Заключение б/н об обстоятельствах дела от 8 июля 2020 г.

Текст документа

 Сохранить как PDF

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

ОБ ОБСТОЯТЕЛЬСТВАХ ДЕЛА № 014/01/17.1-9/2020

О НАРУШЕНИИ АНТИМОНОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

  08

         июля

 

  2020

года

        город Якутск

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председатель комиссии:

<***> – заместитель руководителя, начальник отдела антимонопольного контроля Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия);

Члены комиссии:

<***> – заместитель начальника отдела антимонопольного контроля Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия);

<***> – главный государственный инспектор отдела антимонопольного контроля Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия),

рассмотрев материалы дела №014/01/17.1-9/2019 о нарушении антимонопольного законодательства, возбужденного в отношении Муниципального унитарного предприятия «Жилищно-коммунальное хозяйство» Момского района Республики Саха (Якутия) (678860, Республика Саха (Якутия), Момский район, с. Хонуу, ул. Советская, д. 19, ИНН/КПП 1416004832/141601001, ОГРН 1061448001163) по признакам состава нарушения антимонопольного законодательства, предусмотренного частью 1 статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

УСТАНОВИЛА:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) (далее – Управление) поступили материалы Прокуратуры Момского района Республики Саха (Якутия) (вх. №12334п от 28.10.2019) по итогам проведения проверки исполнения законодательства в сфере защиты конкуренции Администрации муниципального образования Момского наслега Республики Саха (Якутия), указывающее на признаки нарушения антимонопольного законодательства при передаче муниципального имущества без проведения конкурентных процедур.

Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), при рассмотрении поступивших материалов установило следующее.

Как следует из материалов дела, МУП «ЖКХ» Момского района Республики Саха (Якутия) (далее – Предприятие) были заключены три договора аренды муниципального имущества с ООО «Сатал» (далее – Общество) № 1 от 26.11.2018 (аренда гаража), № 2 от 26.11.2018 (аренда здания), № 3 от 01.01.2019 (аренда двух вакуумных автомашин) на общую сумму 5 848 555, 13 рублей сроком до 31.12.2019 г.

В соответствии с п. 1.1 договора аренды № 1 недвижимого имущества от 26.11.2018 арендодатель предоставляет арендатору в срочное возмездное владение и пользование имущество, расположенное по адресу: с. Хонуу, ул. Лесная 1/1, общим объемом 172,8 куб.м., для использования в качестве стояночных мест для автотранспорта ООО «Сатал» в срок до 31.12.2019.

Согласно п. 1.1. договора аренды №2 недвижимого имущества от 26.11.2018 арендодатель предоставляет арендатору в срочное возмездное владение и пользование имущество, расположенное по адресу: с. Хонуу, ул. Советская, 19, общей площадью 99,07 кв.м., для использования в качестве служебных помещений ООО «Сатал» в срок до 31.12.2019.

В соответствии с пунктом 1.1 договора №3 аренды автотранспортных средств от 26.11.2018 арендодатель предоставляет арендатору во временное пользование автотранспортные средства (Машина ЗИЛ-131 (автоцистерна), Машина ГАЗ-53 (автоцистерна), Машина ГАЗ-3307 (автоцистерна), Машина вакуумная КО-503 В (ассенизаторная) для производственных целей в срок с 01.01.2019 по 31.12.2019.

Право собственности Предприятия на указанное имущество подтверждается паспортами транспортных средств №52 МР 699409, №52 ОМ 308325, договором продажи имущества от 22 апреля 2008 года.

В результате исследования совокупности документов и информации, имеющихся в деле № 014/01/17.1-9/2020, Комиссией Управления характерно следующее.

В соответствии с частью 2 статьи 1 Закона о защите конкуренции целями настоящего закона являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков.

В силу пункта 2 части 1 статьи Закона о защите конкуренции настоящий Закон определяет организационные и правовые основы защиты конкуренции, в том числе предупреждения и пресечения недопущения, ограничения, устранения конкуренции органами местного самоуправления.

Названный закон распространяется на отношения, которые связаны с защитой конкуренции, в том числе с предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции (часть 1 статьи 3 Закона N 135-ФЗ).

В соответствии с пунктом 7 статьи 4 Закона о защите конкуренции под конкуренцией понимается соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

В соответствии с пунктом 17 статьи 4 Закона о защите конкуренции признаками ограничения конкуренции являются, в том числе любые обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке.

В соответствии с ч. 1 ст. 17.1 Закона о защите конкуренции заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров, за исключением наступления указанной в данной норме закона случаев.

Таким образом, предоставление в пользование муниципального имущества без проведения конкурсов или аукционов на право заключения такого договора является нарушением части 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции.

Торги на право владения и (или) пользования в отношении указанного муниципального имущества не проводились.

По данному факту Приказом Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) №1 от 09.01.2020 было возбуждено дело №014/01/17.1-9/2020 о нарушении антимонопольного законодательства в отношении МУП «ЖКХ» Момского района по признакам состава нарушения ч. 1 ст. 17.1 Закона о защите конкуренции.

Определением УФАС России о назначении дела о нарушении антимонопольного законодательства к рассмотрению от 10.01.2020 дело № 014/01/17.1-9/2020 назначено к рассмотрению, в качестве ответчика привлечено МУП «ЖКХ» Момского района, в качестве заинтересованного лица привлечено ООО «Сатал».

На основании статьи 23, 25 Закона о защите конкуренции у сторон и иных организаций, истребованы документы и информация, необходимые для рассмотрения дела.

Документы и информация, поступившие в Управление, ответы на запросы приобщены к материалам дела № 014/01/17.1-9/2020.

В целях полного, объективного, всестороннего рассмотрения дела в объеме, необходимом для принятия решения о наличии или отсутствии нарушения антимонопольного законодательства при передаче муниципального имущества, относящихся к предмету рассмотрения дела № 014/01/17.1-9/2020 о нарушении антимонопольного законодательства, и на основании части 5.1 статьи 45 Закона о защите конкуренции Комиссией проведен анализ состояния конкуренции на товарном рынке в Момском районе Республики Саха (Якутия) в 2019 г.

Согласно пункту 10.9 Приказа ФАС России от 28.04.2010 N 220 (ред. от 20.07.2016) "Об утверждении Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке" по делам, возбужденным по признакам нарушения части 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции, анализ состояния конкуренции включает:

а) определение временного интервала исследования;

б) предмета договоров, заключаемых в отношении государственного и (или) муниципального имущества;

в) определение состава хозяйствующих субъектов, участвующих в торгах (с момента подачи заявки на участие в торгах) либо отказавшихся от участия в торгах в результате соглашения, но соответствующих требованиям к участникам торгов, которые предусмотрены документацией о торгах,

Характеристика товарного рынка.

а) Временным интервалом исследования рынка при рассмотрении настоящего дела следует считать период пользования муниципальным имуществом.

Рассматриваемые договора заключены 01.01.2019. Срок действия договоров установлен до 31.12.2019.

С учетом момента окончания исполнения договоров, общий период исследования товарного рынка определен как с 01.01.2019 по 31.12.2019.

б) Предметами договоров, заключенных в отношении муниципального имущества является передача в безвозмездное временное пользование и пользование следующего имущества:

–  имущество, расположенное по адресу: с. Хонуу, ул. Советская, 19, общей площадью 99,07 кв.м., для использования в качестве служебных помещений ООО «Сатал»;

–  имущество, расположенное по адресу: с. Хонуу, ул. Советская, 19, общей площадью 99,07 кв.м., для использования в качестве служебных помещений ООО «Сатал»;

– Машина ЗИЛ-131 (автоцистерна);

– Машина ГАЗ-53 (автоцистерна);

– Машина ГАЗ-3307 (автоцистерна);

– Машина вакуумная КО-503 В (ассенизаторная).

в) Определение состава хозяйствующих субъектов, участвующих в торгах, не возможно в связи с тем, что МУП «ЖКХ» Момского района передало муниципальное имущество без проведения торгов.

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), рассмотрев материалы дела, оценив в совокупности и взаимосвязи представленные сторонами доказательства, приходит к следующим выводам.

Согласно материалам дела, Предприятием было передано в безвозмездное пользование и владение Обществу гараж, здание и вакуумные автомашины без конкурентных процедур.

Статьей 17.1 Закона о защите конкуренции предусмотрены особенности порядка заключения договоров в отношении государственного и муниципального имущества.

Таким образом, данной нормой закреплено общее правило о порядке заключения договоров аренды в отношении государственного или муниципального имущества - по результатам проведения конкурсов или аукционов.

Как указал Президиум ВАС РФ в своем постановлении от 05.04.2011 №14686/10 по делу №А13-10558/2008 «В тех случаях, когда требуется проведение конкурса, подразумевающее состязательность хозяйствующих субъектов, его непроведение, не может не влиять на конкуренцию, поскольку лишь при публичном объявлении конкурса в установленном порядке могут быть выявлены потенциальные желающие получить товары, работы, услуги, доступ к соответствующему товарному рынку либо права ведения деятельности на нем.»

Несмотря на требования и запреты действующего законодательства, в нарушение норм, определяющих и регулирующих правоотношения, возникающих при передаче в аренду государственного и муниципального имущества, между МУП «ЖКХ» и ООО "Сатал" были заключены договора аренды недвижимого и движимого имущества, сроком действия до 31.12.2019.

Исходя из анализа приведенной информации, у Предприятия отсутствовали правовые основания для передачи муниципального имущества Обществу без проведения конкурентной процедуры на право заключения договора, устанавливающего право пользования таким имуществом.

Заключение договоров безвозмездного пользования в отношении муниципального имущества, без проведения торгов и в отсутствии предусмотренных законом оснований для его заключения без проведения торгов, свидетельствует о создании условий, возможности для наступления последствий в виде недопущения конкуренции.

Указанные действия МУП «ЖКХ» ограничили права хозяйствующих субъектов, которые могут действовать или действуют на рассматриваемом рынке в территориальных границах Момского района Республики Саха (Якутия), на участие в конкурсах или аукционах, а также на обжалование результатов проведенных конкурсов или аукционов, и, следовательно, такие действия привели к ограничению конкуренции на рассматриваемом рынке.

При таких условиях, действия МУП «ЖКХ» Момского района Республики Саха (Якутия) по передаче ООО «Сатал» муниципального имущества в срочное возмездное владение и пользование имущество, расположенное по адресу: с. Хонуу, ул. Лесная 1/1, общим объемом 172,8 куб.м., для использования в качестве стояночных мест для автотранспорта, в срочное возмездное владение и пользование имущество, расположенное по адресу: с. Хонуу, ул. Советская, 19, общей площадью 99,07 кв.м., для использования в качестве служебных помещений, во временное пользование автотранспортные средства (Машина ЗИЛ-131 (автоцистерна), Машина ГАЗ-53 (автоцистерна), Машина ГАЗ-3307 (автоцистерна), Машина вакуумная КО-503 В (ассенизаторная) для производственных целей, без проведения процедуры торгов, предусматривающих заключения договора на право пользования таким имуществом, содержат состав нарушения части 1 статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".

В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 49 Закона о защите конкуренции, Комиссия при принятии решения по делу о нарушении антимонопольного законодательства разрешает вопрос о выдаче предписаний и об их содержании, а также о необходимости осуществления других действий, направленных на устранение и (или) предотвращение нарушения антимонопольного законодательства, в том числе вопрос о направлении материалов в правоохранительные органы, об обращении в суд, о направлении предложений и рекомендаций в государственные органы или органы местного самоуправления.

Согласно части 1 статьи 50 Закона о защите конкуренции по результатам рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства на основании решения по делу комиссия выдает предписание ответчику по делу.

Вместе с тем, учитывая, что срок действия заключенных договоров от 01 января 2019 года между МУП «ЖКХ» Момского района РС(Я) и ООО «Сатал» на момент принятия заключения об обстоятельствах дела завершен, Комиссия Управления приход к выводу об отсутствии оснований для выдачи предписания.

Учитывая изложенное, Комиссия Управления приходит к заключению о необходимости квалификации действий МУП «ЖКХ» Момского района Республики Саха (Якутия) по части 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции.

В соответствии с ч. 5 ст. 48.1 Закона о защите конкуренции лица, участвующие в деле, вправе представить комиссии пояснения, доказательства и приводить доводы в письменной форме в отношении обстоятельств, изложенных в заключении об обстоятельствах дела, до окончания рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства и оглашения резолютивной части решения на заседании комиссии.

 

Председатель Комиссии:             __________________________         

 

Члены Комиссии:                          __________________________         

                                                                                                                                                                                                                                                               __________________________         

Связанные организации

Связанные организации не указаны