Определение б/н О П Р Е Д Е Л Е Н И Е о назначении дела № 03-82/15 А о нару... от 23 сентября 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

 

 

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

о назначении дела № 03-82/15 А о нарушении антимонопольного

законодательства к рассмотрению

 

г. Якутск                                                                                                           15 сентября 2015 г.

 

Председатель Комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) А.Д. Кузьмин, рассмотрев заявление Управляющей компании ООО «Экономъ» на действия Предприятия тепло-водоснабжения АК «АЛРОСА» (ОАО), содержащие признаки нарушения антимонопольного законодательства, на основании приказа Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) от 15 сентября 2015 г. №112 «О возбуждении дела о создании Комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства»,

у с т а н о в и л:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) поступило заявление ООО УК «Экономъ» на действия Предприятия тепло-водоснабжения АК «АЛРОСА» (ОАО) (далее - ПТВС), содержащие признаки нарушения антимонопольного законодательства, выразившегося в отказе в принятии приборов учета тепло-водоснабжения в отношении многоквартирных жилых домов, расположенных по адресу: г.Мирный, ул. Советская, д.7, ул. Тихонова, д. 3/2 (далее - мкд). Кроме того, ПТВС в расчетах с управляющей компанией производит начисление платы, не применяя расчет по 1/12 от общего годового объема.

В целях уточнения указанных обстоятельств был направлен запрос в ПТВС. Из представленных сведений следует, что невозможность принятия приборов учета обусловлена установкой приборов учета на значительном удалении от границ раздела балансовой принадлежности. По поводу начисления платы, поскольку законодательство не содержит норм, обязывающих ресурсоснабжающую организацию начислять плату управляющим компаниям за тепловую энергию исходя из 1/12 от общего объема годового потребления, то действия ПТВС соответствуют действующему законодательству.

Между заявителем и ПТВС заключены договоры №798-Т от 01.03.2014 г на отпуск тепловой энергии, №798-ВК на отпуск воды и прием сточных вод от 01.03.2014 г.

Согласно актам №798 по разграничению принадлежности и ответственности за эксплуатацию наружных и внутренних санитарно-технических коммуникаций между ПТВС и ООО «Экономъ» границей балансовой принадлежности и ответственности за эксплуатацию наружных и внтуренних сетей ТВК проходит по линии красной черты в точке подключения к магистральным или распределительным сетям ТВК и ответсвтенным за них является потребитель – ООО «Экономъ».

Согласно представленным протоколам разногласий к указанным договорамграницей балансовой принадлежности и ответственности за кэсплуатацию наружных и внутренних сетей ТВК, ответственность за которые несет «Потребюитель», проходит по внешней стене дома (мкд по ул. Советская д. 7), границей балансовой принадлежности и ответственности за эксплутацию наружных и внутренних сетей ТВК, ответственность за которые несет «Потребитель», считать место последней врезки сторонней организации (мкд по ул. Тихонова, д. 3/2).

Протоколом урегулирования разногласий к вышеуказанным договорам согласована редакция организации водопроводно-канализационного хозяйства, с частичным переносом границ мкд по ул. Павлова, д. 10, ул. Тихонова, д. 14.

Акты осмотра узлов учета, согласно которым выявлены несоответствия Правилам учета тепловой энергии, теплоносителя, отсутствуют.

Согласно статье 548 Гражданского кодекса Российской Федерации правила, предусмотренные статьями 539 - 547 этого Кодекса, применяются к отношениям, связанным со снабжением тепловой энергией через присоединенную сеть, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.

Абонент обязан оплатить принятую энергию. Оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон (пункт 1 статьи 539, пункт 1 статьи 544 Гражданского кодекса Российской Федерации).

На основании пункта 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии - исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Таким образом, действующее нормативное регулирование отношений по теплоснабжению допускает учет фактического потребления тепловой энергии одним из двух способов: либо по показаниям приборов учета, размещенных на сетях абонента на границе балансовой принадлежности, либо расчетным путем исходя из количества жителей и утвержденных нормативов потребления данного вида коммунальных ресурсов.

Из статьи 19 Закона о теплоснабжении и статьи 13 Закона об энергосбережении следует, что потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов. Расчеты за энергетические ресурсы должны осуществляться на основании данных о количественном значении энергетических ресурсов, произведенных, переданных, потребленных, определенных при помощи приборов учета используемых энергетических ресурсов.

Точка учета тепловой энергии, теплоносителя - место в системе теплоснабжения, в котором с помощью приборов учета или расчетным путем устанавливаются количество и качество производимых, передаваемых или потребляемых тепловой энергии, теплоносителя для целей коммерческого учета.

Коммерческий учет тепловой энергии, теплоносителя должен обеспечивать установление количества и качества тепловой энергии, теплоносителя, производимых, передаваемых или потребляемых за определенный период, с помощью приборов учета тепловой энергии, теплоносителя или расчетным путем в целях использования сторонами при расчетах в соответствии с договорами. Учет производится в точке учета тепловой энергии, теплоносителя (пункты 13, 24 статьи 2 Закона о теплоснабжении).

Часть 3 статьи 39 Жилищного кодекса Российской Федерации предусматривает, что правила содержания общего имущества в многоквартирном доме устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 г. №491 утверждены Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме (далее - Правила).

В соответствии с пунктом 5 Правил в состав общего имущества включаются внутридомовые инженерные системы холодного и горячего водоснабжения, состоящие из стояков, ответвлений от стояков до первого отключающего устройства, расположенного на ответвлениях от стояков, указанных отключающих устройств, коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, первых запорно-регулировочных кранов на отводах внутриквартирной разводки от стояков, а также механического, электрического, санитарно-технического и иного оборудования, расположенного на этих сетях.

В состав общего имущества включается внутридомовая инженерная система водоотведения, состоящая из канализационных выпусков, фасонных частей (в том числе отводов, переходов, патрубков, ревизий, крестовин, тройников), стояков, заглушек, вытяжных труб, водосточных воронок, прочисток, ответвлений от стояков до первых стыковых соединений, а также другого оборудования, расположенного в этой системе.

Согласно пункту 6 правил в состав общего имущества включается внутридомовая система отопления, состоящая из стояков, обогревающих элементов, регулирующей и запорной арматуры, коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии, а также другого оборудования, расположенного на этих сетях.

Согласно пункту 8 Правил внешней границей сетей электро-, тепло-, водоснабжения и водоотведения, информационно-телекоммуникационных сетей (в том числе сетей проводного радиовещания, кабельного телевидения, оптоволоконной сети, линий телефонной связи и других подобных сетей), входящих в состав общего имущества, если иное не установлено законодательством Российской Федерации, является внешняя граница стены многоквартирного дома, а границей эксплуатационной ответственности при наличии коллективного (общедомового) прибора учета соответствующего коммунального ресурса, если иное не установлено соглашением собственников помещений с исполнителем коммунальных услуг или ресурсоснабжающей организацией, является место соединения коллективного (общедомового) прибора учета с соответствующей инженерной сетью, входящей в многоквартирный дом.

Таким образом, исходя из пункта 8 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, внешней границей сетей электро-, тепло-, водоснабжения и водоотведения, информационно-телекоммуникационных сетей, входящих в состав общего имущества, если иное не установлено законодательством Российской Федерации, является внешняя граница стены многоквартирного дома. И в случае установки приборов учета тепло-водоснабжения на внешней границе стены многоквартирного дома, отказ ресурсоснабжающей организации в приеме узла учета не допускается.

Частью 1 статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции» установлен запрет на злоупотребление хозяйствующим субъектом доминирующим положением на товарном рынке.

В силу части 5 статьи 5 Федерального закона «О защите конкуренции» доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта – субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.

Статьей 3 Федерального закона «О естественных монополиях» установлено, что естественной монополией признается состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом товарном рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения производства), а товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров. Субъектом естественной монополии является хозяйствующий субъект, занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии.

В соответствии со статьей 4 Федерального закона «О естественных монополиях» услуги по передаче тепловой энергии, услуги по водоснабжению и водоотведению с использованием централизованных системы, систем коммунальной инфраструктуры энергии  относятся к сфере деятельности субъектов естественных монополий.

ПТВС АК «АЛРОСА» (ОАО) осуществляет естественно-монопольный вид деятельности (передача тепловой энергии, водоснабжение и водоотведение с использованием централизованных системы, систем коммунальной инфраструктуры энергии), а, следовательно, в силу требований статей 3, 4 Федерального закона «О естественных монополиях», части 5 статьи 5 Федерального закона «О защите конкуренции»  занимает доминирующее положение на соответствующем товарном рынке.

Действия ПТВС АК «АЛРОСА» (ОАО) в части требования у заявителя при вводе (допуске) в эксплуатацию узлов учета тепловой энергии (воды), ГВС установить прибор учета не на внешней границе стены многоквартирного дома свидетельствует о наличии признаков нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции».

Руководствуясь статьей 44 Федерального закона «О защите конкуренции»,

о п р е д е л и л:

1. Назначить рассмотрение дела № 03-82/15А на 20 октября 2015 года в 15 час 00 мин по адресу: г. Якутск, ул. Аммосова, 18, каб. 402, тел. 42-29-69, факс 42-29-41.

2. Привлечь к участию в деле в качестве заявителя УК ООО «Экономъ».

Явка представителя (с доверенностью на участие в рассмотрении дела) обязательна. При невозможности явки уведомить антимонопольный орган в письменной форме не позднее времени рассмотрения настоящего дела.

3. Привлечь к участию в деле в качестве ответчика АК «АЛРОСА» (ОАО).

Явка представителя (с доверенностью на участие в рассмотрении дела обязательна). При невозможности явки уведомить антимонопольный орган в письменной форме не позднее времени рассмотрения настоящего дела.

 

 

 

 

Председатель Комиссии                                                                                        А.Д. Кузьмин

Связанные организации

Связанные организации не указаны