Решение б/н Р Е Ш Е Н И Е по делу № 06-762/15т от 9 января 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 
   

ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА

УПРАВЛЕНИЕ ПО РЕСПУБЛИКЕ САХА (ЯКУТИЯ)

 

Р Е Ш Е Н И Е

 

по делу № 06-762/15т

о нарушении законодательства о контрактной системе в сфере закупок

 

г. Якутск                                                                       резолютивная часть оглашена 14 октября 2015 года

                                                                             изготовлено в полном объеме 19 октября 2015 года

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по контролю закупок (далее также - Комиссия), в составе:

<…>– начальника отдела контроля закупок Якутского УФАС России, заместителя председателя Комиссии;

<…>– старшего государственного инспектора отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии;

<…>– старшего государственного инспектора отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии;

при участии:

от заявителя общества с ограниченной ответственностью «СибБиоМед» (далее также – ООО «СибБиоМед», заявитель): не явились, представлено ходатайство о рассмотрении дела без участия представителя;

от заказчика Государственного бюджетного учреждения Республики Саха (Якутия) «Олекминская центральная районная больница» (далее также – ГБУ РС (Я) «Олекминская центральная районная больница», заказчик): не явились, представлено ходатайство о рассмотрении дела без участия представителя;

от уполномоченного органа Государственного комитета Республики Саха (Якутия) по регулированию контрактной системы в сфере закупок (далее также – Госкомзакупок РС(Я), уполномоченный орган): <…> (представитель по доверенности),

рассмотрев жалобу ООО «СибБиоМед» на действия заказчика Государственного бюджетного учреждения Республики Саха (Якутия) «Олекминская центральная районная больница», уполномоченного органа Государственного комитета Республики Саха (Якутия) по регулированию контрактной системы в сфере закупок при проведении электронного аукциона на поставку расходного материала (извещение № 0116200007915008329), проведя в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон о контрактной системе, Закон № 44-ФЗ) внеплановую проверку осуществления закупки, действуя в соответствии с Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России № 727/14 от 19.11.2014,

 

у с т а н о в и л а:

 

07 октября 2015 года в Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) поступила жалоба ООО «СибБиоМед» на действия заказчика Государственного бюджетного учреждения Республики Саха (Якутия) «Олекминская центральная районная больница», уполномоченного органа Государственного комитета Республики Саха (Якутия) по регулированию контрактной системы в сфере закупок при проведении электронного аукциона на поставку расходного материала (извещение № 0116200007915008329).

Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) в единой информационной системе www.zakupki.gov.ru размещена информация о поступлении жалобы, времени и месте ее рассмотрения.

Рассмотрение жалобы назначено на 14 октября 2015 года в 09 часов 30 минут.

До рассмотрения жалобы от заинтересованных лиц возражений не поступило.

В ходе рассмотрения дела жалоба ООО «СибБиоМед» была оглашена в полном объеме.

В описании объекта закупки на поставку расходного материала имеются позиции № 25 и № 26

25

Трубка эндотрахеальная

Эндотрахеальная трубка тип «Паркер» должна быть оснащена специальным гибким кончиком. Дистальный конец трубки должен быть выполнен в виде «клюва ястреба», что позволяет ему «скользить» по поверхности анатомических структур, тканей верхних дыхательных путей и ротоглотки/носоглотки, не травмируя ткани гортани и ротоглотки.
два окошка Мерфи для лучшего проведения воздушной смеси в легкие пациента в случае обтурации основного просвета.
оптимальная форма дистального конца для проведения интубации с помощью фиброскопа. Размер №6

50

26

Трубка эндотрахеальная

Эндотрахеальная трубка тип «Паркер» должна быть оснащена специальным гибким кончиком. Дистальный конец трубки должен быть выполнен в виде «клюва ястреба», что позволяет ему «скользить» по поверхности анатомических структур, тканей верхних дыхательных путей и ротоглотки/носоглотки, не травмируя ткани гортани и ротоглотки.
два окошка Мерфи для лучшего проведения воздушной смеси в легкие пациента в случае обтурации основного просвета.
оптимальная форма дистального конца для проведения интубации с помощью фиброскопа. Размер №6.5

50

Права и законные интересы ООО «СибБиоМед» нарушены действиями заказчика, установившего в документации об электронном аукционе требования к техническим характеристикам поставляемого товара, которые ограничивают количество участников закупки, и по техническим характеристикам соответствуют продукции только одного производителя, а именно: по пункту 25 и 26 описания закупки является блокирующей позицией, так как единственным производителем данного товара является компания «Apexmed International B.V.» (Нидерланды).

Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться, в том числе тем, что описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.

Таким образом, требования к поставляемому товару, установленные заказчиком в пунктах 1, 2 технического задания документации об электронном аукционе, влекут за собой ограничение количества участников закупки, противоречат пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе.

Дополняют, что в подтверждение заявленных доводов по жалобе сообщаем, что заявителем был направлен запрос о предоставлении цен на обжалуемые эндотрахеальные  трубки в ООО «НДМ ТРЕЙД» г. Москва, на что был получен ответ, о том, что «данная продукция забронирована другой компанией».

Также был направлен запрос в ООО «РИМЕД» г. Новосибирск, которое является одной из фирм-поставщиков данной продукции, на что был получен ответ, о том, что «это эксклюзивные позиции фирмы «Аpexmed», за покупкой обращайтесь в ООО «МЕДИКОМ» (г. Москва)» при обращении с аналогичным запросом в ООО «МЕДИКОМ» (г. Москва) заявителю был дан ответ, о том, что «данные трубки поставляются по предварительному заказу. На данный момент нет в наличии». Таким образом, заявленная продукция является блокирующей, поскольку ее производителем является только компания «Аpexmed International B.V, а существующие на рынке дистрибьюторы  не поставляют товар, если он забронирован другим покупателем.

В подтверждение прикладывают копии страниц каталога «Apexmed», в которых обозначены обжалуемые товарные позиции, указывают соответствующий адрес в сети Интернет.

Предоставленная копия декларации и регистрационного удостоверения на изделия подтверждает тот факт, что производителем данного товара является компания «Apexmed International B.V», а официальным дистрибьютором - ООО «МЕДИКОМ», который отказался поставить заявителю запрашиваемые позиции.

Таким образом, в аукционной документации указаны требования к поставке товара, которые, соответствуют товару единственного производителя, что влечет ограничение круга потенциальных участников аукциона, а совокупность требований к товару указывает на единственного производителя и конкретный товар компании «Apexmed International B.V».

прилагают копии скриншотов переписки по электронной почте заявителя с вышеуказанными организациями, декларации о соответствии с номером РОСС NL.АГ58.Д01130 от 14.11.2014 года, регистрационного удостоверения № ФСЗ 2008/02861 от 19.11.2008 года.

В ходе рассмотрения дела письменное пояснение заказчика было оглашено в полном объеме.

Эндотрахеальная трубка предназначена для осуществления кратковременной и длительной искусственной вентиляции легких, вспомогательной вентиляции и проведения ингаляционного наркоза.

Данный тип эндотрахеальных трубок (тип «Паркер») на сегодняшний день является инструментом для проведения интубаций с наименьшим риском осложнений, связанных с повреждением анатомических структур полости рта и глотки пациентов. При интубации стандартными эндотрахеальными трубками возможны повреждения носовых раковин, задней стенки глотки и голосовых складок, которые нередко воникают при экстренных или плановых манипуляциях у пациентов, а также пациентов с врожденными или приобретенными деформациями и ограничениями подвижности шейного отдела позвоночника и челюстно-лицевого аппарата.

Согласно части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки заказчик вправе указывать функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки. Эндотрахеальная трубка по типу «Паркер», заявленная к поставке, оснащена специальным гибким кончиком, который позволяет трубке «скользить» по поверхности анатомических структур, не травмируя ткани гортани и ротоглотки. Два окошка Мерфи для лучшего проведения воздушной смеси в легкие пациента в случае обтурации основного просвета. Форма дистального конца для проведения интубации с помощью фиброскопа у данного типа трубок является оптимальной, именно эти требования предъявляют специалисты заказчика к эндотрахеальным трубкам размера 6 и 6,5.

Эндотрахеальные трубки тип «Паркер» производятся более чем одним производителем и находятся в свободной продаже на территории Российской Федерации, что подтверждается тремя коммерческими предложениями от различных организаций, наличием трех заявок на участие в электронном аукционе.

В ходе рассмотрения дела представитель уполномоченного органа с жалобой не согласился и пояснил следующее.

Из положений статьи 33 Закона о контрактной системе следует, что потребности заказчика являются определяющим фактором при установлении им соответствующих требований. Федеральным законом не предусмотрены ограничения по включению в документацию об электронном аукционе требований к товару, являющихся значимыми для заказчика, а также отсутствуют требования к заказчику обосновывать свои потребности при установлении требований к поставляемому товару.

Согласно подпункту 2 пункта 5.2 Порядка взаимодействия Уполномоченного органа и заказчиков при осуществлении полномочий на определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для заказчиков Республики Саха (Якутия), утвержденного Указом Президента Республики Саха (Якутия) от 27 декабря 2013 года № 2425, заказчик разрабатывает и утверждает описание объекта закупки к документации о закупке.

В соответствии с указанными нормами заказчиком в документации об электронном аукционе приведено описание объекта закупки и утверждено.

Согласно положениям статьи 8 Закона о контрактной системе контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).

Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.

Просим учесть, что заявитель указывает, что под данные характеристики подходит товар лишь одного производителя – компании «Apexmed International B.V.» (Нидерланды), что ведет к ограничению количества участников закупки, при этом заявитель не указывает, какие именно из установленных характеристик ведут к ограничению количества участников закупки.

Также следует учесть, что предметом закупки поставка расходных материалов, а не их производство. Таким образом, препятствий произвести поставку расходных материалов не имеется.

В соответствии со статьей 10 Закона о контрактной системе заказчики при планировании и осуществлении закупок должны исходить из приоритета обеспечения государственных и муниципальных нужд путем закупок инновационной и высокотехнологичной продукции.

Как следует из данных открытых источников в сети Интернет, эндотрахеальная трубка Паркера оснащена специальным гибким кончиком Parker Flex Tip (Паркер Флекс Тип), который позволяет изделию «скользить» по поверхности анатомических структур, не травмируя ткани гортани и ротоглотки. То есть указанное в позициях 25 и 26 части 2 «Описании объекта закупки» требование – тип «Паркер» является необходимым и объективным требованием, поскольку является инновационным типом эндотрахеальной трубки, которая позволяет ее вводить не травмируя ткани гортани и ротоглотки. Заказчик не обязан устанавливать требования к товару в ущерб пациентам и своим интересам с целью привлечения к закупкам всех производителей.

Таким образом, исходя из положений статей 8, 10 Закона о контрактной системе закупка товара с лучшим качеством наоборот ведет к развитию конкуренции между производителями, стимулирует в конкурентной борьбе развивать свою продукцию, а не ведет к ограничению конкуренции.

Просит признать жалобу необоснованной.

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), заслушав лицо, участвующее в деле, изучив имеющиеся в деле документы, установила следующее.

28 сентября 2015 года уполномоченным органом в единой информационной системе www.zakupki.gov.ru и на сайте оператора электронной площадки ОАО «ЕЭТП» опубликовано извещение №  0116200007915008329 на поставку расходного материала и аукционная документация.

Начальная (максимальная) цена контракта составила 699 978 рублей 48  копеек.

13 октября 2015 года проведена процедура рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе, о чем составлен протокол № 0116200007915008329-1.

Согласно указанному протоколу на участие в электронном аукционе поступило 3 (три) заявки с порядковыми номерами 7, 9, 10.

Аукционной комиссией принято решение о допуске к участию в электронном аукционе всех участников закупки.

На момент рассмотрения жалобы по существу электронный аукцион не проведен.

На основании требования Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), в соответствии с частью 7 статьи 106 Закона о контрактной системе, закупка в части подписания контракта приостановлена до рассмотрения жалобы по существу.

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) считает жалобу ООО «СибБиоМед» необоснованной на основании следующего.

Из сути жалобы следует, что заявитель обжалует положения аукционной документации в части установления характеристик требуемого к поставке товара, которым соответствует продукция только одного производителя.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов «или эквивалент», за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.

Из положений статьи 33 Закона о контрактной системе следует, что заказчиком устанавливаются требования к товарам исходя из собственной объективной потребности.

Предметом данной закупки является поставка расходного материала.

Из материалов дела установлено, что в части 2 «Описание объекта закупки» аукционной документации установлены следующие показатели:

25

Трубка эндотрахеальная

Эндотрахеальная трубка тип "Паркер" должна быть оснащена специальным гибким кончиком. Дистальный конец трубки должен быть выполнен в виде «клюва ястреба», что позволяет ему «скользить» по поверхности анатомических структур, тканей верхних дыхательных путей и ротоглотки/носоглотки, не травмируя ткани гортани и ротоглотки.
два окошка Мерфи для лучшего проведения воздушной смеси в легкие пациента в случае обтурации основного просвета.
оптимальная форма дистального конца для проведения интубации с помощью фиброскопа. Размер №6

 

50

26

Трубка эндотрахеальная

Эндотрахеальная трубка тип "Паркер" должна быть оснащена специальным гибким кончиком. Дистальный конец трубки должен быть выполнен в виде «клюва ястреба», что позволяет ему «скользить» по поверхности анатомических структур, тканей верхних дыхательных путей и ротоглотки/носоглотки, не травмируя ткани гортани и ротоглотки.
два окошка Мерфи для лучшего проведения воздушной смеси в легкие пациента в случае обтурации основного просвета.
оптимальная форма дистального конца для проведения интубации с помощью фиброскопа. Размер №6.5

 

50

Из пояснения заказчика следует, что данные требования установлены исходя из объективной потребности заказчика.

Из материалов дела установлено, что на участие в электронном аукционе поступило 3 (три) заявки, при этом аукционной комиссией принято решение о допуске к участию в электронном аукционе всех участников закупки.

Также из материалов дела установлено, что расчет начальной (максимальной) цены контракта был произведен на основе трех коммерческих предложений от различных поставщиков, следовательно, возможность поставки требуемых товаров имеется минимум у трех поставщиков.

При этом, Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) отмечает, что предметом закупки является поставка товаров, а не их производство. Следовательно, принять участие в закупке могут и поставщики, и производитель.

Также в письме № 11-01-22/884 от 13.10.2015 года Министерством здравоохранения Республики Саха (Якутия) по запросу Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) обозначена следующая позиция: на официальном сайте Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения Российской Федерации опубликован государственный реестр медицинских изделий и организацией (индивидуальных предпринимателей), осуществляющих производство, изготовление медицинских изделий и соответственно, имеющих право на поставку, продажу, перепродажу и использование на территории Российской Федерации до окончания срока регистрации. Предусмотренные описанием объекта закупки в аукционной документации расходные материалы находятся в свободном обороте на территории Российской Федерации, и любое лицо, осуществляющее проверку коммерческую деятельность может их закупить для последующей поставки. В соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе заказчик вправе включить в аукционную документацию характеристики товара, отвечающие его потребностям и необходимы для выполнения соответствующих функций медицинского учреждения. При этом заказчик вправе в необходимой степени детализировать предмет электронного аукциона.

Таким образом, вышеуказанными обстоятельствами и материалами дела факт ограничения количества участников закупок не установлено и не подтверждается.

Кроме того, любой довод жалобы, если его обоснованность прямо не следует из положений Закона о контрактной системе, нуждается в доказывании.

На это, в частности указывает часть 9 статьи 105 Закона о контрактной системе участник закупки, подавший жалобу на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки, обязан приложить к жалобе документы, подтверждающие обоснованность доводов жалобы.

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) критически относится как к доказательству к скриншотам переписки по электронной почте, поскольку данная переписка не включает в себя официальных запросов и ответов (с реквизитами).

Также Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) отмечает, что согласно части 1 статьи 1 Закона о контрактной системе настоящий Федеральный закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг.

Таким образом, заказчиком правомерно установлены характеристики требуемого к поставке товара в описании объекта закупки.

Жалоба ООО «СибБиоМед» подлежит признанию необоснованной. 

На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия),

 

р е ш и л а:

 

Признать жалобу ООО «СибБиоМед» на действия заказчика Государственного бюджетного учреждения Республики Саха (Якутия) «Олекминская центральная районная больница», уполномоченного органа Государственного комитета Республики Саха (Якутия) по регулированию контрактной системы в сфере закупок при проведении электронного аукциона на поставку расходного материала (извещение № 0116200007915008329) необоснованной.

 

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня вынесения

 

Заместитель председателя комиссии                                                                                           <…>

Члены комиссии:                                                                                                             <…>

<…>

 

                                                                                                                              

Связанные организации

Связанные организации не указаны