Решение б/н Р Е Ш Е Н И Е по делу № 06-738/15т от 8 ноября 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 
 

 

ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА

УПРАВЛЕНИЕ ПО РЕСПУБЛИКЕ САХА (ЯКУТИЯ)

 

Р Е Ш Е Н И Е

 

по делу № 06-738/15т

о нарушении законодательства о контрактной системе в сфере закупок

 

г. Якутск                                                                         резолютивная часть оглашена 08 октября 2015 года

                                                                                изготовлено в полном объеме 13 октября 2015 года

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по контролю закупок (далее также - Комиссия), в составе:

<…>– начальника отдела контроля закупок Якутского УФАС России, заместителя председателя Комиссии;

<…>– старшего государственного инспектора отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии;

<…>– старшего государственного инспектора отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии;

при участии:

от заявителя общества с ограниченной ответственностью «СахаИнвестГрупп» (далее также – ООО «СахаИнвестГрупп», заявитель): <…> (представители по доверенностям);

от заявителя общества с ограниченной ответственностью «Стройтехгрупп» (далее также – ООО «Стройтехгрупп», заявитель): не явились, о времени и месте рассмотрения дела уведомлены надлежащим образом;

от уполномоченного органа Окружной администрации города Якутска (далее также – ОА г. Якутска, уполномоченный орган): <…> (представители по доверенностям);

от заказчика Департамента градостроительства Окружной администрации города Якутска (далее также – Департамент градостроительства ОА г. Якутска, заказчик): <…> (начальник),

рассмотрев жалобы ООО «СахаИнвестГрупп», ООО «Стройтехгрупп» на действия уполномоченного органа Окружной администрации города Якутска, заказчика Департамента градостроительства Окружной администрации города Якутска при проведении электронного аукциона на выполнение работ по ремонту фасадов зданий города Якутска (извещение № 0116300000115000936), проведя в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон о контрактной системе, Закон № 44-ФЗ) внеплановую проверку осуществления закупки, действуя в соответствии с Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России № 727/14 от 19.11.2014,

 

у с т а н о в и л а:

 

01 октября 2015 года в Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) поступила жалоба ООО «СахаИнвестГрупп» на действия уполномоченного органа Окружной администрации города Якутска, заказчика Департамента градостроительства Окружной администрации города Якутска при проведении электронного аукциона на выполнение работ по ремонту фасадов зданий города Якутска (извещение № 0116300000115000936).

07 октября 2015 года в Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) поступила жалоба ООО «Стройтехгрупп» на действия уполномоченного органа Окружной администрации города Якутска, заказчика Департамента градостроительства Окружной администрации города Якутска при проведении электронного аукциона на выполнение работ по ремонту фасадов зданий города Якутска (извещение № 0116300000115000936).

Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) в единой информационной системе www.zakupki.gov.ru размещена информация о поступлении жалоб, времени и месте их рассмотрения.

Рассмотрение жалоб назначено на 08 октября 2015 года в 09 часов 30 минут.

До рассмотрения жалоб от заинтересованных лиц возражений не поступило.

В ходе рассмотрения дела представителями ООО «СахаИнвестГрупп» были приведены следующие доводы жалобы.

Объединение в один лот выполнения работ на 77 объектах, функционально не связанных между собой, то есть необоснованное укрупнение лота ведет к ограничению конкуренции ввиду сокращения числа участников закупок. Установленные размеры обеспечения заявки, исполнения контракта также исключают участие в закупке малых предприятий.

Отмечают, что одной из целей создания контрактной системы является повышение эффективности бюджетных расходов при осуществлении закупок для государственных и муниципальных нужд.

Прилагают копии решения ФАС России по делу К-303/15 от 02.04.2015 года, решения ФАС России по делу К-460/15 от 28.04.2015 года, решения Арбитражного суда города Москвы по делу № А40-188579/2013 от 13 марта 2014 года, постановления Арбитражного суда Московского округа по делу № А40-188579/2013 от 09 сентября 2014 года, постановления Девятого арбитражного апелляционного суда по делу № А40-188579/2013 от 06.06.2014 года.

Указывают на нарушение положений части 3 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции», части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе.

Разделом 3 «Техническое задание» «Основные функции подрядчика» установлено, что подрядчик выполняет следующие основные функции:  

«Подрядчик выполняет следующие основные функции -  работы по ремонту фасадов зданий, в соответствии с утвержденной расколеровкой согласно дефектной и локальной сметы (приложение 1), в т. ч.:

- поставка необходимого оборудования и материалов;

- демонтаж и монтаж рекламных конструкций;

- подготовительные работы по ремонту фасадов;

- покраска поверхности фасадов».

Между тем, в аукционную документацию не включена утвержденная заказчиком расколеровка.

В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке должна содержать изображение поставляемого товара, позволяющее его идентифицировать и подготовить заявку, окончательное предложение, если в такой документации содержится требование о соответствии поставляемого товара изображению товара, на поставку которого заключается контракт.

Поскольку подрядчик обязан выполнить работы в соответствии с утвержденной расколеровкой, заказчик обязан включить ее в состав аукционной документации.

Отмечают, что стоимость пигментных колеровочных паст меняется в зависимости от цвета пасты. Соответственно, для того, чтобы подготовить заявку, требуется четкое представление о расколеровке фасадов и необходимости закупки конкретной цветовой палитры.

В соответствии с разделом 2 «Техническое задание» «Общие положения» ремонт фасадов г. Якутска предполагает все виды работ, включенных в дефектные ведомости и локальные сметы. Вместе с тем, ни дефектными ведомостями, ни локальными сметами не предусмотрено использование колеровочных паст. Таким образом, заказчиком установлены требования, не предусмотренные дефектными ведомостями и локальными сметами (обоснованием начальной (максимальной) цены).

Локальной сметой № 3 на выполнение работ по ремонту фасада здания по адресу ул. Ленина, 14 не предусмотрены работы по демонтажу рекламных баннеров и прочих рекламных конструкций.

Также отмечают, что бюджетом муниципального заказчика не предусмотрены средства на проведение данной закупки.

В ходе рассмотрения дела жалоба ООО «Стройтехгрупп» была оглашена в полном объеме.

Часть 2 статьи 34 Закона о контрактной системе содержит требование, что при заключении контракта указывается, что цена контракта является твердой и определяется на весь срок исполнения контракта. В проекте контракта отсутствует это условие.

Заказчик не устанавливает конкретный срок действия контракта. Пункт 12.1 проекта контракта гласит: «Настоящий Контракт вступает в силу с момента его подписания и действует до полного исполнения сторонами своих обязательств по Контракту». Исходя из такого условия, невозможно планировать затраты на приобретение банковской гарантии, срок действия которой напрямую связан со сроком действия контракта (должен превышать его по меньшей мере на один месяц согласно статье 96 Закона о контрактной системе).

Пункт 10 «Техническое задание» аукционной документации содержит следующее условие: «при <…> применении материалов  не соответствующих ГОСТам, ТУ работы прекращаются по указанию лица, осуществляющего технический надзор, и устанавливается срок устранения нарушения письменным указанием, которое обязательно к беспрекословному выполнению».

Технические условия (ТУ) - это документ, устанавливающий технические требования, которым должны удовлетворять конкретное изделие, материал, вещество и пр. или их группу. Кроме того, в них должны быть указаны процедуры, с помощью которых можно установить, соблюдены ли данные требования. Технические условия являются техническим документом, который разрабатывается по решению разработчика (изготовителя) или по требованию заказчика (потребителя) продукции. Технические условия являются неотъемлемой частью комплекта конструкторской или другой технической документации на продукцию, а при отсутствии документации должны содержать полный комплекс требований к продукции, ее изготовлению, контролю и приемке. Технические условия разрабатывают на одно конкретное изделие, материал, вещество или несколько конкретных изделий, материалов, веществ и т. п. (тогда указывается код по ОКП на каждое изделие, материал и т. п.) Следовательно, определенный номер технического условия соответствует продукции только одного производителя. Указание на ТУ в аукционной документации является нарушением Закона о контрактной системе.

В нарушение требования статьи 64 Закона о контрактной системе в аукционной документации отсутствует информация о банковском сопровождении контракта.

В соответствии с пунктом 11 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе заказчик обязан в документации о закупке прописать порядок, даты начала и окончания срока предоставления участникам разъяснений положений документации о закупке. В аукционной документации информация о датах начала и окончания срока предоставления участникам разъяснений положений документации о закупке отсутствует.

В аукционной документации в нарушение пункта 10 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе не включено обязательное требование о том, что участник закупки не является офшорной компанией. Вместо этого в пункте 30 «Информационная карта» указано следующее требование к участнику: «Участник не имеет оффшорных компаний». Такая формулировка не соответствует пункту 10 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.

В ходе рассмотрения дела представители уполномоченного органа с жалобами не согласились и пояснили следующее.

Указанный перечень объектов объединен одним видом работ вне зависимости от их назначения.

Кроме того, представителями заказчика и уполномоченного органа пояснено, что потребность заказчика имеет объективное значение для проведения данной закупки, поскольку обусловлено проведением Международных спортивных игр «Дети Азии» в 2016 году в городе Якутске.

Колеровочная паста, ее оттенки, включены в состав краски. Стоимость краски включена в локальные сметы и дефектные ведомости.

Расколеровка согласовывается с заказчиком в ходе выполнения работ. Цвет краски указан в пункте 6 «Описание и условия контракта в соответствии со статьей 33 Федерального закона» раздела «СВЕДЕНИЯ О ПРОВОДИМОМ ЭЛЕКТРОННОМ АУКЦИОНЕ (ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА)» аукционной документации.

Цена контракта является твердой, данное положение установлено Законом о контрактной системе. Согласно статье 34 контракт заключается на условиях, предусмотренных закупочной документацией.

Срок выполнения работ установлен до 30 июля 2016 года, соответственно установлен срок действия контракта.

Заказчик вправе установить условие о банковском сопровождении контракта, если начальная (максимальная) цена контракта составляет не менее 200 млн. рублей (для муниципального образования).

Требования о соответствии конкретным техническим условиям отсутствуют в аукционной документации.

В ходе рассмотрения дела заказчик с жалобами не согласился и поддержал доводы представителей уполномоченного органа.

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), заслушав лиц, участвующих в деле, изучив имеющиеся в деле документы, установила следующее.

21 сентября 2015 года уполномоченным органом в единой информационной системе www.zakupki.gov.ru и на сайте оператора электронной площадки ООО «РТС-тендер» опубликовано извещение № 0116300000115000936 на выполнение работ по ремонту фасадов зданий города Якутска и аукционная документация.

Начальная (максимальная) цена контракта составила 144 402 000 рублей 00 копеек.

На момент рассмотрения жалобы по существу первые части заявок на участие в электронном аукционе не рассмотрены.

На основании требования Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), в соответствии с частью 7 статьи 106 Закона о контрактной системе, закупка в части подписания контракта приостановлена до рассмотрения жалобы по существу.

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) считает жалобу ООО «Стройтехгрупп» частично обоснованной на основании следующего.

Из содержания жалобы следует, что заявитель ООО «Стройтехгрупп» обжалует положения аукционной документации.

Довод заявителя в части отсутствия указания в проекте контракта на то, что цена контракта является твердой и определяется на весь срок исполнения контракта, подлежит признанию обоснованным на основании следующего.

Частью 4 статьи 64 Закона о контрактной системе установлено, что к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации.

Согласно части 2 статьи 34 Закона о контрактной системе при заключении контракта указывается, что цена контракта является твердой и определяется на весь срок исполнения контракта, а в случаях, установленных Правительством Российской Федерации, указываются ориентировочное значение цены контракта либо формула цены и максимальное значение цены контракта, установленные заказчиком в документации о закупке. При заключении и исполнении контракта изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей и статьей 95 настоящего Федерального закона.

В ходе проведенного Комиссией Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) анализа положений проекта контракта на выполнение работ по ремонту фасадов зданий г. Якутска (приложение № 5 к аукционной документации) следует, что  указание на то, что цена контракта является твердой и определяется на весь срок исполнения контракта, отсутствует в проекте контракта.

Таким образом, заказчиком/уполномоченным органом нарушена часть 2 статьи 34 Закона о контрактной системе.

Довод заявителя в части неустановления срока действия контракта подлежит признанию необоснованным на основании следующего.

Согласно части 4 статьи 64 Закона о контрактной системе к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации.

Требования к содержанию проекта контракта установлены статьей 34 Закона о контрактной системе, а также нормами Гражданского кодекса Российской Федерации.

Согласно пункту 3.1 проекта контракта установлено следующее: «Срок начала Работ по Контракту предусмотрен с момента заключения Контракта».

Согласно пункту 3.2 проекта контракта установлено следующее: «Срок окончания Работ по Контракту устанавливается до 25.06.2016 года».

Согласно пункту 3.4 проекта контракта установлено следующее: «Сроки начала и окончания работ по Контракту являются окончательными и не подлежат изменению».

Согласно пункту 3.5 проекта контракта установлено следующее: «Работы по настоящему Контракту, выполняются поэтапно. Сроки начала и окончания Работ (этапов работ), устанавливаются Графиком производства работ (этапов работ) (Приложение № 2 к настоящему Контракту), который является неотъемлемой частью настоящего Контракта».

Согласно пункту 12.1 проекта контракта установлено следующее: «Настоящий Контракт вступает в силу с момента его подписания и действует до полного исполнения сторонами своих обязательств по Контракту.

Частью 13 статьи 34 Закона о контрактной системе установлено, что в контракт включается обязательное условие о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, а также о порядке и сроках оформления результатов такой приемки. В случае, если контракт заключается с физическим лицом, за исключением индивидуального предпринимателя или иного занимающегося частной практикой лица, в контракт включается обязательное условие об уменьшении суммы, подлежащей уплате физическому лицу, на размер налоговых платежей, связанных с оплатой контракта.

Согласно части 3 статьи 96 Закона о контрактной системе исполнение контракта может обеспечиваться предоставлением банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям статьи 45 настоящего Федерального закона, или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику. Способ обеспечения исполнения контракта определяется участником закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно. Срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц.

Таким образом, срок действия банковской гарантии не конкретизируется положениями Закона о контрактной системе.

Довод заявителя в части указания на технические условия в аукционной документации подлежит признанию обоснованным на основании следующего.

В пункте 10 «Порядок контроля и приёмки работ» приложения № 1 «ТЕХНИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ на выполнение ремонтных работ фасадов зданий города Якутска» к аукционной документации указано следующее:

«<…> Технический надзор за выполнением работ осуществляется   Заказчиком

Контролируются сроки выполнения работ, качество, объёмы и номенклатура работ (в т.ч. по этапам) лицом осуществляющим технический надзор на объекте, назначенным приказом руководителя Заказчика/ При нарушении технологии производства работ, отступлении от требований ТЗ, ТУ, проекта, применения материалов  не соответствующих ГОСТам, ТУ работы прекращаются по указанию лица, осуществляющего технический надзор, и устанавливается срок устранения нарушения письменным указанием, которое обязательно к беспрекословному выполнению <…>».

Предметом данной закупки является выполнение работ по ремонту фасадов зданий города Якутска.

Согласно пункту 3 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки может включать в себя спецификации, планы, чертежи, эскизы, фотографии, результаты работы, тестирования, требования, в том числе в отношении проведения испытаний, методов испытаний, упаковки в соответствии с требованиями Гражданского кодекса Российской Федерации, маркировки, этикеток, подтверждения соответствия, процессов и методов производства в соответствии с требованиями технических регламентов, стандартов, технических условий, а также в отношении условных обозначений и терминологии.

Из положений пункта 3 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе следует, что в техническое задание может быть включено требование о соответствии процессов и методов производства объекта закупки требованиям технических регламентов, стандартов, технических условий. Использование данного требования должно быть направлено на следующие цели:

- защита жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества;

- охрана окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений;

- предупреждение действий, вводящих в заблуждение приобретателей, в том числе потребителей;

- обеспечение энергетической эффективности и ресурсосбережения.

В техническое задание может быть включено условие о том, что производство объекта закупки должно осуществляться согласно процессам и методам, установленным для конкретного вида товара, работы, услуги техническими регламентами, стандартами и техническими условиями. Такое требование позволяет заказчику обезопасить себя от получения некачественной продукции, обеспечивает конкурентоспособность и, следовательно, соответствие закупки целям, предусмотренным частью 1 статьи 1 Закона о контрактной системе.

В соответствии с пунктом 15 статьи 2 Федерального закона от 29.06.2015 N 162-ФЗ «О стандартизации в Российской Федерации» (далее также – Закон о стандартизации в Российской Федерации) технические условия - вид стандарта организации, утвержденный изготовителем продукции (далее - изготовитель) или исполнителем работы, услуги (далее - исполнитель).

Согласно положениям статьи 21 Закона о стандартизации в Российской Федерации стандарты организаций и технические условия разрабатываются с учетом соответствующих документов национальной системы стандартизации. Технические условия разрабатываются изготовителем и (или) исполнителем и применяются в соответствии с условиями, установленными в договорах (контрактах). Порядок разработки, утверждения, учета, изменения, отмены и применения стандартов организаций и технических условий устанавливается организациями самостоятельно с учетом применимых принципов, предусмотренных статьей 4 настоящего Федерального закона.

Между тем, в аукционной документации в пункте 6 «Описание и условия контракта в соответствии со статьей 33 Федерального закона» раздела «СВЕДЕНИЯ О ПРОВОДИМОМ ЭЛЕКТРОННОМ АУКЦИОНЕ (ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА)» установлено следующее: «Грунтовка ХС-04 – соответствовать требованиям ТУ 6-10-1414-76», «Пигментные пасты monicolor (или эквивалент)  изготовленные в соответствии с  ТУ 2316-010-49075239-2006 и соответствующие санитарным правилам ГН 2.1.6.1338-03 «Предельно-допустимые концентрации (ПДК) загрязняющих веществ в атмосферном воздухе населённых мест»».

Частью 3 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом.

Таким образом, в данном случае заказчиком/уполномоченным органом нарушена часть 3 статьи 33 Закона о контрактной системе.

Довод заявителя в части отсутствия информации о банковском сопровождении контракта подлежит признанию необоснованным на основании следующего.

Частью 5 статьи 63 Закона о контрактной системе установлен перечень информации, указываемой в извещении о проведении электронного аукциона наряду с информацией, указанной в статье 42 настоящего Федерального закона.

Согласно пункту 8 статьи 42 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки должна содержаться, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, следующая информация: размер обеспечения исполнения контракта, порядок предоставления такого обеспечения, требования к такому обеспечению (если установление требования обеспечения исполнения контракта предусмотрено статьей 96 настоящего Федерального закона), а также информация о банковском сопровождении контракта в соответствии со статьей 35 настоящего Федерального закона.

В соответствии с частью 1 статьи 35 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации устанавливает порядок осуществления банковского сопровождения контрактов, включающий в себя в том числе требования к банкам и порядку их отбора, условия договоров, заключаемых с банком, а также требования к содержанию формируемых банками отчетов.

Правила осуществления банковского сопровождения контрактов утверждены Постановлением Правительства РФ от 20.09.2014 N 963 «Об осуществлении банковского сопровождения контрактов» (далее также - Постановление Правительства РФ N 963).

Пунктом 4 Постановления Правительства РФ N 963 установлено, что в соответствии со статьей 35 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» Правительство Российской Федерации постановило рекомендовать высшим исполнительным органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления при осуществлении закупки для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации или муниципальных нужд включать в контракт в соответствии с частью 26 статьи 34 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», если начальная (максимальная) цена такого контракта (цена контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) составляет:

не менее 1 млрд. рублей (для субъекта Российской Федерации), не менее 200 млн. рублей (для муниципального образования), - условие о банковском сопровождении контракта, заключающееся в проведении банком, привлеченным поставщиком или заказчиком, мониторинга расчетов в рамках исполнения контракта;

не менее 5 млрд. рублей, - условие, предусматривающее привлечение поставщиком или заказчиком банка в рамках расширенного банковского сопровождения.

Согласно извещению № 0116300000115000936 на выполнение работ по ремонту фасадов зданий города Якутска начальная (максимальная) цена контракта составила 144 402 000 рублей 00 копеек. Данная закупка осуществляется для обеспечения муниципальных нужд.

Таким образом, заказчиком/уполномоченным органом не нарушены требования статьи 35 Закона о контрактной системе. 

Довод заявителя в части отсутствия информации о датах начала и окончания срока предоставления участникам закупки разъяснений положений аукционной документации подлежит признанию обоснованным на основании следующего.

Согласно части 3 статьи 65 Закона о контрактной системе любой участник электронного аукциона, получивший аккредитацию на электронной площадке, вправе направить на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение такого аукциона, запрос о даче разъяснений положений документации о таком аукционе. При этом участник такого аукциона вправе направить не более чем три запроса о даче разъяснений положений данной документации в отношении одного такого аукциона. В течение одного часа с момента поступления указанного запроса он направляется оператором электронной площадки заказчику.

Пунктом 11 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: порядок, даты начала и окончания срока предоставления участникам такого аукциона разъяснений положений документации о таком аукционе.

Из материалов дела установлено, что в пункте 27 «СВЕДЕНИЯ О ПРОВОДИМОМ ЭЛЕКТРОННОМ АУКЦИОНЕ (ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА)» аукционной документации указано следующее: «Любой участник электронного аукциона, получивший аккредитацию на электронной площадке, вправе направить на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение такого аукциона, запрос о даче разъяснений положений документации о таком аукционе. При этом участник такого аукциона вправе направить не более чем три запроса о даче разъяснений положений данной документации в отношении одного такого аукциона. В течение одного часа с момента поступления указанного запроса он направляется оператором электронной площадки заказчику».

Между тем, в аукционной документации отсутствует указание на даты начала и окончания срока предоставления участникам такого аукциона разъяснений положений документации о таком аукционе.

Таким образом, заказчиком/уполномоченным органом нарушен пункт 11 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.

Довод заявителя в части отсутствия требования к участникам закупки в соответствии с пунктом 10 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе подлежит признанию обоснованным на основании следующего.

Частью 3 статьи 64 Закона о контрактной системе установлено, что документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 настоящей статьи информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона.

Пунктом 10 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе установлено, что при осуществлении закупки заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки: участник закупки не является офшорной компанией.

Согласно части 5 статьи 31 Закона о контрактной системе информация об установленных требованиях в соответствии с частями 1, 1.1, 2 и 2.1 настоящей статьи указывается заказчиком в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке.

Пунктом 6 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе в извещении о проведении электронного аукциона наряду с информацией, указанной в статье 42 настоящего Федерального закона, указываются: требования, предъявляемые к участникам такого аукциона, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, а также требование, предъявляемое к участникам такого аукциона в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 настоящего Федерального закона.

Между тем, в извещении о проведении электронного аукциона и документации об электронном аукционе отсутствует требование к участникам закупки в соответствии с пунктом 10 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.

Таким образом, заказчиком нарушен пункт 10 части 1 статьи 31, часть 3 статьи 64 Закона о контрактной системе.

Жалоба ООО «Стройтехгрупп» подлежит признанию частично обоснованной.

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) считает жалобу ООО «СахаИнвестГрупп» частично обоснованной на основании следующего.

Из содержания жалобы следует, что заявитель ООО «СахаИнвестГрупп» обжалует положения аукционной документации.

Довод заявителя в части укрупнения лота путем включения большого количества функционально не связанных между собой объектов, по которым запланировано выполнение работ, предусмотренных аукционной документацией, подлежит признанию необоснованным на основании следующего.

Предметом данного электронного аукциона является выполнение работ по ремонту фасадов зданий города Якутска.

Пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе установлено, что документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.

В пункте 6 «Описание и условия контракта в соответствии со статьей 33 Федерального закона» раздела» «СВЕДЕНИЯ О ПРОВОДИМОМ ЭЛЕКТРОННОМ АУКЦИОНЕ (ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА)» аукционной документации указано следующее:

Ремонт фасадов зданий на территории городского округа «город Якутск»:

Административные здания – 5 объектов;

Административная территория Строительного округа – 11 объектов;

Административная территория Октябрьского округа – 20 объекта;

Административная территория Центрального округа – 21 объекта;

Административная территория Гагаринского округа – 5 объекта;

Административная территория Губинского – 9 объектов;

Административная территория Промышленного округа – 4 объекта;

Административная территория Сайсарского объекта – 5 объектов;

Требование и описание работ в техническом задании в приложении 1 к информационной карте».

Также пунктом 8 «Информация о количестве и месте доставки товара, являющегося предметом контракта, месте выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта» раздела «СВЕДЕНИЯ О ПРОВОДИМОМ ЭЛЕКТРОННОМ АУКЦИОНЕ (ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА)» аукционной документации установлено следующее: «Объем работ приведен в дефектной ведомости в приложении 3 к аукционной документации. Выполнение работ по ремонту фасадов зданий г. Якутска должен производиться на территории городского округа «город Якутск», в том числе по адресам».

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) приходит к выводу, что в данном случае установлен объем работ.

Между тем, из положений статьи 33 Закона о контрактной системе следует, что объем закупки формируется на основании потребностей и нужд заказчика.

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) отмечает, что согласно части 1 статьи 1 Закона о контрактной системе настоящий Федеральный закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг.

Также согласно части 1 статьи 12 Закона о контрактной системе государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами, муниципальные органы, казенные учреждения, иные юридические лица в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, при планировании и осуществлении закупок должны исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Согласно части 9 статьи 105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. Между тем, заявителем на момент рассмотрения жалобы по существу доказательств об ограничении количества участников закупок представлено не было.

Таким образом, указанные требования в описании объекта закупки не влекут ограничения количества участников закупки.

Довод заявителя в части отсутствия в аукционной документации утвержденной заказчиком расколеровки подлежит признанию обоснованным на основании следующего.

Пунктом 3 «Основные функции подрядчика» приложения № 1 «ТЕХНИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ на выполнение ремонтных работ фасадов зданий города Якутска» аукционной документации установлено, что подрядчик выполняет следующие основные функции: 

«Подрядчик выполняет следующие основные функции -  работы по ремонту фасадов зданий, в соответствии с утвержденной расколеровкой согласно дефектной и локальной сметы (приложение 1), в т. ч.:

- поставка необходимого оборудования и материалов;

- демонтаж и монтаж рекламных конструкций;

- подготовительные работы по ремонту фасадов;

- покраска поверхности фасадов». 

Согласно пункту 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.

Пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).

Согласно части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.

В соответствии с пунктом 1 статьи 743 Гражданского кодекса Российской Федерации подрядчик обязан осуществлять строительство и связанные с ним работы в соответствии с технической документацией, определяющей объем, содержание работ и другие предъявляемые к ним требования, и со сметой, определяющей цену работ. При отсутствии иных указаний в договоре строительного подряда предполагается, что подрядчик обязан выполнить все работы, указанные в технической документации и в смете.

Из материалов дела и пояснения представителей заказчика и уполномоченного органа следует, что расколеровка согласовывается и утверждается заказчиком в ходе выполнения работ.

Вместе с тем, участники закупки при принятии решения об участии в данной закупке должны определить какой объем каких цветов (цветогамма) должны либо иметь в наличии, либо приобрести для подачи ценового предложения.

Таким образом, заказчиком/уполномоченным органом нарушена часть 2 статьи 33 Закона о контрактной системе.

Довод заявителя в части не включения стоимости использования колеровочных паст  дефектные ведомости и локальные сметы подлежит признанию необоснованным на основании следующего.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе установлено, что документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.

Частью 1 статьи 22 Закона о контрактной системе установлено, что начальная (максимальная) цена контракта и в предусмотренных настоящим Федеральным законом случаях цена контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), определяются и обосновываются заказчиком посредством применения следующего метода или нескольких следующих методов:

1) метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка);

2) нормативный метод;

3) тарифный метод;

4) проектно-сметный метод;

5) затратный метод.

Согласно части 9 статьи 22 Закона о контрактной системе проектно-сметный метод заключается в определении начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), на:

1) строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства на основании проектной документации в соответствии с методиками и нормативами (государственными элементными сметными нормами) строительных работ и специальных строительных работ, утвержденными в соответствии с компетенцией федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, или органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации;

2) проведение работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, за исключением научно-методического руководства, технического и авторского надзора, на основании согласованной в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, проектной документации на проведение работ по сохранению объектов культурного наследия и в соответствии с реставрационными нормами и правилами, утвержденными федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации в области государственной охраны объектов культурного наследия.

В соответствии с частью 9.1 статьи 22 Закона о контрактной системе проектно-сметный метод может применяться при определении и обосновании начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), на текущий ремонт зданий, строений, сооружений, помещений.

Из материалов дела установлено, что в пункте 6 «Описание и условия контракта в соответствии со статьей 33 Федерального закона» указано следующее:

«Пигментные пасты monicolor (или эквивалент)

<…>

Цветность согласовывается с Заказчиком».

Из пояснения представителей заказчика и уполномоченного органа следует, что стоимость колеровочных/пигментных паст включена в строке дефектных ведомостей по объектам: «Окраска перхлорвиниловыми красками по подготовленной поверхности фасадов простых за 2 раза с земли и лесов», а также в соответствующей строке локальных смет:

«С101-0485

(Приказ № 703/пр от 12.11.2014)

Краска ХВ-161 перхлорвиниловая фасадная марок А, Б, т».

Таким образом, заказчиком/уполномоченным органом не нарушены положения статьи 22 Закона о контрактной системе.

Довод заявителя в части не включения стоимости работ по демонтажу рекламных баннеров и прочих рекламных конструкций в локальную смету по соответствующему объекту подлежит признанию необоснованным на основании следующего.

Из материалов дела установлено, что локальной сметой № 3 на выполнение работ по ремонту фасада здания по адресу ул. Ленина, 14 не предусмотрены работы по демонтажу рекламных баннеров и прочих рекламных конструкций.

Из пояснения заказчика/уполномоченного органа следует, что демонтаж рекламных баннеров на данном объекте не требуется ввиду расположенности рекламных баннеров на первом этаже здания, где не предусмотрено выполнение работ, указанных в аукционной документации.

Жалоба ООО «СахаИнвестГрупп» подлежит признанию частично обоснованной.

В ходе проведения внеплановой проверки установлено следующее.

Согласно части 1 статьи 2 Закона о контрактной системе законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок) основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.

В соответствии с частью 2 статьи 72 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее также – БК РФ) государственные (муниципальные) контракты заключаются в соответствии с планом-графиком закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд, сформированным и утвержденным в установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд порядке, и оплачиваются в пределах лимитов бюджетных обязательств, за исключением случаев, установленных пунктом 3 настоящей статьи.

Согласно статье 74 БК РФ в законе (решении) о бюджете могут устанавливаться условия предоставления средств из бюджета, в соответствии с которыми предоставление таких средств осуществляется в порядке, установленном соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией муниципального образования.

Порядок доведения указанных бюджетных ассигнований и (или) лимитов бюджетных обязательств до главных распорядителей бюджетных средств устанавливается финансовым органом.

До утверждения указанного порядка доведение соответствующих бюджетных ассигнований и (или) лимитов бюджетных обязательств до главных распорядителей (распорядителей) или получателей бюджетных средств не допускается.

Контроль за соблюдением указанных в пункте 1 настоящей статьи условий осуществляется главным распорядителем бюджетных средств.

В соответствии с пунктом 3 статьи 42 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки должна содержаться, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, информация об источнике финансирования.

Под источником финансирования понимается уровень бюджета, за счет средств которого осуществляется закупка, коды бюджетной классификации.

Из материалов дела установлено, что в извещении № 0116300000115000936 на выполнение работ по ремонту фасадов зданий города Якутска указан следующий источник финансирования: «бюджет РС(Я)».

Между тем, заказчиком на момент рассмотрения жалобы по существу не представлены доказательства подтверждения доведения лимитов бюджетных обязательств для осуществления данной закупки.

Таким образом, заказчиком нарушена часть 1 статьи 2, пункт 3 статьи 42 Закона о контрактной системе.

Частью 5 статьи 66 Закона о контрактной системе установлен перечень документов и информации, представляемых участниками закупки в составе заявок на участие в электронном аукционе.

Пунктом 36 «Требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Федерального закона №44-ФЗ от 05.04.2013 г.» раздела «СВЕДЕНИЯ О ПРОВОДИМОМ ЭЛЕКТРОННОМ АУКЦИОНЕ (ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА)» аукционной документации установлено, что вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать декларацию о соответствии участника электронного аукциона единым требованиям, установленным пунктами 3 – 5, 7, 9, 10 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.

Между тем, частью 5 статьи 66 Закона о контрактной системе не предусмотрено требование к участнику закупки о предоставлении декларации о соответствии участника электронного аукциона требованию, установленному в соответствии с пунктом 10 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.

В соответствии с частью 8.1 статьи 31 Закона о контрактной системе оператор электронной площадки проверяет соответствие участника электронного аукциона требованию, указанному в пункте 10 части 1 настоящей статьи, при его аккредитации на электронной площадке.

Согласно части 6 статьи 66 Закона о контрактной системе требовать от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных частями 3 и 5 настоящей статьи документов и информации, не допускается.

Таким образом, заказчиком/уполномоченным органом нарушена часть 6 статьи 66 Закона о контрактной системе.

На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия),

 

р е ш и л а:

 

  1. Признать жалобу ООО «Стройтехгрупп» на действия уполномоченного органа Окружной администрации города Якутска, заказчика Департамента градостроительства Окружной администрации города Якутска при проведении электронного аукциона на выполнение работ по ремонту фасадов зданий города Якутска (извещение № 0116300000115000936) частично обоснованной.
  2. Признать жалобу ООО «СахаИнвестГрупп» на действия уполномоченного органа Окружной администрации города Якутска, заказчика Департамента градостроительства Окружной администрации города Якутска при проведении электронного аукциона на выполнение работ по ремонту фасадов зданий города Якутска (извещение № 0116300000115000936) частично обоснованной.
  3. Признать заказчика Департамент градостроительства Окружной администрации города Якутска / уполномоченный орган Окружную администрацию города Якутска нарушившими часть 1 статьи 2,  пункт 10 части 1 статьи 31, части 2, 3 статьи 33, часть 2 статьи 34 , пункт 3 статьи 42 пункт 11 части 1, часть 3 статьи 64, часть 6 статьи 66 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
  4. Выдать заказчику Департаменту градостроительства Окружной администрации города Якутска / уполномоченному органу Окружной администрации города Якутска предписание об устранении допущенных нарушений.
  5. В сроки, определенные предписанием, уведомить Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) о выполнении положений предписания.

 

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня вынесения.

 

Заместитель председателя комиссии                                                                                           <…>

Члены комиссии:                                                                                                             <…>

                                                            <…>                                                                           

Связанные организации

Связанные организации не указаны