Решение б/н Р Е Ш Е Н И Е по делу № 06-281/15т о нарушении законодател... от 26 сентября 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА

УПРАВЛЕНИЕ ПО РЕСПУБЛИКЕ САХА (ЯКУТИЯ)

 

Р Е Ш Е Н И Е

 

по делу № 06-281/15т о нарушении законодательства в сфере закупок

 

г. Якутск                                                                   резолютивная часть оглашена 27 апреля 2015 года

                                                                                  изготовлено в полном объеме 30 апреля 2015 года

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по контролю в сфере закупок (далее также – Комиссия Якутского УФАС России), в составе:

<……> – начальника отдела контроля закупок Якутского УФАС России, заместителя председателя Комиссии;

<……> . – старшего государственного инспектора отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии;

<……> – старшего государственного инспектора отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии;

при участии:

от заявителя открытого акционерного общества «Альфа Страхование» (далее по тексту – ОАО «Альфа Страхование», Общество, заявитель): <……> , <……> ., представители по доверенности;

от конкурсной комиссии, государственного заказчика ФКУ «Центр хозяйственного и сервисного обеспечения МВД по РС(Я)» (далее по тексту – ФКУ «ЦХиСО», заказчик, единая комиссия): <……> ., <……> .,

рассмотрев жалобу ОАО «Альфа Страхование» на действия заказчика ФКУ «Центр хозяйственного и сервисного обеспечения МВД по РС(Я)» при проведении открытого конкурса на оказание услуг обязательного страхования гражданской ответственности владельца автотранспортных средств (извещение № 0816100000415000061), проведя в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон о контрактной системе, Закон № 44-ФЗ) внеплановую проверку осуществления закупки, действуя в соответствии с Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 № 727/14,

у с т а н о в и л а:

20 апреля 2015 года в Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) поступила жалоба ОАО «Альфа Страхование» на действия заказчика ФКУ «Центр хозяйственного и сервисного обеспечения МВД по РС(Я)» при проведении открытого конкурса на оказание услуг обязательного страхования гражданской ответственности владельца автотранспортных средств.

Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) в единой информационной системе размещена информация о поступлении жалобы, времени и месте ее рассмотрения (27 апреля 2015 года в 17 часов 00 минут в помещении Якутского УФАС России).

До рассмотрения жалобы от заинтересованных лиц в адрес Управления Федеральной антимонопольной службы Республики Саха (Якутия) возражений не поступило.

В ходе рассмотрения дела представители ОАО «Альфа Страхование» жалобу поддержали в полном объеме, сообщили следующее.

Во-первых, по мнению заявителя, по состоянию на момент вскрытия конвертов с заявками на участие в данном конкурсе, т.е. на 08.04.2015, у САО «ВСК», ООО «Росгосстрах» и ОАО РСК «Стерх» отсутствовала законная возможность для применения при определении стоимости услуг базовых ставок страховых тарифов, вступающих в силу с 12.04.2015. В конкурсных заявках указанных участников закупки содержался расчет цены государственного контракта с учетом новых базовых ставок страховых тарифов. В обоснование своих доводов прикладывают копии приказов об утверждении размеров базовой ставки страхового тарифа САО «ВСК» (10.04.2015), ООО «Росгосстрах» (10.04.2015).

Во-вторых, в нарушение части 5 статьи 53 Закона о контрактной системе конкурсной комиссией при проведении процедуры оценки и сопоставления заявок был нарушен порядок оценки, установленный в конкурсной документации.

Как следует из пояснений представителей заказчика, на основании предложенных участниками конкурса условий контракта единая комиссия рассмотрела и оценила заявки на участие в конкурсе в соответствии с критериями и порядком, указанными в извещении о проведении конкурса и конкурсной документацией:

- оценка ценового критерия:

В связи с указанием ЦБ РФ (Банк России) № 3604-У от «20» марта 2015 года «О внесении изменений в Указание Банка России от «19» сентября 2014 года № 3384-У «О предельных размерах базовых ставок тарифов и коэффициентов страховых тарифов, требованиях к структуре страховых тарифов, а также порядке их применения страховщиками при определении страховой премии по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств», с 01.04.2015 года внесены изменения в расчет коэффициента для транспортных средств, а с 12.04.2015 года внесены изменения в базовую ставку страхового тарифа. В связи с чем всем участникам подавшим заявки был присвоен единый итоговый балл по критерию «Цена контракта» который составил 60 баллов.

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), заслушав лиц, участвующих в деле, изучив имеющиеся в деле документы, приходит к следующему.

16 марта 2015 года заказчиком в единой информационной системе www.zakupki.gov.ru были размещены извещение № 0816100000415000061 о проведении открытого конкурса на оказание услуг обязательного страхования гражданской ответственности владельца автотранспортных средств, а также конкурсная документация.

Начальная (максимальная) цена государственного контракта составила 7 560 459,99 руб.

08 апреля 2015 года состоялась процедура вскрытия конвертов с заявками на участие в открытом конкурсе, о чем составлен протокол № 58-1-ОК.

Согласно данному протоколу на участие в открытом конкурсе подано 6 (шесть) заявок:

п/п

Наименование

УРЗ

Организационно-правовая форма

Почтовый адрес,

телефон

1

 

Якутский филиал

САО «ВСК»

Страховое акционерное общество

677027, г. Якутск, ул. Ойунского, 7.

Тел. 35-18-99, 35-02-92

2

Филиал

ООО «Росгосстрах»

 

Общество с ограниченной ответственностью

677018, г. Якутск, ул. Пушкина, 10

тел. 42-37-05, 42-56-35

3

Якутский филиал

ОАО «СОГАЗ»

Открытое акционерное общество

677000, г. Якутск, ул. Орджоникидзе, 36/1

оф. 202

4

Филиал

ОСАО «Ингосстрах»

Открытое страховое акционерное общество

677018, г. Якутск, ул. Кулаковского, 20

тел. 33-57-57; 32-07-77

5

Якутский филиал

ОАО «Альфастрахование»

Открытое акционерное общество

677000, г. Якутск, ул. Курашова, 30/5

оф. 1/1

тел. +7 (4112) 34-2740

6

ОАО «РСК «Стерх»

Открытое акционерное общество

677010, г. Якутск, ул. Лермонтова, 152

тел. 8 (4112) 44-55-84

14 апреля 2015 года состоялась процедура рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе, о чет составлен протокол № 58-2-ОК.

Согласно указанному протоколу победителем открытого конкурса признан участник закупки – САО «ВСК».

На момент рассмотрения жалобы по существу государственный контракт не заключен.

На основании требования Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), в соответствии с частью 7 статьи 106 Закона о контрактной системе, закупка в части подписания государственного контракта приостановлена до рассмотрения жалобы по существу.

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) жалобу ОАО «Альфа Страхование» признала обоснованной на основании следующего.

Как следует из сути жалобы, заявки участников закупки САО «ВСК», ООО «Росгосстрах» и ОАО РСК «Стерх» подлежали отклонению в связи с предоставлением недостоверной информации об оказании услуги.

В соответствии с частью 3 статьи 53 Закона о контрактной системе конкурсная комиссия отклоняет заявку на участие в конкурсе, если участник конкурса, подавший ее, не соответствует требованиям к участнику конкурса, указанным в конкурсной документации, или такая заявка признана не соответствующей требованиям, указанным в конкурсной документации.

Как следует из материалов дела, в конкурсную заявку САО «ВСК» исх. № 0184/1 от 06.04.2015 были внесены изменения относительно цены контракта - 4 328 327,99 руб. Аналогичные изменения были внесены участником закупки ООО «Росгосстрах» исх. 166/03 от 08.04.2015: 4 328 327,81 руб.

В конкурсной заявке ОАО РСК «Стерх» присутствует предложение относительно цены государственного контракта – 4 326 482,21 руб.

В соответствии с требованиями конкурсной документации, цена контракта рассчитывается как сумма страховых премий по каждому транспортному средству, подлежащему страхованию, указанному в Приложении № 2 к конкурсной документации. Размер страховой премии определяется в соответствии Указанием Банка России от 19.09.2014 N 3384-У «О предельных размерах базовых ставок страховых тарифов и коэффициентах страховых тарифов, требованиях к структуре страховых тарифов, а также порядке их применения страховщиками при определении страховой премии по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств».

На основании части 6 статьи 9 Федерального закона от 25.04.2002 N 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (далее – закон об ОСАГО) страховщики не вправе применять базовые ставки, коэффициенты страховых тарифов, структуру страховых тарифов, не соответствующие требованиям, установленным Банком России в соответствии со статьей 8 настоящего Федерального закона.

В соответствии с частью 1 статьи 8 Закона об ОСАГО регулирование страховых тарифов по обязательному страхованию осуществляется посредством установления Банком России в соответствии с настоящим Федеральным законом актуарно (экономически) обоснованных предельных размеров базовых ставок страховых тарифов (их минимальных и максимальных значений, выраженных в рублях) и коэффициентов страховых тарифов, требований к структуре страховых тарифов, а также порядка их применения страховщиками при определении страховой премии по договору обязательного страхования.

Так, предельные размеры базовых ставок страховых тарифов и коэффициенты страховых тарифов, требования к структуре страховых тарифов, а также порядок их применения страховщиками при определении страховой премии по договору обязательного страхования содержатся в Указании Банка России от 19.09.2014 N 3384-У «О предельных размерах базовых ставок страховых тарифов и коэффициентах страховых тарифов, требованиях к структуре страховых тарифов, а также порядке их применения страховщиками при определении страховой премии по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств».

Совет директоров Банка России утвердил Указание от 20 марта 2015 года N 3604-У «О внесении изменений в Указание Банка России от 19 сентября 2014 года N 3384-У «О предельных размерах базовых ставок страховых тарифов и коэффициентах страховых тарифов, требованиях к структуре страховых тарифов, а также порядке их применения страховщиками при определении страховой премии по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (далее – Указание).

Указание изменяет минимальные и максимальные значения базовой ставки страхового тарифа («тарифный коридор»), а также коэффициенты страховых тарифов в зависимости от территории преимущественного использования транспортного средства в отдельных субъектах Российской Федерации (коэффициенты КТ).

Согласно Указанию изменения в части коэффициентов, связанных с территорией преимущественного использования транспортного средства вступают в силу с 01 апреля 2015 года, а в части базовых ставок страховых тарифов с 12 апреля 2015 года.

В соответствии с пунктом 1 Приложения 4 к Указанию Банка России от 19 сентября 2014 года N 3384-У «О предельных размерах базовых ставок страховых тарифов и коэффициентах страховых тарифов, требованиях к структуре страховых тарифов, а также порядке их применения страховщиками при определении страховой премии по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств» размер базовой ставки страхового тарифа определяется страховщиком самостоятельно по каждой категории транспортного средства и по каждой территории преимущественного использования транспортного средства в пределах значений, установленных приложением 1 к настоящему Указанию.

При этом, документ, устанавливающий размеры базовой ставки страхового тарифа, вступает в силу со дня его утверждения и подлежит размещению на официальном сайте страховщика в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в течение трех рабочих дней со дня утверждения.

Антимонопольным органом установлено, что сведения, размещенные на официальных сайтах участников закупки САО «ВСК», ООО «Росгосстрах» приказы «О применении базовых ставок страховых тарифов» (вступающие в силу с 12 апреля 2015) утверждены указанными страховщиками 10 апреля 2015 года, ОАО РСК «Стерх» - 14 апреля 2015 года, т.е после окончания срока подачи конкурсных заявок.

Таким образом, на момент вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе у САО «ВСК», ООО «Росгосстрах», ОАО РСК «Стерх» отсутствовала законная возможность для применения при определении стоимости услуг базовых ставок страховых тарифов, вступающих в силу с 12 апреля 2015 года.

Вместе с тем, конкурсные заявки САО «ВСК», ООО «Росгосстрах», ОАО РСК «Стерх» содержат расчет цены с учетом новых коэффициентов, связанных с территорией преимущественного использования транспортного средства, а также с учетом новых базовых ставок страховых тарифов.

В силу части 3.1 статьи 53 Закона о контрактной системе в случае установления недостоверности информации, содержащейся в документах, представленных участником конкурса в соответствии с частью 2 статьи 51 настоящего Федерального закона, конкурсная комиссия обязана отстранить такого участника от участия в конкурсе на любом этапе его проведения.

Конкурсная комиссия осуществляет оценку заявок на участие в конкурсе, которые не были отклонены, для выявления победителя конкурса на основе критериев, указанных в конкурсной документации (часть 5 статьи 53 Закона о контрактной системе).

В соответствии с частью 8 статьи 53 Закона о контрактной системе победителем конкурса признается участник конкурса, который предложил лучшие условия исполнения контракта на основе критериев, указанных в конкурсной документации, и заявке на участие в конкурсе которого присвоен первый номер.

Контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок.  Запрещается совершение комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок (статья 8 Закона о контрактной системе).

Из материалов дела следует, что участники закупки ОАО «СОГАЗ» и ОАО «Альфа Страхование» в конкурсных заявках предложили цены государственного контракта - 4 728 766,56 руб. и 4 721 086,66 руб., соответственно, с использованием минимальным значений базовых тарифов.

Таким образом, единая комиссия в нарушение требований частей 3.1, 5, 8 статьи 53 Закона о контрактной системе неправомерно осуществила оценку заявок на участие в конкурсе участников закупки САО «ВСК», ООО «Росгосстрах», ОАО РСК «Стерх», а также впоследствии признала победителем открытого конкурса САО «ВСК».

Также доводом жалобы является то, что единой комиссией при проведении процедуры оценки и сопоставления заявок был нарушен порядок оценки, установленный в конкурсной документации.

Согласно пункту 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать: критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в соответствии с настоящим Федеральным законом.

В соответствии с частью 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации.

Соответствующий порядок оценки заявок установлен Правилами утвержденными, постановлением Правительства РФ от 28.13.2013 года № 1085 «Об утверждении правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Согласно пунктам 10, 11 Правил в документации о закупке в отношении нестоимостных критериев оценки могут быть предусмотрены показатели, раскрывающие содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по нестоимостным критериям оценки. Для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с пунктом 10 настоящих Правил в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения. Для оценки заявок (предложений) по нестоимостным критериям оценки (показателям) заказчик вправе устанавливать предельно необходимое минимальное или максимальное количественное значение качественных, функциональных, экологических и квалификационных характеристик, которые подлежат оценке в рамках указанных критериев. В этом случае при оценке заявок (предложений) по таким критериям (показателям) участникам закупки, сделавшим предложение, соответствующее такому значению, или лучшее предложение, присваивается 100 баллов. Сумма величин значимости показателей критерия оценки должна составлять 100 процентов.

Исходя из смысла приведенных норм, заказчик при установлении показателей оценки по нестоимостным критериям должен установить значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формулу расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкалу предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определении относительно каждого показателя, тот есть выбрать один из перечисленных способов оценки.

В разделе 10.11 «Критерии оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе» конкурсной документации установлено следующее:

Оценка заявок по критерию «Цена контракта»:

Цена контракта рассчитывается как сумма страховых премий по каждому транспортному средству, подлежащему страхованию, указанному в Приложении № 2 к конкурсной документации. Размер страховой премии определяется в соответствии Указанием Банка России от 19.09.2014 N 3384-У «О предельных размерах базовых ставок страховых тарифов и коэффициентах страховых тарифов, требованиях к структуре страховых тарифов, а также порядке их применения страховщиками при определении страховой премии по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств».

Количество баллов, присуждаемых по критерию оценки "цена контракта" (Описание: http://www.consultant.ru/document/cons_obj_LAW_155055_0/), определяется по формуле:

а) в случае если Описание: http://www.consultant.ru/document/cons_obj_LAW_155055_1/,

Описание: http://www.consultant.ru/document/cons_obj_LAW_155055_2/,

где:

Описание: http://www.consultant.ru/document/cons_obj_LAW_155055_3/- предложение участника закупки, заявка (предложение) которого оценивается;

Описание: http://www.consultant.ru/document/cons_obj_LAW_155055_4/- минимальное предложение из предложений по критерию оценки, сделанных участниками закупки;

б) в случае если Описание: http://www.consultant.ru/document/cons_obj_LAW_155055_6/,

Описание: http://www.consultant.ru/document/cons_obj_LAW_155055_7/,

где Описание: http://www.consultant.ru/document/cons_obj_LAW_155055_8/- максимальное предложение из предложений по критерию, сделанных участниками закупки.

На основании части 5 статьи 53 Закона о контактной системе конкурсная комиссия осуществляет оценку заявок на участие в конкурсе, которые не были отклонены, для выявления победителя конкурса на основе критериев, указанных в конкурсной документации.

В ходе рассмотрения дела представитель единой комиссии пояснил, что единая комиссия при проведении процедуры рассмотрения и оценки конкурсных заявок не руководствовалась порядком оценки, установленным в конкурсной документации. Так, всем участникам подавшим заявки был присвоен единый итоговый балл по критерию «Цена контракта» который составил 60 баллов.

Следовательно, конкурсной комиссией нарушены требования части 5 статьи 53 закона о контрактной системе.

Жалоба признана обоснованной.

В ходе проведения внеплановой проверки установлены следующие нарушения Закона о контрактной системе.

В соответствии с частью 6 статьи 52 Закона о контрактной системе информация о месте, дате и времени вскрытия конвертов с заявками на участие в открытом конкурсе и открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в открытом конкурсе, наименование (для юридического лица), фамилия, имя, отчество (при наличии) (для физического лица), почтовый адрес каждого участника открытого конкурса, конверт с заявкой которого вскрывается или доступ к поданной в форме электронного документа заявке которого открывается, наличие информации и документов, предусмотренных конкурсной документацией, условия исполнения контракта, указанные в заявке на участие в открытом конкурсе и являющиеся критерием оценки заявок на участие в открытом конкурсе, объявляются при вскрытии данных конвертов и открытии указанного доступа и вносятся соответственно в протокол. В случае, если по окончании срока подачи заявок на участие в открытом конкурсе подана только одна заявка или не подано ни одной заявки, в этот протокол вносится информация о признании открытого конкурса несостоявшимся.

Как следует из материалов дела, в конкурсных заявках относительно цены контракта указаны цены:

-  САО «ВСК» - 4 328 327,99 руб.;

- ООО «Росгосстрах» - 4 328 327,81 руб.;

- ОАО «СОГАЗ» - 4 728 766,56 руб.

При этом, в протоколе вскрытия конвертов с заявками на участие в открытом конкурсе № 58-1-ОК от 08 апреля 2015 содержится информация о предоставлении данными участниками закупки двух ценовых предложений.

Следовательно, единая комиссия в нарушение требований части 6 статьи 52 Закона о контрактной системе в протоколе вскрытия конвертов с заявками на участие в открытом конкурсе указала неверную информацию относительно ценовых предложений.

На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия),

р е ш и л а:

  1. Признать жалобу ОАО «Альфа Страхование» на действия заказчика ФКУ «Центр хозяйственного и сервисного обеспечения МВД по РС(Я)» при проведении открытого конкурса на оказание услуг обязательного страхования гражданской ответственности владельца автотранспортных средств (извещение № 0816100000415000061)обоснованной.
  2. Признать единую комиссию заказчика ФКУ «Центр хозяйственного и сервисного обеспечения МВД по РС(Я)» нарушившей часть 6 статьи 52, части 3.1, 5, 8 статьи 53 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
  3. Выдать единую комиссию заказчика ФКУ «Центр хозяйственного и сервисного обеспечения МВД по РС(Я)» предписание об устранении допущенных нарушений

 

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня вынесения.

 

 

Заместитель председателя комиссии                                                                                <……>

 

 

 

Члены комиссии:                                                                                                                     <……>

 

 

 

                                                                                                                                                 <……>

Связанные организации

Связанные организации не указаны