Решение б/н РЕШЕНИЕ по делу № 06-702/15т от 8 ноября 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 
   

 

ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА

УПРАВЛЕНИЕ ПО РЕСПУБЛИКЕ САХА (ЯКУТИЯ)

 

Р Е Ш Е Н И Е

 

по делу № 06-702/15т

о нарушении законодательства о контрактной системе в сфере закупок

 

г. Якутск                                                                         резолютивная часть оглашена 01 октября 2015 года

                                                                                изготовлено в полном объеме 06 октября 2015 года

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по контролю закупок (далее также - Комиссия), в составе:

<...>. – начальника отдела контроля закупок Якутского УФАС России, заместителя председателя Комиссии;

<...>– старшего государственного инспектора отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии;

<...> – старшего государственного инспектора отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии;

при участии:

от заявителя общества с ограниченной ответственностью «Лазертехнологии» (далее также – ООО «Лазертехнологии», заявитель): не явились, представлено ходатайство о рассмотрении дела без участия представителя;

от уполномоченного органа Окружной администрации города Якутска (далее также – ОА г. Якутска, уполномоченный орган): <...>(представитель по доверенности);

от заказчика Муниципального бюджетного учреждения «Окружной центр народного творчества» городского округа «город Якутск» (далее также – МБУ «ОЦНТ» ГО «город Якутск», заказчик): <...> (представитель по доверенности),

рассмотрев жалобу ООО «Лазертехнологии» на действия заказчика Муниципального бюджетного учреждения «Окружной центр народного творчества» городского округа «город Якутск», уполномоченного органа Управления муниципальных закупок Окружной администрации города Якутска при проведении электронного аукциона на поставку и монтаж оборудования сценического освещения для нужд МБУ «ОЦНТ» в 2015 году для субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций  (извещение № 0116300000115000917), проведя в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон о контрактной системе, Закон № 44-ФЗ) внеплановую проверку осуществления закупки, действуя в соответствии с Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России № 727/14 от 19.11.2014,

 

у с т а н о в и л а:

 

24 сентября 2015 года в Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) поступила жалоба ООО «Лазертехнологии» на действия заказчика Муниципального бюджетного учреждения «Окружной центр народного творчества» городского округа «город Якутск», уполномоченного органа Управления муниципальных закупок Окружной администрации города Якутска при проведении электронного аукциона на поставку и монтаж оборудования сценического освещения для нужд МБУ «ОЦНТ» в 2015 году для субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций  (извещение № 0116300000115000917).

Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) в единой информационной системе www.zakupki.gov.ru размещена информация о поступлении жалобы, времени и месте ее рассмотрения.

Рассмотрение жалобы назначено на 01 октября 2015 года в 11 часов 45 минут.

До рассмотрения жалобы от заинтересованных лиц возражений не поступило.

В ходе рассмотрения дела жалоба ООО «Лазертехнологии» оглашена в полном объеме.

В пункте 7 «Сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг»)разделе «Сведения о проводимом электронном аукционе» аукционной документации, а также в Приложении № 6 «МУНИЦИПАЛЬНЫЙ КОНТРАКТ на поставку и монтаж оборудования сценического освещения для нужд МБУ «ОЦНТ» в 2015 году (п.п. 1..3.1, 1.3.2.) указано следующее: «Произвести доставку и монтаж товара на месте доставки, погрузку-разгрузку на месте доставки в срок:  3 (Три) календарных дня со дня, следующего за днем подписания контракта. Произвести монтаж и пуско-наладку, утилизацию упаковки товара, обучение персонала Заказчика в течение 3 (трех) календарных дней со дня следующего за днем подписания контракта».

Ограничен срок поставки и выполнения сопутствующих ей услуг. При этом местом поставки и оказания сопутствующих услуг является Российская федерация, Саха /Якутия/ Респ, г. Якутск, мкр. Марха, ул. Заводская, 8, КСЦ «Чэчир».

Таким образом, аукционная документация содержит нарушения требований действующего законодательства (статей 6, 8, пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе), и своим содержанием влечет за собой ограничение количества участников закупки и конкуренции, ввиду того, что ООО «Лазертехнологии» находится на большом расстоянии (г. Нижний Новгород) от места поставки товара и, соответственно, не может конкурировать с фирмами, находящимися на меньшем расстоянии от места поставки, и выполнить условия контракта в установленные сроки.

В ходе рассмотрения дела представитель заказчика с жалобой не согласилась и пояснила следующее.

Вышеуказанные сроки были установленным заказчиком в связи с вводом в эксплуатацию КСЦ «Чэчир».

Запрос коммерческих предложений был направлен трем потенциальным поставщикам. Место нахождения каждого поставщика: РФ, Республика Саха (Якутия), Якутск.

Прилагает копии текста запроса коммерческих предложений.

В ходе рассмотрения дела представитель уполномоченного органа с жалобой не согласилась и пояснила следующее.

Отмечает, что требуется к поставке относительно небольшое количество товара.

Поступила одна заявка на участие в электронном аукционе, запросов на разъяснение положений аукционной документации не поступало.

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), заслушав лиц, участвующих в деле, изучив имеющиеся в деле документы, установила следующее.

15 сентября 2015 года уполномоченным органом в единой информационной системе www.zakupki.gov.ru и на сайте оператора электронной площадки ООО «РТС-тендер» опубликовано извещение № 0116300000115000917 на поставку и монтаж оборудования сценического освещения для нужд МБУ «ОЦНТ» в 2015 году для субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций и аукционная документация.

16 сентября 2015 года уполномоченным органом внесены изменения в извещение о проведении электронного аукциона № ИИ1.

Начальная (максимальная) цена контракта составила 2 591 259 рублей 00 копеек.

24 сентября 2015 года проведена процедура рассмотрения единственной заявки на участие в электронном аукционе, о чем составлен протокол № 0116300000115000917-1.

Согласно указанному протоколу аукционная комиссия приняла решение о признании единственной заявки от участника закупки  ООО «Торговая компания АВЕ» соответствующей требованиям, установленным в аукционной документацией.

Электронный аукцион признан несостоявшимся.

На основании требования Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), в соответствии с частью 7 статьи 106 Закона о контрактной системе, закупка в части подписания контракта приостановлена до рассмотрения жалобы по существу.

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) считает жалобу ООО «Лазертехнологии» обоснованной на основании следующего.

Из содержания жалобы следует, что заявитель обжалует положения аукционной документации в части установления необоснованно сжатых сроков исполнения участниками закупки обязательств по контракту.

Предметом данного электронного аукциона является поставка и монтаж оборудования сценического освещения для нужд МБУ «ОЦНТ» в 2015 году для субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций.

В части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе установлен перечень информации, обязательной к включению в извещении о проведении электронного аукциона наряду с информацией, указанной в статье 42 настоящего Федерального закона.

В соответствии с пунктом 2 статьи 42 Закона о контрактной системе заказчик обязан разместить извещение об осуществлении закупки в единой информационной системе, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом. В извещении об осуществлении закупки должна содержаться, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом информация, в том числе сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг, начальная (максимальная) цена контракта, источник финансирования.

Пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе установлено, что документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.

В соответствии с частью 4 статьи 33 Закона о контрактной системе требования к гарантийному сроку товара, работы, услуги и (или) объему предоставления гарантий их качества, к гарантийному обслуживанию товара, к расходам на эксплуатацию товара, к обязательности осуществления монтажа и наладки товара, к обучению лиц, осуществляющих использование и обслуживание товара, устанавливаются заказчиком при необходимости. В случае определения поставщика машин и оборудования заказчик устанавливает в документации о закупке требования к гарантийному сроку товара и (или) объему предоставления гарантий его качества, к гарантийному обслуживанию товара, к расходам на обслуживание товара в течение гарантийного срока, а также к осуществлению монтажа и наладки товара, если это предусмотрено технической документацией на товар. В случае определения поставщика новых машин и оборудования заказчик устанавливает в документации о закупке требования к предоставлению гарантии производителя и (или) поставщика данного товара и к сроку действия такой гарантии. Предоставление такой гарантии осуществляется вместе с данным товаром.

Таким образом, любой заказчик вправе установить требования об условиях исполнения контракта, чтобы они соответствовали его потребностям.

Однако свобода заказчика в установлении требований об условиях исполнения контракта ограничена нормой статьи 33 Закона о контрактной системе, запрещающей устанавливать требования к товару, информации, работам, услугам, если такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки (пункт 1 части 1 статьи 33).

В соответствии с частью 1 статьи 1 Закона о контрактной системе данный закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок.

Не умаляя права заказчика самостоятельно определять собственные потребности при проведении закупки, в том числе в виде определенных требований об условиях исполнения контракта, установление которых направлено на получение по итогам закупки выполнение работ в сроки, удовлетворяющие потребности заказчика, Комиссия считает, что законодатель, обеспечивая соблюдение целей регулирования Закона о контрактной системе, указанных в части 1 статьи 1, ограничивает такое право нормой статьи 33 Закона о контрактной системе.

При соблюдении данного условия закупка считается размещенной с соблюдением конкурентных требований Закона о контрактной системе.

Комиссия считает, что лицо, утвердившее аукционную документацию, а, следовательно, отвечающее за установление требований об условиях исполнения контракта, обязано располагать сведениями о сроках (периодах) прохождения отдельных этапов закупки в форме аукциона в электронной форме.

В извещении № 0116300000115000917 о проведении электронного аукциона установлены следующее: «Сроки поставки товара завершения работы либо график оказания услуг: в течение 3 (трех) календарных дней со дня, следующего за днем заключения контракта».

Из материалов дела установлено, что в пункте 7 «Сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг» раздела «СВЕДЕНИЯ О ПРОВОДИМОМ ЭЛЕКТРОННОМ АУКЦИОНЕ» аукционной документации указано следующее: «В течение 3 (трех) календарных дней со дня, следующего за днем заключения контракта».

Частью 4 статьи 64 Закона о контрактной системе установлено, что к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации.

Из материалов дела установлено, что в проекте муниципального контракта (приложение № 6 аукционной документации) указано следующее:

«1.3.         При поставке товара Поставщик обязан:

1.3.1.        Произвести доставку и монтаж товара на месте доставки согласно п. 1.2., погрузку-разгрузку на месте доставки в срок:

- 3 (Три) календарных дня со дня, следующего за днем подписания контракта;

1.3.2.        Произвести монтаж и пуско-наладку, утилизацию упаковки товара, обучение персонала Заказчика в течение 3 (трех) календарных дней со дня следующего за днем подписания контракта».

Антимонопольный орган указывает, что установленный заказчиком срок поставки товара, монтажа, пуско-наладки, утилизации упаковки товара, обучения персонала заказчика в течение 3 (трех) календарных дней со дня, следующего за днем заключения контракта, не соответствует требованиям добросовестности, разумности и справедливости (пункт 2 статьи 6 Гражданского кодекса Российской Федерации – далее по тексту ГК РФ), основным началам гражданского законодательства (пункт 2 статьи 1 ГК РФ), поскольку противоречит императивным требованиям законодательства Российской Федерации о контрактной системе, в части соблюдения сроков размещения протоколов, составляемых в ходе закупки, а также заключения контракта.

Кроме того, из материалов дела и пояснения представителей заказчика и уполномоченного органа следует, что запрос коммерческих предложений направлен 3 (трем) возможным поставщикам.

Между тем, в текстах коммерческих предложений, поступивших от данных поставщиков, касаемо сроков поставки, монтажа товара указано следующее:

  1. «Срок исполнения: 3 (три) рабочих дня»;
  2. «Поставка товара осуществляется в день 100% оплаты на р/с поставщика»;
  3. «Поставка оборудования и монтаж оборудования в течение 3 (трех рабочих дней)».

При этом, какие-либо уточнения, оговорки об исчислении сроков со дня подписания муниципального контракта отсутствуют, следовательно, вышеуказанные сроки не соответствуют срокам, установленным заказчиком/уполномоченным органом.

Также из текста коммерческих предложений, поступивших от данных поставщиков, следует, что затраты на обучение персонала заказчика, утилизацию упаковки товара не предусмотрены.

Таким образом, уполномоченным органом/заказчиком нарушены часть 2 статьи 42, часть 5 статьи 63 Закона о контрактной системе в части установления трудновыполнимого срока выполнения работ в аукционной документации.

Жалоба ООО «Лазертехнологии» подлежит признанию обоснованной.

В ходе проведения внеплановой проверки установлено следующее.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе установлено, что документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.

Частью 1 статьи 22 Закона о контрактной системе установлено, что начальная (максимальная) цена контракта и в предусмотренных настоящим Федеральным законом случаях цена контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), определяются и обосновываются заказчиком посредством применения следующего метода или нескольких следующих методов:

1) метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка);

2) нормативный метод;

3) тарифный метод;

4) проектно-сметный метод;

5) затратный метод.

Согласно части 2 статьи 22 Закона о контрактной системе метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) заключается в установлении начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), на основании информации о рыночных ценах идентичных товаров, работ, услуг, планируемых к закупкам, или при их отсутствии однородных товаров, работ, услуг.

В соответствии с частью 5 статьи 22 Закона о контрактной системе в целях применения метода сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) могут использоваться общедоступная информация о рыночных ценах товаров, работ, услуг в соответствии с частью 18 настоящей статьи, информация о ценах товаров, работ, услуг, полученная по запросу заказчика у поставщиков (подрядчиков, исполнителей), осуществляющих поставки идентичных товаров, работ, услуг, планируемых к закупкам, или при их отсутствии однородных товаров, работ, услуг, а также информация, полученная в результате размещения запросов цен товаров, работ, услуг в единой информационной системе.

Согласно части 1 статьи 34 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с настоящим Федеральным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.

В соответствии с частью 2 статьи 34 Закона о контрактной системе при заключении контракта указывается, что цена контракта является твердой и определяется на весь срок исполнения контракта, а в случаях, установленных Правительством Российской Федерации, указываются ориентировочное значение цены контракта либо формула цены и максимальное значение цены контракта, установленные заказчиком в документации о закупке. При заключении и исполнении контракта изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей и статьей 95 настоящего Федерального закона.

Из материалов дела установлено, что в пункте 9 «Сведения о включенных (невключенных) в цену товара, работ, услуг, расходах, в том числе расходах на перевозку, страхование, уплату таможенных пошлин, налогов, сборов и других обязательных платежей» раздела «СВЕДЕНИЯ О ПРОВОДИМОМ ЭЛЕКТРОННОМ АУКЦИОНЕ» аукционной документации указано следующее: «В цену Контракта включены:

- стоимость оборудования;

- монтаж оборудования;

- командировочные расходы специалистов по монтажу оборудования;

- расходы на проживание специалистов по монтажу оборудования;

- таможенные сборы, налоги, иные обязательные платежи;

- упаковка;

- расходы на хранение оборудования;

- расходы на доставку до места поставки: Республика Саха (Якутия), г. Якутск, микрорайон Марха, ул. Заводская, 8, КСЦ «Чэчир»;

- расходы по разгрузке, сборке, расстановке и креплению согласно проектному плану;

- утилизация упаковочного материала;

- расходы на гарантийное обслуживание;

- иные расходы, связанные с исполнением обязательств по контракту».

Из материалов дела установлено, что расчет начальной (максимальной) цены контракта произведен с применением метода сопоставимых рыночных цен.

Из пояснения представителей заказчика и уполномоченного органа следует, что запрос коммерческих предложений направлен 3 (трем) возможным поставщикам, местом нахождения которых является город Якутск Республики Саха (Якутия).

Между тем, из текста коммерческих предложений от данных поставщиков следует, что в предложенных ими ценах не  предусмотрены затраты на обучение персонала заказчика, утилизацию упаковки товара, командировочные расходы специалистов по монтажу оборудования, расходы на проживание специалистов по монтажу оборудования.

- расходы на проживание специалистов по монтажу оборудования

Таким образом, Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) приходит к выводу, что обоснование начальной (максимальной) цены не соответствует предмету закупки.

Также Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) отмечает, что запрос коммерческих предложений направлялся только возможным поставщикам из города Якутска.

Таким образом, заказчиком/уполномоченным органом нарушена часть 5 статьи 22, часть 2 статьи 34 Закона о контрактной системе.

На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия),

 

р е ш и л а:

 

  1. Признать жалобу ООО «Лазертехнологии» на действия заказчика Муниципального бюджетного учреждения «Окружной центр народного творчества» городского округа «город Якутск», уполномоченного органа Управления муниципальных закупок Окружной администрации города Якутска при проведении электронного аукциона на поставку и монтаж оборудования сценического освещения для нужд МБУ «ОЦНТ» в 2015 году для субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций  (извещение № 0116300000115000917) обоснованной.
  2. Признать заказчика Муниципальное бюджетное учреждение «Окружной центр народного творчества» городского округа «город Якутск»  / уполномоченный орган Окружную администрацию города Якутска нарушившими часть 5 статьи 22, часть 2 статьи 34, часть 2 статьи 42, часть 5 статьи 63 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
  3. Выдать заказчику Муниципальному бюджетному учреждению «Окружной центр народного творчества» городского округа «город Якутск»  / уполномоченному органу Окружной администрации города Якутска предписание об устранении допущенных нарушений.
  4. В сроки, определенные предписанием, уведомить Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) о выполнении положений предписания.

 

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня вынесения.

 

Заместитель председателя комиссии                                                                                           <...>

Члены комиссии:                                                                                                             <...>

                        <...>

Связанные организации

Связанные организации не указаны