Решение б/н Решение по жалобе ООО "СТРОЙИНВЕСТ" от 2 ноября 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 
   

 

ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА

УПРАВЛЕНИЕ ПО РЕСПУБЛИКЕ САХА (ЯКУТИЯ)

 

Р Е Ш Е Н И Е

по делу № 06-871/16т

о нарушении законодательства о контрактной системе в сфере закупок

 

г. Якутск                                                 резолютивная часть оглашена 19 октября 2016 года

изготовлено в полном объеме 24 октября 2016 года

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по контролю закупок (далее также - Комиссия), в составе:

<…> – начальника отдела контроля закупок Якутского УФАС России, заместителя председателя Комиссии;

<…>– старшего государственного инспектора отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии;

<…>– государственного инспектора отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии;

при участии:

от заявителя общества с ограниченной ответственностью «СТРОЙИНВЕСТ» (далее также – ООО «СТРОЙИНВЕСТ», заявитель): не явились, о месте и времени рассмотрения дела уведомлены надлежащим образом;

от заказчика Муниципального казенного учреждения «Управление строительного комплекса» мунипипального района «Сунтарский улус (район)» (далее также – МКУ «Управление строительного комплекса» МР «Сунтарский улус (район)», заказчик): не явились, о времени и месте рассмотрения дела уведомлены надлежащим образом,

рассмотрев жалобу ООО «СТРОЙИНВЕСТ» на действия заказчика МКУ «Управление строительного комплекса» МР «Сунтарский улус (район)» при проведении электронного аукциона на капитальный ремонт муниципальной автомобильной дороги «Крестях-Хордогой» на участке с 38 км по 48 км в Сунтарском улусе Республики Саха (Якутия) (извещение № 0316300134416000033), проведя в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее также - Закон о контрактной системе) внеплановую проверку осуществления закупки, действуя в соответствии с Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 года № 727/14,

 

у с т а н о в и л а:

 

12 октября 2016 года в Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) поступила жалоба ООО «СТРОЙИНВЕСТ» на действия заказчика МКУ «Управление строительного комплекса» МР «Сунтарский улус (район)» при проведении электронного аукциона на капитальный ремонт муниципальной автомобильной дороги «Крестях-Хордогой» на участке с 38 км по 48 км в Сунтарском улусе Республики Саха (Якутия) (извещение № 0316300134416000033).

Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) на официальном сайте единой информационной системы www.zakupki.gov.ru размещена информация о поступлении жалобы, времени и месте ее рассмотрения.

Рассмотрение жалобы назначено на 19 октября 2016 года в 11 часов 00 минут.

До рассмотрения жалобы от заинтересованных лиц возражений не поступило.

Из содержания жалобы заявителя следует, что:

1) Заказчик неправомерно установил дополнительную ответственность подрядчика за нарушение им договорных обязательств:

«10.3.1.За несвоевременное выполнение объемов работ за календарный месяц – неустойку в размере 0,1 % от стоимости объема работ за месяц, в котором допущена просрочка выполнения работ, за каждый день просрочки исполнения обязательства.

10.3.2.За нарушение Подрядчиком срока окончательного выполнения полного объема работ, установленного в п. 5.2 настоящего Контракта – 0,05 % от стоимости Контракта за каждый день просрочки исполнения обязательства;

10.3.3.За нарушение Подрядчиком условий по качеству работ - 10 000 (десять тысяч) руб. за каждый выявленный Заказчиком факт некачественного производства работ на Объекте. При этом, соответствующими документами, подтверждающими факт нарушения, являются двусторонний акт Заказчика и Подрядчика о выявленных нарушениях по качеству работ, или предписание Заказчика, выдаваемое Подрядчику в порядке, предусмотренном п.6.6, 6.7, 6.8  настоящего Контракта, а также иные предписания контрольно-надзорных органов в области строительства;

10.3.4.За нарушение сроков исполнения распоряжений и предписаний Заказчика (п.6.6, 6,7, 6,8  Контракта) – 3000 (Три тысячи) рублей за каждый день просрочки исполнения за каждый факт нарушения;

10.3.5.За неявку Подрядчика или его законного представителя по письменному приглашению (требованию) Заказчика для участие в проводимых Заказчиком совещаний по обсуждению вопросов, связанных с производством дорожных работ на участке автомобильной дороги – 5000 (пять тысяч) рублей за каждый случай».

2) Условия контракта относительно определения пени в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пени ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации противоречат Закону о контрактной системе и Правилам определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации N 1063 от 25.11.2013 года.

3) Заказчик не указал в извещении о проведении электронного аукциона информацию о наличии у участника закупки свидетельства о допуске к определенным видам работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства (при этом в аукционной документации данное требование установлено в пункте 20 Информационной карте) и тем самым ввел в заблуждение участников закупки, а также нарушил п.6 ч.5 ст.63 Закона о контрактной системе.

Из письменного пояснения заказчика следует, что по результатам рассмотрения единственной заявки на участие в электронном аукционе заявка не соответствующей.

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), изучив имеющиеся в деле документы, установила следующее.

19 августа 2016 года заказчиком на официальном сайте единой информационной системы www.zakupki.gov.ru и на сайте оператора электронной площадки ЗАО «Сбербанк-АСТ» опубликовано извещение № 0316300134416000033 о проведении электронного аукциона на капитальный ремонт муниципальной автомобильной дороги «Крестях-Хордогой» на участке с 38 км по 48 км в Сунтарском улусе Республики Саха (Якутия) и аукционная документация.

26 сентября 2016 года заказчиком внесены изменения в аукционную документацию, извещение о проведении электронного аукциона № ИИ1.

Начальная (максимальная) цена контракта составила 33 024 952,00  рубля.

12 октября 2016 года проведена процедура рассмотрения единственной заявки на участие в электронном аукционе, о чем составлен протокол № 0316300134416000033-4.

Согласно указанному протоколу на участие в электронном аукционе единственная заявка признана аукционной комиссией не соответствующей требованиям аукционной документации.

Электронный аукцион признан несостоявшимся.

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) считает жалобу ООО «СТРОЙИНВЕСТ» частично обоснованной на основании следующего.

Довод заявителя в части неправомерного установления дополнительной ответственности подрядчика за нарушение им обязательств по контракту признается необоснованным по следующему основанию.

Проектом контракта установлено, в том числе следующее:

  1. За несвоевременное выполнение объемов работ за календарный месяц – неустойку в размере 0,1 % от стоимости объема работ за месяц, в котором допущена просрочка выполнения работ, за каждый день просрочки исполнения обязательства.
  2. За нарушение Подрядчиком срока окончательного выполнения полного объема работ, установленного в п. 5.2 настоящего Контракта – 0,05 % от стоимости Контракта за каждый день просрочки исполнения обязательства;
  3. За нарушение Подрядчиком условий по качеству работ - 10 000 (десять тысяч) руб. за каждый выявленный Заказчиком факт некачественного производства работ на Объекте. При этом, соответствующими документами, подтверждающими факт нарушения, являются двусторонний акт Заказчика и Подрядчика о выявленных нарушениях по качеству работ, или предписание Заказчика, выдаваемое Подрядчику в порядке, предусмотренном п.6.6, 6.7, 6.8  настоящего Контракта, а также иные предписания контрольно-надзорных органов в области строительства;
  4. За нарушение сроков исполнения распоряжений и предписаний Заказчика (п.6.6, 6,7, 6,8  Контракта) – 3000 (Три тысячи) рублей за каждый день просрочки исполнения за каждый факт нарушения;
  5. За неявку Подрядчика или его законного представителя по письменному приглашению (требованию) Заказчика для участие в проводимых Заказчиком совещаний по обсуждению вопросов, связанных с производством дорожных работ на участке автомобильной дороги – 5000 (пять тысяч) рублей за каждый случай.

В силу части 4 статьи 64 Закона о контрактной системе к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации.

В соответствии с частью 4 статьи 64 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.

Согласно части 1 статьи 2 Закона о контрактной системе законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.

В соответствии с частью 5 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются.

Таким образом, добросовестность поставщика (подрядчика, исполнителя) при исполнении обязательств по контракту предполагается, следовательно, события, указанные в пунктах 10.3.1, 10.3.2, 10.3.3, 10.3.4, 10.3.5 контракта и ответственность за наступление которых предусмотрена данными пунктами, могут не наступить.

На основании изложенного Комиссия антимонопольного органа приходит к выводу о том, что установление заказчиком в проекте контракта условий, предусмотренных пунктами 10.3.1, 10.3.2, 10.3.3, 10.3.4, 10.3.5 контракта, не противоречит требованиям гражданского законодательства, в связи с чем указанный довод жалобы подлежит признанию необоснованным.

Кроме того, согласно части 1 статьи 105 Закона о контрактной системе любой участник закупки, а также осуществляющие общественный контроль общественные объединения, объединения юридических лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации имеют право обжаловать в судебном порядке или в порядке, установленном настоящей главой, в контрольный орган в сфере закупок действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностных лиц контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки.

В соответствии с частью 9 статьи 105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.

Поскольку, по мнению заявителя, довод в части неправомерного установления положений пунктов 10.3.1, 10.3.2, 10.3.3, 10.3.4, 10.3.5 проекта контракта предполагает, что действиями заказчика ущемляются права и законные интересы участника закупки, положение ч. 9 ст. 105 Закона о контрактной системе указывает, что заявленный довод должен подтверждаться сведениями или документами, позволяющими антимонопольному органу установить, что имеются объективные препятствия для оформления и подачи заявки на участие в закупке.

Между тем, жалоба заявителя не содержит сведений или документов, подтверждающих нарушение прав и законных интересов участника закупки ООО «Стройинвест» действиями заказчика, а также указание на нарушение конкретных норм Закона о контрактной системе.

Довод заявителя в части применения заказчиком ставки рефинансирования Центрального Банка Российской Федерации при расчете неустойки в случае просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств, предусмотренных контрактом, вместо ключевой ставки Банка России, признается необоснованным по следующему основанию.

Согласно частью 5 статьи 34 Закона о контрактной системе в случае просрочки исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе потребовать уплаты неустоек (штрафов, пеней). Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства. Такая пеня устанавливается контрактом в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пеней ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от не уплаченной в срок суммы. Штрафы начисляются за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

В соответствии с постановлением Правительства РФ от 08.12.2015 № 1340 «О применении с 1 января 2016 г. ключевой ставки Банка России» в целях обеспечения применения ключевой ставки Банка России как индикатора стоимости заемных средств Правительство Российской Федерации постановило установить, что к отношениям, регулируемым актами Правительства Российской Федерации, в которых используется ставка рефинансирования Банка России, с 1 января 2016 г. вместо указанной ставки применяется ключевая ставка Банка России, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Согласно пункту 2 Указания Банка России от 11.12.2015 № 3894-У «О ставке рефинансирования Банка России и ключевой ставке Банка России» с 1 января 2016 года Банком России не устанавливается самостоятельное значение ставки рефинансирования Банка России. В тоже время, пунктом 1 Указания Банка России установлено, что с 1 января 2016 года значение ставки рефинансирования Банка России приравнивается к значению ключевой ставки Банка России, определенному на соответствующую дату.

Вместе с тем, согласно части 1 статьи 105 Закона о контрактной системе любой участник закупки, а также осуществляющие общественный контроль общественные объединения, объединения юридических лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации имеют право обжаловать в судебном порядке или в порядке, установленном настоящей главой, в контрольный орган в сфере закупок действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностных лиц контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки.

В соответствии с частью 9 статьи 105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.

Поскольку довод жалобы о применении заказчиком ставки рефинансирования Центрального Банка Российской Федерации при расчете неустойки в случае просрочки исполнения подрядчиком обязательств, предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения подрядчиком обязательств, предусмотренных контрактом вместо ключевой ставки Банка России предполагает, что действиями заказчика ущемляются права и законные интересы участников закупки, положение ч. 9 ст. 105 Закона о контрактной системе указывает, что заявленные доводы должны подтверждаться сведениями или документами, позволяющими антимонопольному органу установить, что имеются объективные препятствия для оформления и подачи заявки на участие в закупке.

Между тем, жалоба заявителя не содержит сведений или документов, подтверждающих нарушение прав и законных интересов участника закупки ООО «СТРОЙИНВЕСТ» действиями заказчика.

Таким образом, довод заявителя о некорректном установлении в проекте контракта условий о расчете пени не нашел своего подтверждения.

Довод заявителя в части неуказания в извещении о проведении электронного аукциона требований к участникам закупки признается обоснованным по следующему основанию.

В соответствии с пунктом 6 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе в извещении о проведении электронного аукциона наряду с информацией, указанной в статье 42 настоящего Федерального закона, указываются требования, предъявляемые к участникам такого аукциона, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, а также требование, предъявляемое к участникам такого аукциона в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 настоящего Федерального закона.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки: соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.

В соответствии с частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования, в том числе к наличию:

1) финансовых ресурсов для исполнения контракта;

2) на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта;

3) опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации;

4) необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.

Пунктом 20 «Требования, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам осуществляющим поставку товара, выполнение работ, оказание услуг являющихся объектом закупки в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона №44-ФЗ, а также дополнительные требования в соответствии с частями 2, 2.1, 2.3 статьи 31 Закона №44-ФЗ» раздела 1 «ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА». части 1 «Информационная карта, Инструкция по заполнению заявки» аукционной документации установлено следующее:

«Предъявляются единые требования к участникам. Перечень документов, которые должны быть представлены участниками для подтверждения соответствия:

Участники осуществления закупок в составе 2-й части заявки представляют копии свидетельства о допуске к определенному виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, выданного саморегулируемой организацией в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства в соответствии с перечнем, утвержденным Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 30.12.2009 № 624, (в ред. Приказа Минрегиона РФ от 23.06.2010 г. №234), а именно:

1. 25. Устройство автомобильных дорог и аэродромов

2. 25.1 Работы по устройству земляного полотна для автомобильных дорог;

3. 25.4 Устройство покрытий автомобильных дорог;     

 «33. Работы по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком):

       33.2. Транспортное строительство»;

или

«33. Работы по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком):

33.2. Транспортное строительство»;

а также в соответствии Постановлением Правительства РФ № 99 от 04.02.2015 «Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям»;

наличие опыта исполнения (с учетом правопреемства) контракта (договора) на выполнение соответствующих <*> работ строительных за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в соответствующем конкурсе или аукционе. При этом стоимость ранее исполненного контракта (договора) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится закупка;

В составе вторых частей заявок на участие в электронном аукционе предоставляют копию (копии) ранее исполненного (исполненных) контракта (контрактов), договора (договоров) и акта (актов) выполненных работ; копии акта приемки объекта капитального строительства и разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случая, если застройщик является лицом, осуществляющим строительство, или в случаях, при которых разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию не выдается в соответствии с градостроительным законодательством Российской Федерации) или копия акта о приемке выполненных работ. При этом разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию должно быть выдано, а акт приемки объекта капитального строительства, акт о приемке выполненных работ должны быть подписаны заказчиком и подрядчиком не ранее чем за 3 года до даты окончания срока подачи заявок на участие в аукционе.

<*>Требуется наличие опыта исполнения контракта на выполнение работ, относящихся к той же группе работ строительных, на выполнение которых заключается контракт. При этом используются следующие группы работ строительных:

работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства».

Между тем, вышеуказанные требования к участникам закупки не указаны в извещении № 0316300134416000033 о проведении электронного аукциона.

Заказчиком нарушен пункт 6 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе.

На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия),

 

р е ш и л а:

 

  1. Признать жалобу ООО «СТРОЙИНВЕСТ» на действия заказчика МКУ «Управление строительного комплекса» МР «Сунтарский улус (район)» при проведении электронного аукциона на капитальный ремонт муниципальной автомобильной дороги «Крестях-Хордогой» на участке с 38 км по 48 км в Сунтарском улусе Республики Саха (Якутия) (извещение № 0316300134416000033) частично обоснованной в части неуказания в извещении о проведении электронного аукциона требований к участникам закупки.
  2. Признать заказчика Муниципальное казенное учреждение «Управление строительного комплекса» мунипипального района «Сунтарский улус (район)» нарушившим пункт 6 части 5 статьи 63 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
  3. Поскольку допущенное нарушение не повлияло на результаты осуществления закупки, предписание об устранении допущенного нарушения не выдавать.

 

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня вынесения

 

Заместитель председателя комиссии                                                                                <…>

 

 

Члены комиссии:                                                                                                  <…>

 

 

<…>

Связанные организации

Связанные организации не указаны