Заключение б/н ЗАКЛЮЧЕНИЕ об обстоятельствах дела №014/01/11-2714/2021 о на... от 26 июля 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

об обстоятельствах дела №014/01/11-2714/2021

о нарушении антимонопольного законодательства

 

26

июля

 

2022

года

г. Якутск

 

 

 

 

 

 

 

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по рассмотрению дела №014/01/11-2714/2021 о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

<...> – заместитель руководителя, начальник отдела антимонопольного контроля Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), председатель Комиссии;

<...> – главный государственный инспектор отдела антимонопольного контроля Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), член Комиссии;

<...> – главный специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия);

При участии:

<...> – исполняющий обязанности главы администрации МО «Город Среднеколымск»;

<...> – руководитель МАУ «Колымское подворье»;

<...> – индивидуальный предприниматель;

Рассмотрев дело №014/01/11-2714/2021 по признакам нарушения Администрацией МО «город Среднеколымск» и МАУ «Колымское подворье» пункта 4 статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

ЗАКЛЮЧИЛА:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), в соответствии с письмом Прокуратуры Республики Саха (Якутия) №Исорг-71-3647-21/5716-20980001 от 27.09.2021, поступили материалы обращения гражданина о нарушении законодательства в сфере закупок, ненадлежащей реализации мероприятий национального проекта «Жилье и городская среда».

Согласно содержанию материалов, в действиях МАУ «Колымское подворье» и нескольких индивидуальных предпринимателей содержатся признаки злоупотребления служебными полномочиями и создания картеля с целью незаконного распределения и освоения в обход конкурентных процедур, выделенных из федерального бюджета на реализацию проекта «Колымское подворье».

В соответствии с определением о назначении дела №014/01/11-2714/2021 о нарушении антимонопольного законодательства к рассмотрению от 10.01.2022, Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) в действиях МАУ «Колымское подворье» и ИП <...>  выявлены признаки нарушения части 4 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции).

На основании Приказа Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) №29 от 24.12.2021 о возбуждении дела и создании Комиссии по рассмотрению дела №014/01/11-2714/2021 о нарушении антимонопольного законодательства в отношении МАУ «Колымское подворье» и ИП <...>  возбуждено настоящее дело.

Рассмотрение дела назначено на 21 февраля 2022 года в 15 часов 00 минут.

На рассмотрении дела от 21.02.2022 представитель МАУ «Колымское подворье» озвучил пояснения, представленные ранее в рамках исполнения определения о назначении дела №014/01/11-2714/2021 о нарушении антимонопольного законодательства к рассмотрению от 10.01.2022. Отзыв по обстоятельствам, изложенным в указанном определении, МАУ «Колымское подворье» не представлен, представителем не озвучен.

ИП <...> озвучила пояснения по заключенным договорам и проводимым по ним работам. Отзыв по обстоятельствам, изложенным в указанном определении, ИП <...> не представлен, на рассмотрении дела не озвучен.

Рассмотрение дела от 21.02.2022 было отложено Комиссией Якутского УФАС России на 05.04.2022 в связи с необходимостью получения дополнительной информации.

Рассмотрение дела от 05.04.2022 было отложено Комиссией Якутского УФАС России на 28.04.2022 в связи с необходимостью получения дополнительной информации.

Рассмотрение дела от 28.04.2022 было отложено Комиссией Якутского УФАС России на 02.06.2022 в связи с необходимостью получения дополнительной информации.

Рассмотрение дела от 02.06.2022 было отложено присутствующими членами Комиссии Якутского УФАС России на 05.07.2022 в связи с отсутствием кворума для рассмотрения дела.

На рассмотрении дела от 05.07.2022 представитель МАУ «Колымское подворье» не озвучил дополнительных пояснений и доводов.

По результатам рассмотрения дела от 05.07.2022 Комиссии Якутского УФАС России отложила рассмотрение дела на 26.07.2022 в связи с тем, что в ходе рассмотрения дела в действиях ответчиков по делу обнаружены признаки иного нарушения антимонопольного законодательства, чем нарушение, по признакам которого было возбуждено дело и в связи с привлечением в качестве ответчика по делу дополнительного лица.

Таким образом, определением об отложении рассмотрения дела и о привлечении в качестве ответчика по делу в рассмотрении дела №014/01/11-2714/2021 от 05.07.2022, дальнейшее рассмотрение дела №014/01/11-2714/2021 переквалифицировано на признаки нарушения пункта 4 статьи 16 Закона о защите конкуренции и в качестве участника по делу привлечена Администрация МО «город Среднеколымск» Среднеколымского улуса (района).

На рассмотрении дела от 26.07.2022 представители лиц, участвующих в деле, не озвучили каких-либо дополнительных доводов и возражений относительно рассматриваемого дела.

Комиссия по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства, выслушав лиц, участвующих в рассмотрении дела, рассмотрев материалы настоящего дела, установило следующее.

Между Управлением архитектуры и градостроительства при Главе Республики Саха (Якутия) Администрацией МО «город Среднеколымск» Среднеколымского улуса (района) 29 января 2021 года заключено Соглашение № 98646101-1-2021-001 о предоставлении иного межбюджетного трансферта, имеющего целевое назначение, предоставляемого в 2021 году из государственного бюджета Республики Саха (Якутия) местному бюджету на финансовое обеспечение расходов по реализации проектов создания комфортной городской среды в малых городах и исторических поселениях в рамках проведения Всероссийского конкурса лучших проектов создания комфортной городской среды.

Предметом указанного соглашения является предоставление из государственного бюджета Республики Саха (Якутия) в 2021 году Бюджету муниципального образования "Город Среднеколымск" Среднеколымского улуса (района) Республики Саха (Якутия) иного межбюджетного трансферта, имеющего целевое назначение, в соответствии с лимитами бюджетных обязательств, доведенными Управлению как получателю средств бюджета субъекта Российской Федерации по кодам классификации расходов бюджетов: в целях достижения результатов регионального проекта "Формирование комфортной городской среды", обеспечивающего достижение целей, показателей и результатов федерального проекта "Жилье и городская среда" подпрограммы "Создание условий для повышения качества и комфорта территорий муниципальных образований Республики Саха (Якутия)" государственной программы «Формирование современной городской среды на территории Республики Саха (Якутия)», утвержденной Указом Главы Республики Саха (Якутия) от 28 августа 2017 г. № 2094.

Общий объем бюджетных ассигнований, предусматриваемых в Бюджете муниципального образования "Город Среднеколымск" Среднеколымского улуса (района) Республики Саха (Якутия) на финансовое обеспечение расходных обязательств, в том числе направленных на достижение результата(ов) регионального проекта, в целях софинансирования которых предоставляется Иной межбюджетный трансферт, составляет в 2021 году 50 000 000 (пятьдесят миллионов) рублей 00 копеек.

Далее, между Администрацией МО «город Среднеколымск» Среднеколымского улуса (района) и МАУ «Колымское Подворье» 30 марта 2021 года заключено Соглашение № 20-2021-42168 о предоставлении из бюджета МО «город Среднеколымск» целевой субсидии на реализацию муниципальной программы «Формирование современной городской среды на территории муниципального образования «город Среднеколымск» Среднеколымского улуса (района) Республики Саха (Якутия).

Предметом указанного Соглашения является предоставление из бюджета МО «город Среднеколымск» в 2021 году Субсидии на создание комфортной городской среды в малых городах и исторических поселениях - победителях Всероссийского конкурса лучших проектов создания комфортной городской среды. Субсидия предоставляется Учреждению в сумме 50 000 000 (пятьдесят миллионов) рублей 00 копеек.

В рамках реализации муниципальной программы «Формирование современной городской среды на территории муниципального образования «город Среднеколымск» МАУ «Колымское Подворье» заключены в том числе следующие договора:

1.  Договор №1 на выполнение работ по благоустройству центральной площади г. Среднеколымск – Комплекс «Колымское подворье» (1 этап) от 17.03.2021.

Договор заключен с ИП <...> на основании протокола Наблюдательного совета МАУ «Колымское Подворье» №1 от 15.03.2021.

Предметом договора является выполнение работ по благоустройству центральной площади г. Среднеколымск – комплекс «Колымское подворье», а именно выполнения работ по устройству проездов и автостоянок, спортивной площадки, покрытия тротуаров, наружного электроосвещения, вертикальной планировки.

Цена договора составляет 25 155 414,36 рублей, источник средств – субсидия из республиканского бюджета. Дополнительным соглашением к договору цена договора увеличена до 27 624 429,36 рублей.

Согласно протоколу Наблюдательного совета МАУ «Колымское Подворье» №1 от 15.03.2021 решение о заключении договора с <...> как с единственным поставщиком принято на основании п. 18 ч. 7.1 раздела 7 положения о закупке товаров, работ, услуг МАУ «Колымское подворье» от 21.12.2020, а именно в связи с необходимостью срочного выполнения заказчиком своих обязательств по соглашению и нецелесообразностью применения иных способов закупок, требующих затрат времени.

2.  Договор №3 на выполнение работ по благоустройству центральной площади г. Среднеколымск – Комплекс «Колымское подворье» (2 этап) от 17.06.2021.

Договор заключен с ИП <...> на основании протокола Наблюдательного совета МАУ «Колымское Подворье» №5 от 16.06.2021.

Предметом договора является выполнение работ по благоустройству центральной площади г. Среднеколымск – комплекс «Колымское подворье» (2 этап), а именно выполнения работ по устройству сцены и амфитеатра.

Цена договора составляет 11 399 515,15 рублей, источник средств – субсидия из республиканского бюджета.

Согласно протоколу Наблюдательного совета МАУ «Колымское Подворье» №5 от 16.06.2021 решение о заключении договора с <...> как с единственным поставщиком принято на основании п. 18 ч. 7.1 раздела 7 положения о закупке товаров, работ, услуг МАУ «Колымское подворье» от 21.12.2020, а именно в связи с необходимостью срочного выполнения заказчиком своих обязательств по соглашению и нецелесообразностью применения иных способов закупок, требующих затрат времени.

3.  Договор №4 на выполнение работ по благоустройству центральной площади г. Среднеколымск – Комплекс «Колымское подворье» (3 этап) от 17.06.2021.

Договор заключен с ИП <...> на основании протокола Наблюдательного совета МАУ «Колымское Подворье» №6 от 16.06.2021.

Предметом договора является выполнение работ по благоустройству центральной площади г. Среднеколымск – комплекс «Колымское подворье» (3 этап), а именно выполнения работ по устройству малых архитектурных форм.

Цена договора составляет 9 184 656,10 рублей, источник средств – субсидия из республиканского бюджета.

Согласно протоколу Наблюдательного совета МАУ «Колымское Подворье» №6 от 16.06.2021 решение о заключении договора с <...> как с единственным поставщиком принято на основании п. 18 ч. 7.1 раздела 7 положения о закупке товаров, работ, услуг МАУ «Колымское подворье» от 21.12.2020, а именно в связи с необходимостью срочного выполнения заказчиком своих обязательств по соглашению и нецелесообразностью применения иных способов закупок, требующих затрат времени.

4.  Договор №5 на выполнение работ по благоустройству центральной площади г. Среднеколымск – Комплекс «Колымское подворье» (4 этап) от 16.07.2021.

Договор заключен с ИП <...> на основании протокола Наблюдательного совета МАУ «Колымское Подворье» №7 от 02.07.2021.

Предметом договора является выполнение работ по благоустройству центральной площади г. Среднеколымск – комплекс «Колымское подворье» (4 этап), а именно выполнения работ по устройству проездов, тротуаров, площадок и ПЗУ.

Цена договора составляет 5 982 674,39 рублей, источник средств – субсидия из республиканского бюджета.

Согласно протоколу Наблюдательного совета МАУ «Колымское Подворье» №7 от 02.07.2021 решение о заключении договора с <...> как с единственным поставщиком принято на основании п. 18 ч. 7.1 раздела 7 положения о закупке товаров, работ, услуг МАУ «Колымское подворье» от 21.12.2020, а именно в связи с необходимостью срочного выполнения заказчиком своих обязательств по соглашению и нецелесообразностью применения иных способов закупок, требующих затрат времени.

Положение о закупке товаров, работ, услуг Муниципального автономного учреждения «Колымское подворье» утверждено наблюдательным Советом МАУ «Колымское подворье» в соответствии с Протоколом заседания наблюдательного совета №1 от 21 декабря 2021 года и размещено на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок https://zakupki.gov.ru 30 декабря 2020 года под номером 1200197254 (далее – Положение о закупках МАУ «Колымское подворье»).

Согласно подпункту 18 пункта 7.1 Положения о закупках МАУ «Колымское подворье» закупка у единственного поставщика осуществляется Заказчиком, если  возникла срочная потребность в определенной продукции (в т.ч. в связи с необходимостью срочного выполнения заказчиком своих установленных законодательством обязательств перед третьими лицами) в связи с чем применение иных способов закупки, требующих затрат времени, нецелесообразно; по данному основанию не может осуществляться закупка в случае, если срочность явилась следствием неосмотрительности или промедления со стороны ответственных лиц заказчика.

Пунктом 7.2 Положения о закупках МАУ «Колымское подворье» установлено, что решение о закупке товаров, работ, услуг, закупаемых у единственного поставщика, принимает руководитель Заказчика или уполномоченное им лицо на основании письменного обоснования потребности в закупке у единственного поставщика. Обоснование потребности в закупке у единственного поставщика разрабатывается структурным подразделением Заказчика, имеющим потребность в товаре, работе, услуге. Такое обоснование должно содержать информацию о причинах заинтересованности в конкретном товаре, работе, услуге, о причинах необходимости приобрести его у конкретного (единственного) поставщика.

Таким образом, указанные договоры на выполнение работ по благоустройству центральной площади г. Среднеколымск на общую сумму 54 191 275,00 руб. были заключены с ИП <...> как с единственным поставщиком в связи со срочной потребностью.

Каких-либо закупочных процедур, предусмотренных Федеральным законом от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», в рамках проведения Всероссийского конкурса лучших проектов создания комфортной городской среды по указанному соглашению о предоставлении из бюджета МО «город Среднеколымск» целевой субсидии, не проводилось.

Согласно части 1 статьи 72 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее – БК РФ) закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд с учетом положений настоящего Кодекса.

В соответствии с частью 4 статьи 15 Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе) автономные учреждения обязаны осуществлять закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в установленном Законом о контрактной системе порядке в случае предоставления таким учреждениям в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения, средств из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на осуществление капитальных вложений в объекты государственной, муниципальной собственности. В остальных случаях применяются положения Федерального закона от 18.07.2011 №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

Согласно пункту 6 статьи 3 Закона о контрактной системе муниципальный заказчик – это муниципальный орган или муниципальное казенное учреждение, действующие от имени муниципального образования, уполномоченные принимать бюджетные обязательства в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации от имени муниципального образования и осуществляющие закупки.

Из указанного следует, что при наличии бюджетного финансирования работ, закупка таких работ должна осуществляться в порядке, предусмотренном Законом о контрактной системе.

Кроме того, выполнение работ и оказание услуг по благоустройству территории городского поседения в силу пункта 19 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Закон об организации местного самоуправления) относится к вопросам местного значения городского поселения и выполнение таких работ является муниципальной нуждой, в связи с чем, при использовании бюджетных средств, направленных на оплату соответствующих работ, следует учитывать требования Закона о контрактной системе.

Учитывая то, что целевой субсидией на реализацию муниципальной программы «Формирование современной городской среды на территории муниципального образования «город Среднеколымск» Среднеколымского улуса (района) Республики Саха (Якутия) предусмотрено осуществление капитальных вложений в объекты муниципальной собственности и такие виды работ являются муниципальной нуждой, в рассматриваемом случае для достижения целей и реализации мероприятий, предусмотренной муниципальной программой, осуществляются муниципальные закупки в порядке, предусмотренном Законом о контрактной системе.

В тех случаях, когда требуется проведение торгов, подразумевающее состязательность хозяйствующих субъектов, их непроведение, за исключением случаев, допускаемых законом, не может не влиять на конкуренцию, поскольку лишь при публичном объявлении торгов в установленном порядке могут быть выявлены потенциальные желающие получить товары, работы, услуги, доступ к соответствующему товарному рынку либо права ведения деятельности на нем.

В случае проведения уполномоченным органом торгов, напротив, будет обеспечена конкуренция между участниками закупок.

Отсутствие публичных процедур торгов в рамках законодательства о контрактной системе не привело к эффективному использованию бюджетных средств, и способствовало созданию преимущественного положения единственного поставщика и лишило возможности других хозяйствующих субъектов, реализовать свое право на заключение договора при участии в конкурентной закупке. В результате, не был обеспечен равный доступ всем потенциальным участникам товарного рынка, что привело (могло привести) к ограничению, устранению конкуренции.

Для достижения целей и реализации мероприятий, предусмотренных государственными программами Российской Федерации (в том числе федеральными целевыми программами, иными документами стратегического и программно-целевого планирования Российской Федерации), государственными программами субъектов Российской Федерации (в том числе региональными программами субъектов Российской Федерации), муниципальными программами, осуществляются государственные и муниципальные закупки в порядке, определенном Законом о контрактной системе (апелляционное определение Московского областного суда от 230.03.2022 по делу №33-5658/2022, постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 17.05.2019 №Ф06-45579/2019 по делу №А57-15018/2018).

Таким образом, работы по благоустройству территории городского поселения, на выполнение которых Администрация МО «город Среднеколымск» выделило субсидию МАУ «Колымское подворье» в рамках реализации проектов создания комфортной городской среды в малых городах и исторических поселениях в рамках проведения Всероссийского конкурса лучших проектов создания комфортной городской среды, являются по сути потребностью МО «город Среднеколымск», необходимой для решения вопросов местного значения и осуществления полномочий органа местного самоуправления, так как направлены, в том числе на создание и обеспечение необходимых условий согласно Закону об организации местного самоуправления.

В соответствии с частью 1 статьи 54 Закона об организации местного самоуправления закупки товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд осуществляются в соответствии с Законом о контрактной системе.

Согласно части 1 статьи 1 Закона о контрактной системе настоящий Федеральный закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок.

Пунктом 3 статьи 3 Закона о контрактной системе установлено, что закупка товара, работы, услуги для обеспечения государственных или муниципальных нужд – совокупность действий, осуществляемых в установленном настоящим Федеральным законом порядке заказчиком и направленных на обеспечение государственных или муниципальных нужд.

Статьей 8 Закона о контрактной системе установлен принцип обеспечения конкуренции, согласно которому контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).

Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.

Следовательно, применение норм законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд является обязательным при условии использования средств бюджета, которые направляются на оплату работ (услуг) для муниципальных нужд.

Как было указано выше, процедуры, установленные Законом о контрактной системе по выбору исполнителей в рамках исполнения рассматриваемого соглашения о предоставлении субсидий, не проводились.

Только путем проведения торгов можно было выявить всех претендентов на заключение муниципальных контрактов, и предоставить им равные возможности при заключении договоров.

В результате заключения МАУ «Колымское подворье» договоров в рамках представленных субсидий, один хозяйствующий субъект (ИП <...>), с кем были заключены договора, получил доступ к выполнению работ по реконструкции центральной площади г. Среднеколымск по максимально возможной цене, без участия в какой-либо конкурентной борьбе.

Отсутствие публичных процедур торгов в рамках Закона о контрактной системе в данном случае не соответствует принципу эффективности использования бюджетных средств, предполагающему, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств (экономности) и (или) достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств (результативности) (статья 34 БК РФ).

Якутским УФАС России был проведен опрос потенциальных участников закупок (участвовавших в закупках с аналогичным видом работ) со следующими вопросами

- В случае проведения конкурентной закупки (аукцион, конкурс, запрос предложений и т.п.) на выполнение работ по благоустройству центральной площади г. Среднеколымск (комплекс «Колымское подворье») имелся ли бы у Вашей организации интерес к участию в такой закупке?

- Считаете ли Вы, что договор на выполнение работ по благоустройству центральной площади г. Среднеколымск (комплекс «Колымское подворье») должен был быть заключен по итогам конкурентной закупки?

- По Вашему мнению, могло ли заключение договоров на выполнение работ по благоустройству центральной площади г. Среднеколымск (комплекс «Колымское подворье») с единственным поставщиком отрицательно повлиять на конкуренцию (на права организаций-конкурентов)?

Согласно представленным ответам, 3 хозяйствующих субъекта имели бы интерес к участию в конкурентной закупке (аукцион, конкурс, запрос предложений и т.п.) на выполнение работ по благоустройству центральной площади г. Среднеколымск (комплекс «Колымское подворье»), 6 хозяйствующих субъектов посчитали что договоры по благоустройству центральной площади г. Среднеколымск должны были быть заключены по результатам конкурентной закупки, 6 хозяйствующих субъектов посчитали, что заключение договоров на выполнение работ по благоустройству центральной площади г. Среднеколымск с единственным поставщиком отрицательно повлияло на конкуренцию.

Таким образом, у хозяйствующих субъектов-конкурентов ИП <...> имелся потенциальный интерес к заключению договоров на благоустройство центральной площади г. Среднеколымск, и по их мнению действия МАУ «Колымское подворье» по заключению прямых договоров отрицательно повлияло на права иных хозяйствующих субъектов, действующих на соответствующем товарном рынке.

Согласно пункту 4 статьи 16 Закона о защите конкуренции запрещаются соглашения между федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации или между ними и хозяйствующими субъектами либо осуществление этими органами и организациями согласованных действий, если такие соглашения или такое осуществление согласованных действий приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности к ограничению доступа на товарный рынок, выхода из товарного рынка или устранению с него хозяйствующих субъектов.

Пунктом 18 статьи 4 Закона о защите конкуренции установлено, что соглашение это договоренность в письменной форме, содержащаяся в документе или нескольких документах, а также договоренность в устной форме.

Якутским УФАС России в рамках рассмотрения настоящего дела проведен и составлен краткий аналитический отчет (обзор) анализа состояния конкуренции.

По результатам проведенного исследования Комиссией Якутского УФАС России установлены следующие обстоятельства.

а) Временной интервал исследования.

С учетом того, что исследование ограничивается изучением характеристик рассматриваемого товарного рынка, которые сложились до момента проведения исследования, временным интервалом исследования товарного рынка по делу № 014/01/11-2714/2021 следует считать период с 30.03.2021 (дата заключения соглашения о представлении субсидии) по 01.11.2021 (крайний срок исполнения договора, заключенного в рамках представленной субсидии).

б) Продуктовые границы товарного рынка.

Предметом соглашения и договоров является выполнение работ по благоустройству территории (центральной площади) городского поселения.

Указанный предмет соглашения может содержать в себе различные виды деятельности по кодам "ОК 034-2014 (КПЕС 2008). Общероссийский классификатор продукции по видам экономической деятельности" (утв. Приказом Росстандарта от 31.01.2014 N 14-ст) (ред. от 17.07.2019), в частности:

• 42.11 Строительство автомобильных дорог и автомагистралей;

• 43.12 Подготовка строительной площадки;

• 43.12.1 Расчистка территории строительной площадки;

• 43.31 Производство штукатурных работ;

• 43.32 Работы столярные и плотничные;

• 43.33 Работы по устройству покрытий;

• 43.34 Производство малярных и стекольных работ;

• 43.39 Производство прочих отделочных и завершающих работ;

• 43.99.3 Работы свайные и работы по строительству фундаментов;

• 43.99.4 Работы бетонные и железобетонные.

В целом, выполнение работ по благоустройству территории (центральной площади) городского поселения, относится к коду 43 – Работы строительные специализированные.

в) Географические границы товарного рынка.

Географическими границами рассматриваемого товарного рынка определены границы МО «Город Среднеколымск» Среднеколымского улуса (района).

Таки образом, действия Администрации МО «Город Среднеколымск» и МАУ «Колымское подворье», а именно заключение и дальнейшая реализация соглашения от 30 марта 2021 года № 20-2021-42168 о предоставлении из бюджета МО «город Среднеколымск» целевой субсидии на реализацию муниципальной программы «Формирование современной городской среды на территории муниципального образования «город Среднеколымск», выразившиеся в заключении прямых договоров без проведения закупочных процедур, предусмотренных Законом о контрактной системе, привели к недопущению возникновения конкурентных отношений между хозяйствующими субъектами, осуществляющими деятельность в рассматриваемой сфере, предоставлению преимущественных условий для одного хозяйствующего субъекта, и ограничению доступа на товарный рынок для других хозяйствующих субъектов в сфере выполнения указанных работ.

Заключение указанного соглашения и выбранный способ его реализации (противоречащий законодательству о контрактной системе и антимонопольному законодательству) свидетельствует о наличии нарушения пункта 4 статьи 16 Закона о защите конкуренции.

Указанные действия Администрации МО «Город Среднеколымск» и МАУ «Колымское подворье» ограничили права хозяйствующих субъектов, которые могут действовать или действуют на рынке работ по благоустройству территорий поселений в территориальных границах г. Среднеколымск, в т.ч. на участие в закупочных процедурах в рамках Закона о контрактной системе, а также на обжалование результатов таких процедур.

Вместе с тем, Комиссия Якутского УФАС России отмечает, что в рассматриваемых действиях ИП <...> не является стороной соглашения, а выступает хозяйствующим субъектом, с кем в нарушение положений БК РФ и Закона о контрактной системе были заключены прямые договора.

С учетом изложенного, рассматриваемые в настоящем деле действия ИП <...> не содержат признаки нарушения пункта 4 статьи 16 Закона о защите конкуренции.

На основании изложенного, Комиссия Якутского УФАС России по рассмотрению дела №014/01/11-2714/2021 о нарушении антимонопольного законодательства приходит к заключению о том, что действия Администрации МО «Город Среднеколымск» и МАУ «Колымское подворье» привели либо могли привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции и являются нарушением пункта 4 статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Связанные организации

Связанные организации не указаны