Определение б/н о назначении дела №014/01/10-1810/2022 о нарушении антимоноп... от 9 января 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

  •  
  •  
  •  О НАЗНАЧЕНИИ ДЕЛА № 014/01/10-1810/2022 О НАРУШЕНИИ
  • АНТИМОНОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
    К РАССМОТРЕНИЮ

 

«

09

»

января

 

2023

года

г. Якутск

 

 

 

 

 

 

 

 

Председатель Комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по рассмотрению дела о нарушениях антимонопольного законодательства *** на основании Приказа Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) №24 от 29.12.2022 о возбуждении дела и создании Комиссии по рассмотрению дела №014/01/10-1810/2022 о нарушении антимонопольного законодательства и в соответствии с частью 13 статьи 44 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции»

У С Т А Н О В И Л:

Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) в рамках рассмотрения материалов, поступивших из Прокуратуры Таттинского района по вопросу роста стоимости поставки каменного угля за одну тонну для прочих потребителей, установлено следующее.

Государственное регулирование цен в Российской Федерации осуществляется в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 28.02.1995 № 221 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)».

Согласно действующему законодательству Российской Федерации, цены на поставку каменного угля (для прочих потребителей) не подлежат государственному регулированию.

Конечная цена в договоре поставки каменного угля (для прочих потребителей) устанавливается компанией (либо иным лицом, владеющим правом поставки каменного угля для прочих потребителей) самостоятельно.

На основании вышеизложенного, Якутское УФАС России пришло к выводу, что рынок поставки каменного угля для прочих потребителей не подлежит государственному регулированию.

На основании материалов Прокуратуры Таттинского района и ответов на запросы информации Якутского УФАС России, установлено, что стоимость поставки каменного угля для прочих потребителей в АО «Телен»:

Период

Цена за 1 тонну/руб. (без учета НДС)

Цена за 1 тонну/руб. (с учетом НДС)

По состоянию на 01.09.2021

2215,00

2658,00

По состоянию на 01.01.2022

2465,00

2958,0

По состоянию на 01.09.2022

2884,00

3460,80

По состоянию на 29.12.2022

2884,00

3460,80

По состоянию на 10.12.2022 г. АО «Телен» заключил договоры на поставку каменного угля с 26 контрагентами.

К прочим потребителям относятся все организации, индивидуальные предприниматели кроме ГУП ЖКХ РС (Я)

В целях объективного и всестороннего рассмотрения поступивших материалов Якутским УФАС России были направлены соответствующие запросы в адрес Государственного комитета по ценовой политике Республики Саха (Якутия) и Министерства промышлености и геологии Республики Саха (Якутия).

Согласно письму от 06.10.2022 №23/02и-3054 Государственного комитета по ценовой политике Республики Саха (Якутия), Якутским УФАС России, установлено, что согласно пункту Перечня продукции производственно-технического назначения, товаров народного потребления и услуг, на которые государственное регулирование цен (тарифов) на внутреннем рынке Российской Федерации осуществляют органы исполнительной власти субъектов Российской федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 07.03.1995 № 239, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации осуществляют государственное регулирование цен на топливо твердое, топливо бытовое и керосин, реализуемые населению.

В соответствии с подпунктом 3 пункта 3.1 постановления Правительства Республики Саха (Якутия) от 22.11.2007 № 468 «Об утверждении Положения о Государственном комитете по ценовой политике Республики Саха (Якутия)» Госкомцен РС (Я) в целях реализации основных задач в области государственного регулирования цен (тарифов) устанавливает цены (тарифы) на топливо твердое, топливо печное бытовое и керосин, реализуемые населению. Так цены для населения утверждены приказом ГКЦ РС (Я0 от 27.06.2022 № 26 «Об утверждении цен на твердое топливо, реализуемое населению Республики Саха (Якутия)».

Розничные цены на каменный уголь, реализуемый прочим потребителям, не подлежат государственному регулированию. Таким образом, в полномочия Госкомцен РС (Я) не входит согласование и утверждение цен на каменный уголь АО «Телен», реализуемый для прочих групп потребителей.

Пунктом 3 Перечня поручений Председателя Правительства РС (Я) *** от 09.08.2022 №Пп-102-П1 о согласовании цен на каменный уголь АО «Телен» с учетом удорожания цен на внутреннем рынке на 2022-2024 годы, Госкомцен РС (Я) рассмотрен расчет цены на уголь АО «Телен» и представленные Обществом материалы, на обоснованность повторного повышения уровня цен на уголь со второго полугодия 2022 года. В результате направлено письмо от 31.08.2022 №23/02и-2736.

Письмом Госкомцен РС (Я) от 31.08.2022 №23/02и-2736 сообщил АО «Телен» следующее:

Государственный комитет по ценовой политике Республики Саха (Якутия) во исполнение пункта 3 перечня поручений по итогам выездного совещания в муниципальный район «Таттинский улус» №Пп-102-П1 от 09.08.2022 о согласовании цены на каменный уголь АО «Телен» на 2022-2024 годы сообщилследующее.

В соответствии с постановлением Правительства РФ от 07.03.1995 № 239 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)» цена на уголь не подлежит государственному регулированию.

ГКЦ РС(Я) рассмотрев расчет на уголь ОАО «Телен» со 2 полугодия 2022 года отмечает следующее:

1. С начала 2022 года ОАО «Телен» повысили цену на уголь с 1943 руб./тн до 2465 руб/тн или на 26,9%. Указанный рост является достаточным с учетом роста цен на запчасти и на материалы на текущий ремонт, заработной платы всего персонала, роста расходов на топливо, расходов на охрану труда, налога на добычу полезных ископаемых, инвестиционной составляющей в цене.

2. Объем реализации угля на 2022 год был запланирован в размере 205 тыс.тонн, по уточненным данным по заключенным договорам объем реализации составит 232 тыс.тонн.

3. Исходя из фактических удельных норм расхода топлива на добычу угля и вскрышу за 2021 год и 1 полугодие 2022 года, в расчете цены угля со 2 полугодия 2022 года годовые расходы на топливо, по прогнозу ГКЦ РС(Я) составят 65,3 млн.рублей против плана предприятия – 91,5 млн.рублей. Отклонение на 26,2 млн.рублей.

4. В инвестиционной программе предприятие указывает источником техперевооружения амортизационные отчисления. При этом сумма капитальных вложений на техперевооружение включается в состав прибыли предприятия. В связи с этим считаем, что это двойной учет расходов. Амортизационные отчисления должны быть направлены на инвестиции, и потом только учитываться капитальные вложения в прибыли. 23,1 млн.рублей считаем должны быть исключены из суммы капвложений из прибыли, которая составляла 52 млн.рублей.

5. Часть фонда оплаты труда распределена на прочие доходы от оказания услуг по автоперевозкам и столовую, так как предприятие фактически получает выручку и не распределило оплату труда на указанные виды деятельности – 4 млн.рублей со страховыми взносами.

6. В расходах взрывчатых веществ принята фактическая замена предприятием граммонита более дешевым гранулитом, то есть снижение расходов на взрывчатые вещества составит 2,9 млн.рублей.

7. Из налогооблагаемой базы по налогу на прибыль исключены лизинговые платежи в соответствии с действующим налоговым законодательством.

8. Исключены расходы на возмещение расходов на приобретение угля для работников предприятия. Считаем, что указанные расходы могут возмещаться исключительно из чистой прибыли предприятия, а не за счет потребителей угольной продукции.

9. При этом в связи с ростом цен на запчасти и с заключением договоров лизинга расходы на капитальный ремонт, на материалы на текущий ремонт, на лизинговые платежи увеличены на общую сумму 51,5 млн.рублей от согласованной цены на 2022 год.

На 2023-2024 годы ГКЦ РС(Я) предлагает рассмотреть цену угля АО «Телен» после получения итогов финансово-хозяйственной деятельности предприятия за 2022 год.

Учитывая вышеизложенное, ГКЦ РС(Я) в рамках поручения считает, что цена угля в размере 2465 руб/тн АО «Телен» с сентября 2022 года не подлежит повышению. При этом данная цена обеспечивает 32,6% рентабельности продаж организации, что является высоким показателем на рынке.

Согласно письму от 06.10.2022 №И-06-7890 Министерство промышленности и геологии Республики Саха (Якутия) сообщило, следующее:

В части добычи угольной продукции на территории Таттинского района.

Министерство промышленности и геологии Республики Саха (Якутия)

В настоящий момент на территории Таттинского района свою хозяйственную деятельность по добыче каменного угля марки «Д» открытым способом осуществляет только АО «Телен».

Предприятие ведет разработку Харбалахского месторождения открытым способом на основании лицензии ЯКУ 01839 ТЭ на левом берегу реки Амги в 45 километрах к юго-востоку от районного центра Таттинского улуса села Ытык–Кюель. Разработка месторождения осуществляется с 1967 года.

По состоянию на 01.01.2022 учтенные запасы каменного угля ОАО «Телен» составляют по категориям В+С1 – 3 038 тыс. тонн.

Разработка месторождения имеет важное стратегическое и социально-экономическое значение, разрез занимает выгодное экномико-географическое положение по отношению к заречным улусам. Основным потребителем каменного угля АО «Телен» является ГУП «ЖКХ РС (Я)». В рамках контракта углем обеспечены 6 центральных районов республики (Чурапчинский, Таттинский, Амгинский, Усть-Алданский, Мегино-Кангаласский и Томпонский).

По итогам 2021 года добыча угля составила 208,0 тыс. тонн при плане 205,0 тыс. тонн, выполнение плановых показателей составляет 101,5%. На 2022 год план добычи составляет 256 тыс. тонн угля, из них по итогам 8 месяцев добыто 127,0 тыс. тонн.

К 2024 году предприятие планирует показатели добычи сохранить в 250 тыс. тонн. Разрез, по горнотехническим условиям и обеспеченности сырьевыми ресурсами, способен добиться увеличения роста производственной мощности, превышающий достигнутый уровень в несколько раз. Однако слабое развитие транспортной схемы между улусами до настоящего времени сдерживает рост числа потребителей, следовательно, более масштабное освоение месторождения.

В части касающегося вопроса согласования тарифов на каменный уголь АО «Телен» на 2019-2022 гг.

В адрес Минпромгеологии РС(Я) поступали письма АО «Телен» о рассмотрении расчета и согласовании цены на уголь на период 2022-2024 гг. от 10.10.2021 и от 29.09.2021.

В ответ Минпромгеологии РС(Я) направило письмо от 14.12.2021 № И-06-11476 о невозможности согласовании стоимости угля, в связи с тем, что Министерство является исполнительным органом государственной власти РС (Я), осуществляющим выработку и реализацию государственной политики, нормативное правовое регулирование и управление в сфере промышленности, координацию деятельности в сфере управления фондом недр и геологических изучений, использования и охраны недр на территории РС (Я) и Положением Министерства и его коллегии, утвержденного Постановлением Правительства РС (Я) от 23.03.2022 № 158, не предусмотрено согласование и/или установление цен на уголь на территории Якутии.

Таким образом, регулирование розничных цен на уголь для населения и прочих потребителей не в компетенции Министерства.

На основании вышеизложенного, рынок поставки каменного угля (для прочих потребителей) в Таттинском улусе не является конкурентным, в связи с тем, что на территории Таттинского улуса отсутствуют иные хозяйствующие субъекты которые занимаются поставкой каменного угля (для прочих потребителей).

Комиссия, изучив материалы проведенного исследования, в том числе с учетом стопроцентной доли АО «Телен» на вышеуказанном товарном рынке за период с 01.01.2021 по 01.11.2022, пришла к выводу, что положение АО «Телен» на товарном рынке поставки каменного угля энергетической марки: «Д рядовой» (поставляемого для прочих потребителей) на территории Таттинского улуса Республики Саха (Якутия) по итогам 2021 года и 8 месяцев 2022 года является доминирующим.

По итогам изучения представленных АО «Телен» документов и пояснений, Якутское УФАС России, делает вывод, что АО «Телен» не обосновала с экономической и технологической стороны формирование стоимости на поставку каменного угля для прочих потребителей.

В соответствии с частью 2 статьи 34 Конституции Российской Федерации не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию.

Согласно абзацу 2 части 1 статьи 10 Гражданского Кодекса Российской Федерации не допускается использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а также злоупотребление доминирующим положением на рынке.

Согласно статьи 4 Закона о защите конкуренции товарный рынок – сфера обращения товара (в том числе товара иностранного производства), который не может быть заменен другим товаром, или взаимозаменяемых товаров, в границах которой (в том числе географически) исходя из экономической, технической или иной возможности либо целесообразности приобретатель может приобрести товар, и такая возможность либо целесообразность отсутствует за её пределами.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей, в том числе установление, поддержание монопольно высокой или монопольно низкой цены товара.

Согласно части 1 статьи 5 Закона о защите конкуренции доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам. Доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта (за исключением финансовой организации), доля которого на рынке определенного товара превышает пятьдесят процентов, если только при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства или при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией не будет установлено, что, несмотря на превышение указанной величины, положение хозяйствующего субъекта на товарном рынке не является доминирующим.

В соответствии с частью 1 статьи 6 Закона о защите конкуренции монопольно высокой ценой товара является цена, установленная занимающим доминирующее положение хозяйствующим субъектом, если эта цена превышает сумму необходимых для производства и реализации такого товара расходов и прибыли и цену, которая сформировалась в условиях конкуренции на товарном рынке, сопоставимом по составу покупателей или продавцов товара, условиям обращения товара, условиям доступа на товарный рынок, государственному регулированию, включая налогообложение и таможенно-тарифное регулирование (далее - сопоставимый товарный рынок), при наличии такого рынка на территории Российской Федерации или за ее пределами, в том числе установленная:

1) путем повышения ранее установленной цены товара, если при этом выполняются в совокупности следующие условия:

а) расходы, необходимые для производства и реализации товара, остались неизменными или их изменение не соответствует изменению цены товара;

б) состав продавцов или покупателей товара остался неизменным либо изменение состава продавцов или покупателей товара является незначительным;

в) условия обращения товара на товарном рынке, в том числе обусловленные мерами государственного регулирования, включая налогообложение, тарифное регулирование, остались неизменными или их изменение несоразмерно изменению цены товара.

На основании проведенного анализа и оценки состояния конкуренции на рынке поставки каменного угля энергетической марки: «Д рядовой» (поставляемого для прочих потребителей) на территории Таттинского улуса Республики Саха (Якутия) по итогам 2021 года и 8 месяцев 2022 года установлено, что в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 5 Закона о защите конкуренции АО «Телен» в течение установленного временного интервала занимает на указанном рынке доминирующее положение.

Учитывая вышеизложенное, в действиях Акционерного общества «Телен» содержатся признаки нарушения пункта 1 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

С учетом вышеизложенного, руководствуясь частью 13 статьи 44 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции»

 

О П Р Е Д Е Л И Л:

1.  Назначить дело № 014/01/10-1810/2022 к рассмотрению на «25» января 2023 года в 15 часов 00 минут, по адресу: Республика Саха (Якутия), г. Якутск, ул. Октябрьская, д. 22, каб. 213, вход со стороны ул. Пояркова;

2. Привлечь к участию в деле № 014/01/10-1810/2022 в качестве ответчика Акционерное общество «Телен» (677014, Республика Саха (Якутия), г. Якутск, улица Быковского, дом 9, ОГРН 1041402039403 ИНН 1435149030).

3. Акционерному обществу «Телен», на основании части 1 статьи 25 и части 5 статьи 45 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» в срок до 20.01.2023, представить в адрес Якутского УФАС России:

  • Письменный отзыв по обстоятельствам дела.
  • Расчет стоимости поставки каменного угля для прочих потребителей с указанием на каждую статью затрат (с подтверждением необходимости данной статьи затрат в расчет стоимости поставки каменного угля для прочих потребителей) – как дополнение к ранее направленному расчету стоимости (ответ на запрос исх. № 726 от 09.12.2022);

 

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с частью 5 статьи 19.8 КоАП РФ, непредставление или несвоевременное представление в федеральный антимонопольный орган сведений (информации), предусмотренных антимонопольным законодательством Российской Федерации, влечёт наложение административного штрафа на должностных лиц – от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей, на юридических лиц – от пятидесяти тысяч до пятисот тысяч рублей.

Наложение административного наказания не освобождает от обязанности предоставления в антимонопольный орган запрашиваемых документов (информации).

 

Для участия в дистанционном рассмотрении дела лицам, участвующим в деле, необходимо пройти по ссылке для входа в конференцию: https://fas1.tconf.rt.ru/c/8201051976 и выполнить действия в соответствии с руководством для участника сеанса видеоконференцсвязи.

В целях соблюдения процессуальных требований Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», в части порядка рассмотрения дел, лицам, участвующим в деле, посредством электронной почты необходимо заблаговременно направить в Якутское УФАС России документы, подтверждающие полномочия лиц, участвующих в рассмотрении дела, а также документы и информацию, которые участники дела обязаны или вправе представить на рассмотрение дела.

Связанные организации

Связанные организации не указаны