК «Якутскэнерго» о представлении информации. Из представленной информации следует, что между заявителем и ответчиком заключен договор о централизованной оплате электроэнергии, потребляемой филиалами ГУП «ЖКХ РС (Я)» по заключенным договорам энергоснабжения с отделениями Энергосбыта ОАО АК «Якутскэнерго». Однако, предприятие не оплачивает потребленную электроэнергию и в связи с образовавшейся задолженностью общество вводит ограничение потребления электроэнергии в соответствии с нормами Правил полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 №442 (далее – Правила №442).

23 июня 2015 г. Приказом №78 Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) в отношении ОАО АК «Якутскэнерго» возбуждено дело по признакам нарушения пункта 4 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции. Определением от 25 июня 2015 рассмотрение дела назначено на 02.07.2015г.

При рассмотрении дела представители заявителя поддержали заявленные требования, считают, что отключение котельных в г. Вилюйске незаконно, поскольку с помощью них осуществляется водоснабжение социальных объектов, ответчик был осведомлен об этом, тем не менее, произвел отключение котельных «ММС», «Школа Чиряева», «РРЦ-2 ТУСМ», «ВПК» Вилюйского филиала прдприятия.

При рассмотрении дела представители ответчика не согласились с доводами заявителя, считают, что ограничение режима потребления электроэнергии вводилось по Правилам №442, акт согласования технологической и аварийной брони с предприятием находится на стадии подписания в настоящее время не подписан, кроме того отсутствует перечень потребителей, которые отнесены к категориям потребителей, предусмотренным приложением к Правилам №442. Подробнее позиция представителя ответчика отражена в пояснениях, приобщенных к материалам дела.

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, изучив имеющиеся в материалах дела документы, пришла к следующим выводам.

Правовые основы экономических отношений в сфере электроэнергетики, полномочия органов государственной власти на регулирование этих отношений, основные права и обязанности субъектов электроэнергетики при осуществлении деятельности в сфере электроэнергетики и потребителей электрической энергии установлены Федеральным законом от 26 марта 2003 года № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее – Закон об электроэнергетике).

Согласно статье 20 Закона об электроэнергетике основными принципами государственного регулирования и контроля в электроэнергетике являются, в том числе обеспечение доступности электрической энергии для потребителей и защита их прав, ограничение монополистической деятельности отдельных субъектов электроэнергетики.

В соответствии с пунктом 7 статьи 38 Закона об электроэнергетике Правительством Российской Федерации утверждается порядок полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии потребителями - участниками оптового и розничных рынков, в том числе его уровня, в случае нарушения своих обязательств потребителями. Указанный порядок применяется в случае неисполнения обязательств по оплате электрической энергии и обеспечивает: обязательность предварительного (не менее чем за десять дней) предупреждения о возможном введении полного и (или) частичного ограничения режима потребления, содержащего информацию о состоянии задолженности потребителя за электрическую энергию, а также о предполагаемом сроке введения ограничений режима потребления; обязательность введения предварительного частичного ограничения режима потребления электрической энергии, в том числе его уровня, перед полным ограничением режима потребления электрической энергии, в том числе его уровня; запрет на нарушение прав иных потребителей в связи с вводимым ограничением режима потребления электрической энергии, в том числе его уровня; ответственность за нарушение порядка ограничения режима потребления электрической энергии, в том числе его уровня; меры по социальной защите граждан Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 4 мая 2012 года № 442 утверждены Правила полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии.

В пункте 1 Правил № 442 указано, что данные Правила устанавливают основы регулирования отношений, связанных с введением полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии потребителями электрической энергии - участниками оптового и розничных рынков электрической энергии, в том числе его уровня, которое предполагает прекращение подачи электрической энергии потребителям или сокращение объемов потребления электрической энергии в определенных Правилами случаях.

В соответствии с подпунктом «б» пункта 2 Правил № 442 ограничение режима потребления электрической энергии вводится при нарушении потребителем своих обязательств, выразившимся в неисполнении или ненадлежащем исполнении обязательств по оплате электрической энергии (мощности) и (или) услуг по передаче электрической энергии, услуг, оказание которых является неотъемлемой частью процесса поставки электрической энергии потребителям, в том числе обязательств по предварительной оплате в соответствии с установленными договором сроками платежа, если это привело к образованию задолженности потребителя перед гарантирующим поставщиком в размере, соответствующем денежным обязательствам потребителя не менее чем за один период между установленными договором сроками платежа.

В соответствии с пунктом 4 Правил №442 Ограничение режима потребления вводится, в связи с наступлением обстоятельств, указанных в абзацах втором, четвертом и пятом подпункта «б» пункта 2 настоящих Правил, - по инициативе гарантирующего поставщика, перед которым не исполнены обязательства.

В силу пункта 5 Правил №442 ограничение режима потребления, инициированное в соответствии с пунктом 4 Правил №442, вводится сетевой организацией, оказывающей услуги по передаче электрической энергии в точке (точках) поставки потребителя, в отношении которого требуется введение ограничения режима потребления (далее - исполнитель).

Согласно пункту 18 Правил №442 в отношении потребителей (в том числе в отношении отдельных используемых ими объектов), ограничение режима потребления которых может привести к экономическим, экологическим, социальным последствиям, относящихся к категориям потребителей согласно приложению, частичное ограничение режима потребления вводится в соответствии с пунктом 17 настоящих Правил не ниже уровня аварийной брони. Введение в отношении таких потребителей ограничения режима потребления ниже величины аварийной брони не допускается.

При отсутствии у такого потребителя акта согласования аварийной брони, величины аварийной брони определяются гарантирующим поставщиком (энергосбытовой, энергоснабжающей организацией) по согласованию с исполнителем в размере не менее 10 процентов максимальной мощности соответствующих объектов такого потребителя, а потребитель несет ответственность за последствия, в том числе перед третьими лицами, вызванные применением к нему ограничения режима потребления в соответствии с настоящими Правилами.

Таким образом, при отсутствии указанного акта гарантирующий поставщик ОАО АК «Якутскэнерго» самостоятельно определяет величину аварийной брони в размере не менее 10 процентов максимальной мощности соответствующих объектов потребителя.

В соответствии с пунктом 2 Приложения к Правилам N 442 к потребителям электрической энергии (мощности), ограничение режима потребления электрической энергии которых может привести к экономическим, социальным последствиям, относятся организации, отнесены организации, осуществляющие эксплуатацию объектов централизованного водоснабжения и (или) канализации населенных пунктов, - в отношении этих объектов.

Материалами дела установлено, что 08.05.2014 между ГУП «ЖКХ РС (Я)» и ОАО АК «Якутскэнерго» заключен договор энергоснабжения №00321, согласно которому гарантирующий поставщик обязуется осуществлять продажу электрической энергии (мощности), а также самостоятельно или через привлеченных лиц оказывать услуги по передаче электрической энергии и услуги, оказание которых является неотъемлемой частью процесса поставки электрической энергии потребителю, а потребитель обязуется оплачивать приобретаемую электрическую энергию (мощность) и оказанные услуги.

Разделом 12 указанного договора установлен порядок частичного и (или) полного ограничения режима потребления электроэнергии.

Согласно п. 12.1 договора гарантирующий поставщик вправе ввести частичное и (или) полное ограничение режима потребления электрической энергии при нарушении своих обязательств потребителем по оплате электрической энергии (мощности) и (или) услуг по передаче электрической энергии, услуг, оказание которых является неотъемлемой частью процесса поставки электрической энергии потребителями, в том числе обязательств по предварительной оплате в соответствии с установленными договором сроками платежа, если это привело к образованию задолженности потребителя перед гарантирующим поставщиком в размере, соответствующем денежным обязательствам потребителя не менее чем за один период между установленными договором сроками платежа.

13.04.2015 Вилюйским участком Мирнинского отделения Энергосбыта ОАО АК «Якутскэнерго» направлено уведомление о планируемом введении ограничения режима потребления руководителю ГУП «ЖКХ РС (Я)» с указанием суммы задолженности по состоянию на 13.04.2015 и сроком оплаты до 22.03.2015. В случае непогашения задолженности предусмотрена обязанность ввести частичное ограничение режима потребления электроэнергии до уровня технологической брони. Если по истечении пяти дней со дня введения частичного ограничения потребления электроэнергии до уровня технологической брони не будет погашена задолженность, то с 28.04.2015 обязано ввести частичное ограничение до уровня аварийной брони. Если по истечении пяти дней со дня введения частичного ограничения режима потребления задолженность не будет погашена, то будет введено полное ограничение режима потребления электроэнергии.

18.05.2015 Вилюйским участком Мирнинского отделения Энергосбыта ОАО АК «Якутскэнерго» направлено повторное уведомление о планируемом введении ограничения режима потребления с указанием суммы задолженности по состоянию на 18.05.2015 и сроком оплаты до 20.05.2015. В случае невыполнения требований о погашении задолженности до 21.05.2015 ВУ МОЭ ОАО АК «Якутскэнерго» вынужден ввести полное отключение объектов.

Письмом №282 от 20.05.2015 о планируемом ограничении потребления электроэнергии объектов Вилюйского филиала ГУП «ЖКХ РС (Я)» проинформированы Глава муниципального района, начальник ТО ТУ Роспотребнадзора Вилюйского района, прокурор г. Вилюйска, директор Вилюйского филиала ГУП «ЖКХ РС (Я)».

Актами №5, 6, 10, 13 об отключении электроустановок представителями Вилюйского участка отделения Энергосбыта ОАО АК «Якутскэнерго» 26.05.2015 г. отключены котельные «ММС», «Школа Чиряева», «РРЦ-2 ТУСМ», «ВПК».

Вместе с тем, с помощью вышеуказанных котельных осуществляется водоснабжение  жителей, социальных объектов г. Вилюйска. Указанное обстоятельство подтверждается контрактами холодного водоснабжения и водоотведения между ГУП «ЖКХ РС (Я)» и абонентом №10/10/106-М-14 от 01.01.2014, №10/0002Р-14-3 от 01.01.2014, №10/0111-И-14-3 от 01.01.2014, №10/0104-И-14-3 от 01.01.2013. Согласно пункту 1.1. предметом указанных контрактов является подача холодной воды (холодное водоснабжение) и прием сточных вод (водоотведение) в соответствующих объектах.

Таким образом, при введении ограничения режима потребления не были соблюдены Правила №442, полное ограничение потребления электроэнергии было введено в отношении потребителей, ограничение режима потребления электрической энергии которых может привести к экономическим, экологическим, социальным последствиям: прекратить обслуживание социально - значимых объектов. Введение в отношении таких потребителей ограничения режима потребления ниже величины аварийной брони не допускается.

В соответствии с пунктом 31 (1), (2), (4) Правил №861 в целях исполнения договора в части условий о величинах технологической и (или) аварийной брони потребитель электрической энергии (мощности), ограничение режима потребления электрической энергии (мощности) которого может привести к возникновению угрозы жизни и здоровью людей, экологической безопасности, безопасности государства и (или) необратимому нарушению непрерывных технологических процессов, в том числе потребитель электрической энергии, частичное или полное ограничение режима потребления электрической энергии (мощности) которого может привести к экономическим, экологическим, социальным последствиям, относящийся к категориям, определенным в приложении к Правилам полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии, в отношении которого при осуществлении технологического присоединения энергопринимающих устройств к объектам электросетевого хозяйства не был составлен и согласован с сетевой организацией акт согласования технологической и (или) аварийной брони либо он нуждается в изменении в связи с наступлением указанных в пункте 31(2) настоящих Правил случаев, вправе составить и согласовать такой акт в порядке, установленном в пункте 31(4) настоящих Правил, как до заключения договора, так и после его заключения.

Акт технологической и (или) аварийной брони подлежит включению в договор в качестве приложения вплоть до истечения срока его действия либо до расторжения договора. Если этот акт был составлен после заключения договора, то он подлежит включению в договор в качестве приложения с даты его согласования с сетевой организацией.

В соответствии с абзацем 2 пункта 18 правил №442 при отсутствии у потребителей согласно приложения к Правилам №442, акта согласования аварийной брони, величины аварийной брони определяются гарантирующим поставщиком (энергосбытовой, энергоснабжающей организацией) по согласованию с исполнителем в размере не менее 10 процентов максимальной мощности соответствующих объектов такого потребителя, а потребитель несет ответственность за последствия, в том числе перед третьими лицами, вызванные применением к нему ограничения режима потребления в соответствии с настоящими Правилами.

Таким образом, акт технологической и (или) аварийной брони может быть согласован сторонами в течение всего срока действия договора энергоснабжения. ОАО АК «Якутскэнерго», как гарантирующий поставщик, самостоятельно определяет величину аварийной брони в размере не менее 10 процентов максимальной мощности соответствующих объектов потребителей,  ограничение режима потребления которых может привести к экономическим, экологическим, социальным последствиям, относящихся к категориям потребителей согласно приложению. Кроме того, в настоящий момент указанный акт технологической и (или) аварийной брони по договору между предприятием и обществом находится на стадии согласования.

На основании вышеизложенного, довод представителей ОАО АК «Якутскэнерго» о том, что  введение полного ограничения потребления электроэнергии на объекты Вилюйского филиала предприятия производилось по правилам №442, поскольку у предприятия имелась задолженность, и отсутствовал акт технологической и (или) аварийной брони, отклоняется по обстоятельствам, указанным выше.

Довод представителя общества об отсутствии перечня потребителей, которые отнесены к категориям потребителей, предусмотренным приложением к Правилам №442, сформированного и утвержденного согласно пункту 37 Правил №442 отклоняется Комиссией, поскольку само по себе отсутствие указанного перечня не влечет за собой право вводить полное ограничение потребления электрической энергии (мощности) в отношении потребителей, предусмотренным приложением к Правилам №442, в том числе в пункте 2 данного приложения - организации, осуществляющие эксплуатацию объектов централизованного водоснабжения и (или) канализации населенных пунктов, - в отношении этих объектов.

В силу части 5 статьи 5 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта – субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.

В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 17.08.1995 №147-ФЗ «О естественных монополиях» услуги по передаче электрической энергии относятся к сфере деятельности субъектов естественных монополий.

ОАО АК «Якутскэнерго» осуществляет естественно-монопольный вид деятельности (услуги по передаче электрической энергии), следовательно, занимает доминирующее положение на соответствующем товарном рынке.

ОАО АК «Якутскэнерго» приказом УФАС по РС (Я) № 02-175 от 01.08.2007 включено в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем 35 процентов или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара, если в отношении такого рынка федеральными законами установлены случаи признания доминирующим положения хозяйствующих субъектов, по товарному рынку «купля-продажа (поставка) электрической энергии» в границах Республики Саха (Якутия) (исключая п. Артык, п. Усть-Нера, с. Терють Оймяконского улуса, п. Кысыл-Сыр, п. Промышленный Вилюйского улуса).

В соответствии с уставом Публичного акционерного общества «Якутскэнерго», утвержденным годовым Общим собранием акционеров ПАО «Якутскэнерго» от 28.05.2015 года (протокол от 29 мая 2015 года №1) ОАО АК «Якутскэнерго» было переименовано в Публичное акционерное общество «Якутскэнерго».

Согласно ч. 1 ст.10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе следующие действия (бездействие): экономически или технологически не обоснованные сокращение или прекращение производства товара, если на этот товар имеется спрос или размещены заказы на его поставки при наличии возможности его рентабельного производства, а также, если такое сокращение или такое прекращение производства товара прямо не предусмотрено федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами.

 

Учитывая вышеизложенное, фактические обстоятельства дела, Комиссия приходит к выводу, что ПАО «Якутскэнерго» своими действиями, выразившимися во введении полного ограничения потребления электроэнергии на объекты, осуществляющие водоснабжение и водоотведение, допустило нарушение пункта 4 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, в результате чего ущемлены интересы потребителей. Несоблюдение установленного Правилами № 442 порядка ограничения режима потребления электрической энергии котельными «ММС», «Школа Чиряева», «РРЦ-2 ТУСМ», «ВПК», эксплуатируемыми предприятием, повлекло нарушение прав предприятия и его абонентов, создало угрозу для жизни и здоровья неопределённого круга лиц. Указанные действия могли привести к экономическим, экологическим, социальным последствиям.

В настоящее время подача электрической энергии на вышеуказанные объекты предприятия возобновлена, что подтверждается со слов представителей, как заявителя, так и ответчика во время рассмотрения дела. Тем самым добровольно устранены последствия нарушения антимонопольного законодательства и потому предписание решено не выдавать.

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

р е ш и л а:

1.                  Признать ПАО «Якутскэнерго» нарушившим пункт 4 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции».

2.                  Предписание не выдавать по настоящему делу, в связи с добровольным устранением последствий нарушения антимонопольного законодательства лицом, совершившим такое нарушение.

 

 

 

            Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня вынесения.

 

 

А.Д. Кузьмин

 

 

 

С.Д. Васильева

 

 

А.В. Ефремова

Связанные организации

Связанные организации не указаны