Решение б/н Решение по результатам рассмотрения жалобы ИП С. от 9 августа 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА

УПРАВЛЕНИЕ ПО РЕСПУБЛИКЕ САХА (ЯКУТИЯ)

 

Р Е Ш Е Н И Е

 по делу № 06-41/17т 

о нарушении законодательства о контрактной системе в сфере закупок

 

г. Якутск                                                 резолютивная часть оглашена 23 января 2017 года

                                                           изготовлено в полном объеме 26 января 2017 года

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по контролю закупок (далее также - Комиссия), в составе:

<…> – заместителя начальника отдела контроля закупок Якутского УФАС России, заместителя председателя Комиссии;

<…>– старшего государственного инспектора отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии;

<…>– старшего государственного инспектора отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии,

при участии:

от заявителя индивидуального предпринимателя C. (далее также – ИП C., заявитель): <…> (представитель по доверенности);

от заказчика Муниципального казенного учреждения «Служба единого заказчика» муниципального образования «Намский улус» Республики Саха (Якутия) (далее также – МКУ «Служба единого заказчика МО «Намский улус», заказчик): <…> (представитель по доверенности),

рассмотрев жалобу ИП С. на действия заказчика МКУ «Служба единого заказчика МО «Намский улус» при проведении электронного аукциона на строительство автомобильной дороги "Ергелях-Хонгор-Биэ" Намского улуса РС(Я) (извещение № 0816300000716000038), проведя в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее также - Закон о контрактной системе) внеплановую проверку осуществления закупки, действуя в соответствии с Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 года № 727/14,

 

у с т а н о в и л а:

 

16 января 2017 года в Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) поступила жалоба ИП С. на действия заказчика МКУ «Служба единого заказчика МО «Намский улус» при проведении электронного аукциона на строительство автомобильной дороги "Ергелях-Хонгор-Биэ" Намского улуса РС(Я) (извещение № 0816300000716000038).

Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) на официальном сайте единой информационной системы www.zakupki.gov.ru размещена информация о поступлении жалобы, времени и месте ее рассмотрения. 

Рассмотрение жалобы назначено на 23 января 2017 года в 11 часов 40 минут.

До рассмотрения жалобы от заинтересованных лиц возражений не поступило. 

В ходе рассмотрения дела представителем заявителя были приведены следующие доводы.

1. Заказчик нарушил срок размещения извещения о проведении электронного аукциона, поскольку информация по данной закупке в единой информационной системе появилась в общем доступе только 09 января 2017 года в связи с проведением регламентных работ с 30 декабря 2016 года по 08 января 2017 года, что привело к тому, что участники закупки не смогли ознакомиться с информацией о закупке.

2. В действующей редакции размещенного в единой информационной системе плана-графика закупок на 2016 год информация о закупке на строительство автомобильной дороги "Ергелях-Хонгор-Биэ" Намского улуса РС(Я) с начальной (максимальной) ценой контракта 263 252 729,27 руб. отсутствует, между тем, имеется указание на закупку с аналогичным предметом на сумму 269 514 989,22 руб. Данные действия заказчика нарушают положения статьи 21 Закона о контрактной системе.

3. Проектная документация на строительство автомобильной дороги «Ергелях-Хонгор-Биэ» Намского улуса РС(Я) с начальной (максимальной) ценой контракта предусматривает поэтапное выполнение работ с общей продолжительностью 4 года с перерывами на зимний период. Предусмотрена поэтапная оплата выполнения работ. Исходя из установленной начальной (максимальной) цены контракта участники закупки должны представить обеспечение заявки и обеспечение исполнения контракта в соответствующем размере.

Таким образом, необходимость в укрупнении закупки отсутствует. 

Ссылается на Определение Верховного суда РФ № 307-КГ16-1305 от 28.03.2016 года.

Данные действия заказчика нарушают положения Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

4. Для выполнения работ участникам закупки необходимо иметь допуски СРО не только по видам работ, указанным в информационной карте аукционной документации, но и по следующим видам:

- 25.6. Устройство дренажных, водосборных, водопропускных, водосбросных устройств

- 29.2. Устройство сборных железобетонных конструкций мостов, эстакад и путепроводов

- 29.4. Монтаж стальных пролетных строений мостов, эстакад и путепроводов.

В ходе рассмотрения дела представитель заказчика с жалобой не согласился, пояснил следующее.

1. Заказчиком соблюден срок размещения извещения о проведении электронного аукциона (не менее чем за пятнадцать дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе).

2. Данные действия не являются нарушением норм Закона о контрактной системе, начальная (максимальная) цена контракта, указанная в извещении о проведении электронного аукциона, не превышает начальную (максимальную) цену контракта, указанную в плане-графике. 

3. Предметом данной закупки предусмотрено выполнение работ по одному объекту (автомобильная дорога).

4. Требования о наличии допуска СРО к указанным в аукционной документации видам работ являются достаточными для выполнения работ.

Комиссия, заслушав лиц, участвующих в деле, изучив имеющиеся в деле материалы, установила следующее:

30 декабря 2016 года заказчиком на официальном сайте единой информационной системы www.zakupki.gov.ru (далее также – ЕИС) и на сайте оператора электронной площадки ЗАО «Сбербанк-АСТ» опубликовано извещение № 0816300000716000038 о проведении электронного аукциона на строительство автомобильной дороги "Ергелях-Хонгор-Биэ" Намского улуса РС(Я), а также аукционная документация.

Начальная (максимальная) цена контракта составила 263 252 729,27 руб.

17 января 2017 года проведена процедура рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе, о чем составлен протокол  № 0816300000716000038-1.

Согласно указанному протоколу на участие в электронном аукционе поступило 2 (две) заявки с номерами 3, 5.

Аукционной комиссией принято решение о допуске к участию в электронном аукционе участника закупки с номером 5 и об отказе в допуске к участию в электронном аукционе участнику закупки с номером 3.

Электронный аукцион признан несостоявшимся.

17 января 2017 года проведена процедура рассмотрения второй части заявки единственного участника закупки, допущенного к участию в электронном аукционе, о чем составлен протокол  № 0816300000716000038-2.

Согласно указанному протоколу аукционной комиссией принято решение о признании второй части заявки соответствующей требованиям аукционной документации.

На основании требования Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), в соответствии с частью 7 статьи 106 Закона о контрактной системе, закупка в части подписания контракта приостановлена до рассмотрения жалобы по существу.

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) считает жалобу ИП С. частично обоснованной, а довод в части необоснованного укрупнения лота - не подлежащим рассмотрению на основании следующего.

Довод заявителя в части нарушения заказчиком срока размещения извещения о проведении электронного аукциона в единой информационной системе признан необоснованным в силу следующего.

Согласно части 1 статьи 59 Закона о контрактной системе под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.

В соответствии с частью 1 статьи 63 Закона о контрактной системе извещение о проведении электронного аукциона размещается заказчиком в единой информационной системе.

Согласно части 3 статьи 63 Закона о контрактной системе в случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает три миллиона рублей, заказчик размещает в единой информационной системе извещение о проведении электронного аукциона не менее чем за пятнадцать дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.

При этом в указанной норме имеются в виду календарные дни (в отличие, например, от части 13 статьи 66 Закона о контрактной системе, где говорится о рабочем дне).

Начальная (максимальная) цена контракта составила 263 252 729,27 руб.

Согласно сведениям с официального сайта единой информационной системы www.zakupki.gov.ru 30 декабря 2016 года заказчиком на официальном сайте ЕИС опубликовано извещение № 0816300000716000038 о проведении электронного аукциона на строительство автомобильной дороги "Ергелях-Хонгор-Биэ" Намского улуса РС(Я), а также аукционная документация.

Извещением № 0816300000716000038 о проведении электронного аукциона установлены следующие дата и время окончания подачи заявок - 16.01.2017 15:00.

Таким образом, заказчиком в единой информационной системе размещено извещение о проведении электронного аукциона в сроки, установленные частью 3 статьи 63 Закона о контрактной системе. 

Довод заявителя в части того, что информация о закупке на строительство автомобильной дороги "Ергелях-Хонгор-Биэ" Намского улуса РС(Я) с начальной (максимальной) ценой контракта 263 252 729,27 руб. отсутствует в плане-графике закупок, между тем, имеется указание на закупку с аналогичным предметом на сумму 269 514 989,22 руб., что нарушает положения статьи 21 Закона о контрактной системе,  признан необоснованным в силу следующего. 

Согласно части 1 статьи 21 Закона о контрактной системе планы-графики содержат перечень закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд на финансовый год и являются основанием для осуществления закупок.

Пунктом 2 части 3 статьи 21 Закона о контрактной системе установлено, что в план-график включается следующая информация в отношении каждой закупки: наименование и описание объекта закупки с указанием характеристик такого объекта с учетом положений статьи 33 настоящего Федерального закона, количество поставляемого товара, объем выполняемой работы, оказываемой услуги, планируемые сроки, периодичность поставки товара, выполнения работы или оказания услуги, начальная (максимальная) цена контракта, цена контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), обоснование закупки в соответствии со статьей 18 настоящего Федерального закона, размер аванса (если предусмотрена выплата аванса), этапы оплаты (если исполнение контракта и его оплата предусмотрены поэтапно).

Согласно части 6 статьи 21 Закона о контрактной системе требования к форме планов-графиков и порядок их размещения в единой информационной системе устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Частью 2 статьи 112 Закона о контрактной системе установлено, что заказчики размещают в единой информационной системе или до ввода в эксплуатацию указанной системы на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг планы-графики размещения заказов на 2014 - 2016 годы по правилам, действовавшим до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, с учетом особенностей, которые могут быть установлены федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим нормативное правовое регулирование в сфере размещения заказов, и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим правоприменительные функции по кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

Приказом Минэкономразвития России № 761, Казначейства России № 20н от 27.12.2011 «Об утверждении порядка размещения на официальном сайте планов-графиков размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков и формы планов-графиков размещения заказа на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков» (далее также – Приказ) утверждены прилагаемые порядок размещения на официальном сайте планов-графиков размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков (приложение № 1), форму планов-графиков размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков (приложение № 2).

Согласно подпункту 1 пункта 15 приложения № 2 к Приказу внесение изменений в планы-графики осуществляется в случае изменения более чем на 10% стоимости планируемых к приобретению товаров, работ, услуг, выявленные в результате подготовки к размещению конкретного заказа, вследствие чего невозможно размещение заказа на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг в соответствии с начальной (максимальной) ценой контракта, предусмотренной планом-графиком.

Таким образом, если начальная (максимальная) цена контракта, указанная в плане-графике, отличается от начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении об осуществлении закупки, менее чем на 10%, изменения в план-график не вносятся.

Согласно сведениям с официального сайта ЕИС 30 декабря 2016 года заказчиком на официальном сайте единой информационной системы www.zakupki.gov.ru опубликовано извещение № 0816300000716000038 о проведении электронного аукциона на строительство автомобильной дороги "Ергелях-Хонгор-Биэ" Намского улуса РС(Я), а также аукционная документация.

Извещением № 0816300000716000038 о проведении электронного аукциона установлена начальная (максимальная) цена контракта - 263 252 729,27 руб.

Согласно сведениям с официального сайта единой информационной системы www.zakupki.gov.ru, закупка с таким предметом включена в план-график на 2016 год с начальной (максимальной)  ценой контракта — 269 514,98922 тыс. руб.

Вместе с тем, начальная (максимальная) цена контракта изменена менее чем на 10%, что не противоречит подпункту 1  пункта 15 приложения № 2 к Приказу.

Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что заказчиком в указанной части не нарушены нормы Закона о контрактной системе.

Кроме того, согласно части 1 статьи 105 Закона о контрактной системе любой участник закупки, а также осуществляющие общественный контроль общественные объединения, объединения юридических лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации имеют право обжаловать в судебном порядке или в порядке, установленном настоящей главой, в контрольный орган в сфере закупок действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностных лиц контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки.

Между тем, заявителем не было представлено доказательств нарушения прав и законных интересов участников закупки данными действиями заказчика, а также не пояснено каким образом данные действия заказчика нарушают права и законные интересы участников закупки.

Довод заявителя в части необоснованного укрупнения лота признан не подлежащим рассмотрению в силу следующего.

Заявитель указывает, что укрупнение лота нарушает положения статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Между тем, касательно указания заявителя на нарушение норм Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Якутского УФАС России поясняет, что сроки, порядок и другие процессуальные действия по рассмотрению жалобы на нарушения антимонопольного законодательства регламентируются положениями данного закона и другими нормативными документами, таким образом, данный довод не может быть рассмотрен в рамках настоящего дела. 

Довод заявителя в части неустановления требований о наличии допуска, выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к видам работ, необходимых для выполнения работ, признан обоснованным в силу следующего.

Согласно пункту 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать, в том числе требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.

Частью 3 вышеуказанной статьи Закона о контрактной системе установлено, что документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 настоящей статьи информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона.

В соответствии с пунктом 2 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 статьи 31 (при наличии таких требований) настоящего Федерального закона, или копии этих документов, а также декларация о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона.

Так, согласно пункту 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе установлено, что участник закупки должен соответствовать требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.

Предметом данной закупки является строительство автомобильной дороги «Ергелях-Хонгор-Биэ» Намского улуса РС(Я).

Перечень видов работ, оказывающих влияние на безопасность объектов капитального строительства, в соответствии с частью 4 статьи 55.8 ГрК РФ устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Приказом Министерства регионального развития РФ № 624 от 30.12.2009 года утвержден Перечень видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства (далее также – Перечень).

В соответствии с частью 2 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее также - ГрК РФ) виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, имеющими выданные саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким видам работ.

В части 3 статьи 52 ГрК РФ определено, что лицом, осуществляющим строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства (далее - лицо, осуществляющее строительство), может являться застройщик либо привлекаемое застройщиком или техническим заказчиком на основании договора физическое или юридическое лицо. Лицо, осуществляющее строительство, организует и координирует работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства, обеспечивает соблюдение требований проектной документации, технических регламентов, техники безопасности в процессе указанных работ и несет ответственность за качество выполненных работ и их соответствие требованиям проектной документации. Лицо, осуществляющее строительство, вправе выполнять определенные виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства самостоятельно при условии соответствия такого лица требованиям, предусмотренным частью 2 настоящей статьи, и (или) с привлечением других соответствующих этим требованиям лиц.

Таким образом, градостроительное законодательство Российской Федерации выделяет конкретные виды работ по строительству и работы по организации строительства. Строительство может осуществляться лично либо с привлечением субподрядчиков.

Вместе с тем, в силу ч. 1 ст. 706 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что, если из закона или договора подряда не вытекает обязанность подрядчика выполнить предусмотренную в договоре работу лично, подрядчик вправе привлечь к исполнению своих обязательств других лиц (субподрядчиков). В этом случае подрядчик выступает в роли генерального подрядчика.

Генеральный подрядчик несет перед заказчиком ответственность за последствия неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств субподрядчиком в соответствии с правилами пункта 1 статьи 313 и статьи 403 настоящего Кодекса, а перед субподрядчиком - ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств по договору подряда.

Соответственно, если подрядчик выполняет работы лично без привлечения сторонних организаций, то он обязан иметь свидетельство о допуске ко всем выполняемым им видам работ по выполнению строительства, реконструкции и капитального ремонта, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства. 

Если же подрядчик для работ по выполнению строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекает других лиц, то он не обязан иметь допуск СРО ко всем выполняемым видам работ по выполнению строительства, реконструкции и капитального ремонта установленным в аукционной документации, но, при этом, обязан иметь допуск СРО на работы по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта, т.е. генеральный подряд.

Пунктом 18 «Требования к содержанию и составу заявки на участие в открытом аукционе в электронной форме и инструкция по ее заполнению» раздела 2 «Информационная карта» аукционной документации установлено, в том числе следующее: 

«Вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать следующие документы и информацию:

3) копии документов, подтверждающих соответствие товара, работы или услуги требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены требования к товару, работе или услуге и представление указанных документов предусмотрено документацией об электронном аукционе. Копия действующего свидетельства о допуске, выданного саморегулируемой организацией, к следующим видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства: 

3.6.Механизированное рыхление и разработка вечномерзлых грунтов;

25.1.Работы по устройству земляного полотна для автомобильных дорог, перронов аэропортов, взлетно-посадочных полос, рулежных дорожек;

25.2.Устройство оснований автомобильных дорог и/или наличие допуска на работы по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, в качестве генерального подрядчика».

Заявитель указывает, что для выполнения работ участникам закупки необходимо иметь допуски СРО не только по видам работ, указанным в информационной карте аукционной документации,  но и по следующим видам:

- 25.6. Устройство дренажных, водосборных, водопропускных, водосбросных устройств

- 29.2. Устройство сборных железобетонных конструкций мостов, эстакад и путепроводов

- 29.4. Монтаж стальных пролетных строений мостов, эстакад и путепроводов.

Пунктом 8 технического задания аукционной документации установлено следующее:

«8 . Требования к сроку предоставления гарантий качества выполняемых работ.

Подрядчик гарантирует выполнение работ в соответствии с действующим законодательством и несет полную ответственность за выполненные работы. Срок гарантий качества составляет: 

Наименование Сроки

Земляное полотно 8 лет

Дорожная одежда 8 лет

Мост через реку 10 лет

с момента (даты) подписания сторонами Акта приемочной комиссии.

В течение гарантийного срока подрядчик обеспечивает за свой счет устранение и исправление недостатков, ошибок».

К аукционной документации приложена локальная смета № 1 на сумму 263 252 729.27 руб.

Данной локальной сметой предусмотрено, в том числе следующее:

Раздел 8.  Строительство металлических гофрированных труб Д-1,0м

57. Е30-07-011-01 

(Приказ № 899/пр от 11.12.2015) 

Укладка водопропускных труб из гофрированного металла диаметром 1,5 м, 1 м одноочковой трубы»

75. Е30-07-011-01 

(Приказ № 899/пр от 11.12.2015) 

Укладка водопропускных труб из гофрированного металла диаметром 1,5 м, 1 м одноочковой трубы

Раздел 13.  Строительство моста

111. Е05-01-030-03 

(Приказ № 899/пр от 11.12.2015) 

Устройство железобетонных буронабивных свай диаметром до 630 мм с бурением скважин ударно-канатным способом в грунтах группы 4, 1 м3 конструктивного объема свай

120. Е30-04-001-01 

(Приказ № 899/пр от 11.12.2015) 

Установка кранами стальных пролетных строений мостов длиной до 12 м (пакетных однопролетных), 1 пролетное строение

Также представлена пояснительная записка к проектной документации.

«2015год-1 этап:     Подготовительные работы - 31 смен;

Искусственные сооружения – 52 смены (водопропускные трубы);

Укрепительные работы на трубах  – 44 смены (водопропускные трубы);

2016год-2 этап:    Подготовительные работы - 31 смен;

Искусственные сооружения – 28 смен (водопропускные трубы);

Укрепительные работы  – 24 смен (водопропускные трубы);

2017год-3 этап:    Подготовительные работы - 32 смен;

Искусственные сооружения – 60 смен (водопропускные трубы и мет. мост);

Укрепительные работы  –  50 смены (водопропускные трубы и мет. мост);

2018год-4-этап:    Подготовительные работы - 29 смен;

Искусственные сооружения – 38 смен (водопропускные трубы); 

Укрепительные работы  – 32 смен (водопропускные трубы)».

Таким образом, аукционной документацией предусмотрено выполнение работ, для выполнения которых требуются допуски СРО по пунктам:

- 25.6. Устройство дренажных, водосборных, водопропускных, водосбросных устройств

- 29.2. Устройство сборных железобетонных конструкций мостов, эстакад и путепроводов

- 29.4. Монтаж стальных пролетных строений мостов, эстакад и путепроводов.

Между тем, вышеуказанные требования  к участникам закупки не были установлены заказчиком.

Данный факт представителем заказчика не оспаривается.

Заказчиком нарушены пункт 1 части 1 статьи 31, часть 3 статьи 64 Закона о контрактной системе.  

Жалоба заявителя подлежит признанию частично обоснованной.

В ходе проведения внеплановой проверки установлено следующее.

1. Как это было установлено ранее в решении, предметом данной закупки является строительство автомобильной дороги «Ергелях-Хонгор-Биэ» Намского улуса РС(Я).

Если же подрядчик для работ по выполнению строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекает других лиц, то он не обязан иметь допуск СРО ко всем выполняемым видам работ по выполнению строительства, реконструкции и капитального ремонта установленным в аукционной документации, но, при этом, обязан иметь допуск СРО на работы по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта, т.е. генеральный подряд.

Перечень видов работ, оказывающих влияние на безопасность объектов капитального строительства, в соответствии с частью 4 статьи 55.8 ГрК РФ устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Приказом Министерства регионального развития РФ № 624 от 30.12.2009 года утвержден Перечень видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства (далее также – Перечень).

В пункте 33 «Работы по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком)» Перечня установлены следующие подпункты:

33.1. Промышленное строительство

33.1.1. Предприятия и объекты топливной промышленности

33.1.2. Предприятия и объекты угольной промышленности

33.1.3. Предприятия и объекты черной металлургии

33.1.4. Предприятия и объекты цветной металлургии

33.1.5. Предприятия и объекты химической и нефтехимической промышленности

33.1.6. Предприятия и объекты машиностроения и металлообработки

33.1.7. Предприятия и объекты лесной, деревообрабатывающей, целлюлозно-бумажной промышленности

33.1.8. Предприятия и объекты легкой промышленности <*>

33.1.9. Предприятия и объекты пищевой промышленности <*>

33.1.10. Предприятия и объекты сельского и лесного хозяйства <*>

33.1.11. Тепловые электростанции

33.1.12. Объекты использования атомной энергии

33.1.13. Объекты электроснабжения свыше 110 кВ

33.1.14. Объекты нефтегазового комплекса

33.2. Транспортное строительство

33.2.1. Автомобильные дороги и объекты инфраструктуры автомобильного транспорта

33.2.2. Железные дороги и объекты инфраструктуры железнодорожного транспорта

33.2.3. Аэропорты и иные объекты авиационной инфраструктуры

33.2.4. Тоннели автомобильные и железнодорожные

33.2.5. Метрополитены

33.2.6. Мосты (большие и средние)

33.2.7. Предприятия и объекты общественного транспорта <*>

33.3. Жилищно-гражданское строительство

33.4. Объекты электроснабжения до 110 кВ включительно

33.5. Объекты теплоснабжения

33.6. Объекты газоснабжения

33.7. Объекты водоснабжения и канализации

33.8. Здания и сооружения объектов связи

33.9. Объекты морского транспорта

33.10. Объекты речного транспорта

33.11. Объекты гидроэнергетики

33.12. Дамбы, плотины, каналы, берегоукрепительные сооружения, водохранилища (за исключением объектов гидроэнергетики)

33.13. Гидромелиоративные объекты

Пунктом 18 «Требования к содержанию и составу заявки на участие в открытом аукционе в электронной форме и инструкция по ее заполнению» раздела 2 «Информационная карта» аукционной документации установлено, в том числе следующее: 

«Вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать следующие документы и информацию:

3) копии документов, подтверждающих соответствие товара, работы или услуги требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены требования к товару, работе или услуге и представление указанных документов предусмотрено документацией об электронном аукционе. Копия действующего свидетельства о допуске, выданного саморегулируемой организацией, к следующим видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства: 

3.6.Механизированное рыхление и разработка вечномерзлых грунтов;

25.1.Работы по устройству земляного полотна для автомобильных дорог, перронов аэропортов, взлетно-посадочных полос, рулежных дорожек;

25.2.Устройство оснований автомобильных дорог и/или наличие допуска на работы по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, в качестве генерального подрядчика».

Между тем, указание на конкретный подпункт пункта 33 Перечня отсутствует.

Установление требования о том, что если участник закупки для работ по выполнению строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекает других лиц, участник закупки должен иметь допуск на работы по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, в качестве генерального подрядчика (виды работ по п. «33» Перечня), без указания конкретного подпункта пункта 33 Перечня, является ненадлежащим исполнением и нарушает пункт 1 части 1 статьи 31, части 3 статьи 64 Закона о контрактной системе.

2. Частью 4 статьи 64 Закона о контрактной системе установлено, что к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации.

Согласно части 23 статьи 34 Закона о контрактной системе в случае, если начальная (максимальная) цена контракта при осуществлении закупки товара, работы, услуги превышает размер, установленный Правительством Российской Федерации, в контракте должна быть указана обязанность поставщика (подрядчика, исполнителя) предоставлять информацию о всех соисполнителях, субподрядчиках, заключивших договор или договоры с поставщиком (подрядчиком, исполнителем), цена которого или общая цена которых составляет более чем десять процентов цены контракта.

Постановлением Правительства РФ от 04.09.2013 г. N 775 "Об установлении размера начальной (максимальной) цены контракта при осуществлении закупки товара, работы, услуги, при превышении которой в контракте устанавливается обязанность поставщика (подрядчика, исполнителя) предоставлять заказчику дополнительную информацию" в соответствии с частью 23 статьи 34 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Правительство Российской Федерации установлены следующие размеры начальной (максимальной) цены контракта, при превышении которых в контракте должна быть указана обязанность поставщика (подрядчика, исполнителя) предоставлять информацию обо всех соисполнителях, субподрядчиках, заключивших договор или договоры с поставщиком (подрядчиком, исполнителем), цена которого или общая цена которых составляет более чем 10 процентов цены контракта:

1 млрд. рублей - при осуществлении закупки для обеспечения федеральных нужд;

100 млн. рублей - при осуществлении закупки для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации и муниципальных нужд.

Данная закупка проводится для обеспечения муниципальных нужд, заказчик - МКУ «Служба единого заказчика МО «Намский улус».

Начальная (максимальная) цена контракта составила 263 252 729,27 руб., то есть превышает 100 млн. рублей.

Между тем, в проекте контракта не установлена обязанность поставщика (подрядчика, исполнителя) предоставлять информацию о всех соисполнителях, субподрядчиках, заключивших договор или договоры с поставщиком (подрядчиком, исполнителем), цена которого или общая цена которых составляет более чем десять процентов цены контракта.

Заказчиком нарушены часть 23 статьи 34, часть 4 статьи 64 Закона о контрактной системе.

3. В соответствии с частью 1 статьи 30 Закона о контрактной системе заказчики обязаны осуществлять закупки у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в объеме не менее чем пятнадцать процентов совокупного годового объема закупок, рассчитанного с учетом части 1.1 настоящей статьи, путем:

1) проведения открытых конкурсов, конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, электронных аукционов, запросов котировок, запросов предложений, в которых участниками закупок являются только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации. При этом начальная (максимальная) цена контракта не должна превышать двадцать миллионов рублей;

2) осуществления закупок с учетом положений части 5 настоящей статьи.

Согласно части 5 статьи 30 Закона о контрактной системе заказчик при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) вправе установить в извещении об осуществлении закупки требование к поставщику (подрядчику, исполнителю), не являющемуся субъектом малого предпринимательства или социально ориентированной некоммерческой организацией, о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций.

В соответствии с частью 6 статьи 30 Закона о контрактной системе условие о привлечении к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в случае, предусмотренном частью 5 настоящей статьи, включается в контракты с указанием объема такого привлечения, установленного в виде процента от цены контракта. Указанный объем учитывается в объеме закупок, осуществленных заказчиками у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в соответствии с частью 1 настоящей статьи, и включается в отчет, указанный в части 4 настоящей статьи. В контракты также должно быть включено обязательное условие о гражданско-правовой ответственности поставщиков (подрядчиков, исполнителей) за неисполнение условия о привлечении к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций.

В соответствии с пунктом 5 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе в извещении о проведении электронного аукциона наряду с информацией, указанной в статье 42 настоящего Федерального закона, указываются: преимущества, предоставляемые заказчиком в соответствии со статьями 28 - 30 настоящего Федерального закона;

Согласно части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе содержит информацию наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона.

Из смысла данной нормы следует, что информация, содержащаяся в аукционной документации, должна соответствовать информации, содержащейся в извещении.

Извещением № 0816300000716000038 о проведении электронного аукциона установлено, в том числе следующее:

«2 Требование к поставщику (подрядчику, исполнителю), не являющемуся субъектом малого предпринимательства или социально ориентированной некоммерческой организацией, о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций (в соответствии с частью 5 статьи 30 Федерального закона № 44-ФЗ) 

Установлено».

Между тем, аукционной документацией не установлено требование к поставщику (подрядчику, исполнителю), не являющемуся субъектом малого предпринимательства или социально ориентированной некоммерческой организацией, о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций, в том числе в проекте контракта отсутствуют условие о привлечении к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в случае, предусмотренном частью 5 настоящей статьи, включается в контракты с указанием объема такого привлечения, установленного в виде процента от цены контракта, обязательное условие о гражданско-правовой ответственности поставщиков (подрядчиков, исполнителей) за неисполнение условия о привлечении к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций

Таким образом, аукционная документация и извещение о проведении электронного аукциона содержат противоречивую информацию относительно установления требования к поставщику (подрядчику, исполнителю), не являющемуся субъектом малого предпринимательства или социально ориентированной некоммерческой организацией, о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций.

Частью 3 статьи 7 Закона о контрактной системе установлено, что информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.

Заказчиком нарушены часть 3 статьи 7, часть 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.

Пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе установлено, что документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.

Согласно пункту 3 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки может включать в себя спецификации, планы, чертежи, эскизы, фотографии, результаты работы, тестирования, требования, в том числе в отношении проведения испытаний, методов испытаний, упаковки в соответствии с требованиями Гражданского кодекса Российской Федерации, маркировки, этикеток, подтверждения соответствия, процессов и методов производства в соответствии с требованиями технических регламентов, стандартов, технических условий, а также в отношении условных обозначений и терминологии.

Из положений пункта 3 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе следует, что в техническое задание может быть включено требование о соответствии процессов и методов производства объекта закупки требованиям технических регламентов, стандартов, технических условий. Использование данного требования должно быть направлено на следующие цели:

- защита жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества;

- охрана окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений;

- предупреждение действий, вводящих в заблуждение приобретателей, в том числе потребителей;

- обеспечение энергетической эффективности и ресурсосбережения.

В техническое задание может быть включено условие о том, что производство объекта закупки должно осуществляться согласно процессам и методам, установленным для конкретного вида товара, работы, услуги техническими регламентами, стандартами и техническими условиями. Такое требование позволяет заказчику обезопасить себя от получения некачественной продукции, обеспечивает конкурентоспособность и, следовательно, соответствие закупки целям, предусмотренным частью 1 статьи 1 Закона о контрактной системе.

В соответствии с пунктом 15 статьи 2 Федерального закона от 29.06.2015 N 162-ФЗ «О стандартизации в Российской Федерации» (далее также – Закон о стандартизации в Российской Федерации) технические условия - вид стандарта организации, утвержденный изготовителем продукции (далее - изготовитель) или исполнителем работы, услуги (далее - исполнитель).

Согласно положениям статьи 21 Закона о стандартизации в Российской Федерации стандарты организаций и технические условия разрабатываются с учетом соответствующих документов национальной системы стандартизации. Технические условия разрабатываются изготовителем и (или) исполнителем и применяются в соответствии с условиями, установленными в договорах (контрактах). Порядок разработки, утверждения, учета, изменения, отмены и применения стандартов организаций и технических условий устанавливается организациями самостоятельно с учетом применимых принципов, предусмотренных статьей 4 настоящего Федерального закона.

Между тем, приложением №2 к техническому заданию аукционной документации установлено следующее: 

3 Краска Краска ХВ-161 должна соответсвовать ТУ 301-10-908-92. 

4 Грунтовка Грунтовка В-КФ-093 должна соответствовать ТУ 6-21-0204564-28-89. 

Представителем заказчика данный факт не оспаривался.

Частью 3 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом.

Таким образом, в данном случае заказчиком нарушена часть 3 статьи 33, пункт 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.

На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия),

 

р е ш и л а:

 

1. Признать жалобу ИП С. на действия заказчика МКУ «Служба единого заказчика МО «Намский улус» при проведении электронного аукциона на строительство автомобильной дороги "Ергелях-Хонгор-Биэ" Намского улуса РС(Я) (извещение № 0816300000716000038) частично обоснованной. Довод заявителя в части неустановления требований о наличии допуска, выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к видам работ, необходимых для выполнения работ, признан обоснованным. Довод в части необоснованного укрупнения лота признан не подлежащим рассмотрению.

2. Признать заказчика МКУ «Служба единого заказчика МО «Намский улус» нарушившим часть 3 статьи 7, пункт 1 части 1 статьи 31, часть 3 статьи 33, часть 23 статьи 34, пункт 1 части 1, часть 1, 3, 4 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

3. Выдать заказчику МКУ «Служба единого заказчика МО «Намский улус» предписание об устранении допущенных нарушений.

4. В сроки, определенные предписанием, уведомить Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) о выполнении положений предписания.

 

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня вынесения.

 

Заместитель председателя комиссии                                                           <…>

 

Члены комиссии:                   <…>

 

<…> 

Связанные организации

Связанные организации не указаны