Решение б/н по результатам рассмотрения жалобы от 24 февраля 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заказчик:

АК «АЛРОСА» (ПАО)

 

Электронная площадка:

АО «ЕЭТП»

 

Заявитель:

ООО «ПРОММАШ ТЕСТ»

 

 

 

РЕШЕНИЕ

по результатам рассмотрения жалобы №014/07/3-189/2022

г. Якутск                                                                   «24» февраля 2022 года                                    

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) (далее – Якутское УФАС России) по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры проведения торгов и порядка заключения договоров в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», в составе:

 – Заместитель руководителя Якутского УФАС России, начальник отдела антимонопольного контроля, председатель Комиссии;

 – ведущий специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля Якутского УФАС России, член Комиссии;

 – старший государственный инспектор отдела антимонопольного контроля Якутского УФАС России, член Комиссии;

При участии:                        

 – представителя АК «АЛРОСА» (ПАО) по доверенности № 

 – генерального директора ООО «ПРОММАШ ТЕСТ» на основании Решения г. Единственного участника ООО «ПРОММАШ ТЕСТ».

Рассмотрев жалобу ООО «ПРОММАШ ТЕСТ» на действия (бездействие) заказчика АК «АЛРОСА» (ПАО) при проведении и организации тендера в электронной форме на право заключения договора на предмет «Проведение экспертизы промышленной безопасности и разработка технических решений зданий и сооружений в 2022-2024гг.»

УСТАНОВИЛА:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) поступила жалоба ООО «ПРОММАШ ТЕСТ» (вх. 955п от 15.02.2022 г.) на действия (бездействие) заказчика АК «АЛРОСА» (ПАО) при проведении тендера в электронной форме проведение экспертизы промышленной безопасности и разработки технических решений зданий и сооружений в 2022-2024гг.  (Извещение № 32110883019 на сайте Единой информационной системы в сфере закупок zakupki.gov.ru).

Заявитель в жалобе указывает следующие доводы:

«27.01.2022 состоялось заседание закупочного органа АК «Алроса» (ПАО) по закупке в соответствии с извещением № 32110883019.

Согласно п. 7 Протокола заседания закупочного органа от 27.01.2022 № 1300-1000081133-6, победителем в указанной закупке признан участник: ООО "НПО Надежность" (677007, Российская Федерация, Респ. Саха (Якутия), г. Якутск, ул. Автодорожная, 42, 1, ИНН: 1435016946, КПП: 143501001, ОГРН: 1021401072307) с ценой 74 115 008,89 рублей без НДС (УСН).

Вместе с тем, согласно п. 5 указанного Протокола, в ходе заседания были отклонены заявки всех остальных участников, помимо заявки итогового победителя, в том числе заявка ООО «ПРОММАШ ТЕСТ».

Причина отклонения заявки ООО «ПРОММАШ ТЕСТ» указана следующая: «На основании п.1. п. 3.12.7 документации о закупке - несоответствие заявки по составу документов и/или их оформлению, в том числе непредставление в составе заявки требуемых документов или сведений (не предоставлены Локальные сметные расчеты (требование раздела 13 Технического задания.)»

Однако фактически, данное требование по представлению Локальных сметных расчетов изначально являлось неисполнимым для какого-либо участника данного конкурса.

Так, публикация извещения произошла 31.11.2021, а окончание приема заявок состоялось 08.12.2021, таким образом, у потенциальных участников было не более 8 календарных дней на сбор и подачу документации в соответствии с Заданием.

Вместе с тем, нашей организацией был произведен расчет трудозатрат, в соответствии с которым, минимальное количество времени, необходимого на подготовку комплекта документов, в соответствии с Техническим заданием, составляло 15 дней. 

ООО «ПРОММАШ ТЕСТ» посредством электронного взаимодействия обратилось к Заказчику торгов с заявлением о продлении сроков окончания приема заявок, однако на данное заявление был получен немотивированный отказ.

О невозможности подготовить в столь сжатые сроки необходимую документацию говорит и тот факт, что заявки остальных участников были отклонены по тем же основаниям, что и заявка ООО «ПРОММАШ ТЕСТ».

Настоящим, Заявитель считает, что данное требование, - представить документацию в сжатые сроки, - было включено в Техническое задание намеренно с целью не допустить до участия в конкурсе нежелательных, случайных участников.

Данное убеждение строится на том основании, что цена первоначального коммерческого предложения всех участников, чьи заявки были отклонены, была гораздо ниже, чем цена в заявке итогового победителя.

Так, цена ООО «ПРОММАШ ТЕСТ» была указана в размере 45 458 486,53 руб., в то время как цена победителя, ООО «НПО Надежность», составляла 74 115 008,89 руб., то есть разница в предложениях доходила до 40%, однако Заказчик проигнорировал данное обстоятельство и немотивированно отказал Заявителю в продлении сроков на подготовку и подачу необходимой документации.

Вместе с тем, именно участник с самой высокой ценой предложения случайному стечению обстоятельств, оказался единственным, кто смог вовремя собрать и представить документацию согласно ТЗ.

Кроме того, заявленный объем сметных расчетов для оказания услуг по предмету закупки вызывает вопросы по своей обоснованности, поскольку оценка участника проводится в первую очередь по квалификационным критериям и наличию ресурсов для исполнения.

Заявленную стоимость работ ООО «ПРОММАШ ТЕСТ» формирует на основании трудозатрат внутри компании, распределению прибыли с учетом налогов и прочих расходов и показывать действительную коммерческую составляющую - конфиденциальная информация. Сметные расчеты - формальная составляющая. Экспертиза промышленной безопасности силами ООО «ПРОММАШ ТЕСТ» проводится не по единичным расценкам, не привязываясь к сборникам цен, а с учетом заработных плат экспертов и выездов на объекты.

В поданной заявке гарантируется, что работа будет выполнена в установленный срок в надлежащем качестве. Риски по нерентабельному закрытию ООО «ПРОММАШ ТЕСТ», как надежный исполнитель, берет на себя.

Учитывая вышеописанные обстоятельства, отклонение заявки ООО «ПРОММАШ ТЕСТ» по вышеуказанному критерию искажает оценку опыта и квалификации Заявителя по предмету закупки, ввиду чего является несправедливым, дискриминационным и непосредственно затрагивает интересы Заявителя.

Руководствуясь изложенным, ПРОСИМ:

- провести проверку и выдать Заказчику предписание об устранении нарушений законодательства, а именно привести документацию по закупке № 32110883019 в соответствие с требованиями законодательства с учетом вышеописанных обстоятельств;

- провести проверку обоснованности предоставления заявленного объема сметных расчетов для оказания услуг по предмету закупки

- признать незаконными итоги заседания закупочного органа по извещению № 32110883019 от 30.11.2021;

- обязать Заказчика провести повторную закупку по тому же предмету, что в извещении № 32110883019 от 30.11.2021.»

           АК «АЛРОСА» (ПАО) представило письменное возражение на жалобу ООО «ПРОММАШ ТЕСТ» (вх. № 1138 от 22.02.2022г.), согласно которым считает довод, изложенный в жалобе заявителя, несостоятельным и просит признать жалобу необоснованной.

           Комиссия по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры проведения торгов и порядка заключения договоров, изучив материалы жалобы, приходит к следующим выводам.

Согласно части 1 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Согласно пункту 1 части 10 статьи 3 Закона о закупках любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Закона о защите конкуренции, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. Обжалование осуществляется в следующих случаях:

1) осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика;

3) неразмещение в единой информационной системе положения о закупке, изменений, внесенных в указанное положение, информации о закупке, информации и документов о договорах, заключенных заказчиками по результатам закупки, а также иной информации, подлежащей в соответствии с настоящим Федеральным законом размещению в единой информационной системе, или нарушение сроков такого размещения;

4) предъявление к участникам закупки требований, не предусмотренных документацией о конкурентной закупке;

5) осуществление заказчиками закупки товаров, работ, услуг в отсутствие утвержденного и размещенного в единой информационной системе положения о закупке и без применения положений Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», предусмотренных частью 8.1 настоящей статьи, частью 5 статьи 8 настоящего Федерального закона, включая нарушение порядка применения указанных положений;

6) неразмещение в единой информационной системе информации или размещение недостоверной информации о годовом объеме закупки, которую заказчики обязаны осуществить у субъектов малого и среднего предпринимательства.

Таким образом, жалоба ООО «ПРОММАШ ТЕСТ» рассматривалась в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.

Из системного толкования вышеназванных норм следует, что обжаловать действия (бездействия) субъектов контроля Закона о закупках по основаниям, предусмотренным частью 10 статьи 3 Закона о закупках вправе любые лица, чьи права и законные интересы нарушены неправомерными действиями (бездействием) субъектов контроля Закона о закупках.

При этом необходимо учитывать, что согласно части 11 статьи 3 Закона о закупках в случае, если обжалуемые действия (бездействие) совершены заказчиком, комиссией по осуществлению закупок, оператором электронной площадки после окончания, установленного в документации о конкурентной закупке срока подачи заявок на участие в закупке, обжалование таких действий (бездействия) может осуществляться только участником закупки, подавшим заявку на участие в закупке.

На официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru 30 ноября 2021 года опубликовано извещение о проведении закупки № 32110883019 – тендер в электронной форме проведение экспертизы промышленной безопасности и разработка технических решений зданий и сооружений в 2022-2024 гг.

Заказчиком рассматриваемого тендера в электронной форме является Акционерная компания «АЛРОСА» (Публичное акционерное общество) (678175, Республика Саха (Якутск), г. Мирный, ул. Ленина, д. 6, ИНН 1433000147, КПП 143301001)

Рассматриваемый тендер в электронной форме проводился в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

         В п. 1.2.14 Документации о закупке установлены дата и время начала и окончания подачи заявок на участие в закупке – с момента публикации в единой информационной системе (30.11.2021 года по 08.12.2022 14:00 Россия, Москва (МСК)

Рассмотрев представленные материалы и выслушав пояснения представителей Заказчика и Заявителя, а также руководствуясь ст. 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия антимонопольного органа пришла к следующему выводу.

30 ноября 2021 года на сайте zakupki.gov.ru размещено извещение № 32110883019 о проведении тендера в электронной форме проведение экспертизы промышленной безопасности и разработка технических решений зданий и сооружений в 2022-2024 гг.

Способ проведения: Тендер в электронной форме.

Предмет закупки: Проведение экспертизы промышленной безопасности и разработка технических решений зданий и сооружений в 2022-2024 гг.

Дата начала срока подачи заявок: 31.11.2021 (МСК)

Дата окончания срока подачи заявок: 08.12.2021 в 12:00 (МСК)

27 января 2022г. за № 1300-1000081133-6 вынесен протокол заседания закупочного органа Акционерной Компании «АЛРОСА» (ПАО) г. Мирный по извещению № 32110883019 от 30.11.2021г. в котором участвовали 4 участника закупки, а именно:

- ООО «НПО НАДЕЖНОСТЬ» . Дата и время регистрации заявки 06.12.2021г. 13:22:10.

- ООО «СПТК» . Дата и время регистрации заявки 07.12.2021г. 10:33:12.

- ООО «ЭНЕРГИЯ СВЕТА» . Дата и время регистрации заявки 08.12.2021г. 05:23:05.

- ООО «ПРОММАШ ТЕСТ» . Дата и время регистрации заявки 08.12.2021г. 12:50:01.

По итогам протокола заседания закупочного органа АК «АЛРОСА» ПАО г. Мирный к оценке допущена и признана победителем одна заявка - ООО «НПО НАДЕЖНОСТЬ». Оценка заявки допущенного участника, осуществлена в соответствии с критериями оценки, установленные с требованиями закупочной документации АК «АЛРОСА».

Остальные заявки отклонены на основании несоблюдения требований закупочной документации:

- ООО «СПТК» на основании п.1. п. 3.12.7 документации о закупке – несоответствие заявки по составу документов и/или их оформлению, в том числе непредставление в составе заявки требуемых документов или сведения (не представлена форма 8.15 «Форма расчета по статьям затрат», локальные сметные расчеты Технического задания).

- ООО «ЭНЕРГИЯ СВЕТА» на основании п.4 п. 3.12.7 документации о закупке – несоответствие предлагаемой продукции требованиям раздела 9 Техническому заданию (требований продукции/работам/услугам), в том числе заявленный в расчетах участника строительный объем не соответствует требованиям технического задания.

- ООО «ПРОММАШ ТЕСТ» на основании п.1. п. 3.12.7 документации о закупке – несоответствие заявки по составу документов и/или их оформлению, в том числе непредставление в составе заявки требуемых документов или сведения (не представлена форма 8.15 «Форма расчета по статьям затрат», локальные сметные расчеты Технического задания).

Своим доводом ООО «ПРОММАШ ТЕСТ» указывает о несогласии с установленным сроком приема подачи заявок после окончания приема заявок. О чем 06.12.2021г. ООО «ПРОММАШ ТЕСТ» направляет электронный запрос АК «АЛРОСА» на разъяснение положений документации о закупке. В соответствии с частью 3 статьи 3.2 Закона о закупках заказчик осуществляет разъяснение положений документации о конкурентной закупке и размещает их в единой информационной системе с указанием предмета запроса, но без указания участника такой закупки, от которого поступил указанный запрос. При этом заказчик вправе не осуществлять такое разъяснение в случае, если указанный запрос поступил позднее чем за три рабочих дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в такой закупке (дата начала и окончания срока предоставления участникам закупки разъяснений положений извещения и/или документации о закупке момента публикации в ЕИС (опубликовано 30.11.2022г.) по 03.12.2021 г. 14:00 была установлена в п.1.2.14 Документации о закупке)

Согласно положениям части 11 статьи 3 Закона о закупках, обжалование участником закупки действий (бездействий) заказчика после окончания установленного в документации о конкурентной закупке срока подачи заявок возможно только в отношении действий, совершенных после окончания установленного в документации о конкурентной закупке срока подачи заявок.

Дата и время начала и окончания подачи заявок на участие в закупке указана в п.1.2.14 Информационной карты документации о закупке с 30.11.2021 г. по 08.12.2021г.

В свою очередь ООО «ПРОМАШ ТЕСТ» имело возможность своевременно оспорить соответствующие положения закупочной документации при ее изучении до окончания срока подачи заявок.

Согласно вынесенному протоколу заседания закупочного органа АК «АЛРОСА» за № 1300-1000081133-6 от 27.01.2022г. причиной отклонения заявки ООО «ПРОММАШ ТЕСТ» является несоответствие заявки по составу документов и/или их оформлению, а именно непредставление в составе заявки требуемых документов или сведений (не представлены локальные сметные расчеты) требования раздела 13 Технического задания. В документации о закупке предоставление локальных сметных расчетов является обязательным условием при подаче заявок. В соответствии с частью 6 статьи 3 Законе о закупках, заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товара, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Таким образом, решение тендерной комиссии об отказе в допуске к участию в закупке заявителя является обоснованным. Решение принято в соответствии с условиями документации о закупке и не содержит нарушения законодательства в сфере закупок, товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц. 

На основании вышеизложенного, доводы ООО «ПРОММАШ ТЕСТ» являются неосновательными, а решение закупочной комиссии об отклонении заявки правомерным.

Согласно пункту 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по результатам рассмотрения жалобы по существу Комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и в случае, если жалоба признана обоснованной, либо в случае установления иных не являющихся предметом обжалования нарушений (нарушений порядка организации и проведения торгов, заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися) принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного пунктом 3.1 части 1 статьи 23 настоящего Федерального закона.

На основании вышеизложенного и руководствуясь статьями 18.1, 23 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия)

 

Р Е Ш И Л А:

Признать жалобу ООО «ПРОММАШ ТЕСТ»  на действия (бездействие) заказчика АК «АЛРОСА» (ПАО)  при проведении тендера в электронной форме на право заключения договора проведения экспертизы промышленной безопасности и разработка технических решений зданий и сооружений (Извещение № 32110883019 на сайте Единой информационной системы в сфере закупок zakupki.gov.ru) – необоснованной;

 

Решение комиссии антимонопольного органа может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия решения.

 

 

Председатель Комиссии:          

 

 

 

 

 

Члены Комиссии:                       

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны