Решение б/н Решение и предписание по результатам рассмотрения жалобы ООО... от 16 февраля 2018 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА

УПРАВЛЕНИЕ ПО РЕСПУБЛИКЕ САХА (ЯКУТИЯ)

 

Р Е Ш Е Н И Е

по делу № 06-32/18т

о нарушении законодательства о контрактной системе в сфере закупок

 

г. Якутск                                                                                                            17 января 2018 года

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по контролю закупок (далее также - Комиссия), в составе:

<…> – начальника отдела контроля закупок Якутского УФАС России, заместителя председателя Комиссии;

<…>– старшего государственного инспектора отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии,

<…>– старшего государственного инспектора отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии,

при участии:

от заявителя общества с ограниченной ответственностью «Изидолг» (далее также – ООО «Изидолг», Общество, заявитель): не явились, уведомлены надлежащим образом;

от заказчика Администрации муниципального образования «Город Алдан» Алданского района Республики Саха (Якутия) (далее также – Администрация МО «Город Алдан» Алданского района РС(Я), заказчик): не явились, представлено ходатайство о рассмотрении дела без участия представителя,

рассмотрев жалобу ООО «Изидолг» на действия заказчика Администрации МО «Город Алдан» Алданского района РС(Я) при проведении электронного аукциона на выполнение работ по содержанию и текущему ремонту объектов уличного освещения МО "Город Алдан" в 2018 году (изв. № 0316300005517000081), проведя в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее также - Закон о контрактной системе) внеплановую проверку осуществления закупки, действуя в соответствии с Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 года № 727/14,

 

у с т а н о в и л а:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) поступила жалоба ООО «Изидолг».

Из текста жалобы ООО «Изидолг» следует, что: 

1) Заказчик ненадлежащим образом установил срок окончания подачи заявок на участие в электронном аукционе.

2) Неправомерно установлено требование о декларировании участниками закупки своего соответствия требованиям согласно п.10 ч. 1 ст.31 Закона о контрактной системе. 

3) срок оплаты в контракте установлен с неправомерным условием, выполнение которого может привести к нарушению законного срока оплаты: в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения Подрядчиком обязательств, предусмотренных настоящим Контрактом, Заказчик производит оплату по Контракту после перечисления Подрядчиком соответствующего размера неустойки (п. 2.9 проекта контракта).

Иными словами, заказчик незаконно откажет в выплате исполнителю, если тот должен оплатить неустойку вместо использования законных способов истребования неустойки – вычет из суммы оплаты, вычет из обеспечения исполнения контракта, обращение в суд.

4) Раздел 4 «Порядок сдачи-приемки выполненных работ (оказанных услуг)» проекта контракта определяет порядок приемки оказанных услуг. Однако статьи данного раздела не содержат информацию о сроке проведения проверки результатов, от которого напрямую зависит срок приемки услуг. Иными словами, срок приемки услуг в данном случае ничтожен, поскольку практически бесконечен. Действия заказчика нарушают положения, установленные в пункте 13 статьи 34 Закона о контрактной системе, а также нарушают права и законные интересы Подрядчика, поскольку создают неопределенность в сроках исполнения обязательств со стороны Заказчика.

5) Заказчиком не указан конкретный срок окончания действия контракта. Таким образом, с учетом возможной пролонгации его действия ввиду различных обстоятельств, а также практически бесконечного срока приемки, невозможно определить конкретный срок действия банковской гарантии.

Из письменного пояснения заказчика следует, что: были установлены ограниченные сроки подачи заявок, а именно срок подачи заявок был сокращен на 14 часов 59 минут, в связи с тем, что 29 декабря 2017 года являлся последним рабочим днем текущего года. Климатические условия (выпадение осадков в больших количествах и связи с этим перебои и аварии линий электропередач) не позволяют оставить город без содержания уличного освещения в начале следующего года.

По п. 2 жалобы - заказчик с доводами заявителя согласен, т.е. в соответствии ч. 8 ст. 31 Закона о контрактной системе комиссия по осуществлению закупок в обязательном порядке проверяет соответствие участников закупок требованиям, установленным законом для осуществления деятельности, составляющей исполнение контракта (п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе), во всех случаях. Кроме того, комиссия по осуществлению закупок обязательно проверяет соответствие участников закупок требованию, указанному в п. 10 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе, за исключением случаев проведения электронного аукциона, запроса котировок и предварительного отбора. Соответствие участников закупок всем прочим единым требованиям, указанным в ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе, комиссия по осуществлению закупок вправе проверять. При этом данная комиссия не вправе возлагать на участников закупок обязанность подтверждать соответствие указанным требованиям. Вместе с тем обязательность представления участником закупки документов, подтверждающих соответствие требованиям, предусмотренным п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе, при закупках путем проведения конкурсов, аукционов установлена нормами о соответствующих способах (пп. "г" п. 1 ч. 2 ст. 51, п. 2 ч. 5 ст. 66 Закона о контрактной системе). Соответствие остальным единым требованиям только декларируется (за исключением требования, предусмотренного п. 10 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе, соответствие которому участник декларировать не обязан), представления документов, подтверждающих соответствие данным требованиям, законом не предусмотрено. Таким образом, заказчик, комиссия по осуществлению закупок может проверять соответствие этим требованиям только исходя из информации, содержащейся в открытых источниках.

Пунктом 2.6 проекта муниципального контракта четко определен срок оплаты, т.е. оплата производится безналичным платежом в порядке, предусмотренном проектом контракта, а именно: заказчик производит расчет с исполнителем ежемесячно, за фактически оказанные услуги, на основании счет-фактуры, акта приемки-сдачи работ, справки о стоимости выполненных работ в течение 15 рабочих дней., путем перечисления Цены Контракта на банковский счет Подрядчика, реквизиты которого указаны в разделе 13 Контракта, за счет средств Бюджета МО «Город Алдан». 

Порядок сдачи-приемки выполненных работ (оказания услуг) определен п. 4 проекта муниципального контракта.

П. 12 Информационной карты, ч.3.2, п.3 проекта муниципального контракта определен срок выполнения работ: 

Срок оказания услуг по настоящему контракту:

- начало: 01.01.2018 года.

- окончание: 31.12.2018 года

Соответственно срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц.

Любой участник электронного аукциона, получивший аккредитацию на электронной площадке, вправе направить на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение такого аукциона, запрос о даче разъяснений положений документации о таком аукционе. Отправить запрос на разъяснение может любой потенциальный участник аукциона, зарегистрированный на электронной торговой площадке. Тем не менее, запроса разъяснений по жалобе от потенциального участника ООО "ИЗИДОЛГ" не поступало. 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), изучив имеющиеся в деле документы, установила следующее.

1) извещение о проведении закупки размещено на официальном сайте единой информационной системе www.zakupki.gov.ru (далее также – ЕИС) и на сайте оператора электронной площадки ЗАО «Сбербанк-АСТ» - 14.12.2017 года;

2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) – электронный аукцион;

3) начальная (максимальная) цена контракта - 3 802 341,00  руб.;

4) на участие в закупке подана 1 заявка от участника закупки;

5) заявка единственного участника закупки признана несоответствующей требованиям аукционной документации. Электронный аукцион признан несостоявшимся.

Комиссия считает жалобу заявителя обоснованной на основании следующего.

Довод в части того, что срок окончания подачи заявок на участие в электронном аукционе установлен не в соответствии с Законом о контрактной системе, признан обоснованным в силу следующего.

Согласно части 1 статьи 63 Закона о контрактной системе в извещении о проведении электронного аукциона указывается информация наряду с информацией, указанной в статье 42 настоящего Федерального закона.

Пунктом 6 статьи 42 Закона о контрактной системе установлено, что в извещении об осуществлении закупки должна содержаться, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, следующая информация: срок, место и порядок подачи заявок участников закупки.

Начальная (максимальная) цена контракта составила 3 802 341,00 руб.

В соответствии с частью 3 статьи 63 Закона о контрактной системе в случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает три миллиона рублей, заказчик размещает в единой информационной системе извещение о проведении электронного аукциона не менее чем за пятнадцать дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.

14.12.2017 года в ЕИС и на сайте оператора электронной площадки ЗАО «Сбербанк-АСТ» размещено извещение о проведении электронного аукциона № 0316300005517000081 на выполнение работ по содержанию и текущему ремонту объектов уличного освещения МО "Город Алдан" в 2018 году.

Извещением о проведении электронного аукциона установлены дата и время окончания подачи заявок – 29.12.2017 09:00.

Согласно пункту 3 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: дата и время окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.

Пунктом 27 «Срок подачи заявок на участие в электронном аукционе, дата и время окончания срока подачи заявок на участие в электронном аукционе» части II «ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА АУКЦИОНА В ЭЛЕКТРОННОЙ ФОРМЕ» аукционной документации установлено следующее:

«Участник электронного аукциона вправе подать заявку на участие в электронном аукционе в любое время с момента размещения извещения о его проведении до 09 час. 00 мин. (местного времени) 29.12.2017г.».

В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона о контрактной системе законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок) основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации (далее также – ГК РФ), Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.

Согласно статье 191 ГК РФ течение срока, определенного периодом времени, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено его начало.

Между тем, установленный в извещении о проведении электронного аукциона, аукционной документации срок окончания подачи заявок на участие в электронном аукционе приходится на пятнадцатый день с даты размещения в ЕИС извещения о проведении электронного аукциона, следовательно, срок с даты размещения извещения о проведении электронного аукциона в ЕИС до даты окончания срока подачи заявок составляет менее чем пятнадцать дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в электронном  аукционе.

Таким образом, заказчиком нарушены пункт 6 статьи 42, часть 3 статьи 63, пункт 3 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.

Довод в части установления неправомерного требования о декларировании участниками закупки своего соответствия требованиям согласно п. 10 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе признан обоснованным в силу следующего.

Согласно пункту 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе;

В соответствии с пунктом 2 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать следующие документы и информацию: документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 статьи 31 (при наличии таких требований) настоящего Федерального закона, или копии этих документов, а также декларация о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона.

Согласно пункту 10 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки: участник закупки не является офшорной компанией.

Пунктом 22 «Единые требования к участникам электронного аукциона» части II «ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА АУКЦИОНА В ЭЛЕКТРОННОЙ ФОРМЕ» аукционной документации установлено следующее:

«<…>

8) участник закупки не является офшорной компанией».

Пунктом 26 «Требования к содержанию, составу заявки на участие в электронном аукционе и инструкция по ее заполнению» части II «ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА АУКЦИОНА В ЭЛЕКТРОННОЙ ФОРМЕ» аукционной документации:

«Вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать следующие документы и информацию:

<…>

Документы, подтверждающие соответствие участника электронного аукциона требованиям, установленным в подпункте 1 пункта 22 части II «ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА АУКЦИОНА В ЭЛЕКТРОННОЙ ФОРМЕ» и в подпункте 2 пункта 22 части II «ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА АУКЦИОНА В ЭЛЕКТРОННОЙ ФОРМЕ» (при наличии таких требований), или копии этих документов, а также декларация о соответствии участника электронного аукциона требованиям, установленным в подпункте 1-9 пункта 22 части II «ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА АУКЦИОНА В ЭЛЕКТРОННОЙ ФОРМЕ».

Таким образом, из положений аукционной документации следует, что в составе второй части заявки участники закупки должны представить декларации о своем соответствии требованию о том, что участник закупки не является офшорной компанией.

Между тем, в соответствии с частью 6 статьи 66 Закона о контрактной системе требовать от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных частями 3 и 5 настоящей статьи документов и информации, не допускается.

Следовательно, требование о том, что в составе второй части заявки участники закупки должны представить декларации о своем соответствии требованию о том, что участник закупки не является офшорной компанией, установлено неправомерно.

Таким образом, заказчиком нарушена часть 6 статьи 66 Закона о контрактной системе.

Довод в части наличия некорректных условий оплаты выполненных работ по контракту признан обоснованным в силу следующего.

В соответствии с частью 4 статьи 64 Закона о контрактной системе к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации.

Согласно части 13 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, а также о порядке и сроках оформления результатов такой приемки. В случае, если контракт заключается с физическим лицом, за исключением индивидуального предпринимателя или иного занимающегося частной практикой лица, в контракт включается обязательное условие об уменьшении суммы, подлежащей уплате физическому лицу, на размер налоговых платежей, связанных с оплатой контракта.

В соответствии с частью 13.1 статьи 34 Закона о контрактной системе срок оплаты заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта должен составлять не более тридцати дней с даты подписания заказчиком документа о приемке, предусмотренного частью 7 статьи 94 настоящего Федерального закона, за исключением случая, указанного в части 8 статьи 30 настоящего Федерального закона, а также случаев, когда Правительством Российской Федерации в целях обеспечения обороноспособности и безопасности государства установлен иной срок оплаты.

Согласно части 8 статьи 30 Закона о контрактной системе в случае, если в извещении об осуществлении закупки установлены ограничения в соответствии с частью 3 настоящей статьи, в контракт, заключаемый с субъектом малого предпринимательства или социально ориентированной некоммерческой организацией, включается обязательное условие об оплате заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта не более чем в течение пятнадцати рабочих дней с даты подписания заказчиком документа о приемке, предусмотренного частью 7 статьи 94 настоящего Федерального закона.

Согласно извещению о проведении электронного аукциона № 0316300005517000081 к участию в закупке допускаются только субъекты малого предпринимательства и социально ориентированные некоммерческие организации.

Пунктами 2.6, 2.7, 2.8 проекта контракта установлено следующее:

«2.6. Оплата производится безналичным платежом в порядке, предусмотренном проектом контракта, а именно: Заказчик производит расчет с исполнителем ежемесячно, за фактически оказанные услуги,  на основании счет-фактуры, акта приемки-сдачи работ, справки о стоимости выполненных работ в течение 15 рабочих дней., путем перечисления Цены Контракта на банковский счет Подрядчика, реквизиты которого указаны в разделе 13 Контракта, за счет средств Бюджета МО «Город Алдан» 

2.7. Датой оплаты считается дата списания денежных средств со счетов Заказчика. За дальнейшее прохождение денежных средств Заказчик ответственности не несет.

2.8. В случае уменьшения ранее доведенных в установленном порядке Заказчику как получателю бюджетных средств лимитов бюджетных обязательств стороны согласовывают новые условия, в том числе по цене и (или) по срокам исполнения контракта и (или) по количеству товара, объему работ или услуг, предусмотренных контрактом». 

Между тем, пунктом 2.9 проекта контракта установлено следующее:

«В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения Подрядчиком  обязательств, предусмотренных настоящим Контрактом, Заказчик производит оплату по Контракту после перечисления Подрядчиком соответствующего размера неустойки».

Пунктом 5.4.1 проекта контракта установлено следующее: 

«Своевременно и надлежащим образом выполнить работы и представить Заказчику отчетную документацию по итогам  (этапам) исполнения настоящего Контракта».

Таким образом, пунктами 2.6 и 2.9 проекта контракта установлены различные условия, при соблюдении которых будет произведена оплата выполненных подрядчиком работ, следовательно, имеются разночтения в условиях об оплате заказчиком выполненной работы.

Заказчиком нарушена часть 8 статьи 30 Закона о контрактной системе.

Довод в части наличия условий о неопределенном сроке приемки выполненных работ по контракту признан обоснованным в силу следующего.

Согласно части 13 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, а также о порядке и сроках оформления результатов такой приемки. В случае, если контракт заключается с физическим лицом, за исключением индивидуального предпринимателя или иного занимающегося частной практикой лица, в контракт включается обязательное условие об уменьшении суммы, подлежащей уплате физическому лицу, на размер налоговых платежей, связанных с оплатой контракта.

Разделом 4 проекта контракта установлен порядок сдачи-приемки выполненных работ (оказанных услуг):

«4.1. В течение 5 (пяти) рабочих дней после завершения выполнения работ (оказания услуг), предусмотренных Контрактом, Подрядчик представляет Заказчику комплект отчетной документации и Акт сдачи-приемки работ (услуг) подписанный Подрядчиком (Исполнителем).

4.2. В течении  5 (пяти) дней после получения от Подрядчика документов, указанных в пункте 4.1 Контракта, Заказчик, с особенностями установленными Федеральным законом № 44-ФЗ, назначает проверку результатов, предусмотренных контрактом, в части их соответствия условиям контракта, с оформлением экспертного заключения.

4.2.1.  В случае получения от Заказчика, запроса о предоставлении дополнительных материалов, предоставлении разъяснений касательно результатов работ (оказанных услуг), относящиеся к условиям исполнения контракта и отдельным этапам исполнения контракта Подрядчик в течение 3 (трех) рабочих дней обязан предоставить Заказчику, запрашиваемые дополнительные материалы, разъяснения в отношении выполненных работ (оказанных услуг).

4.2.2. Не позднее 5 (пяти) дней после оформления заключения по итогам проверки, Заказчик рассматривает результаты и осуществляет приемку выполненных работ по настоящему Контракту на предмет соответствия объема и качества требованиям, изложенным в настоящем Контракте и Сметной документации, и направляет Подрядчику подписанный Заказчиком 1 (один) экземпляр Акта сдачи-приемки работ (этапа работ).

В случае отказа Заказчика от принятия результатов выполненных работ на основании экспертного заключения в связи с необходимостью устранения недостатков и (или) доработки результатов работ Подрядчик обязуется в срок, установленный в экспертном заключении (акте, составленном Заказчиком), устранить указанные недостатки/произвести доработки за свой счет.

4.3. Для проверки соответствия качества выполненных Подрядчиком работ требованиям, установленным настоящим Контрактом, Заказчик вправе привлекать независимых экспертов. 

4.4. В случае получения от Заказчика  (запроса о предоставлении разъяснений касательно результатов работ (оказанных услуг), или мотивированного отказа от принятия результатов выполненных работ (оказанных услуг), или  экспертного заключения (акта) с перечнем выявленных недостатков, необходимых доработок и сроком их устранения Подрядчик (в течение 3 (трех) рабочих дней обязан предоставить Заказчику запрашиваемые разъяснения в отношении выполненных работ (оказанных услуг) или) в срок, установленный в указанном мотивированном отказе, экспертном заключении (акте), содержащем перечень выявленных недостатков и необходимых доработок, устранить полученные от Заказчика замечания/недостатки/произвести доработки и передать Заказчику приведенный в соответствие с предъявленными требованиями/замечаниями комплект отчетной документации, отчет 

об устранении недостатков, выполнении необходимых доработок, а также повторный подписанный Подрядчиком (Исполнителем) Акт сдачи-приемки работ (услуг) в 2 (двух) экземплярах для принятия Заказчиком выполненных работ (оказанных услуг).

4.5. В случае если по результатам рассмотрения отчета, содержащего выявленные недостатки и необходимые доработки, Заказчиком будет принято решение об устранении Подрядчиком недостатков/выполнении доработок в надлежащем порядке и в установленные сроки, а также в случае отсутствия у Заказчика запросов касательно представления разъяснений в отношении выполненных работ (оказанных услуг), Заказчик принимает выполненные работы (оказанные услуги) и подписывает 2 (два) экземпляра Акта сдачи-приемки работ (услуг), один из которых направляет Подрядчику (Исполнителю) в порядке и сроки, предусмотренные в пункте 4.2 Контракта.

4.6. Подписанный Заказчиком и Подрядчиком  Акт сдачи-приемки работ  и предъявленный Подрядчиком Заказчику счет на оплату (за фактически выполненные работы) являются основанием для оплаты Подрядчику  выполненных работ».

Между тем, проектом контракта не установлен срок проведения указанной в пункте 4.2 проекта контракта проверки результатов, предусмотренных контрактом, в части их соответствия условиям контракта, являющейся частью процесса приемки выполненных работ.

Следовательно, проектом контракта установлен неопределенный срок осуществления заказчиком приемки выполненной работы (ее результатов) в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом.

Заказчиком нарушена часть 13 статьи 34 Закона о контрактной системе.

Довод в части того, что не указан конкретный срок окончания действия контракта, в связи с чем невозможно определить конкретный срок действия банковской гарантии, признан обоснованным в силу следующего.

В соответствии с частью 3 статьи 96 Закона о контрактной системе исполнение контракта может обеспечиваться предоставлением банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям статьи 45 настоящего Федерального закона, или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику. Способ обеспечения исполнения контракта определяется участником закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно. Срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц.

Согласно части 1 статьи 34 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с настоящим Федеральным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.

Пунктом 10.1 проекта контракта установлено следующее:

«Контракт вступает в силу с 01 января 2018г.  и действует до полного исполнения обязательств».

Разделом 5 проекта контракта установлены Права и обязанности Сторон, в том числе заказчик обязан своевременно принять и оплатить надлежащим образом выполненные работы (оказанные услуги) в соответствии с настоящим Контрактом (п. 5.2.2 проекта контракта).

Между тем, как это ранее установлено в решении проектом контракта установлен неопределенный срок осуществления заказчиком приемки выполненной работы (ее результатов) в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом.

Следовательно, установить конкретный срок полного исполнения обязательств и соответственно конкретный срок действия контракта невозможно. 

Таким образом, положения проекта контракта не позволяют определить срок действия банковской гарантии.

Заказчиком нарушены часть 1 статьи 34, часть 3 статьи 96 Закона о контрактной системе.

Жалоба заявителя подлежит признанию обоснованной.

В ходе проведения внеплановой проверки выявлено следующее.

1) Согласно части 4 статьи 64 Закона о контрактной системе проект контракта является неотъемлемой частью аукционной документации.

В соответствии с частью 27 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие о сроках возврата заказчиком поставщику (подрядчику, исполнителю) денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта (если такая форма обеспечения исполнения контракта применяется поставщиком (подрядчиком, исполнителем).

Пунктом 11.5 проекта контракта установлено следующее:

«Обеспечение исполнения контракта возвращается Подрядчику при условии надлежащего исполнения Подрядчиком всех своих обязательств по настоящему Контракту в течение _5___ банковских дней со дня получения Заказчиком соответствующего письменного требования Подрядчика. Денежные средства возвращаются на банковский счет, указанный Подрядчиком в этом письменном требовании, в случае внесения денежных средств в качестве обеспечения исполнения контракта».

Согласно части 1 статьи 2 Закона о контрактной системе законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.

Согласно статье 190 Гражданского кодекса Российской Федерации установленный законом, иными правовыми актами, сделкой или назначаемый судом срок определяется календарной датой или истечением периода времени, который исчисляется годами, месяцами, неделями, днями или часами.

Срок может определяться также указанием на событие, которое должно неизбежно наступить.

В соответствии  с пунктом 7 статьи 2 Федерального закона от 03.06.2011 № 107-ФЗ  «Об исчислении времени» календарный день – это период времени продолжительностью двадцать четыре часа. Календарный день имеет порядковый номер в календарном месяце.

При этом понятие «банковский день» в действующем законодательстве не раскрывается.

В связи с вышеизложенным, действия заказчика, включившего в проект контракта условие о сроке возврата заказчиком поставщику (подрядчику, исполнителю) денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта, исчисляемых во временных единицах, не предусмотренных действующим законодательством, признаются нарушающими часть 27 статьи 34 Закона о контрактной системе.

2) Согласно пункту 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.

В соответствии с пунктом 2 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать следующие документы и информацию: документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 статьи 31 (при наличии таких требований) настоящего Федерального закона, или копии этих документов, а также декларация о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона.

Согласно части 1.1 статьи 31 Закона о контрактной системе заказчик вправе установить требование об отсутствии в предусмотренном настоящим Федеральным законом реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) информации об участнике закупки, в том числе информации об учредителях, о членах коллегиального исполнительного органа, лице, исполняющем функции единоличного исполнительного органа участника закупки - юридического лица.

Пунктом 22 «Единые требования к участникам электронного аукциона» части II «ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА АУКЦИОНА В ЭЛЕКТРОННОЙ ФОРМЕ» аукционной документации установлено следующее:

«<…>

9) отсутствии в предусмотренном Федеральным законом № 44- ФЗ в реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) информации об участнике закупки, в том числе информации об учредителях, о членах коллегиального исполнительного органа, лице, исполняющем функции единоличного исполнительного органа участника закупки - юридического лица».

Пунктом 26 «Требования к содержанию, составу заявки на участие в электронном аукционе и инструкция по ее заполнению» части II «ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА АУКЦИОНА В ЭЛЕКТРОННОЙ ФОРМЕ» аукционной документации:

«Вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать следующие документы и информацию:

<…>

Документы, подтверждающие соответствие участника электронного аукциона требованиям, установленным в подпункте 1 пункта 22 части II «ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА АУКЦИОНА В ЭЛЕКТРОННОЙ ФОРМЕ» и в подпункте 2 пункта 22 части II «ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА АУКЦИОНА В ЭЛЕКТРОННОЙ ФОРМЕ» (при наличии таких требований), или копии этих документов, а также декларация о соответствии участника электронного аукциона требованиям, установленным в подпункте 1-9 пункта 22 части II «ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА АУКЦИОНА В ЭЛЕКТРОННОЙ ФОРМЕ».

Таким образом, из положений аукционной документации следует, что в составе второй части заявки участники закупки должны представить декларацию о своем соответствии требованию об отсутствии в реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) информации об участнике закупки, в том числе информации об учредителях, о членах коллегиального исполнительного органа, лице, исполняющем функции единоличного исполнительного органа участника закупки - юридического лица.

Между тем, в соответствии с частью 6 статьи 66 Закона о контрактной системе требовать от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных частями 3 и 5 настоящей статьи документов и информации, не допускается.

Таким образом, заказчиком нарушена часть 6 статьи 66 Закона о контрактной системе.

3) Согласно части 1 статьи 96 Закона о контрактной системе заказчиком в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке, проекте контракта, приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) закрытым способом должно быть установлено требование обеспечения исполнения контракта, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.

В соответствии с частью 6 статьи 96 Закона о контрактной системе размер обеспечения исполнения контракта должен составлять от пяти до тридцати процентов начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении об осуществлении закупки. В случае, если начальная (максимальная) цена контракта превышает пятьдесят миллионов рублей, заказчик обязан установить требование обеспечения исполнения контракта в размере от десяти до тридцати процентов начальной (максимальной) цены контракта, но не менее чем в размере аванса (если контрактом предусмотрена выплата аванса). В случае, если аванс превышает тридцать процентов начальной (максимальной) цены контракта, размер обеспечения исполнения контракта устанавливается в размере аванса. В случае, если предложенная в заявке участника закупки цена снижена на двадцать пять и более процентов по отношению к начальной (максимальной) цене контракта, участник закупки, с которым заключается контракт, предоставляет обеспечение исполнения контракта с учетом положений статьи 37 настоящего Федерального закона.

Согласно части 2 статьи 37 Закона о контрактной системе, если при проведении конкурса или аукциона начальная (максимальная) цена контракта составляет пятнадцать миллионов рублей и менее и участником закупки, с которым заключается контракт, предложена цена контракта, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта, контракт заключается только после предоставления таким участником обеспечения исполнения контракта в размере, указанном в части 1 настоящей статьи, или информации, подтверждающей добросовестность такого участника на дату подачи заявки в соответствии с частью 3 настоящей статьи.

Как установлено ранее, начальная (максимальная) цена контракта составляет 3 802 341,00  руб.

Пунктом 38 части II «ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА АУКЦИОНА В ЭЛЕКТРОННОЙ ФОРМЕ» аукционной документации установлен размер обеспечения исполнения контракта: «5% 190 117,05  (Сто девяносто тысяч сто семнадцать) рублей 05 копеек».

В пункте 11.1 проекта контракта установлено следующее:

«Принять к сведению, что Подрядчик  внес обеспечение исполнения Контракта на сумму 190  117,05 (сто девяносто тысяч сто одиннадцать рублей) 05 копеек определенную в соответствии с Федеральным законом № 44-ФЗ, что составляет 5 процентов от начальной (максимальной) цены Контракта, в форме __________ (безотзывной банковской гарантии, выданной банком или иной кредитной организацией, или залога денежных средств, в том числе в форме вклада (депозита)) Право требования Заказчиком удержания денежных средств в качестве обеспечения исполнения Контракта возникает при нарушении Подрядчиком какого-либо из своих обязательств по Контракту».

При этом, проект контракта не содержит условий о том, что в случае, если предложенная в заявке участника закупки цена снижена на двадцать пять и более процентов по отношению к начальной (максимальной) цене контракта, требуется предоставление обеспечения исполнения контракта в соответствии с требованиями части 2 статьи 37 Закона о контрактной системе.

Таким образом, заказчиком нарушена часть 1 статьи 96 Закона о контрактной системе.

4) Согласно части 4 статьи 64 Закона о контрактной системе к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации.

В соответствии с частью 1 статьи 34 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с настоящим Федеральным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.

Согласно части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе содержит информацию, указанную в извещении о проведении такого аукциона.

Согласно части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе в извещении о проведении электронного аукциона указывается информация, указанная в статье 42 настоящего Федерального закона.

В соответствии с пунктом 2 статьи 42 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки должна содержаться, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, следующая информация: краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных статьей 33 настоящего Федерального закона, информацию о количестве и месте доставки товара, являющегося предметом контракта, месте выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, а также сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг, начальная (максимальная) цена контракта, источник финансирования. 

В соответствии с пунктом 6 статьи 42 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки должна содержаться, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, следующая информация: срок, место и порядок подачи заявок участников закупки.

В извещении о проведении электронного аукциона указаны следующие сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг: с 01.01.2018 года до 31.12.2018 года. 

Пунктом 3.2 проекта контракта установлено следующее:

«Срок оказания услуг по настоящему контракту:

- начало: 01.01.2018 года.

- окончание: 31.12.2018 года». 

Пунктом 10 «Сроки оказания услуг» части II «ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА АУКЦИОНА В ЭЛЕКТРОННОЙ ФОРМЕ» аукционной документации установлено следующее: с 01 января 2018 года по 31 декабря 2018 года.

В соответствии с пунктом 3 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе в извещении о проведении электронного аукциона наряду с информацией, указанной в статье 42 настоящего Федерального закона, указывается дата проведения такого аукциона в соответствии с частью 3 статьи 68 настоящего Федерального закона. 

В извещении о проведении электронного аукциона указаны дата проведения аукциона в электронной форме - 12.01.2018 года, дата и время окончания подачи заявок - 29.12.2017 09:00.

Согласно части 2 статьи 67 Закона о контрактной системе срок рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе не может превышать семь дней с даты окончания срока подачи указанных заявок.

Согласно части 2 статьи 68 Закона о контрактной системе электронный аукцион проводится на электронной площадке в указанный в извещении о его проведении и определенный с учетом части 3 настоящей статьи день. Время начала проведения такого аукциона устанавливается оператором электронной площадки в соответствии со временем часовой зоны, в которой расположен заказчик.

В соответствии с частью 5 статьи 69 Закона о контрактной системе общий срок рассмотрения вторых частей заявок на участие в электронном аукционе не может превышать три рабочих дня с даты размещения на электронной площадке протокола проведения электронного аукциона.

Согласно части 8 статьи 69 Закона о контрактной системе результаты рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе фиксируются в протоколе подведения итогов такого аукциона, который подписывается всеми участвовавшими в рассмотрении этих заявок членами аукционной комиссии, и не позднее рабочего дня, следующего за датой подписания указанного протокола, размещаются заказчиком на электронной площадке и в единой информационной системе.

Согласно части 1 статьи 70 Закона о контрактной системе по результатам электронного аукциона контракт заключается с победителем такого аукциона, а в случаях, предусмотренных настоящей статьей, с иным участником такого аукциона, заявка которого на участие в таком аукционе в соответствии со статьей 69 настоящего Федерального закона признана соответствующей требованиям, установленным документацией о таком аукционе.

В соответствии с частью 9 статьи 70 Закона о контрактной системе контракт может быть заключен не ранее чем через десять дней с даты размещения в единой информационной системе протокола подведения итогов электронного аукциона.

Согласно части 10 статьи 70 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, указанных в извещении о проведении электронного аукциона и документации о таком аукционе, по цене, предложенной его победителем.

Таким образом, с учетом порядка заключения контракта, установленного статьей 70 Закона о контрактной системе, контракт может быть заключен не ранее 09.01.2018 года.

В данном случае, срок выполнения работ, предусмотренных данным контрактом, установлен ранее возможной даты заключения контракта, следовательно, установленный срок выполнения работ противоречит требованиям Закона о контрактной системе. 

Таким образом, заказчиком нарушены часть 1 статьи 34, пункт 2 статьи 42, часть 5 статьи 63, часть 1 статьи 64, часть 10 статьи 70 Закона о контрактной системе.

Комиссия обращает внимание заказчика о необходимости внесения изменения в план-график при внесении изменения в положения аукционной документации, поскольку в плане-графике на 2017 год (заказчик Администрация МО «Город Алдан» Алданского района РС(Я)) в реестре планов-графиков и планов закупок, опубликованном на официальном сайте единой информационной системы www.zakupki.gov.ru, по закупке с идентификационным кодом закупки 173140204614114020100100270014321244 установлен планируемый срок (сроки отдельных этапов) поставки товаров (выполнения работ, оказания услуг) с 01.01.2018 года до 31.12.2018 года.

В соответствии с пунктом 2 частью 3 статьи 21 Закона о контрактной системе в план-график включается следующая информация в отношении каждой закупки: наименование и описание объекта закупки с указанием характеристик такого объекта с учетом положений статьи 33 настоящего Федерального закона, количество поставляемого товара, объем выполняемой работы, оказываемой услуги, планируемые сроки, периодичность поставки товара, выполнения работы или оказания услуги, начальная (максимальная) цена контракта, цена контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), обоснование закупки в соответствии со статьей 18 настоящего Федерального закона, размер аванса (если предусмотрена выплата аванса), этапы оплаты (если исполнение контракта и его оплата предусмотрены поэтапно).

В соответствии с частью 12 статьи 21 Закона о контрактной системе не допускаются размещение в единой информационной системе извещений об осуществлении закупки, документации об осуществлении закупки, направление приглашений принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) закрытым способом, если такие извещения, документация, приглашения содержат информацию, не соответствующую информации, указанной в планах-графиках.

На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия),

 

р е ш и л а:

1. Признать жалобу ООО «Изидолг» обоснованной. 

2. Признать заказчика Администрацию муниципального образования «Город Алдан» Алданского района Республики Саха (Якутия) нарушившим часть 8 статьи 30, части 1, 13, 27 статьи 34, пункты 2, 6 статьи 42, части 3, 5 статьи 63, пункт 1 части 1, часть 1 статьи 64, часть 6 статьи 66, часть 10 статьи 70, части 1, 3 статьи 96 Федерального закона от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

3. Выдать заказчику Администрации муниципального образования «Город Алдан» Алданского района Республики Саха (Якутия) предписание об устранении допущенных нарушений.

4. В сроки, определенные предписанием, уведомить Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) о выполнении положений предписания.

 

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня вынесения

 

Заместитель председателя комиссии                                              <…>

 

Члены комиссии:                    <…>

 

<…>

 

 

 

 

 

ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА

УПРАВЛЕНИЕ ПО РЕСПУБЛИКЕ САХА (ЯКУТИЯ)

 

П Р Е Д П И С А Н И Е

 

по делу № 06-32/18т

об устранении нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок

 

г. Якутск        17 января 2018 года

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по контролю в сфере закупок на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд, в следующем составе:

<…> – начальника отдела контроля закупок Якутского УФАС России, заместителя председателя Комиссии;

<…> – старшего государственного инспектора отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии,

<…> – старшего государственного инспектора отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии,

на основании своего решения по делу № 06-32/18т о рассмотрении жалобы ООО «Изидолг» на действия заказчика Администрации МО «Город Алдан» Алданского района РС(Я) при проведении электронного аукциона на выполнение работ по содержанию и текущему ремонту объектов уличного освещения МО "Город Алдан" в 2018 году (изв. № 0316300005517000081), содержащего нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, 

 

п р е д п и с ы в а е т:

 

1. Аукционной комиссии заказчика Администрации муниципального образования «Город Алдан» Алданского района Республики Саха (Якутия) в срок до 19 февраля 2018 года отменить протокол рассмотрения единственной заявки на участие в электронном аукционе № 0316300005517000081-1, составленный при проведении электронного аукциона на выполнение работ по содержанию и текущему ремонту объектов уличного освещения МО "Город Алдан" в 2018 году (изв. № 0316300005517000081).

2. Заказчику Администрации муниципального образования «Город Алдан» Алданского района Республики Саха (Якутия) в срок до 19 февраля 2018 года устранить нарушения части 8 статьи 30, частей 1, 13, 27 статьи 34, пунктов 2, 6 статьи 42, частей 3, 5 статьи 63, пункта 1 части 1, части 1 статьи 64, части 6 статьи 66, части 10 статьи 70, частей 1, 3 статьи 96 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», для чего:

- внести изменения в извещение о проведении электронного аукциона, положения аукционной документации на выполнение работ по содержанию и текущему ремонту объектов уличного освещения МО "Город Алдан" в 2018 году (изв. № 0316300005517000081) в соответствии с требованиями Федерального закона от 05.04.2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», с учетом замечаний, изложенных в решении по делу № 06-32/18т  о нарушении законодательства о контрактной системе в сфере закупок.

- разместить извещение о проведении электронного аукциона, аукционную документацию с соответствующими внесенными изменениями на официальном сайте единой информационной системы www.zakupki.gov.ru;

- продлить сроки подачи заявок на участие в электронном аукционе в соответствии со статьей 65 Федерального закона от 05.04.2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

3. Заказчику Администрации муниципального образования «Город Алдан» Алданского района Республики Саха (Якутия) / председателю аукционной комиссии заказчика Администрации муниципального образования «Город Алдан» Алданского района Республики Саха (Якутия) в срок до 19 февраля 2018 года представить в Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) доказательства исполнения предписания.

4. Оператору электронной площадки ЗАО «Сбербанк-АСТ» обеспечить возможность исполнения предписания.

 

Предупреждаем Вас, что в соответствии с ч. 7 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях невыполнение должностным лицом заказчика, должностным лицом уполномоченного органа, должностным лицом уполномоченного учреждения, членом комиссии по осуществлению закупок, оператором электронной площадки, специализированной организацией в установленный срок законного предписания, требования органа, уполномоченного на осуществление контроля в сфере закупок, за исключением органа, указанного в части 7.1 настоящей статьи влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере пятидесяти тысяч рублей.

 

 

Заместитель председателя комиссии            <…>

 

 

Члены комиссии:          <…>

 

 

<…>

Связанные организации

Связанные организации не указаны