Решение б/н Решение по результатам рассмотрения жалобы ООО НИИ «Земля и ... от 22 августа 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА

УПРАВЛЕНИЕ ПО РЕСПУБЛИКЕ САХА (ЯКУТИЯ)

 

Р Е Ш Е Н И Е

 по делу № 06-798/17т 

о нарушении законодательства о контрактной системе в сфере закупок

 

           г. Якутск                                                                                                     16 августа 2017 года

                                                                 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по контролю закупок (далее также – Комиссия, Комиссия Якутского УФАС России), в составе:

<…> – начальника отдела контроля закупок Якутского УФАС России, заместителя председателя Комиссии;

<…> – главного государственного инспектора отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии;

<…> – старшего государственного инспектора отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии,

от заявителя Общества с ограниченной ответственностью Научно-исследовательского института «Земля и город» (далее также – ООО НИИ «Земля и город», заявитель): не явились, представлено ходатайство о рассмотрении дела без участия представителя;

от уполномоченного учреждения Муниципального казенного учреждения «Управление муниципальной собственностью и закупками Нерюнгринского района» (далее также – МКУ «УМСиЗ», уполномоченное учреждение, конкурсная комиссия): не явились, представлено ходатайство о рассмотрении дела без участия представителя;

от заказчика Комитета земельных и имущественных отношений Нерюнгринского района (далее также – Комитет, заказчик): не явились, уведомлены надлежащим образом,

рассмотрев жалобу ООО НИИ «Земля и город» на действия заказчика Комитета земельных и имущественных отношений Нерюнгринского района, уполномоченного учреждения МКУ «УМСиЗ» при проведении открытого конкурса на разработку проектов территории планировки территорий СОТ и проектов межевания территорий СОТ Нерюнгринского района (изв. № 0816300017017000164), проведя в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее также - Закон о контрактной системе, Закон № 44-ФЗ) внеплановую проверку осуществления закупки, действуя в соответствии с Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 года № 727/14,

 

у с т а н о в и л а:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) поступила жалоба ООО НИИ «Земля и город» на действия заказчика Комитета земельных и имущественных отношений Нерюнгринского района, уполномоченного учреждения МКУ «УМСиЗ» при проведении открытого конкурса на разработку проектов территории планировки территорий СОТ и проектов межевания территорий СОТ Нерюнгринского района (изв. № 0816300017017000164).

Из жалобы заявителя следует, что:

1) Устанавливать требования о наличии в штате участника закупки кадастровых инженеров в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе является обязанностью заказчиков, только в случае, если объектом закупки являются кадастровые работы, которые могут быть выполнены только кадастровым инженером, обладающим специальным правом для их выполнения.

Результатом работ, являющихся объектом закупки, будет градостроительная документация (проекты планировки и проекты межевания). 

Установление требования о соответствии участника закупки требованиям, предъявляемым к кадастровым инженерам, неправомерно.

2) Для выполнения работ, являющихся объектом настоящей закупки, наличия свидетельства СРО на проектные работы не требуется.

3) Получен некорректный ответ на запрос на разъяснение положений конкурсной документации.

Кроме того, согласно части 8 статьи 50 Закона о контрактной системе, разъяснения должны быть размещены заказчиком в единой информационной системе с указанием предмета запроса, но без указания лица, от которого поступил запрос.

Разъяснения опубликованы заказчиком на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок (http://zakupki.gov.ru) с указанием ООО НИИ «Земля и город» - лица, направившего запрос.

Просят приостановить определение поставщика (подрядчика, исполнителя) до рассмотрения жалобы по существу, провести внеплановую проверку действий заказчика, уполномоченного органа, признать жалобу обоснованной, признать действия заказчика, уполномоченного органа неправомерными, выдать предписание об устранении нарушений законодательства в сфере закупок.

Из письменного пояснения уполномоченного учреждения следует, что:

1) Заявитель в жалобе ссылается на «ОК 009-2003. Общероссийский классификатор специальностей по образованию», утвержденный Постановлением Госстандарта РФ от 30.09.2003 № 276-сс. Данный документ утратил силу с 01 июля 2017 года в связи с изданием Приказа Росстандарта от 08.12.2016 № 2007-ст.

Кроме того, ОКСО 009-2003 предназначен для использования в процессе автоматизированной обработки и обмена информацией на всех установленных государством образовательных уровнях в Российской Федерации с охватом как государственных, так и негосударственных образовательных учреждений при решении следующих основных задач:

- определение прогнозной потребности, регулирование приема и выпуска специалистов;

- регламентация лицензионной деятельности и статистического учета в образовании;

- интеграция системы высшего профессионального образования и среднего профессионального образования Российской Федерации в международное образовательное пространство.

Иными словами данный документ не ставит целью указывать на ключевых специалистов той или иной деятельности.

Заказчик признает ошибочность ссылки на Приказ Минэкономразвития России от 03 августа 2011 года № 388 «Об утверждении требований к проекту межевания земельных участков». Однако после составления градостроительной документации необходимо проводить кадастровые работы, которые осуществляются кадастровым инженером. Исходя из принципов эффективности контрактной системы, виделось разумным включить данное требование, дабы впоследствии не возникло трудностей с согласованием работ, замечаний.

2) Статья 41.2 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее также – ГрК РФ) отсылает к Постановлению Правительства РФ от 31.03.2017 года № 402 «Об утверждении Правил выполнения инженерных изысканий, необходимых для подготовки документации по планировке территории, перечня видов инженерных изысканий, необходимых для подготовки документации по планировке территории, и о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 19 января 2006 г. N 20».

Согласно статье 9 данного Постановления инженерные изыскания и (или) отдельные их виды выполняются лицами, указанными в части 2 статьи 47 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – исполнитель)».

Согласно части 2 статьи 47 ГрК РФ работы по договорам о выполнении инженерных изысканий, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком или лицом, получившим в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации разрешение на использование земель или земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, для выполнения инженерных изысканий (далее также - договоры подряда на выполнение инженерных изысканий), должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, которые являются членами саморегулируемых организаций в области инженерных изысканий, если иное не предусмотрено настоящей статьей. Выполнение инженерных изысканий по таким договорам обеспечивается специалистами по организации инженерных изысканий (главными инженерами проектов). Работы по договорам о выполнении инженерных изысканий, заключенным с иными лицами, могут выполняться индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, не являющимися членами таких саморегулируемых организаций.

Данными положениями объясняется включение требования о наличии свидетельства СРО.

3) Согласно части 5 статьи 46 ГрК РФ обязательному рассмотрению на публичных слушаниях подлежат проекты планировки территории и проекты межевания территории, если решение об их утверждении принимается органами местного самоуправления поселения, городского округа.

Заявленные в конкурсной документации территории садово-огороднических товариществ расположены на межселенной территории района (категория земель – земли сельскохозяйственного назначения). 

Кроме того, в соответствии с пунктом 5.1 указанной статьи публичные слушания по проекту планировки территории и проекту межевания территории не проводятся, если они подготовлены в отношении  территории в границах земельного участка, предоставленного некоммерческой организации, созданной гражданами, для ведения садоводства, огородничества, дачного хозяйства или для ведения дачного хозяйства иному юридическому лицу.

Таким образом, срок выполнения работ установлен 20.12.2017 года. Продление контракта на 2018 год не предусмотрено в связи с невозможностью перехода бюджетных ассигнований, выделенных на 2017 год.

Разъяснения опубликованы заказчиком на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru с указанием наименования заявителя, так как произошла техническая ошибка.

Комиссия, изучив имеющиеся в деле документы, установила следующее.

1) извещение об осуществлении закупки размещено на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее также – ЕИС) – 10.07.2017 года;

2) 20.07.2017 года внесены изменения в извещение о проведении открытого конкурса, конкурсную документацию;

3) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) – открытый конкурс;

4) начальная (максимальная) цена контракта – 6 344 900,00 руб.;

5) на участие в открытом конкурсе поданы 4 заявки от участников закупки;

6) 4 заявки признаны соответствующими требованиям конкурсной документации.

На основании требования Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), в соответствии с частью 7 статьи 106 Закона о контрактной системе, закупка в части подписания контракта приостановлена до рассмотрения жалобы по существу.

Комиссия считает жалобу заявителя частично обоснованной на основании следующего.

Довод жалобы в части неправомерного установления требования к участникам закупки требованиям, предъявляемым к кадастровым инженерам, и о наличии в штате участника закупки кадастровых инженеров признан необоснованным в силу следующего.

Пунктами 8.1, 8.2, 8.3 раздела 8 проекта контракта установлено следующее:

«8.1. Членство в Саморегулируемой организации в сфере кадастровой деятельности.

8.2. Наличие высшего образования по специальности или направлению подготовки, перечень которых утверждается органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений, или наличие высшего образования по специальности или направлению подготовки, не вошедших в указанный перечень, и дополнительного профессионального образования по программе профессиональной переподготовки в области кадастровых отношений.

8.3. Квалификационный аттестат кадастрового инженера».

Также пунктом 16 «Требования к участникам конкурса» Приложения № 1 «ТЕХНИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ на разработку проектов планировки и проектов межевания территорий садово-огороднических товариществ» к контракту установлено следующее:  

«Членство в Саморегулируемой организации в сфере кадастровой деятельности.

Наличие высшего образования по специальности или направлению подготовки, перечень которых утверждается органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений, или наличие высшего образования по специальности или направлению подготовки, не вошедших в указанный перечень, и дополнительного профессионального образования по программе профессиональной переподготовки в области кадастровых отношений.

Наличие опыта работы в качестве помощника кадастрового инженера не менее двух лет, в течение которых он под руководством кадастрового инженера принимал участие в подготовке и выполнении кадастровых работ (далее - стажировка) в соответствии со ст. 29 № 221-ФЗ "О кадастровой деятельности"

Квалификационный аттестат кадастрового инженера.

Осуществление кадастровым инженером кадастровой деятельности (представления в орган регистрации прав межевого плана, технического плана, акта обследования, карты-плана территории, подготовленных кадастровым инженером) в течение последних трех лет по Российской Федерации.

Отсутствие принятия за последние три года деятельности кадастрового инженера органом регистрации прав десяти и более решений о необходимости устранения воспроизведенных в Едином государственном реестре недвижимости ошибок, содержащихся в межевом плане, техническом плане или карте-плане территории и связанных с ошибкой, допущенной кадастровым инженером при определении местоположения границ земельных участков или местоположения зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства (далее - реестровая ошибка)

Отсутствие наказания в виде дисквалификации за нарушение законодательства о государственном кадастровом учете недвижимого имущества и кадастровой деятельности, предусмотренное Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, в соответствии с вступившим в законную силу решением суда;

Отсутствие непогашенной или неснятой судимости за совершение умышленного преступления;

Наличие действующего договора обязательного страхования гражданской ответственности кадастрового инженера».

В соответствии с частью 7 статьи 50 Закона о контрактной системе любой участник открытого конкурса вправе направить в письменной форме заказчику запрос о даче разъяснений положений конкурсной документации. В течение двух рабочих дней с даты поступления указанного запроса заказчик обязан направить в письменной форме или в форме электронного документа разъяснения положений конкурсной документации, если указанный запрос поступил к заказчику не позднее чем за пять дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в открытом конкурсе.

Согласно части 8 статьи 50 Закона о контрактной системе в течение одного рабочего дня с даты направления разъяснений положений конкурсной документации такие разъяснения должны быть размещены заказчиком в единой информационной системе с указанием предмета запроса, но без указания лица, от которого поступил запрос. Разъяснения положений конкурсной документации не должны изменять ее суть.

Между тем, согласно сведениям с ЕИС 27.07.2017 года размещено в ЕИС разъяснение положений конкурсной документации от 27.07.2017 №РД4, в тексте которого указано следующее:

«1. Объектом Закупки являются работы по разработке градостроительной документации (проектов планировки и проектов межевания территорий садово-огороднических товариществ), которые осуществляются в порядке, установленном главой 5 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – ГрК РФ).

Для выполнения работ по подготовке градостроительной документации кадастровые инженеры не требуются <…>».

Рассматриваемое разъяснение положений конкурсной документации носит уточняющий характер положений конкурсной документации, в частности, положений, устанавливающих требования к участникам закупки, является неотъемлемой частью конкурсной документации.

Таким образом, с учетом вышеуказанного разъяснения требования о соответствии участников закупки требованиям, предъявляемым к кадастровым инженерам, и о наличии в штате участника закупки кадастровых инженеров не установлены.

Следовательно, довод жалобы не нашел своего подтверждения.

Довод жалобы в части неправомерного требования к участникам закупки о наличии свидетельства, выданного саморегулируемой организацией о допуске на виды работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства по п. 13. Работы по организации подготовки проектной документации, привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным проектировщиком), признан обоснованным в силу следующего.

Согласно пункту 2 части 3 статьи 49 Закона о контрактной системе в извещении о проведении открытого конкурса заказчик указывает: требования, предъявляемые к участникам открытого конкурса, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками открытого конкурса в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, а также требование, предъявляемое к участникам открытого конкурса в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 настоящего Федерального закона.

В соответствии с частью 1 статьи 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация содержит информацию наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса.

В силу пункта 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.

Из совокупного смысла вышеприведенных норм следует, что заказчику надлежит устанавливать к участникам закупки требования, соответствующие действующему законодательству.

Частью 1 статьи 2 Закона о контрактной системе установлено, что законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из названного Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать Закону о контрактной системе.

Согласно части 1 статьи 55.8 ГрК РФ индивидуальный предприниматель или юридическое лицо имеет право выполнять инженерные изыскания, осуществлять подготовку проектной документации, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства по договору подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, по договору строительного подряда, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, или региональным оператором, при условии, что такой индивидуальный предприниматель или такое юридическое лицо является членом соответственно саморегулируемой организации в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, если иное не установлено настоящим Кодексом.

Между тем, в соответствии с частью 1 статьи 3.3 Федерального закона от 29.12.2004 № 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации» с 1 июля 2017 года не допускается осуществление предпринимательской деятельности по выполнению инженерных изысканий, по осуществлению архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства на основании выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к определенному виду или видам работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства.

Таким образом, понятие «свидетельство СРО» с 01.07.2017 г. в области градостроительного законодательства не применяется, свидетельства СРО, выданные ранее указанной даты, утратили силу.

Согласно изменениям ГрК РФ, вступившим в силу с 01.07.2017 г., специальная правоспособность лица, выполняющего работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, подтверждается членством в СРО, в свою очередь подтверждением членства в СРО является выписка из реестра членов СРО, членом которой является участник закупки.

Извещение об осуществлении закупки № 0816300017017000164 размещено в ЕИС 10.07.2017 года.

Пунктом 10 «Требования, предъявляемые к Участникам открытого конкурса Основные требования» раздела I.3 «ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА КОНКУРСА» конкурсной документации установлено следующее: 

«Документ, подтверждающий соответствие участника открытого  конкурса требованиям, установленным пунктом 1 части 1 ст. 31 44-ФЗ:

копия свидетельства выданного саморегулируемой организацией о допуске на виды работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства: II. Виды работ по подготовке проектной документации. 13. Работы по организации подготовки проектной документации, привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным проектировщиком) стоимостью не менее цены контракта (начальной (максимальной) (единственный участник) или поданного ценового предложения участника». 

Согласно положениям конкурсной документации конкурсная документация утверждена и.о. главы Нерюнгринской районной администрации.

При изложенных обстоятельствах, действия заказчика, уполномоченного учреждения, Нерюнгринской районной администрации  по установлению к участникам закупки требований о наличии и предоставлении ими в составе вторых частей заявок на участие в открытом конкурсе свидетельства СРО о допуске к определенным видам работ, нарушают пункт 1 части 1 статьи 31, часть 1 статьи 50 Закона о контрактной системе. 

Довод жалобы в части размещения в ЕИС некорректного разъяснения, содержащего указание на лицо, подавшее запрос о даче разъяснений положений конкурной документации, признан обоснованным в силу следующего.

В соответствии с частью 7 статьи 50 Закона о контрактной системе любой участник открытого конкурса вправе направить в письменной форме заказчику запрос о даче разъяснений положений конкурсной документации. В течение двух рабочих дней с даты поступления указанного запроса заказчик обязан направить в письменной форме или в форме электронного документа разъяснения положений конкурсной документации, если указанный запрос поступил к заказчику не позднее чем за пять дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в открытом конкурсе.

Согласно части 8 статьи 50 Закона о контрактной системе в течение одного рабочего дня с даты направления разъяснений положений конкурсной документации такие разъяснения должны быть размещены заказчиком в единой информационной системе с указанием предмета запроса, но без указания лица, от которого поступил запрос. Разъяснения положений конкурсной документации не должны изменять ее суть.

Согласно сведениям с ЕИС 27.07.2017 года размещено в ЕИС разъяснение положений конкурсной документации от 27.07.2017 №РД4, в тексте которого указано следующее:

«В соответствии с частью 7 статьи 50 Федерального закона от 05 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе) ООО НИИ «Земля и город» направляет Вам настоящий запрос о разъяснении положений конкурсной документации к открытому конкурсу на право заключения контракта на выполнение работ по разработке проектов планировки и проектов межевания территорий садово-огороднических товариществ (закупка № 0816300017017000164, далее – Конкурс / Закупка)<…>».

Следовательно, разъяснение размещено в единой информационной системе с указанием лица, от которого поступил запрос.

Из письменного пояснения уполномоченного учреждения следует, что уполномоченным учреждением данный факт не оспаривается, заказчиком опубликованы разъяснения в ЕИС с указанием наименования заявителя вследствие технической ошибки.

Таким образом, уполномоченным учреждением нарушена часть 8 статьи 50 Закона о контрактной системе.

Жалоба заявителя подлежит признанию частично обоснованной.

На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия),

 

р е ш и л а:

 

1. Признать жалобу ООО НИИ «Земля и город» на действия заказчика Комитета земельных и имущественных отношений Нерюнгринского района, уполномоченного учреждения МКУ «УМСиЗ» при проведении открытого конкурса на разработку проектов территории планировки территорий СОТ и проектов межевания территорий СОТ Нерюнгринского района (изв. № 0816300017017000164) частично обоснованной. Доводы в части неправомерного требования к участникам закупки о наличии свидетельства, выданного саморегулируемой организацией о допуске на виды работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства по п. 13. Работы по организации подготовки проектной документации, привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным проектировщиком) и размещения в ЕИС некорректного разъяснения, содержащего указание на лицо, подавшее запрос о даче разъяснений положений конкурной документации, признаны обоснованными. 

2. Признать заказчика Комитет земельных и имущественных отношений Нерюнгринского района/уполномоченное учреждение Муниципальное казенное учреждение «Управление муниципальной собственностью и закупками Нерюнгринского района»/ Нерюнгринскую районную администрацию нарушившими пункт 1 части 1 статьи 31, часть 1 статьи 50 Федерального закона от 05.04.2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

3. Признать уполномоченное учреждение Муниципальное казенное учреждение «Управление муниципальной собственностью и закупками Нерюнгринского района» нарушившим часть 8 статьи 50 Федерального закона от 05.04.2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

4. Выдать заказчику Комитету земельных и имущественных отношений Нерюнгринского района/уполномоченному учреждению Муниципальному казенному учреждению «Управление муниципальной собственностью и закупками Нерюнгринского района»/ Нерюнгринской районной администрации предписание об устранении допущенного нарушения.

5. В сроки, определенные предписанием, уведомить Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) о выполнении положений предписания.

6. Передать материалы дела должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства.

 

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня вынесения

 

Заместитель председателя комиссии: <…>

 

 

Члены комиссии:                      <…>

 

 

<…>

Связанные организации

Связанные организации не указаны