Определение б/н О П Р Е Д Е Л Е Н И Е о назначении дела № 03- 61/15А о нару... от 23 сентября 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

                                                                                                      

 

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

о назначении дела № 03- 61/15А о нарушении антимонопольного законодательства к рассмотрению

 

г. Якутск                                                                                                 «26» июня 2015 г.

 

  Председатель Комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) А.Д. Кузьмин, рассмотрев заявление администрации муниципального района «Усть-Майский улус (район) о нарушении ОАО «Теплоэнергосервис» антимонопольного законодательства, на основании приказа Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) от 26 июня 2015 г. № 79 «О возбуждении дела о создании Комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства»,

 

у с т а н о в и л:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) поступило заявление администрации муниципального района «Усть-Майский улус (район)» о нарушении Усть-Майским филиалом ОАО «Теплоэнергосервис» антимонопольного законодательства. По мнению заявителя ОАО «Теплоэнергосервис» злоупотребляет доминирующим положением на товарном рынке путем неправомерного применения повышенного коэффициента в расчетах за потребленную тепловую энергию пяти муниципальным учреждениям Усть-Майского района: МКУ «Управление образования» (п. Усть-Мая, ул. Горького 41), МБОУ «Усть-Майская СОШ» (п. Усть-Мая, ул. Первомайская, 18), МБДОУ «Детский сад «Аленушка» (с. Петропавловск, ул. Юбилейная, 20), МБДОУ «Детский сад №2 «Якорек» (п. Усть-Мая, ул. Захарова, 18), МБДОУ «Детский сад «Ладушки» (п. Усть-Мая, ул. Горького 66).

Исходя из заявления, ОАО «Теплоэнергосервис» применяет повышенный коэффициент по определенной формуле согласно порядка расчетов по приборам учета за потребленную тепловую энергию, который филиал включает в типовой договор на оказание услуг.

Управлением Федеральной антимонопольной службы в целях уточнения указанных обстоятельств направлен запрос в ОАО «Теплоэнергосервис» о представлении информации. В письменных пояснениях ОАО «Теплоэнергосервис» указало, что в соответствии с пунктом 23 Правил организации теплоснабжения в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 08.08.2012 года №808, договором теплоснабжения определяется, что при нарушении режима потребления тепловой энергии и (или) теплоносителя над договорным объемом потребитель тепловой энергии, допустивший указанные нарушения, обязан оплатить теплоснабжающей организации объем сверхдоговорного, или потребления с нарушением режима потребления с применением к тарифам в сфере теплоснабжения повышающих коэффициентов.

ОАО «Теплоэнергосервис» пояснило, что  данные требования представлены в договорах на теплоснабжение, в том числе в пункте 2.2.8 к государственным контрактам по муниципальным учреждениям, приведенных в запросе. В приложении №4 контрактов приведены расчеты по приборам учета тепловой энергии и подписаны потребителями. В ходе проверки приборов учета специалистами Усть-Майского филиала ОАО «Теплоэнергосервис» были выявлены нарушения режима потребления тепловой энергии. На основании распоряжения ОАО «Теплоэнергосервис» №180-р от 26.11.2014 года специалистами Усть-Майского филиала были выданы предписания потребителям тепловой энергии, реестр выданных предписаний направлен в исполнительную дирекцию. Срок исполнения предписаний был определен (с учетом праздничных и выходных дней) один месяц. В связи с неисполнением выданных предписаний, что является результатом некачественной подготовки муниципальных объектов к отопительному сезону 2014-2015гг., был применен повышающий коэффициент на объектах потребителей: МКУ Управление образования, ул. Горького 41, п. Усть-Мая, МБДОУ Детский сад «Аленушка», ул. Юбилейная 20, с. Петропавловск, МБДОУ Детский сад «Якорек», ул. Захарова 18, п. Усть-Мая, МБДОУ Детский сад «Ладушка», ул. Горького 66, п. Усть-Мая.  Следовательно, по мнению ОАО «Теплоэнергосервис», расчеты, произведенные специалистами Усть-Майского филиала ОАО «Теплоэнергосервис» правомерны, произведены в соответствии с температурными графиками декабря 2014 года и отражены в ведомостях показаний приборов учета, счетах-фактурах за декабрь 2014 года, в соответствии с правовыми и нормативными требованиями и договорными условиями.

Антимонопольным органом установлено, что между ОАО «Теплоэнергосервис» и МКУ «Управление образования», МБДОУ «Детский сад Аленушка», МБОУ «Усть-Майская средняя общеобразовательная школа», МБДОУ «Детский сад №2 «Якорек», МБДОУ «Десткий сад Ладушки» заключены муниципальные контракты по поставке тепловой энергии (№00107 от 01.01.2014 года; №00119 от 01.01.2014 года; №00108 от 31.12.2013 года; №00114 от 31.12.2013 года; №0018 от 01.01.2014 года).

Исходя из представленных документов, ОАО «Теплоэнергосервис» предъявило МКУ «Управление образования», МБОУ «Детский сад «Аленушка», МБДОУ «Детский сад №2 «Якорек», МБДОУ «Детский сад «Ладушки» предписание с требованием в срок до 01 января 2015 года провести внутридомовую регулировку системы отопления для качественного и количественного распределения теплоносителя, в связи с тем, что показания приборов учета по зданиям вышеуказанных бюджетных учреждений не соответствовали данным установленного температурного графика. В случае если регулировка не будет произведена в указанный срок и прибор учета продолжит фиксировать превышение показаний обратной сетевой воды более чем на 5% расчет за потребленную тепловую энергию будет производиться с применением повышенного коэффициента по определенной формуле согласно порядка расчетов по приборам учета (приложение №4 к договору).

Согласно пункту 3 приложений №4 «Порядок расчетов по приборам учета» вышеуказанных муниципальных контрактов, в случае фиксирования прибором учета превышения показаний обратной сетевой воды более чем на +5% против температурного графика, расчет отпущенной тепловой энергии производится по фактическим показаниям прибора учета с применением повышающего коэффициента «У», коэффициент вычисляется по формуле:

У=(Т1факт-Т2график)/(Т1факт-Т2факт).

Следовательно, ОАО «Теплоэнергосервис» вследствие нарушения указанными бюджетными учреждениями Усть-Майского улуса (района) режима потребления тепловой энергии в расчетах за тепловую энергию применило повышающий коэффициент.

В соответствии с пунктом 4 статьи 9 Федерального закона от 27.07.2010 года №190-ФЗ «О теплоснабжении» при нарушении режима потребления тепловой энергии или отсутствии коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя в случае обязательности этого учета в соответствии с федеральными законами применяются установленные органами регулирования повышающие коэффициенты к тарифам в сфере теплоснабжения.

Согласно пункту 6 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.20.2012 №1075, при  нарушении режима потребления тепловой энергии или отсутствии коммерческого учета тепловой энергии и (или) теплоносителя в случае обязательности этого учета в соответствии с федеральными законами к тарифам на тепловую энергию (мощность) применяются повышающие коэффициенты, устанавливаемые органом регулирования в соответствии с методическими указаниями по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденными федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов.

В соответствии с пунктом 23 правил организации теплоснабжения в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.08.2012 №808, договором теплоснабжения определяется, что при нарушении режима потребления тепловой энергии, в том числе превышении фактического объема потребления тепловой энергии и (или) теплоносителя над договорным объемом потребления исходя из договорной величины тепловой нагрузки, или отсутствии коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, потребитель тепловой энергии, допустивший указанные нарушения, обязан оплатить теплоснабжающей организации объем сверхдоговорного, безучетного потребления или потребления с нарушением режима потребления с применением к тарифам в сфере теплоснабжения повышающих коэффициентов, установленных органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов, если иное не предусмотрено жилищным законодательством Российской Федерации в отношении граждан-потребителей, а также управляющих организаций или товариществ собственников жилья либо жилищных кооперативов или иных специализированных потребительских кооперативов, осуществляющих деятельность по управлению многоквартирными домами и заключивших договоры с ресурсоснабжающими организациями.

Между тем, согласно письму Государственного комитета по ценовой политике – Региональная энергетическая комиссия Республики Саха (Якутия) №02-02-1710 в адрес первого заместителя Главы МР «Усть-Майский улус (район)» Красикову А.М.  на данный момент не приняты нормативно-правовые акты, утверждающие порядок определения повышающего коэффициента к тарифу при нарушении режима потребления или отсутствии коммерческого узла учета. В связи с этим ГКЦ-РЭК РС (Я) повышающие коэффициенты к тарифам на тепловую энергию не утверждены. Из письма следует, что Усть-Майским филиалом ОАО «Теплоэнергосервис» неправомерно применение повышающих коэффициентов, вычисляемых по определенной формуле и применяемых к фактическим показаниям приборов учета, при расчетах с потребителями. Так, отсутствие установленных повышающих коэффициентов к тарифам также не дает право теплоснабжающей организации определять и применять их самостоятельно.

Таким образом, в соответствии с действующим законодательством при нарушении режима потребления тепловой энергии или отсутствии коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя в случае обязательности этого учета, теплоснабжающие организации, в том числе Усть-Майский филиал ОАО «Теплоэнергосервис», не имеют права самостоятельно определять повышающие коэффициенты к тарифам в сфере теплоснабжения. 

Согласно части 5 статьи 5 Федерального закона «О защите конкуренции» доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.

В соответствии со статьями 3, 4 Федерального закона «О естественных монополиях» услуги по передаче тепловой энергии относятся к сфере деятельности субъектов естественных монополий.

Тем самым, наличие доминирующего положения у ОАО «Теплоэнергосервис» на товарном рынке услуг по передаче тепловой энергии на территории МО «Усть-Майский район» бесспорно. 

Частью 1 статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, том числе нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования (п.10).

Таким образом, в действиях ОАО «Теплоэнергосервис» содержатся признаки злоупотребления доминирующим положением, поскольку в отсутствие на то правовых оснований при расчете  платы за тепловую энергию пяти вышеуказанным бюджетным учреждениям Усть-Майского улуса (района) общество применило повышающий коэффициент, который в свою очередь не установлен и не утвержден органом исполнительной власти Республики Саха (Якутия) в области государственного регулирования тарифов ГКЦ-РЭК РС (Я), тем самым общество допустило нарушение установленного порядка ценообразования.

Вышеуказанные действия ОАО «Теплоэнергосервис», выразившиеся в самостоятельном определении и применении повышающих коэффициентов к тарифам в сфере теплоснабжения в отсутствие на то правовых оснований пяти муниципальным организациям Усть-Майского улуса (района), свидетельствуют о наличии признаков нарушения пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции».

Руководствуясь статьей 44 Федерального закона «О защите конкуренции»,

 

о п р е д е л и л:

 

1. Назначить рассмотрение дела № 03-61/15А на 03 июля 2015 г. в 11 часов 00 минут по адресу г. Якутск, ул. Аммосова, 18, каб. 402, тел. 42-29-69, факс 42-29-41.

2. Привлечь к участию в деле в качестве заявителя администрацию муниципального района «Усть-Майский улус (район)». Явка представителя (с доверенностью на участие в рассмотрении дела) обязательна. При невозможности явки уведомить антимонопольный орган в письменной форме не позднее времени рассмотрения настоящего дела. Администрации муниципального района «Усть-Майский улус (район)» на рассмотрении дела №03-61/15А представить дополнительную информацию (документы):

  • Копии всех счетов, выставленные вышеуказанным бюджетным учреждениям Усть-Майского улуса (района) за тепловую энергию;
  • Доказательства оплаты вышеуказанных счетов.

3. Привлечь к участию в деле в качестве ответчика ОАО «Теплоэнергосервис». Явка представителя (с доверенностью на участие в рассмотрении дела обязательна). При невозможности явки уведомить антимонопольный орган в письменной форме не позднее времени рассмотрения настоящего дела. ОАО «Теплоэнергосервис» на рассмотрении дела №03-61/15А представить дополнительную информацию (документы):

  • Копии всех счетов, выставленные вышеуказанным бюджетным учреждениям Усть-Майского улуса (района) за тепловую энергию с разъяснением стоимости выставленных счетов;
  • Доказательства оплаты вышеуказанных счетов;
  • Применялся ли повышающий коэффициент в расчетах за тепловую энергию МБОУ «Усть-Майская СОШ» (п. Усть-Мая, ул. Первомайская, 18), МБДОУ «Детский сад №2 «Якорек» (п. Усть-Мая, ул. Захарова, 18);
  • Акты осмотра тепловых сетей и приборов учета  МКУ «Управление образования» (п. Усть-Мая, ул. Горького 41), МБОУ «Усть-Майская СОШ» (п. Усть-Мая, ул. Первомайская, 18), МБДОУ «Детский сад «Аленушка» (с. Петропавловск, ул. Юбилейная, 20), МБДОУ «Детский сад №2 «Якорек» (п. Усть-Мая, ул. Захарова, 18), МБДОУ «Детский сад «Ладушки» (п. Усть-Мая, ул. Горького 66) вследствие которых были выявлены нарушения режима потребления тепловой энергии;
  • Копию распоряжения ОАО «Теплоэнергосервис» №180-р от 26.11.2014 года.

4. Привлечь к участию в деле в качестве лица, располагающего сведениями о рассматриваемых комиссией обстоятельствах Государственный комитет по ценовой политике – Региональная энергетическая комиссия Республики Саха (Якутия). Явка представителя (с доверенностью на участие в рассмотрении дела обязательна). ГКЦ – РЭК РС (Я) на рассмотрении дела №03-61/15А представить следующую информацию (документы):

  • Установлены ли повышающие коэффициенты к тарифам на тепловую энергию ГКЦ-РЭК РС (Я);
  • Является ли правомерным применение не установленных ГКЦ-РЭК РС (Я) повышающих коэффициентов к тарифам на тепловую энергию.

 

 

 

 

 

Председатель Комиссии                                                                                          А.Д. Кузьмин

Связанные организации

Связанные организации не указаны