Решение б/н ООО "Сибэнтех" на ПАО "Якутскэнерго" от 29 апреля 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

ПАО «Якутскэнерго»

677009, г. Якутск, ул. Ф. Попова 14,

inform@yakutskenergo.ru

ООО «СибЭнТех»

664022, г. Иркутск, ул. Коммунистическая, 65А - 45

sibenteh@bk.ru

РЕШЕНИЕ № 014/07/3-976/2020

по результатам рассмотрения жалоб

г. Якутск 29 апреля 2020 г.

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее по тексту – Комиссия) в составе:

<...> – заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), председателя Комиссии;

<...> – заместителя начальника естественных монополий Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), члена Комиссии;

<...> – главного специалиста-эксперта отдела естественных монополий Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), члена Комиссии;

В присутствии сторон посредством сервиса web-видеоконференцсвязи от ПАО «Ростелеком»:

представителя заявителя, общества с ограниченной ответственностью «Сибирские энергетические технологии», представителя по доверенности от 28.04.2020 г. Кустова О.А.,

представителей заказчика, публичного акционерного общества «Якутскэнерго», Кузаковой А.И., представителя по доверенности № И00007287 от 14.01.2020 г., Авксентьевой О.В., представителя по доверенности № И00006975 от 27.11.2019 г., Луцив Р.М., представителя по доверенности № И00007644 от 21.04.2020 г.

рассмотрев жалобу общества с ограниченной ответственностью «Сибирские энергетические технологии» (далее – ООО «СибЭнТех», заявитель) на действия закупочной комиссии заказчика публичного акционерного общества «Якутскэнерго» (далее – ПАО «Якутскэнерго», заказчик) при проведении запроса предложений в электронной форме на право заключения договора на Лот № 3901-ТПИР-ТПИР ОНМ-2020-ЯЭ: «Выключатель вакуумный для подстанции Табага» (извещение № 31908275318), нарушающие законодательство о закупках,

у с т а н о в и л а:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) поступила жалоба ООО «СибЭнТех» на действия (бездействие) закупочной комиссии заказчика ПАО «Якутскэнерго» при проведении запроса предложений в электронной форме на право заключения договора поставки по лоту № 75401-РЕМ-РЕМ ПРОД-2020-ЯЭ: «Выключатель вакуумный» (извещение № 32008787695), нарушающие законодательство о закупках.

Заявитель считает основания для отклонения его заявки незаконными и необоснованными, поскольку в пункте 2.4 технического задания указано: «Участник должен иметь опыт изготовления (не менее 1) и поставки выключателей вакуумных 35 Кв и выше, либо опыт поставки продукции, производимой изготовителем (в случае если это специально созданная организация, аффилированная изготовителю), при этом за последние пять лет, предшествующие дате подачи заявки на участие в настоящей закупочной процедуре, участником должны быть исполнены обязательства в общем/совокупном объеме не менее 40 % от НМЦ.

Соответствие установленному требованию подтверждается путем представления участниками закупки в составе заявки сведений о ранее выполненных договорах по форме «Справки об опыте участника», приведенной в документации о закупке, с представлением скан-копий договоров либо их частей (с приложением документов, предусмотренных требованиями договора , подтверждающих факт его исполнения, подписанных с обеих сторон, а так же документов на поставляемую продукцию, подтверждающих факт ее изготовления и с указанием изготовителя (один из перечисленных – декларация о соответствии, сертификат соответствия, ТУ, протокол испытаний)), а так же «Справки об аффилированности участника закупки» с приложением подтверждающих документов по форме, приведенной в документации о закупке. При рассмотрении и оценке заявок участников будут учитываться только те сведения об объемах выполнения аналогичных договоров, которые подтверждены документами, указанными выше».

Поскольку данное положение документации о закупке является незаконным, то отклонение заявки ООО «СибЭнТех» также является неправомерным.

В ходе рассмотрения дела представители заказчика с жалобой не согласились и поддержали представленные ранее письменные возражения.

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров, изучив имеющиеся в деле документы, пришла к следующим выводам.

Согласно части 1 статьи 1 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках), целями регулирования настоящего Федерального закона являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц, указанных в  настоящей статьи (далее - заказчики), в товарах, работах, услугах, в том числе для целей коммерческого использования, с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг (далее также - закупка) для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.

Согласно части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принципами информационной открытости закупки; целевого и экономически эффективного расходования денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализации мер, направленных на сокращение издержек заказчика; равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки; отсутствия ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.

Статьей 2 Закона о закупках установлено, что при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения (часть 2 статьи 2 Закона о закупках).

ПАО «Якутскэнерго» провело обжалуемую закупку в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон № 223-ФЗ), Единым положением о закупке продукции для нужд Группы РусГидро (далее - Положение о закупке), которое размещено в единой информационной системе.

Согласно части 2 статьи 3 Закона о закупках Положением о закупке предусматриваются конкурентные и неконкурентные закупки, устанавливается порядок осуществления таких закупок с учетом положений настоящего Федерального закона.

Частью 3.1 статьи 3 Закона о закупках установлено, что конкурентные закупки осуществляются следующими способами, в том числе: путем проведения торгов (конкурс (открытый конкурс, конкурс в электронной форме, закрытый конкурс), аукцион (открытый аукцион, аукцион в электронной форме, закрытый аукцион), запрос котировок (запрос котировок в электронной форме, закрытый запрос котировок), запрос предложений (запрос предложений в электронной форме, закрытый запрос предложений).

Статьей 3.2 Закона о закупках установлен порядок осуществления конкурентной закупки, согласно части 22 которого под запросом предложений в целях настоящего Федерального закона понимается форма торгов, при которой победителем запроса предложений признается участник конкурентной закупки, заявка на участие в закупке которого в соответствии с критериями, определенными в документации о закупке, наиболее полно соответствует требованиям документации о закупке и содержит лучшие условия поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг.

В соответствии с частью 5 статьи 4 Закона о закупках при осуществлении закупки, за исключением закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) и конкурентной закупки, осуществляемой закрытым способом, в единой информационной системе размещаются информация о закупке, в том числе извещение об осуществлении конкурентной закупки, документация о конкурентной закупке, за исключением запроса котировок, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения об осуществлении конкурентной закупки и документации о конкурентной закупке, изменения, внесенные в эти извещение и документацию, разъяснения этой документации, протоколы, составляемые в ходе осуществления закупки, итоговый протокол, а также иная информация, размещение которой в единой информационной системе предусмотрено настоящим Федеральным законом и положением о закупке.

22.01.2020 на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru размещено извещение о проведении запроса предложений в электронной форме на право заключения договора поставки по лоту № 75401-РЕМ-РЕМ ПРОД-2020-ЯЭ: «Выключатель вакуумный» (извещение № 32008787695), документация о закупке, а также проект договора.

04.02.2020 на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru размещен Протокол процедуры вскрытия поступивших конвертов с заявкам / открытия доступа к заявкам участников № 75401-ВК от 04.02.2020.

25.03.2020 года на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru размещен Протокол № 75401-С заседания Закупочной комиссии по Запросу предложений в электронной форме на право заключения договора на поставку по лоту № 75401-РЕМ-РЕМ ПРОД-2020-ЯЭ: «Выключатель вакуумный» для нужд ПАО «Якутскэнерго» о переносе сроков проведения закупки от 25.03.2020.

14.04.2020 на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru размещен Протокол № 75401-Р заседания Закупочной комиссии по закупке Запрос предложений в электронной форме на право заключения договора на поставку продукции «Выключатель вакуумный» (Лот № 75401 - РЕМ-РЕМ ПРОД-2020-ЯЭ) от 14.04.2020.

20.04.2020 на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru размещен Протокол процедуры переторжки №75401-П от 20.04.2020.

Согласно пунктам 2, 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках, в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке, требования к участникам такой закупки.

Частью 6 статьи 3 Закона о закупках установлено, что заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

Пунктом 6.3 Положения о закупке установлены единые требования к участникам закупки. Пункт 6.3.7 содержит отсылочную норму, в соответствии с который иные требования к участникам закупки устанавливаются документацией о закупке. Требования к участникам не должны накладывать на конкурентную борьбу излишние (необоснованные) ограничения, в том числе, ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам.

Комиссией установлено, что пунктом 2.4 Приложения №1 документации о закупке - «Техническое задание», предусмотрено следующее:

«2.4. Участник должен иметь опыт изготовления (не менее 1) и поставки выключателей вакуумных 35 кВ и выше, либо опыт поставки продукции, производимой изготовителем (в случае если это специально созданная организация, аффилированная изготовителю), при этом за последние пять лет, предшествующие дате подачи заявки на участие в настоящей закупочной процедуре, участником должны быть исполнены обязательства в общем/совокупном объеме не менее 40 % от НМЦ.

Соответствие установленному требованию подтверждается путем представления участниками закупки в составе заявки сведений о ранее выполненных договорах по форме «Справки об опыте участника», приведенной в документации о закупке, с представлением скан-копий договоров либо их частей (с приложением документов, предусмотренных требованиями договора , подтверждающих факт его исполнения, подписанных с обеих сторон, а так же документов на поставляемую продукцию, подтверждающих факт ее изготовления и с указанием изготовителя (один из перечисленных – декларация о соответствии, сертификат соответствия, ТУ, протокол испытаний)), а так же «Справки об аффилированности участника закупки» с приложением подтверждающих документов по форме, приведенной в документации о закупке. При рассмотрении и оценке заявок участников будут учитываться только те сведения об объемах выполнения аналогичных договоров, которые подтверждены документами, указанными выше».

Из вышеприведенных положений Приложения №1 документации о закупке - «Техническое задание» следует, что для участия в данной закупке в составе заявки участнику закупки необходимо предоставить сведения о ранее выполненных договорах по установленной форме, а также документы подтверждающие факт изготовления требуемой продукции с указанием изготовителя, либо, если участник закупки не является изготовителем - «Справку об аффилированности участника закупки» по установленной форме.

Форма «Справки об аффилированности участника закупки» представлена в Приложении №2 к Техническому заданию и выглядит следующим образом:

Приложение № 2

к Техническому заданию

Справка об аффилированности участника закупки

Справка об аффилированности участника закупки (заполняется в случае, когда участник не является изготовителем предлагаемой продукции)

начало формы

Приложение __ к письму о подаче оферты
от «____»_____________ г. №__________

Справка об аффилированности участника закупки

Подтверждаем, что

(указывается наименование и ИНН/ОГРН участника закупки)

в соответствии со статьей 4 Закона РСФСР от 22.03.1991 № 948-1 «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках», статьей 9 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» имеет признаки аффилированности _____________________________________________________________________________

(указывается критерий аффилированности в соответствии с таблицей, приведенной в инструкциях к заполнению данной справки).

Согласно Протоколу № 75401-Р заседания Закупочной комиссии по закупке Запрос предложений в электронной форме на право заключения договора на поставку продукции «Выключатель вакуумный» (Лот № 75401 - РЕМ-РЕМ ПРОД-2020-ЯЭ) от 14.04.2020 закупочной комиссией было принято решение отклонить заявку Участника ООО «СИБЭНТЕХ» от дальнейшего рассмотрения на основании подпункта Б) пункта 4.9.6 Документации о закупке по следующему основанию:

Основания для отклонения

У участника отсутствует опыт изготовления (не менее 1) и поставки выключателей вакуумных 35кВ и отсутствует справка об аффилированности заводу изготовителю (в случае если это специально созданная организация, аффилированная изготовителю), что противоречит требованиям п.2.4. Технического задания.

В ходе рассмотрения дела представителями заказчика пояснено, что ПАО «Якутскэнерго» является одним из обществ, подконтрольных ПАО «РусГидро».

Так, согласно письму ПАО «РусГидро» от 13.11.2018 №6598вх, в целях реализации политики по заключению прямых договоров с заводами изготовителями, снижения стоимости заключаемых договоров путем исключения из цепочки поставок посреднических структур, а также для минимизации рисков поставки контрафактной (не качественной) продукции и обеспечения своевременного исполнения обязательств по заключенным договорам, в адрес подконтрольных обществ ПАО «РусГидро», в том числе ПАО «Якутскэнерго» направлены требования об установлении в документации о закупке товара, изготавливаемого по индивидуальному заказу, отборочного критерия «Опыт изготовления и поставки», согласно которому в закупке могут участвовать производители требуемой продукции либо поставщики, являющиеся аффилированными лицами в отношении производителей и имеющие определенный опыт поставки. К данному письму приложен перечень продукции, закупаемой по индивидуальному заказу. Выключатели высоковольтные, являющиеся предметом данной закупки, включены в установленный перечень, следовательно, в документации о ее закупке устанавливается вышеуказанный отборочный критерий «Опыт изготовления и поставки» с соответствующими требованиями.

Кроме того, Закон о закупках не обязывает заказчиков допускать к участию всех хозяйствующих субъектов, имеющих намерение получить прибыль в результате заключения договора. Иное противоречило бы принципу целевого и экономически эффективного расходования денежных средств, сокращения издержек заказчика, закрепленному пунктом 3 части 1 статьи 3 Закона о закупках и предполагающему наличие у заказчика права на установление в закупочной документации способствующих тому требований к участникам закупки.

Поэтому включение в документацию о торгах условий, которые в итоге приводят к исключению из круга участников закупки лиц, не отвечающих таким целям, не может рассматриваться как ограничение доступа к участию в торгах.

Из представленных заказчиком документов (документация о закупке, заявка ООО «СибЭнТех») Комиссия установила, что в составе заявки ООО «СибЭнТех» отсутствует «Справка об аффилированности участника закупки» согласно требованию пункта 2.4 технического задания.

В соответствии с подпунктом б) пункта 4.9.6 документации о закупке по результатам рассмотрения заявок (проведения отборочной стадии) закупочная комиссия отклоняет несоответствующие заявки по основаниям, в числе которых несоответствие участников требованиям документации о закупке.

Таким образом, Комиссия не находит оснований для признания жалобы обоснованной, поскольку закупочная комиссия заказчика правомерно отклонила заявку ООО «СибЭнТех» в соответствии с требованиями документации о закупке.

В соответствии с частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по результатам рассмотрения жалобы по существу Комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной.

Руководствуясь статьей 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров,

р е ш и л а:

gризнать жалобу ООО «СибЭнТех» на действия закупочной комиссии заказчика публичного акционерного общества «Якутскэнерго» (далее – ПАО «Якутскэнерго», заказчик) при проведении запроса предложений в электронной форме на право заключения договора на Лот № 3901-ТПИР-ТПИР ОНМ-2020-ЯЭ: «Выключатель вакуумный для подстанции Табага» (извещение № 31908275318) необоснованной/

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

Председатель комиссии

 

        

Члены комиссии:

 

                   

                               

                

Связанные организации

Связанные организации не указаны