Решение №014/07/3-333/2020 РЕШЕНИЕ № 014/07/3-333/2020 от 20 февраля 2020 г.
Текст документа
Сохранить как PDFКП «Аэропорты Севера»
677904, г. Якутск, с. Маган, ул. 40 лет Победы, 1
zakupki@aerosever.ru
odo@aerosever.ru
chukhrayvg@aerosever.ru
ООО «ИСТ Трейд Смазочные материалы»
664047, г. Иркутск, ул. Ленина, д.21, помещение 25,
office@isttd.ru
РЕШЕНИЕ № 014/07/3-333/2020
по результатам рассмотрения жалобы
г. Якутск 20 февраля 2020 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее по тексту – Комиссия) в составе:
<...> – заместитель руководителя – начальник отдела естественных монополий и рекламы Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), председатель Комиссии;
<...> – заместитель начальника отдела естественных монополий и рекламы Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), член Комиссии;
<...> – главный специалист-эксперт отдела естественных монополий и рекламы Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), член Комиссии;
в присутствии заявителя общества с ограниченной ответственностью «ИСТ Трейд Смазочные материалы» (далее – ООО «ИСТ Трейд СМ», заявитель), представителя <...> по доверенности №32 от 17.02.2020 года.
при участии от заказчика федерального казенного предприятия «Аэропорты Севера» (далее – ФКП «Аэропорты Севера», заказчик) представителя <...> по доверенности №34/20 от 14.02.2020 года,
рассмотрев жалобу ООО «ИСТ Трейд СМ» на действия заказчика ФКП «Аэропорты Севера» при проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора поставки автомасел и специальных жидкостей для автотранспорта в филиалах - аэропортах ФКП «Аэропорты Севера» (извещение № 32008819772), нарушающие законодательство о закупках,
у с т а н о в и л а:
12.02.2020 года в Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) поступила жалоба ООО «ИСТ Трейд СМ» на действия заказчика ФКП «Аэропорты Севера» при проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора поставки автомасел и специальных жидкостей для автотранспорта в филиалах - аэропортах ФКП «Аэропорты Севера» (извещение № 32008819772), нарушающие законодательство о закупках.
Из содержания жалобы следует, что заказчик неправомерно отклонил заявку ООО «ИСТ Трейд СМ», указав, что в заявке в п.12, 13 отсутствуют технические характеристики поставляемого товара. При этом, заявитель полагает, что указание в заявке ссылки на ГОСТ 21150-87 по позиции 12 и ГОСТ 6267-74 по позиции 13 соответствует предъявляемым требованиям и не противоречит п. 1 ч. 2 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках». Просит признать доводы жалобы обоснованными, выдать заказчику предписание на устранение нарушений.
На рассмотрении жалобы по существу представитель заказчика возразила по доводу заявителя и пояснили, что заявка ООО «ИСТ Трейд СМ» была отклонена в связи с тем, что в первой части заявки для участия в электронном аукционе о №1448818 от 11.02.2020 закупочная комиссия ФКП «Аэропорты Севера» обоснованно отклонило заявку участника, поскольку в заявке участника отсутствовало описание поставляемого товара, которые являются предметом закупки соответствии с требованиями документации о закупке.
Просит считать жалобу ООО «ИСТ Трейд СМ» необоснованной, в доказательство своих доводов представлены аукционная документация.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, изучив имеющиеся в деле документы, пришла к следующим выводам.
Частью 1 статьи 2 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках) установлено, что при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки.
В силу части 2 статьи 2 Закона о закупках положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 Закона о закупках, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
ФКП «Аэропорты Севера» провело обжалуемую закупку в соответствии с Законом о закупках и Положением о закупке товаров, работ, услуг для нужд ФКП «Аэропорты Севера», утвержденным Приказом генерального директора ФКП «Аэропорты Севера» от 19.03.2019 г. № 001-190372 (далее – Положение).
В соответствии с частью 5 статьи 4 Закона о закупках в единой информационной системе (далее - ЕИС) при закупке размещается информация о закупке, в том числе извещение о закупке, документация о закупке, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения о закупке и документации о закупке, изменения, вносимые в такое извещение и такую документацию, разъяснения такой документации, протоколы, составляемые в ходе закупки, а также иная информация, размещение которой в единой информационной системе предусмотрено Законом о закупках и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 статьи 5 Закона о закупках.
31.01.2020 года на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее – ЕИС) размещено извещение №32008819772, закупочная документация электронного аукциона на право заключения договора «Поставка автомасел и специальных жидкостей для автотранспорта в филиалах - аэропортах ФКП «Аэропорты Севера» от 30.01.2020 г.
Предмет заключаемого по результатам закупки договора – Поставка автомасел и специальных жидкостей для автотранспорта в филиалах - аэропортах ФКП «Аэропорты Севера». Начальная (максимальная) цена договора составляет 2 717 875,00 (два миллиона семьсот семнадцать тысяч восемьсот семьдесят пять) рублей 00 копеек, в том числе НДС в соответствии с нормами законодательства РФ на дату оказания услуг.
Согласно протоколу рассмотрения первых частей заявок на участие в аукционе № 1448818 от 11.02.2020 г. заявка участника ООО «ИСТ Трейд СМ», поданная 06.02.2020 г. (09:19) была отклонена по следующему основанию: «несоответствие заявки участника закупки требованиям документации закупки. Согласно п.п. б) п. 1 п.п. 16.1 Информационной карты аукционной документации – заявка участника не соответствуют техническому заданию аукционной документации, а именно: п. 12, 13 (не указаны технические характеристики поставляемого канала)».
В соответствии с частью 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами:
- информационной открытости закупки;
- равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.
- целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика;
- отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.
Аналогичные требования установлены и в Положении (пункт 2).
Согласно части 2 статьи 3 Закона о закупках Положением о закупке предусматриваются конкурентные и неконкурентные закупки, устанавливается порядок осуществления таких закупок с учетом положений настоящего Федерального закона.
Частью 3.1 статьи 3 Закона о закупках установлено, что конкурентные закупки осуществляются следующими способами, в том числе: путем проведения торгов (конкурс (открытый конкурс, конкурс в электронной форме, закрытый конкурс), аукцион (открытый аукцион, аукцион в электронной форме, закрытый аукцион), запрос котировок (запрос котировок в электронной форме, закрытый запрос котировок), запрос предложений (запрос предложений в электронной форме, закрытый запрос предложений).
Обжалуемая закупка проведена путем аукциона в электронной форме. Особенности осуществления конкурентной закупки в электронной форме и функционирования электронной площадки для целей осуществления конкурентной закупки, участниками которой могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства регулируются статьей 3.4 Закона о закупках.
В соответствии с частью 2 статьи 3.4 Закона о закупках конкурентная закупка с участием субъектов малого и среднего предпринимательства осуществляется путем проведения конкурса в электронной форме, аукциона в электронной форме, запроса котировок в электронной форме или запроса предложений в электронной форме.
В соответствии с частью 19 статьи 3.4 Закона о закупках заявка на участие в конкурсе в электронной форме, аукционе в электронной форме, запросе предложений в электронной форме состоит из двух частей и ценового предложения. Заявка на участие в запросе котировок в электронной форме состоит из одной части и ценового предложения. Первая часть заявки на участие в конкурсе в электронной форме, аукционе в электронной форме, запросе предложений в электронной форме должна содержать описание поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги, которые являются предметом закупки в соответствии с требованиями документации о закупке. При этом не допускается указание в первой части заявки на участие в конкурентной закупке сведений об участнике конкурса, аукциона или запроса предложений и о его соответствии единым квалификационным требованиям, установленным в документации о конкурентной закупке. Вторая часть заявки на участие в конкурсе в электронной форме, аукционе в электронной форме, запросе предложений в электронной форме должна содержать сведения о данном участнике таких конкурса, аукциона или запроса предложений, информацию о его соответствии единым квалификационным требованиям (если они установлены в документации о конкурентной закупке), об окончательном предложении участника таких конкурса, аукциона или запроса предложений о функциональных характеристиках (потребительских свойствах) товара, качестве работы, услуги и об иных условиях исполнения договора.
Пунктом 12.11.18 Положения установлено, что первая часть заявки на участие в аукционе в электронной форме должна содержать описание поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги, которые являются предметом закупки в соответствии с требованиями документации о закупке.
В соответствии с пунктом 12.2 документации о закупке первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать, в том числе, конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе, и указание на товарный знак (при наличии). Информация, предусмотренная настоящим подпунктом, включается в заявку на участие в электронном аукционе в случае отсутствия в документации об электронном аукционе указания на товарный знак или в случае, если участник закупки предлагает товар, который обозначен товарным знаком, отличным от товарного знака, указанного в документации об электронном аукционе.
Согласно п.п. 16 п. б Информационной карты электронного аукциона «При возникновении противоречия между положениями, закрепленными в Документации об открытом аукционе в электронной форме и настоящей Информационной картой электронного аукциона, применяются положения Информационной карты электронного аукциона», при этом первая часть заявки должна содержать: конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным аукционной документацией и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при его наличии) предлагаемого для поставки товара при условии отсутствия в аукционной документации указания на товарный знак.
Технической части аукционной документации в описании объекта закупки «Поставка моторных масел и специальных (эксплуатационных) жидкостей» ФКП «Аэропорты Севера» в наименовании товара по пункту 12 содержатся следующие сведения: «Смазка пластичная» технические характеристики товара содержат следующую информацию: «Антифрикционная многоцелевая водостойкая смазка на основе минерального масла, литиевого мыла и высокоэффективного пакета присадок. Применяется в подшипниках качения и скольжения всех типов, шарнирах, зубчатых и других передачах; на поверхностях трения колесных и гусеничных транспортных средств; в индустриальных механизмах, электрических машинах и т.п. Работоспособна при температуре в пределах от -40 до +120 °С, кратковременно сохраняет работоспособность при температуре до +130 °С. ГОСТ 21150-87». В пункте 13 в наименовании товара указано: «Смазка Циатим-201 или эквивалент», технические характеристики указаны: «Антифрикционная многоцелевая смазка. Представляет собой смесь маловязкого нефтяного масла, загущённого стеаратом лития (литиевое мыло), содержит антиокислительную присадку, обладает морозостойкими и тугоплавкими свойствами. Представляет собой мазь светло-коричневого или светло-жёлтого цвета. Благодаря наличию литиевых соединений имеет маловязкую консистенцию и применяется в достаточно широком температурном диапазоне в пределах от −60 °С до +90 °С. Для смазывания узлов трения, скольжения и качения: в механизмах авиационных (наиболее широкая сфера применения), электромеханических и точных приборах, работающих с минимальным сопротивлением при низких температурах. ГОСТ 6267-74.
Из представленных документов и сведений Комиссия антимонопольного органа установила, что первая часть заявки на участие в аукционе в электронной форме ООО «ИСТ Трейд СМ» не соответствует требованиям документации закупки, а именно требованиям частью 19 статьи 3.4 Закона о закупках должна содержать описание поставляемого товара.
Так, согласно первой части заявки ООО «ИСТ Трейд СМ» к поставке по п. 12 предлагается товар: «Смазка пластичная Нефтесинтез Литол-24». Описание товара: ГОСТ 21150-87, количество: 10, единица измерения: Ведро 21 кг. Страна происхождение: Россия. По п. 13 предлагается товар: «Смазка Нефтесинтез Циатим 201». Описание товара: ГОСТ 6267-74, количество: 10, единица измерения: Ведро 21 кг. Страна происхождение: Россия.
Таким образом, в заявке ООО «ИСТ Трейд СМ» по позициям №12 и 13, вместо описания поставляемого товара, указаны только ссылки на ГОСТ 21150-87, ГОСТ 6267-74, что в свою очередь не отвечает требованиям пункта 12.2 документации о закупке в части оформления заявки на участие в электронном аукционе, а именно к требованиям к первой части, которая должна содержать, в том числе, конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе, и указание на товарный знак (при наличии) и не позволяет заказчику определить конкретные технические характеристики поставляемых товаров, соответствующие описаниям поставляемых товаров, установленным в документации об электронном аукционе.
На основании вышеизложенного, заявка ООО «ИСТ Трейд СМ» правомерно отклонена от участия в закупке, поскольку первая часть заявки на участие в закупке должна содержать описание товара в соответствии с требованиями части 19 статьи 3.4 Закона о закупках и документации о закупке.
В соответствии с частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по результатам рассмотрения жалобы по существу Комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной.
Вместе с тем, Комиссия антимонопольного органа в ходе рассмотрения дела по существу из протокола рассмотрения первых частей заявок на участие в аукционе №1448818 от 11.02.2020 г., установлено, что заявка участника №5 была допущена как соответствующая требованиям документации о закупки.
При изучении первых частей заявки участника №5 Комиссией антимонопольного органа было установлено, что предложения участника по позициям №11, 12 и 13 в описательной части заявки указаны только ссылки на ГОСТы, а именно по позиции №11 электролит кислотный 5 л – ГОСТ 667-73, по позиции №12 Литол24, 21 кг – ГСТ 21159-87, по позиции №13 Смазка Циатим-201, 18 кг. – ГОСТ 6267-74.
Таким образом, Комиссией антимонопольного органа установлено, что заявка участника №5 победившего в указанном аукционе, подлежала к отклонению, как не соответствующая требованиям части 19 статьи 3.4 Закона о закупках и документации о закупке.
Статья 17 Закона о защите конкуренции (части 1 и 5) запрещает действия заказчиков, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции при осуществлении закупок товаров, работ и услуг в соответствии с Законом о закупках.
На основании пунктов 2 и 3 части 1, части 5 статьи 17 Закона о защите конкуренции к таким действиям, в частности, относятся создание участнику закупки преимущественных условий участия, нарушение порядка определения победителя по результатам закупочной процедуры.
Изложенное означает, что несоблюдение заказчиками и закупочной комиссией отдельных требований Закона о закупках может одновременно свидетельствовать о нарушении антимонопольного законодательства.
На основании пункта 11 части 1 статьи 23, статьи 25.1 Закона о защите конкуренции антимонопольные органы вправе проводить внеплановые проверки соблюдения антимонопольного законодательства в отношении субъектов, указанных в данной норме, в том числе коммерческих организаций.
Согласно пункту 5 части 2 статьи 39 Закона о защите конкуренции результаты проверки, при проведении которой выявлены признаки нарушения антимонопольного законодательства коммерческими организациями, являются основанием для возбуждения дела о нарушении антимонопольного законодательства и рассмотрения этого дела в процедуре, предусмотренной главой 9 Закона о защите конкуренции.
Руководствуясь статьей 17, 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров,
р е ш и л а:
1. Признать жалобу ООО «ИСТ Трейд СМ» на действия заказчика ФКП «Аэропорты Севера» при проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора «Поставка автомасел и специальных жидкостей для автотранспорта в филиалах - аэропортах ФКП «Аэропорты Севера» (извещение №32008819772) необоснованной.
2. Материалы дела передать должностному лицу Якутского УФАС России для рассмотрения вопроса о наличии (отсутствии) признаков нарушения антимонопольного законодательства.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии |
<...> |
Члены комиссии: |
<...> <...> |