Решение б/н РЕШЕНИЕ ПО ДЕЛУ 06-02/17ТА ПО РЕЗУЛЬТАТАМ РАССМОТРЕНИЯ ЖАЛОБ... от 22 февраля 2017 г.
Текст документа
Сохранить как PDF
ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА
УПРАВЛЕНИЕ ПО РЕСПУБЛИКЕ САХА (ЯКУТИЯ)
РЕШЕНИЕ
по результатам рассмотрения жалобы № 06 - 02/17ТА
г. Якутск резолютивная часть оглашена 10 февраля 2017 года
изготовлено в полном объеме 15 февраля 2017 года
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135 - ФЗ «О защите конкуренции» (далее также – Комиссия), в составе:
<...>. – начальника отдела контроля закупок Якутского УФАС России, заместителя председателя Комиссии;
<...> – заместителя начальника отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии;
<...>. – старшего государственного инспектора отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии,
при участии:
от заявителя Государственного автономного профессионального образовательного учреждения Республики Саха (Якутия) «Якутский технологический техникум сервиса» (далее также – заявитель, Учреждение, ГАПОУ РС (Я) «Якутский технологический техникум сервиса», ГАПОУ РС (Я) «ЯТТС»): <...>, <...> (представители по доверенности);
от заказчика и закупочной комиссии Автономного учреждения Республики Саха (Якутия)) «Якутский дом-интернат для престарелых и инвалидов» (далее также – заказчик, АУ РС (Я) «ЯДИПиИ», закупочная комиссия): <...>, <...> (представители по доверенностям);
рассмотрев жалобу ГАПОУ РС (Я) «Якутский технологический техникум сервиса» на действия закупочной комиссии и заказчика АУ РС (Я) «Якутский дом-интернат для престарелых и инвалидов» при проведении запроса цен (запроса котировок) в электронной форме на поставку хлеба ржаного (извещение № 31704697349), в соответствии с частями 16, 17 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее также - Закон о защите конкуренции),
у с т а н о в и л а:
01 февраля 2017 года в Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) поступила жалоба ГАПОУ РС (Я) «Якутский технологический техникум сервиса» на действия закупочной комиссии и заказчика АУ РС (Я) «Якутский дом-интернат для престарелых и инвалидов» при проведении запроса цен (запроса котировок) в электронной форме на поставку хлеба ржаного (извещение № 31704697349).
Информация о поступлении жалобы в соответствии с частью 11 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции размещена на официальном сайте Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) http://sakha.fas.gov.ru/.
В ходе рассмотрения дела представители заявителя ГАПОУ РС (Я) «Якутский технологический техникум сервиса» озвучили следующие доводы:
По мнению заявителя, заказчиком неправомерно применена процедура переторжки, не предусмотренная в Положении о закупках.
Также представители заявителя указывают, что информация о датах окончания подачи заявок на участие в закупке, проведения закупки и подведения итогов закупки, указанная в распоряжении № 9-9-17 от 24.01.2017 г. и размещенная на официальном сайте единой информационной системы www.zakupki.gov.ru наряду с закупочной документацией, необъективна, а именно: срок окончания подачи заявок на участие в закупке установлен до 30.01.2017 г., при этом даты проведения закупки и подведения ее итогов установлены 24.01.2017 г., что является ранее, чем срок окончания подачи заявок на участие в закупке.
Просят признать жалобу обоснованной, выдать заказчику соответствующее предписание.
В ходе рассмотрения дела представители АУ РС (Я) «ЯДИПиИ» пояснили следующее:
С первым доводом жалобы согласны, в части того, что процедура переторжки не установлена в Положении о закупках. Со вторым доводом жалобы также согласны.
Комиссия, заслушав лиц, участвующих в деле, изучив имеющиеся в деле документы, приходит к следующему.
24 января 2017 года заказчиком АУ РС (Я) «Якутский дом-интернат для престарелых и инвалидов» на официальном сайте единой информационной системы www.zakupki.gov.ru (далее по тексту также – ЕИС) было размещено извещение № 31704697349 о проведении запроса цен (запроса котировок) в электронной форме на поставку хлеба ржаного, а также закупочная документация.
Начальная (максимальная) цена контракта составила 499 680, 00 руб.
30.01.2017 года проведена процедура рассмотрения заявок на участие в закупке, о чем составлен протокол № 44319. Согласно данному протоколу заявки двух участников закупки АО «Якутский хлебокомбинат», ГАПОУ РС (Я) «ЯТТС» признаны соответствующими требованиям закупочной документации.
30.01.2017 г. проведена процедура переторжки, о чем составлен протокол окончательных предложений запроса котировок (цен) № 44319. Согласно указанному протоколу предложения о цене договора участников закупки выглядят следующим образом:
АО «ЯКУТСКИЙ ХЛЕБОКОМБИНАТ» - 411 861, 60 (Российский рубль), с НДС;
ГАПОУ РС (Я) «ЯТТС» - 414 360, 00 (Российский рубль), с НДС.
Победителем признан участник закупки АО «ЯКУТСКИЙ ХЛЕБОКОМБИНАТ».
На основании требования Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), в соответствии с чч. 11, 18, 19 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции, осуществление закупки приостановлена до рассмотрения жалобы по существу.
Комиссия считает жалобу ГАПОУ РС (Я) «ЯТТС» обоснованной на основании следующего.
Довод жалобы о том, что заказчик неправомерно применил процедуру переторжки, которая не предусмотрена в Положении о закупках, признан обоснованным в силу следующего.
Материалами дела установлено, что закупка проведена в рамках Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее по тексту по решения – Закон о закупках, Закон № 223 – ФЗ).
Согласно ч. 1 ст. 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (положение о закупках).
Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения (часть 2 статьи 2 Закона № 223 – ФЗ).
Согласно ч. 3 ст. 3 Закона № 223 – ФЗ в положении о закупке могут быть предусмотрены иные (помимо конкурса или аукциона) способы закупки. При этом заказчик обязан установить в положении о закупке порядок закупки указанными способами.
Следовательно, из перечисленных положений Закона о закупках следует, что Положение о закупках заказчика является основным документом, регламентирующим закупочную деятельность заказчика, и содержащий в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения.
В материалы дела представлено Положение о закупках АУ РС (Я) «Якутский дом-интернат для престарелых и инвалидов», утвержденное директором данного Учреждения от 03.05.2012 года, а также протокол № 1НС Наблюдательного совета АУ РС (Я) «Якутский дом-интернат для престарелых и инвалидов» от 26.03.2014 г., утверждающий перечень изменений, внесенных в Положение о закупках.
Анализ Положения о закупках и вышеуказанного протокола позволяет Комиссии сделать вывод, что данным Положением о закупках не предусмотрена закупка с процедурой переторжки, более того, заказчиком в Положении о закупках не установлен такой способ закупки, как запрос котировок (запрос цен) в принципе, так и в электронной форме.
С данным фактом в ходе рассмотрения дела представители заказчика согласились.
Между тем, вопреки положениям основного закупочного документа данная закупка проведена в форме запроса котировок (запроса цен) в электронной форме
На основании вышеизложенного, Комиссия антимонопольного органа приходит к выводу о том, что данная закупка на поставку хлеба ржаного осуществлена нарушениями требований законодательства, в связи с чем заказчик признается нарушившим положения ч.ч. 1, 2 ст. 2, ч. 3 ст. 3 Закона № 223 –ФЗ в части осуществления закупки по способу, не предусмотренному Положением о закупках.
Первый довод жалобы подлежит признанию обоснованным.
Довод жалобы о том, что установлены необъективные сроки окончания сроков подачи заявок на участие в закупке, проведения закупки и подведения итогов закупки также признается обоснованным, в силу следующего.
Согласно пункту 11 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе место и дата рассмотрения предложений участников закупки и подведения итогов закупки.
Материалами дела установлено, что в распоряжении АУ РС (Я) «ЯДИПиИ» № 9-9-17 от 24.01.2017 г., размещенном на официальном сайте единой информационной системы www.zakupki.gov.ru наряду с закупочной документацией и являющийся составной частью закупочной документации, что также подтверждается представителями заказчика, установлено следующее:
Подача заявок до |
30.01.2017 г. 09 ч. 00 мин. |
Дата проведения закупки |
24.01.2017 г. |
Время проведения закупки (рассмотрения заявок) |
С 09 ч. 01 мин. По 10 ч. 00 мин. |
Переторжка |
Возможна с 10.00 до 12.00 |
Подведение итогов |
24.01.2017 г. 16 ч. 00 мин. |
Таким образом, исходя из вышеуказанного, Комиссия приходит к выводу, что информация о датах окончания подачи заявок на участие в закупке, проведения закупки и подведения итогов закупки, указанная в распоряжении № 9-9-17 от 24.01.2017 г. и размещенная на официальном сайте единой информационной системы www.zakupki.gov.ru наряду с закупочной документацией, необъективна, в части того, что сроки проведения закупки и подведения ее итогов установлены ранее, чем срок окончания подачи заявок на участие в закупке.
Заказчиком нарушены положения п. 11 ч. 10 ст. 4 Закона о закупках.
В ходе проведения внеплановой проверки установлено следующее.
1. Согласно пункту 3 части 3 статьи 2 Закона о закупках положение о закупке утверждается наблюдательным советом автономного учреждения в случае, если заказчиком выступает автономное учреждение.
В материалы дела заказчиком Автономным учреждением Республики Саха (Якутия) «Якутский дом-интернат для престарелых и инвалидов» представлено Положение о закупках утвержденное директором данного Учреждения от 03.05.2012 года, таким образом, в нарушение п. 3 ч. 3 ст. 2 Закона № 223 –ФЗ данное Положение утверждено лицом, не предусмотренным Законом о закупках.
2. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принципами, в том числе и принципом информационной открытости закупки.
Так, ч. 1 ст. 4 Закона о закупках установлено, что положение о закупке, изменения, вносимые в указанное положение, подлежат обязательному размещению в единой информационной системе не позднее чем в течение пятнадцати дней со дня утверждения.
Как ранее отмечалось в решении, в материалы дела заказчиком представлено Положение о закупках АУ РС (Я) «Якутский дом-интернат для престарелых и инвалидов», утвержденное директором данного Учреждения от 03.05.2012 года, а также протокол № 1НС Наблюдательного совета АУ РС (Я) «Якутский дом-интернат для престарелых и инвалидов» от 26.03.2014 г., утверждающий перечень изменений, внесенных в Положение о закупках.
Так, в ходе рассмотрения дела представители заказчика пояснили, что изменения, внесенные в Положение о закупках протоколом № 1НС Наблюдательного совета АУ РС (Я) «Якутский дом-интернат для престарелых и инвалидов» от 26.03.2014 г. являются последними и актуальными.
Как следует из сведений, размещенных на официальном сайте ЕИС, на данном сайте размещен файл в формате «PDF» с наименованием «Положение о закупках (изм)», вместе с тем, установлено, что фактически размещен протокол № 1НС Наблюдательного совета АУ РС (Я) «Якутский дом-интернат для престарелых и инвалидов» от 26.03.2014 г. Предыдущие и ранее размещенные редакции Положения о закупках указаны как недействительные.
Таким образом, на официальном сайте ЕИС заказчиком не размещено действующее и актуальное Положение о закупках с учетом изменений, внесенных в Положение о закупках протоколом № 1НС Наблюдательного совета АУ РС (Я) «Якутский дом-интернат для престарелых и инвалидов» от 26.03.2014 г.
Заказчиком нарушено требование положений п. 1 ч. 1 ст. 3, ч. 1 ст. 4 Закона о закупках.
На основании вышеизложенного и руководствуясь ч.ч. 1, 2 ст. 18.1, ст. 23 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», ч. 10 ст. 3 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» Комиссия Якутского УФАС России,
р е ш и л а:
- Признать жалобу ГАПОУ «Якутский технологический техникум сервиса» на действия закупочной комиссии и заказчика АУ РС (Я) «Якутский дом-интернат для престарелых и инвалидов» при проведении запроса цен (запроса котировок) в электронной форме на поставку хлеба ржаного (извещение № 31704697349) обоснованной.
- Признать заказчика АУ РС (Я) «Якутский дом-интернат для престарелых и инвалидов» нарушившим ч.ч. 1, 2, п. 3 ч. 3 ст. 2, п. 1 ч. 1, ч. 3 ст. 3, ч. 1, п. 11 ч. 10 ст. 4 Федерального закона от 18.07.2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».
- Выдать заказчику АУ РС (Я) «Якутский дом-интернат для престарелых и инвалидов» предписание об устранении допущенных нарушений.
- В сроки, определенные предписанием, заказчику уведомить Якутское УФАС России о выполнении положений предписания.
- Передать материалы дела должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Заместитель председателя Комиссии <...>
Члены Комиссии: <...>
<...>