Решение б/н Решение от 4 сентября 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Процедура
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Администрации МО «город Мирный» Мирнинского района РС (Я)

678175, Республика Саха (Якутия), Мирнинский улус, город Мирный, ул. Ленина, д.16

 МАУ «Управление спорта, культуры и молодежной политики» МО «город Мирный» Мирнинского района РС (Я)

678174, Республика Саха (Якутия)г. Мирный, ул. Советская, 15/1-35

 ООО «Приоритет»

677014, Республика Саха (Якутия), г. Якутск, ул. Скрыпника, д. 7

 

Решение по

делу №014/01/16-345/2023

о нарушении антимонопольного законодательства

            г. Якутск                                                                         решение оглашено 22.08.2023 г.

                                                                                       изготовлено в полном объеме 04.09.2023 г.

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председатель комиссии:

... - заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия).

Члены Комиссии:

... - главный государственный инспектор отдела антимонопольного контроля Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия);

... - главный специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия).

В присутствии на рассмотрении посредством видеоконференцсвязи:

Администрация МО «город Мирный» Мирнинского района РС (Я) – представитель  Г. по доверенности № б/н от 12 апреля 2023 года.

МАУ «Управление спорта, культуры и молодежной политики» МО «город Мирный» Мирнинского района РС (Я) – представитель М. по доверенности №221/06 от 12 апреля 2023 г.

ООО «Приоритет» - представитель П. по доверенности от 09.01.2023 г. рассмотрев дело №014/01/16-345/2023 по признакам нарушения Администрацией МО «город Мирный» Мирнинского района Республики Саха (Якутия) (ИНН 1433017567) и МАУ «Управления спорта, культуры и молодежной политики» МО «город Мирный» Мирнинского района Республики Саха (Якутия) (ИНН 1433029474) статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

УСТАНОВИЛА:

На основании Приказа Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) №7 от 22.03.2022 о возбуждении дела и о создании Комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства и в соответствии с частью 13 статьи 44 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» и определения о назначении дела №014/01/16-345/2023 о нарушении антимонопольного законодательства к рассмотрению от 05.04.2023 в отношении Администрации МО «город Мирный» Мирнинского района Республики Саха (Якутия) (ИНН 1433017567) и МАУ «Управления спорта, культуры и молодежной политики» МО «город Мирный» Мирнинского района Республики Саха (Якутия) (ИНН 1433029474) возбуждено дело №014/01/16-345/2023 по признакам нарушения статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

К участию в деле в качестве заявителя привлечен:

- Общество с ограниченной ответственностью «Приоритет» (677014, Республика Саха (Якутия), г. Якутск, ул. Скрыпника, д. 7, ОГРН 1171447012780, ИНН 1435325091).

К участию в деле в качестве ответчиков привлечены: 

- Администрация МО «город Мирный» Мирнинского района Республики Саха (Якутия) (678174, Республика Саха (Якутия), Мирнинский район, г. Мирный, ул. Ленина, д. 16, ИНН 1433017567);

- Муниципальное автономное учреждение «Управление спорта, культуры и молодежной политики» Муниципального образования «город Мирный» Мирнинского района Республики Саха (Якутия) (678174, Республика Саха (Якутия), Мирнинский район, г. Мирный, ул. Советская, д. 15/1-35, ИНН 1433029474).

Согласно определению о назначении дела №014/01/16-345/2023 о нарушении антимонопольного законодательства к рассмотрению от 05.04.2023 рассмотрение дела №014/01/16-345/2023 было назначено на «17» апреля 2023 года в 15 часов 00 минут.

 В своем заявлении от 22.12.2022 г. №04/46 ООО «Приоритет» указывает, что 01.12.2020 г.  Муниципальным автономным учреждением «Управление спорта, культуры и молодежной политики» Муниципального образования «город Мирный» Мирнинского района Республики Саха (Якутия) (далее - Заказчик) было размещено извещение №0816500000620013153 о проведении электронного аукциона на выполнение работ по благоустройству зоны отдыха на реке Ирелях в районе мкр. Заречный г. Мирный.

Согласно п. 2 извещения, начальная (максимальная) цена контракта составила сумму 56 357 694,00 рублей и согласно п. 20 извещения, источником финансирования является федеральный бюджет, государственный бюджет, муниципальный бюджет.

31.12.2020 г. по результатам электронного аукциона, проведенного по правилам Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон о контрактной системе, Закон № 44-ФЗ) Заказчиком был заключен муниципальный контракт № 62МК-20 с победителем закупки Обществом с ограниченной ответственностью СК «Гранд МАС».

При этом, заявка Общества с ограниченной ответственностью «Приоритет» (далее - Заявитель) была признана не соответствующей требованиям.

      1. на основании решения Заказчика № 304/04 от 16.04.2021 муниципальный контракт был расторгнут в одностороннем порядке, о чем на официальном сайте www.zakupki.gov.ru в ЕИС 31.05.2021 сделана реестровая запись №31433029474 21 000001.
      1. Заказчиком было размещено извещение № 0816500000620014623 о проведении электронного аукциона на выполнение работ по благоустройству зоны отдыха на реке Ирелях в районе мкр. Заречный г. Мирный.

Согласно п. 2 извещения, начальная (максимальная) цена контракта составила сумму 49 995 469,00 рублей и согласно п. 20 извещения, источником финансирования является федеральный бюджет, государственный бюджет, муниципальный бюджет.

  1. Заказчиком был заключен муниципальный контракт № 01МК-21 с победителем закупки Обществом с ограниченной ответственностью «Альянс-2005».

При этом, заявка Заявителя была признана не соответствующей требованиям.

  1. дополнительным соглашением № 1, муниципальный контракт был расторгнут по соглашению сторон по основаниям, предусмотренным п.1 ст. 450 ГК РФ, ч. 8 ст. 95 Закона о контрактной системе, п. 10.1 контракта, о чем на официальном сайте www.zakupki.gov.ru в ЕИС 22.04.2021 сделана реестровая запись № 31433029474 21 000002.
  1. в адрес Заявителя от Заказчика поступило приглашение № 770/01 для участия в совещании по выполнению работ по благоустройству зоны отдыха на реке Ирелях в районе мкр. Заречный г. Мирный.
  1. согласно протоколу совещания по вопросам благоустройства зоны отдыха на реке Ирелях в районе мкр. Заречный г. Мирный № ПР/167, Заказчику было поручено заключить с подрядчиком два договора подряда.
  1. исх. № 772/04 в адрес Заявителя направлены два проекта договоров подряда на сумму 49 907 848,69 рублей и на сумму 56 349 511,36 рублей.
  1. между Заказчиком и Заявителем без проведения торгов, по общим основаниям гражданского законодательства, в соответствии с ч. 1 ст. 8 ГК РФ, ст. 740 ГК РФ были заключены, договор подряда № 78/21 и договор подряда № 79/21 (далее - Договоры).

Между тем, преамбула Договоров содержит информацию о совершении сделок по правилам Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», а требования Заказчика по исполнению Договоров предъявлялись по правилам Закона о контрактной системе, чем Заказчик ввел в заблуждение Заявителя.

По условиям договоров Заявитель обязался выполнить работы по благоустройству зоны отдыха на реке Ирелях в мкр. Заречный г. Мирный, согласно установленным графикам выполнения работ в срок по 31.10.2021 включительно.

В ходе выполнения работ по объективным причинам, в том числе по вине Заказчика, Заявителем непреднамеренно были нарушены сроки окончания выполнения работ.

  1. Заказчиком были приняты решения № 1022/04, 1023/04 об одностороннем отказе от исполнения Договоров в связи с ненадлежащим исполнением Заявителем своих обязательств.

Не согласившись с выводами Заказчика, Заявитель обратился в суд с заявлением об отмене решений об одностороннем отказе от исполнения Договоров.

  1. решением Арбитражного суда PC (Я) по делу А58-8235/2021 в удовлетворении искового требования о признании недействительными решений Заказчика об одностороннем отказе от исполнения Договоров № 78/21 от 20.07.2021, № 79/21 от 20.07.2021 было отказано, в виду того, что Заявитель не воспользовался своим правом, предусмотренным статьями 716, 719 ГК РФ и не приостановил выполнение работ.

Решение суда Заявителем не обжаловано, тем не менее по мнению ООО «Приоритет» имеются безусловные основания для признания Договоров ничтожными сделками в силу ст. 166 ГК РФ.

В соответствии с ч. 1 ст. 166 ГК РФ сделка недействительна по основаниям, установленным законом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка).

Заказчик имеет правовой статус автономного учреждения и вправе осуществлять свою закупочную деятельность на основании Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон № 223-ФЗ) исключительно для нужд самого автономного учреждения.

При этом согласно ч. 4 ст. 15 Закона о контрактной системе в случае предоставления в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения, средств из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации автономным учреждениям на осуществление капитальных вложений в объекты государственной, муниципальной собственности на такие юридические лица при планировании и осуществлении ими закупок за счет указанных средств распространяются положения Закона о контрактной системе.

Таким образом, если автономное учреждение выступает в качестве государственного, муниципального заказчика в силу наделения его соответствующими полномочиями государственными, муниципальными органами и производит закупку для государственных, муниципальных нужд, Закон № 223-ФЗ применению не подлежит, данная позиция изложена в Постановлении АС от 07.06.2016 № Ф08-3262-16 по делу № А22-1092/2015.

Как указано в п. 18 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также практики по вопросам, связанным с применением Закона № 223-ФЗ, утвержденных Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 28.06.2017, государственный (муниципальный) контракт, заключенный с нарушением требований Закона о контрактной системе и влекущий, в частности, нарушение принципов открытости, прозрачности, ограничение конкуренции, необоснованное ограничение числа участников закупки, а следовательно, посягающий на публичные интересы и (или) права и законные интересы третьих лиц, является ничтожным.

Согласно правовой позиции, выраженной Верховным Судом РФ в определении № 308-ЭС19-13774 от 11.03.2020 г. по делу №А32-28627/2015, цели правового регулирования Федерального закона. № 44-ФЗ и Федерального закона № 223-ФЗ в силу прямого на то в них указания, не являются аналогичными, в случае осуществления закупок для государственных или муниципальных нужд основополагающим является эффективное, экономное расходование бюджетных средств, а при закупках отдельными видами юридических лиц - эффективное удовлетворение потребностей самого заказчика, который самостоятельно устанавливает правила осуществления им закупок, утверждая соответствующее положение о закупках, определяя виды конкурентных процедур и критерии отбора.

Исходя из этого, в рассматриваемом случае при определении подлежащего применению закона имеет значение правовой статус Заказчика, источник финансирования, исходные принципы, установленные ст. 6 Закона о контрактной системе, ориентированность договора на реализацию и удовлетворение публичных интересов, учитывая при этом обстоятельства конкретного дела и сферу правового регулирования Федерального закона №44-ФЗ и Федерального закона № 223-ФЗ.

Заявитель указывает что Положение о закупке товаров, работ, услуг для нужд МАУ «УСКиМП» МО «Город Мирный», утвержденное решением наблюдательного совета МАУ «УСКиМП» МО «Город Мирный» согласно протоколу № 3 от 08.12.2020 (с изменениями от 22.12.2020, 12.03.2021, 24.03.2021, 29.04.2021) не содержит правовых полномочий Заказчика на заключение сделок в сфере строительства для государственных, муниципальных нужд за счет бюджетного финансирования по правилам Закона № 223-ФЗ.

Соответственно Заказчик в силу прямого указания закона по мнению Заявителя обязан был заключить Договоры по результатам конкурентной закупки по правилам Закона о контрактной системе в форме муниципальных контрактов.

Согласно ч. 1 ст. 107 Закона о контрактной системе лица, виновные в нарушении законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок, несут дисциплинарную, гражданско- правовую, административную, уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В своих дополнениях к заявлению №02/05 от 10.04.2023 г. ООО «Приоритет» указывает, что порядок закупочной деятельности регулируется положениями Гражданского Кодекса РФ, Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» и Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

По имеющейся информации у Заявителя 03.11.2020 соглашениями № 98631101-1-2020-003 и № 98631101-1-2020-004 получателем бюджетных средств Управлением архитектуры и градостроительства при Главе PC (Я) в целях софинансирования муниципальных программ, Администрации МО «Город Мирный» МР PC (Я) были предоставлены целевые субсидии из государственного бюджета для благоустройства общественных территорий на 2020 год в размере 45 140 763.63 руб. и на 2021 год в размере 40 000 000 руб.

Из бюджета муниципального образования на 2020 год в размере 56 425 954,54 руб. и на 2021 год 50 000 000 руб.

При этом, согласно п. 2.3. соглашений размер субсидий рассчитан на основании п. 1 ч. 9 ст. 22 Закона о контрактной системе и закупка должна была быть проведена по правилам Закона о контрактной системе, что соответствует требованиям Постановления Правительства РФ от 15.02.2017 190 «О требованиях к договорам о предоставлении бюджетных инвестиций юридическим лицам, не являющимся федеральными государственными учреждениями и федеральными государственными унитарными предприятиями, за счет средств федерального бюджета...», где предусмотрено включение в договор о предоставлении бюджетных инвестиций условия о применении Закона № 44-ФЗ при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей).

ООО «Приоритет» указывает, как следует из содержания ст. 447, ст. 448, ст. 527, ст. 763, ст. 765 ГК РФ договор подряда для удовлетворения муниципальных нужд может быть заключен исключительно по результатам торгов на основании заказа.

Как было указано ранее, согласно ч. 4 ст. 15 Закона о контрактной системе в случае предоставления в соответствии с БК РФ и иными нормативными правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения, средств из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации автономным учреждениям на осуществление капитальных вложений в объекты государственной, муниципальной собственности на такие юридические лица при осуществлении ими закупок за счет указанных средств распространяются положения Закона о контрактной системе.

По мнению Заявителя в рассматриваемом случае применению подлежит норма ч. 4 ст. 15 Закона о контрактной системе.

Как указано в Постановлении АС от 07.06.2016 № Ф08-3262-16 по делу № Л22- 1092/2015 если автономное учреждение выступает в качестве государственного, муниципального заказчика в силу наделения его соответствующими полномочиями государственными, муниципальными органами и производит закупку для государственных, муниципальных нужд. Закон № 223-ФЗ применению не подлежит.

Согласно данным с официального сайта www.zakupki.gov.ru при размещении извещения о проведении закупки указаны объекты недвижимости в виде земельных участков № 14:37:000000:3621, № 14:37:000000:3291 на территории которых должны осуществляться работы, которые находятся в муниципальной собственности и подтверждения о передачи объектов недвижимости Заказчику не имеется.

В части применения Положения о закупке товаров, работ, услуг для нужд МАУ «УСКиМП» МО «Город Мирный», утвержденного решением наблюдательного совета МАУ «УСКиМП» МО «Город Мирный» согласно протоколу № 3 от 08.12.2020, то данный документ не содержит оснований по сделкам по правилам Закона № 223-ФЗ в сфере строительства для муниципальных нужд за счет бюджетного финансирования, а также по сделкам свыше 1 500 000 руб.

Согласно п. 23.2.1. Положения, закупка неконкурентным способом у единственного поставщика (исполнителя) может быть осуществлена на сумму, не превышающую один миллион пятьсот тысяч рублей (включая НДС).

При этом годовой объем закупок, которые Заказчик вправе осуществить на основании настоящего подпункта, не должен превышать пятнадцать миллионов рублей ноль копеек.

Как предусмотрено п. 13.1. Положения, извещение об осуществлении закупки Заказчик обязан формировать при проведении конкурентной закупки и размещать его в единой информационной системе (за исключением закрытых способов осуществления закупки).

Согласно имеющейся информации, размещенной на официальном сайте www.zakupki.gov.ru Заказчиком 19.07.2021 по правилам конкурентной закупки размещено извещение № 32110482016 на выполнение строительных работ на сумму 56 349 511,36 руб. и извещение № 32110481948 на выполнение строительных работ на сумму 49 907 848,69 руб.

ООО Приоритет» указывает, что в объяснение работ по строительству согласно данным, указанным в извещении выполнение строительных работ подтверждается кодом 42.99 «Строительство прочих инженерных сооружений, не включенных в другие группировки» к которым относится строительство комбинатов, заводов, фабрик, объектов энергетики, гидротехнических сооружений, линейных объектов и д.р.

Заявитель указывает, что работы по благоустройству территорий должны выполнятся по коду 81.30 «Деятельность по благоустройству ландшафта» к которым относится закладка, обработка и обслуживание парков и садов, озеленение и благоустройство зон для защиты от шума, ветра, эрозии и т.п. городских территорий и данная группировка не включает строительство и ландшафтный дизайн.

На официальном сайте www.zakupki.gov.ru размещена проектная документация строительства объекта, согласно разделу 6 (06/2019-6-ПОС) в состав строительных работ отнесено в том числе строительство камерной эстрады с перголой, строительство здания администрации с хозблоком, устройство КГП по договору тех. присоединения, строительство модульного здания фудкорта, устройство здания туалета, прокладка наружных сетей инженерно-технического обеспечения. Строительство эстрады, здания администрации, здания туалета предусматривает установку свайного фундамента и монолитных железобетонных конструкций, линейные объекты канализации и водоснабжения и электроснабжения, которые предусматривают устройство траншей и установку опор, соответственно данные работы отнесены к объектам капитального строительства, что соответствует критериям п. 10, и. 10.1, п. 13 ст. 1 ГрК РФ.

Как было указано ранее Заказчик 16.07.2021 исх. № 770/01 пригласил Заявителя для выполнения работ и 19.07.2021 исх. № 772/04 в адрес Заявителя направлены два проекта договоров подряда на сумму 49 907 848,69 руб. и на сумму 56 349 511,36 руб. которые были подписаны и размещены Заказчиком 20.07.2021 на официальном сайте.

Таким образом, Заказчик разместил извещение в ЕИС по правилам конкурентной закупки, при этом, указал о закупке у единственного поставщика (исполнителя), подписал договор в день размещения извещения и направил Заявителю, а 20.07.2021 разместил договор в ЕИС.

ООО «Приоритет» указывает, что согласно ст. 4 Федерального закона от 03.11.2006 № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях» деятельность автономного учреждения признается деятельность, непосредственно направленная на достижение целей, ради которых автономное учреждение создано и автономное учреждение вправе осуществлять иные виды деятельности лишь для достижения целей, ради которых оно создано.

Согласно ст. 15 Закона №174-ФЗ крупная сделка совершается с предварительного одобрения наблюдательного совета автономного учреждения.

Как следует из представленного одобрения наблюдательного совета от 28.05.2021 вынесенного на основании протокола заседания от 28.05.2021 № 9 Заказчику было согласовано (одобрено) совершение крупной сделки в размере более 10 000 000 руб. для выполнения работ по благоустройству зоны отдыха на р. Ирелях в районе мкр. Заречный и обустройство малых спортивных площадок в городском парке.

Заказчик был вправе заключать договора по указанным 2 объектам на общую сумму не более 15 000 000 руб. на текущий год.

ООО «Приоритет» указывает, что Заказчиком 01.12.2020 было размещено извещение № 0816500000620013153 о проведении электронного аукциона на выполнение работ по благоустройству зоны отдыха на реке Ирелях в районе мкр. Заречный г. Мирный, на сумму 56 357 694.00 руб., 10.12.2020 был установлен срок окончания подачи заявок.

08.12.2020 г. подана заявка ООО СК «Гранд МАС», пройден контроль в ГИС.

31.12.2020 г. по результатам электронного аукциона, проведенного по правилам Закона № 44-ФЗ Заказчик заключил муниципальный контракт № 62МК-20 с победителем закупки ООО СК «Гранд МАС».

31.05.2021 г. на основании решения Заказчика № 304/04 от 16.04.2021 муниципальный контракт был расторгнут в одностороннем порядке по причине наличия информации о поставщике в РНП 10.12.2020 и 15.12.2020.

Согласно разъяснениям, содержащимся в письме ФАС России от 06.08.2015 № АЦ/40483/15, если в момент заключения контракта исполнитель перестал соответствовать требованиям документации о закупке (в связи с включением информации в реестр недобросовестных поставщиков), заказчик не может отказаться от контракта при условии, что на момент подачи заявки участник предоставил достоверную информацию.

ООО «Приоритет» указывает, что соответственно Заказчик не имел правовых оснований расторгать контракт № 62МК-20 с победителем закупки ООО СК «Гранд МАС» и в последующем заключать договор с Заявителем.

Подводя итог ООО «Приоритет» указывает, что основополагающим значением в рассматриваемом случае является правовое регулирование закупочной деятельности в Российской Федерации.

Как указано в Постановлении АС от 07.06.2016 № Ф08-3262-16 по делу № А22- 1092/2015 если автономное учреждение выступает в качестве государственного, муниципального заказчика в силу наделения его соответствующими полномочиями государственными, муниципальными органами и производит закупку для государственных, муниципальных нужд, Закон № 223-ФЗ применению не подлежит.

Как указано в п. 18 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также практики по вопросам, связанным с применением Закона № 223-ФЗ. утвержденных Президиумом Верховного Суда Российской Федерации от 28.06.2017, государственный (муниципальный) контракт, заключенный с нарушением требований Закона о контрактной системе и влекущий, в частности, нарушение принципов, установленных законом, является ничтожным.

Стандарты в сфере закупок применяются при осуществлении закупок для обеспечения государственных, муниципальных и корпоративных нужд, из чего следует, что профессиональный стандарт распространяется не только на заказчиков, действующих в рамках Закона № 44-ФЗ, но и на заказчиков, работающих по Закону

Исходя из приведенных законоположений ООО «Приоритет» считает, что в действиях должностных лиц Заказчика имеет место превышение и злоупотребление должностными полномочиями. что может быть квалифицировано по законодательству об административных правонарушениях и уголовному законодательству.

  Во исполнение определения о назначении дела №014/01/16-345/2023 о нарушении антимонопольного законодательства к рассмотрению от 05.04.2023 МАУ «Управление спорта, культуры и молодежной политики» Муниципального образования «город Мирный» Мирнинского района Республики Саха (Якутия) направило пояснения (вх. №2870э от 13.04.2023), в которых указало, что действия МАУ являются правомерными, признаки нарушения антимонопольного и иного законодательства РФ, а также прав и законных интересов подателя заявления отсутствуют.

  Администрация МО «город Мирный» Мирнинского района Республики Саха (Якутия) также выразило несогласие с доводами, изложенными в определении Якутского УФАС России.

МАУ «УСКиМП» МО «Город Мирный» указывает, что до заключения договоров на выполнение работ от 20.07.2021г. № 78/21, 79/21 от 20.07.2021 г. № 78/21, 79/21 с ООО «Приоритет», проводило электронные аукционы на выполнение указанных выше работ по правилам Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 05.04.2013 № 44-ФЗ, а затем расторгла муниципальные контракты, заключенные с победителями аукционов и заключила договоры с ООО «Приоритет» по общим основаниям гражданского законодательства в соответствии с ч. 1 ст. 8 ГК РФ, ст. 740 ГК РФ.

По указанным выше доводам МАУ «УСКиМП» МО «Город Мирный» поясняет следующее:

Муниципальные контракты заключенные по итогам электронного аукциона с победителями ООО СК «Гранд МАС» и ООО «Альянс-2005» были расторгнуты МАУ «УСКиМП» МО «Город Мирный» по основаниям, установленными нормами действующего законодательства РФ:

Муниципальный контракт № 62МК-20 от 31.12.2020 г. с ООО СК «Гранд МАС» был расторгнут МАУ «УСКиМП» МО «Город Мирный», в связи с тем, что в ходе исполнения контракта выяснилось, что ООО СК «Гранд МАС» включен в «Реестр недобросовестных поставщиков» 09.12.2020г. и 15.12.2020г., что подтверждается справками из реестра недобросовестных поставщиков № РНП.252182-20 от 15.12.2020 г. и № РНП.251994-20 от 09.12.2020 г. Соответственно МАУ «УСКиМП» МО «Город Мирный», реализовал свою обязанность по одностороннему отказу от исполнения контракта, предусмотренную п. 9.4 Контракта, п. 1.ч 15 ст. 95 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 05.04.2013 № 44-ФЗ.

Муниципальный контракт № 01МК-21 от 01.02.2021 г. с ООО «Альянс-2005» был расторгнут МАУ «УСКиМП» МО «Город Мирный» по соглашению сторон, в связи с модификацией проектной документации и существенным изменением объемов выполняемых работ. Данные корректировки превышали нормы, установленные ст. 95 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 05.04.2013 № 44-ФЗ, и не позволяли внести изменения в указанный выше муниципальный контракт.

МАУ «УСКиМП» МО «Город Мирный» поясняет, что действующим законодательством РФ не запрещено автономному учреждению самостоятельно выбирать правила размещения заказов и способ проведения закупки, соблюдая процедуру, установленную требованиями действующего законодательства РФ.

Частью 2 ст. 15 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 05.04.2013 № 44-ФЗ, установлено следующее: при наличии правового акта, принятого бюджетным учреждением в соответствии с частью 3 статьи 2 № 223-ФЗ и размещенного до начала года в единой информационной системе, данное учреждение вправе осуществлять закупки в соответствующем году с соблюдением требований указанных Федерального закона и правового акта.

Согласно ч 3 ст. 2 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», определено, положение о закупке утверждается в том числе, наблюдательным советом автономного учреждения в случае, если заказчиком выступает автономное учреждение.

Муниципальное образование «Город Мирный» создало муниципальное автономное учреждение «Управление спорта, культуры и молодежной политики» МО «Город Мирный» путем изменения типа существующего муниципального казенного учреждения «Управление спорта, культуры и молодежной политики» муниципального образования «Город Мирный» Мирнинского района Республики Саха (Якутия) (Постановление АМО «Город Мирный» от 10.09.2020 № 920).

01.10.2020 г. Муниципальное автономное учреждение «Управление спорта, культуры и молодежной политики» муниципального образования «Город Мирный» было зарегистрировано в МРИФНС № 5 по РС(Я).

Учитывая требования вышеизложенной нормы, 08.12.2020 г. Решением наблюдательного совета МАУ «УСКиМП» МО «Город Мирный» было утверждено Положение о закупке ТРУ для нужд МАУ «УСКиМП» МО «Город Мирный» (далее – Положение).

15.12.2020 г. Положение было опубликовано в Единой информационной системе в сфере закупок. Вышеуказанное Положение (абзац 4 п. 1.1) устанавливало порядок подготовки и осуществления конкурентных и неконкурентных закупок, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения. 29.12.2020 г. МАУ «УСКиМП» МО «Город Мирный» был опубликован план закупки.

С учетом того, что МАУ «УСКиМП» МО «Город Мирный» указывает, что выполнило требования ч. 2 ст. 15 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 05.04.2013 № 44-ФЗ, а также выполнило требования ч 3 ст. 2 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг», МАУ «УСКиМП» МО «Город Мирный» были проведены закупки в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

Договоры с ООО «Приоритет» были заключены МАУ «УСКиМП» МО «Город Мирный» в соответствии с нормами действующего законодательства РФ, Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», Положением о закупке ТРУ для нужд МАУ «УСКиМП» МО «Город Мирный», в редакции  изменений от 29.04.2021 г. (Протокол № 8 наблюдательного совета МАУ «УСКиМП» МО «Город Мирный»). Заказчиком выбран способ закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).

2. МАУ «УСКиМП» МО «Город Мирный» в части доводов заявленных ООО «Приоритет» о том, что требования к нему по исполнению заключенных с ним договоров предъявлялись по правилам установленным Федеральным законом «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 05.04.2013 № 44-ФЗ, при этом в преамбуле договоров, указывалось на совершении сделок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», то по указанным доводам сообщаю следующее:

Требования по исполнению договоров на выполнение работ от 20.07.2021г. № 78/21, 79/21 предъявлялись к Подрядчику, в соответствии со статьями, установленными настоящими условиями вышеуказанных договоров.

В соответствии с п. 1 ст. 420 ГК РФ Договором признается соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей.

Согласно п. 5.3 Устава Учреждения, Учреждение строит свои отношения с государственными органами, другими предприятиями, учреждениями, организациями и гражданами во всех сферах на основе договоров, соглашений, контрактов. Учреждение свободно в выборе форм и предмета договоров и обязательств, любых других взаимоотношений с предприятиями, учреждениями, организациями, которые не противоречат законодательству Российской Федерации и республике Саха (Якутия) настоящему Уставу.

Согласно п. 1 ст. 421 ГК РФ граждане и юридические лица свободны в заключении договора.

Пунктом 1 ст. 425 ГК РФ, установлено, что Договор вступает в силу и становится обязательным для сторон с момента его заключения.

Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» не установлена ответственность, за ненадлежащее исполнение условий договора.

Однако, согласно ст. 309 ГК РФ установлено, обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.

В соответствии с п. 1. ст. 329 ГК РФ исполнение обязательств может обеспечиваться неустойкой, залогом, удержанием вещи должника, поручительством, независимой гарантией, задатком, обеспечительным платежом и другими способами, предусмотренными законом или договором.

В настоящем случае МАУ «УСКиМП» МО «Город Мирный» руководствовался гл. 24 Положения о закупке ТРУ для нужд МАУ «УСКиМП» МО «Город Мирный», утвержденного решением наблюдательного совета МАУ «УСКиМП» МО «Город Мирный» от 08.12.2020 г. при установлении статей об ответственности за ненадлежащее исполнение договоров Подрядчиком, а также, применял аналогию закона. Возможность применения аналогии закона предусмотрена рядом нормативных актов (п. 1 ст. 6, п. 2 ст. 421 ГК РФ, ст. 5 СК РФ, ч. 1 ст. 7 ЖК РФ, ч. 3 ст. 11 ГПК РФ, ч. 5 ст. 3 АПК РФ, ч. 4 ст. 2 КАС РФ).

Подписав договоры от 20.07.2021 г. № 78/21, 79/21 на выполнение работ: г. Мирный Благоустройство зоны отдыха на р. Ирелях в мкр. Заречный» ООО «Приоритет» согласилось с условиями, которые были установлены указанными договорами.

3. Довод ООО «Приоритет» о том, что в действиях МАУ «УСКиМП» МО «Город Мирный» содержатся признаки нарушения ст. 16 Федерального закона «О защите конкуренции» от 26.07.2006 № 135-ФЗ, не обоснован, по следующим основаниям:

Так согласно ч. 6 ст. 15 Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 08.03.2022 № 46-ФЗ запреты, установленные статьями 15, 16 и 17 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», не распространяются на отношения, связанные с принятием в соответствии с частями 1 и 2 настоящей статьи актов Правительства Российской Федерации и актов высшего исполнительного органа субъекта Российской Федерации, а также на отношения, связанные с осуществлением заказчиками закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с такими актами.

МАУ «УСКиМП» МО «Город Мирный» были заключены договоры с ООО «Приоритет» в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», и выбран способ закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).

МАУ «УСКиМП» МО «Город Мирный» указывает, что таким образом ст. 16 Федерального закона «О защите конкуренции» от 26.07.2006 № 135-ФЗ в настоящему случае не подлежит применению.

4. МАУ «УСКиМП» МО «Город Мирный» указывает, что ссылка ООО «Приоритет» на то, что при наличии бюджетного финансирования работ, закупка таких работ должна осуществляться в порядке предусмотренным Федеральным законом «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 05.04.2013 № 44-ФЗ (п. 6 ст. 3), не находит своего подтверждения.

Пункт 6 ст. 3 вышеуказанного закона указывает, что муниципальным заказчиком в контрактной системе является – муниципальный орган или муниципальное казенное учреждение.

Между тем МАУ «УСКиМП» МО «Город Мирный» является автономным учреждением, которое не является участником бюджетного процесса и в отношении автономного учреждения, законодательство устанавливает иные требования.

Статьей 1 223-ФЗ, установлено, что целями регулирования настоящего Федерального закона являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц, указанных в части 2 настоящей статьи (далее - заказчики), в товарах, работах, услугах, в том числе для целей коммерческого использования, с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг (далее также - закупка) для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.

Согласно ч. 2 вышеуказанной статьи, 223-ФЗ устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг: в том числе (п. 1 ч. 2 ст. 1) государственными корпорациями, государственными компаниями, публично-правовыми компаниями, субъектами естественных монополий, организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности в сфере электроснабжения, газоснабжения, теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, очистки сточных вод, обращения с твердыми коммунальными отходами, автономными учреждениями, а также хозяйственными обществами, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в совокупности превышает пятьдесят процентов.

Законодатель положениями частей 2, 5 ст. 1 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - 223-ФЗ) установил закрытый перечень юридических лиц, на которые распространяется действие указанного закона.

Таким образом, в случае если юридическое лицо отнесено к заказчикам, закупки которых регулируются 223-ФЗ в соответствии с положениями частей 2, 5 статьи 1 223-ФЗ, то такое лицо при осуществлении закупок руководствуется положениями 223-ФЗ.

Соответственно автономное учреждение является таким лицом.

В соответствии с п. 7 ч. 1 ст. 3  Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 05.04.2013 № 44-ФЗ (далее - 44-ФЗ) заказчик - государственный или муниципальный заказчик, либо, в соответствии с ч. 1 и 2.1 ст. 15 44-ФЗ, бюджетное учреждение, государственное, муниципальное унитарные предприятия, осуществляющие закупки. Таким образом, по смыслу 44-ФЗ автономное учреждение заказчиком не является.

Такой же позиции придерживается Минфин России (Письмо Минфина России от 30.04.2020 № 24-02-08/35817).

МАУ «УСКиМП» МО «Город Мирный» указывает, что срок исковой давности по заявлению о нарушении законодательства в сфере административных правонарушений, предусмотренных ст. 7.32.3, ч. 7.2. ст. 19.7.2-1 КоАП РФ составляет один год (ст. 4.5. КоАП РФ).

Договоры от 20.07.2021 г. № 78/21, 79/21 на выполнение работ: г. Мирный Благоустройство зоны отдыха на р. Ирелях в мкр. Заречный» между сторонами были заключены 20.07.2021 г., требование заявлено в УФАС РС (Я) 22.12.2022 г., т.е. с пропуском срока исковой давности.

МАУ «УСКиМП» МО «Город Мирный» считает, что его действия являются правомерными, признаки нарушения антимонопольного и иного законодательства РФ, а также нарушения прав и законных интересов подателя заявления отсутствуют.

Определением об отложении рассмотрения дела №014/01/16-345/2023 о нарушении антимонопольного законодательства от 17 апреля 2023 года рассмотрение дела назначено на 24 мая 2023 в 15 часов 00 минут.

В ходе рассмотрения ответчики поддержали ранее заявленные доводы об отсутствии признаков нарушения в их действиях. Заявитель поддержал доводы, изложенные в заявлении.

Комиссия Якутского УФАС России, выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, пришла к выводу о необходимости отложения рассмотрения дела в связи с необходимостью получения дополнительных доказательств.

Определением об отложении рассмотрения дела №014/01/16-345/2023 о нарушении антимонопольного законодательства от 24 мая 2023 года рассмотрение дела назначено на 29 июня в 15 часов 00 минут.

20.06.2023 г. №364/06 от МАУ «УСКиМП» МО «Город Мирный» поступили дополнительные пояснения. В пояснениях указывается следующее.

Согласно Постановления № 155 от 10.02.2023 г. «О внесении изменений в постановление городской администрации от 10.11.2020 г. №1134 «О техническом сопровождении муниципального автономного учреждения «Управления спорта, культуры, и молодежной политики» муниципального образования «Город Мирный» Мирнинского района Республики Саха (Якутия) Администрация МО «Город Мирный» наделило МАУ «УСКиМП» МО «Город Мирный» функциями Заказчика.

Согласно и. 1.1. Соглашения №54-11У о предоставлении из бюджета МО «Город Мирный» Мирнинского района Республики Саха (Якутия) МАУ «УСКиМП» МО «Город Мирный» субсидии на иные цели от 15.03.2023, Учреждению была предоставлена из бюджета МО «Город Мирный» Мирнинского района Республики Саха (Я) в текущем 2023 г. предоставлена субсидия па благоустройство общественного пространства г. Мирного зоны р. Ирелях в районе мкр. Заречный, в целях реализации муниципальной программы «Формирование современной городской среды» по объекту: Город Мирный. Благоустройство зоны отдыха на р. Ирелях, в районе мкр. Заречный.

 Исходя из п.2.2 указанного выше Соглашения размер субсидии составил: 15 705 891,36 рублей (но коду БК 801 0503 633 00 1003 0 622 241).

18 марта 2023 года опубликован план график «г. Мирный. Благоустройство зоны отдыха на реке Ирелях в районе мкр. Заречный» на сумму 15 680 270,00 рублей.

21 марта 2023 года опубликовано извещение о проведении электронного аукциона по Федеральному закону «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 05.04.2013 № 44-ФЗ на сумму 15 680 270,00 руб.

Извещением было установлена дата окончания срока подачи заявок до 29.03.2023, была подана одна заявка (ИП З.).

30.03.2023 г. подведены итоги и подписан протокол о заключении контракта с единственным участником аукциона ИИ Зуребиани Отари Гришаевичем.

Муниципальный контракт №01/23-МК заключен 10 апреля 2023 года. Сумма указанного муниципального контракта составила 15 680 270,00 руб. Срок исполнения указанного муниципального контракта по 01.09.2023 года (включительно).

  1. апреля 2023 года на основании Распоряжения городской Администрации от 14.04.2023 № 160 «Об отмене Распоряжения городской Администрации от 21.02.2023 №78 «О предоставлении субсидии» было расторгнуто Соглашение №54-11У о предоставлении из бюджета МО «Город Мирный» Мирнинского района Республики Саха (Якутия) МАУ «УСКиМП» МО «Город Мирный» субсидии па иные цели от 15.03.2023.

Согласно Постановления Администрации МО «Город Мирный» от 17.04.2023 №484 «О возврате субсидии» МАУ «УСКиМП» МО «Город Мирный» было указано произвести возврат в бюджет МО «Город Мирный» субсидии в размере 15 705 891,36 рублей.

  1. апреля 2023 года между ИП З. и МАУ «УСКиМП» МО «Город Мирный» было заключено Соглашение о расторжении муниципального контракта №01/23-МК от10.04.2023 г. на выполнение работ «г. Мирный. Благоустройство зоны отдыха на реке Ирелях в районе мкр. Заречный» по соглашению сторон, на основании Распоряжения городской Администрации от 14.04.2023 №160 «Об отмене Распоряжения городской Администрации от 21.02.2023 №78 «О предоставлении субсидии» и Постановления городской Администрации от 17.04.2023 №484 «О возврате субсидии».

13 апреля 2023 между Администрацией МО «Город Мирный» Мирнинского района Республики Саха (Якутия) и МАУ «УСКиМП» МО «Город Мирный» было заключено Дополнительное соглашение № 20-2021-58355/3 к Соглашению о предоставлении из бюджета МО «Город Мирный» Мирнинского района Республики Саха (Якутия) субсидии в соответствии с абзацем вторым пункта 1 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации от 27.05.2021 №20-2021-58355 (по коду БК 801 0503 631 F 2555550 622 241).

13 апреля 2023 между Администрацией МО «Город Мирный» Мирнинского района Республики Саха (Якутия) и МАУ «УСКиМП» МО «Город Мирный» было заключено дополнительное соглашение №20-2020-15707/3 к Соглашению о предоставлении из бюджета МО «Город Мирный» Мирнинского района Республики Саха (Якутия) целевой субсидии па реализацию муниципальной программы «Формирование современной городской среды» 15.12.2020 №20-2020-15707 (по коду БК 801 0503 631 Г 2555550 622 241).

20 апреля 2023 года внесены изменения в план график в позицию «г. Мирный. Благоустройство зоны отдыха на реке Ирелях в районе мкр. Заречный» на сумму 21 535 319,00 рублей.

24 апреля 2023 через ГКУ РС(Я) «Центр закупок Республики Саха (Якутия)» опубликовано извещение о проведении электронного аукциона на сумму 21 535 319,00 рублей, которым была установлена дата окончания срока подачи заявок до 05.05.2023 года.

11.05.2023 г. подведены итоги и подписан протокол о заключении контракта с единственным участником аукциона ИИ З.

Муниципальный контракт №02/23-МК заключен 22 мая 2023 года па сумму 21 535 319,00 рублей. Дата начала работ: с 01.06.2023 г., дата завершения работ: по 20.08.2023 г.

В ходе рассмотрения ответчики поддержали ранее заявленные доводы об отсутствии признаков нарушения в их действиях. Заявитель поддержал доводы, изложенные в заявлении.

Комиссия Якутского УФАС России, выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, пришла к выводу о необходимости отложения рассмотрения дела в связи с необходимостью получения дополнительных доказательств.

Руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 47 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по рассмотрению дела 014/01/16-345/2023 назначила рассмотрение дела на 16.08.2023 г. в 15:00 по местному времени посредством видеоконференцсвязи.

26.06.2023 г. от ООО «Приоритет» поступили дополнение к правовой позиции. ООО «Приоритет» указывает, что нормой ст. 78.2 БК РФ регламентировано предоставление субсидий на осуществление капитальных вложений в объекты муниципальной собственности.

Соглашениями от 03.11.2020 о предоставлении субсидии из государственного бюджета Администрации МО «город мирный» были предоставлены средства в 2020 году в размере 56 425 954, 54 рублей, в 2021 году в размере 50 000 000 рублей.

Протоколом межведомственной комиссии №2020-6 от 14.10.2020-6 от 14.10.2020 статус заказчика предоставлен МО «город мирный».

Протоколом и соглашениями о предоставлении субсидий по мнению ООО «Приоритет» подтверждается факт капитальных вложений в объекты муниципальной собственности (п.п. д) п. 3.2 соглашения).

2. ООО «Приоритет» указывает, что соглашениями от 15.12.2020 и от 27.05.2021 Администрацией МО «город Мирный» Ответчику были предоставлены субсидии из государственного бюджета в размере 56 425 954, 54 рублей и 50 000 000 рублей, рассчитанных по правилам п. 1 ч. 9 ст. 22 Закона контрактной системе и Ответчик обязался обеспечить проведение закупок через ГКУ РС (Я) «Центр закупок РС (Я)» по правилам Закона о контрактной системе (п. 2.3, п. 4.3.5 соглашения), что подтверждает целевое назначение субсидий на капитальные вложения в объекты муниципальной собственности.

Заявитель указывает, что субсидия на иные цели может быть предоставлена федеральным автономным учреждениям в соответствии с абз. 2 п. 1 ст. 78.1 БК РФ только в случае необходимости проведения процедуры санкционирования оплаты денежных обязательств по расходам учреждения (ПП РФ от 31.12.2016 №1580, ПП РФ от 22.02.2020 №203), т.е. субсидия по указанной норме может быть предоставлена исключительно для собственных нужд автономного учреждения.

В 2020 заседания наблюдательного совета об одобрении крупной сделки не проводились, а заседание наблюдательного совета от 28.05.2021 проведено с нарушением установленного срока, так как по соглашению субсидия на 50 млн. предоставлена 27.05.2021, а также одобрение наблюдательного совета от 28.05.2021 не соответствует размеру предоставленной субсидии (ст. 15 Федерального закона №174-ФЗ «Об автономных учреждениях»).

Значения субсидий должны быть конкретными, измеримыми и соответствовать результатам федеральных проектов, региональных проектов, государственных (муниципальных) программ (ПП РФ от 22.02.2020 №203).

По мнению заявителя в рассматриваемом случае заключение крупной сделки осуществлено без одобрения наблюдательного совета, что являются существенным нарушением норм материального и процессуального права (Определение Верховного Суда РФ №302-ЭС21-2989 от 06.07.2021 по делу №А74-9516/2019).

На основании одобрения от 28.05.2021 Ответчиком 17.07.2021 размещено извещение о закупке №32110480155 на обустройство малых спортивных площадок в городском парке на сумму 32 006 941 руб., при этом договор 77/21 уже был подписан 16.07.2021 (реестровый номер извещения 32110480155).

Заявитель указывает, что соответственно одобрения наблюдательного совета о совершении крупных сделок по договору №78/21 и договору №79/21 от 20.07.2021 вообще не имеется.

Заявитель указывает, что субсидии предоставлены на строительство и закупка осуществлена по коду 42.99 ОКВЭД на строительство, что подтверждается извещением, проектной документацией и пояснениями Ответчика о проведении строительной экспертизы проектной документации, тем не менее по утверждениям Ответчика работы осуществлялись по коду 83.00 ОКВЭД на благоустройство территории, что является не целевым использованием бюджетных средств. Коды этой экономической деятельности указаны в ЕГРЮЛ Ответчика. При этом, ответчик подменяет коды экономической деятельности с кодами бюджетной классификации.

04.07.2023 г. от МАУ «УСКиМП» МО «Город Мирный» поступили возражения по обстоятельствам изложенным в доводах ООО «Приоритет». В возражениях указывается, что Учреждение было создано 01.10.2020 года путем изменения типа существующего муниципального казенного учреждения «Управление спорта, культуры и молодежной политики» муниципального образования «Город Мирный» Мирнинского района Республики Саха (Якутия) (Постановление АМО «Город Мирный» от 10.09.2020 №920). Учреждение было создано Учредителем для конкретных целей, которые были определены Уставом Учреждения.

Далее Учреждение ссылается на раздел 4 Устава, в частости на цели, предмет и виды деятельности: создание условий для организации досуга и обеспечения жителей города услугами организаций культуры; деятельность парков отдыха; создание условий для массового отдыха населения …а также реализации государственных программ Республики Саха (Якутия).

15.08.2023 г. от МАУ «УСКиМП» МО «Город Мирный» №454/06 поступили дополнения.

В своих дополнениях МАУ «УСКиМП» МО «Город Мирный» указывает следующее.

Согласно абзаца 1 статьи 16 Федерального закона «О защите конкуренции» от 26.07.2006 № 135-ФЗ, запрещаются соглашения между федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации или между ними и хозяйствующими субъектами либо осуществление этими органами и организациями согласованных действий, если такие соглашения или такое осуществление согласованных действий приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности к:

повышению, снижению или поддержанию цен (тарифов), за исключением случаев, если такие соглашения предусмотрены федеральными законами или нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации; экономически, технологически и иным образом не обоснованному установлению различных цен (тарифов) на один и тот же товар; разделу товарного рынка но территориальному принципу, объему продажи или покупки товаров, ассортименту реализуемых товаров либо по составу продавцов или покупателей (заказчиков); ограничению доступа па товарный рынок, выхода из товарного рынка или устранению с пего хозяйствующих субъектов.

Установленный указанной выше нормой законодательства о защите конкуренции запрет преследует цель предотвращения негативного влияния организаций, осуществляющих функции органа власти па конкурентную среду с помощью административных, властных методов воздействия, и том числе путем соглашения с хозяйствующим субъектом.

Под соглашением Федеральный закон «О защите конкуренции» от 26.07.2006 № 135-ФЗ (п. 18 ст. 4) определяет договоренность в письменной форме, содержащуюся в документе или нескольких документах, а также договоренность в устной форме.

МАУ «УСКиМП» МО «Город Мирный» указывает, что материалами дела не подтверждаются обстоятельства, на которые ссылается в своих доводах ООО «Приоритет» (стр. 2 Определения от 05.04.2023 г. о назначении дела № 014/01/16-345/2023 о нарушении антимонопольного законодательства к рассмотрению).

16.07.2023 г. действительно было проведено совещание при Главе МО «Город Мирный» по вопросам благоустройства зоны отдыха на р. Прелях в мкр. Заречный (Протокол № 1 ГР/1 67 от 16.07.2021 г.). Однако, указанным протоколом не устанавливалась обязанность для МАУ «УСКиМП» МО «Город Мирный» пригласить для подписания 2-х договоров именно подрядчика - ООО «Приоритет». Указанный документ лишь подтверждает, что Администрация МО «Город Мирный» осуществляла свои полномочия учредителя в виде контроля за деятельностью МАУ «УСКиМП» МО «Город Мирный» (установил сроки заключения договоров с подрядчиком).

Договоры с ООО «Приоритет» были заключены МАУ «УСКиМП» МО «Город Мирный» в соответствии с нормами действующего законодательства РФ. Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц». Положением о закупке ТРУ для нужд МАУ «УСКиМП» МО «Город Мирный» (далее - Положение), в редакции изменений от 29,04.2021 г (Протокол № 8 наблюдательного совета МАУ УСКиМП» МО Город Мирный»), размещено по адресу:

https://zakupki.gov.ru/epz/ordeclause/card/documents.html?orderClauseInfold=826743 (при включении вкладки «отображать недействующие редакции).

Заказчиком (МАУ «УСКиМП» МО «Город Мирный») был выбран способ закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с условиями раздела «23. Закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя)» Положения.

Так, согласно и. 23.1 Положения, к неконкурентным способам закупки относится закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), иод которой понимается способ закупки, при котором договор заключается с конкретным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) без рассмотрения конкурирующих предложений.

Пунктом 23.2. Положения установлено, что закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) может быть осуществлена Заказчиком в следующих случаях (отдельные случаи закупок у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) могут не включаться в положение о закупке товаров, работ, услуг конкретного Заказчика в зависимости от специфики его деятельности):

«23.2.30. В случае возникновения потребности в товарах, работах, услугах конкретных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), в том числе с необходимостью срочного выполнения заказчиком установленных законодательством либо соглашением обязательств перед третьими лицами, в связи с чем применение иных способов закупки, требующих временных затрат, нецелесообразно, независимо от размера цепы договора».

Выбор заказчиком способа закупки «Закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) без рассмотрения конкурирующих предложений» был обоснован крайней необходимостью. А именно: сжатыми сроками освоения предоставленной субсидии, коротким сезоном для выполнения работ (обусловленным нахождением места размещения объекта в условиях Крайнего Севера).

Заказчик, принимая во внимание условия вышеуказанного Положения, имеющийся опыт выполнения работ ООО «Приоритет», и тот факт, что ООО «Приоритет» ранее заявлялся участником на предложения размещенные Заказчиком на электронной площадке и по итогу рассмотрения заявок был признан участником номер 2, не находился в реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), «МАУ «УСКиМП» МО «Город Мирный» (исх. 770/01 от 16.07.2021 г) направило в адрес ООО «Приоритет» приглашение принять участие в рабочем совещании 19.07.2021 г. при участии Главы города.

Согласно п. 7 ст. 4 Федерального закона «О защите конкуренции» от 26.07.2006 ФЗ № 135- ФЗ, под конкуренцией следует понимать соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать па общие условия обращения товаров па соответствующем товарном рынке.

Конкуренция призвана обеспечивать стабильное развитие экономических отношении в Российской Федерации, высокое качество реализуемых товаров, оказываемых услуг, повышение эффективности деятельности участников товарного рынка.

Пунктом 17 статьи 4 Федерального закона «О защите конкуренции» от 26.07.2006 № 135-ФЗ установлено, что признаком ограничения конкуренции является создание возможности для хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать па общие условия обращения товара на товарном рынке.

Квалифицирующими признаками применительно к статье 16 Федерального закона «О защите конкуренции» от 26.07.2006 № 135-ФЗ выступают реальные, либо возможные негативные последствия для определенной конкурентной среды и выявление причинной связи между определенными соглашением и (или) согласованными действиями и такими последствиями.

МАУ «УСКиМП» МО «Город Мирный» указывает, что выбор в качестве подрядчика ООО «Приоритет» не привел к вышеуказанным последствиям, однако указанный выбор подрядчика привел к негативным последствиям для самого Заказчика (не исполнение ООО «Приоритет» обязательств по договору, поиск нового подрядчика, судебные и иные разбирательства инициированные ООО «Приоритет»).

Комиссией Якутского УФАС России в рамках рассмотрения дополнительных пояснений были запрошены дополнительно фотографии объекта, пояснительная записка из проекта, акт осмотра (счетной палаты), соглашение от 15.12.2020 №20-2020-15707 о предоставлении из бюджета МО «Город Мирный» целевой субсидии на реализацию муниципальной программы «Формирование современной городской среды», с дополнительными соглашениями; Соглашение 27.05.2021 г. №20-2021-58355 о предоставлении из бюджета МО «Город Мирный» Мирнинского района Республики Саха (Якутия) субсидии в соответствии с абзацем вторым пункта 1 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации с дополнительными соглашениями.  

Так, согласно пояснительной записке из проекта, разработанного ООО «Меганом проект»  на странице 6 в части 3 «Сведения о функциональном назначении объекта капитального строительства, состав и характеристику производства, номенклатуру выпускаемой продукции (работ, услуг)» указывается, что в проекте отсутствуют капитальные здания, согласно техническому заданию. Все здания блочно-модульные.

Проектом предусмотрено комплексное решение по обустройству территории общественного пространства объектами семейного отдыха с оснащением малыми архитектурными формами и элементами коммуникации. Проектируемая территория в целом имеет чёткое зонирование по функциональному признаку с нестационарными объектами для организации обслуживания зоны отдыха населения. Вся площадь включает в себя: административно-хозяйственную зону с соответствующими объектами, пляжную зону, зону отдыха, спортивную зону, прогулочную зону и зону барбекю.

Административно-хозяйственная зона представлена:

- автобусными остановками (20.1,20.2/2019-6-АР);

- подъездной автодорогой (спуск к реке);

- входной аркой (09/2019-6-АР);

- блочно-модульным зданием администрации с хозблоком (02/2019-6-АР);

- автостоянкой на 50 машиномест (включая 5 мест для МГН);

- общественный туалет (06/2019-6-АР);

- перголой;

- детскими игровыми и спортивными площадками;

- фудкортом;

- зоной тихого отдыха;

- КТПН.

Пляжная зона представляет собой:

- огражденный участок акватории с углублением, требующий очистки береговой зоны (прибрежного дна) от иловых отложений;

- песчаную полосу пляжа шириной до 12-20 метров с возможностью отдыха на стационарных лежаках (складируемых под волейбольными площадками), наблюдательной вышкой, кабинками для переодевания, питьевым фонтанчиком, деревянными причалами.

Зона отдыха представлена:

- площадками для тихого отдыха с ландшафтными композициями, скамьями, урнами для мусора и цветочными вазонами;

- площадкой для активных игр детей на свежем воздухе с покрытием из экологически чистых материалов и игровыми элементами в антивандальном исполнении индивидуального изготовления;

- камерной эстрадой с перголой и интегрированными в рельеф импровизированными сиденьями (01/2019-6-АР), модульным зданием фудкорта (04/2019-6-АР).

Спортивная зона включает: волейбольные площадки, огороженные сетчатым ограждением с экологическим покрытием, воркаут, верёвочный парк, роллердром, площадку для занятия гимнастикой, пункт проката спортинвентаря (03/2019-06-АР).

Прогулочная зона представлена системой пешеходных дорожек, арками пешеходных аллей ((8.1,8.2,8.3/2019-6-АР), зоной барбекю с беседками (07/2019-6-АР), стационарными мангалами и пр.

Таким образом, согласно проекту, следует, что в проекте отсутствуют капитальные здания, согласно техническому заданию, все здания являются блочно-модульными.

Вместе с тем положениями БК РФ в бюджетах бюджетной системы Российской Федерации предусматриваются субсидии автономным учреждениям, а также из данных бюджетов бюджетным и автономным учреждениям могут предоставляться субсидии на иные цели.

Так, в пункте 1 статьи 78.1 БК РФ предусмотрено, что в бюджетах бюджетной системы Российской Федерации предусматриваются субсидии бюджетным и автономным учреждениям на финансовое обеспечение выполнения ими государственного (муниципального) задания, рассчитанные с учетом нормативных затрат на оказание ими государственных (муниципальных) услуг физическим и (или) юридическим лицам и нормативных затрат на содержание государственного (муниципального) имущества.

Из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации могут предоставляться субсидии автономным учреждениям на иные цели. В соответствии со статьей 78.2 БК РФ субсидии автономным учреждениям предоставляются также на осуществление капитальных вложений в объекты капитального строительства государственной (муниципальной) собственности и приобретение объектов недвижимого имущества в государственную (муниципальную) собственность.

При этом случаи, при которых закупки, осуществляемые автономными учреждениями, подпадают под регулирование Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон о контрактной системе), определены частями 4 и 6 статьи 15 Закона о контрактной системе.

 Согласно частям 4, 6 статьи 15 Закона о контрактной системе при предоставлении субсидий на осуществление капитальных вложений в объекты капитального строительства государственной (муниципальной) собственности, осуществлении бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства государственной, муниципальной собственности и (или) на приобретение объектов недвижимого имущества в государственную, муниципальную собственность закупки автономными учреждениями осуществляются в порядке, предусмотренном Законом о контрактной системе.

Таким образом, при осуществлении автономным учреждением закупок: за счет субсидий на осуществление капитальных вложений в объекты капитального строительства государственной (муниципальной) собственности или приобретение объектов недвижимого имущества в государственную (муниципальную) собственность согласно частям 4, 6 статьи 15 Закона о контрактной системе распространяются положения указанного Федерального закона; за счет иных субсидий распространяются положения Федерального закона № 223-ФЗ. В первом случае к закупкам не применяются положения Закона о контрактной системе, касающиеся особенностей исполнения контрактов (ч. 1 ст. 1, ч. 4 ст. 15 данного Закона).

Во всех остальных случаях муниципальные автономные учреждения осуществляют закупки в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", который в соответствии с частью 1 статьи 2 Закона № 44-ФЗ также является частью законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, так как регулирует отношения по закупке товаров, работ, услуг.

Аналогичная правовая позиция изложена также в определениях Верховного Суда Российской Федерации от 29.01.2019 №301-КГ8-24305, ОТ 19.06.2017 №306-КГ17-7440.

Указанное также следует из письма Минфина России от 30.04.2020 N 24-02-08/35817.

На основании анализа норм Закона о контрактной системе и Федерального закона № 223-ФЗ, условия договора, Комиссия Якутского УФАС России делает вывод о том, что рассматриваемая закупка правомерно проведена автономным учреждением в соответствии с положениями Федерального закона № 223-ФЗ, поскольку предметом рассматриваемой закупки не является осуществление капитальных вложений либо бюджетных инвестиций в объекты государственной, муниципальной собственности, капитального строительства и (или) на приобретение объектов недвижимого имущества в государственную, муниципальную собственность. В соответствии с частью 2 статьи 24 Закона о контрактной системе открытый аукцион в электронной форме является конкурентным способом определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).

Также согласно Уставу МАУ «УСКиМП» МО «Город Мирный», который утвержден постановлением Администрации №965 от 22.09.2020 г. в части 4 утверждены цели, предмет и виды деятельности Учреждения.

Согласно пункту 4.1.18 целью Учреждения также является создание условий для массового отдыха жителей поселения и организация обустройства мест массового отдыха населения, включая водные объекты общего пользования и их береговые полосы.

Также согласно пункту 4.2. для достижения указанных целей и предмета деятельности Учреждение осуществляет следующие виды деятельности:

  1. выполнение функций заказчика по организации поставки товаров, выполнению работ, оказанию услуг, непосредственно связанных с целями, предметом и видами деятельности Учреждения и получателя субсидий, включая субсидии на возмещение нормативных затрат по оказанию муниципальных услуг физическим и (или) юридическим лицам:
  2. благоустройство территории;
  3. иные виды деятельности.

Согласно части 4.4. Учреждение вправе осуществлять иные виды деятельности лишь поскольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых оно создано.

При этом согласно части 3.5. источниками формирования имущества Учреждения, в том числе финансовых ресурсов, являются: финансовое обеспечение в виде субсидий, осуществляемых из бюджета МО «Город Мирный», на выполнение задания учредителя с учетом расходов на содержание недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленного за Учреждением.

Таким образом можно сделать вывод, что МАУ «УСКиМП» МО «Город Мирный» согласно уставным целям вправе осуществлять закупку в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», направленную на осуществление выполнение работ по благоустройству территорий и общественных пространств, относящихся к предмету и деятельности Учреждения.  

При этом Комиссия Якутского УФАС России отмечает при заключении договоров  от 20.07.2021 №№ 78/21, 79/21 на выполнение работ: «г. Мирный. благоустройство зоны отдыха на реке Ирелях в районе мкр. Заречный» с ООО «Приоритет» Заказчик использовал форму и процедуру закупки в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц». 

Так, согласно Положения о закупке ТРУ для нужд Учреждения в редакции изменений от 29.04.2021 г. подпунктом 23.2.30 определено самостоятельное основание закупки у единственного поставщика – в случае возникновения потребности в товарах, работах, услугах конкретных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), в том числе с необходимостью срочного выполнения заказчиком установленных законодательством либо соглашением обязательств перед третьими лицами, в связи с чем применение иных способов закупки, требующих временных затрат, нецелесообразно, независимо от размера цены договора.

Указанные договоры были заключены на основании данного подпункта, не содержащим ограничений по суммам.

Также в материалах дела имеется одобрение наблюдательного совета Учреждения от 28 мая 2021 года на заключение крупной сделки в размере более 10 000 000 (десяти миллионов) рублей на выполнение работ по благоустройству: Зоны отдыха на р. Ирелях в районе мкр. Заречный, обустройство малых спортивных площадок в городском парке (площадки для тренажеров, стритбола и пляжного волейбола) в соответствии с п. 6.2.5.9, 6.2.9 Устава МАУ «УСКиМП».

При этом положения Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ (ред. от 04.08.2023) «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» не содержат требований о наличии у Заказчика одобрения наблюдательного совета заключения крупной сделки. Наличие, либо отсутствие такого одобрения со стороны Заказчика в соответствии со статьей 15 Федерального закона от 03.11.2006 № 174-ФЗ (ред. от 21.11.2022) «Об автономных учреждениях» не образует состава нарушения,  связанного с недопущением, ограничение , устранением конкуренции в рамках рассмотрения данного дела.

Таким образом со стороны Учреждения соблюдены требования собственного Положения о закупках.  

В действиях администрации МО «город Мирный» Мирнинского района Республики Саха (Якутия) также отсутствуют нарушения статьи 16 Закона о защите конкуренции, так как фактически  орган местного самоуправления в лице администрации действовал в рамках представленных полномочий и по реализации софинансирования муниципальных программ формирования современной городской среды, предусмотренных Приложением № 4 к государственной программе Республики Саха (Якутия) «Формирование современной городской среды на территории Республики Саха (Якутия)», утвержденной Указом Главы Республики Саха (Якутия) от 28.08.2017 № 2094 Управлением архитектуры и градостроительства при Главе Республики Саха (Якутия) и Администрацией муниципального образования «город Мирный» Мирнинского района Республики Саха (Якутия) а также реализации соглашений от 03.11.2020 № № 98631101-1-2020-003, 98631101-1-2020-004, предметом которых является предоставление из государственного бюджета Республики Саха (Якутия) в 2020, 2021- 2023 годах бюджету МО «город Мирный» Мирнинского района Республики Саха (Якутия) субсидий на поддержку муниципальных программ формирования современной городской среды в соответствии с лимитами бюджетных обязательств, доведенных Управлению как получателю средств бюджета субъекта Российской Федерации в рамках регионального проекта «Формирование современной городской среды на территории Республики Саха (Якутия)» подпрограммы «Создание условий для повышения качества и комфорта территорий муниципальных образований Республики Саха (Якутия) государственной программы субъекта Республики Саха (Якутия) «Формирование современной городской среды на территории Республики Саха (Якутия)», утвержденной Указом Главы Республики Саха (Якутия) от 28.08.2017 № 2094.  

Обращаясь к решению Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 20.06.2023 по делу № А58-9299/2022, следует отметить, что судом не учтено, что ч. 4 ст. 15 Закона № 44-ФЗ должна применяться при предоставлении автономным учреждениям бюджетных средств на осуществление капвложений в объекты государственной, муниципальной собственности в порядке, предусмотренном ст. 78.2 БК РФ. При предоставлении иных субсидий, например, в соответствии со ст. 78.1 БК РФ (в том числе субсидии на иные цели), положения Закона № 44-ФЗ на закупочную деятельность автономных учреждений не распространяются, и при осуществлении закупки следует руководствоваться Законом № 223-ФЗ.

При этом следует отметить, что фактически договоры были заключены Учреждением с Заявителем ООО «Приоритет», что не может свидетельствовать о наличии действий по ограничению конкуренции Заказчиком в отношении Заявителя как единственного поставщика.

В рамках рассмотрения дела №014/01/16-345/2023 Заявителем не представлены доказательства нарушения его прав связанных с заключением договоров в соответствии с Законом №223-ФЗ, которые могли бы быть сопряжены с недопущением, ограничением, устранением конкуренции в соответствии со статьей 16 Закона о защите конкуренции.

Учитывая изложенное, Комиссия Якутского УФАС России приходит к выводу об отсутствии нарушения в действиях администрации МО «город Мирный» Мирнинского района Республики Саха (Якутия) и МАУ «Управления спорта, культуры и молодежной политики» МО «город Мирный» нарушения антимонопольного законодательства, предусмотренного ст. 16 Закона о защите конкуренции .

На основании изложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 3 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

Рассмотрение дела №014/01/16-345/2023 о нарушении антимонопольного законодательства по статьей 16 Закона о защите конкуренции в отношении: администрации МО «город Мирный» Мирнинского района Республики Саха (Якутия) (ИНН 1433017567) и МАУ «Управления спорта, культуры и молодежной политики» МО «город Мирный» (ИНН 1433029474) прекратить в связи с отсутствием нарушения антимонопольного законодательства.

Решение комиссии антимонопольного органа может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия решения.

Решение и (или) предписание территориального антимонопольного органа могут быть также обжалованы в коллегиальный орган федерального антимонопольного органа.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны