Решение б/н по факту распространения в газете рекламы «народного целител... от 25 января 2019 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Р Е Ш Е Н И Е

по делу №014/05/7-08/2019  по признакам нарушения законодательства о рекламе

 

г. Якутск                                                    резолютивная часть оглашена «06» февраля 2019 г.

                                                           изготовлено в полном объеме «20» февраля 2019 г.

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) в составе:

<...>

при участии лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства РФ о рекламе:

- Автономное учреждение <...> – 678200, Республика Саха (Якутия), г. Вилюйск, ул. <...>, не явились, направили ходатайство о рассмотрении дела в отсутствии представителя;

Рассмотрев дело №014/05/7-08/2019, возбужденное по факту распространения  в газете <...> рекламы <...>  на странице 11 от 14.12.2018 г., с признаками нарушения части 7 статьи 7, части 3,  части 7 статьи 24 Федерального закона «О рекламе», рекламы Доставки бутилированной чистой воды по городу Вилюйску ИП <...>  на странице 11 от 07.09.2018 г., от 14.09.2018 г., от 21.09.2018 г., от 28.09.2018 г., от 19.10.2018 г., от 26.10.2018 г., с признаками нарушения статьи 8 Федерального закона «О рекламе» и рекламы медицинских услуг по зубопротезированию ИП <...> размещенной  на странице 11 от 07.09.2018 г., от 14.09.2018 г., от 19.10.2018 г., от 26.10.2018 г., от 07.12.2018 г., от 14.12.2018 г., от 21.12.2018 г. с признаками нарушения части 7 статьи 7, части 7 статьи 24 Федерального закона «О рекламе», по существу

 

у с т а н о в и л а:

16.01.2019 г. Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) в рамках осуществления государственного надзора за соблюдением законодательства о рекламе в газете <...>, отслежены факты распространения рекламы «народного целителя» <...> – на странице 11 от 14.12.2018 г., с признаками нарушения части 7 статьи 7, части 3,  части 7 статьи 24 Федерального закона «О рекламе».

Реклама доставки бутилированной чистой воды по городу Вилюйску – на страницах 11 от 07.09.2018 г., от 14.09.2018 г., от 21.09.2018 г., от 28.09.2018 г., от 19.10.2018 г., от 26.10.2018 г., с признаками нарушения статьи 8 Федерального закона «О рекламе»;

Реклама зубопротезирования - на страницах 11 от 07.09.2018 г., от 14.09.2018 г., от 19.10.2018 г., от 26.10.2018 г., от 07.12.2018 г., от 14.12.2018 г., от 21.12.2018 г. с признаками нарушения части 7 статьи 7, части 7 статьи 24 Федерального закона «О рекламе».

 Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) определением о возбуждении дела №014/05/7-08/2019 по признакам нарушения законодательства РФ о рекламе от 25.01.2019 г. возбуждено производство по делу.

06.02.2019 г. в  ходе рассмотрения дела по существу, Автономное учреждение РС(Я) Редакция газеты <...> направило пояснительное письмо, что реклама «народного целителя <...>, размещена и выпущена однократно за её заслуги как целителя, по просьбе общественных организаций г. Вилюйска;

В материалах дела имеется информация о реализации доставки бутилированной чистой воды по г. Вилюйску выступает индивидуальный предприниматель <...>, реклама которого размещена по макету с текстом по договору №<...> о предоставлении услуг по публикации статей и заполнения платежного поручения от 29.10.2018 г. в количестве 6 раз на сумму 3000 тысяч рублей.

Реклама по оказанию медицинских услуг по зубопротезированию съемными нейлоновыми (гибкими), акриловыми протезами, пластмассовыми коронками, размещенной в газете <...> изготовлена по макету с текстом  по договору №96 о предоставлении услуг по публикации статей  и заполнения платежного поручения от 24.12.2018 г. в количестве 7 раз на сумму 3500 тысяч рублей самим ИП <...>,

Изучив имеющиеся в материалах дела документы, Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) пришла к следующим выводам.

1. Реклама <...> по городу Вилюйску ИП <...> размещена  на страницах 11 от 07.09.2018 г., от 14.09.2018 г., от 21.09.2018 г., от 28.09.2018 г., от 19.10.2018 г., от 26.10.2018 г., с признаками нарушения статьи 8 Федерального закона «О рекламе».

В рекламе доставки бутилированной воды чистой воды,  содержит следующую информацию:  «Доставки бутилированной воды чистой воды по городу Вилюйску, 19 литров всего за 150 рублей. Работаем с 10 до 19 часов вечера. Номер доставки: <...>. Работает мобильный банк. А также заключаем договора доставки с предприятиями», данная  информация направлена на привлечение внимания потребителя, к товарам при дистанционном способе их продажи без прямого, непосредственного контакта потребителя с товаром либо его образцом до заключения договора и в момент его заключения, и, во-вторых, определение средств ознакомления с товаром: каталоги, буклеты, проспекты, фотоснимки, средства связи и так далее.

Совокупное восприятие информации содержащейся в рекламе, дает основание полагать, что объектом рекламирования в данном случае выступают доставка бутилированной чистой воды, реализуемая вне организации (учреждения), указание  в рекламе номера телефона, способствует их продвижении на рынке.

В рассматриваемой рекламе отсутствует   фамилия, имя, отчество, основной государственный номер записи о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя, что указывает на  признаки нарушения статьи 8 Федерального закона «О рекламе».

Согласно статье 8 Федерального закона «О рекламе» в рекламе товаров при дистанционном способе их продажи должны быть указаны сведения о продавце таких товаров: наименование, место нахождения и государственный регистрационный номер записи о создании юридического лица; фамилия, имя, отчество, основной государственный номер записи о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя.

В силу пункта 6 статьи 7 Федерального закона «О рекламе» не допускается реклама  товаров, подлежащих обязательной сертификации или иному обязательному подтверждению соответствия требованиям технических регламентов, в случае отсутствия такой сертификации или подтверждения такого соответствия.

Согласно части 1 статьи 5 Федерального закона от 02.01.2000 №29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов» индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность по изготовлению и обороту пищевых продуктов, материалов и изделий, оказанию услуг в сфере розничной торговли пищевыми продуктами, материалами и изделиями и сфере общественного питания, обязаны предоставлять покупателям или потребителям, а также органам государственного надзора полную и достоверную информацию о качестве и безопасности пищевых продуктов, материалов и изделий, соблюдении требований нормативных документов при изготовлении и обороте пищевых продуктов, материалов и изделий и оказании таких услуг.

Соответствие питьевой воды, расфасованной в емкости, требованиям Технического регламента подтверждается сертификатом соответствия, выданным производителю органом по подтверждению соответствия.

Питьевая вода, расфасованная в емкости, соответствие которой подтверждено требованиям настоящего Технического регламента, маркируется товарным знаком или знаком соответствия. Маркировка товарным знаком (если имеется) осуществляется производителем продукции самостоятельно любым удобным для него способом.

ТР ТС 021/2011 устанавливает требования безопасности (включая санитарно-эпидемиологические, гигиенические и ветеринарные) к объектам технического регулирования. Объектами технического регулирования названного технического регламента являются: 1) пищевая продукция; 2) связанные с требованиями к пищевой продукции процессы производства (изготовления), хранения, перевозки (транспортирования), реализации и утилизации.

Таким образом, декларирование соответствия пищевой продукции (в том числе бутилированной питьевой воды) требованиям техрегламента "О безопасности пищевой продукции" и других технических регламентов ТС, действие которых на нее распространяется, осуществляется путем принятия по выбору заявителя декларации о соответствии на основании собственных доказательств и (или) доказательств, полученных с участием третьей Стороны.

Согласно техническому регламенту ТС "О безопасности пищевой продукции" питьевая вода, расфасованная в емкости, выпускается в обращение на рынке при ее соответствии техрегламентам ТС.

Для обеспечения безопасности пищевой продукции в процессе ее производства должны разрабатываться, внедряться и поддерживаться процедуры, основанные на принципах ХАССП, изложенные в техническом регламенте "О безопасности пищевой продукции". Организация обеспечения безопасности в процессе производства (изготовления) пищевой продукции и проведения контроля осуществляется изготовителем самостоятельно и (или) с участием третьей Стороны.

Упаковка бутилированной питьевой воды должна соответствовать требованиям, установленным техрегламентом ТС "О безопасности упаковки".

Распространение рекламы бутилированной воды, в том числе  производство и реализация  с доставкой должно осуществляться при наличии сопроводительных документов на реализуемую пищевую продукцию (товарно-транспортной накладной, удостоверения о качестве и безопасности, декларации или сертификата о соответствии).

Материалами дела установлено, что у ИП <...> не имеется документов подтверждающих качество и безопасность (декларации о соответствии) на питьевую воду.

При таких, обстоятельствах,  рассматриваемая реклама ИП <...> нарушает требования пункта 6 статьи 7 Федерального закона «О рекламе» не допускается реклама  товаров, подлежащих обязательной сертификации или иному обязательному подтверждению соответствия требованиям технических регламентов, в случае отсутствия такой сертификации или подтверждения такого соответствия.

Таким образом, материалами дела установлено, что  ИП <...>  осуществляет деятельность по  дистанционной продаже питьевой воды без  подтверждения соответствия требованиям технических регламентов, в отсутствия такой сертификации или подтверждения такого соответствия, что недопустимо в силу требований  пункта 6 части 7  Федерального закона «О рекламе».

 

2. В рекламе народного целителя <...>, указывается информация следующего содержания: «Народный целитель <...>. Диагностика – 1 сеанс 1000 руб., удаление камней из почек, желчного камня, ЖКБ, МКБ (үөс, бүөр тааһынтүһэрии) – 1 сеанс 150 руб., заболевание сердечно-сосудистой (тымырдары кэҥэтии) – 1 сеанс 150 руб., лечение мирени ( төбө ыалдьарын тохтотуу) – 1 сеанс 250 руб., стабилизация внутричерепного далвения, РЭП (төбө сиигин тутуу) – 1 сеанс 1000 руб., лечение туберкулеза – 1 сеанс 1000 руб., артроз, артрит, ревматизм, радикулит, остеохондроз – 1 сеанс 200 руб., заболевание печени, ЖВП, (быар ыарыытын эмтээһин) – 1 сеанс 200 руб., гипертиреоз (зоб ыарыытын эмтээһин) – 1 сеанс 200 руб, очищение организма, выведение солей ( тууһутаһаарыы) – 1 сеанс 1000 руб., успокою нервы – 1 сеанс 200 рую., лечу глазные нервы – 1 сеанс 200 руб., панкреатит – 1 сеанс 200 руб. В г. Вилюйске прием планируется с 17 декабря. Сот. <...>.

Совокупное восприятие информации, в рассматриваемой рекламе, дает основание полагать, что объектом рекламирования выступают услуги народного целителя, оказываемые для населения г. Вилюйска, 17 декабря, в рекламе указаны стоимость услуг, контактные номера: <...>

Рассматриваемая реклама отвечает все признакам рекламы, способствует продвижению услуг народной медицины, обращает внимание широкого круга лиц к объекту рекламирования, а именно услугам по  оздоровлению населения, оказываемым <...>.

Таким образам, реклама  <...>  адресована неопределенному кругу лиц именно (читателям газеты) и направлена на привлечение внимания к объекту рекламирования, формированию или поддержанию интереса к нему и его продвижению на рынке.

Согласно статье 50 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» народной медициной являются методы оздоровления, утвердившиеся в народном опыте, в основе которых лежит использование знаний, умений и практических навыков по оценке и восстановлению здоровья.

Услуги целителя <...>  по диагностике и лечению различных заболеваний,  представляют собой по сути, различного характера методы оздоровления, утвердившиеся в народном опыте, в основе которых лежит использование знаний, умений и практических навыков по оценке и восстановлению здоровья.

В соответствии с Общероссийским классификатором занятий ОК 010-2014, утвержденным приказом Росстандарта от 12.12.2014 № 2020-ст, целители относятся к подгруппе 223 «Высококвалифицированные целители и практики альтернативной и народной медицины» группы специалисты в области здравоохранения.

Вместе с тем, право на занятие народной медициной имеет гражданин, получивший разрешение, выданное органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере охраны здоровья (пункт 2 статьи 50 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан Российской Федерации»).

Согласно части 7 статьи 7 Федерального закона «О рекламе» не допускается реклама товаров, на производство и (или) реализацию которых требуется получение лицензий или иных специальных разрешений, в случае отсутствия таких разрешений.

Таким образом, в случае отсутствия иных специальных разрешений на производство и (или) реализацию товаров (работ, услуг) у которых требуется их получение,  реклама этих товаров (работ, услуг), не допускается.

Реклама народного целителя <...>  размещена в отсутствии специального разрешения, выданного органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере охраны здоровья (пункт 2 статьи 50 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан Российской Федерации»).

При таких обстоятельствах, рассматриваемая реклама нарушает требования части 7 статьи 7 Федерального закона «О рекламе».

 

3. Реклама по оказанию медицинских услуг по зубопротезированию съемными нейлоновыми (гибкими), акриловыми протезами, пластмассовыми коронками, дает основание полагать, что объектом рекламирования выступают восстановление тканей зуба, замещение утраченных зубов, восстановлением структуры и функции жевательного аппарата.

В рассматриваемой рекламе содержится следующая информация: «Зубопротезирование съемными нейлоновыми (гибкими), акриловыми протезами, пластмассовыми коронками. Ветеранам тыла 100% льгота, лицензия. Телефоны: <...>.

Совокупное восприятие информации, размещенной в рекламе, дает основание полагать, что объектом рекламирования выступают услуги, предоставляемые по номеру<...>, а именно медицинская услуга по зубопротезированию.

Реклама  привлекает внимание потребителей к объекту рекламирования, а именно к медицинским услугам ИП <...>, указание номеров телефонов, а также наличие льгот для ветеранов тыла,  способствует  продвижению данных услуг (работ) на рынке.

В соответствии с частью 7 статьи 24 ФЗ «О рекламе» реклама лекарственных средств, медицинских услуг, в том числе методов лечения, медицинской техники должна сопровождаться предупреждением о наличии противопоказаний к их применению и использованию, необходимости ознакомления с инструкцией по применению или получения консультации специалистов.

 Рассматриваемая реклама медицинских услуг, оказываемых ИП <...>, не содержит  сопровождение предупреждением о наличии противопоказаний к их применению и использованию, необходимости ознакомления с инструкцией по применению или получения консультации специалистов, что указывает на нарушение части  7 статьи 24 Федерального закона «О рекламе».

Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 12.07.2004 г., утверждена Номенклатура работ и услуг в здравоохранении (далее –  Номенклатура), целью разработки и внедрения которой является обеспечение единой нормативной базы работ и услуг в здравоохранении на всей территории Российской Федерации, включая протоколы ведения больных, методики выполнения сложных и комплексных медицинских услуг, лицензионные требования и условия, табель оснащения медицинских учреждений.

Согласно пункта  3 Приказа Минздравсоцразвития России от 27.12.2011 N 1664н (ред. от 10.12.2014) «Об утверждении номенклатуры медицинских услуг» перечень медицинских услуг разделен на два класса: «A» и «B», построенные по иерархическому принципу. Класс «A» включает медицинские услуги, представляющие собой определенные виды медицинских вмешательств, направленные на профилактику, диагностику и лечение заболеваний, медицинскую реабилитацию и имеющие самостоятельное законченное значение. Класс «B» включает медицинские услуги, представляющие собой комплекс медицинских вмешательств, направленных на профилактику, диагностику и лечение заболеваний, а именно:  стоматологии терапевтической - прием (осмотр, консультация) врача-стоматолога-терапевта первичная, повторная, стоматология ортопедическая - прием (осмотр, консультация) врача-ортодонта первичная, повторная, стоматология хирургическая - прием (осмотр, консультация) врача-стоматолога-хирурга первичная, повторная,  челюстно-лицевая хирургия -  прием (осмотр, консультация) врача - челюстно-лицевого хирурга первичная, повторная пр. стоматологические услуги и методы лечения.

Рассматриваемая реклама медицинских услуг по зубопротезированию, с использованием  съемных нейлоновых (гибких), акриловых протезов, пластмассовыми коронками. Ветеранам тыла 100% льгота, лицензия. Телефоны: <...> в нарушение  части  7 статьи 24 Федерального закона «О рекламе», не сопровождается предупреждением о наличии противопоказаний к их применению и использованию, необходимости ознакомления с инструкцией по применению или получения консультации специалистов.

Согласно статье 3 Федерального закона «О рекламе» № 38-ФЗ от 13 марта 2006 г. ненадлежащая реклама – реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.

Таким образом, реклама  «Доставки бутилированной чистой воды по городу Вилюйску ИП <...> размещена  на страницах 11 от 07.09.2018 г., от 14.09.2018 г., от 21.09.2018 г., от 28.09.2018 г., от 19.10.2018 г., от 26.10.2018 г., явялется ненадлежащей нарушающей требования пункта 6 статьи 7 Федерального закона «О рекламе», в части  распространения рекламы  товаров, подлежащих обязательной сертификации или иному обязательному подтверждению соответствия требованиям технических регламентов, в случае отсутствия такой сертификации или подтверждения такого соответствия.

Реклама народного целителя <...>  распространенная в газете <...>  на странице 11 от 14.12.2018 г. нарушает требования части 7 статьи 7 Федерального закона «О рекламе», поскольку распространена  в отсутствии специального разрешения, выданного органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере охраны здоровья (пункт 2 статьи 50 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан Российской Федерации»).

Реклама медицинским услугам ИП <...>, распространенная в газете <...> размещенной  на странице 11 от 07.09.2018 г., от 14.09.2018 г., от 19.10.2018 г., от 26.10.2018 г., от 07.12.2018 г., от 14.12.2018 г., от 21.12.2018 г. является ненадлежащей, нарушающей требования  части 7 статьи 24 Федерального закона «О рекламе», поскольку, реклама медицинских услуг, в том числе методов лечения должна сопровождаться предупреждением о наличии противопоказаний к их применению и использованию, необходимости ознакомления с инструкцией по применению или получения консультации специалистов.

Согласно части 4 статьи 38 Федерального закона «О рекламе» нарушение рекламодателями, рекламопроизводителями, рекламораспространителями законодательства Российской Федерации о рекламе влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.

Частью 1, 5 статьи 14.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность за нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем, рекламораспространителем законодательства о рекламе.

В силу части 6 статьи 38 Федерального закона «О рекламе» рекламодатель несет ответственность за нарушение требований, установленных частями 2 - 8, 12 статьи 5, статьями 6 - 9, частями 4 - 6 статьи 10, статьей 12, частью 3 статьи 19, частями 2 и 6 статьи 20, частями 1, 3, 5 статьи 21, статьями 24 и 25, частями 1 и 6 статьи 26, частями 1 и 5 статьи 27, статьями 28 - 30.1 настоящего Федерального закона.

 Согласно части 8 статьи 38 Федерального закона «О рекламе»  рекламопроизводитель также несет ответственность за нарушение требований, указанных в частях 6 и 7 указанной статьи, в случае, если будет доказано, что нарушение произошло по его вине.

Согласно статье 3 Федерального закона «О рекламе» рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо; рекламопроизводитель - лицо, осуществляющее полностью или частично приведение информации в готовую для распространения в виде рекламы форму.

Согласно части 7 статьи 38 Федерального закона «О рекламе»  рекламораспространитель несет ответственность за нарушение требований, установленных пунктом 3 части 4, пунктом 6 части 5, частями 9 - 10.3, 12 статьи 5, статьями 7 - 9, 12, 14 - 18, частями 2 - 4 и 9 статьи 19, частями 2 - 6 статьи 20, частями 2 - 5 статьи 21, частями 7 - 9 статьи 24, статьей 25, частями 1 - 5 статьи 26, частями 2 и 5 статьи 27, частями 1, 4, 7, 8, 11 и 13 статьи 28, частями 1, 3, 4, 6 и 8 статьи 29, частями 1 и 2 статьи 30.1 настоящего Федерального закона.

Рассматриваемая реклама размещается с использованием газеты <...>.

На основании статьи 3 Федерального закона «О рекламе» под рекламораспространителем понимается  лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.

Материалами дела установлено, что рекламораспространителем рассматриваемых рекламных сообщений (ИП <...>, ИП <...>. и народного целителя <...>),  выступает Автономное учреждение Республики Саха (Якутия) <...>содержание рекламы ИП <...> и ИП <...> определялось самими рекламодателями. Данные обстоятельства подтверждаются представленными в материалы дела  письменными пояснениями, договорами и платежными документами.

В материалы дела  доказательств, принятия мер по прекращению нарушения законодательства о рекламе не представлено,  что указывает о  необходимости  выдаче рекламораспространителю Автономное учреждение Республики Саха (Якутия) «Редакция газеты <...>  предписания о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

Руководствуясь статьями 7, 24, 33, 36 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с пунктов 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства о рекламе, Комиссия

 

р е ш и л а:

  1. Признать рекламу ИП <...>, распространенную  в газете <...>  на странице 11 от 07.09.2018 г., от 14.09.2018 г., от 21.09.2018 г., от 28.09.2018 г., от 19.10.2018 г., от 26.10.2018 г., ненадлежащей, нарушающей требования пункт 6 статьи 7 Федерального закона от 13 марта 2006 № 38-ФЗ «О рекламе»;
  2. Признать рекламу ИП <...>, распространенную  в газете <...>  на странице 11 от 07.09.2018 г., от 14.09.2018 г., от 19.10.2018 г., от 26.10.2018 г., от 07.12.2018 г., от 14.12.2018 г., от 21.12.2018 г., ненадлежащей, нарушающей требования части 7 статьи 24 Федерального закона от 13 марта 2006 № 38-ФЗ «О рекламе»;
  3. Признать рекламу «Народного целителя <...>», распространенную  в газете <...>  на странице 11 от 14.12.2018 г., ненадлежащей, нарушающей требования части 7 статьи 7 Федерального закона от 13 марта 2006 № 38-ФЗ «О рекламе»;
  4. Выдать АУ Редакции газеты <...> предписание об устранении нарушения   законодательства о  рекламе;

  3.  Материалы настоящего дела передать уполномоченному должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) для решения вопроса о наличии оснований для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренного статьей 14.3 Кодекса об административных правонарушениях.

  Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня вынесения настоящего решения.

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны