Решение №014/07/3-194/2021 РЕШЕНИЕ №014/07/3-194/2021 по результатам рассмотрения жалоб... от 19 февраля 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Заказчику: ПАО «Якутскэнерго»

inform@yakutskenergo.ru

Организатору закупки: АО «РГС»,

office@rushydro.ru

Заявителю:

ООО «ТСК «Балтспецстрой»

info@tskbss.ru

РЕШЕНИЕ №014/07/3-194/2021

по результатам рассмотрения жалобы

г. Якутск 19 февраля 2021 года

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров в составе (далее – комиссия):

<...>–заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), председателя Комиссии;

<...> – главного специалиста - эксперта отдела естественных монополий Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), члена Комиссии;

<...> – главного специалиста - эксперта отдела естественных монополий Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), члена Комиссии;

проведя рассмотрение дела посредством сервиса web-видеоконференцсвязи по технологии «ТrueConf»,

при участии:

от заказчика ПАО «Якутскэнерго» представитель по доверенности № И00008337 от 18.01.2021 <...>; представитель по доверенности № И00008336 от 18.01.2021 <...>; представитель по доверенности № И00005732 от 06.12.2018 <...>;

от заявителя ООО «ТСК «Балтспецстрой» представитель по доверенности № ДВ-ТСК/2021-059 от 17.02.2021 <...>; представитель по доверенности № ФАС-1/ТСКБСС-2021 от 17.02.2021;

рассмотрев жалобу ООО «ТСК «Балтспецстрой» на действия (бездействие) заказчика ПАО «Якутскэнерго» при проведении конкурса в электронной форме право заключения договора на поставку «Трубы черного металла и нержавеющие» (извещение №32009451888),

у с т а н о в и л а:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) (далее – Якутское УФАС России, антимонопольный орган) поступила жалоба ООО «ТСК «Балтспецстрой» на действия (бездействие) заказчика ПАО «Якутскэнерго» при проведении конкурса в электронной форме право заключения договора на поставку «Трубы черного металла и нержавеющие» (извещение №32009451888).

Из сути поданной Заявителем жалобы следует, что:

Заявка Заявителя была отклонена (вопрос № 7 Протокола) по следующему основанию:

«Представленное в составе заявки Участника Техническое предложение не соответствует последней опубликованной редакции Технических требований (Приложение № 1 к Документации о закупке) от 06.10.2020 в части наименований и характеристик продукции. Например, в позиции № 9 и № 10 Технического предложения участника указана толщина стенки трубы стальной водогазопроводной – 3,5 мм и 4 мм соответственно, в Технических требованиях последней опубликованной редакции документации о закупке указана толщина стенки трубы стальной водогазопроводной в позиции № 9 и № 10 – 3,2 мм и 3,2 мм, что не соответствует п. 4.4.5 Документации о закупке, в котором установлено следующее требование: «Участники обязаны учитывать внесенные изменения при подготовке своих заявок. Все риски и последствия за подачу заявки без учета официально размещенных изменений несет Участник».

Из сути представленных Заказчиком пояснений следует, что Заказчик с жалобой не согласился и просит признать жалобу необоснованной.

Комиссия антимонопольного органа, заслушав лиц, участвующих в деле и изучив имеющиеся в деле документы, установила следующее.

Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках, Закона № 223-ФЗ) устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг юридическими лицами, указанными в части 2 статьи 1 Закона о закупках.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Законом о закупках.

Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках, при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее – положение о закупке).

В соответствии с частью 2 статьи 2 Закона о закупках, положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 Закона о закупках, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Закупочная деятельность заказчика регламентируется «Единым Положением о закупке продукции для нужд Группы РусГидро», утвержденным решением Совета директоров ПАО «РусГидро» от 04.12.2019 № 300 и принятым в качестве внутреннего документа решением Совета директоров ПАО «Якутскэнерго» от 27.12.2019 № 23 (далее – Положение о закупке).

Согласно части 1 статьи 1 Закона № 223-ФЗ Целями регулирования настоящего Федерального закона являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц, указанных в части 2 настоящей статьи (далее - заказчики), в товарах, работах, услугах, в том числе для целей коммерческого использования, с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг (далее также - закупка) для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.

Согласно части 5 статьи 4 Закона о закупках, при осуществлении закупки, за исключением закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) и конкурентной закупки, осуществляемой закрытым способом, в единой информационной системе размещаются информация о закупке, в том числе извещение об осуществлении конкурентной закупки, документация о конкурентной закупке, за исключением запроса предложений, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения об осуществлении конкурентной закупки и документации о конкурентной закупке, изменения, внесенные в эти извещение и документацию, разъяснения этой документации, протоколы, составляемые в ходе осуществления закупки, итоговый протокол, а также иная информация, размещение которой в единой информационной системе предусмотрено настоящим Федеральным законом и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 статьи 4 Закона о закупках.

В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколом рассмотрения заявок и подведения итогов, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) установлено следующее:

  1. Наименование, место нахождения – Публичное акционерное общество «Якутскэнерго» 677009, РС (Я), г. Якутск, ул. Федора Попова, дом 14;
  2. Дата начала срока подачи заявок: 01.09.2020;
  3. Дата и время окончания подачи заявок: 15.10.2020 в 16:00;
  4. Начальная (максимальная) цена договора: 37 754 851.00 Российский рубль;
  5. Дата подведения итогов: 09.12.2020.

Комиссия антимонопольного органа считает жалобу Заявителя необоснованной по следующим основаниям.

Заявка Заявителя была отклонена (вопрос № 7 Протокола) по следующему основанию:

«Представленное в составе заявки Участника Техническое предложение не соответствует последней опубликованной редакции Технических требований (Приложение № 1 к Документации о закупке) от 06.10.2020 в части наименований и характеристик продукции. Например, в позиции № 9 и № 10 Технического предложения участника указана толщина стенки трубы стальной водогазопроводной – 3,5 мм и 4 мм соответственно, в Технических требованиях последней опубликованной редакции документации о закупке указана толщина стенки трубы стальной водогазопроводной в позиции № 9 и № 10 – 3,2 мм и 3,2 мм, что не соответствует п. 4.4.5 Документации о закупке, в котором установлено следующее требование: «Участники обязаны учитывать внесенные изменения при подготовке своих заявок. Все риски и последствия за подачу заявки без учета официально размещенных изменений несет Участник».

В соответствии с частями 9, 10 статьи 3.2 Закона № 223-ФЗ для осуществления конкурентной закупки заказчик разрабатывает и утверждает документацию о закупке, которая размещается в единой информационной системе вместе с извещением об осуществлении закупки и включает в себя сведения, предусмотренные в том числе частью 10 статьи 4 настоящего Федерального закона.

Заявки на участие в конкурентной закупке представляются согласно требованиям к содержанию, оформлению и составу заявки на участие в закупке, указанным в документации о закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и положением о закупке заказчика.

Согласно пункту 2 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования к содержанию, форме и составу заявки на участие в закупке.

Пунктом 6.3 Положения о закупках установлены единые требования к участникам закупок.

Согласно пункту 6.3.3 Положения о закупках Участник должен подготовить заявку по форме, установленной в документации о закупке. Из текста заявки должно следовать, что ее подача является принятием (акцептом – в случае проведения торгов) всех условий Заказчика (Организатора закупки), в том числе согласием исполнять обязанности Участника.

Согласно пункту 6.3.4 Положения о закупках Заказчик определяет требования к Участникам в извещении и (или) документации о закупке в соответствии с настоящим Положением. Не допускается предъявлять к Участникам требования, которые не указаны в извещении и (или) документации о закупке. Требования, предъявляемые к Участникам, установленные Заказчиком, применяются в равной степени ко всем Участникам.

Пунктами 1, 2, 9 части 10 статьи 4 Закона № 223-ФЗ установлено, что в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в числе которых требования к качественным, техническим и иным характеристикам закупаемой продукции, к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке, требования к участникам закупки.

Пунктом 1.2.15, подпунктом 4.5.1.1 пункта 4.5.1, подпунктами 4.5.5.1, 4.5.5.2 пункта 4.5.5, подразделом 7.4 раздела 7, пунктами 3, 4 раздела 11 документации о закупке установлено, что в составе заявки участник закупки должен представить техническое и коммерческое предложения, оформленные в соответствии с инструкциями документации о закупке. Техническое предложение должно содержать подробное предложение участника в отношении поставляемой продукции, включая функциональные характеристики (потребительские свойства), количественные и качественные характеристики продукции по параметрам эквивалентности, указанным в технических требованиях заказчика.

В ходе рассмотрения заявки участника ООО «ТСК «Балтспецстрой» установлено, что параметры продукции, указанные в пунктах 9, 10, 20, 25, 45, 61, 71 технического и коммерческого предложений, не соответствуют параметрам продукции по аналогичным позициям технического задания документации о закупке (к примеру, в пункте 9 технического и коммерческого предложения указаны параметры трубы 25*3,5, а в пункте 9 технического задания заказчик закупает трубу с параметрами 25*3,2).

Представитель РГС сообщает что, утверждение заявителя о том, что заказчиком неправомерно внесены изменения в документацию о закупке после подачи обществом заявки, что лишило его возможности подготовить надлежащее техническое предложение, подлежит отклонению как необоснованное в силу следующего.

Подпунктом 7.2.6.1 пункта 7.2.6 Положения о закупке, пунктом 4.4.1 документации о закупке установлено, что до истечения срока окончания приема заявок организатор закупки в порядке, определенном настоящим положением, может по любой причине внести поправки в извещение и (или) документацию о закупке.

В соответствии с частью 11 статьи 4 Закона № 223-ФЗ, пунктом 6.4.15 Положения о закупке, пунктом 4.4.4 документации о закупке в случае внесения изменений в извещение об осуществлении конкурентной закупки, документацию о конкурентной закупке срок подачи заявок на участие в такой закупке должен быть продлен таким образом, чтобы с даты размещения в единой информационной системе указанных изменений до даты окончания срока подачи заявок на участие в такой закупке оставалось не менее половины срока подачи заявок на участие в такой закупке, установленного положением о закупке для данного способа закупки.

Участники обязаны учитывать внесенные изменения при подготовке своих заявок. Все риски и последствия за подачу заявки без учета официально размещенных изменений несет участник (пункт 4.4.5 документации о закупке). При этом частью 11 статьи 3.3 Закона № 223-ФЗ участнику конкурентной закупки в электронной форме, подавшему заявку на участие в такой закупке, предоставлено право отозвать данную заявку либо внести в нее изменения не позднее даты окончания срока подачи заявок на участие в такой закупке, направив об этом уведомление оператору электронной площадки.

В соответствии с условиями документации о закупке в редакции от 28.09.2020 дата окончания подачи заявок на участие в закупке 07.10.2020 в 10:00. Уведомлением от 06.10.2020 в документацию о закупке внесены изменения, в том числе в технические требования к закупаемой продукции, срок окончания подачи заявок на участие в закупке продлен до 15.10.2020 в 10:00, что составляет не менее половины срока подачи заявок на участие в конкурсе, установленного подпунктом 7.2.2.1 пункта 7.2.1 Положения о закупке. Уведомление о внесении изменений в документацию о закупке размещено в единой информационной системе 07.10.2020 в 02:26 по московскому времени.

Согласно сведениям Единой электронной торговой площадки ООО «ТСК «Балтспецстрой» подало заявку на участие в закупке 17.09.2020 в 09:47, что подтверждается скриншотом из «Личного кабинета» представленным АО «РусГидро Снабжение» и правом внести изменения в поданную заявку не воспользовалось.

Как поясняет представитель АО «РусГидро Снабжение», на основании части 7 статьи 3.3 Закона № 223-ФЗ, подпункта 7.2.10.4 д) пункта 7.2.10 Положения о закупке, подраздела 4.10 раздела 4 документации о закупке организатором закупки, с использованием функционала электронной торговой площадки, ООО «ТСК «Балтспецстрой» направлен запрос о разъяснении заявки и представлении при необходимости скорректированных документов в срок до 18:00 (время московское) 18.12.2020. При этом в направленном обществу запросе отмечено, что разъяснение заявки не должно менять суть ранее поданной заявки, под которой в соответствии с пунктом 4.10.2 документации о закупке понимается предмет, объем, цена, номенклатура предлагаемой участником продукции.

Как поясняет представитель АО «РусГидро Снабжение», вопреки приведенным требованиям документации о закупке ООО «ТСК «Балтспецстрой» в представленном разъяснении заявки вместо пояснений и обоснования допустимости отклонения параметров предложенной к поставке продукции от требований заказчика скорректировало пункты 9, 10 технического и коммерческого предложений и изменило в них характеристики ранее предложенной продукции, что недопустимо с позиции пункта 4.10.2 документации о закупке и свидетельствует о недобросовестной конкуренции участника в попытке в обход условий документации о закупке изменить номенклатуру предложенной в первоначальной заявке продукции в целях получения антиконкурентного преимущества перед участниками закупки, сформировавшими свои заявки в соответствии с условиями документации о закупке.

Относительно несоответствия характеристик продукции, указанных в пунктах 20, 25, 45, 61, 71 технического и коммерческого предложений, пояснения обществом не представлены.

Утверждение заявителя о том, что заказчик необоснованно направил ему запрос о разъяснении заявки, учитывая, что устранение замечаний к заявке без изменения ее сути в данном случае невозможно, не может быть признано обоснованным, поскольку при направлении запроса заказчик не располагает информацией о причине отклонения параметров предлагаемой к поставке продукции от технических требований заказчика и предлагает участнику обосновать допустимость такого отклонения.

В зависимости от конструктивных особенностей предлагаемой к поставке продукции в ряде случаев отличающиеся от технических требований документации о закупке характеристики могут на практике удовлетворить потребность заказчика и быть совестимы с существующим у заказчика оборудованием. Для этих целей в запросе о разъяснении заявки указывается на необходимость разъяснения выявленных несоответствий, а не на изменение заявки, скорректированные документы представляются участником при необходимости и не должны менять суть заявки (например, участник в предложении не указал требуемый параметр или указал его диапазон, соответственно, в данном случае уточнение параметра не приведет к его изменению в сравнении с первоначальной редакцией заявки).

Принятие к рассмотрению измененной заявки и допуск общества к закупке ведет к созданию преференции отдельному участнику закупки, неравному применению условий документации к участникам закупки, ограничит конкуренцию, нарушит пункты 1, 2 части 1, часть 6 статьи 3 Закона № 223-ФЗ, часть 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции». Подобные действия организатора закупки могли быть расценены другими участниками закупки в качестве нарушения антимонопольного законодательства и Закона № 223-ФЗ, с последующим обжалованием в установленном законодательством порядке.

Учитывая, что заявка ООО «ТСК «Балтспецстрой» не соответствует требованиям документации о закупке, закупочной комиссией на основании подпунктов «а», «г» пункта 4.9.6, пунктов 1, 2, 13 раздела 12 документации о закупке обоснованно принято решение об отклонении заявки общества от участия в закупке (протокол от 26.01.2020 № 7-Р), в связи с чем основания для признания жалобы обоснованной отсутствуют.

Таким образом, комиссия Якутского УФАС России приходит к выводу, что нарушений Закона о закупках не выявлено оценка, и сопоставление заявок проведены в полном соответствии с условиями документации о закупке, на основании представленных документов и сведений, нарушений, повлиявших на результат закупки в ходе ее проведения не допущено. В соответствии с выше указанными доводами, комиссия управления Якутского УФАС России считает жалобу ООО «ТСК «Балтспецстрой» необоснованной.

Часть 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции гласит, что действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

Таким образом, ООО «ТСК «Балтспецстрой» правомерно воспользовалось законным правом, предусмотренным пунктом 1 части 10 статьи 3 Закона о закупках, обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Закона о защите конкуренции, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) Заказчика при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы иных лиц, а именно осуществление Заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе Положении о закупке такого Заказчика.

Согласно части 13 статьи 3 Закона о закупках рассмотрение жалобы антимонопольным органом должно ограничиваться только доводами, составляющими предмет обжалования.

В соответствии с частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, по результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной.

На основании вышеизложенного и в соответствии с положениями статьи 18.1 Закона о защите конкуренции Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия),

решила:

признать жалобу ООО «ТСК «Балтспецстрой» на действия заказчика ПАО «Якутскэнерго» при проведении конкурса в электронной форме право заключения договора на поставку «Трубы черного металла и нержавеющие» (извещение №32009451888) необоснованной.

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

Председатель комиссии <...>

Члены комиссии: <...><...>

Связанные организации

Связанные организации не указаны