Решение б/н Решение по делу №03-89/18.1-16 от 31 мая 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Р Е Ш Е Н И Е

по делу № 03-89/18.1-16  

г. Якутск                                                                                                                    24 мая 2016 г.

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», в составе:

<...>;

при участии:

от заявителя общества с ограниченной ответственностью «Альфа-Аттестация»  (далее – ООО «Альфа-Аттестация», заявитель) не явились, уведомлены,

от организатора закупки публичного акционерного общества «Якутскэнерго» (далее – ПАО «Якутскэнерго», заказчик) представитель по доверенности №И00002619 от 23.05.2016 года Кузакова А.И., представитель по доверенности №И00002618 от 23.05.2016 года Кучумова О.Г., представитель по доверенности №И00002617 от 23.05.2016 года Брагина А.В., представитель по доверенности №И00002616 от 23.05.2016 года Кимпинская М.Г.,

рассмотрев жалобу ООО «Альфа-Аттестация» на действия заказчика закупки ПАО «Якутскэнерго» при проведении открытого запроса предложений  по лоту № 567.1 (ЭР/усл) «Специальная оценка условий труда» для нужд ПАО «Якутскэнерго» (закупка №31603306365),

установила:

17.05.2016 года в Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) поступила жалоба ООО «Альфа-Аттестация» на действия заказчика ПАО «Якутскэнерго» при проведении открытого запроса предложений  по лоту № 567.1 (ЭР/усл) «Специальная оценка условий труда» для нужд ПАО «Якутскэнерго» (закупка №31603306365) (далее – закупка, запрос предложений).

Заявитель считает необоснованным отклонение заявки ООО «Альфа-Аттестация», как несоответствующей п. 9.2.5 Технического задания закупки, поскольку оценка эффективности средств индивидуальной защиты не относится к измерениям, это оценка, она не может быть включена в область аккредитации лаборатории.

На рассмотрении дела представители ПАО «Якутскэнерго» пояснили следующее. Предложения участников переданы членам экспертной группы для оценки и подготовки индивидуальных экспертных заключений согласно приказу №109 от 09.02.2016 года. В процессе рассмотрения заявок участников экспертами по направлению оценки технических предложений и квалификационных данных участников, технической части было выявлено несоответствие заявки заявителя требованиям документации о закупке, достаточное для отклонения его предложения от дальнейшего рассмотрения, а именно отсутствие сведений об оценке  эффективности средств индивидуальной защиты, что не соответствует п. 9.2.5. Технического задания, в котором установлено требование к аккредитации испытательной (измерительной)  лаборатории (центр) исполнителя, осуществляющей измерительные и оценочные работы, на следующие виды измерений (оценок) – оценка эффективности средств индивидуальной защиты, специальной одежды, специальной обуви на рабочем месте. По результатам дозапроса заявителю данное замечание не было снято. На основании полученных индивидуальных экспертных заключений было подготовлено Сводное экспертное заключение с решением об отклонении заявителя. Данное Сводное экспертное заключение было предоставлено членам Постоянно действующей закупочной комиссии 2-го уровня для рассмотрения и голосования. По результатам голосования сформирован и подписан протокол рассмотрения №97 от 11.05.2016 года.

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, изучив имеющиеся в деле документы, пришла к следующим выводам.

11 февраля 2016 года на официальном сайте Российской Федерации www.zakupki.gov.ru заказчиком ПАО «Якутскэнерго» размещено извещение № 31603306365 о проведении открытого запроса предложений по лоту № 567.1 (ЭР/усл) «Специальная оценка условий труда» для нужд ПАО «Якутскэнерго» (далее – Извещение).

В Извещение внесены изменения извещениями от 18.02.2016 года, 25.02.2016 года, 10.03.2016 года.

Согласно протоколу процедуры вскрытия поступивших конвертов с предложениями участников №42 от 18.03.2016 года поступило 13 предложений от участников, в том числе от заявителя.

Сроки рассмотрения предложений и подведения итогов продлевались уведомлениями от 07.04.2016 года, 15.04.2016 года, 22.04.2016 года, 27.04.2016 года, 06.05.2016 года. Сроки подведения итогов продлены уведомлением от 20.05.2016 года до 10.06.2016 года.

Согласно протоколу рассмотрения №97 от 11.05.2016 года предложение заявителя решением Постоянно действующей закупочной комиссии 2-го уровня ПАО «Якутскэнерго» отклонено от дальнейшего рассмотрения, как несоответствующее п. 9.2.5 Технического задания.

Не согласившись с вышеуказанными результатами, заявителем подана жалоба.

ПАО «Якутскэнерго» проводит закупки в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках).

В соответствии с частью 1 статьи 1 Закона о закупках целями регулирования Закона о закупках являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц, указанных в части 2 настоящей статьи (далее - заказчики), в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.

При закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (часть 1 статьи 2 Закона о закупках).

В соответствии с частью 2 статьи 3 Закона о закупках положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Положение о закупке продукции для нужд ПАО «Якутскэнерго» утверждено решением Совета директоров ПАО «Якутскэнерго» (протокол от 21.09.2015 №12) (далее – Положение).

В соответствии с частью 3 статьи 3 Закона о закупках в положении о закупке могут быть предусмотрены иные (помимо конкурса или аукциона) способы закупки. При этом заказчик обязан установить в положении о закупке порядок закупки указанными способами.

Согласно п. 4.4 Положения одним из способов закупки является запрос предложений.

Особенности процедур запроса предложения закреплены в разделе 7.7 Положения.

Согласно п. 7.7.2.1. Положения документация о закупке должна содержать все требования и условия запроса предложений, а также подробное описание всех его процедур.

Согласно п. 7.7.2.3 Положения документация о закупке должна содержать установленные заказчиком требования к качеству, техническим характеристикам товара, работы, услуги, к их безопасности, к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы и иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.

Документация о закупке – открытого запроса предложений на право заключения договора на оказание услуг «Специальная оценка условий труда» для нужд ПАО «Якутскэнерго» ЛОТ №567.1 (ЭР/усл) утверждена председателем постоянно действующей Закупочной комиссии 2-го уровня ПАО «Якутскэнерго» 09.02.2016 года (далее – Закупочная документация).

Согласно п. 1.1.4 Закупочной документации подробные требования к оказываемым услугам, а также срок, объем и место оказания услуг изложены в Приложении №1 – Техническом задании.

В соответствии с п. 9.2.5 Технического задания испытательная (измерительная) лаборатория (центр) Исполнителя, осуществляющая измерительные и оценочные работы, должна быть аккредитована на следующие виды измерений (оценок), в том числе оценка эффективности средств индивидуальной защиты, специальной одежды, специальной обуви на рабочем месте.

Как следует из материалов дела, предметом открытого запроса предложений  по лоту   № 567.1 (ЭР/усл) является специальная оценка условий труда.

Трудовым кодексом РФ установлено, что обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя, который обязан обеспечить проведение специальной оценки условий труда в соответствии с законодательством о специальной оценке условий труда (статья 212).

Отношения, возникающие в связи с проведением специальной оценки условий труда, а также с реализацией обязанности работодателя по обеспечению безопасности работников в процессе их трудовой деятельности и прав работников на рабочие места, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда регулируются Федеральным законом от 28.12.2013 г. № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» (далее – Закон о специальной оценке условий труда).

В соответствии с ч.1 ст. 3 Закона о специальной оценке условий труда специальная оценка условий труда является единым комплексом последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса (далее также - вредные и (или) опасные производственные факторы) и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти нормативов (гигиенических нормативов) условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников.

В соответствии с п. 7 ст. 7 Закона о специальной оценке условий труда  результаты проведения специальной оценки условий труда могут применяться для установления дополнительного тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации с учетом класса (подкласса) условий труда на рабочем месте.

В соответствии с ч. 6 ст. 14 Закона о специальной оценке условий труда в случае применения работниками, занятыми на рабочих местах с вредными условиями труда, эффективных средств индивидуальной защиты, прошедших обязательную сертификацию в порядке, установленном соответствующим техническим регламентом, класс (подкласс) условий труда может быть снижен комиссией на основании заключения эксперта организации, проводящей специальную оценку условий труда, на одну степень в соответствии с методикой, утвержденной федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по организации и осуществлению федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора, и с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

Нормы частей 6 – 8 статьи 14 Федерального закона № 426-ФЗ в части возможности снижения класса (подкласса) условий труда при применении эффективных средств индивидуальной защиты являются диспозитивными, в связи с чем возможность снижения класса (подкласса) условий труда является правом работодателя, а не его обязанностью.

Согласно ГОСТ Р 51000.4-2011. «Общие требования к аккредитации испытательных лабораторий» область аккредитации испытательной лаборатории должна однозначно определяться перечнем видов продукции и видами испытаний в соответствии с требованиями нормативных и других документов. С этой целью в области аккредитации следует устанавливать возможно более точное определение проводимых испытаний с указанием испытуемой продукции, работ, услуг, проверяемых характеристик (свойств) и используемых методов испытаний. Область аккредитации оформляют в виде документа установленной формы как приложение к аттестату аккредитации испытательной лаборатории.

Таким образом, в область аккредитации возможно включение сферы деятельности испытательной лаборатории с использованием методики, установленной согласно стандарту (или другим нормативным документам) или документированной процедуре.

Методика снижения класса (подкласса) условий труда при применении работниками, занятыми на рабочих местах с вредными условиями труда, эффективных средств индивидуальной защиты, прошедших обязательную сертификацию в порядке, установленном соответствующим техническим регламентом утверждена приказом Минтруда России от 05.12.2014 №976н (далее – Методика).

Заказчиком в Техническом задании установлено, что целью оказания услуг является специальная оценка условий труда рабочих мест включает в себя в том числе гигиеническую оценку условий труда, оценку эффективности применения работниками средствами индивидуальной защиты.

Из устных пояснений представителей ПАО «Якутскэнерго» во время рассмотрения следует, что оценка эффективности средств индивидуальной защиты необходима для возможного последующего снижения комиссией на основании заключения эксперта организации, проводящей специальную оценку условий труда, на одну степень в соответствии с Методикой.

Таким образом, ПАО «Якутскэнерго» установлено требование об аккредитации в области оценки эффективности средств индивидуальной защиты с целью реализации работодателем права возможности снижения класса (подкласса) условий труда при применении эффективных средств индивидуальной защиты в соответствии с Методикой.

В составе заявки ООО «Альфа-Аттестация» представлен аттестат аккредитации испытательной лаборатории  с приложением, согласно которому в область аккредитации включена оценка обеспеченности работника СИЗ, проводимая в соответствии с приказом Минздравсоцразвития России от 26.04.2011 №342н. Указанный приказ утратил силу в связи с изданием Приказа Минтруда России от 20.02.2014 №103н.

В соответствии с частью 1 статьи 10 Гражданского кодекса РФ не допускаются осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом). Не допускается использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а также злоупотребление доминирующим положением на рынке.

В соответствии с частью 20 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» по результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной.

На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 18.1, 23 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы Республики Саха (Якутия),

р е ш и л а:

признать жалобу ООО «Альфа-Аттестация» на действия заказчика ПАО «Якутскэнерго» при проведении открытого запроса предложений по лоту № 567.1 (ЭР/усл) «Специальная оценка условий труда» для нужд ПАО «Якутскэнерго» необоснованной.

 

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня вынесения. 

Связанные организации

Связанные организации не указаны