Решение б/н Решение по результатам ООО «Перспектива», ООО «Новострой», О... от 16 февраля 2018 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА

УПРАВЛЕНИЕ ПО РЕСПУБЛИКЕ САХА (ЯКУТИЯ)

 

Р Е Ш Е Н И Е

по делам №№ 06-03/18т, 06-04/18т, 06-05/18т, 06-06/18т

о нарушении законодательства о контрактной системе в сфере закупок

 

г. Якутск                                                                                                            12 января 2018 года

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по контролю закупок (далее также - Комиссия), в составе:

<…> – начальника отдела контроля закупок Якутского УФАС России, заместителя председателя Комиссии;

<…>– старшего государственного инспектора отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии,

<…>– государственного инспектора отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии,

при участии:

от заявителя общества с ограниченной ответственностью «Перспектива» (далее также – ООО «Перспектива», Общество, заявитель): не явились, уведомлены надлежащим образом;

от заявителя общества с ограниченной ответственностью «Новострой» (далее также – ООО «Новострой», Общество, заявитель): не явились, уведомлены надлежащим образом;

от заявителя общества с ограниченной ответственностью «СтройСервис» (далее также – ООО «СтройСервис», Общество, заявитель): не явились, уведомлены надлежащим образом;

от заявителя общества с ограниченной ответственностью «Актив-Тендер» (далее также – ООО «Актив-Тендер», Общество, заявитель): не явились, уведомлены надлежащим образом;

от заказчика Администрации муниципального образования «Оймяконский улус (район)» Республики Саха (Якутия) (далее также – Администрация МО «Оймяконский улус (район)» РС(Я), заказчик): не явились, представлено ходатайство о рассмотрении дела без участия представителя,

рассмотрев жалобы ООО «Перспектива», ООО «Новострой», ООО «СтройСервис», ООО «Актив-Тендер» на действия заказчика Администрации МО «Оймяконский улус (район)» РС(Я) при проведении электронного аукциона на выполнение работ по строительству школы на 60 мест в селе Ючюгей Оймяконского улуса (района) Республики Саха (Якутия) (изв. № 0116300036117000057), проведя в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее также - Закон о контрактной системе) внеплановую проверку осуществления закупки, действуя в соответствии с Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 года № 727/14,

 

у с т а н о в и л а:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) поступили жалобы ООО «Перспектива», ООО «Новострой», ООО  «СтройСервис», ООО «Актив-Тендер».

Из текста жалобы ООО «Перспектива» следует, что: 

1) Заказчик не указал в извещении о проведении аукциона требование о членстве участников закупки в саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства.

2) Заказчик устанавливает разные сроки действия обеспечения исполнения контракта в зависимости от способа обеспечения контракта.

Из текста жалобы ООО «Новострой» следует, что заказчиком не размещена проектно-сметная документация в полном объеме, в составе проектно-сметной документации, опубликованной в единой информационной системе, отсутствует раздел «Проект организации строительства».

Из текста жалобы ООО «СтройСервис» следует, что заказчиком установлены требования к показателям, значения которых становятся известными при испытании конкретной партии товара (пункты 7, 19, 28, 38, 51, 52).

Из текста жалобы ООО «Актив-Тендер» следует, что заказчиком установлены требования к показателям, значения которых становятся известными при испытании конкретной партии товара (пункты 4, 7, 14, 17, 18, 19, 28, 38, 52), участникам закупки не предоставлена возможность использования эквивалента (пункты 12, 28, 51).

Из письменного пояснения заказчика следует, что Закон о контрактной системе  не обязывает заказчика указывать в извещении о проведении аукциона информацию о  членстве участников закупки в саморегулируемой организации в  области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства.

Положения Закона о контрактной системе, а также гражданского законодательства не содержат ограничений в установлении заказчиком срока возврата денежных средств, вносимых поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в качестве обеспечения исполнения контракта, а также не связывает этот срок со сроком действия банковской гарантии, представляющей собой иной способ обеспечения исполнения контракта.

В составе аукционной документации есть проектно-сметная документация, позволяющая участникам определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям.

Ни Законом о контрактной системе, ни Федеральным законом от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции» не запрещено включать в документацию об аукционе требование к физико-химическим показателям товара. Запрещено только установление таких требований, которые ограничивают конкуренцию. Какого-либо перечня таких требований, описания, позволяющего определять их таковыми, в законодательстве не содержится, то есть это является оценочной категорией. 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), изучив имеющиеся в деле документы, установила следующее.

1) извещение о проведении закупки размещено на официальном сайте единой информационной системе www.zakupki.gov.ru и на сайте оператора электронной площадки ЗАО «Сбербанк-АСТ» - 26.09.2017 года;

2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) – электронный аукцион;

3) 01.11.2017 года, 11.12.2017 года внесены изменения в извещение о проведении электронного аукциона;

4) начальная (максимальная) цена контракта - 10 298 707,20 руб.;

5) на участие в закупке подано 6 заявок от участников закупки;

6) к участию в электронном аукционе допущены 2 участника закупки;

7) дата проведения электронного аукциона 09.01.2018 года;

8) в ходе проведения электронного аукциона подано предложение о цене контракта от 2 участников закупки;

9) на момент рассмотрения дела итоги электронного аукциона не подведены.

На основании требования Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), в соответствии с частью 7 статьи 106 Закона о контрактной системе, закупка в части подписания контракта приостановлена до рассмотрения жалобы по существу.

Комиссия считает жалобу ООО «Перспектива» частично обоснованной на основании следующего.

Довод в части отсутствия в извещении о проведении электронного аукциона аукциона требования о членстве участников закупки в саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства признан обоснованным на основании следующего.

В соответствии с пунктом 6 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе в извещении о проведении электронного аукциона наряду с информацией, указанной в статье 42 настоящего Федерального закона, указываются требования, предъявляемые к участникам такого аукциона, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, а также требование, предъявляемое к участникам такого аукциона в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 настоящего Федерального закона.

Согласно части 3 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 настоящей статьи информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки: соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.

Предметом данной закупки является выполнение работ по строительству школы на 60 мест в селе Ючюгей Оймяконского улуса (района) Республики Саха (Якутия).

Пунктом 29 «Требования, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации, к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работ, оказание услуг являющихся объектом закупки в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона №44-ФЗ, а также дополнительные требования в соответствии с частями 2, 2.1 статьи 31 Закона №44-ФЗ» части 1 «Информационная карта, Инструкция по заполнению заявки» раздела 1 «ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА» аукционной документации установлено, в том числе следующее:

«Предъявляются единые требования к участникам. Перечень документов, которые должны быть представлены участниками для подтверждения соответствия:

Копия выписки из реестра членов саморегулируемой организации по форме, утвержденной Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 16 февраля 2017 г. № 58, подтверждающая право участника выполнять работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства по договору строительного подряда, заключаемому с использованием конкурентных способов заключения договоров*. 

Выписка должна быть выдана не ранее чем за один месяц до даты окончания срока подачи заявок, который указан в извещении о проведении запроса предложений (ч. 4 ст. 55.17 Градостроительного кодекса Российской Федерации)

*В соответствии со ст.55.8 Градостроительного кодекса Российской Федерации, к участнику закупки предъявляются следующие требования:

- членство в саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, имеющей компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств;

- уровень ответственности члена саморегулируемой организации по обязательствам по договорам строительного подряда, в соответствии с которым указанным членом внесен взнос в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств, не должен быть менее цены заключаемого контракта (ч. 13 ст. 55.16 Градостроительного кодекса Российской Федерации)

Перечисленные выше требования не распространяются:

- на участников, которые предложат цену контракта 3 млн руб. и менее. Такие участники не обязаны быть членами СРО в силу ч. 2.1 ст. 52ГрК РФ;

- на унитарные предприятия, государственные и муниципальные учреждения, юридические лица с государственным участием в случаях, которые перечислены в ч. 2.2 ст. 52 ГрК РФ».

Между тем, в извещении о проведении электронного аукциона № 0116300036117000057 не установлены требования, предъявляемые к участникам такого аукциона, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона, установленные пунктом 29 «Требования, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации, к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работ, оказание услуг являющихся объектом закупки в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона №44-ФЗ, а также дополнительные требования в соответствии с частями 2, 2.1 статьи 31 Закона №44-ФЗ» части 1 «Информационная карта, Инструкция по заполнению заявки» раздела 1 «ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА» аукционной документации.

Таким образом, заказчиком нарушен пункт 6 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе.

Довод жалобы подлежит признанию обоснованным.

Между тем, на момент рассмотрения настоящего дела у Комиссии Якутского УФАС России отсутствуют сведения о том, что допущенное нарушение повлияло на результаты осуществления закупки либо иным образом нарушили чьи-либо права и интересы.

Довод в части установления разных сроков действия обеспечения исполнения контракта в зависимости от способа обеспечения контракта признан необоснованным на основании следующего.

Пунктом 8 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе установлено, что документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать, в том числе размер обеспечения исполнения контракта, срок и порядок предоставления указанного обеспечения, требования к обеспечению исполнения контракта.

Также согласно части 1 статьи 96 Закона о контрактной системе  заказчиком в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке, проекте контракта, приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) закрытым способом должно быть установлено требование обеспечения исполнения контракта, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.

В соответствии с частью 3 статьи 96 Закона о контрактной системе исполнение контракта может обеспечиваться предоставлением банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям статьи 45 настоящего Федерального закона, или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику. Способ обеспечения исполнения контракта определяется участником закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно. Срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц.

Как следует из положений указанной нормы, требования к сроку действия обеспечения исполнения контракта установлено для обеспечения исполнения контракта только в виде банковской гарантии.

Частью 27 статьи 34 Закона о контрактной системе установлено, что в контракт включается обязательное условие о сроках возврата заказчиком поставщику (подрядчику, исполнителю) денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта (если такая форма обеспечения исполнения контракта применяется поставщиком (подрядчиком, исполнителем).

В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона о контрактной системе законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок) основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации (далее также Гражданский кодекс РФ), Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.

Согласно пункту 3 части 1 статьи 1 Закона о контрактной системе контрактом в контексте норм этого федерального закона именуется гражданско-правовой договор, предметом которого являются поставка товара, выполнение работы, оказание услуги, заключаемый от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования, а также бюджетным учреждением либо иным юридическим лицом в определенных этим федеральным законом случаях. 

Следовательно, при определении условий контракта его стороны основываются на положениях ГК РФ с учетом особенностей, предусмотренных Законом о контрактной системе.

Одним из основополагающих в гражданском законодательстве является принцип свободы договора, исходя из которого, в силу части 1 статьи 1 ГК РФ участники гражданских правоотношений свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых не противоречащих законодательству условий договора. 

Согласно части 4 статьи 421 ГК РФ условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами. 

Частью 1 статьи 422 ГК РФ установлено, что договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.

Таким образом, положения Закона о контрактной системе, а также гражданского законодательства не содержат ограничений в установлении заказчиком срока возврата денежных средств, вносимых поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в качестве обеспечения исполнения контракта, а также не связывает этот срок со сроком действия банковской гарантии, представляющей собой иной способ обеспечения исполнения контракта.

На основании изложенного, установление срока действия банковской гарантии, отличного от срока возврата денежных средств подрядчику (поставщику, исполнителю), внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта, требованиям Закона о контрактной системе не противоречит.

Довод жалобы заявителя признан необоснованным.

Комиссия считает жалобу ООО «Новострой» необоснованной на основании следующего.

В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33  настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта. 

Согласно п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). 

Кроме того, в соответствии с частью 2 данной статьи документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.

Пунктом 1.1 проекта контракта установлено следующее: «В сроки установленные настоящим Контрактом Подрядчик обязуется выполнить работы по строительству школы на 60 мест в с. Ючюгей Оймяконского района (далее – Работы и Объект соответственно), в соответствии с проектно-сметной документацией, техническим заданием и согласованным Графиком производства работ, и сдать их результаты в сроки, установленные Контрактом, а Заказчик обязуется принять и оплатить выполненные Работы».

В соответствии с частью 1 статьи 48 ГрК РФ архитектурно-строительное проектирование осуществляется путем подготовки проектной документации применительно к объектам капитального строительства и их частям, строящимся, реконструируемым в границах принадлежащего застройщику или иному правообладателю (которому при осуществлении бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства государственной (муниципальной) собственности органы государственной власти (государственные органы), Государственная корпорация по атомной энергии "Росатом", Государственная корпорация по космической деятельности "Роскосмос", органы управления государственными внебюджетными фондами или органы местного самоуправления передали в случаях, установленных бюджетным законодательством Российской Федерации, на основании соглашений свои полномочия государственного (муниципального) заказчика) земельного участка, а также отдельных разделов проектной документации при проведении капитального ремонта объектов капитального строительства в соответствии с частью 12.2 настоящей статьи. В случае, если документацией по планировке территории предусмотрено размещение объекта транспортной инфраструктуры федерального значения либо линейного объекта транспортной инфраструктуры регионального значения или местного значения, архитектурно-строительное проектирование осуществляется путем подготовки проектной документации применительно к такому объекту и его частям, строящимся, реконструируемым, в том числе в границах не принадлежащего застройщику или иному правообладателю (которому при осуществлении бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства государственной (муниципальной) собственности органы государственной власти (государственные органы), Государственная корпорация по атомной энергии "Росатом", Государственная корпорация по космической деятельности "Роскосмос", органы управления государственными внебюджетными фондами или органы местного самоуправления передали в случаях, установленных бюджетным законодательством Российской Федерации, на основании соглашений свои полномочия государственного (муниципального) заказчика) земельного участка.

Согласно части 2 статьи 48 ГрК РФ проектная документация представляет собой документацию, содержащую материалы в текстовой форме и в виде карт (схем) и определяющую архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, капитального ремонта. 

В соответствии с частью 12 статьи 48 ГрК РФ проектная документация включает в себя следующее:

1) пояснительная записка с исходными данными для архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, в том числе с результатами инженерных изысканий, техническими условиями;

2) схема планировочной организации земельного участка, выполненная в соответствии с градостроительным планом земельного участка;

3) архитектурные решения;

4) конструктивные и объемно-планировочные решения;

5) сведения об инженерном оборудовании, о сетях инженерно-технического обеспечения, перечень инженерно-технических мероприятий, содержание технологических решений;

6) проект организации строительства объектов капитального строительства;

7) проект организации работ по сносу или демонтажу объектов капитального строительства, их частей (при необходимости сноса или демонтажа объектов капитального строительства, их частей для строительства, реконструкции других объектов капитального строительства);

8) перечень мероприятий по охране окружающей среды;

9) перечень мероприятий по обеспечению пожарной безопасности;

10) перечень мероприятий по обеспечению доступа инвалидов к объектам здравоохранения, образования, культуры, отдыха, спорта и иным объектам социально-культурного и коммунально-бытового назначения, объектам транспорта, торговли, общественного питания, объектам делового, административного, финансового, религиозного назначения, объектам жилищного фонда (в случае подготовки соответствующей проектной документации);

10.1) требования к обеспечению безопасной эксплуатации объектов капитального строительства;

11) смета на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства, финансируемых за счет средств соответствующих бюджетов.

Таким образом, проектная документация состоит из технической документации (определяющей объем работ) и сметной части (обосновывающей стоимость работ).

Согласно части 12.2 статьи 48 ГрК РФ в случае проведения капитального ремонта объектов капитального строительства осуществляется подготовка отдельных разделов проектной документации на основании задания застройщика или технического заказчика в зависимости от содержания работ, выполняемых при капитальном ремонте объектов капитального строительства, наружные сети канализации, 

По результатам анализа документов, размещенных заказчиком в единой информационной системе, Комиссия Якутского УФАС России установила, что заказчиком в единой информационной системе размещены описание объекта закупки (техническое задание), локальная смета, ведомость объемов работ, основные комплекты рабочих чертежей: строительные решения, архитектурные решения, водоснабжение и канализация, отопление и вентиляция, схема планировочной организации земельного участка, пожарная сигнализация, технологическая часть, электротехническая часть.

Между тем, любой довод жалобы, если его обоснованность прямо не следует из положений Закона о контрактной системе, нуждается в доказывании. На это, в частности, указывает часть 9 статьи 105 Закона о контрактной системе: участник закупки, подавший жалобу на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки, обязан приложить к жалобе документы, подтверждающие обоснованность доводов жалобы.

Заявителем не представлены доказательства невозможности сформировать предложение и подачи заявки на участие в закупке.

Указание заявителя на то, что действия заказчика по невключению раздела «Проект организации строительства» проектно-сметной документации в состав документации об электронном аукционе лишают участников закупки возможности сформировать предложение, опровергается фактом поступления на участие в закупке 6 заявок.

В связи с вышеизложенным довод заявителя не нашел своего подтверждения. 

Комиссия считает жалобы ООО «СтройСервис», ООО «Актив-Тендер» обоснованными на основании следующего.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.

Пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.

В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, определяющим общие правила описания объекта закупки, в том числе для проведения открытого конкурса, при составлении описания объекта закупки должны использоваться показатели, требования, условные обозначения и терминология, касающиеся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественные характеристики объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иными требованиями, связанными с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.

Таким образом, описание объекта закупки должно содержать стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающуюся его технических и качественных характеристик, которые установлены в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. 

Необходимо отметить, что Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар, подлежащий описанию в соответствии с требованиями документации, действия заказчика в части излишней детализации описания объекта закупки, а именно подробного изложения требований к используемых при выполнении работ товарам, в том числе к веществам и компонентам, из которых они состоят, ограничивают возможность участников закупок предоставить надлежащее предложение в составе заявок на участие в электронном аукционе. 

Материалами дела установлено, что приложением № 1 «Требования к основным используемым товарам» к описанию объекта закупки аукционной документации установлено, в том числе следующее:

№ п/п Наименование и характеристики материала Ед. изм. кол-во

14 Прокладки резиновые (пластина техническая прессованная) (Размер (Длина*Ширина*Толщина) 10*10*0,3/15*15*0,5 см, Твердость в диапазоне от 35 до 50 JRHD, Давление Pn: 25/40 бар.) кг 41.308771

18 Растворитель марки Р-4 (летучесть по этиловому эфиру в диапазоне от 5 до 15, доля воды по массе не более 0,7 %, Среднее значение относительной плотности 0,85 г/см3) т 0.01591014

19 Листы гипсоволокнистые влагостойкие (Толщина не менее 10 мм, тип ГКЛВ или ГВЛВ, тип кромки прямая или фальцевая, коэффициент теплопроводности от 0,22 до 0,36 Вт/м0С, Коэффициент паропроницаемости не менее 0,12 Мг/м*ч*Па, предел прочности при изгибе не менее 5,3 Мпа) м2 695.237

38 Пароизоляция "Изоспан В" (Плотность не менее 70 гр/м2, Разрывная нагрузка продольная/поперечная не менее 128/104 Н/5см, Сопротивление паропроницанию не менее 7 м²чПа/мг, состав 100 % полипропилен, водоупорность не менее 1000 мм.вод.ст., температурный диапазон применения материала -60+80 Со) или эквивалент м2 431.1195

52 Ориентированно-стружечная плита (Должна быть из стружки деревьев, Размер (ДхШ) 2440х1220 мм или 2500х1250 мм, Толщина не менее 10 мм, Плотность 550-700 Кг/м3, Коэффициент теплопроводности до 0,14 Вт/м*К, Водопоглощение не более 15 %, Класс горючести не менее Г1) м2 420.85475

В настоящее время действует ГОСТ 20403-75 (СТ СЭВ 1970-79) «Государственный стандарт Союза ССР. Резина. Метод определения твердости в международных единицах (от 30 до 100 IRHD)» (утв. и введен в действие Постановлением Госстандарта СССР от 06.01.1975 N 11)  (далее также – ГОСТ 20403-75).

Согласно пункту 8 ГОСТ 20403-75 настоящий стандарт устанавливает метод определения твердости резин от 30 до 100 международных единиц IRHD. Сущность метода заключается в измерении разности между глубиной погружения индентора в образен под действием предварительной и общей нагрузок. В зависимости от размера образцов испытания проводят на твердомере или микротвердомере. Дополнительные сведения по применению метода приведены в справочном приложении.

Следовательно, сведения о качестве, технических характеристиках, функциональных характеристиках (потребительских свойствах) товара, используемого при выполнении работ, установленные относительно позиции 14 «Прокладки резиновые (пластина техническая прессованная)» становятся известными после их испытания.

В настоящее время действует ГОСТ 7827-74. Растворители марок Р-4, Р-4А, Р-5, Р-5А, Р-12 для лакокрасочных материалов. Технические условия" (утв. Постановлением Госстандарта СССР от 15.04.1974 N 889) (далее также – ГОСТ 7827-74).

Согласно ГОСТ 7827-74 настоящий стандарт распространяется на растворители марок Р-4, Р-4А, Р-5, Р-5А, Р-12, представляющие собой смеси летучих органических растворителей: сложных эфиров, кетонов, ароматических углеводородов.

Согласно пункту 3.4.2 «Проведение испытания» ГОСТ 7827-74 летучесть по этиловому эфиру определяют в специальном деревянном шкафу размером 280 х 180 х 420 мм, который имеет два отверстия: одно в верхней, а другое в боковой стенке. Передняя и задняя стенки представляют собой дверцы, в середине которых расположены смотровые стекла диаметром по 100 мм каждое. В верхнем отверстии шкафа укрепляют бюретку, а в боковом - свободно вращающийся деревянный зажим для закрепления фильтра. Беззольный фильтр устанавливают зажимом внутри шкафа в горизонтальном положении, на фильтр спускают каплю этилового эфира из бюретки и пускают секундомер. Затем фильтр устанавливают поворотом зажима в вертикальном положении между смотровыми стеклами и по секундомеру определяют момент исчезновения пятна этилового эфира на фильтре, наблюдая через смотровые стекла. Летучесть определяют при температуре (20 +/- 2) °C. Затем бюретку промывают и наполняют испытуемым растворителем. Время испарения его определяют так же, как этилового эфира. Одинаковую скорость истечения капли эфира и испытуемого растворителя обеспечивают одинаковой высотой жидкостей в бюретке. Беззольные фильтры должны быть одинакового размера и толщины.

Следовательно, сведения о качестве, технических характеристиках, функциональных характеристиках (потребительских свойствах) товара, используемого при выполнении работ, установленные относительно позиции 18 «Растворитель марки Р-4» становятся известными после их испытания.

В настоящее время действует ГОСТ 7076-99. Материалы и изделия строительные. Метод определения теплопроводности и термического сопротивления при стационарном тепловом режиме" (введен в действие Постановлением Госстроя РФ от 24.12.1999 N 89) (далее также - ГОСТ 7076-99).

Согласно ГОСТ 7076-99 настоящий стандарт гармонизирован со стандартами ИСО 7345:1987 [1] и ИСО 9251:1987 [2] в части терминологии и соответствует основным положениям ИСО 8301:1991 [3], ИСО 8302:1991 [4], устанавливающих методы определения термического сопротивления и эффективной теплопроводности с помощью прибора, оснащенного тепломером, и прибора с горячей охранной зоной.

В соответствии со стандартами ИСО в настоящем стандарте установлены требования к образцам, прибору и его градуировке, приняты две основные схемы испытания: асимметричная (с одним тепломером) и симметричная (с двумя тепломерами).

В настоящее время действует ГОСТ 25898-2012. Межгосударственный стандарт. Материалы и изделия строительные. Методы определения паропроницаемости и сопротивления паропроницанию" (введен в действие Приказом Росстандарта от 27.12.2012 N 2013-ст) (далее также - ГОСТ 25898-2012).

Согласно ГОСТ 25898-2012 настоящий стандарт распространяется на строительные материалы и изделия, включая тонкослойные покрытия, листы и пленки, и устанавливает методы определения паропроницаемости строительных материалов и изделий и сопротивления паропроницанию тонкослойных покрытий, листовых и пленочных материалов. Результаты испытаний применяют при теплотехнических расчетах, для производственного контроля качества строительных материалов и изделий и при разработке нормативных документов на материалы и изделия конкретных видов.

В настоящее время действует ГОСТ 8462-85. Материалы стеновые. Методы определения пределов прочности при сжатии и изгибе" (утв. Постановлением Госстроя СССР от 18.01.1985 N 11) (далее также - ГОСТ 8462-85).

Согласно ГОСТ 8462-85 настоящий стандарт распространяется на стеновые материалы и устанавливает методы определения предела прочности при сжатии керамического, силикатного кирпича и камней, стеновых камней бетонных и из горных пород, стеновых блоков из природного камня и предела прочности при изгибе керамического и силикатного кирпича.

Согласно пункту 2.1 ГОСТ 8462-85 образцы для испытания отбирают от партии. Размер партии и число образцов, подлежащих испытанию для определения пределов прочности при сжатии и изгибе, устанавливают нормативно-технической документацией на соответствующие виды стеновых материалов, утвержденной в установленном порядке.

Следовательно, сведения о качестве, технических характеристиках, функциональных характеристиках (потребительских свойствах) товара, используемого при выполнении работ, установленные относительно позиций 19 «Листы гипсоволокнистые влагостойкие», 38 «Пароизоляция «Изоспан В», 52 «Ориентированно-стружечная плита» становятся известными после их испытания.

Из аукционной документации следует, что в первой части заявки участники закупки должны указать конкретные значения показателей предлагаемых к выполнению работ, оказанию услуг товаров, соответствующие значениям показателей, установленных документацией об электронном аукционе, согласно таблице/перечню «Требования к основным используемым товарам».

В соответствии с Решением Верховного суда Российской Федерации от 09.02.2017 года  № АКПИ16-1287 суд поддержал позицию ФАС России (письмо № ИА/44536/16 от 01.07.2016г.) о недопустимости требования от участников закупки чрезмерно детализированного описания товара, в том числе химического состава, компонентов товара, и (или) показателей технологии производства, испытания товара, и (или) показателей, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства.

Таким образом, действия заказчика, установившего излишние требования к показателям товаров, используемых при выполнении работ, значения которых становятся известными в ходе испытаний, не соответствуют положениям пункта 1 части 1 статьи 33, пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.

Между тем, на момент рассмотрения настоящего дела у Комиссии Якутского УФАС России отсутствуют сведения о том, что допущенное нарушение повлияло на результаты осуществления закупки либо иным образом нарушило чьи-либо права и интересы.

Относительно указания заявителя ООО «Актив-Тендер» на то, что участникам закупки не предоставлена возможность использования эквивалента (позиции 12 «Краска БТ-177 серебристая», 28 «Грунтовка ГФ-021 красно-коричневая», 51 «Краска огнезащитная  ВУП-2Д»), Комиссия отмечает, что любой довод жалобы, если его обоснованность прямо не следует из положений Закона о контрактной системе, нуждается в доказывании. На это, в частности, указывает часть 9 статьи 105 Закона о контрактной системе: участник закупки, подавший жалобу на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки, обязан приложить к жалобе документы, подтверждающие обоснованность доводов жалобы.

Заявителем не представлены доказательства в отношении позиций 12 «Краска БТ-177 серебристая», 28 «Грунтовка ГФ-021 красно-коричневая», 51 «Краска огнезащитная  ВУП-2Д») имеются указания на товарный знак.

На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия),

 

р е ш и л а:

1. Признать жалобу ООО «Перспектива» частично обоснованной. Довод в части отсутствия в извещении о проведении электронного аукциона аукциона требования о членстве участников закупки в саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства признан обоснованным.

2. Признать жалобу ООО «Новострой» необоснованной.

3. Признать жалобу ООО «СтройСервис» обоснованной.

4. Признать жалобу ООО «Актив-Тендер» обоснованной.

5. Признать заказчика нарушившим пункт 1 части 1 статьи 33, пункт 6 части 5 статьи 63 пункт 1 части 1 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

6. Поскольку допущенные нарушения не повлияли на результаты осуществления закупки, предписание об устранении допущенных нарушений не выдавать.

 

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня вынесения

 

Заместитель председателя комиссии                                              <…>

 

Члены комиссии:                    <…>

 

<…>

Связанные организации

Связанные организации не указаны