Решение б/н Решение по жалобе ООО "СТРОЙИНВЕСТ" от 30 ноября 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА

УПРАВЛЕНИЕ ПО РЕСПУБЛИКЕ САХА (ЯКУТИЯ)

 

Р Е Ш Е Н И Е

 по делу № 06-941/16т

о нарушении законодательства о контрактной системе в сфере закупок

 

г. Якутск                                                резолютивная часть оглашена 18 ноября 2016 года

                                                           изготовлено в полном объеме 23 ноября 2016 года

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по контролю закупок (далее также - Комиссия), в составе:

<…> – начальника отдела контроля закупок Якутского УФАС России, заместителя председателя Комиссии;

<…>– старшего государственного инспектора отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии;

<…>– старшего государственного инспектора отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии,

при участии:

от заявителя общества с ограниченной ответственностью «СТРОЙИНВЕСТ» (далее также – ООО «СТРОЙИНВЕСТ», заявитель): не явились, о времени и месте рассмотрения дела уведомлены надлежащим образом;

от заказчика Государственного казенного учреждения Республики Саха (Якутия) «Управление автомобильных дорог Республики Саха (Якутия)» (далее по тексту решения – ГКУ «Управтодор РС(Я)», заказчик): <…> (представитель по доверенности);

от уполномоченного органа Государственного комитета Республики Саха (Якутия) по регулированию контрактной системы в сфере закупок (далее по тексту решения – Госкомзакупок РС(Я), уполномоченный орган): <…> (представитель по доверенности),

рассмотрев жалобу ООО «СТРОЙИНВЕСТ» на действия заказчика Государственного казенного учреждения Республики Саха (Якутия) «Управление автомобильных дорог Республики Саха (Якутия)», уполномоченного органа Государственного комитета Республики Саха (Якутия) по регулированию контрактной системы в сфере закупок при проведении электронного аукциона на выполнение работ по устройству и содержанию автомобильной дороги "Якутск - Покровск - Олекминск - Ленск - Пеледуй" (а/д "Умнас") с подъездами к г. Покровск, п. Мохсоголох на участке Ленск - Пеледуй в Ленском районе и дополнительные работы на участках км 925 - км 946 в Ленском районе, км 680 - 682 в Олекминском районе Республики Саха (Якутия) (извещение № 0116200007916008941), проведя в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее также - Закон о контрактной системе) внеплановую проверку осуществления закупки, действуя в соответствии с Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 года № 727/14,

 

у с т а н о в и л а:

 

11 ноября 2016 года в Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) поступила жалоба ООО «СТРОЙИНВЕСТ» на действия заказчика Государственного казенного учреждения Республики Саха (Якутия) «Управление автомобильных дорог Республики Саха (Якутия)», уполномоченного органа Государственного комитета Республики Саха (Якутия) по регулированию контрактной системы в сфере закупок при проведении электронного аукциона на выполнение работ по устройству и содержанию автомобильной дороги "Якутск - Покровск - Олекминск - Ленск - Пеледуй" (а/д "Умнас") с подъездами к г. Покровск, п. Мохсоголох на участке Ленск - Пеледуй в Ленском районе и дополнительные работы на участках км 925 - км 946 в Ленском районе, км 680 - 682 в Олекминском районе Республики Саха (Якутия) (извещение № 0116200007916008941).

Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) на официальном сайте единой информационной системы www.zakupki.gov.ru размещена информация о поступлении жалобы, времени и месте ее рассмотрения.

Рассмотрение жалобы назначено на 18 ноября 2016 года в 16 часов 00 минут.

До рассмотрения жалобы от заинтересованных лиц возражений не поступило.

Из текста жалобы заявителя следует, что:

1) заказчик не устанавливает дополнительные требования к участникам закупки в соответствии с требованиями статьи 31 Закона о контрактной системе и постановления Правительства № 99 от 04 февраля 2015 года, нарушая тем самым законодательство.

2) в аукционной документации условие о том, что участник закупки не должен являться офшорной компанией в соответствии с пунктом 10 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, отсутствует. Таким образом, заказчик нарушает Закон о контрактной системе.

Просят рассмотреть жалобу по существу, приостановить определение поставщика (подрядчика, исполнителя) и заключение контракта, признать жалобу обоснованной, выдать предписание об устранении выявленных нарушений законодательства, уведомить ООО «СТРОЙИНВЕСТ» о результатах рассмотрения жалобы.

Представитель заказчика с жалобой не согласился и пояснил следующее.

В соответствии с аукционной документацией по закупке № 0116200007916008941 проводятся работы по устройству и содержанию автодороги.

Согласно пункту 6 статьи 3 Федерального закона «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» дорожная деятельность - деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.

Пунктом 12 данной статьи определено, что содержание автомобильной дороги - комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения.

Пунктом 2 дополнительных требований к участникам закупки, утвержденных постановлением Правительства РФ от 04.02.2015 № 99, установлено, что к выполнению работ строительных, включенных в коды 41.2, 42, 43 (кроме кода 43.13) Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014, в случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 10 млн. рублей требуется наличие опыта исполнения контракта.

Содержание автомобильных дорог не является строительством автомобильных дорог. Согласно примечанию к пункту 2 приложения №1 к постановлению Правительства РФ от 04.02.2015 №99 требуется наличие опыта исполнения контракта на выполнение работ, относящихся к той же группе работ строительных, на выполнение которых заключается контракт. При этом используются следующие группы работ строительных: работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства;

работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов, не являющихся объектами капитального строительства (временные постройки, киоски, навесы и другие подобные постройки).

Заказчиком были установлены единые требования к участникам закупки согласно части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, в том числе по пункту 10 в части того, что участник закупки не должен являться офшорной компанией.

Представитель уполномоченного органа поддержал позицию заказчика, пояснил, что требование в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе установлено в пункте 30 извещения о проведении электронного аукциона и информационной карте аукционной документации.

Комиссия, заслушав лиц, участвующих в деле, изучив имеющиеся в деле материалы, установила следующее:

26 октября 2016 года уполномоченным органом на официальном сайте единой информационной системы www.zakupki.gov.ru и на сайте электронной площадки ООО «РТС-тендер» опубликовано извещение № 0116200007916008941 о проведении электронного аукциона на выполнение работ по устройству и содержанию автомобильной дороги "Якутск - Покровск - Олекминск - Ленск - Пеледуй" (а/д "Умнас") с подъездами к г. Покровск, п. Мохсоголох на участке Ленск - Пеледуй в Ленском районе и дополнительные работы на участках км 925 - км 946 в Ленском районе, км 680 - 682 в Олекминском районе Республики Саха (Якутия), а также аукционная документация.

Начальная (максимальная) цена контракта составила  19 165 701,98 руб.

15 ноября 2016 года состоялось рассмотрение первых частей заявок на участие в электронном аукционе, о чем составлен протокол № 0116200007916008941-1.

Согласно указанному протоколу, на участие в электронном аукционе поступило 4 (четыре) заявки с номерами 1, 2, 3, 4.

Аукционной комиссией принято решение о допуске к участию в электронном аукционе всех участников закупки.

18 ноября 2016 года проведен электронный аукцион, о чем составлен протокол № 0116200007916008941-2.

Предложения о цене контракта, поданные участниками закупки, выглядят следующим образом:

Порядковый номер участника

Предложенная цена

Время подачи предложения

Вид аукциона

4

12 170 220,80 руб.

18.11.2016 05:10:00 (по московскому времени)

понижение

1

12 266 049,31 руб.

18.11.2016 05:00:46 (по московскому времени)

понижение

2

12 745 191,86 руб.

18.11.2016 04:13:19 (по московскому времени)

понижение

3

19 069 873,47 руб.

18.11.2016 03:15:27 (по московскому времени)

понижение

На момент рассмотрения жалобы по существу срок рассмотрения вторых частей заявок не наступил.

На основании требования Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), в соответствии с частью 7 статьи 106 Закона о контрактной системе, закупка в части подписания контракта приостановлена до рассмотрения жалобы по существу.

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) считает жалобу ООО «СТРОЙИНВЕСТ» необоснованной на основании следующего.

Довод жалобы в части неустановления дополнительных требований к участникам закупки согласно Постановлению Правительства № 99 подлежит признанию необоснованным в силу следующего.

Предметом данной закупки является выполнение работ по устройству и содержанию автомобильной дороги "Якутск - Покровск - Олекминск - Ленск - Пеледуй" (а/д "Умнас") с подъездами к г. Покровск, п. Мохсоголох на участке Ленск - Пеледуй в Ленском районе и дополнительные работы на участках км 925 - км 946 в Ленском районе, км 680 - 682 в Олекминском районе Республики Саха (Якутия)

В соответствии с пунктом 2 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1 и частью 2 статьи 31 (при наличии таких требований) настоящего Федерального закона, или копии этих документов, а также декларацию о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона.

Из пункта 6 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе следует, что в извещении о проведении электронного аукциона наряду с информацией, указанной в статье 42 настоящего Федерального закона, указываются, в том числе требования, предъявляемые к участникам такого аукциона, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с пунктом 1 части 1 и частью 2 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, а также требование, предъявляемое к участникам такого аукциона в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 настоящего Федерального закона.

В силу части 3 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 настоящей статьи информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1 и 2 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона.

Согласно части 2 статьи 31 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования, в том числе к наличию:

1) финансовых ресурсов для исполнения контракта;

2) на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта;

3) опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации;

4) необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.

В силу части 4 статьи 31 Закона о контрактной системе в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частями 2 и 2.1 настоящей статьи дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.

Согласно части 5 статьи 31 Закона о контрактной системе информация об установленных требованиях в соответствии с частями 1, 1.1, 2 и 2.1 настоящей статьи указывается заказчиком в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке.

Таким образом, в Законе о контрактной системе предусмотрено право Правительства РФ устанавливать к участникам закупок дополнительные требования. При этом непосредственно определен исчерпывающий перечень таких возможных дополнительных требований и перечень документов, которые подтверждают соответствие участников закупок таким дополнительным требованиям. Примером реализации указанных пунктов статьи 31 Закона о контрактной системе может служить постановление Правительства Российской Федерации от 4 февраля 2015 г. N 99 «Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям» (далее также – Постановление № 99).

Согласно Постановлению № 99 дополнительные требования к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, предусмотренные частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе, установлены в приложении N 1 к постановлению.

Учитывая, что частью 2 статьи 24 Закона о контрактной системе предусмотрены такие виды аукциона, как аукцион в электронной форме и закрытый аукцион, дополнительные требования, согласно приложению N 1 к постановлению N 99, устанавливаются к участникам закупки, осуществляемой путем проведения как закрытого аукциона, так и аукциона в электронной форме.

Таким образом, Постановлением № 99 установлено, что осуществление закупки работ строительных, а именно «Выполнение работ строительных, включенных в коды 41, 42, 43, Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014, в случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 10 млн. рублей» необходимо руководствоваться следующим:

Дополнительным требованием к участникам закупки работ строительных, является наличие опыта исполнения контракта (договора) стоимостью не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится закупка. Для подтверждения соответствия указанному требованию участник представляет в составе заявки на участие в закупке копии контракта, акта выполненных работ, разрешения на ввод объекта в эксплуатацию (за исключением случаев, указанных в постановлении N 99).

Заявка на участие в закупке, может содержать копии нескольких контрактов, актов выполненных работ, разрешений на ввод объекта в эксплуатацию в отношении нескольких объектов.

Однако обязательным является наличие в составе заявки участников закупки хотя бы одного контракта (договора) стоимостью не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится закупка, в отношении одного объекта. Наличие такого контракта, а также акта выполненных работ и разрешения на ввод объекта в эксплуатацию  является условием допуска к участию в соответствующей закупке.

Согласно примечанию к пункту 2 приложения N 1 к постановлению N 99 требуется наличие опыта исполнения контракта на выполнение работ, относящихся к той же группе работ строительных, на выполнение которых заключается контракт. При этом используются следующие группы работ строительных:

- работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства;

- работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов, не являющихся объектами капитального строительства (временные постройки, киоски, навесы и другие подобные постройки).

Таким образом, при осуществлении закупки на выполнение работ строительных, участник закупки признается соответствующим дополнительным требованиям при наличии совокупности следующих условий:

- участником закупки представлено подтверждение исполнения одного контракта за последние три года на выполнение исключительно работ по строительству, и (или) реконструкции, и (или) капитальному ремонту. При этом подтверждение опыта исполнения контракта (договора) выполнением иных работ строительных (например, по текущему ремонту) не допускается;

- участником закупки подтвержден опыт выполнения работ строительных по одному объекту строительства, аналогичному объекту, выполнение работ строительных по которому является объектом закупки, а именно: в случае осуществления закупки работ строительных по объекту капитального строительства, подтверждением наличия опыта будет являться выполнение работ строительных по объекту капитального строительства; в случае осуществления закупки работ строительных по объекту, не являющемуся объектом капитального строительства, - выполнение работ строительных по объекту, не являющемуся объектом капитального строительства.

Пунктом 7  «Содержание и объем выполняемых работ (описание работ)» части 2 «Описание объекта закупки» аукционной документации установлено следующее: «Согласно приложению №2 к контракту».

Приложение № 2 к проекту контракта содержит ведомость объемов и стоимости работ по содержанию на 2016-2017 г.

Из пояснений заказчика, уполномоченного органа следует, что установление дополнительных требований к участникам закупки в соответствии с Постановлением № 99 не требуется исходя из состава работ, предусмотренных аукционной документацией.

Между тем, в соответствии с частью 1 статьи 105 Закона о контрактной системе любой участник закупки, а также осуществляющие общественный контроль общественные объединения, объединения юридических лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации имеют право обжаловать в судебном порядке или в порядке, установленном настоящей главой, в контрольный орган в сфере закупок действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностных лиц контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки.

Довод заявителя в части неустановления в аукционной документации дополнительных требований согласно Постановлению Правительства № 99 предполагает, что действиями заказчика ущемляются права и законные интересы участника закупки, положение ч. 9 ст. 105 Закона о контрактной системе указывает, что заявленные доводы должны подтверждаться сведениями или документами, позволяющими антимонопольному органу установить, что имеются объективные препятствия для оформления и подачи заявки на участие в закупке.

Согласно части 9 статьи 105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность.

Между тем, заявителем не представлено доказательств, подтверждающих, что в аукционной документации должны быть установлены дополнительные требования согласно Постановлению № 99, а также, что отсутствие данных требований препятствует подаче участниками закупки заявок для участия в электронном аукционе либо иным образом нарушает права и интересы ООО «СТРОЙИНВЕСТ».

На основании вышеизложенного, Комиссия приходит к выводу, что довод заявителя не находит своего подтверждения.

Довод жалобы в части неустановления в аукционной документации условия о том, что участник закупки не должен являться офшорной компанией в соответствии с пунктом 10 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, признан необоснованным в силу следующего.

Согласно части 3 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 настоящей статьи информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона.

В соответствии с пунктом 10 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки: участник закупки не является офшорной компанией.

Из материалов дела установлено, что в пункте 32 «Требования к участникам закупки в соответствии с пунктами 3-5, 7-10 части 1 статьи 31 Закона №44-ФЗ» части 1 «Информационная карта, Инструкция по заполнению заявки» раздела 1 «ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА» аукционной документации указано следующее: «Установлено».

Таким образом, требование к участникам закупки в соответствии с пунктом 10 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе установлено в аукционной документации.

Жалоба заявителя подлежит признанию необоснованной.

На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия),

 

р е ш и л а:

 

Признать жалобу ООО «СТРОЙИНВЕСТ» на действия заказчика Государственного казенного учреждения Республики Саха (Якутия) «Управление автомобильных дорог Республики Саха (Якутия)», уполномоченного органа Государственного комитета Республики Саха (Якутия) по регулированию контрактной системы в сфере закупок при проведении электронного аукциона на выполнение работ по устройству и содержанию автомобильной дороги "Якутск - Покровск - Олекминск - Ленск - Пеледуй" (а/д "Умнас") с подъездами к г. Покровск, п. Мохсоголох на участке Ленск - Пеледуй в Ленском районе и дополнительные работы на участках км 925 - км 946 в Ленском районе, км 680 - 682 в Олекминском районе Республики Саха (Якутия) (извещение № 0116200007916008941) необоснованной.

 

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня вынесения.

 

 

Заместитель председателя комиссии                                                                <…>

 

Члены комиссии:                                                                                               <…>

 

<…>

             

                                                                                           

Связанные организации

Связанные организации не указаны