Решение №014/07/3-333/2020 РЕШЕНИЕ № 014/07/3-333/2020 от 20 февраля 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

КП «Аэропорты Севера»

677904, г. Якутск, с. Маган, ул. 40 лет Победы, 1

zakupki@aerosever.ru

odo@aerosever.ru

chukhrayvg@aerosever.ru

ООО «ИСТ Трейд Смазочные материалы»

664047, г. Иркутск, ул. Ленина, д.21, помещение 25,

office@isttd.ru

РЕШЕНИЕ № 014/07/3-333/2020

по результатам рассмотрения жалобы

г. Якутск 20 февраля 2020 г.

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее по тексту – Комиссия) в составе:

<...> – заместитель руководителя – начальник отдела естественных монополий и рекламы Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), председатель Комиссии;

<...> – заместитель начальника отдела естественных монополий и рекламы Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), член Комиссии;

<...> – главный специалист-эксперт отдела естественных монополий и рекламы Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), член Комиссии;

в присутствии заявителя общества с ограниченной ответственностью «ИСТ Трейд Смазочные материалы» (далее – ООО «ИСТ Трейд СМ», заявитель), представителя <...> по доверенности №32 от 17.02.2020 года.

при участии от заказчика федерального казенного предприятия «Аэропорты Севера» (далее – ФКП «Аэропорты Севера», заказчик) представителя <...> по доверенности №34/20 от 14.02.2020 года,

рассмотрев жалобу ООО «ИСТ Трейд СМ» на действия заказчика ФКП «Аэропорты Севера» при проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора поставки автомасел и специальных жидкостей для автотранспорта в филиалах - аэропортах ФКП «Аэропорты Севера» (извещение № 32008819772), нарушающие законодательство о закупках,

у с т а н о в и л а:

12.02.2020 года в Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) поступила жалоба ООО «ИСТ Трейд СМ» на действия заказчика ФКП «Аэропорты Севера» при проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора поставки автомасел и специальных жидкостей для автотранспорта в филиалах - аэропортах ФКП «Аэропорты Севера» (извещение № 32008819772), нарушающие законодательство о закупках.

Из содержания жалобы следует, что заказчик неправомерно отклонил заявку ООО «ИСТ Трейд СМ», указав, что в заявке в п.12, 13 отсутствуют технические характеристики поставляемого товара. При этом, заявитель полагает, что указание в заявке ссылки на ГОСТ 21150-87 по позиции 12 и ГОСТ 6267-74 по позиции 13 соответствует предъявляемым требованиям и не противоречит п. 1 ч. 2 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках». Просит признать доводы жалобы обоснованными, выдать заказчику предписание на устранение нарушений.

На рассмотрении жалобы по существу представитель заказчика возразила по доводу заявителя и пояснили, что заявка ООО «ИСТ Трейд СМ» была отклонена в связи с тем, что в первой части заявки для участия в электронном аукционе о №1448818 от 11.02.2020 закупочная комиссия ФКП «Аэропорты Севера» обоснованно отклонило заявку участника, поскольку в заявке участника отсутствовало описание поставляемого товара, которые являются предметом закупки соответствии с требованиями документации о закупке.

Просит считать жалобу ООО «ИСТ Трейд СМ» необоснованной, в доказательство своих доводов представлены аукционная документация.

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, изучив имеющиеся в деле документы, пришла к следующим выводам.

Частью 1 статьи 2 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках) установлено, что при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

В силу части 2 статьи 2 Закона о закупках положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 Закона о закупках, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

ФКП «Аэропорты Севера» провело обжалуемую закупку в соответствии с Законом о закупках и Положением о закупке товаров, работ, услуг для нужд ФКП «Аэропорты Севера», утвержденным Приказом генерального директора ФКП «Аэропорты Севера» от 19.03.2019 г. № 001-190372 (далее – Положение).

В соответствии с частью 5 статьи 4 Закона о закупках в единой информационной системе (далее - ЕИС) при закупке размещается информация о закупке, в том числе извещение о закупке, документация о закупке, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения о закупке и документации о закупке, изменения, вносимые в такое извещение и такую документацию, разъяснения такой документации, протоколы, составляемые в ходе закупки, а также иная информация, размещение которой в единой информационной системе предусмотрено Законом о закупках и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 статьи 5 Закона о закупках.

31.01.2020 года на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее – ЕИС) размещено извещение №32008819772, закупочная документация электронного аукциона на право заключения договора «Поставка автомасел и специальных жидкостей для автотранспорта в филиалах - аэропортах ФКП «Аэропорты Севера» от 30.01.2020 г.

Предмет заключаемого по результатам закупки договора – Поставка автомасел и специальных жидкостей для автотранспорта в филиалах - аэропортах ФКП «Аэропорты Севера». Начальная (максимальная) цена договора составляет 2 717 875,00 (два миллиона семьсот семнадцать тысяч восемьсот семьдесят пять) рублей 00 копеек, в том числе НДС в соответствии с нормами законодательства РФ на дату оказания услуг.

Согласно протоколу рассмотрения первых частей заявок на участие в аукционе № 1448818 от 11.02.2020 г. заявка участника ООО «ИСТ Трейд СМ», поданная 06.02.2020 г. (09:19) была отклонена по следующему основанию: «несоответствие заявки участника закупки требованиям документации закупки. Согласно п.п. б) п. 1 п.п. 16.1 Информационной карты аукционной документации – заявка участника не соответствуют техническому заданию аукционной документации, а именно: п. 12, 13 (не указаны технические характеристики поставляемого канала)».

В соответствии с частью 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами:

  1. информационной открытости закупки;
  2. равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.
  3. целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика;
  4. отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.

Аналогичные требования установлены и в Положении (пункт 2).

Согласно части 2 статьи 3 Закона о закупках Положением о закупке предусматриваются конкурентные и неконкурентные закупки, устанавливается порядок осуществления таких закупок с учетом положений настоящего Федерального закона.

Частью 3.1 статьи 3 Закона о закупках установлено, что конкурентные закупки осуществляются следующими способами, в том числе: путем проведения торгов (конкурс (открытый конкурс, конкурс в электронной форме, закрытый конкурс), аукцион (открытый аукцион, аукцион в электронной форме, закрытый аукцион), запрос котировок (запрос котировок в электронной форме, закрытый запрос котировок), запрос предложений (запрос предложений в электронной форме, закрытый запрос предложений).

Обжалуемая закупка проведена путем аукциона в электронной форме. Особенности осуществления конкурентной закупки в электронной форме и функционирования электронной площадки для целей осуществления конкурентной закупки, участниками которой могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства регулируются статьей 3.4 Закона о закупках.

В соответствии с частью 2 статьи 3.4 Закона о закупках конкурентная закупка с участием субъектов малого и среднего предпринимательства осуществляется путем проведения конкурса в электронной форме, аукциона в электронной форме, запроса котировок в электронной форме или запроса предложений в электронной форме.

В соответствии с частью 19 статьи 3.4 Закона о закупках заявка на участие в конкурсе в электронной форме, аукционе в электронной форме, запросе предложений в электронной форме состоит из двух частей и ценового предложения. Заявка на участие в запросе котировок в электронной форме состоит из одной части и ценового предложения. Первая часть заявки на участие в конкурсе в электронной форме, аукционе в электронной форме, запросе предложений в электронной форме должна содержать описание поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги, которые являются предметом закупки в соответствии с требованиями документации о закупке. При этом не допускается указание в первой части заявки на участие в конкурентной закупке сведений об участнике конкурса, аукциона или запроса предложений и о его соответствии единым квалификационным требованиям, установленным в документации о конкурентной закупке. Вторая часть заявки на участие в конкурсе в электронной форме, аукционе в электронной форме, запросе предложений в электронной форме должна содержать сведения о данном участнике таких конкурса, аукциона или запроса предложений, информацию о его соответствии единым квалификационным требованиям (если они установлены в документации о конкурентной закупке), об окончательном предложении участника таких конкурса, аукциона или запроса предложений о функциональных характеристиках (потребительских свойствах) товара, качестве работы, услуги и об иных условиях исполнения договора.

Пунктом 12.11.18 Положения установлено, что первая часть заявки на участие в аукционе в электронной форме должна содержать описание поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги, которые являются предметом закупки в соответствии с требованиями документации о закупке.

В соответствии с пунктом 12.2 документации о закупке первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать, в том числе, конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе, и указание на товарный знак (при наличии). Информация, предусмотренная настоящим подпунктом, включается в заявку на участие в электронном аукционе в случае отсутствия в документации об электронном аукционе указания на товарный знак или в случае, если участник закупки предлагает товар, который обозначен товарным знаком, отличным от товарного знака, указанного в документации об электронном аукционе.

Согласно п.п. 16 п. б Информационной карты электронного аукциона «При возникновении противоречия между положениями, закрепленными в Документации об открытом аукционе в электронной форме и настоящей Информационной картой электронного аукциона, применяются положения Информационной карты электронного аукциона», при этом первая часть заявки должна содержать: конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным аукционной документацией и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при его наличии) предлагаемого для поставки товара при условии отсутствия в аукционной документации указания на товарный знак.

Технической части аукционной документации в описании объекта закупки «Поставка моторных масел и специальных (эксплуатационных) жидкостей» ФКП «Аэропорты Севера» в наименовании товара по пункту 12 содержатся следующие сведения: «Смазка пластичная» технические характеристики товара содержат следующую информацию: «Антифрикционная многоцелевая водостойкая смазка на основе минерального масла, литиевого мыла и высокоэффективного пакета присадок. Применяется в подшипниках качения и скольжения всех типов, шарнирах, зубчатых и других передачах; на поверхностях трения колесных и гусеничных транспортных средств; в индустриальных механизмах, электрических машинах и т.п. Работоспособна при температуре в пределах от -40 до +120 °С, кратковременно сохраняет работоспособность при температуре до +130 °С. ГОСТ 21150-87». В пункте 13 в наименовании товара указано: «Смазка Циатим-201 или эквивалент», технические характеристики указаны: «Антифрикционная многоцелевая смазка. Представляет собой смесь маловязкого нефтяного масла, загущённого стеаратом лития (литиевое мыло), содержит антиокислительную присадку, обладает морозостойкими и тугоплавкими свойствами. Представляет собой мазь светло-коричневого или светло-жёлтого цвета. Благодаря наличию литиевых соединений имеет маловязкую консистенцию и применяется в достаточно широком температурном диапазоне в пределах от −60 °С до +90 °С. Для смазывания узлов трения, скольжения и качения: в механизмах авиационных (наиболее широкая сфера применения), электромеханических и точных приборах, работающих с минимальным сопротивлением при низких температурах. ГОСТ 6267-74.

Из представленных документов и сведений Комиссия антимонопольного органа установила, что первая часть заявки на участие в аукционе в электронной форме ООО «ИСТ Трейд СМ» не соответствует требованиям документации закупки, а именно требованиям частью 19 статьи 3.4 Закона о закупках должна содержать описание поставляемого товара.

Так, согласно первой части заявки ООО «ИСТ Трейд СМ» к поставке по п. 12 предлагается товар: «Смазка пластичная Нефтесинтез Литол-24». Описание товара: ГОСТ 21150-87, количество: 10, единица измерения: Ведро 21 кг. Страна происхождение: Россия. По п. 13 предлагается товар: «Смазка Нефтесинтез Циатим 201». Описание товара: ГОСТ 6267-74, количество: 10, единица измерения: Ведро 21 кг. Страна происхождение: Россия.

Таким образом, в заявке ООО «ИСТ Трейд СМ» по позициям №12 и 13, вместо описания поставляемого товара, указаны только ссылки на ГОСТ 21150-87, ГОСТ 6267-74, что в свою очередь не отвечает требованиям пункта 12.2 документации о закупке в части оформления заявки на участие в электронном аукционе, а именно к требованиям к первой части, которая должна содержать, в том числе, конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе, и указание на товарный знак (при наличии) и не позволяет заказчику определить конкретные технические характеристики поставляемых товаров, соответствующие описаниям поставляемых товаров, установленным в документации об электронном аукционе.

На основании вышеизложенного, заявка ООО «ИСТ Трейд СМ» правомерно отклонена от участия в закупке, поскольку первая часть заявки на участие в закупке должна содержать описание товара в соответствии с требованиями части 19 статьи 3.4 Закона о закупках и документации о закупке.

В соответствии с частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по результатам рассмотрения жалобы по существу Комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной.

Вместе с тем, Комиссия антимонопольного органа в ходе рассмотрения дела по существу из протокола рассмотрения первых частей заявок на участие в аукционе №1448818 от 11.02.2020 г., установлено, что заявка участника №5 была допущена как соответствующая требованиям документации о закупки.

При изучении первых частей заявки участника №5 Комиссией антимонопольного органа было установлено, что предложения участника по позициям №11, 12 и 13 в описательной части заявки указаны только ссылки на ГОСТы, а именно по позиции №11 электролит кислотный 5 л – ГОСТ 667-73, по позиции №12 Литол24, 21 кг – ГСТ 21159-87, по позиции №13 Смазка Циатим-201, 18 кг. – ГОСТ 6267-74.

Таким образом, Комиссией антимонопольного органа установлено, что заявка участника №5 победившего в указанном аукционе, подлежала к отклонению, как не соответствующая требованиям части 19 статьи 3.4 Закона о закупках и документации о закупке.

Статья 17 Закона о защите конкуренции (части 1 и 5) запрещает действия заказчиков, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции при осуществлении закупок товаров, работ и услуг в соответствии с Законом о закупках.

На основании пунктов 2 и 3 части 1, части 5 статьи 17 Закона о защите конкуренции к таким действиям, в частности, относятся создание участнику закупки преимущественных условий участия, нарушение порядка определения победителя по результатам закупочной процедуры.

Изложенное означает, что несоблюдение заказчиками и закупочной комиссией отдельных требований Закона о закупках может одновременно свидетельствовать о нарушении антимонопольного законодательства.

На основании пункта 11 части 1 статьи 23, статьи 25.1 Закона о защите конкуренции антимонопольные органы вправе проводить внеплановые проверки соблюдения антимонопольного законодательства в отношении субъектов, указанных в данной норме, в том числе коммерческих организаций.

Согласно пункту 5 части 2 статьи 39 Закона о защите конкуренции результаты проверки, при проведении которой выявлены признаки нарушения антимонопольного законодательства коммерческими организациями, являются основанием для возбуждения дела о нарушении антимонопольного законодательства и рассмотрения этого дела в процедуре, предусмотренной главой 9 Закона о защите конкуренции.

 

Руководствуясь статьей 17, 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров,

р е ш и л а:

1. Признать жалобу ООО «ИСТ Трейд СМ» на действия заказчика ФКП «Аэропорты Севера» при проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора «Поставка автомасел и специальных жидкостей для автотранспорта в филиалах - аэропортах ФКП «Аэропорты Севера» (извещение №32008819772) необоснованной.

2. Материалы дела передать должностному лицу Якутского УФАС России для рассмотрения вопроса о наличии (отсутствии) признаков нарушения антимонопольного законодательства.

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

Председатель комиссии

  <...>

Члены комиссии:

  <...> <...>

Связанные организации

Связанные организации не указаны