Решение б/н Р Е Ш Е Н И Е по делу № 06-354/15т о нарушении законодател... от 27 сентября 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА

УПРАВЛЕНИЕ ПО РЕСПУБЛИКЕ САХА (ЯКУТИЯ)

 

Р Е Ш Е Н И Е

по делу № 06-354/15т о нарушении законодательства в сфере закупок

 

г. Якутск                                                                   резолютивная часть оглашена 22 мая 2015 года

                                                                                  изготовлено в полном объеме 27 мая 2015 года

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по контролю в сфере закупок (далее также – Комиссия Якутского УФАС России), в составе:

<...> – врио начальника отдела контроля закупок Якутского УФАС России, заместителя председателя Комиссии;

<...> – старшего государственного инспектора отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии;

<...> – государственного инспектора отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии,

при участии:

от заявителя открытого акционерного общества «Альфа Страхование» (далее по тексту – ОАО «АльфаСтрахование», Общество, заявитель): Серопян Д.Ф, Клюкин Р.С., представители по доверенности;

от конкурсной комиссии, государственного заказчика ФКУ «Центр хозяйственного и сервисного обеспечения МВД по РС(Я)» (далее по тексту – ФКУ «ЦХиСО», заказчик, единая комиссия):<...>, <...>.;

от заинтересованного лица Страхового акционерного общества «ВСК» (далее – САО «ВСК», заинтересованное лицо): <...>, <...>, <...>, представители по доверенности,

рассмотрев жалобу ОАО «АльфаСтрахование» на действия единой комиссии заказчика ФКУ «Центр хозяйственного и сервисного обеспечения МВД по РС(Я)» при проведении открытого конкурса на оказание услуг обязательного страхования гражданской ответственности владельца автотранспортных средств (извещение № 0816100000415000061), проведя в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон о контрактной системе, Закон № 44-ФЗ) внеплановую проверку осуществления закупки, действуя в соответствии с Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 № 727/14,

у с т а н о в и л а:

 

15 мая 2015 года в Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) поступила жалоба ОАО «АльфаСтрахование» на действия единой комиссии заказчика ФКУ «Центр хозяйственного и сервисного обеспечения МВД по РС(Я)» при проведении открытого конкурса на оказание услуг обязательного страхования гражданской ответственности владельца автотранспортных средств.

Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) в единой информационной системе размещена информация о поступлении жалобы, времени и месте ее рассмотрения (22 мая 2015 года в 14 часов 30 минут в помещении Якутского УФАС России).

20 и 22 мая 2015 года от заинтересованного лица в адрес Управления Федеральной антимонопольной службы Республики Саха (Якутия) поступили возражения на жалобу.

В ходе рассмотрения дела представители ОАО «АльфаСтрахование» жалобу поддержали в полном объеме, сообщили следующее.

Во-первых, по мнению заявителя, отстранение ОАО «АльфаСтрахование» от участия в конкурсе является неправомерным, поскольку заявка на участие в конкурсе на момент ее подачи содержала расчет цены исключительно с учетом изменений в части коэффициентов, связанных с территорией преимущественного использования транспортного средства, вступивших в силу с 01 апреля 2015 года.

Во-вторых, заявка САО «ВСК» неправомерно рассмотрена и оценена единой комиссией, поскольку в заявке данного участника закупки содержался расчет цены государственного контракта с учетом новых базовых ставок страховых тарифов, вступивших в законную силу с 12.04.2015.

Как следует из пояснений представителей единой комиссии заказчика, ОАО заявка «Альфастрахование» на участие в конкурсе отклонена в связи с предоставлением предложения по цене контракта с недостоверными сведениями по расчетам, т.к. заявка на конкурс представлена 03.04.2015г. в 10:19, при этом ОАО «Альфастрахование» утверждены страховые тарифы по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев ТС (ОСАГО) только 10.04.2015г. (приказ ОАО «Альфастрахование» от 10.04.2015 г. № 118), т.е. на момент подачи заявки новый размер базового страхового тарифа не был утвержден.

В соответствии с Федеральным законом от 25.04.2002 г. № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств», статья 9 (базовые ставки и коэффициенты страховых тарифов), часть 1 гласит, что страховые тарифы состоят из базовых ставок и коэффициентов. Приказ ОАО «Альфастрахование» от 10.04.2015 г. № 118 «Об утверждении страховых тарифов по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев ТС (ОСАГО)».

Отмечают, что на момент подачи заявки 03.04.2015 года и момент вскрытия конвертов 08.04.2015 года представленная информация считается как недостоверная. Остальные участники допускались к участию при наличии приказов об изменении тарифов либо отсутствия изменения в связи с изменением тарифов.

Изменения в части базовых ставок страховых тарифов вступают в силу с 12 апреля 2015 года. В связи с тем, что государственный контракт должен был быть заключен после 12 апреля 2015 года, т.е. после вступления в силу размера базовых ставок страховых тарифов, то указанные в заявках САО «ВСК», ОСАО «Ингосстрах», ОАО «СОГАЗ» расчеты цен государственных контрактов с учетом базовых ставок страховых тарифов не являются нарушением действующего законодательства.

Просят признать жалобу ОАО «Альфастрахование» необоснованной.

Позицию государственного заказчика поддерживают представители заинтересованного лица, поясняют следующее.

По отношениям, возникшим до введения в действие акта гражданского законодательства, он применяется к правам и обязанностям, возникшим после введения его в действие. Отношения сторон по договору, заключенному до введения в действие акта гражданского законодательства, регулируются в соответствии со статьей 422 Гражданского кодекса Российской Федерации. В соответствии с указанной нормой договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения. Если после заключения договора принят закон, устанавливающий обязательные для сторон правила иные, чем те, которые действовали при заключении договора, условия заключенного договора сохраняют силу, кроме случаев, когда в законе установлено, что его действие распространяется на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров

На основании данных норм считают правомерным указание цены контракта в заявке заинтересованного лица с учетом будущих изменений, введенных Указанием ЦБ РФ от 20.03.2015г. № 3604-У.

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), заслушав лиц, участвующих в деле, изучив имеющиеся в деле документы, приходит к следующему.

16 марта 2015 года заказчиком в единой информационной системе www.zakupki.gov.ru были размещены извещение № 0816100000415000061 о проведении открытого конкурса на оказание услуг обязательного страхования гражданской ответственности владельца автотранспортных средств, а также конкурсная документация.

Начальная (максимальная) цена государственного контракта составила 7 560 459,99 руб.

08 апреля 2015 года состоялась процедура вскрытия конвертов с заявками на участие в открытом конкурсе, о чем составлен протокол № 58-1-ОК.

Согласно данному протоколу на участие в открытом конкурсе подано 6 (шесть) заявок:

п/п

Наименование

УРЗ

Организационно-правовая форма

Почтовый адрес,

телефон

1

 

Якутский филиал

САО «ВСК»

Страховое акционерное общество

677027, г. Якутск, ул. Ойунского, 7.

Тел. 35-18-99, 35-02-92

2

Филиал

ООО «Росгосстрах»

 

Общество с ограниченной ответственностью

677018, г. Якутск, ул. Пушкина, 10

тел. 42-37-05, 42-56-35

3

Якутский филиал

ОАО «СОГАЗ»

Открытое акционерное общество

677000, г. Якутск, ул. Орджоникидзе, 36/1

оф. 202

4

Филиал

ОСАО «Ингосстрах»

Открытое страховое акционерное общество

677018, г. Якутск, ул. Кулаковского, 20

тел. 33-57-57; 32-07-77

5

Якутский филиал

ОАО «Альфастрахование»

Открытое акционерное общество

677000, г. Якутск, ул. Курашова, 30/5

оф. 1/1

тел. +7 (4112) 34-2740

6

ОАО «РСК «Стерх»

Открытое акционерное общество

677010, г. Якутск, ул. Лермонтова, 152

тел. 8 (4112) 44-55-84

14 мая 2015 года состоялась процедура рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе, о чем составлен протокол № 58-2(2)-ОК.

Согласно указанному протоколу победителем открытого конкурса признан участник закупки – САО «ВСК».

На момент рассмотрения жалобы по существу государственный контракт не заключен.

На основании требования Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), в соответствии с частью 7 статьи 106 Закона о контрактной системе, закупка в части подписания государственного контракта приостановлена до рассмотрения жалобы по существу.

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) жалобу ОАО «АльфаСтрахование» признала обоснованной на основании следующего.

Из содержания жалобы следует, что единая комиссия неправомерно отклонила заявку Общества на участие в конкурсе.

Согласно протоколу рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе № 58-2(2)-ОК от 14 мая 2015г. заявка ОАО «АльфаСтрахование» на участие в конкурсе отклонена на основании «ч.3.1. ст.53 ФЗ-44, п.2 ч.2 ст.51 ФЗ-44, п.п. 8.1.2.2. п. 8 документации, п.1 приложения 4 к Указанию Банка России от 19.09.2014 г. № 3384-У «О предельных размерах базовых ставок страховых тарифов и коэффициентах страховых тарифов, требованиях к структуре страховых тарифов, а также порядке их применения страховщиками при определении страховой премии по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств», Указания Банка России от 20.03.2015 г. № 3604-У «О внесении изменений в Указание Банка России от 19 сентября 2014 года № 3384-У», ч.1, ч.6 ст.9 Федеральный закон от 25.04.2002 г. № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» в связи с предоставлением предложения по цене контракта с недостоверными сведениями по расчетам, т.к. заявка на конкурс представлена 03.04.2015 г. в 10:19, при этом ОАО «Альфастрахование» утверждены страховые тарифы по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев ТС (ОСАГО) только 10.04.2015г. (приказ ОАО «Альфастрахование» от 10.04.2015г. № 118), т.е. на момент подачи заявки новый размер базового страхового тарифа не был утвержден».

В силу части 2 статьи 53 Закона о контрактной системе заявка на участие в конкурсе признается надлежащей, если она соответствует требованиям настоящего Федерального закона, извещению об осуществлении закупки или приглашению принять участие в закрытом конкурсе и конкурсной документации, а участник закупки, подавший такую заявку, соответствует требованиям, которые предъявляются к участнику закупки и указаны в конкурсной документации.

В разделе 10.11 «Критерии оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе» конкурсной документации установлено следующее: цена контракта рассчитывается как сумма страховых премий по каждому транспортному средству, подлежащему страхованию, указанному в Приложении № 2 к конкурсной документации. Размер страховой премии определяется в соответствии Указанием Банка России от 19.09.2014 N 3384-У «О предельных размерах базовых ставок страховых тарифов и коэффициентах страховых тарифов, требованиях к структуре страховых тарифов, а также порядке их применения страховщиками при определении страховой премии по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств».

Так, предельные размеры базовых ставок страховых тарифов и коэффициенты страховых тарифов, требования к структуре страховых тарифов, а также порядок их применения страховщиками при определении страховой премии по договору обязательного страхования содержатся в Указании Банка России от 19.09.2014 N 3384-У «О предельных размерах базовых ставок страховых тарифов и коэффициентах страховых тарифов, требованиях к структуре страховых тарифов, а также порядке их применения страховщиками при определении страховой премии по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств».

Совет директоров Банка России утвердил Указание от 20 марта 2015 года N 3604-У «О внесении изменений в Указание Банка России от 19 сентября 2014 года N 3384-У «О предельных размерах базовых ставок страховых тарифов и коэффициентах страховых тарифов, требованиях к структуре страховых тарифов, а также порядке их применения страховщиками при определении страховой премии по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (далее – Указание).

Указание изменяет минимальные и максимальные значения базовой ставки страхового тарифа («тарифный коридор»), а также коэффициенты страховых тарифов в зависимости от территории преимущественного использования транспортного средства в отдельных субъектах Российской Федерации (коэффициенты КТ).

Согласно Указанию изменения в части коэффициентов, связанных с территорией преимущественного использования транспортного средства вступают в силу с 01 апреля 2015 года, а в части базовых ставок страховых тарифов с 12 апреля 2015 года.

Таким образом, на момент вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе у ОАО «АльфаСтрахование» присутствовала законная возможность для применения при определении стоимости услуг с учетом коэффициентов страховых тарифов в зависимости от территории преимущественного использования транспортного средства в отдельных субъектах Российской Федерации, вступающих в силу с 01 апреля 2015 года.

При этом, антимонопольный орган отмечает, что утверждение приказами или другими локальными внутренними актами коэффициентов страховых тарифов в зависимости от территории преимущественного использования транспортного средства в отдельных субъектах Российской Федерации Указаниями не предусмотрено.

Из материалов дела установлено, конкурсная заявка ОАО «АльфаСтрахование» содержит расчет цены с учетом новых коэффициентов, связанных с территорией преимущественного использования транспортного средства, в полном соответствии с Указанием Центрального банка России.

В соответствии с частью 3 статьи 53 Закона о контрактной систем конкурсная комиссия отклоняет заявку на участие в конкурсе, если участник конкурса, подавший ее, не соответствует требованиям к участнику конкурса, указанным в конкурсной документации, или такая заявка признана не соответствующей требованиям, указанным в конкурсной документации.

При изложенных обстоятельствах, Комиссия Якутского УФАС России находит довод жалобы ОАО «АльфаСтрахование» в части неправомерного отклонения заявки на участие в конкурсе обоснованным, приходит к выводу о наличии в действиях единой комиссии нарушения части 3 статьи 53 Закона о контрактной системе.

Как следует из сути жалобы, заявка участника закупки САО «ВСК» подлежала отклонению в связи с предоставлением недостоверной информации об оказании услуги.

В соответствии с частью 3 статьи 53 Закона о контрактной системе конкурсная комиссия отклоняет заявку на участие в конкурсе, если участник конкурса, подавший ее, не соответствует требованиям к участнику конкурса, указанным в конкурсной документации, или такая заявка признана не соответствующей требованиям, указанным в конкурсной документации.

Как следует из материалов дела, в конкурсную заявку САО «ВСК» исх. № 0184/1 от 06.04.2015 были внесены изменения относительно цены контракта - 4 328 327,99 руб.

В соответствии с требованиями конкурсной документации, цена контракта рассчитывается как сумма страховых премий по каждому транспортному средству, подлежащему страхованию, указанному в Приложении № 2 к конкурсной документации. Размер страховой премии определяется в соответствии Указанием Банка России от 19.09.2014 N 3384-У «О предельных размерах базовых ставок страховых тарифов и коэффициентах страховых тарифов, требованиях к структуре страховых тарифов, а также порядке их применения страховщиками при определении страховой премии по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств».

На основании части 6 статьи 9 Федерального закона от 25.04.2002 N 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (далее – закон об ОСАГО) страховщики не вправе применять базовые ставки, коэффициенты страховых тарифов, структуру страховых тарифов, не соответствующие требованиям, установленным Банком России в соответствии со статьей 8 настоящего Федерального закона.

В соответствии с частью 1 статьи 8 Закона об ОСАГО регулирование страховых тарифов по обязательному страхованию осуществляется посредством установления Банком России в соответствии с настоящим Федеральным законом актуарно (экономически) обоснованных предельных размеров базовых ставок страховых тарифов (их минимальных и максимальных значений, выраженных в рублях) и коэффициентов страховых тарифов, требований к структуре страховых тарифов, а также порядка их применения страховщиками при определении страховой премии по договору обязательного страхования.

Так, предельные размеры базовых ставок страховых тарифов и коэффициенты страховых тарифов, требования к структуре страховых тарифов, а также порядок их применения страховщиками при определении страховой премии по договору обязательного страхования содержатся в Указании Банка России от 19.09.2014 N 3384-У «О предельных размерах базовых ставок страховых тарифов и коэффициентах страховых тарифов, требованиях к структуре страховых тарифов, а также порядке их применения страховщиками при определении страховой премии по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств».

Совет директоров Банка России утвердил Указание от 20 марта 2015 года N 3604-У «О внесении изменений в Указание Банка России от 19 сентября 2014 года N 3384-У «О предельных размерах базовых ставок страховых тарифов и коэффициентах страховых тарифов, требованиях к структуре страховых тарифов, а также порядке их применения страховщиками при определении страховой премии по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (далее – Указание).

Указание изменяет минимальные и максимальные значения базовой ставки страхового тарифа («тарифный коридор»), а также коэффициенты страховых тарифов в зависимости от территории преимущественного использования транспортного средства в отдельных субъектах Российской Федерации (коэффициенты КТ).

Согласно Указанию изменения в части коэффициентов, связанных с территорией преимущественного использования транспортного средства вступают в силу с 01 апреля 2015 года, а в части базовых ставок страховых тарифов с 12 апреля 2015 года.

Таким образом, на момент вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе у САО «ВСК» отсутствовала законная возможность для применения при определении стоимости услуг базовых ставок страховых тарифов, вступающих в силу с 12 апреля 2015 года.

Вместе с тем, конкурсная заявка САО «ВСК» содержит расчет цены с учетом новых базовых ставок страховых тарифов.

В силу части 3.1 статьи 53 Закона о контрактной системе в случае установления недостоверности информации, содержащейся в документах, представленных участником конкурса в соответствии с частью 2 статьи 51 настоящего Федерального закона, конкурсная комиссия обязана отстранить такого участника от участия в конкурсе на любом этапе его проведения.

Конкурсная комиссия осуществляет оценку заявок на участие в конкурсе, которые не были отклонены, для выявления победителя конкурса на основе критериев, указанных в конкурсной документации (часть 5 статьи 53 Закона о контрактной системе).

В соответствии с частью 8 статьи 53 Закона о контрактной системе победителем конкурса признается участник конкурса, который предложил лучшие условия исполнения контракта на основе критериев, указанных в конкурсной документации, и заявке на участие в конкурсе которого присвоен первый номер.

Контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Запрещается совершение комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок (статья 8 Закона о контрактной системе).

Таким образом, единая комиссия в нарушение требований частей 3.1, 5, 8 статьи 53 Закона о контрактной системе неправомерно рассмотрела и осуществила оценку заявки на участие в конкурсе участника закупки, а также впоследствии признала победителем открытого конкурса САО «ВСК».

Жалоба признана обоснованной.

На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия),

р е ш и л а:

  1. Признать жалобу ОАО «АльфаСтрахование» на действия единой комиссии заказчика ФКУ «Центр хозяйственного и сервисного обеспечения МВД по РС(Я)» при проведении открытого конкурса на оказание услуг обязательного страхования гражданской ответственности владельца автотранспортных средств (извещение № 0816100000415000061)обоснованной.
  2. Признать единую комиссию заказчика ФКУ «Центр хозяйственного и сервисного обеспечения МВД по РС(Я)» нарушившей части 3, 3.1, 5, 8 статьи 53 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
  3. Выдать единой комиссии заказчика ФКУ «Центр хозяйственного и сервисного обеспечения МВД по РС(Я)» предписание об устранении допущенных нарушений

 

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня вынесения.

 

 

Заместитель председателя комиссии                                                                           <...>

 

 

 

Члены комиссии:                                                                                                                <...>

 

 

 

                                                                                                                                           <...>

Связанные организации

Связанные организации не указаны