Решение б/н Р Е Ш Е Н И Е по делу № 03-75/13А о нарушении антимонопольн... от 23 сентября 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

Р Е Ш Е Н И Е

по делу № 03-75/13А о нарушении антимонопольного законодательства

 

г. Якутск                                                        резолютивная часть оглашена 12 декабря 2013 г.

                                                                         изготовлено в полном объеме 23 декабря 2013 г.

 

           

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства,

при участии:

ООО «Дирекция строительства «Хангаласский Газстрой» - директора, представитель по доверенности ;

ОАО «Водоканал» - представитель по доверенности

Рассмотрев дело № 03-75/13А, возбужденное в отношении ОАО «Водоканал»  по признакам нарушения пункта 5 части 1 статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции»,

 

у с т а н о в и л а:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) 4 июля 2013г. поступила жалоба от ООО «Дирекция строительства «Хангаласский Газстрой» на предмет наличия в действиях ОАО «Водоканал» признаков нарушения законодательства о защите конкуренции.   

Из представленных документов следует, что заявитель на праве собственности имеет сети водоснабжения (свидетельство о государственной регистрации права от 14.02.2011г. № 14-14-01/016/2011-347) и водоотведения (свидетельство о государственной регистрации права от 31.07.2012г. № 14-14-01/016/2011-346). Сети общества врезаны в сети ОАО «Водоканал» в соответствии с актом границ раздела по обслуживанию сетей канализации и водоснабжения.

В соответствии с Постановлением ГКЦ-РЭК РС (Я) от 29.11.2012 N 159 тарифы на услуги по транспортировки по сетям водоснабжения и водоотведения, утверждены.

В адрес ОАО «Водоканал», заявителем для согласования и подписания, направлены проекты договоров по транспортировке сточных вод и транспортировке холодной воды на 2013г. Направленные договора не возвращены и не подписаны.

Таким образом, заявитель  считает, что ОАО «Водоканал» уклоняется от заключения договора на отпуск питьевой воды и прием сточных вод.

Как следует из заявления и представленных документов, в соответствии с Постановлением ГКЦ-РЭК РС (Я) от 29.11.2012г. № 162 ОАО «Водоканал» в расчет тарифов на период с 01.07.2013г. по 30.06.2014г. в статью затрат включил услуги производственного характера сторонних организаций куда входит ООО «Дирекция строительства «Хангаласский Газстрой».

Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), изучив доводы заявителя, пришло к выводу о наличии признаков нарушения пункта 5 части 1 статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции».

При рассмотрении дела заявитель в полном объеме поддержал заявленные требования. Дополнительно пояснил, что в феврале месяце 2013г. направленные проекты договоров с ОАО «Водоканал» были согласованы и утверждены, но не подписаны.

Представитель ответчика требования заявителя не поддержал и считает, что на момент получения проекта договоров такой обязанности у ОАО «Водоканал» не было.

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, изучив имеющиеся в материалах дела документы, пришла к следующим выводам.

Отношения, возникающие между ООО «Дирекция строительства «Хангаласский Газстрой» и ОАО «Водоканал» по поводу заключения договора по транспортировке сточных вод и транспортировке холодной воды подпадают под регулирование Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении» от 07.12.2011 N 416-ФЗ; Правил холодного водоснабжения и водоотведения и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 29.07.2013 N 644; Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 12.02.1999 N 167.  

В соответствии с частью 4 статьи 12 Федерального закона о водоснабжении и водоотведении установлено гарантирующая организация заключает с организациями, осуществляющими эксплуатацию объектов централизованной системы холодного водоснабжения и водоотведения, договоры, необходимые для обеспечения надежного и бесперебойного холодного водоснабжения и водоотведения в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации. Частью 7 статьи 7 вышеуказанного Федерального закона, в случае если гарантирующая организация не определена в соответствии со статьей 12 настоящего Федерального закона, договоры холодного водоснабжения и водоотведения заключаются с организацией, осуществляющей холодное водоснабжение и водоотведение, к водопроводным и канализационным сетям которой подключены (технологически присоединены) объекты капитального строительства абонента.

Материалами дела установлено, что сети водоснабжения и водоотведения ООО «Дирекция строительства «Хангаласский Газстрой» присоединены к сетям ОАО «Водоканал» (акт границ раздела по обслуживанию сетей).

ОАО «Водоканал» осуществляет водоподготовку, транспортировку и подачу питьевой воды, а также принимает от абонентов в централизованные системы водоотведения сточные воды.

В соответствии с частью 5 статьи 5 Федерального закона «О защите конкуренции» положение ОАО «Водоканал» на товарном рынке – оказание услуг в сфере деятельности субъектов естественных монополий – услуги водоснабжение и водоотведение, является доминирующим. 

В силу части 5 статьи 5, статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции» ОАО «Водоканал» обязано соблюдать запреты, установленные антимонопольным законодательством.

Статьей 421 Гражданского кодекса РФ установлен принцип свободы договора, согласно которому граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена настоящим Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством.

В соответствии со статьей 11 Федерального закона о водоснабжении и водоотведении организации, эксплуатирующие отдельные объекты централизованных систем должны заключать договоры по транспортировке сточных вод, по очистке сточных вод, по обращению с осадком сточных вод и (или) иные договоры, необходимые для обеспечения горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения.

Частью 2 статьи 11 Федерального закона о водоснабжении и водоотведении  вышеуказанные договора заключаются в соответствии с гражданским законодательством.

В соответствии с частью 1 статьи 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.

Частью 1 статьи 426 ГК РФ публичным договором признается договор, заключенный коммерческой организацией и устанавливающий ее обязанности по продаже товаров, выполнению работ или оказанию услуг, которые такая организация по характеру своей деятельности должна осуществлять в отношении каждого, кто к ней обратится.

Согласно части 2 статьи 548 ГК РФ к отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть водой и другими товарами, применяются правила о договоре энергоснабжения.

Частью 1 статьи 426 ГК РФ публичным договором признается договор, заключенный коммерческой организацией и устанавливающий ее обязанности по продаже товаров, выполнению работ или оказанию услуг, которые такая организация по характеру своей деятельности должна осуществлять в отношении каждого, кто к ней обратится.

По смыслу вышеприведенных норм, ОАО «Водоканал» - субъект естественной монополии  не вправе отказать в заключении договоров по транспортировке холодной воды и сточных вод ООО «Дирекция строительства «Хангаласский Газстрой», оказывающие услуги по транспортировке холодной воды и сточных вод для потребителей (абонентов) ОАО «Водоканал».

На основании части 1 статьи 445 Гражданского кодекса РФ в случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или иными законами для стороны, которой направлена оферта (проект договора), заключение договора обязательно, эта сторона должна направить другой стороне извещение об акцепте, либо об отказе от акцепта, либо об акцепте оферты на иных условиях (протокол разногласий к проекту договора) в течение тридцати дней со дня получения оферты.

Из заявления и представленных документов следует, что по направленным проектам договоров от 16.01.2013г. № 6 ДС по транспортировке сточных вод и № 05 ДС по транспортировке холодной воды протоколы разногласий не направлялись.

В соответствии с пунктами 46 Правил холодного водоснабжения и водоотведения заключение организацией водопроводно - канализационного хозяйства, осуществляющей холодное водоснабжение и (или) водоотведение, и транзитной организацией, осуществляющей транспортировку холодной воды или транспортировку сточных вод, соответственно договора по транспортировке холодной воды или договора по транспортировке сточных вод является обязательным.  

Согласно пунктам 48,51 Правил холодного водоснабжения и водоотведения в соответствии с заключенными договорами транзитная организация, осуществляющая эксплуатацию канализационных сетей, водопроводных сетей, обеспечивает поддержание вышеуказанных сетей в соответствии с действующим законодательством РФ, обеспечивает транспортировку холодной, транспортировку сточных вод, от точки приема до точки подачи, расположенных на границе эксплуатационной ответственности такой организации, а организация водопроводно-канализационного хозяйства обязуется оплачивать оказанные услуги.

Пунктом 5 части 1 статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции» установлен запрет на злоупотребление хозяйствующим субъектом доминирующим положением на товарном рынке путем экономически или технологически не обоснованные отказ либо уклонение от заключения договора с отдельными покупателями (заказчиками) в случае наличия возможности производства или поставок соответствующего товара, а также в случае, если такой отказ или такое уклонение прямо не предусмотрены федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами.

В соответствии с частью 4 статьи 445 Гражданского кодекса сторона, необоснованно уклоняющаяся от заключения договора, должна возместить другой стороне причиненные этим убытки.

Таким образом,  на основании вышеуказанных норм у ОАО «Водоканал» как организации водопроводно - канализационного хозяйства прямо предусмотрена обязанность заключить договор с ООО «Дирекция строительства «Хангаласский Газстрой» и оплачивать услуги в соответствии с тарифами на услуги по транспортировки по сетям водоснабжения и водоотведения, утвержденные Постановлением ГКЦ-РЭК РС (Я) от 29.11.2012 N 159.

Из представленных документов следует, что в соответствии с Постановлением ГКЦ-РЭК РС (Я) от 29.11.2012г. № 162 ОАО «Водоканал» в расчет тарифов на период с 01.07.2013г. по 30.06.2014г. в статью затрат включил услуги производственного характера сторонних организаций куда входит ООО «Дирекция строительства «Хангаласский Газстрой».

Абзацем 2 части 1 статьи 6 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ «О естественных монополиях» установлено органы регулирования естественных монополий могут применять ценовое регулирование, осуществляемое посредством определения (установления) цен (тарифов) или их предельного уровня. Ценовое регулирование услуг, оказываемых субъектами естественных монополий, осуществляется органами в сфере государственного регулирования тарифов. На федеральном уровне - это Федеральная служба по тарифам России. На территории Республики Саха (Якутия) органом исполнительной власти Республики Саха (Якутия), осуществляющим государственное регулирование цен и тарифов и контроль за соблюдением порядка ценообразования является Государственный комитет по ценовой политике - Региональная энергетическая комиссия Республики Саха (Якутия).

В соответствии с возложенными обязанностями на Государственный комитет по ценовой политике - Региональная энергетическая комиссия Республики Саха (Якутия), разрешение вопросов по регулирования тарифов не относится к компетенции антимонопольного органа.  

Частью 1 статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции» установлен запрет на злоупотребление хозяйствующим субъектом доминирующим положением на товарном рынке.

В соответствии с частью 5 статьи 5 вышеуказанного Федерального закона установлено, что доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта – субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.

Статьей 3 Федерального закона «О естественных монополиях» установлено, что естественной монополией признается состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом товарном рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения производства), а товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров. Субъектом естественной монополии является хозяйствующий субъект, занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии.

Статьей 4 Федерального закона «О естественных монополиях» к сфере деятельности субъектов естественных монополий отнесены услуги по водоснабжение и водоотведение с использованием централизованных системы, систем коммунальной инфраструктуры энергии.

Указанные выше обстоятельства свидетельствуют о том, что ОАО «Водоканал» осуществляет естественно - монопольный вид деятельности, а, следовательно, является субъектом естественных монополий. При таких условиях, в силу требований статьей 3, 4 Федерального закона «О естественных монополиях», части 5 статьи 5 Федерального закона «О защите конкуренции» положение ОАО «Водоканал» на товарном рынке – водоснабжение и водоотведение с использованием централизованных системы, систем коммунальной инфраструктуры, является доминирующим.

На основании вышеизложенного следует, что ОАО «Водоканал»  уклоняясь от заключения договора на транспортировку холодной воды и сточных вод с ООО «Дирекция строительства «Хангаласский Газстрой» нарушило пункт 5 части 1 статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции».

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона «О защите конкуренции», Комиссия

 

р е ш и л а:

 

1. Признать ОАО «Водоканал» нарушившим пункт 5 часть 1 статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции».

2. Выдать ОАО «Водоканал» предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.

3. Материалы настоящего дела передать должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) для изучения вопроса о наличии оснований для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренного статьей 14.31 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

 

Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня вынесения.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны