Решение б/н ИП Цхай Н.М. на действия (бездействие) заказчика ГАУ РС(Я) «... от 25 ноября 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА

УПРАВЛЕНИЕ ПО РЕСПУБЛИКЕ САХА (ЯКУТИЯ)

РЕШЕНИЕ

по делу № 014/01/18.1-3154/2020
о нарушении законодательства о контрактной системе в сфере закупок

г. Якутск 25 ноября 2020 года

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по контролю закупок (далее также – Комиссия), в составе:

<...> – начальника отдела контроля закупок Якутского УФАС России, заместителя председателя Комиссии,

<...> – старшего государственного инспектора отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии,

<...> – ведущего специалиста - эксперта отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии,

от заказчика государственного автономного учреждения Республики Саха (Якутия) «Республиканская больница №1 – Национальный центр медицины» (далее также – ГАУ РС(Я) «РБ №1 – НЦМ», заказчик): Ербулатов М.А. (представитель по доверенности),

от заявителя индивидуального предпринимателя Цхай Н.М. (далее также – ИП Цхай Н.М., заявитель): Босикова Д.Н. (представитель по доверенности);

рассмотрев жалобу ИП Цхай Н.М. на действия (бездействие) заказчика ГАУ РС(Я) «РБ №1 – НЦМ» при проведении конкурса в электронной форме на право заключения договора на оказание услуг по организации и обеспечению лечебным питанием (извещение №32009570433),

установила:

18 ноября 2020 года в Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) (далее- Якутское УФАС России) поступила жалоба ИП Цхай Н.МЮ на действия (бездействие) заказчика ГАУ РС(Я) «РБ №1 – НЦМ» при проведении конкурса в электронной форме на право заключения договора на оказание услуг по организации и обеспечению лечебным питанием  (извещение №32009570433), нарушающие законодательство о закупках.

Согласно жалобе заявителя, заявитель не согласен с положениями документации, а именно количественными ограничениями при оценке нестоимостных критериев заявок участников закупки и разъяснениями, данными заказчиком в результате запроса разъяснений положений документации в данной части.

Заявитель просит признать жалобу обоснованной.

В ходе рассмотрения дела представитель заказчика с жалобой не согласился, просит признать жалобу необоснованной.

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров, изучив имеющиеся в деле документы, пришла к следующим выводам.

Согласно части 1 статьи 1 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках), целями регулирования настоящего Федерального закона являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц, указанных в  настоящей статьи (далее - заказчики), в товарах, работах, услугах, в том числе для целей коммерческого использования, с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг (далее также - закупка) для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.

Согласно части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принципами информационной открытости закупки; целевого и экономически эффективного расходования денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализации мер, направленных на сокращение издержек заказчика; равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки; отсутствия ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.

Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

В силу части 2 статьи 2 Закона о закупках положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 Закона о закупках, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

ГАУ РС(Я) «РБ №1 – НЦМ» провело обжалуемую закупку в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон о закупках), Положением о закупке ГАУ РС (Я) «РБ №1-НЦМ», утвержденном Наблюдательным Советом Протоколом от 25.03.2020 г. №1 (далее - Положение о закупке), которое размещено в единой информационной системе.

Согласно части 2 статьи 3 Закона о закупках Положением о закупке предусматриваются конкурентные и неконкурентные закупки, устанавливается порядок осуществления таких закупок с учетом положений настоящего Федерального закона.

Частью 3.1 статьи 3 Закона о закупках установлено, что конкурентные закупки осуществляются следующими способами, в том числе: путем проведения торгов (конкурс (открытый конкурс, конкурс в электронной форме, закрытый конкурс), аукцион (открытый аукцион, аукцион в электронной форме, закрытый аукцион), запрос котировок (запрос котировок в электронной форме, закрытый запрос котировок), запрос предложений (запрос предложений в электронной форме, закрытый запрос предложений).

Статьей 3.2 Закона о закупках установлен порядок осуществления конкурентной закупки, согласно части 16 которого под конкурсом в целях настоящего Федерального закона понимается форма торгов, при которой победителем конкурса признается участник конкурентной закупки, заявка на участие в конкурентной закупке, окончательное предложение которого соответствует требованиям, установленным документацией о конкурентной закупке, и заявка, окончательное предложение которого по результатам сопоставления заявок, окончательных предложений на основании указанных в документации о такой закупке критериев оценки содержит лучшие условия исполнения договора.

В соответствии с частью 5 статьи 4 Закона о закупках в единой информационной системе (далее - ЕИС) при закупке размещается информация о закупке, в том числе извещение о закупке, документация о закупке, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения о закупке и документации о закупке, изменения, вносимые в такое извещение и такую документацию, разъяснения такой документации, протоколы, составляемые в ходе закупки, а также иная информация, размещение которой в единой информационной системе предусмотрено Законом о закупках и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 статьи 5 Закона о закупках.

12.10.2020 года на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru размещено извещение конкурса в электронной форме на право заключения договора на оказание услуг по организации и обеспечению лечебным питанием, документация о закупке, а также проект договора.

Частями 2, 3, 4 статьи 3.2 Закона о контрактной системе установлено, что любой участник конкурентной закупки вправе направить заказчику в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом и положением о закупке, запрос о даче разъяснений положений извещения об осуществлении закупки и (или) документации о закупке.

В течение трех рабочих дней с даты поступления запроса, указанного в части 2 настоящей статьи, заказчик осуществляет разъяснение положений документации о конкурентной закупке и размещает их в единой информационной системе с указанием предмета запроса, но без указания участника такой закупки, от которого поступил указанный запрос. При этом заказчик вправе не осуществлять такое разъяснение в случае, если указанный запрос поступил позднее чем за три рабочих дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в такой закупке.

Разъяснения положений документации о конкурентной закупке не должны изменять предмет закупки и существенные условия проекта договора.

Из пояснений заявителя следует, что заявителем был подан запрос на дачу разъяснений положений документации следующего содержания:

«Текст запроса:

  1. В описании показателя установлено, что услугами сопоставимого характера и объема будут считаться услуги по организации лечебного питания в учреждениях (организациях) здравоохранения. Значит ли это, что для оценки по данному показателю будут приниматься контракты (договоры), заключенные на исполнение любого объема в койко-днях (например, 10 койко0дней)?
  2. Документацией установлено, что «предельно необходимое максимальное количественное значение – 200 000 койко-дней, исполненных в 2016 – 2019 годах». Данное предельно необходимо максимальное количественное значение установлено по объему одного контракта (договора) или оно будет определяться по совокупности объемов всех предоставленных участником закупки договоров?
  3. Согласно описанию показателя оценивается количество исполненных договоров (контрактов). Каким образом тогда предельно необходимое максимальное количественное значение может быть установлено в койко-днях? В таком случае Заказчик должен установить единицей измерения оценки не количество договоров, а количество койко-дней. Просим внести соответствующие изменения в документацию.
  4. Просим также разъяснить каким образом и по какой формуле будет производиться расчет, если одним участником будет в качестве подтверждения опыта оказания услуг предоставлено часть контрактов (договоров) с объемом более 200 000 койко-дней по одному контракту (договору) и часть контрактов (договоров) с объемом менее 200 000 койко-дней по одному контракту (договору).
  5. В разъяснениях, данных на предыдущий запрос, Заказчик ссылается на постановление Правительства РФ от 28.11.2013 №1055. Не имел ли ввиду Заказчик Постановление Правительства РФ №1058? Просим разъяснить каким именно постановлением Правительства РФ руководствовался заказчик при разработке критериев оценки и их показателей».

На данный запрос заказчик разместил 16.11.2020 на сайте Единой информационной системы в сфере закупок ответ следующего содержания:

«Рассмотрев Ваш запрос на разъяснение документации конкурса в электронной форме, сообщаем следующее:

  1. Да, для оценки по данному показателю будут приниматься контракты (договоры), заключенные на исполнение любого объема в койко-днях (например, 10 койко-дней);
  2. Предельно необходимое максимальное количественное значение – 200 000 койко-дней, исполненных в 2016-2019 годах, устанавливается по объему одного исполненного контракта (договора).
  3. Согласно описанию показателя оценивается количество исполненных договоров (контрактов) для допуска к конкурсу, далее оценивается по формуле оценки количества койко-дней по исполненным договорам.
  4. Подкритерий (по опыту) оценивается по формуле:

а) в случае если С1max< С1пред, - по формуле: (С1i max1пред)*50,

б) в случае если С1max⩾ С1пред, - при этом участникам, предложение которых превышает предельно необходимое максимальное значение, присваивается 50 баллов

где:

С1i – количество договоров (контрактов) i-го участника конкурса;

С1max – максимальное количество договоров (контрактов) среди всех участников конкурса, допущенных до участия в конкурсе по результатам рассмотрения конкурсных заявок

  1. Постановление Правительства РФ от 28.11.2013 № 1085.

Из вышеуказанного Комиссия Якутского УФАС России приходит к выводу, что разъяснения даны заказчиком в соответствии с частями 2, 3, 4 статьи 3.2 Закона о контрактной системе.

В ходе рассмотрения дела представителем заявителя пояснено, что количество максимального значения поваров – 100 ставит в преимущественное положение крупных субъектов предпринимательства, ограничивая конкуренцию для субъектов малого предпринимательства.

Согласно пунктам 2, 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках, в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке, требования к участникам такой закупки.

Частью 6 статьи 3 Закона о закупках установлено, что заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

Пунктами 8.1 – 8.4 статьи 8 Положения о закупке установлено следующее:

8.1. При проведении конкурентной закупки в форме конкурсав электронной форме, запроса предложений в электронной формемогут быть установлены следующие квалификационные требования к участникам конкурентной закупки:

- наличие необходимой профессиональной и технической квалификации;

- наличие финансовых ресурсов для исполнения договора;

- наличие оборудования и других материальных ресурсов для исполнения договора;

- управленческая компетентность;

- опыт и деловая репутация;

- трудовые ресурсы для исполнения договора и др.

8.2. Квалификационные требования должны быть выражены в измеряемых единицах.

8.3. Допускается устанавливать квалификационные требования к участникам конкурентной закупки только при проведении конкурса в электронной форме и запроса предложений в электронной форме.

8.4. Несоответствие участника закупки установленным квалификационным требованиям не является основанием для отказа в допуске к участию в закупке.

Пунктом 31 Информационной карты конкурса в электронной форме установлены критерии оценки заявок на участие в конкурсе и порядок оценки заявок на участие в конкурсе:

п/п

Показатели по критерию «Квалификация участника конкурса и качество услуг»

Количество баллов, присваиваемых по каждому из показателей указанного критерия

Максимальное значение в баллах для каждого показателя указанного критерия

1.

Опыт участника по оказанию услуг сопоставимого характера на основании исполненных договоров (контрактов) по предмету конкурса. (Оценка по данному показателю определяется по количеству исполненных контрактов, договоров с учреждениями (организациями) здравоохранения по оказанию услуг сопоставимого характера и объема. При этом услугами сопоставимого характера и объема будут считаться услуги по организации лечебного питания в учреждениях (организациях) здравоохранения. Оценивается количество исполненных договоров (контрактов). Предельно необходимое максимальное количественное значение – 200 000 койко-дней, исполненных в 2016-2019 годах (при этом все контракты (договоры) должны быть исполнены без применения к такому участнику неустоек (штрафов, пеней). Документами, подтверждающими опыт оказания услуг, будут являться копии исполненных контрактов (договоров), а также акты приемки оказанных услуг.). Подтверждается Формой 3.2.1 в составе заявки с приложением копий исполненных договоров (контрактов) и актов оказанных услуг.

Определяется как соотношение:

а) в случае если С1max< С1пред, - по формуле: (С1i max1пред)*50,

б) в случае если С1max⩾ С1пред, - при этом участникам, предложение которых превышает предельно необходимое максимальное значение, присваивается 50 баллов

где:

С1i – количество договоров (контрактов) i-го участника конкурса;

С1max – максимальное количество договоров (контрактов) среди всех участников конкурса, допущенных до участия в конкурсе по результатам рассмотрения конкурсных заявок.

50 баллов

2.

Наличие в штате квалифицированных сотрудников по предмету конкурса

(Оценивается количество работников – поваров, имеющих квалификационный разряд не менее 4-го.

Предельно необходимое максимальное количественное значение – 100 работников). Документами, подтверждающими наличие у участника конкурса в штате специалистов, являются в совокупности:

а) копии трудовых книжек или копии трудовых договоров и приказов (распоряжений) о приеме на работу, подтверждающие трудовые отношения с участником конкурса с отметкой кадровой службы о работе в настоящее время на дату подачи заявки;

б) копии, свидетельств или аттестатов о профессиональном образовании по специальности "Повар" 4 разряда и выше.

Подтверждается формой 3.2.2 в составе заявки с приложением копий трудовых книжек и приказов (распоряжений), копий свидетельств или аттестатов

Определяется как соотношение:

а) в случае если С2i< С2пред, - по формуле: (С2i2пред)*35,

б) в случае если С2i⩾ С2пред, при этом участникам, предложение которых превышает предельно необходимое максимальное значение, присваивается 35 баллов

где:

С2i– количество поваров 4-го разрядаi-го участника конкурса;

С2max – максимальное количество поваров 4-го разряда среди всех участников конкурса, допущенных до участия в конкурсе по результатам рассмотрения конкурсных заявок.

35 баллов

3.

Наличие в штате диетической сестры, для которой место работы у участника является основным (оценивается наличие)

документами, подтверждающими наличие в штате диетической сестры для которой место работы у участника является основным, являются в совокупности:

а) копия трудовой книжки и приказа (распоряжения) о приеме на работу, подтверждающие трудовые отношения с участником конкурса с отметкой кадровой службы о работе в настоящее время на дату подачи заявки;

б) копия диплома по специальности «сестринское дело»;

в) копия действующего на момент подачи заявки сертификата специалиста по специальности «диетология».

Определяется как:

Наличие – 15 баллов;

Отсутствие – 0 баллов

15 баллов

ИТОГО

от 0 до 100 баллов

100 баллов

Из вышеуказанного следует, что показателями критерия «Квалификация участника конкурса и качество услуг» являются:

1). Опыт участника по оказанию услуг сопоставимого характера на основании исполненных договоров (контрактов) по предмету конкурса;

2). Наличие в штате квалифицированных сотрудников по предмету конкурса;

3). Наличие в штате диетической сестры, для которой место работы у участника является основным.

Оценка по показателю «наличие в штате квалифицированных сотрудников по предмету конкурса» определяется по количеству работников – поваров, имеющих квалификационный разряд не менее 4-го. Предельно необходимое максимальное количественное значение – 100 работников. Документами, подтверждающими наличие у участника конкурса в штате специалистов, являются в совокупности:

а) копии трудовых книжек или копии трудовых договоров и приказов (распоряжений) о приеме на работу, подтверждающие трудовые отношения с участником конкурса с отметкой кадровой службы о работе в настоящее время на дату подачи заявки;

б) копии, свидетельств или аттестатов о профессиональном образовании по специальности "Повар" 4 разряда и выше. Подтверждается формой 3.2.2 в составе заявки с приложением копий трудовых книжек и приказов (распоряжений), копий свидетельств или аттестатов.

Законодательство о закупках 223- ФЗ не регламентирует установление в конкурсной документации необходимую информацию, раскрывающую содержание критериев. В связи с чем, прерогатива по определению перечня показателей установленных критериев оценки, их содержание, перечень документов, предоставляемых в составе заявки по показателям, а также значимость каждого показателя, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, а также шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающих интервалы их изменений, или порядок их определения принадлежит заказчику, при условии, что такие требования не ограничивают возможности участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг и обеспечивают добросовестную конкуренцию.

Комиссия считает, что установление предельно необходимого максимального значения 100 поваров не препятствует участию в конкурсе участников, в штате которых количество поваров как меньше 100, так и больше, а лишь устанавливает предельное количество, используемое для расчета количества баллов по указанному показателю, поскольку формулой определения баллов предусмотрено значение С2max – максимальное количество поваров 4-го разряда среди всех участников конкурса, допущенных до участия в конкурсе по результатам рассмотрения конкурсных заявок.

Так, если у участника закупки №1 будет наличие в штате – 50 поваров, у участника №2 – 70 поваров, у участника №3 – 150 поваров, в соответствии с формулой (С2i2пред)*35, по данному показателю будет присвоено следующее количество баллов из 100 возможных: участнику № 1 – 17,5 баллов, участнику №2 – 24,5 баллов, участнику № 3 автоматически присваивается максимальный балл по данному критерию – 35 баллов. В то время как в случае неустановления предельно необходимого максимального показателя, участникам №1 и №2 было бы присвоено меньше баллов: участнику №1 было бы присвоено 11,6 баллов, участнику №2 – 16,3 баллов, участнику № 3 – 35 баллов.

Таким образом, Комиссия Якутского УФАС России приходит к выводу, что установление заказчиком показателя с предельно необходимым максимальным значением позволяет определить баллы с помощью установленной формулы и не препятствует конкуренции участников.

Жалоба ИП Цхай Н.М. признана необоснованной.

В соответствии с частью 20 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» по результатам рассмотрения жалобы по существу Комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной.

Принимая во внимание вышеизложенное, руководствуясь частью 10 статьи 3 Закона о закупках, статьей 18.1, 23 Закона о защите конкуренции, Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров,

р е ш и л а:

Признать жалобу ИП Цхай Н.М. на действия (бездействие) заказчика на действия (бездействие) заказчика ГАУ РС(Я) «РБ №1 – НЦМ» при проведении конкурса в электронной форме на право заключения договора на оказание услуг по организации и обеспечению лечебным питанием  (извещение №32009570433) необоснованной.

Настоящее решение, предписание могут быть обжалованы в судебном порядке в течение трех месяцев со дня их вынесения.

Председатель комиссии

 

               

Члены комиссии:

 

                           

                           

                                

Связанные организации

Связанные организации не указаны