Решение б/н Решение по результатам рассмотрения жалоб ООО «Новострой», О... от 22 августа 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА

УПРАВЛЕНИЕ ПО РЕСПУБЛИКЕ САХА (ЯКУТИЯ)

 

Р Е Ш Е Н И Е

 

по делам №№ 06-819/17т, 06-820/17т, 06-821/17т, 06-830/17т 

о нарушении законодательства о контрактной системе в сфере закупок

 

г. Якутск                                                                                                    18 августа 2017 года

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по контролю закупок (далее также - Комиссия), в составе:

<…> – начальника отдела контроля закупок Якутского УФАС России, заместителя председателя Комиссии;

<…> – старшего государственного инспектора отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии;

<…> – старшего государственного инспектора отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии,

при участии:

от заявителя общества с ограниченной ответственностью «Новострой» (далее также – ООО «Новострой», Общество, заявитель): не явились, о времени и месте рассмотрения дела уведомлены надлежащим образом;

от заявителя общества с ограниченной ответственностью «АСВЭЛ-КОНСАЛТ» (далее также – ООО «АСВЭЛ-КОНСАЛТ», Общество, заявитель): не явились, о времени и месте рассмотрения дела уведомлены надлежащим образом;

от заявителя общества с ограниченной ответственностью «МегаСтрой» (далее также – ООО «МегаСтрой», Общество, заявитель): не явились, о времени и месте рассмотрения дела уведомлены надлежащим образом;

от заявителя общества с ограниченной ответственностью «Перспектива» (далее также – ООО «Перспектива», Общество, заявитель): не явились, о времени и месте рассмотрения дела уведомлены надлежащим образом;

от заказчика Администрации муниципального района «Амгинский улус (район)» Республики Саха (Якутия) (далее также – Администрация, заказчик): не явились, о времени и месте рассмотрения дела уведомлены надлежащим образом;

от уполномоченного органа Муниципального казенного учреждения «Управление муниципальными закупками» муниципального района «Амгинский улус (район)» (далее также – МКУ «УМЗ» МР «Амгинский улус (район)», уполномоченный орган): не явились, о времени и месте рассмотрения дела уведомлены надлежащим образом,

рассмотрев жалобы ООО «Новострой», ООО «АСВЭЛ-КОНСАЛТ», ООО «МегаСтрой», ООО «Перспектива» на действия уполномоченного органа МКУ «УМЗ» МР «Амгинский улус (район)», заказчика Администрации муниципального района «Амгинский улус (район)» Республики Саха (Якутия) при проведении электронного аукциона на комплекс работ для ликвидации второй смены МБОУ "Амгинская СОШ №1" (изв. № 0816300022117000101), проведя в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее также - Закон о контрактной системе) внеплановую проверку осуществления закупки, действуя в соответствии с Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 года № 727/14,

у с т а н о в и л а:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) поступили жалобы ООО «Новострой», ООО «АСВЭЛ-КОНСАЛТ», ООО «МегаСтрой», ООО «Перспектива».

Из жалобы ООО «Новострой» следует, что: 

Требования к характеристикам товаров и материалов по следующим позициям являются излишне завышенными, а также являются требованиями, в том числе, к сырью (в том числе, к компонентному составу), из которого изготавливается товар, и (или) показатели технологии производства, испытания товара, и (или) показатели, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства используемый при выполнении работ: «Мыло твердое хозяйственное», «Олифа комбинированная», «Швеллеры № 40 из стали марки Ст0», «Уайт-спирит», «Смола каменноугольная», «Клей фенолполивинилацетатный», «Резина прессованная», «Шпатлевка водно-дисперсионная», «Плинтуса для полов», «Известь строительная негашеная хлорная, марки А», «Песок природный».

Подробное изложение в аукционной документации требований к характеристикам товаров, которые являются, в том числе показателями результатов технологических испытаний товаров, а также характеристиками компонентного состава товаров, является неправомерным, поскольку Закон о контрактной системе не обязывает участников закупки иметь в наличии товар, предлагаемый к использованию при выполнении работ, для предоставления вышеуказанных сведений в составе первой части заявки на участие в аукционе.

Из жалобы ООО «АСВЭЛ-КОНСАЛТ» следует, что: 

1) В нарушение требований пункта 1 части 1 статьи 33, пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе заказчиком установлены требования к описанию участниками закупок в составе заявок химического состава и (или) компонентов товара:

- Позиция №4 Приложения №1 «Ведомость основных используемых материалов» к описанию объекта закупки документации об электронном аукционе (далее - Приложение): 

«Качественное число (масса жирных кислот в пересчете на номинальную массу куска 100 г), г, не менее 70,5. 

Массовая доля свободной едкой щелочи, % к номинальной массе куска, не более 0,15.

Массовая доля свободной углекислой соды, % к номинальной массе куска, не более 1,0»;

- Позиция №11 Приложения: 

«Массовая доля ароматических углеводородов, %, не более 16. 

Массовая доля общей серы, %, не более 0,025»;

- Позиция №15 Приложения: 

«Массовая доля воды, %, не более 4,0. 

Массовая доля нафталина в пересчете на безводную смолу каменноугольную, %, не более 10,0»;

- Позиция №17 Приложения: 

«Массовая доля костры: не более 24%»;

- Позиция №35 Приложения: 

«Объемная доля жидкого остатка при 20 ºС, %, не более 1,6»;

- Позиция №80 Приложения: 

«Содержание органических веществ, % по массе, не более 2,0»;

- Позиция №84 Приложения: 

«Массовая доля основного вещества(ароматических углеводородов C8H10), %, не менее: 99,6»;

- Позиция №108 Приложения: 

«Массовая доля активного хлора %, не менее 28»;

Аналогичные требования к химическому составу и (или) компонентов товара, используемого при изготовлении товара, установлены по ряду иных позиций Приложения.

Указанные требования приводят к ограничению количества участников закупки, поскольку Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки при заполнении заявки иметь в наличии товар для представления подробных сведений.

2) В нарушение части 2 статьи 31 Закона о контрактной системе, заказчиком не установлена группа работ строительных,  на выполнение которых требуется подтверждение участниками закупки соответствия требованиям пункта 2 приложения №1 к Постановлению Правительства Российской Федерации от 4 февраля 2015 г. № 99 «Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям».

Из жалобы ООО «МегаСтрой» следует, что: 

Конкретные значения показателей товаров указываются в паспорте на товар, а на момент подачи заявок участники закупки товар и паспорта качества на этот товар в наличии иметь не обязаны. Заказчик, установив излишние требования к показателям (п. 3 «Краски масляные земляные», п. 5 «Олифа комбинированная», п. 8 «Пергамин кровельный», п. 11 «Уайт-спирит», п. 12 «Цемент гипсоглиноземистый расширяющийся», п. 81 «Грунтовка», п. 85 «Лак»), значения которых устанавливаются в ходе испытания конкретной партии, ограничил доступ к участию в закупке участников, не имеющих на момент подачи заявки требуемые заказчику товары.

Из жалобы ООО «Перспектива» следует, что: 

1) в проекте контракта отсутствует условие о сроках возврата денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта.

2) начальная (максимальная) цена контракта составляет более 15 миллионов рублей, но при этом заказчиком предусмотрена возможность предоставить информацию, подтверждающей добросовестность участника закупки на дату подачи заявки, в случае если предложена цена контракта, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта. 

Из письменного пояснения уполномоченного органа следует, что из анализа вышеуказанных положений Закона о контрактной системе следует, что действующее законодательство в сфере осуществления закупок допускает самостоятельное формирование заказчиком объекта закупки, исходя из целей осуществления закупки и потребностей последнего, в том числе, с учетом указания требований к товарам, которые будут использоваться при выполнении работ, и, в данном случае, к товарам, с использованием которых будет достигнут результат закупаемой заказчиком работы.

Для достижения целей закупки необходимо использовать товары, обладающие указанными в описании объекта закупки характеристиками.

Считают, что описание объекта закупки, в т.ч. «Приложение №1 к ООЗ Ведомость основных используемых материалов» полностью соответствует действующему Закону о контрактной системе.

Заявители не подтвердили обоснованность своих доводов, указанных в жалобе и не привели доказательства относительно того, что требования, установленные заказчиком/уполномоченным органом в описании объекта закупки, каким-либо образом ограничивают количество участников закупки.

Отклоненных по причине непредставления показателей, либо представления недостоверной информации по товарам указанным в жалобах не было.

До окончания срока подачи заявок поступило 4 заявки от участников, что не может расцениваться, как ограничение количества участников. Таким образом, доводы заявителей не нашли своего подтверждения.

В силу части 2 статьи 31 Закона о контрактной системе установлено, что Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования, в том числе к наличию:

1) финансовых ресурсов для исполнения контракта;

2) на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта;

3) опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации;

4) необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.

В соответствии с п.2 приложения №1 к Постановлению Правительства РФ от 4 февраля 2015 г. N 99 Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.02.2015г.  №99 «Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям» установлено:

Выполнение работ строительных, включенных в коды 41.2, 42, 43 (кроме кода 43.13) Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014, в случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 10 млн. рублей. наличие опыта исполнения (с учетом правопреемства) одного контракта (договора) на выполнение соответствующих* работ строительных за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в закупке. При этом стоимость такого исполненного контракта (договора) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится закупка. 

- копия исполненного контракта (договора);

- копия акта (актов) выполненных работ, содержащего (содержащих) все обязательные реквизиты, установленные частью 2 статьи 9 Федерального закона "О бухгалтерском учете", и подтверждающего (подтверждающих) стоимость исполненного контракта (договора) (за исключением случая, если застройщик является лицом, осуществляющим строительство). Указанный документ (документы) должен быть подписан (подписаны) не ранее чем за 3 года до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке;

- копия разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случаев, при которых разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию не выдается в соответствии с градостроительным законодательством Российской Федерации). Указанный документ (документы) должен быть подписан (подписаны) не ранее чем за 3 года до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке.

Вышеуказанные требования установлены в извещении о проведении электронного аукциона и аукционной документации.

Считают, что извещение о проведении электронного аукциона и аукционная документация полностью соответствуют действующему Закону о контрактной системе.

Заявители не подтвердили обоснованность своих доводов, указанных в жалобе и не привели доказательства относительно того, что требования, установленные заказчиком/уполномоченным органом в описании объекта закупки, каким-либо образом ограничивают количество участников закупки.

Частью 27 статьи 34 Закона о контрактной системе установлено, что в проект контракта включается обязательное условие о сроках возврата заказчиком денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта, а не конкретный срок возврата. Условие о сроках возврата установлено пунктом 8.7. проекта контракта. Конкретный срок возврата обеспечения исполнения контракта устанавливается при подписании контракта.

Пункт 8.8. проекта контракта в данной редакции был внесен вследствие технической ошибки. При заключении контракта данный пункт будет отредактирован в соответствии с законодательством.

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), изучив имеющиеся в деле документы, установила следующее.

1) извещение о проведении закупки размещено на официальном сайте единой информационной системе www.zakupki.gov.ru и на сайте оператора электронной площадки ЗАО «Сбербанк-АСТ» - 12.07.2017 года;

2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) – электронный аукцион;

3) 25.07.2017 года внесены изменения в извещение о проведении электронного аукциона, аукционную документацию;

4) начальная (максимальная) цена контракта - 30 295 241,00 руб.

5) на участие в закупке подано 4 заявки от участников закупки;

6) 3 участникам закупки отказано в допуске к участию в электронном аукционе;

7) 1 заявка участника закупки признана соответствующей требованиям аукционной документации. 

На основании требования Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), в соответствии с частью 7 статьи 106 Закона о контрактной системе, закупка в части подписания контракта приостановлена до рассмотрения жалобы по существу.

Комиссия считает жалобы ООО «Новострой», ООО «МегаСтрой», ООО «АСВЭЛ-КОНСАЛТ» обоснованными на основании следующего.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.

Пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.

В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, определяющим общие правила описания объекта закупки, в том числе для проведения открытого конкурса, при составлении описания объекта закупки должны использоваться показатели, требования, условные обозначения и терминология, касающиеся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественные характеристики объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иными требованиями, связанными с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.

Таким образом, описание объекта закупки должно содержать стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающуюся его технических и качественных характеристик, которые установлены в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. 

Необходимо отметить, что Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар, подлежащий описанию в соответствии с требованиями документации, действия заказчика в части излишней детализации описания объекта закупки, а именно подробного изложения требований к используемых при выполнении работ товарам, в том числе к веществам и компонентам, из которых они состоят, ограничивают возможность участников закупок предоставить надлежащее предложение в составе заявок на участие в электронном аукционе. 

Материалами дела установлено, что Приложением № 1 «Ведомость основных используемых материалов» к описанию объекта закупки аукционной документации установлены следующие требования к применяемым при выполнении работ товаров/материалов:

№ п/п Наименование Сведения о качестве, технических характеристиках, функциональных характеристиках (потребительских свойствах) товара, используемого при выполнении работ

3 Краски масляные земляные Время высыхания при температуре (20±2) °С до степени 3 не более 24 ч. 

Степень перетира не более 45 мкм.  

Твердость пленки по маятниковому прибору, условные единицы, не менее:

типа М-3   - 0,12

типа ТМЛ (маятник Б)  - 0,05

4 Мыло твердое хозяйственное

Массовая доля свободной едкой щелочи, % к номинальной массе куска, не более 0,15

Массовая доля свободной углекислой соды, % к номинальной массе куска, не более 1,0

Качественное число (масса жирных кислот в пересчете на номинальную массу куска 100 г), г, не менее 70,5

 

5 Олифа комбинированная Условная вязкость по вискозиметру типа ВЗ-246 с диаметром сопла 4 мм при температуре (20 ± 0,5) °С, с 18-25

Кислотное число, мг КОН, не более 12

Прозрачность после отстаивания в течение 24 ч при температуре (20 ± 2) °С Полная

Время высыхания до степени 3 при температуре (20 ± 2) °С, ч, не более 24

Массовая доля нелетучих веществ, %, не менее 50

Температура вспышки в закрытом тигле, °С, не менее 32

 

8 Пергамин кровельный Величина разрывной нагрузки, Н, не менее 270

Гибкость на брусе R=5мм  нет трещин при t =+5 °С

 

9 Швеллеры № 40 из стали марки Ст0 Предел текучести, Н/мм² 345-390

 

11 Уайт-спирит Фракционный состав:  

 температура начала перегонки уайт-спирита,°С, не выше 160

 10 % уайт-спирита перегоняется при температуре,°С, не выше 170

 90 % уайт-спирита перегоняется при температуре,°С, не выше 195

 до 200 °С перегоняется, %, не менее 98

 остаток в колбе, %, не более 2,0

Температура вспышки, определяемая в закрытом тигле,°С, не ниже 33

Летучесть по ксилолу 3,0-4,5

Анилиновая точка,°С, не выше 65,0

Массовая доля ароматических углеводородов, %, не более 16

Массовая доля общей серы, %, не более 0,025

 

12 Цемент гипсоглиноземистый расширяющийся Предел прочности на 3 сутки не менее 280 кг/см2 (28 МПа)

Линейное расширение образцов из цементного теста через 3 суток  

- не менее 0,1 %

- не более 0,7 %

 

15 Смола каменноугольная Массовая доля нафталина в пересчете на безводную смолу каменноугольную, %, не более 10,0

Массовая доля воды, %, не более 4,0

 

17 Пакля пропитанная Массовая доля костры: не более 24%

23 Клей фенолполивинилацетатный Условная вязкость, с:

по вискозиметру типа ВЗ-1 с соплом диаметром 5,4 мм при 293 К (20 °С)

по вискозиметру типа ВЗ-246 с соплом диаметром 6,0 мм при (20,0 ± 0,5) °С 30 - 60

25 - 55

Предел прочности клеевого соединения при сдвиге, МПа (кгс/см2), не менее при 293 К (20 °С) 19,6 (200)

при 333 К (60 °С) Не определяется

при 353 К (80 °С) 9,8 (100)

 

27 Резина прессованная Эффект старения, при воздействии t = 70º С в течение 70 часов Предел прочности, не более, % + 30

Удлинение, не более, % 50

Твердость, не более, Sh + 10

 

35 Пропан-бутан, смесь техническая Объемная доля жидкого остатка при 20 ºС, %, не более 1,6

53 Шпатлевка водно-дисперсионная Условная вязкость при температуре (20,0 ± 0,5) °С по вискозиметру типа ВЗ-246 диаметром сопла 4 мм, с, не менее 14

 

60 Плинтуса для полов Линейный коэффициент теплового расширения 80х10-6  1/К=0,080 мм

 

81 Грунтовка Условная вязкость при (20,0±0,5)°С по вискозиметру ВЗ-4, с, не менее 45

Степень разбавления грунтовки растворителем, %, не более 20

Массовая доля нелетучих веществ, % 54-60

Степень перетира, мкм, не более 40

Время высыхания до степени 3, не более при (105±5)°C, мин 35

(20±2) °С, ч 24

Твердость пленки по маятниковому прибору М-3, условные единицы, не менее 0,35

Эластичность пленки при изгибе, мм, не более 1

Прочность пленки при ударе на приборе типа У-1, см, не менее 50

Адгезия пленки, баллы, не более 1

Стойкость пленки к статическому воздействию 3%-ного раствора хлористого натрия, ч, не менее 24

Стойкость пленки к статическому воздействию минерального масла при (20±2)°С, ч, не менее 48

Расслаивание, мл, не более 5

 

80 Маты прошивные из минеральной ваты Содержание органических веществ, % по массе, не более 2,0

 

84 Ксилол нефтяной марки А 4. Массовая доля основного вещества(ароматических углеводородов C8H10), %, не менее: 99,6

 

85 Лак Условная вязкость по вискозиметру типа ВЗ-4 при 20±2 °С, сек.,      18-35

Массовая доля нелетучих веществ, %,            39±2

Время до высыхания степени 3:

- при 20±2 °С, час, не более,            24

- при 100-110 °С,мин, не более           20

Твердость пленки по маятниковому прибору М-3, условные единицы, не менее,      0,20

Эластичность пленки при изгибе, мм, не более,           1

Стойкость пленки к статическому воздействию воды при 20±2 °С, ч, не менее,       48

108 Известь строительная негашеная хлорная, марки А Массовая доля активного хлора %, не менее 28

 

109 Песок природный Содержание пылевидных и глинистых частиц допускается не более 10 % по массе

Содержание глины в комках не более 2 % по массе

 

В соответствии с требованиями аукционной документации в первой части заявки участник закупки должен предоставить, в том числе конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе.

 В соответствии с Решением Верховного суда Российской Федерации от 09.02.2017 года  № АКПИ16-1287 суд поддержал позицию ФАС России (письмо № ИА/44536/16 от 01.07.2016г.) о недопустимости требования от участников закупки чрезмерно детализированного описания товара, в том числе химического состава, компонентов товара, и (или) показателей технологии производства, испытания товара, и (или) показателей, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства.

Таким образом, действия заказчика, установившего излишние требования к показателям товаров, используемых при выполнении работ, значения которых становятся известными в ходе испытаний, не соответствуют положениям пункта 1 части 1 статьи 33, пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.

Жалобы ООО «Новострой», ООО «МегаСтрой» признаны обоснованными.

Довод жалобы ООО «АСВЭЛ-КОНСАЛТ в части не указания в аукционной документации группы работ, наличие контракта на выполнение которых требуется для подтверждения участниками закупки соответствия дополнительным требованиям о наличии опыта работ, подлежит признанию обоснованным по следующим основаниям.

Согласно пункту 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкция по ее заполнению.

В соответствии с пунктом 2 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать следующие документы и информацию, в том числе документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 статьи 31 (при наличии таких требований) настоящего Федерального закона, или копии этих документов, а также декларация о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона.

Частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе установлено, что Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования, в том числе к наличию:

1) финансовых ресурсов для исполнения контракта;

2) на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта;

3) опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации;

4) необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.

Дополнительные требования к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг установлены Постановлением Правительства Российской Федерации № 99 от 04.02.2015 года «Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям» (далее также – Постановление № 99).

Пунктом 1 Постановления № 99 установлено, что к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, предъявляются дополнительные требования согласно приложению N 1. Соответствие участников закупки указанным требованиям подтверждается документами, предусмотренными приложением N 1 к настоящему постановлению.

Согласно пункту 2 приложения № 1 к Постановлению № 99 к участникам закупки на выполнение работ строительных, включенных в коды 41.2, 42, 43 (кроме кода 43.13) Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД 2) ОК 034-2014, в случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 10 млн. рублей, устанавливается дополнительное требование о наличии опыта исполнения (с учетом правопреемства) контракта (договора) на выполнение соответствующих <*> работ строительных за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в соответствующем конкурсе или аукционе. При этом стоимость ранее исполненного контракта (договора) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится закупка.

Согласно примечанию к списку дополнительных требований, установленных Постановлением, требуется наличие опыта исполнения контракта на выполнение работ, относящихся к той же группе работ строительных, на выполнение которых заключается контракт. При этом используются следующие группы работ строительных:

- работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства;

- работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов, не являющихся объектами капитального строительства (временные постройки, киоски, навесы и другие подобные постройки).

Как установлено из материалов дела, в пункте 22 части 1 «Информационная карта» аукционной документации установлены требования к содержанию и составу заявки, согласно которым вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать следующие документы и сведения, в том числе:

- копия исполненного контракта (договора);

- копия акта (актов) выполненных работ, содержащего (содержащих) все обязательные реквизиты, установленные частью 2 статьи 9 Федерального закона "О бухгалтерском учете", и подтверждающего (подтверждающих) стоимость исполненного контракта (договора) (за исключением случая, если застройщик является лицом, осуществляющим строительство). Указанный документ (документы) должен быть подписан (подписаны) не ранее чем за 3 года до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке;

- копия разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случаев, при которых разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию не выдается в соответствии с градостроительным законодательством Российской Федерации). Указанный документ (документы) должен быть подписан (подписаны) не ранее чем за 3 года до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке.

При этом, в нарушение части 2 статьи 31, пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе уполномоченным органом в аукционной документации не установлена группа работ, наличие контракта на выполнение которых требуется для подтверждения участниками закупки соответствия дополнительным требованиям о наличии опыта работ.

Жалоба ООО «АСВЭЛ-КОНСАЛТ» признана обоснованной.

Комиссия считает жалобу ООО «Перспектива» обоснованной на основании следующего.

Довод жалобы в части отсутствия в проекте контракта условия о сроках возврата денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта, подлежит признанию обоснованным на основании следующего.

Согласно части 4 статьи 64 Закона о контрактной системе к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации.

В соответствии с частью 27 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие о сроках возврата заказчиком поставщику (подрядчику, исполнителю) денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта (если такая форма обеспечения исполнения контракта применяется поставщиком (подрядчиком, исполнителем).

Пунктом 8.7 проекта контракта установлено следующее:

«Заложенные денежные средства возвращаются Подрядчику в полном объёме (либо в части, оставшейся после удовлетворения требований Заказчика, а также в случае замены обеспечительного платежа на банковскую гарантию) в течение _____ (_____)рабочих дней с момента подписания Сторонами документов, подтверждающих надлежащее исполнение Подрядчиком своих обязательств по Контракту».

Из письменного пояснения уполномоченного органа следует, что условие о сроках возврата установлено пунктом 8.7 проекта контракта. Конкретный срок возврата обеспечения исполнения контракта устанавливается при подписании контракта

Между тем, условие о сроках возврата заказчиком поставщику (подрядчику, исполнителю) денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта, не установлено в проекте контракта.

Таким образом, уполномоченным органом нарушены часть 27 статьи 34, часть 4 статьи 64 Закона о контрактной системе.

Довод жалобы в части установления возможности предоставить информацию, подтверждающую добросовестность участника закупки на дату подачи заявки, в случае если предложена цена контракта, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта, с учетом того, что начальная (максимальная) цена контракта составляет более 15 миллионов рублей, подлежит признанию обоснованным на основании следующего.

Согласно части 4 статьи 64 Закона о контрактной системе к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации.

Частью 6 статьи 96 Закона о контрактной системе установлено, что размер обеспечения исполнения контракта должен составлять от пяти до тридцати процентов начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении об осуществлении закупки. В случае, если начальная (максимальная) цена контракта превышает пятьдесят миллионов рублей, заказчик обязан установить требование обеспечения исполнения контракта в размере от десяти до тридцати процентов начальной (максимальной) цены контракта, но не менее чем в размере аванса (если контрактом предусмотрена выплата аванса). В случае, если аванс превышает тридцать процентов начальной (максимальной) цены контракта, размер обеспечения исполнения контракта устанавливается в размере аванса. В случае, если предложенная в заявке участника закупки цена снижена на двадцать пять и более процентов по отношению к начальной (максимальной) цене контракта, участник закупки, с которым заключается контракт, предоставляет обеспечение исполнения контракта с учетом положений статьи 37 настоящего Федерального закона.

В соответствии с частью 1 статьи 37 Закона о контрактной системе если при проведении конкурса или аукциона начальная (максимальная) цена контракта составляет более чем пятнадцать миллионов рублей и участником закупки, с которым заключается контракт, предложена цена контракта, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта, контракт заключается только после предоставления таким участником обеспечения исполнения контракта в размере, превышающем в полтора раза размер обеспечения исполнения контракта, указанный в документации о проведении конкурса или аукциона, но не менее чем в размере аванса (если контрактом предусмотрена выплата аванса).

Начальная (максимальная) цена контракта составила 30 295 241,00 руб.

Пунктом 8.8 проекта контракта установлено следующее:

«Если участником закупки, с которым заключается контракт, предложена цена контракта, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта, контракт заключается только после предоставления таким участником обеспечения исполнения контракта в размере, превышающем в полтора раза размер обеспечения исполнения контракта, указанный в документации о проведении аукциона, но не менее чем в размере аванса или информации, подтверждающей добросовестность такого участника на дату подачи заявки».

Между тем, Законом о контрактной системе не предусмотрено предоставление информации, подтверждающей добросовестность участника закупки, предложившего цену контракта, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта, на дату подачи заявки в случае если начальная (максимальная) цена контракта составляет более чем пятнадцать миллионов рублей.

Таким образом, уполномоченным органом нарушена часть 1 статьи 37, часть 4 статьи 64 Закона о контрактной системе.

Жалоба ООО «Перспектива» признана обоснованной.

В ходе проведения внеплановой проверки выявлено следующее.

Пунктом 8.7 проекта контракта установлено следующее:

«Заложенные денежные средства возвращаются Подрядчику в полном объёме (либо в части, оставшейся после удовлетворения требований Заказчика, а также в случае замены обеспечительного платежа на банковскую гарантию) в течение _____ (_____)рабочих дней с момента подписания Сторонами документов, подтверждающих надлежащее исполнение Подрядчиком своих обязательств по Контракту».

Согласно части 3 статьи 96 Закона о контрактной системе исполнение контракта может обеспечиваться предоставлением банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям статьи 45 настоящего Федерального закона, или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику. Способ обеспечения исполнения контракта определяется участником закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно.

В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона о контрактной системе законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок) основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации (далее также ГК РФ), Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.

Статьей 334 ГК РФ установлено, что в силу залога кредитор по обеспеченному залогом обязательству (залогодержатель) имеет право в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения должником этого обязательства получить удовлетворение из стоимости заложенного имущества (предмета залога) преимущественно перед другими кредиторами лица, которому принадлежит заложенное имущество (залогодателя).

При этом, согласно части 1 статьи 336 ГК РФ предметом залога может быть всякое имущество, в том числе вещи и имущественные права, за исключением имущества, на которое не допускается обращение взыскания, требований, неразрывно связанных с личностью кредитора, в частности требований об алиментах, о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью, и иных прав, уступка которых другому лицу запрещена законом.

Вместе с тем, внесение денежных средств в качестве обеспечения исполнения контракта в виде залога частью 3 статьи 96 Закона о контрактной системе не предусмотрено.

Таким образом, уполномоченным органом нарушено требование части 3 статьи 96 Закона о контрактной системе.

На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия),

 

р е ш и л а:

 

1. Признать жалобу ООО «Новострой» обоснованной.

2. Признать жалобу ООО «АСВЭЛ-КОНСАЛТ» обоснованной.

3. Признать жалобу ООО «МегаСтрой» обоснованной.

4. Признать жалобу ООО «Перспектива» обоснованной.

5. Признать заказчика Администрацию муниципального района «Амгинский улус (район)» Республики Саха (Якутия)  нарушившим пункт 1 части 1 статьи 33, пункт 1 части 1 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

6. Признать уполномоченный орган Муниципальное казенное учреждение «Управление муниципальными закупками» муниципального района «Амгинский улус (район)» нарушившим часть 2 статьи 31, часть 27 статьи 34, часть 1 статьи 37, пункт 2 части 1, часть 4 статьи 64, часть 3 статьи 96 Федерального закона от 05.04.2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

7. Выдать заказчику Администрации муниципального района «Амгинский улус (район)» Республики Саха (Якутия), уполномоченному органу Муниципальному казенному учреждению «Управление муниципальными закупками» муниципального района «Амгинский улус (район)»  предписание об устранении допущенных нарушений.

8. В сроки, определенные предписанием, уведомить Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) о выполнении положений предписания.

 

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня вынесения

 

Заместитель председателя комиссии                               <…>

 

Члены комиссии:                 <…>

 

<…>

Связанные организации

Связанные организации не указаны