Решение б/н РЕШЕНИЕ по делу №03-77/14А о нарушении антимонопольного зак... от 23 сентября 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

РЕШЕНИЕ

по делу №03-77/14А о нарушении антимонопольного законодательства

 

Резолютивная часть оглашена «17» февраля 2015 г.

Изготовлено в полном объеме «25» февраля 2015 г.

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства

при участии:

– от заявителя Государственного унитарного предприятия «Жилищно-коммунальное хозяйство Республики Саха (Якутия) представителей по доверенности;

– от ответчика открытого акционерного общества акционерная компания «Якутскэнерго»  представителей по доверенности 

Рассмотрев дело №03-77/14А, возбужденное в отношении открытого акционерного общества «Якутскэнерго», находящегося по адресу: Республика Саха (Якутия), г. Якутск, ул. Федора Попова, 14 (далее – ОАО «Якутскэнерго», общество) по признакам нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006  № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

 

у с т а н о в и л а:

 

11 ноября 2014 года в Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) поступило заявление от Государственного унитарного предприятия «Жилищно-коммунальное хозяйство Республики Саха (Якутия)» в отношении Открытого акционерного общества акционерная компания «Якутскэнерго», содержащее признаки нарушения антимонопольного законодательства.

Как следует из заявления и приложенных документов, в период с 01.01.2014 по 07.04.2014 г. на объекте заявителя котельная «Центральная», находящемся в населенном пункте Хара-Алдан Таттинского района, производилось ограничение подачи электроэнергии с общей продолжительностью более 82 часов.

ОАО АК «Якутскэнерго» в письменных пояснениях указало, что с 01.01.2014 по 11.04.2014 было 15 отключений с общим временем простоя 97 часов, из них плановых 12 отключений с общим временем простоя 72 часа и внеплановых 2 отключения с общим временем простоя 25 часов. Превышение допустимого времени отключения не отрицают.

Приказом УФАС по РС (Я) от 04.12.2014 г. №117 в отношении                               ОАО АК «Якутскэнерго» возбуждено дело о нарушении антимонопольного законодательства по признакам нарушения ч. 1 ст. 10 Федерального закона «О защите конкуренции».

Рассмотрение дела было дважды отложено определениями от 16.12.2014г. и 27.01.2015.

При рассмотрении дела представитель заявителя пояснил, что 07.04.2014 от  мастера производственного участка Таттинского РЭС в ГУП «ЖКХ Таттинского улуса» поступило согласование об отключении электроэнергии. В согласовании данного отключения было отказано в связи с превышением допустимого количества отключений. Однако, не смотря на отсутствие согласия со стороны заявителя 08.04.2014 было произведено ограничение подачи электроэнергии. Тем самым было превышено допустимое количество часов отключения.

Представитель ответчика указал на то, что из общего количества отключений 72 часа были плановыми отключениями, а 25 внеплановыми. Также отметил, что внеплановые отключения не включаются в допустимое количество времени отключения, так как аварийные случаи не представляется возможным предвидеть. Указал на то, что у заявителя должны быть резервные источники питания на случай отключения электроэнергии для обеспечения бесперебойной работы объектов заявителя. Представитель отметил, что превышение допустимого числа отключений признают, однако, не считают, что этим нарушено антимонопольное законодательство.

Для участия в деле в качестве лица, содействующего рассмотрению дела определением от 20.01.2015 г. привлечен представитель Ленского управления Ростехнадзора. На рассмотрении дела по существу явился государственный инспектор отдела энергетического надзора Осетров А.Ю., который пояснил следующее.

Потребители обязаны обеспечить автономное питание для бесперебойной работы объектов. Также добавил, что в 72 часа, установленные законодательством включаются и аварийные и плановые отключения.

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, изучив имеющиеся в материалах дела документы, пришла к следующим выводам.

Между ОАО АК «Якутскэнерго» и ГУП «ЖКХ РС (Я)» филиал Таттинского района 01.01.2013 заключен договор № 00081 на энергоснабжение, объектом энергоснабжения по которому, в том числе, является котельная с. Хара-Алдан. По указанному договору гарантирующий поставщик (ОАО АК «Якутскэнерго») обязуется осуществлять продажу электрической энергии, а также оказывать услуги по передаче электрической энергии.

Объект энергоснабжения заявителя имеет технологическое присоединение к распределительным сетям заявителя, что подтверждается Актом № 52/193-12 от 09.02.2012 г разграничения балансовой принадлежности электроустановок.

Отношения, связанные с введением полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии потребителями электрической энергии регулируются Правилами полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 № 442 (далее Правила №442) и Правилами недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг., утвержденные Постановлением Правительства РФ № 861 от 27.12.2004 г. (далее Правила 861).

Согласно п. 31 (6) Правил 861 Категория надежности обусловливает содержание обязательств сетевой организации по обеспечению надежности снабжения электрической энергией энергопринимающих устройств, в отношении которых заключен договор.

Для третьей категории надежности допустимое число часов отключения в год составляет 72 часа, но не более 24 часов подряд, включая срок восстановления электроснабжения, за исключением случаев, когда для производства ремонта объектов электросетевого хозяйства необходимы более длительные сроки, согласованные с Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору.

Принадлежность объекта котельная «Центральная» к 3 категории энергоснабжения подтверждается техническими условиями № 52/193-12 от 09.02.2012 г. и актом № 52/193-12 от 09.02.2012 г. разграничения балансовой принадлежности электроустановок, подписанной представителями ОАО АК «Якутскэнерго» и ГУП «ЖКХ РС (Я)».

Таким образом, установлено, что законодательством определено предельное количество часов отключения без разграничения на аварийные и плановые отключения. Между тем, допускается превышение допустимого количества отключения, если соответствующие отключения были согласованы с Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору.

Письмом от 16.02.2014 исх. № 04-16/630 Ленское управление Ростехнадозора сообщило, что осмотр объектов ГУП «ЖКХ РС (Я)» в с. Хара-Алдан в 2014 не проводился и что указанные отключения Ленским управлением Ростехнадзора не согласовывались.

Абзацем 3 пункта 1 статьи 38 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» установлен запрет на ограничение режима потребления электрической энергии, в том числе его уровня,  в отношении потребителей электрической энергии, не имеющих задолженности по оплате электрической энергии и исполняющих иные предусмотренные законодательством Российской Федерации и соглашением сторон обязательства.

Доказательств наличия задолженности ГУП «ЖКХ РС (Я)» перед ОАО АК «Якутскэнерго» по объекту Котельная «Центральная» в с. Хара-Алдан в материалы дела не представлено.

При таких обстоятельствах, превышение допустимого количества времени ограничения электроэнергии, без согласования с Ленским Управлением Ростехнадзора, нарушает права заявителя на бесперебойное и качественное предоставление электрической энергии.

В материалы дела ГУП «ЖКХ РС (Я)»  представлена информация по отключению электроэнергии котельной «Центральная» с. Хара-Алдан за 2014 г, где указано, что всего было отключений электроэнергии на объекте на 134,2. Из полученной информации установлено, что общее количество отключений электроэнергии по согласованию с ГУП «ЖКХ РС (Я)» составило 43,5 часа,  а отключения не согласованные ни с заявителем, ни с Ленским управлением Ростехнадзора составили 90,7 часов.

Таким образом, в материалах дела содержатся доказательства превышения допустимого количества отключений, без согласования с Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору, данный факт заявителем не оспаривается. 

Согласно ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

В силу части 5 статьи 5 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта – субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.

В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 17.08.1995 №147-ФЗ «О естественных монополиях» услуги по передаче электрической энергии относятся к сфере деятельности субъектов естественных монополий.

ОАО АК «Якутскэнерго» осуществляет естественно-монопольный вид деятельности (передача электрической энергии), следовательно, занимает доминирующее положение на соответствующем товарном рынке.

Для квалификации действий хозяйствующего субъекта по статье 10 Закона о защите конкуренции необходимо, чтобы на соответствующем товарном рынке он занимал доминирующее положение, совершил действия (бездействие), характеризующиеся как злоупотребление этим положением, и это привело (создало угрозу) к ограничению конкуренции или ущемлению интересов лиц.

Учитывая вышеизложенное, фактические обстоятельства дела Комиссия приходит к выводу, что превысив допустимое число часов отключения электроэнергии для потребителей с третьей категорией надежности, ОАО АК «Якутскэнерго» злоупотребило доминирующим положением. Тем самым, ОАО АК «Якутскэнерго» ущемило интересы заявителя на надежное и бесперебойное потребление электрической энергии

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона «О защите конкуренции», Комиссия

 

р е ш и л а:

 

  1. Признать ОАО АК «Якутскэнерго» нарушившим часть 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции».
  2. Предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства не выдавать в связи с истечением нормативного периода, в течение которого производилось ограничение подачи электроэнергии.
  3. Передать материалы дела должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) на рассмотрение вопроса об административном правонарушении по ч. 2 ст. 14.31 КоАП РФ.

 

 

 

Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня вынесения.

 

 

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны