Решение б/н АО Инфаприм на ГАУ РС(Я) МЦ г. Якутска от 28 апреля 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА

УПРАВЛЕНИЕ ПО РЕСПУБЛИКЕ САХА (ЯКУТИЯ)

Р Е Ш Е Н И Е

по результатам рассмотрения жалобы

№ 014/07/3-520/2022

г. Якутск 28 апреля 2022 года

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по контролю закупок (далее также - Комиссия), в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции», в составе:

... – врио начальника отдела контроля закупок Якутского УФАС России, заместителя председателя Комиссии;

...– ведущего специалиста - эксперта отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии;

... – государственного инспектора отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии,

при участии:

от заявителя акционерного общества «ИНФАПРИМ» (далее также – АО «ИНФАПРИМ», заявитель): ..., .... (представители по доверенностям),

от заказчика государственного автономного учреждения Республики Саха (Якутия) "Медицинский центр города Якутска" (далее также – ГАУ РС(Я) «МЦ г. Якутска», заказчик): ...., .... (представители по доверенностям),

рассмотрев жалобу акционерного общества «ИНФАПРИМ» на действия (бездействие) заказчика Государственного автономного учреждения Республики Саха (Якутия) "Медицинский центр города Якутска" при проведении запроса котировок в электронной форме на поставку сухих молочных смесей для детского питания для нужд детского паллиативного отделения на 2022 год (извещение № 32211305818), в соответствии с частями 16, 17 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее также - Закон о защите конкуренции),

у с т а н о в и л а:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) поступила жалоба АО «ИНФАПРИМ» на действия (бездействие) заказчика.

В ходе рассмотрения дела представители АО «ИНФАПРИМ» пояснили, что:

1) В Описании объекта закупки заказчика указаны суженные по сравнению с техническим регламентом показатели, между тем, заказчиком размещено ненадлежащее обоснование использования заявленных требований.

2) В описании объекта закупки заказчиком установлено требование к весу упаковки суженное по сравнению с Техническим регламентом, при этом заказчик указал требуемое количество товара в штуках, ограничив потенциальный круг товаров по весу упаковки.

3) Техническое задание заказчика составлено под товар единственного производителя, что является ограничением конкуренции.

Просят признать жалобу обоснованной.

В ходе рассмотрения дела представители заказчика следует, что с жалобой не согласны.

Просят признать жалобу необоснованной.

Комиссия антимонопольного органа, заслушав участвующих лиц, изучив имеющиеся в деле документы, считает жалобу заявителя частично обоснованной на основании следующего.

1. Довод жалобы в части того, что в техническом задании заказчика указаны конкретные характеристики, между тем заказчиком размещено ненадлежащее обоснование использования заявленных требований, признан обоснованным на основании следующего.

Согласно части 1 статьи 1 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон № 223-ФЗ), целями регулирования настоящего Федерального закона являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц, указанных в  настоящей статьи (далее - заказчики), в товарах, работах, услугах, в том числе для целей коммерческого использования, с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг (далее также - закупка) для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.

Согласно части 1 статьи 3 Закона № 223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принципами информационной открытости закупки; целевого и экономически эффективного расходования денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализации мер, направленных на сокращение издержек заказчика; равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки; отсутствия ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.

В соответствии с частями 1, 2 статьи 2 Закона № 223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).

Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 настоящего Федерального закона, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

В соответствии с частью 2 статьи 3 Закона № 223-ФЗ положением о закупке предусматриваются конкурентные и неконкурентные закупки, устанавливается порядок осуществления таких закупок с учетом положений настоящего Федерального закона.

В силу пунктов 1, 2 части 1 статьи 3 Закона № 223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принципами информационная открытость закупки, равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

Из содержания части 6.1 статьи 3 Закона № 223-ФЗ следует, что заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться тем, что описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании предмета закупки указываются функциональные характеристики (потребительские свойства), технические и качественные характеристики, а также эксплуатационные характеристики (при необходимости) предмета закупки. В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой необоснованное ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание указанных характеристик предмета закупки.

В соответствии с пунктом 1 части 10 статьи 4 № 223-ФЗ документации о конкурентной закупке должны быть указаны: требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, установленные заказчиком и предусмотренные техническими регламентами в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком в документации о закупке не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.

Статьей 7.1. раздела 7 «Документация о конкурентной закупке» Типового полопжения о закупке товаров, работ, услуг для нужд государственных бюджетных и государственных автономных учреждений Министерства здравоохранения Республики Саха (Якутия), утвержденного протоколом наблюдательным советом ГАУ РС (Я) «МЦ г. Якутска» № 06 от «30» декабря 2021 года, установлено, в том числе, следующее:

«<…> Документация о конкурентной закупке утверждается заказчиком и включает в себя:

1) требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, установленные заказчиком и предусмотренные техническими регламентами в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям Заказчика. Если Заказчиком в документации о закупке не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям Заказчика.

Описание предмета закупки может включать в себя спецификации, планы, чертежи, эскизы, фотографии, результаты работы, тестирования, требования, в том числе в отношении проведения испытаний, методов испытаний, упаковки в соответствии с требованиями Гражданского кодекса Российской Федерации, маркировки, этикеток, подтверждения соответствия, процессов и методов производства в соответствии с требованиями технических регламентов, стандартов, технических условий, а также в отношении условных обозначений и терминологии. <…>»

ТР ТС 033/2013, Технический регламент Таможенного союза о безопасности молока и молочной продукции") "О техническом регламенте Таможенного союза "О безопасности молока и молочной продукции", а именно приложением №12 установлены показатели, позволяющие определить допустимый уровень тех или иных компонентов согласно требованиям ТР ТС 033/2013, данные показатели варьируются от минимального до максимального значения, либо установлены нижние или верхние границы показателя.

Заказчиком в Описании объекта закупки установлено следующее.

Показатели белка по техническому заданию:

№ п/п

Наименование товара и его показатели

Требуемое значение показателей

Единица измерения товара

Количество товара

1

Адаптированная молочная смесь на основе частично гидролизованных белков для питания детей в возрасте от 6 до 12 месяцев

 

упаковка

400

1.2.1

Белок, г

Не менее 1,4 не более 1,8

   

2

Смесь для недоношенных и маловесных детей с массой тела более 1800 г

 

упаковка

200

2.2.1

Белок, г

Не менее 1,9 не более 2,0

   

3

Адаптированная смесь для детей от 12 месяцев

 

упаковка

400

3.2.1

Белок, г

Не менее 2,0 не более 3,0

   

5

Адаптированная смесь для детей от 0 до 6 месяцев

 

упаковка

200

5.2.1

Белок, г

Не менее 1,3 не более 1,5

   

6

Адаптированная смесь для детей от 6 до 12 месяцев

 

упаковка

600

6.2.1

Белок, г

Не менее 1,3 не более 1,6

   

Однако, ТР ТС 033/2013 Приложением №12 установлены иные требования по содержанию белков в начальных молочных смесях, а именно:

Критерии и показатели

Единицы измерения

Допустимые уровни

Обязательность маркировки

1

2

3

4

1. Адаптированные молочные смеси (сухие, жидкие, пресные, кисломолочные) и продукты на основе частично гидролизованных белков для питания детей в возрасте от 0 до 6 месяцев

Показатели пищевой ценности (на 100 мл готового к употреблению продукта)

Белок

г

1,2 - 1,7

+

2. Последующие адаптированные молочные смеси (сухие, жидкие, пресные и кисломолочные) и продукты на основе частично гидролизованных белков для питания детей в возрасте старше 6 месяцев

Показатели пищевой ценности (на 100 мл готового к употреблению продукта)

Белок

г

1,2 - 2,1

+

В качестве обоснования применения нестандартных требований по содержанию белка предлагается следующее:

«Требования к Товару по п. 1.2.1, п. 2.2.1, п. 3.2.1, , п. 4.2.1, п. 5.2.1, п. 6.2.1, установлены исходя из потребностей заказчика. Целесообразно максимально приближать уровень белка в смеси для детей первого года жизни к его содержанию в грудном молоке (10-12 г/л). Многочисленные научные данные убедительно демонстрируют, что повышенное потребление белка в младенчестве вызывает неблагоприятный гормональный сдвиг в организме с увеличением уровня инсулина и инсулиноподобного фактора роста. Оба гормона способствуют накоплению жира в организме и увеличивают риск развития ожирения и ассоциированные с ним заболеваний (артериальная гипертензия, сахарный диабет) у детей в более старшем, а также взрослом возрасте. Положение о негативном влиянии избыточного потребления белка детьми раннего возраста подтверждается результатами как отечественных (Лукушкина Е.Ф. с соавт, 2007), так и зарубежных (DamianidiLetal, 2016; KoletzkoBetal, 2016) исследований.»

Резюмируя изложенное, заказчик в обоснование своей потребности, декларирует, что уровень белка должен снижаться, но в техническом задании закупки повышает его.

Также, в пункте 2.2.4 Технического задания указано:

№ п/п

Наименование товара и его показатели

Требуемое значение показателей

Единица измерения товара

Количество товара

1

Адаптированная молочная смесь на основе частично гидролизованных белков для питания детей в возрасте от 6 до 12 месяцев

 

упаковка

400

2.2.4

Кальций, мг

Не менее 75,0

   

Между тем, согласно решению Совета Евразийской экономической комиссии от 15.06.2012 N 34 "О принятии технического регламента Таможенного союза "О безопасности отдельных видов специализированной пищевой продукции, в том числе диетического лечебного и диетического профилактического питания" (вместе с "ТР ТС 027/2012. Технический регламент Таможенного союза. О безопасности отдельных видов специализированной пищевой продукции, в том числе диетического лечебного и диетического профилактического питания") (далее - ТР ТС 027/2012), содержание кальция нормируется в диапазоне 80,0-140,0 мг. в 100 мл. готовой смеси.

В пункте 3 Технического задания указаны показатели по адаптированной смеси для детей от 12 месяцев.

3

Адаптированная смесь для детей от 12 месяцев

 

упаковка

400

3.1

Энергетическая ценность в 100 мл продукта, ккал

Не более 74

   

3.2

Состав (на 100 мл готовой смеси) при стандартном разведении:

     

3.2.1

Белок, г

Не менее 2,0 не более 3,0

   

3.2.2

Жир, г

Не менее 2,5 не более 4,0

   

3.2.3

Углеводы, г

Не менее 7,0 не более 8,0

   

3.2.4

Функциональный компонент: пребиотики

Наличие

   

3.2.5

Кальций, мг

Не менее 115,0

   

3.2.6

Йод, мкг

Не менее 11,0

   

3.2.7

Селен, мкг

Не менее 1,5

   

3.3

Вес в упаковке, г

400 (или иной вес в упаковке в пересчете на общее, требуемое к поставке количество товара)

   

Из пояснений представителей заявителя следует, что для детей свыше 6 месяцев предназначены молочные напитки, в связи с чем установленная заказчиком формулировка «Адаптированная смесь для детей от 12 месяцев» может ввести участника закупки в заблуждение.

Согласно пункту 9 приложения 12 ТР ТС 033/2013, установлены следующие показатели для молочных напитков:

9. Сухие (на 100 мл восстановленного продукта) и жидкие молочные, молочные составные и молокосодержащие напитки (для детей старше 6 месяцев)

Белок

г, не менее

1,8

+

Жир

г

1 - 4

+

Углеводы,

г, не более

12

-

в том числе сахароза <*****>

г, не более

6

 

Кальций

мг

90 - 240

+

Для объективного и всестороннего рассмотрения дела был направлен запрос оператору электронной площадки.

Согласно протоколу рассмотрения заявок от 20.04.2022, заявка единственного участника закупки признана соответствующей требованиям.

Проанализировав представленные оператором сведения, Комиссия Якутского УФАС России установила, что предложение единственного участника закупки по позиции 3 Описания объекта закупки содержит следующее:

3

Адаптированная смесь для детей от 12 месяцев

 

упаковка

400

Продукт детского питания для детей раннего возраста, напиток молочный сухой быстрорастворимый "Junior 3 "Детское молочко" Premium "Nutrilon®",

Производитель:
АО "ДП "Истра-Нутриция", Российская Федерация

Исходя из предложения участника можно сделать вывод о том, что показатели, установленные заказчиком по позиции 3 Описания объекта закупки соответствуют показателям молочного напитка для детей от 6 месяцев.

Кроме того, заказчик изменяет стандартные диапазоны по белкам, жирам, углеводам и кальцию, а также вводит дополнительные требования по наличию йода, селена и энергетической ценности:

3

Адаптированная смесь для детей от 12 месяцев

 

упаковка

400

 

3.1

Энергетическая ценность в 100 мл продукта, ккал

Не более 74

   

не нормируется

3.2

Состав (на 100 мл готовой смеси) при стандартном разведении:

       

3.2.1

Белок, г

Не менее 2,0 не более 3,0

   

Не менее 1,8

3.2.2

Жир, г

Не менее 2,5 не более 4,0

   

1,0 – 4,0

3.2.3

Углеводы, г

Не менее 7,0 не более 8,0

   

Не более 12,0

3.2.4

Функциональный компонент: пребиотики

Наличие

     

3.2.5

Кальций, мг

Не менее 115,0

   

90,0 – 240,0

3.2.6

Йод, мкг

Не менее 11,0

   

не нормируется

3.2.7

Селен, мкг

Не менее 1,5

   

не нормируется

3.3

Вес в упаковке, г

400 (или иной вес в упаковке в пересчете на общее, требуемое к поставке количество товара)

   

Не более 1000 г

Таким образом, проанализировав Описание объекта закупки Комиссия антимонопольного органа установила, что заказчиком в описании объекта закупки установлены суженные по сравнению с техническим регламентом показатели, что могло привести к сужению круга товара, подходящего к данному описанию, поскольку участники закупки могли выбрать значения, соответствующие техническому регламенту Таможенного союза.

При этом, поскольку заказчиком установлены показатели товара отличные от ТР ТС 033/2021, в документации о закупке содержится обоснование необходимости данных показателей.

Между тем, Комиссия Якутского УФАС России, ознакомившись с размещенным в составе котировочной документации обоснованием объекта закупки, приходит к выводу, что предусмотренное Законом № 223-ФЗ требование о наличии в документации о закупке обоснования использования нестандартных показателей товара Заказчиком исполнено ненадлежащим образом.

Указанное обоснование не является предметным, в достаточной степени детализированным, не раскрывает действительные потребности заказчика.

Ввиду вышеизложенного, Комиссия Якутского УФАС России усматривает в действиях Заказчика нарушение пункта 10 части 1 статьи 4 Закона № 223-ФЗ, в связи с чем, довод жалобы признан обоснованным.

2. Довод жалобы в части того, что в описании объекта закупки заказчиком установлено требование к весу упаковки суженное по сравнению с Техническим регламентом, при этом заказчик указал требуемое количество товара в штуках, ограничив потенциальный круг товаров по весу упаковки, признан обоснованным на основании следующего.

Из содержания части 6.1 статьи 3 Закона № 223-ФЗ следует, что заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться тем, что описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании предмета закупки указываются функциональные характеристики (потребительские свойства), технические и качественные характеристики, а также эксплуатационные характеристики (при необходимости) предмета закупки. В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой необоснованное ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание указанных характеристик предмета закупки.

В соответствии с пунктом 1 части 10 статьи 4 № 223-ФЗ документации о конкурентной закупке должны быть указаны: требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, установленные заказчиком и предусмотренные техническими регламентами в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком в документации о закупке не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.

Статьей 7.1. раздела 7 «Документация о конкурентной закупке» Типового положения о закупке товаров, работ, услуг для нужд государственных бюджетных и государственных автономных учреждений Министерства здравоохранения Республики Саха (Якутия), утвержденного протоколом наблюдательным советом ГАУ РС (Я) «МЦ г. Якутска» № 06 от «30» декабря 2021 года, установлено, в том числе, следующее:

«<…> Документация о конкурентной закупке утверждается заказчиком и включает в себя:

1) требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, установленные заказчиком и предусмотренные техническими регламентами в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям Заказчика. Если Заказчиком в документации о закупке не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям Заказчика.

Описание предмета закупки может включать в себя спецификации, планы, чертежи, эскизы, фотографии, результаты работы, тестирования, требования, в том числе в отношении проведения испытаний, методов испытаний, упаковки в соответствии с требованиями Гражданского кодекса Российской Федерации, маркировки, этикеток, подтверждения соответствия, процессов и методов производства в соответствии с требованиями технических регламентов, стандартов, технических условий, а также в отношении условных обозначений и терминологии. <…>»

В Описании объекта закупки заказчиком установлено следующее:

№ п/п

Наименование товара и его показатели

Требуемое значение показателей

Единица измерения товара

Количество товара

1

Адаптированная молочная смесь на основе частично гидролизованных белков для питания детей в возрасте от 6 до 12 месяцев

 

упаковка

400

1.3

Вес в упаковке, г

400 (или иной вес в упаковке в пересчете на общее, требуемое к поставке количество товара)

   
         

2

Смесь для недоношенных и маловесных детей с массой тела более 1800 г

 

упаковка

200

2.3

Вес в упаковке, г

400 (или иной вес в упаковке в пересчете на общее, требуемое к поставке количество товара)

   
         

3

Адаптированная смесь для детей от 12 месяцев

 

упаковка

400

3.3

Вес в упаковке, г

400 (или иной вес в упаковке в пересчете на общее, требуемое к поставке количество товара)

   

4

Смесь на основе аминокислот для детей с 12 месяцев

 

упаковка

200

4.3

Вес в упаковке, г

400 (или иной вес в упаковке в пересчете на общее, требуемое к поставке количество товара)

   

5

Адаптированная смесь для детей от 0 до 6 месяцев

 

упаковка

200

5.3

Вес в упаковке, г

300 (или иной вес в упаковке в пересчете на общее, требуемое к поставке количество товара)

   

6

Адаптированная смесь для детей от 6 до 12 месяцев

 

упаковка

600

6.3

Вес в упаковке, г

300 (или иной вес в упаковке в пересчете на общее, требуемое к поставке количество товара)

   

Подпунктом «а» пункта 61 ТР ТС 033/2013 установлено, что продукция детского питания на молочной основе для детей раннего возраста, адаптированные или частично адаптированные начальные или последующие молочные смеси (в том числе сухие), сухие кисломолочные смеси, молочные напитки (в том числе сухие) для детей раннего возраста, молочные каши, готовые к употреблению, и молочные каши сухие (восстанавливаемые до готовности в домашних условиях питьевой водой) для питания детей раннего возраста должны выпускаться в обращение на таможенной территории Таможенного союза только фасованными и упакованными в герметичную мелкоштучную упаковку, не превышающую следующий объем (или массу) в 1 кг - сухие продукты (адаптированные или частично адаптированные начальные или последующие молочные смеси, сухие кисломолочные смеси, пищевая продукция прикорма на молочной основе, продукты моментального приготовления, молочные каши сухие (восстанавливаемые до готовности в домашних условиях питьевой водой).

Таким образом, заказчиком не предоставлено право участникам закупки для предложения товара до в упаковке весом до 1 кг, что суживает круг предлагаемых к поставке товаров, и, следовательно, круг участников закупки. Комиссия антимонопольного органа также отмечает, что заказчиком надлежаще не обоснована потребность заказчика в вышеуказанном диапазоне/конкретном показателе веса упаковки товара.

В Описании объекта закупки заказчиком указано требуемое количество товара в штуках (упаковках):

№ п/п

Наименование товара и его показатели

Требуемое значение показателей

Единица измерения товара

Количество товара

1

Адаптированная молочная смесь на основе частично гидролизованных белков для питания детей в возрасте от 6 до 12 месяцев

 

упаковка

400

2

Смесь для недоношенных и маловесных детей с массой тела более 1800 г

 

упаковка

200

3

Адаптированная смесь для детей от 12 месяцев

 

упаковка

400

4

Смесь на основе аминокислот для детей с 12 месяцев

 

упаковка

200

5

Адаптированная смесь для детей от 0 до 6 месяцев

 

упаковка

200

6

Адаптированная смесь для детей от 6 до 12 месяцев

 

упаковка

600

Таким образом, заказчик указал требуемое количество товара в штуках (упаковках), что могло привести к ограничению потенциального круга товаров по весу упаковки. При указании потребности заказчика в килограммах либо отсутствии ограничения по весу упаковки в Описании объекта закупки, в закупке могли бы принять участие продукты, расфасованные в большую тарную упаковку.

Кроме того, невозможно определить соответствие предложения участника закупки потребности заказчика, так как измеряется в штуках (упаковках), но заказчиком не установлено количество грамм продукта по каждой позиции Описания объекта закупки.

Таким образом, заказчиком нарушены положения части 6.1 статьи 3 Закона № 223-ФЗ, довод жалобы признан обоснованным.

3. Довод жалобы в части того, что Техническое задание заказчика составлено под товар единственного производителя, что является ограничением конкуренции, признан необоснованным на основании следующего.

Из содержания части 6.1 статьи 3 Закона № 223-ФЗ следует, что заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться тем, что описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании предмета закупки указываются функциональные характеристики (потребительские свойства), технические и качественные характеристики, а также эксплуатационные характеристики (при необходимости) предмета закупки. В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой необоснованное ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание указанных характеристик предмета закупки.

В соответствии с пунктом 1 части 10 статьи 4 № 223-ФЗ документации о конкурентной закупке должны быть указаны: требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, установленные заказчиком и предусмотренные техническими регламентами в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком в документации о закупке не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.

Статьей 7.1. раздела 7 «Документация о конкурентной закупке» Типового положения о закупке товаров, работ, услуг для нужд государственных бюджетных и государственных автономных учреждений Министерства здравоохранения Республики Саха (Якутия), утвержденного протоколом наблюдательным советом ГАУ РС (Я) «МЦ г. Якутска» № 06 от «30» декабря 2021 года, установлено, в том числе, следующее:

«<…> Документация о конкурентной закупке утверждается заказчиком и включает в себя:

1) требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, установленные заказчиком и предусмотренные техническими регламентами в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям Заказчика. Если Заказчиком в документации о закупке не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям Заказчика.

Описание предмета закупки может включать в себя спецификации, планы, чертежи, эскизы, фотографии, результаты работы, тестирования, требования, в том числе в отношении проведения испытаний, методов испытаний, упаковки в соответствии с требованиями Гражданского кодекса Российской Федерации, маркировки, этикеток, подтверждения соответствия, процессов и методов производства в соответствии с требованиями технических регламентов, стандартов, технических условий, а также в отношении условных обозначений и терминологии. <…>»

Из сути довода жалобы заявителя следует, что установленные требования к характеристикам поставляемого товара по пункту 1 Описания объекта закупки соответствуют товару единственного производителя ТМ «Abbot» Similak, по пункту 2 ТМ «Nutricia» Nutrilon Pre 1 и ТМ «Abbott» Similak НеоШур.

В Описании объекта закупки заказчиком установлено следующее:

№ п/п

Наименование товара и его показатели

Требуемое значение показателей

Единица измерения товара

Количество товара

1

Адаптированная молочная смесь на основе частично гидролизованных белков для питания детей в возрасте от 6 до 12 месяцев

 

упаковка

400

1.1

Энергетическая ценность в 100 мл продукта, ккал

Не более 69

   

1.2

Состав (на 100 мл готовой смеси) при стандартном разведении:

     

1.2.1

Белок, г

Не менее 1,4 не более 1,8

   

1.2.2

Жир, г

Не менее 3,0 не более 3,2

   

1.2.3

Углеводы, г

Не менее 7,3 не более 8,2

   

1.2.4

Функциональный компонент: пребиотики

Наличие

   

1.2.5

Кальций, мг

Не менее 50,0

   

1.2.6

Йод, мкг

Не менее 11,0

   

1.2.7

Селен, мкг

Не менее 1,3

   

1.3

Вес в упаковке, г

400 (или иной вес в упаковке в пересчете на общее, требуемое к поставке количество товара)

   
         

2

Смесь для недоношенных и маловесных детей с массой тела более 1800 г

 

упаковка

200

2.1

Энергетическая ценность в 100 мл продукта, ккал

Не более 80

   

2.2

Состав (на 100 мл готовой смеси) при стандартном разведении:

     

2.2.1

Белок, г

Не менее 1,9 не более 2,0

   

2.2.2

Жир, г

Не менее 3,9 не более 4,1

   

2.2.3

Углеводы, г

Не менее 7,4 не более 7,7

   

2.2.4

Кальций, мг

Не менее 75,0

   

2.2.5

Йод, мкг

Не менее 11,0

   

2.2.6

Селен, мкг

Не менее 1,6

   

2.3

Вес в упаковке, г

400 (или иной вес в упаковке в пересчете на общее, требуемое к поставке количество товара)

   
         

3

Адаптированная смесь для детей от 12 месяцев

 

упаковка

400

3.1

Энергетическая ценность в 100 мл продукта, ккал

Не более 74

   

3.2

Состав (на 100 мл готовой смеси) при стандартном разведении:

     

3.2.1

Белок, г

Не менее 2,0 не более 3,0

   

3.2.2

Жир, г

Не менее 2,5 не более 4,0

   

3.2.3

Углеводы, г

Не менее 7,0 не более 8,0

   

3.2.4

Функциональный компонент: пребиотики

Наличие

   

3.2.5

Кальций, мг

Не менее 115,0

   

3.2.6

Йод, мкг

Не менее 11,0

   

3.2.7

Селен, мкг

Не менее 1,5

   

3.3

Вес в упаковке, г

400 (или иной вес в упаковке в пересчете на общее, требуемое к поставке количество товара)

   

4

Смесь на основе аминокислот для детей с 12 месяцев

 

упаковка

200

4.1

Энергетическая ценность в 100 мл продукта, ккал

Не менее 100

   

4.2

Состав (на 100 мл готовой смеси) при стандартном разведении:

     

4.2.1

Белковый эквивалент, г

Не менее 2,5 не более 3,5

   

4.2.1.1

Свободные аминокислоты: 100%

Наличие

   

4.2.2

Жир, г

Не менее 3,0 не более 5,0

   

4.2.3

Углеводы, г

Не менее 11,5 не более 14,0

   

4.3

Вес в упаковке, г

400 (или иной вес в упаковке в пересчете на общее, требуемое к поставке количество товара)

   

5

Адаптированная смесь для детей от 0 до 6 месяцев

 

упаковка

200

5.1

Энергетическая ценность в 100 мл продукта, ккал

Не более 67

   

5.2

Состав (на 100 мл готовой смеси) при стандартном разведении:

     

5.2.1

Белок, г

Не менее 1,3 не более 1,5

   

5.2.2

Жир, г

Не менее 3,3 не более 3,5

   

5.2.3

Углеводы, г

Не менее 7,5 не более 7,7

   

5.2.4

Функциональный компонент: пребиотики

Наличие

   

5.2.5

Кальций, мг

Не менее 50,0

   

5.2.6

Йод, мкг

Не менее 7,0

   

5.2.7

Селен, мкг

Не менее 1,3

   

5.3

Вес в упаковке, г

300 (или иной вес в упаковке в пересчете на общее, требуемое к поставке количество товара)

   

6

Адаптированная смесь для детей от 6 до 12 месяцев

 

упаковка

600

6.1

Энергетическая ценность в 100 мл продукта, ккал

Не более 68

   

6.2

Состав (на 100 мл готовой смеси) при стандартном разведении:

     

6.2.1

Белок, г

Не менее 1,3 не более 1,6

   

6.2.2

Жир, г

Не менее 3,0 не более 3,6

   

6.2.3

Углеводы, г

Не менее 7,4 не более 9,0

   

6.2.4

Функциональный компонент: пребиотики

Наличие

   

6.2.5

Кальций, мг

Не менее 51,0

   

6.2.6

Йод, мкг

Не менее 13,0

   

6.2.7

Селен, мкг

Не менее 1,3

   

6.3

Вес в упаковке, г

300 (или иной вес в упаковке в пересчете на общее, требуемое к поставке количество товара)

   

Комиссия Якутского УФАС отмечает, что при наличии у Заказчика обоснованной потребности в поставке именно таких товаров, характеристики которых указаны в документации, Заказчику необходимо определить каким образом требуемый товар наилучшим образом удовлетворяет потребность Заказчика, а также в чем такой товар превосходит по характеристикам аналогичные товары, представленные на рынке и в связи с чем в работе учреждения не могут быть использованы эквивалентные товары.

Проанализировав документацию о запросе котировок в электронной форме, комиссия Якутского УФАС установила, что Описание объекта закупки содержит обоснование включения указанных характеристик, при этом, как было указано выше обоснование заказчика не является предметным, в достаточной степени детализированным, не раскрывает действительные потребности заказчика.

Между тем, жалоба АО «ИНФАПРИМ» не содержит документов и сведений, подтверждающих обоснованность данного довода, заявителем не представлено доказательств, однозначно свидетельствующих о том, что указанные заказчиком показатели в совокупности соответствуют единственному производителю, без возможности поставить эквивалентный товар.

Комиссия антимонопольного органа отмечает, что в рассматриваемом случае предметом закупки является право на заключение договора на поставку товара, а не на изготовление предмета закупки, поэтому участником закупки может выступать любое юридическое, физическое лицо, индивидуальный предприниматель, в том числе лицо, не являющееся производителем требуемого к поставке товара, готовое поставить товар, отвечающий требованиям документации о запросе котировок в электронной форме и удовлетворяющий потребностям заказчика.

Следовательно, любой участник закупки имеет возможность приобрести товар по указанным позициям с необходимыми заказчику свойствами у производителя и предложить его к поставке в рамках данных электронных аукционов (поставщик, посредник, дистрибьютор, производитель). Отсутствие у каких-либо лиц, заинтересованных в заключении государственного контракта, возможности поставить товар, соответствующий потребностям заказчика, не свидетельствует о нарушении заказчиком прав этих лиц, а также ограничении числа участников закупки.

Довод жалобы признан необоснованным.

Жалоба АО «ИНФАПРИМ» признана частично обоснованной.

На основании вышеизложенного и руководствуясь частями 1, 2 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», части 10 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» Комиссия Якутского УФАС России по рассмотрению жалоб,

р е ш и л а:

1. Признать жалобу акционерного общества «ИНФАПРИМ» на действия (бездействие) заказчика Государственного автономного учреждения Республики Саха (Якутия) "Медицинский центр города Якутска" при проведении запроса котировок в электронной форме на поставку сухих молочных смесей для детского питания для нужд детского паллиативного отделения на 2022 год (извещение № 32211305818) частично обоснованной.

2. Признать заказчика Государственного автономного учреждения Республики Саха (Якутия) "Медицинский центр города Якутска" при проведении запроса котировок в электронной форме на поставку сухих молочных смесей для детского питания для нужд детского паллиативного отделения на 2022 год (извещение № 32211305818) нарушившим части 6.1 статьи 3, пункт 10 части 1 статьи 4 Федерального закона от 18.07.2011 №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

3. В связи с тем, что выявленные нарушения не повлияли на результат закупки, предписание об устранении нарушений, не выдавать.

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня вынесения.

Заместитель председателя комиссии ...

Члены комиссии: ...

...

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны