Определение б/н О П Р Е Д Е Л Е Н И Е о назначении дела № 03-64/15 А о нару... от 23 сентября 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

 

 

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

о назначении дела № 03-64/15 А о нарушении антимонопольного

законодательства к рассмотрению

 

г. Якутск                                                                                                                16 июля 2015 г.

 

Председатель Комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) А.Д. Кузьмин, рассмотрев заявление Администрации муниципального образования «Поселок Солнечный» Усть-Майского улуса (района)» о нарушении ОАО «Теплоэнергосервис» антимонопольного законодательства, на основании приказа Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) от 16 июля 2015 г. № 03-64/15А «О возбуждении дела о создании Комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства»,

у с т а н о в и л:

16 апреля 2015 года в Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) поступило заявление Администрации муниципального образования «Поселок Солнечный» Усть-Майского улуса (района)» о нарушении ОАО «Теплоэнергосервис» Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции». Из заявления и приложенных документов следует, что ОАО «Теплоэнергосервис» отказало заявителю в принятии приборов учета тепловой энергии (воды), ГВС, ХВС,  установленных в п. Солнечный по программе энергоэффективности и энергосбережения в связи с отсутствием свидетельства о допуске саморегулируемой организации к работам по подготовке проектной документации на установку узлов учета тепловой энергии и водоснабжения на внутренних и наружных сетях инженерно-технического обеспечения.

В ходе проверки представленных документов и материалов Якутским УФАС России установлено следующее.

Протоколом разногласий на акты приемки общедомовых приборов учета тепла, ГВС, ЗВС от 27 мая 2014 года в результате рассмотрения актов приемки общедомовых приборов учета тепла, ГВС, ХВС указано, в том числе, следующее разногласие в редакции акта ОАО «Теплоэнергосервис»:

«нет допуска СРО по подготовке проектной документации на установку узлов учета тепловой энергии и водоснабжения на внутренних и наружных сетях инженерно-технического обеспечения (Мин.Регин.Развития приказ от 30 декабря 2009 г. №624 пункты 4.1, 4.2, 4.5, 5.1, 5.2, 5.6)».

Актами допуска в эксплуатацию узла учета тепловой энергии (воды), ГВС, ХВС у потребителя без номера и даты ОАО «Теплоэнергосервис» произведен осмотр общедомовых приборов узла учета тепловой энергии (воды), ГВС, ЗВС и проверена комплектность необходимой технической документации у потребителя, установленных, в том числе, на объектах муниципального жилого фонда в п. Солнечный Усть-Майского улуса Республики Саха (Якутия) по улицам: Советская – дома №№ 11а, 9, 5, 13, 12, 14; по улице Строителей – дома №№ 9, 7, 11, 13; по улице Октябрьская - дома №№ 6а, 8а, 10а, 9а; по улице Дражников - дома №№11, 9; по улице Молодежная - дом №6, по улице Профсоюзов – дом№ 6, по итогам которого установлено «отсутствие допуска СРО по подготовке проектной документации на установку узлов учета тепловой энергии и водоснабжения на внутренних и наружных сетях инженерно-технического обеспечения (Мин.Регин.Развития приказ от 30 декабря 2009 г. №624 пункты 4.1, 4.2, 4.5, 5.1, 5.2, 5.6)» (пункт  2 актов).

В соответствии со статьей 19 Федерального закона «О теплоснабжении» количество тепловой энергии, теплоносителя, поставляемых по договору теплоснабжения или договору поставки тепловой энергии, а также передаваемых по договору оказания услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя, подлежит коммерческому учету. Коммерческий учет тепловой энергии, теплоносителя осуществляется путем их измерения приборами учета, которые устанавливаются в точке учета, расположенной на границе балансовой принадлежности, если договором теплоснабжения или договором оказания услуг по передаче тепловой энергии не определена иная точка учета. Коммерческий учет поставляемых потребителям тепловой энергии (мощности), теплоносителя может быть организован как теплоснабжающими организациями, так и потребителями тепловой энергии. Организация коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя может включать в себя: 1) установку приборов учета; 2) эксплуатацию приборов учета, в том числе снятие показаний приборов учета и передачу их заказчикам данной услуги, поверку, ремонт и замену приборов учета.

 Коммерческий учет тепловой энергии, теплоносителя осуществляется в соответствии с правилами коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, которые утверждаются Правительством Российской Федерации с учетом требований технических регламентов.

В настоящее время действуют Правила коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя,  утвержденные постановлением Правительства РФ от 18.11.2013 № 1034.

Пунктом 5 Правил коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя,  утвержденных постановлением Правительства РФ от 18.11.2013 № 1034 (далее – Правила коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя) установлено, что коммерческий учет тепловой энергии, теплоносителя осуществляется с помощью приборов учета, которые устанавливаются в точке учета, расположенной на границе балансовой принадлежности, если договором теплоснабжения, договором поставки тепловой энергии (мощности), теплоносителя или договором оказания услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя не определена иная точка учета.

В соответствии с пунктом 17 Правил коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя организация, если иное не предусмотрено положениями настоящих Правил, включает:

а) получение технических условий на проектирование узла учета;

б) проектирование и установку приборов учета;

в) ввод в эксплуатацию узла учета;

г) эксплуатацию приборов учета, в том числе процедуру регулярного снятия показаний приборов учета и использование их для коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя;

д) поверку, ремонт и замену приборов учета.

Порядок ввода в эксплуатацию узла учета регулируется положениями пунктов 52-73 Правил коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя.

Так, согласно пункту 57 Правил коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя организация при вводе в эксплуатацию измерительной системы узла учета на источнике тепловой энергии составляется акт ввода в эксплуатацию узла учета и узел учета пломбируется. Пломбы ставят представители организации - владельца источника тепловой энергии и основной смежной теплоснабжающей организации

В случае выявления несоответствия узла учета положениям настоящих Правил узел учета не вводится в эксплуатацию и в акте ввода в эксплуатацию приводится полный перечень выявленных недостатков с указанием пунктов настоящих Правил, положения которых нарушены, и сроков их устранения. Такой акт ввода в эксплуатацию составляется и подписывается всеми членами комиссии в течение 3 рабочих дней (пункт 59 Правил коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя).

Возможность отказа потребителю в принятии узла учета по причине отсутствия допуска саморегулируемой организации по подготовке документации на установку узлов учета тепловой энергии и водоснабжения на внутренних и наружных сетях инженерно-технического обеспечения Правила коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя не предусматривают. Федеральный закон «О теплоснабжении» также не содержит подобных норм.

Таким образом, требование ОАО «Теплоэнергосервис» у Администрации муниципального образования «Поселок Солнечный» Усть-Майского улуса (района)»  при вводе в эксплуатацию узлов учета, установленных у потребителя,  свидетельства о допуске саморегулируемой организации (СРО)  является неправомерным, ущемляет права и законные интересы последнего, поскольку потребитель в этом случае лишается возможности осуществлять расчеты за потребленную тепловую энергию по приборам учета.

Частью 1 статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции» установлен запрет на злоупотребление хозяйствующим субъектом доминирующим положением на товарном рынке.

В силу части 5 статьи 5 Федерального закона «О защите конкуренции» доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта – субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.

Статьей 3 Федерального закона «О естественных монополиях» установлено, что естественной монополией признается состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом товарном рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения производства), а товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров. Субъектом естественной монополии является хозяйствующий субъект, занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии.

В соответствии со статьей 4 Федерального закона «О естественных монополиях» услуги по передаче тепловой энергии, услуги по водоснабжению и водоотведению с использованием централизованных системы, систем коммунальной инфраструктуры энергии  относятся к сфере деятельности субъектов естественных монополий.

ОАО «Теплоэнергосервис» осуществляет естественно-монопольный вид деятельности (передача тепловой энергии, водоснабжение и водоотведение с использованием централизованных системы, систем коммунальной инфраструктуры энергии), а, следовательно, в силу требований статей 3, 4 Федерального закона «О естественных монополиях», части 5 статьи 5 Федерального закона «О защите конкуренции»  занимает доминирующее положение на соответствующем товарном рынке.

Действия ОАО «Теплоэнергосервис» в части требования у заявителя при вводе (допуске) в эксплуатацию узлов учета тепловой энергии (воды), ГВС, ЗВС свидетельства о допуске саморегулируемой организации (СРО) свидетельствует о наличии признаков нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции».

Руководствуясь статьей 44 Федерального закона «О защите конкуренции»,

о п р е д е л и л:

1. Назначить рассмотрение дела № 03-64/15А на 09 сентября 2015 года в 15 час 00 мин по адресу: г. Якутск, ул. Аммосова, 18, каб. 402, тел. 42-29-69, факс 42-29-41.

2. Привлечь к участию в деле в качестве заявителя Администрацию муниципального образования «Поселок Солнечный» Усть-Майского улуса (района)».

Явка представителя (с доверенностью на участие в рассмотрении дела) обязательна. При невозможности явки уведомить антимонопольный орган в письменной форме не позднее времени рассмотрения настоящего дела.

3. Привлечь к участию в деле в качестве ответчика ОАО «Теплоэнергосервис».

Явка представителя (с доверенностью на участие в рассмотрении дела обязательна). При невозможности явки уведомить антимонопольный орган в письменной форме не позднее времени рассмотрения настоящего дела.

4. Главе Администрации муниципального образования «Поселок Солнечный» Усть-Майского улуса (района)» А.С. Пахомову в срок до 04 сентября 2015 года представить следующие документы:

4.1. реестр всех объектов, в том числе объектовмуниципального жилого фонда п. Солнечный,  по которым отказано в принятии приборов учета тепловой энергии (воды), ГВС, ХВС потребителю на основании  отсутствия допуска СРО по подготовке проектной документации на установку узлов учета тепловой энергии и водоснабжения на внутренних и наружных сетях инженерно-технического обеспечения с указанием необходимых сведений (сведений об акте и т.д.),

4.2. сведения о том,  где установлены узлы учета - на источнике тепловой энергии или у потребителя на смежных тепловых сетях и на перемычках;

4.3. договор на выполнение работ по подготовке проекта  приборов учета тепловой энергии, акты приемки работ.

 

 

 

 

 

Председатель Комиссии                                                                                         

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

66. При приемке узла учета в эксплуатацию комиссией проверяется:

а) соответствие монтажа составных частей узла учета проектной документации, техническим условиям и настоящим Правилам;

б) наличие паспортов, свидетельств о поверке средств измерений, заводских пломб и клейм;

в) соответствие характеристик средств измерений характеристикам, указанным в паспортных данных узла учета;

г) соответствие диапазонов измерений параметров, допускаемых температурным графиком и гидравлическим режимом работы тепловых сетей, значениям указанных параметров, определяемых договором и условиями подключения к системе теплоснабжения.

67. При отсутствии замечаний к узлу учета комиссией подписывается акт ввода в эксплуатацию узла учета, установленного у потребителя.

72. В случае наличия у членов комиссии замечаний к узлу учета и выявления недостатков, препятствующих нормальному функционированию узла учета, этот узел учета считается непригодным для коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя.

В этом случае комиссией составляется акт о выявленных недостатках, в котором приводится полный перечень выявленных недостатков и сроки по их устранению. Указанный акт составляется и подписывается всеми членами комиссии в течение 3 рабочих дней. Повторная приемка узла учета в эксплуатацию осуществляется после полного устранения выявленных нарушений.

Приказ Минрегиона РФ от 30.12.2009 N 624

"Об утверждении Перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства"

 

II. Виды работ по подготовке проектной документации

5.1. Работы по подготовке проектов наружных сетей теплоснабжения и их сооружений

5.2. Работы по подготовке проектов наружных сетей водоснабжения и канализации и их сооружений

 

 

При этом положениями нормативных правовых актов, на которые ссылается заявитель (Градостроительный кодекс Российской Федерации, Приказ Минрегиона от 30.12.2009 № 624, Приказ Минрегиона от 09.12.2008 № 274, постановление Администрации Мурманской области № 451 от 22.10.1997), права требования 6 теплоснабжающей организацией у потребителя свидетельства о допуске СРО не установлено

С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что заявитель в любом случае должен был рассмотреть технические проекты на узел коммерческого учета теплоэнергии и при наличии к ним замечаний направить их потребителю. Требование у заинтересованного лица при рассмотрении технических проектов на узел учета правоустановочных документов - свидетельства о допуске СРО - является неправомерным

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны