Решение б/н ООО "Сибэнтех" на ПАО "Якутскэнерго" от 29 апреля 2020 г.
Текст документа
Сохранить как PDF
ПАО «Якутскэнерго»
677009, г. Якутск, ул. Ф. Попова 14,
inform@yakutskenergo.ru
ООО «СибЭнТех»
664022, г. Иркутск, ул. Коммунистическая, 65А - 45
sibenteh@bk.ru
РЕШЕНИЕ № 014/07/3-976/2020
по результатам рассмотрения жалоб
г. Якутск 29 апреля 2020 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее по тексту – Комиссия) в составе:
<...> – заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), председателя Комиссии;
<...> – заместителя начальника естественных монополий Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), члена Комиссии;
<...> – главного специалиста-эксперта отдела естественных монополий Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), члена Комиссии;
В присутствии сторон посредством сервиса web-видеоконференцсвязи от ПАО «Ростелеком»:
представителя заявителя, общества с ограниченной ответственностью «Сибирские энергетические технологии», представителя по доверенности от 28.04.2020 г. Кустова О.А.,
представителей заказчика, публичного акционерного общества «Якутскэнерго», Кузаковой А.И., представителя по доверенности № И00007287 от 14.01.2020 г., Авксентьевой О.В., представителя по доверенности № И00006975 от 27.11.2019 г., Луцив Р.М., представителя по доверенности № И00007644 от 21.04.2020 г.
рассмотрев жалобу общества с ограниченной ответственностью «Сибирские энергетические технологии» (далее – ООО «СибЭнТех», заявитель) на действия закупочной комиссии заказчика публичного акционерного общества «Якутскэнерго» (далее – ПАО «Якутскэнерго», заказчик) при проведении запроса предложений в электронной форме на право заключения договора на Лот № 3901-ТПИР-ТПИР ОНМ-2020-ЯЭ: «Выключатель вакуумный для подстанции Табага» (извещение № 31908275318), нарушающие законодательство о закупках,
у с т а н о в и л а:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) поступила жалоба ООО «СибЭнТех» на действия (бездействие) закупочной комиссии заказчика ПАО «Якутскэнерго» при проведении запроса предложений в электронной форме на право заключения договора поставки по лоту № 75401-РЕМ-РЕМ ПРОД-2020-ЯЭ: «Выключатель вакуумный» (извещение № 32008787695), нарушающие законодательство о закупках.
Заявитель считает основания для отклонения его заявки незаконными и необоснованными, поскольку в пункте 2.4 технического задания указано: «Участник должен иметь опыт изготовления (не менее 1) и поставки выключателей вакуумных 35 Кв и выше, либо опыт поставки продукции, производимой изготовителем (в случае если это специально созданная организация, аффилированная изготовителю), при этом за последние пять лет, предшествующие дате подачи заявки на участие в настоящей закупочной процедуре, участником должны быть исполнены обязательства в общем/совокупном объеме не менее 40 % от НМЦ.
Соответствие установленному требованию подтверждается путем представления участниками закупки в составе заявки сведений о ранее выполненных договорах по форме «Справки об опыте участника», приведенной в документации о закупке, с представлением скан-копий договоров либо их частей (с приложением документов, предусмотренных требованиями договора , подтверждающих факт его исполнения, подписанных с обеих сторон, а так же документов на поставляемую продукцию, подтверждающих факт ее изготовления и с указанием изготовителя (один из перечисленных – декларация о соответствии, сертификат соответствия, ТУ, протокол испытаний)), а так же «Справки об аффилированности участника закупки» с приложением подтверждающих документов по форме, приведенной в документации о закупке. При рассмотрении и оценке заявок участников будут учитываться только те сведения об объемах выполнения аналогичных договоров, которые подтверждены документами, указанными выше».
Поскольку данное положение документации о закупке является незаконным, то отклонение заявки ООО «СибЭнТех» также является неправомерным.
В ходе рассмотрения дела представители заказчика с жалобой не согласились и поддержали представленные ранее письменные возражения.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров, изучив имеющиеся в деле документы, пришла к следующим выводам.
Согласно части 1 статьи 1 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках), целями регулирования настоящего Федерального закона являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц, указанных в настоящей статьи (далее - заказчики), в товарах, работах, услугах, в том числе для целей коммерческого использования, с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг (далее также - закупка) для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.
Согласно части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принципами информационной открытости закупки; целевого и экономически эффективного расходования денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализации мер, направленных на сокращение издержек заказчика; равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки; отсутствия ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.
Статьей 2 Закона о закупках установлено, что при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки.
Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения (часть 2 статьи 2 Закона о закупках).
ПАО «Якутскэнерго» провело обжалуемую закупку в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон № 223-ФЗ), Единым положением о закупке продукции для нужд Группы РусГидро (далее - Положение о закупке), которое размещено в единой информационной системе.
Согласно части 2 статьи 3 Закона о закупках Положением о закупке предусматриваются конкурентные и неконкурентные закупки, устанавливается порядок осуществления таких закупок с учетом положений настоящего Федерального закона.
Частью 3.1 статьи 3 Закона о закупках установлено, что конкурентные закупки осуществляются следующими способами, в том числе: путем проведения торгов (конкурс (открытый конкурс, конкурс в электронной форме, закрытый конкурс), аукцион (открытый аукцион, аукцион в электронной форме, закрытый аукцион), запрос котировок (запрос котировок в электронной форме, закрытый запрос котировок), запрос предложений (запрос предложений в электронной форме, закрытый запрос предложений).
Статьей 3.2 Закона о закупках установлен порядок осуществления конкурентной закупки, согласно части 22 которого под запросом предложений в целях настоящего Федерального закона понимается форма торгов, при которой победителем запроса предложений признается участник конкурентной закупки, заявка на участие в закупке которого в соответствии с критериями, определенными в документации о закупке, наиболее полно соответствует требованиям документации о закупке и содержит лучшие условия поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг.
В соответствии с частью 5 статьи 4 Закона о закупках при осуществлении закупки, за исключением закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) и конкурентной закупки, осуществляемой закрытым способом, в единой информационной системе размещаются информация о закупке, в том числе извещение об осуществлении конкурентной закупки, документация о конкурентной закупке, за исключением запроса котировок, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения об осуществлении конкурентной закупки и документации о конкурентной закупке, изменения, внесенные в эти извещение и документацию, разъяснения этой документации, протоколы, составляемые в ходе осуществления закупки, итоговый протокол, а также иная информация, размещение которой в единой информационной системе предусмотрено настоящим Федеральным законом и положением о закупке.
22.01.2020 на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru размещено извещение о проведении запроса предложений в электронной форме на право заключения договора поставки по лоту № 75401-РЕМ-РЕМ ПРОД-2020-ЯЭ: «Выключатель вакуумный» (извещение № 32008787695), документация о закупке, а также проект договора.
04.02.2020 на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru размещен Протокол процедуры вскрытия поступивших конвертов с заявкам / открытия доступа к заявкам участников № 75401-ВК от 04.02.2020.
25.03.2020 года на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru размещен Протокол № 75401-С заседания Закупочной комиссии по Запросу предложений в электронной форме на право заключения договора на поставку по лоту № 75401-РЕМ-РЕМ ПРОД-2020-ЯЭ: «Выключатель вакуумный» для нужд ПАО «Якутскэнерго» о переносе сроков проведения закупки от 25.03.2020.
14.04.2020 на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru размещен Протокол № 75401-Р заседания Закупочной комиссии по закупке Запрос предложений в электронной форме на право заключения договора на поставку продукции «Выключатель вакуумный» (Лот № 75401 - РЕМ-РЕМ ПРОД-2020-ЯЭ) от 14.04.2020.
20.04.2020 на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru размещен Протокол процедуры переторжки №75401-П от 20.04.2020.
Согласно пунктам 2, 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках, в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке, требования к участникам такой закупки.
Частью 6 статьи 3 Закона о закупках установлено, что заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.
Пунктом 6.3 Положения о закупке установлены единые требования к участникам закупки. Пункт 6.3.7 содержит отсылочную норму, в соответствии с который иные требования к участникам закупки устанавливаются документацией о закупке. Требования к участникам не должны накладывать на конкурентную борьбу излишние (необоснованные) ограничения, в том числе, ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам.
Комиссией установлено, что пунктом 2.4 Приложения №1 документации о закупке - «Техническое задание», предусмотрено следующее:
«2.4. Участник должен иметь опыт изготовления (не менее 1) и поставки выключателей вакуумных 35 кВ и выше, либо опыт поставки продукции, производимой изготовителем (в случае если это специально созданная организация, аффилированная изготовителю), при этом за последние пять лет, предшествующие дате подачи заявки на участие в настоящей закупочной процедуре, участником должны быть исполнены обязательства в общем/совокупном объеме не менее 40 % от НМЦ.
Соответствие установленному требованию подтверждается путем представления участниками закупки в составе заявки сведений о ранее выполненных договорах по форме «Справки об опыте участника», приведенной в документации о закупке, с представлением скан-копий договоров либо их частей (с приложением документов, предусмотренных требованиями договора , подтверждающих факт его исполнения, подписанных с обеих сторон, а так же документов на поставляемую продукцию, подтверждающих факт ее изготовления и с указанием изготовителя (один из перечисленных – декларация о соответствии, сертификат соответствия, ТУ, протокол испытаний)), а так же «Справки об аффилированности участника закупки» с приложением подтверждающих документов по форме, приведенной в документации о закупке. При рассмотрении и оценке заявок участников будут учитываться только те сведения об объемах выполнения аналогичных договоров, которые подтверждены документами, указанными выше».
Из вышеприведенных положений Приложения №1 документации о закупке - «Техническое задание» следует, что для участия в данной закупке в составе заявки участнику закупки необходимо предоставить сведения о ранее выполненных договорах по установленной форме, а также документы подтверждающие факт изготовления требуемой продукции с указанием изготовителя, либо, если участник закупки не является изготовителем - «Справку об аффилированности участника закупки» по установленной форме.
Форма «Справки об аффилированности участника закупки» представлена в Приложении №2 к Техническому заданию и выглядит следующим образом:
Приложение № 2
к Техническому заданию
Справка об аффилированности участника закупки
Справка об аффилированности участника закупки (заполняется в случае, когда участник не является изготовителем предлагаемой продукции)
начало формы
Приложение __ к письму о подаче оферты
от «____»_____________ г. №__________
Справка об аффилированности участника закупки
Подтверждаем, что
(указывается наименование и ИНН/ОГРН участника закупки)
в соответствии со статьей 4 Закона РСФСР от 22.03.1991 № 948-1 «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках», статьей 9 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» имеет признаки аффилированности _____________________________________________________________________________
(указывается критерий аффилированности в соответствии с таблицей, приведенной в инструкциях к заполнению данной справки).
Согласно Протоколу № 75401-Р заседания Закупочной комиссии по закупке Запрос предложений в электронной форме на право заключения договора на поставку продукции «Выключатель вакуумный» (Лот № 75401 - РЕМ-РЕМ ПРОД-2020-ЯЭ) от 14.04.2020 закупочной комиссией было принято решение отклонить заявку Участника ООО «СИБЭНТЕХ» от дальнейшего рассмотрения на основании подпункта Б) пункта 4.9.6 Документации о закупке по следующему основанию:
Основания для отклонения |
У участника отсутствует опыт изготовления (не менее 1) и поставки выключателей вакуумных 35кВ и отсутствует справка об аффилированности заводу изготовителю (в случае если это специально созданная организация, аффилированная изготовителю), что противоречит требованиям п.2.4. Технического задания. |
В ходе рассмотрения дела представителями заказчика пояснено, что ПАО «Якутскэнерго» является одним из обществ, подконтрольных ПАО «РусГидро».
Так, согласно письму ПАО «РусГидро» от 13.11.2018 №6598вх, в целях реализации политики по заключению прямых договоров с заводами изготовителями, снижения стоимости заключаемых договоров путем исключения из цепочки поставок посреднических структур, а также для минимизации рисков поставки контрафактной (не качественной) продукции и обеспечения своевременного исполнения обязательств по заключенным договорам, в адрес подконтрольных обществ ПАО «РусГидро», в том числе ПАО «Якутскэнерго» направлены требования об установлении в документации о закупке товара, изготавливаемого по индивидуальному заказу, отборочного критерия «Опыт изготовления и поставки», согласно которому в закупке могут участвовать производители требуемой продукции либо поставщики, являющиеся аффилированными лицами в отношении производителей и имеющие определенный опыт поставки. К данному письму приложен перечень продукции, закупаемой по индивидуальному заказу. Выключатели высоковольтные, являющиеся предметом данной закупки, включены в установленный перечень, следовательно, в документации о ее закупке устанавливается вышеуказанный отборочный критерий «Опыт изготовления и поставки» с соответствующими требованиями.
Кроме того, Закон о закупках не обязывает заказчиков допускать к участию всех хозяйствующих субъектов, имеющих намерение получить прибыль в результате заключения договора. Иное противоречило бы принципу целевого и экономически эффективного расходования денежных средств, сокращения издержек заказчика, закрепленному пунктом 3 части 1 статьи 3 Закона о закупках и предполагающему наличие у заказчика права на установление в закупочной документации способствующих тому требований к участникам закупки.
Поэтому включение в документацию о торгах условий, которые в итоге приводят к исключению из круга участников закупки лиц, не отвечающих таким целям, не может рассматриваться как ограничение доступа к участию в торгах.
Из представленных заказчиком документов (документация о закупке, заявка ООО «СибЭнТех») Комиссия установила, что в составе заявки ООО «СибЭнТех» отсутствует «Справка об аффилированности участника закупки» согласно требованию пункта 2.4 технического задания.
В соответствии с подпунктом б) пункта 4.9.6 документации о закупке по результатам рассмотрения заявок (проведения отборочной стадии) закупочная комиссия отклоняет несоответствующие заявки по основаниям, в числе которых несоответствие участников требованиям документации о закупке.
Таким образом, Комиссия не находит оснований для признания жалобы обоснованной, поскольку закупочная комиссия заказчика правомерно отклонила заявку ООО «СибЭнТех» в соответствии с требованиями документации о закупке.
В соответствии с частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по результатам рассмотрения жалобы по существу Комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной.
Руководствуясь статьей 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров,
р е ш и л а:
gризнать жалобу ООО «СибЭнТех» на действия закупочной комиссии заказчика публичного акционерного общества «Якутскэнерго» (далее – ПАО «Якутскэнерго», заказчик) при проведении запроса предложений в электронной форме на право заключения договора на Лот № 3901-ТПИР-ТПИР ОНМ-2020-ЯЭ: «Выключатель вакуумный для подстанции Табага» (извещение № 31908275318) необоснованной/
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии |
|
Члены комиссии: |
|
|