Решение б/н ИП Цхай Н.М. на действия (бездействие) заказчика ГАУ РС(Я) «... от 25 ноября 2020 г.
Текст документа
Сохранить как PDF
ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА
УПРАВЛЕНИЕ ПО РЕСПУБЛИКЕ САХА (ЯКУТИЯ)
РЕШЕНИЕ
по делу № 014/01/18.1-3154/2020
о нарушении законодательства о контрактной системе в сфере закупок
г. Якутск 25 ноября 2020 года
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по контролю закупок (далее также – Комиссия), в составе:
<...> – начальника отдела контроля закупок Якутского УФАС России, заместителя председателя Комиссии,
<...> – старшего государственного инспектора отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии,
<...> – ведущего специалиста - эксперта отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии,
от заказчика государственного автономного учреждения Республики Саха (Якутия) «Республиканская больница №1 – Национальный центр медицины» (далее также – ГАУ РС(Я) «РБ №1 – НЦМ», заказчик): Ербулатов М.А. (представитель по доверенности),
от заявителя индивидуального предпринимателя Цхай Н.М. (далее также – ИП Цхай Н.М., заявитель): Босикова Д.Н. (представитель по доверенности);
рассмотрев жалобу ИП Цхай Н.М. на действия (бездействие) заказчика ГАУ РС(Я) «РБ №1 – НЦМ» при проведении конкурса в электронной форме на право заключения договора на оказание услуг по организации и обеспечению лечебным питанием (извещение №32009570433),
установила:
18 ноября 2020 года в Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) (далее- Якутское УФАС России) поступила жалоба ИП Цхай Н.МЮ на действия (бездействие) заказчика ГАУ РС(Я) «РБ №1 – НЦМ» при проведении конкурса в электронной форме на право заключения договора на оказание услуг по организации и обеспечению лечебным питанием (извещение №32009570433), нарушающие законодательство о закупках.
Согласно жалобе заявителя, заявитель не согласен с положениями документации, а именно количественными ограничениями при оценке нестоимостных критериев заявок участников закупки и разъяснениями, данными заказчиком в результате запроса разъяснений положений документации в данной части.
Заявитель просит признать жалобу обоснованной.
В ходе рассмотрения дела представитель заказчика с жалобой не согласился, просит признать жалобу необоснованной.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров, изучив имеющиеся в деле документы, пришла к следующим выводам.
Согласно части 1 статьи 1 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках), целями регулирования настоящего Федерального закона являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц, указанных в настоящей статьи (далее - заказчики), в товарах, работах, услугах, в том числе для целей коммерческого использования, с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг (далее также - закупка) для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.
Согласно части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принципами информационной открытости закупки; целевого и экономически эффективного расходования денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализации мер, направленных на сокращение издержек заказчика; равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки; отсутствия ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.
Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.
В силу части 2 статьи 2 Закона о закупках положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 Закона о закупках, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
ГАУ РС(Я) «РБ №1 – НЦМ» провело обжалуемую закупку в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон о закупках), Положением о закупке ГАУ РС (Я) «РБ №1-НЦМ», утвержденном Наблюдательным Советом Протоколом от 25.03.2020 г. №1 (далее - Положение о закупке), которое размещено в единой информационной системе.
Согласно части 2 статьи 3 Закона о закупках Положением о закупке предусматриваются конкурентные и неконкурентные закупки, устанавливается порядок осуществления таких закупок с учетом положений настоящего Федерального закона.
Частью 3.1 статьи 3 Закона о закупках установлено, что конкурентные закупки осуществляются следующими способами, в том числе: путем проведения торгов (конкурс (открытый конкурс, конкурс в электронной форме, закрытый конкурс), аукцион (открытый аукцион, аукцион в электронной форме, закрытый аукцион), запрос котировок (запрос котировок в электронной форме, закрытый запрос котировок), запрос предложений (запрос предложений в электронной форме, закрытый запрос предложений).
Статьей 3.2 Закона о закупках установлен порядок осуществления конкурентной закупки, согласно части 16 которого под конкурсом в целях настоящего Федерального закона понимается форма торгов, при которой победителем конкурса признается участник конкурентной закупки, заявка на участие в конкурентной закупке, окончательное предложение которого соответствует требованиям, установленным документацией о конкурентной закупке, и заявка, окончательное предложение которого по результатам сопоставления заявок, окончательных предложений на основании указанных в документации о такой закупке критериев оценки содержит лучшие условия исполнения договора.
В соответствии с частью 5 статьи 4 Закона о закупках в единой информационной системе (далее - ЕИС) при закупке размещается информация о закупке, в том числе извещение о закупке, документация о закупке, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения о закупке и документации о закупке, изменения, вносимые в такое извещение и такую документацию, разъяснения такой документации, протоколы, составляемые в ходе закупки, а также иная информация, размещение которой в единой информационной системе предусмотрено Законом о закупках и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 статьи 5 Закона о закупках.
12.10.2020 года на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru размещено извещение конкурса в электронной форме на право заключения договора на оказание услуг по организации и обеспечению лечебным питанием, документация о закупке, а также проект договора.
Частями 2, 3, 4 статьи 3.2 Закона о контрактной системе установлено, что любой участник конкурентной закупки вправе направить заказчику в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом и положением о закупке, запрос о даче разъяснений положений извещения об осуществлении закупки и (или) документации о закупке.
В течение трех рабочих дней с даты поступления запроса, указанного в части 2 настоящей статьи, заказчик осуществляет разъяснение положений документации о конкурентной закупке и размещает их в единой информационной системе с указанием предмета запроса, но без указания участника такой закупки, от которого поступил указанный запрос. При этом заказчик вправе не осуществлять такое разъяснение в случае, если указанный запрос поступил позднее чем за три рабочих дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в такой закупке.
Разъяснения положений документации о конкурентной закупке не должны изменять предмет закупки и существенные условия проекта договора.
Из пояснений заявителя следует, что заявителем был подан запрос на дачу разъяснений положений документации следующего содержания:
«Текст запроса:
- В описании показателя установлено, что услугами сопоставимого характера и объема будут считаться услуги по организации лечебного питания в учреждениях (организациях) здравоохранения. Значит ли это, что для оценки по данному показателю будут приниматься контракты (договоры), заключенные на исполнение любого объема в койко-днях (например, 10 койко0дней)?
- Документацией установлено, что «предельно необходимое максимальное количественное значение – 200 000 койко-дней, исполненных в 2016 – 2019 годах». Данное предельно необходимо максимальное количественное значение установлено по объему одного контракта (договора) или оно будет определяться по совокупности объемов всех предоставленных участником закупки договоров?
- Согласно описанию показателя оценивается количество исполненных договоров (контрактов). Каким образом тогда предельно необходимое максимальное количественное значение может быть установлено в койко-днях? В таком случае Заказчик должен установить единицей измерения оценки не количество договоров, а количество койко-дней. Просим внести соответствующие изменения в документацию.
- Просим также разъяснить каким образом и по какой формуле будет производиться расчет, если одним участником будет в качестве подтверждения опыта оказания услуг предоставлено часть контрактов (договоров) с объемом более 200 000 койко-дней по одному контракту (договору) и часть контрактов (договоров) с объемом менее 200 000 койко-дней по одному контракту (договору).
- В разъяснениях, данных на предыдущий запрос, Заказчик ссылается на постановление Правительства РФ от 28.11.2013 №1055. Не имел ли ввиду Заказчик Постановление Правительства РФ №1058? Просим разъяснить каким именно постановлением Правительства РФ руководствовался заказчик при разработке критериев оценки и их показателей».
На данный запрос заказчик разместил 16.11.2020 на сайте Единой информационной системы в сфере закупок ответ следующего содержания:
«Рассмотрев Ваш запрос на разъяснение документации конкурса в электронной форме, сообщаем следующее:
- Да, для оценки по данному показателю будут приниматься контракты (договоры), заключенные на исполнение любого объема в койко-днях (например, 10 койко-дней);
- Предельно необходимое максимальное количественное значение – 200 000 койко-дней, исполненных в 2016-2019 годах, устанавливается по объему одного исполненного контракта (договора).
- Согласно описанию показателя оценивается количество исполненных договоров (контрактов) для допуска к конкурсу, далее оценивается по формуле оценки количества койко-дней по исполненным договорам.
- Подкритерий (по опыту) оценивается по формуле:
а) в случае если С1max< С1пред, - по формуле: (С1i max/С1пред)*50,
б) в случае если С1max⩾ С1пред, - при этом участникам, предложение которых превышает предельно необходимое максимальное значение, присваивается 50 баллов
где:
С1i – количество договоров (контрактов) i-го участника конкурса;
С1max – максимальное количество договоров (контрактов) среди всех участников конкурса, допущенных до участия в конкурсе по результатам рассмотрения конкурсных заявок
- Постановление Правительства РФ от 28.11.2013 № 1085.
Из вышеуказанного Комиссия Якутского УФАС России приходит к выводу, что разъяснения даны заказчиком в соответствии с частями 2, 3, 4 статьи 3.2 Закона о контрактной системе.
В ходе рассмотрения дела представителем заявителя пояснено, что количество максимального значения поваров – 100 ставит в преимущественное положение крупных субъектов предпринимательства, ограничивая конкуренцию для субъектов малого предпринимательства.
Согласно пунктам 2, 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках, в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке, требования к участникам такой закупки.
Частью 6 статьи 3 Закона о закупках установлено, что заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.
Пунктами 8.1 – 8.4 статьи 8 Положения о закупке установлено следующее:
8.1. При проведении конкурентной закупки в форме конкурсав электронной форме, запроса предложений в электронной формемогут быть установлены следующие квалификационные требования к участникам конкурентной закупки:
- наличие необходимой профессиональной и технической квалификации;
- наличие финансовых ресурсов для исполнения договора;
- наличие оборудования и других материальных ресурсов для исполнения договора;
- управленческая компетентность;
- опыт и деловая репутация;
- трудовые ресурсы для исполнения договора и др.
8.2. Квалификационные требования должны быть выражены в измеряемых единицах.
8.3. Допускается устанавливать квалификационные требования к участникам конкурентной закупки только при проведении конкурса в электронной форме и запроса предложений в электронной форме.
8.4. Несоответствие участника закупки установленным квалификационным требованиям не является основанием для отказа в допуске к участию в закупке.
Пунктом 31 Информационной карты конкурса в электронной форме установлены критерии оценки заявок на участие в конкурсе и порядок оценки заявок на участие в конкурсе:
№ п/п |
Показатели по критерию «Квалификация участника конкурса и качество услуг» |
Количество баллов, присваиваемых по каждому из показателей указанного критерия |
Максимальное значение в баллах для каждого показателя указанного критерия |
---|---|---|---|
1. |
Опыт участника по оказанию услуг сопоставимого характера на основании исполненных договоров (контрактов) по предмету конкурса. (Оценка по данному показателю определяется по количеству исполненных контрактов, договоров с учреждениями (организациями) здравоохранения по оказанию услуг сопоставимого характера и объема. При этом услугами сопоставимого характера и объема будут считаться услуги по организации лечебного питания в учреждениях (организациях) здравоохранения. Оценивается количество исполненных договоров (контрактов). Предельно необходимое максимальное количественное значение – 200 000 койко-дней, исполненных в 2016-2019 годах (при этом все контракты (договоры) должны быть исполнены без применения к такому участнику неустоек (штрафов, пеней). Документами, подтверждающими опыт оказания услуг, будут являться копии исполненных контрактов (договоров), а также акты приемки оказанных услуг.). Подтверждается Формой 3.2.1 в составе заявки с приложением копий исполненных договоров (контрактов) и актов оказанных услуг. |
Определяется как соотношение: а) в случае если С1max< С1пред, - по формуле: (С1i max/С1пред)*50, б) в случае если С1max⩾ С1пред, - при этом участникам, предложение которых превышает предельно необходимое максимальное значение, присваивается 50 баллов где: С1i – количество договоров (контрактов) i-го участника конкурса; С1max – максимальное количество договоров (контрактов) среди всех участников конкурса, допущенных до участия в конкурсе по результатам рассмотрения конкурсных заявок. |
50 баллов |
2. |
Наличие в штате квалифицированных сотрудников по предмету конкурса (Оценивается количество работников – поваров, имеющих квалификационный разряд не менее 4-го. Предельно необходимое максимальное количественное значение – 100 работников). Документами, подтверждающими наличие у участника конкурса в штате специалистов, являются в совокупности: а) копии трудовых книжек или копии трудовых договоров и приказов (распоряжений) о приеме на работу, подтверждающие трудовые отношения с участником конкурса с отметкой кадровой службы о работе в настоящее время на дату подачи заявки; б) копии, свидетельств или аттестатов о профессиональном образовании по специальности "Повар" 4 разряда и выше. Подтверждается формой 3.2.2 в составе заявки с приложением копий трудовых книжек и приказов (распоряжений), копий свидетельств или аттестатов |
Определяется как соотношение: а) в случае если С2i< С2пред, - по формуле: (С2i/С2пред)*35, б) в случае если С2i⩾ С2пред, при этом участникам, предложение которых превышает предельно необходимое максимальное значение, присваивается 35 баллов где: С2i– количество поваров 4-го разрядаi-го участника конкурса; С2max – максимальное количество поваров 4-го разряда среди всех участников конкурса, допущенных до участия в конкурсе по результатам рассмотрения конкурсных заявок. |
35 баллов |
3. |
Наличие в штате диетической сестры, для которой место работы у участника является основным (оценивается наличие) документами, подтверждающими наличие в штате диетической сестры для которой место работы у участника является основным, являются в совокупности: а) копия трудовой книжки и приказа (распоряжения) о приеме на работу, подтверждающие трудовые отношения с участником конкурса с отметкой кадровой службы о работе в настоящее время на дату подачи заявки; б) копия диплома по специальности «сестринское дело»; в) копия действующего на момент подачи заявки сертификата специалиста по специальности «диетология». |
Определяется как: Наличие – 15 баллов; Отсутствие – 0 баллов |
15 баллов |
ИТОГО |
от 0 до 100 баллов |
100 баллов |
Из вышеуказанного следует, что показателями критерия «Квалификация участника конкурса и качество услуг» являются:
1). Опыт участника по оказанию услуг сопоставимого характера на основании исполненных договоров (контрактов) по предмету конкурса;
2). Наличие в штате квалифицированных сотрудников по предмету конкурса;
3). Наличие в штате диетической сестры, для которой место работы у участника является основным.
Оценка по показателю «наличие в штате квалифицированных сотрудников по предмету конкурса» определяется по количеству работников – поваров, имеющих квалификационный разряд не менее 4-го. Предельно необходимое максимальное количественное значение – 100 работников. Документами, подтверждающими наличие у участника конкурса в штате специалистов, являются в совокупности:
а) копии трудовых книжек или копии трудовых договоров и приказов (распоряжений) о приеме на работу, подтверждающие трудовые отношения с участником конкурса с отметкой кадровой службы о работе в настоящее время на дату подачи заявки;
б) копии, свидетельств или аттестатов о профессиональном образовании по специальности "Повар" 4 разряда и выше. Подтверждается формой 3.2.2 в составе заявки с приложением копий трудовых книжек и приказов (распоряжений), копий свидетельств или аттестатов.
Законодательство о закупках 223- ФЗ не регламентирует установление в конкурсной документации необходимую информацию, раскрывающую содержание критериев. В связи с чем, прерогатива по определению перечня показателей установленных критериев оценки, их содержание, перечень документов, предоставляемых в составе заявки по показателям, а также значимость каждого показателя, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, а также шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающих интервалы их изменений, или порядок их определения принадлежит заказчику, при условии, что такие требования не ограничивают возможности участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг и обеспечивают добросовестную конкуренцию.
Комиссия считает, что установление предельно необходимого максимального значения 100 поваров не препятствует участию в конкурсе участников, в штате которых количество поваров как меньше 100, так и больше, а лишь устанавливает предельное количество, используемое для расчета количества баллов по указанному показателю, поскольку формулой определения баллов предусмотрено значение С2max – максимальное количество поваров 4-го разряда среди всех участников конкурса, допущенных до участия в конкурсе по результатам рассмотрения конкурсных заявок.
Так, если у участника закупки №1 будет наличие в штате – 50 поваров, у участника №2 – 70 поваров, у участника №3 – 150 поваров, в соответствии с формулой (С2i/С2пред)*35, по данному показателю будет присвоено следующее количество баллов из 100 возможных: участнику № 1 – 17,5 баллов, участнику №2 – 24,5 баллов, участнику № 3 автоматически присваивается максимальный балл по данному критерию – 35 баллов. В то время как в случае неустановления предельно необходимого максимального показателя, участникам №1 и №2 было бы присвоено меньше баллов: участнику №1 было бы присвоено 11,6 баллов, участнику №2 – 16,3 баллов, участнику № 3 – 35 баллов.
Таким образом, Комиссия Якутского УФАС России приходит к выводу, что установление заказчиком показателя с предельно необходимым максимальным значением позволяет определить баллы с помощью установленной формулы и не препятствует конкуренции участников.
Жалоба ИП Цхай Н.М. признана необоснованной.
В соответствии с частью 20 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» по результатам рассмотрения жалобы по существу Комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной.
Принимая во внимание вышеизложенное, руководствуясь частью 10 статьи 3 Закона о закупках, статьей 18.1, 23 Закона о защите конкуренции, Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров,
р е ш и л а:
Признать жалобу ИП Цхай Н.М. на действия (бездействие) заказчика на действия (бездействие) заказчика ГАУ РС(Я) «РБ №1 – НЦМ» при проведении конкурса в электронной форме на право заключения договора на оказание услуг по организации и обеспечению лечебным питанием (извещение №32009570433) необоснованной.
Настоящее решение, предписание могут быть обжалованы в судебном порядке в течение трех месяцев со дня их вынесения.
Председатель комиссии |
|
Члены комиссии: |
|
|