Решение №03-82/18.1-17 РЕШЕНИЕ № 03-82/18.1-17 по результатам рассмотрения жалобы в... от 26 июня 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

РЕШЕНИЕ № 03-82/18.1-17

по результатам рассмотрения жалобы в порядке статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»

 

  • Якутск «22» июня 2017 г.

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее по тексту – Комиссия),

при участии:

от заявителя, общества с ограниченной ответственностью научно-производственное предприятие «НИКОМ», (далее по тексту – ООО НПП «НИКОМ», заявитель) представителя по доверенности,

от организатора торгов, заказчика, публичного акционерного общества «Якутскэнерго» (далее по тексту – ПАО «Якутскэнерго», организатор торгов, заказчик) представителей по доверенности,

от участника рассматриваемой закупки общества с ограниченной ответственностью «Строительная Компания 77» (далее – ООО «СК 77») директора, учредителя,

рассмотрев жалобу ООО НПП «НИКОМ» на действия ПАО «Якутскэнерго» при проведении открытого аукциона (ЭТП) Лот № 288.1 (ЭРП/усл) «Капитальный ремонт фундаментов склада ГСМ ПАЭС Борогонцы» для нужд ПАО «Якутскэнерго» (извещение № 31704953928) о неправомерном установлении аукционного шага,

у с т а н о в и л а:

05 июня 2017 года в Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) поступила жалоба ООО НПП «НИКОМ» на действия организатора торгов из которой следует, что заказчик в нарушение пункта 4.2.6 документации о закупке, при проведении торгов установил аукционный шаг в размере 1 руб., когда как согласно указанному пункту шаг аукциона должен составлять 6 128,00 руб.

19 июня 2017 года ПАО «Якутскэнерго» в антимонопольный орган представило возражения на указанную жалобу, согласно которой при проведении открытого аукциона (ЭТП) Лот № 288.1 (ЭРП/усл) «Капитальный ремонт фундаментов склада ГСМ ПАЭС Борогонцы» для нужд ПАО «Якутскэнерго» произошел технический сбой и шаг аукциона установился 0,5-1 в валюте рубли. Данный сбой обнаружился на момент начала проведения аукциона. Организатор торгов не имеет технической возможности влиять на ход процедуры аукциона, вносить изменения в процессе его проведения либо останавливать процедуру. Устное обращение к персональному менеджеру поддержки подтвердило, что отсутствует возможность вносить изменения в параметры аукциона при его проведении.

Рассмотрев представленные материалы и выслушав пояснения лиц, участвующих при рассмотрении жалобы по существу, Комиссия Якутского УФАС России установила следующее.

ПАО «Якутскэнерго» провело обжалуемую закупку в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках).

В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

Согласно части 2 статьи 3 Закона о закупках, извещение о проведении конкурса или аукциона размещается в соответствии с частью 5 статьи 4 настоящего Федерального закона не менее чем за двадцать дней до дня окончания подачи заявок на участие в конкурсе или аукционе. Выигравшим торги на конкурсе признается лицо, которое предложило лучшие условия исполнения договора в соответствии с критериями и порядком оценки и сопоставления заявок, которые установлены в конкурсной документации на основании положения о закупке, на аукционе - лицо, предложившее наиболее низкую цену договора или, если при проведении аукциона цена договора снижена до нуля и аукцион проводится на право заключить договор, наиболее высокую цену договора.

Из материалов дела следует, что 30.03.2017 на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru размещено: извещение № 31704953928 о проведении открытого аукциона (ЭТП) Лот № 288.1 (ЭРП/усл) «Капитальный ремонт фундаментов склада ГСМ ПАЭС Борогонцы» для нужд ПАО «Якутскэнерго» (далее – извещение) и документация о закупке «Аукцион на право заключения договора на выполнение работ «Капитальный ремонт фундаментов склада ГСМ ПАЭС Борогонцы» для нужд ПАО «Якутскэнерго» (далее – документация о закупке, аукционная документация).

19.04.2017 организатором торгов внесены изменения в части сроков проведения закупки, а также размещена измененная документация о закупке согласно которой:

Дата и время окончания подачи заявок: 10.05.2017 в 15:00 (МСК+6);

Дата и время рассмотрения заявок: 30.05.2017 в 23:00 (МСК+6);

Место рассмотрения заявок 677000, г. Якутск, ул. Ф.Попова, д. 14, каб. № 225

Дата и время проведения аукциона (процедура снижения цены участниками аукциона) в системе https://com.rosseltorg.ru: 01.06.2017 в 16:00 (10:00 Московского времени);

Дата и время подведения итогов: 02.06.2017 в 23:00 (МСК+6);

Предметом договора является - выполнение работ по лоту № 288.1 (ЭРП/усл) «Капитальный ремонт фундаментов склада ГСМ ПАЭС Борогонцы»;

Начальная (максимальная) цена договора (цена лота) составляет 3 064 000,00 руб., без учета НДС, 3 615 520,00 руб., с учетом НДС;

Шаг аукциона - 0,2 % от начальной (максимальной) цены договора, что составляет 6 128,00 руб., без учета НДС.

Как следует из представленных материалов 30.05.2017 организатором торгов проведена процедура рассмотрения заявок и составлен протокол заседания постоянно действующей закупочной комиссии 2-го уровня ПАО «Якутскэнерго» по рассмотрению заявок участников открытого аукциона №72 от 30.05.2017 согласно которому на участие в рассматриваемой закупке поступило 3 заявки от участников ООО НПП «НИКОМ», ООО «СК 77», ООО ТСК «БАРС», а также принято решение отклонить заявку участника ООО ТСК «БАРС» от дальнейшего рассмотрения как несоответствующее требованиям аукционной документации, а именно: в локальном сметном расчете отсутствуют позиции, указанные в разделе 2 ведомости объемов работ (пп. 13-25), а также не учтены позиции 3,12,28,37 ведомости объемов работ. В позициях № 5 и 14 занижен объем работ и ресурсов, что не соответствует п. 8.1. Технического задания, в котором установлено следующее требование: Сметная документация должна содержать все планируемые подрядчиком расходы, включая материалы, оборудование, механизмы, транспортно-заготовительные и командировочные расходы.

С 10:00ч. 01.06.2017 по 12:56ч. 02.06.2017 на электронной торговой площадке для нужд группы «РусГидро» проведена процедура аукциона, реестровый номер RH30031700011, снижение цены началось с 3 064 000 руб., участниками аукциона являлись ООО НПП «Ником» и ООО «СК 77», шаг аукциона составлял 1 рубль.

Последние ценовые предложения от участников поступили:

от ООО «СК 77» 3 061 311,00 - в 12:16:44 ч. 02.06.2017;

от ООО НПП «НИКОМ» 3 061 311,00 - в 12:27:11ч. 02.06.2017.

05.06.2017 протоколом заседания постоянно действующей закупочной комиссии 2-го уровня ПАО «Якутскэнерго» по выбору победителя открытого аукциона №72.1 от 05.06.2017 утверждена ранжировка участников открытого аукциона в следующем порядке:

1 место - ООО «СК 77» итоговая заявленная цена по результатам аукциона 3 061 311,00руб.

2 место - ООО НПП «НИКОМ» итоговая заявленная цена по результатам аукциона - 3 061 311,00руб.

Согласно пункту 2 протокола заседания постоянно действующей закупочной комиссии 2-го уровня ПАО «Якутскэнерго» по выбору победителя открытого аукциона №72.1 от 05.06.2017 на основании вышеприведенной ранжировке предлагается признать победителем аукциона: ООО "СК 77" (677009, РФ, Республика Саха (Якутия), г Якутск, ул. Федора Попова, д. 16, корп. 6 оф. 5) на следующих условиях:

срок действия оферты – 31.07.2017 г.

срок выполнения работ – смомента подписания договора по 20.02.2018 г.;

условия оплаты - в течение 30 календарных дней с момента принятия выполненных объемов работ;

цена – 3 061 311,00 руб. (НДС не облагается).

Факт нарушения организатором торгов пункта 4.2.6 документации о закупке и проведения аукциона с шагом в размере 1 рубль стал основанием для подачи жалобы ООО НПП «НИКОМ» в антимонопольный орган.

Якутским УФАС России, в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) запрошены сведения у АО «Единая электронная торговая площадка» о проведенном открытом аукционе.

22.06.2017 в антимонопольный орган от единой торговой площадки roseltorg.ru АО «Единая электронная торговая площадка» (115114, г. Москва, ул. Кожевническая, 14) представлены пояснения (исх.№2953-Д/17 от 20.06.2017) следующего содержания:

«30.03.2017 ПАО «Якутскэнерго» размещено извещение о проведении процедуры на электронной площадке.

10.04.2017 по инициативе исполнительного аппарата АО «РусГидро Снабжение» оператором электронной площадки осуществлена доработка функционала размещения извещения о проведении процедуры на электронной площадке, согласно которой поле «шаг заявок в валюте договора» и поле «шаг заявок, в %» из блока «Общие сведения» перенесены в блок «Свойства процедуры» во вкладку «Предмет договора» по каждому лоту процедуры отдельно. В связи с чем теперь возможность снижения начальной максимальной цены договора участниками процедуры обеспечивается автоматизированной системой оператора электронной площадки в пределах, установленных организатором торгов во вкладке «Предмет договора» по каждому лоту процедуры отдельно.

Сведения об указанной доработке специалистами оператора электронной площадки были доведены до исполнительного аппарата АО «РусГидро Снабжение».

19.04.2017 организатором торгов внесены изменения в извещение о проведении процедуры. В связи с тем, что процедура № RH30031700011 размещена на электронной площадке до внесения изменений в функционал согласно доработке от 10.04.2017, организатор торгов также должен был указать в поле «шаг заявок в валюте договора» и в поле «шаг заявок, в %» в блоке «Свойства процедуры» во вкладке «Предмет договора» по лоту 1 процедуры необходимые значения. Однако при внесении изменений в извещение о проведении процедуры значения в поле «шаг заявок в валюте договора» и в поле «шаг заявок, в %» в блоке «Свойства процедуры» во вкладке «Предмет договора» по лоту 1 процедуры организатором торгов не были указаны, в связи с чем автоматизированной системой оператора электронной площадки по умолчанию установлены «Шаг заявок от»: 0,50 «Шаг заявок до»: 1,00 в валюте договора (Российский рубль).

Так, 01.06.2017 при проведении торгов по процедуре оператором электронной площадки была обеспечена возможность снижения начальной максимальной цены договора в пределах от 0,50 до 1,00 в валюте договора».

Учитывая вышеприведенные обстоятельства, Комиссия приходит к следующим выводам.

В соответствии с частью 1 статьи 1 Закона о закупках, основными целями названного закона являются, в том числе, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.

При этом, в силу части 1 статьи 3 Закона о закупках, заказчики при закупке товаров, работ и услуг руководствуются, в том числе, принципами информационной открытости закупки (пункт 1 части 1 статьи 3 закона о закупках), равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений по отношению к участникам закупки (пункт 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках).

Для соблюдения указанных целей и принципов статьей 4 Закона о закупках установлены требования для информационного обеспечения закупки, а именно в соответствии с частью 5 статьи 4 Закона о закупках в единой информационной системе при закупке размещается информация о закупке, в том числе извещение о закупке, документация о закупке, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения о закупке и документации о закупке, изменения, вносимые в такое извещение и такую документацию, разъяснения такой документации, протоколы, составляемые в ходе закупки, а также иная информация, размещение которой в единой информационной системе предусмотрено настоящим Федеральным законом и положением о закупке.

Постановлением Правительства РФ от 10.09.2012 № 908 утверждено «Положение о размещении в единой информационной системе информации о закупке» (далее – Положение о размещении информации).

Положение о размещении информации определяет порядок размещения информации о закупке в единой информационной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - единая информационная система) юридическими лицами, указанными в части 2 статьи 1 Закона о закупках (пункт 1 Положение о размещении информации).

Разделом IV Положения о размещении информации, установлен порядок размещения извещения о закупке, документации о закупке и проекта договора.

Согласно пункту 21 Положения о размещении информации, представитель заказчика с помощью функционала единой информационной системы формирует извещение о закупке, включающее сведения, предусмотренные частью 9 статьи 4 Закона о закупках. В случае если установлен иной способ закупки, представитель заказчика с помощью функционала единой информационной системы формирует извещение о закупке, включающее сведения, предусмотренные для данного способа закупки положением о закупке наряду со сведениями, предусмотренными частью 9 статьи 4 Закона о закупках.

В соответствии с пунктом 22 Положения о размещении информации, с извещением о закупке в единой информационной системе размещается электронный вид документации о закупке и электронный вид проекта договора, являющегося неотъемлемой частью извещения о закупке и документации о закупке.

Согласно части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке.

Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения (часть 2 статьи 2 Закона о закупках).

Документом, регламентирующим закупочную деятельность заказчика, является Положение о закупке продукции для нужд ПАО «Якутскэнерго», утвержденное советом директоров ПАО «Якутскэнерго» (протокол №17 от 23.12.2016) (далее - Положение).

Частью 7.6 Положения определены особенности процедур открытого аукциона (в электронной форме), в том числе согласно пункту 7.6.2.3 Положения документация о закупке, кроме требований, установленных пунктом 7.2.2.3 настоящего Положения должна содержать также следующую информацию:

  1. Шаг аукциона и порядок его изменения;
  2. Указание на то, что единственным критерием выбора победителя является цена при условии соответствия заявки участника требованиям документации о закупке.

Согласно пункту 7.6.9.1 Положения в аукционе могут участвовать только лица, признанные участниками аукциона, заявки которых не были отклонены при проведении отборочной стадии.

Аукцион начинается с минимальной ценовой ставки из допущенных к процедуре проведения аукциона участников и проводиться путем ее снижения на «шаг аукциона» (либо на несколько «шагов аукциона», если такая возможность предусмотрена электронной торговой площадкой). Порядок проведения аукциона определяется правилами и регламентом электронной торговой площадки (пункт 7.6.9.2 Положения).

В соответствии с пунктом 7.6.10.1 Положения победителем аукциона признается участник, который предложил наиболее низкую цену договора без учета НДС. В случае, если в нескольких заявках на участие в аукционе содержаться одинаковые цены, меньший порядковый норме в ранжировке присваивается заявке на участие в аукционе, которая поступила ранее других заявок на участие в аукционе, содержащих такие же цены.

Согласно пункту 2.6.1 Положения закупки могут проводиться с использованием (полностью или на отдельных стадиях проведения закупки) электронных торговых площадок в сети интернет.

В соответствии с пунктом 2.6.12 Положения при закупках на электронных торговых площадках допускаются отклонения от хода процедур, предусмотренных настоящим положением, обусловленные техническими особенностями данных площадок. Однако, в любом случае, закупки на таких площадках должны:

- обеспечивать соблюдение норм законодательства Российской Федерации и целей, изложенных в разделе 1.3 настоящего Положения;

- проходить на основании правил и регламентов, действующих на данных площадках.

На сайте единой электронной торговой площадке https://com.roseltorg.ru размещен Регламент процесса размещения заказов с использованием специализированной электронной торговой площадки для нужд Группы «Русгидро», утвержденный генеральным директором АО «ЕЭТП» А.А. Емельяновым (далее – Регламент ЕЭТП).

Правила проведения аукциона устанавливаются организатором торгов в документации об аукционе (пункт 7.5 Регламента ЕЭТП).

Согласно пункту 7.2 Регламента ЕЭТП процедура аукциона производиться путем понижения текущего минимального предложения о цене договора (поданного в составе заявок участниками) на величину в пределах «шага аукциона», который указывается в извещении о проведении процедуры, и измеряется в процентах от начальной цены договора.

Из материалов дела следует, что организатор торгов в пункте 4.2.6 документации о закупке установил «шаг аукциона» в размере 0,2 % от начальной (максимальной) цены договора, что составляет 6 128,00 руб., без учета НДС.

На процедуру аукциона (снижение цены) 01.06.2017 допущены заявки двух участников ООО НПП «НИКОМ» и ООО «СК 77» с ценовыми предложениями 3 064 000 руб.

Однако, в связи с тем, что ПАО «Якутскэнерго» 19.04.2017 при внесении изменений в извещение о проведении аукциона на сайте электронной торговой площадки не произвело заполнение значения в поле «шаг заявок в валюте договора» и в поле «шаг заявок, в %» в блоке «Свойства процедуры» во вкладке «Предмет договора», автоматизированной системой оператора электронной площадки по умолчанию установлены «Шаг заявок от»: 0,50 «Шаг заявок до»: 1,00 в валюте.

Таким образом, 01.06.2017 в нарушение пункта 4.2.6 документации о закупке («шаг аукциона» 0,2 % от начальной (максимальной) цены договора, что составляет 6 128,00 руб., без учета НДС) при проведении аукциона возможность снижения начальной максимальной цены договора для участников установлена в размере 1 рубль.

В соответствии с частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной.

Принимая во внимание вышеизложенное, руководствуясь статьей 18.1, 23 Закона о защите конкуренции, Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров,

р е ш и л а :

 

  1. Признать жалобу ООО НПП «НИКОМ» на действия заказчика ПАО «Якутскэнерго» при проведении открытого аукциона (ЭТП) Лот № 288.1 (ЭРП/усл) «Капитальный ремонт фундаментов склада ГСМ ПАЭС Борогонцы» для нужд ПАО «Якутскэнерго» обоснованной.
  2. Признать ПАО «Якутскэнерго» нарушившим часть 1 статьи 2, пункт 1 части 1 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».
  3. Выдать ПАО «Якутскэнерго» предписание об устранении допущенных нарушений.

 

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны