Решение б/н Решение по делу № 014/07/3-614/2023 от 17 мая 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

РЕШЕНИЕ № 014/07/3-614/2023

по результатам рассмотрения жалобы

г. Якутск 12 мая 2023 года

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее – Комиссия) в составе:

... – начальника отдела контроля закупок начальника отдела контроля закупок Якутского УФАС России, председателя Комиссии;

... – старшего государственного инспектора отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии;

... – ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии;

при участии:

от заявителя общества с ограниченной ответственностью «Аудиторская фирма «Профи» (далее – ООО «АФ «Профи», заявитель): ... (представитель по доверенности);

от заказчика акционерного общества «Сахагипрозем» (далее также – АО «Сахагипрозем», заказчик): ... (представитель по доверенности);

рассмотрев жалобу ООО «АФ «Профи» на действия (бездействие) конкурсной комиссии заказчика АО «Сахагипрозем» при проведении открытого конкурса в электронной форме на услуги по проведению финансового аудита (извещение № 0416200000423000001) в порядке статьи 18.1 Федерального Закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции»,

установила:

25 апреля 2023 в Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) (далее – Якутское УФАС России) поступила жалоба ООО «АФ «Профи» б/н от 25.04.2023 (вх. №3329э от 25.04.2023) на действия (бездействие) заказчика АО «Сахагипрозем» при проведении открытого конкурса на услуги по проведению финансового аудита (извещение №0416200000423000001).

Из сути поданной жалобы следует, что:

1. заказчиком не предоставлен ответ на запрос разъяснения итогов открытого конкурса;

2. конкурсной комиссией не была учтена «Квалификация участников закупки».

Просит признать жалобу обоснованной.

Заказчик с доводами жалобы не согласился, представил письменные пояснения.

Просит признать жалобу необоснованной.

Комиссия, изучив имеющиеся в деле материалы, установила следующее:

В соответствии с положениями совместного письма Минфина России № 24-04-06/3691, ФАС России № РП/4072/18 от 24.01.2018 «О позиции Минфина России и ФАС России по вопросам применения Федеральных законов от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" при осуществлении закупок на оказание услуг обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности» обжалование действий (бездействия) юридических лиц, являющихся заказчиками в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон о закупках) и указанных в части 4 статьи 5 Федерального закона от 30.12.2008 № 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности» (далее - Закон об аудите), осуществляется в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции) для рассмотрения антимонопольным органом жалоб на нарушение процедуры торгов, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии со статьей 18.1 Закона о защите конкуренции, антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

В соответствии с частью 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

Согласно сведениям единой информационной системы в сфере закупок (далее – ЕИС) АО «Сахагипрозем» является юридическим лицом, действующим в соответствии с Законом о закупках. Также согласно предмету рассматриваемого открытого конкурса объектом закупки является оказание услуг по аудиту бухгалтерской (финансовой) отчетности, осуществляемому в соответствии с Законом об аудите.

Таким образом Заявитель обжалует действия о нарушении в действиях конкурсной комиссии, выразившееся в ненадлежащем применении порядка оценки заявок, в связи с чем Жалоба подлежит рассмотрению в порядке, установленном положением статьи 18.1 Закона о защите конкуренции. Аналогичная позиция изложена в письме Центрального Аппарата ФАС России № ПИ/41992/22 от 26.04.2022.

Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках, при закупке товаров, работ, услуг заказчики, помимо Закона о закупках, также руководствуются Гражданским Кодексом Российской Федерации (в том числе статья 6, статья 10, статья 11), другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, к которым относится Закон о защите конкуренции (в том числе статья 17, статья 18.1).

В соответствии с пунктом 7 части 4 статьи 1 Закона о закупках, данный закон не регулирует отношения, связанные с осуществлением заказчиком отбора аудиторской организации для проведения обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности заказчика. Заказчик осуществляет отбор аудиторской организации в соответствии со статьей 5 Закона об аудите.

Согласно части 4 статьи 5 Закона об аудите договор о проведении обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности организации, в уставном (складочном) капитале которой доля государственной собственности составляет не менее 25 процентов, а также о проведении аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности государственной корпорации, государственной компании, государственного унитарного предприятия или муниципального унитарного предприятия заключается с аудиторской организацией или индивидуальным аудитором, определенными путем проведения не реже чем один раз в пять лет открытого конкурса в порядке, установленном Законом о контрактной системе).

Таким образом, при проведении закупки по отбору аудиторской организации для проведения обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности, заказчику следует применять нормы Закона о контрактной системе в части порядка проведения открытого конкурса, определенные параграфом 2 главы 3 Закона о контрактной системе, в том числе статьей 48 Закона о контрактной системе.

Согласно части 1 статьи 48 Закона о контрактной системе электронный конкурс начинается с размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки.

В соответствии с частью 2 статьи 48 Закона о контрактной системе заявка на участие в закупке состоит из трех частей.

Первая часть должна содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктами «а», «б» и «г» пункта 2 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе. Первая часть также может содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктом «д» пункта 2 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе.

Вторая часть должна содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктами «м» - «р» пункта 1, подпунктом «в» пункта 2, пунктом 5 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе.

Третья часть должна содержать информацию, предусмотренную пунктом 3 или пунктом 4 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе.

Из материалов рассмотрения жалобы следует, что 28.03.2023 Заказчиком размещено в ЕИС извещение № 0416200000423000001 о проведении открытого конкурса в электронной форме на услуги по проведению финансового аудита.

Начальная (максимальная) цена контракта: 176 666,67 рублей.

Дата начала подачи заявок: 28.03.2023

Дата окончания срока подачи заявок: 14.04.2023 09:00 (МСК+6)

Дата рассмотрения и оценки вторых частей заявок: 17.04.2023

Дата подведения итогов: 18.04.2023

На участие в конкурсе было подано 5 (пять) заявок, из них 5 (пять) признаны соответствующими.

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), изучив имеющиеся в деле документы, считает жалобу ООО «АФ «Профи» частично обоснованной на основании следующего.

1. Довод жалобы в части того, что заказчиком не предоставлен ответ на запрос разъяснения итогов открытого конкурса признан обоснованным на основании следующего:

Согласно части 18 статьи 48 Закона о контрактной системе участник закупки, принимавший участие в закупке, после размещения в единой информационной системе протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), но не позднее даты заключения контракта вправе направить оператору электронной площадки с использованием электронной площадки запрос о даче разъяснений информации, содержащейся в таком протоколе в отношении заявки такого участника закупки. Не позднее одного часа с момента поступления такого запроса оператор электронной площадки направляет его с использованием электронной площадки заказчику. Не позднее двух рабочих дней, следующих за днем поступления заказчику запроса о даче разъяснений информации, содержащейся в протоколе подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), заказчик направляет соответствующие разъяснения оператору электронной площадки. Не позднее одного часа с момента поступления таких разъяснений они направляются оператором электронной площадки с использованием электронной площадки участнику закупки, направившему запрос о даче разъяснений информации, содержащейся в протоколе подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя).

Установлено, что ООО «АФ «Профи» 19.04.2023 года 14:33 (по московскому времени) в адрес заказчика был направлен запрос о разъяснении результатов оценки.

 

Комиссией Якутского УФАС России установлено, что заказчиком в нарушение части 18 статьи 48 Закона о контрактной системе ответ на запрос в установленные законом сроки направлен не был.

Довод жалобы признан обоснованным.

2. Довод жалобы в части того, что конкурсной комиссией не была учтена «Квалификация участников закупки», признан необоснованной на основании следующего:

Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 18.04.2023 №0416200000423000001 заявка заявителя по критерию «Квалификация участников закупки» получил – «39,88» баллов.

Согласно части 1 статьи 8 Закона о контрактной системе контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).

В соответствии с частью 2 статьи 8 Закона о контрактной системе конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.

В силу пункта 1 части 2 статьи 24 Закона о контрактной системе открытый конкурс в электронной форме (далее - электронный конкурс) является конкурентным способом определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).

Частью 4 статьи 24 Закона о контрактной системе определено, что победителем конкурса признается участник закупки, который предложил лучшие условия исполнения контракта, и заявка на участие в закупке которого соответствует требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки.

Частью 1 статьи 32 Закона о контрактной системе установлены критерии, которые могут использоваться заказчиком для оценки заявок участников закупки, а именно:

1) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги;

2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;

3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;

4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.

Согласно части 4 статьи 32 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки заказчик обязан указать используемые при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) критерии и их величины значимости. При этом количество используемых при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) критериев, должно быть не менее чем два, одним из которых является цена контракта. Не указанные в извещении об осуществлении закупки критерии и их величины значимости не могут применяться для целей оценки заявок.

Сумма величин значимости всех используемых критериев составляет сто процентов. Величина значимости критерия, указанного в пункте 2 части 1 статьи 32 Закона о контрактной системе, не должна превышать величину значимости критерия, указанного в пункте 1 части 1 статьи 32 Закона о контрактной системе (часть 5 статьи 32 Закона о контрактной системе).

В соответствии с частью 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от 31.12.2021 № 2604 "Об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, внесении изменений в пункт 4 постановления Правительства Российской Федерации от 20 декабря 2021 г. № 2369 и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" утверждено Положение об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Положение).

В соответствии с пунктом 3 Положения для оценки заявок применяются следующие критерии оценки:

а) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги;

б) расходы;

в) характеристики объекта закупки;

г) квалификация участников закупки.

Подпунктом "а" пункта 5 Положения определено, что при проведении конкурсов применяются не менее 2 критериев оценки, одним из которых должен являться критерий оценки, предусмотренный подпунктом "а" пункта 3 настоящего Положения.

В силу пункта 20 Положения №2604, если значение характеристики объекта закупки, определенной количественным значением, находится в функциональной зависимости от значения количества присваиваемых баллов, значение количества баллов по детализирующему показателю, присваиваемых заявке, подлежащей в соответствии с Федеральным законом оценке по критерию оценки "характеристики объекта закупки" (БХi), рассчитывается по одной из формул:

б) в случае, если лучшим является наибольшее значение характеристики объекта закупки, - по формуле:

 

В соответствии с извещением открытого конкурса в электронной форме Приложением №4. Порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в закупке для закупки №0416200000423000001 заказчиком установлен следующий критерий оценки заявок:

 

Как следует из представленных сторонами в материалы дела информации и документов на участие в закупке поступило 5 заявок, 5 из которых признаны соответствующими.

В ходе рассмотрения дела представитель заказчика пояснила, что по характеристике исполненных договоров (контрактов) - заявителем приложено более 1600 договоров за период с 2011г. по 2022г.

Подтверждением наличие опыта участника закупки считаются исполненные таким участником государственных/муниципальных контрактов (гражданско-правовых договоров) по оказанию услуг по проведению аудиторских проверок бухгалтерской (финансовой) отчетности государственных унитарных предприятий и акционерных обществ с долей государственного участия не менее 25%.

Заказчиком приняты договоры, начиная с 2018 года. Во второй части заявки возможность точно посчитать количество исполненных договоров отсутствует т.к. приложены отдельно файлы актов и отдельно файлы договоров, между ними нет никакой связи: во многих актах нет ссылок на номера договоров. Такое расположение файлов свидетельствует либо о небрежности при формировании заявки. Заказчиком были зачтены договоры, подтверждающие их исполнение. Таким образом, небрежность при заполнении и формировании своей заявки привела к снижению баллов.

Для объективного рассмотрения дела, Якутским УФАС России был направлен запрос оператору электронной площадки ООО «РТС-тендер» о предоставлении сведений и документов, представленных в составе заявок на участие в закупке.

Комиссия Якутского УФАС России проанализировав заявку заявителя установила, что в составе заявки контракты(договора) приложены в хаотичном порядке, а также акты выполненных работ.

Копии вышеуказанных документов должны быть представлены в полном объеме со всеми приложениями, являющимися их неотъемлемой частью, в том числе дополнительными соглашениями.

Представленные документы должны быть в виде полночитаемых копий, на которых видны необходимые сведения, в том числе даты, подписи, печати.

При этом представленные документы должны быть в виде неповторяющихся, полно читаемых копий, на которых видны необходимые сведения, подписи и печати.

Непредставление в составе заявки на участие в конкурсе таких документов не является основанием для отказа в допуске к участию в конкурсе, однако при оценке заявок по настоящей характеристике комиссией будут учитываться только те сведения, заявленные участниками закупки, которые подтверждены документально в составе заявки на участие в конкурсе.

Таким образом, в действиях заказчика нарушений Закона о контрактной системе не усматривается.

Жалоба ООО «АФ «Профи» признана частично обоснованной.

В ходе проведения внеплановой проверки установлено следующее:

В соответствии с частью 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации. Заказчик для целей оценки заявок участников закупки в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены регулируемые цены (тарифы) на товары, работы, услуги, вправе не использовать критерии, указанные в пунктах 1 и 2 части 1 настоящей статьи.

Согласно сведением из ЕИС заказчиком в Приложении № 4 установлено следующее:

 

Комиссией Якутского УФАС установлено, что требования заказчика при подтверждении опыта выполнения работы, оказания услуг в случае если контракты (договоры) заключены в электронной форме исключает необходимость предоставления участником закупки документов поименованных в Постановлении Правительства РФ N 2604 от 31.12.2021 и содержащихся в извещении заказчика, а именно перечня исполненных контрактов (договоров) с указанием сроков выполнения работ, стоимостью, даты и номера контракта (договора), наименование Заказчика, стоимостью исполненных обязательств (рекомендуемая форма представлена в Приложении N 1 к Приложению N 4 к Извещению); копий исполненных контрактов (договоров); актов сдачи-приемки выполненных работ, подтверждающих исполнение контрактов (договоров).

Поскольку заказчик, в случае если контракты (договоры) заключены в электронной форме требует сводные сведения о наличии опыта участника закупки по выполнению работ, связанных с предметом контракта (договора) на право заключить который проводится закупка", содержащей данные о реестровом номере закупки, о номере контракта (договора), дате заключения, предмете, сумме контракта (договора), сумме исполненных обязательств по контракту (договору) и дате исполнения контракта (договора), заказчик нарушает положения ПП РФ N 2604, что противоречит части 8 статьи 32 ФЗ N 44-ФЗ.

Таким образом заказчиком нарушена часть 8 статьи 32 Закона о контрактной системе.

На основании изложенного, Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров, руководствуясь статьями 18.1, 23 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции»,

решила:

1. Признать жалобу ООО «АФ «Профи» на действия (бездействие) конкурсной комиссии заказчика АО «Сахагипрозем» при проведении открытого конкурса в электронной форме на услуги по проведению финансового аудита (извещение № 0416200000423000001) частично обоснованной.

2. Признать Заказчика АО «Сахагипрозем» нарушившим часть 8 статьи 32, часть 18 статьи 48 Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

3. Выдать Заказчику АО «Сахагипрозем» обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений;

4. Передать материалы дела должностному лицу для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.

Решение комиссии антимонопольного органа может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия решения.

Председатель комиссии ...

Члены комиссии: ...

...

Связанные организации

Связанные организации не указаны