Решение №№014/07/3-436/2023 РЕШЕНИЕ №014/07/3-436/2023 по результатам рассмотрения жалоб... от 17 апреля 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ 014/07/3-436/2023

по результатам рассмотрения жалобы

город Якутск                                                                                                        14 апреля 2023 года

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее – Комиссия) при участии:

от заказчика муниципального унитарного предприятия «Якутская пассажирская автотранспортная компания» «Городского округа «Город Якутск» (ИНН 1435186338) (далее – МУП «ЯПАК» ГО «Город Якутск», Заказчик): представителя по доверенности;

от заявителя, акционерного общества «Страховое общество газовой промышленности» (ИНН 1435168530) (далее – ООО «СОГАЗ», Заявитель): представителя по доверенности,

рассмотрев посредством сервиса видеоконференцсвязи жалобу АО «СОГАЗ» на действия (бездействие) заказчика МУП «ЯПАК» ГО «Город Якутск» при проведении конкурса в электронной форме на право заключения договора на Оказание услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров (извещение № 32312175832), в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции),

установила:

06.04.2023 в Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) поступила жалоба АО «СОГАЗ» на действия (бездействие) заказчика МУП «ЯПАК» ГО «Город Якутск» при проведении конкурса в электронной форме на право заключения договора на Оказание услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров (извещение № 32312175832).

Из содержания жалобы АО «СОГАЗ» следует, что при проведении конкурса МУП «ЯПАК» ГО «Город Якутск» неправомерно отказало в допуске к участию в закупке заявке заявителя на основании наличия недостоверной информации о рентабельности собственного капитала, поскольку заказчик не имел правовых оснований отклонять заявку, а должен был присвоить 0 баллов по данному подкритерию оценки и при этом указанный показатель критериев оценки «Наличие у участников финансовых ресурсов» не позволяет выявить лучшее предложение об условиях исполнения контракта и объективно сопоставить предложения участников, что противоречит положениям Закона о контрактной системе и указанные действия заказчика нарушают пункт 4 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе.

Заказчик с доводами жалобы не согласился, представил письменные возражения и материалы, запрошенные антимонопольным органом.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, закупочной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Согласно части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, закупочной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон о закупках) устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг юридическими лицами, указанными в части 2 статьи 1 Закона о закупках.

Частью 10 статьи 3 Закона о закупках предусмотрен ряд случаев, позволяющих участникам обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном таким органом, действия (бездействие) заказчика при закупках товаров, работ, услуг, в их числе осуществление заказчиком закупки с нарушением требований Закона о закупках и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.

Жалоба Заявителя отвечает требованиям пункта 1 части 10 статьи 3 Закона о закупках.

Комиссия рассмотрев представленные материалы, выслушав пояснения представителей заявителя и заказчика установила следующее.

В силу положений части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

Согласно части 2 статьи 2 Закона о закупках положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок определения и обоснования начальной (максимальной) цены договора, цены договора, заключаемого с единственным поставщиком (исполнителем, подрядчиком), включая порядок определения формулы цены, устанавливающей правила расчета сумм, подлежащих уплате заказчиком поставщику (исполнителю, подрядчику) в ходе исполнения договора (далее - формула цены), определения и обоснования цены единицы товара, работы, услуги, определения максимального значения цены договора, порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 Закона о закупках, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Закупочная деятельность заказчика регламентируется «Положением о закупках товаров, работ, услуг для обеспечения нужд МУП «Якутская пассажирская автотранспортная компания» ГО «Город Якутск» (далее – Положение о закупках), утвержденным врио директора МУП «ЯПАК» ГО «Город Якутск» от 30.09.2022 № 141/02.

Согласно части 5 статьи 4 Закона о закупках при осуществлении закупки в единой информационной системе, на официальном сайте, за исключением случаев, предусмотренных Законом о закупках, размещаются извещение об осуществлении конкурентной закупки, документация о конкурентной закупке, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения об осуществлении конкурентной закупки и документации о конкурентной закупке, изменения, внесенные в такие извещение и документацию, разъяснения такой документации, протоколы, составляемые при осуществлении закупки, итоговый протокол, иная дополнительная информация, предусмотренная в соответствии с частью 6 статьи 4 Закона о закупках.

Из размещенных на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок «https://zakupki.gov.ru» сведений установлено следующее.

  1. Извещение 32312175832, и документация о проведении конкурса в электронной форме на право заключения договора на Оказание услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров (далее – Извещение, Документация) размещены в ЕИС 09.03.2023.
  2. Начальная (максимальная) цена договора: 847 735 (Восемьсот сорок семь тысяч семьсот тридцать пять) рублей 75 копеек и включает все налоги, сборы и иные обязательные платежи.
  3. Дата начала срока подачи заявок: 09.03.2023.
  4. Дата окончания подачи заявок: 27.03.2023 время 03:00 (МСК).
  5. Дата подведения итогов: 28.03.2023.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются установленными в Законе о закупках принципами, в том числе принципами равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

Частью 16 статьи 3.2 Закона о закупках установлено, что под конкурсом понимается форма торгов, при которой победителем признается участник конкурентной закупки, заявка на участие в конкурентной закупке, окончательное предложение которого соответствует требованиям, установленным документацией о конкурентной закупке, и заявка, окончательное предложение которого по результатам сопоставления заявок, окончательных предложений на основании указанных в документации о такой закупке критериев оценки содержит лучшие условия исполнения договора.

Согласно части 9 статьи 3.2 Закона о закупках для осуществления конкурентной закупки заказчик разрабатывает и утверждает документацию о закупке (за исключением проведения запроса котировок в электронной форме), которая размещается в единой информационной системе вместе с извещением об осуществлении закупки и включает в себя сведения, предусмотренные в том числе частью 10 статьи 4 Закона о закупках.

В силу положений пунктов 2, 13, 14 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке; критерии оценки и сопоставления заявок на участие в закупке,; порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке.

В соответствии с частью 6 статьи 3 Закона о закупках заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

Согласно части 10 статьи 3.2 Закона о закупках заявки на участие в конкурентной закупке представляются согласно требованиям к содержанию, оформлению и составу заявки на участие в закупке, указанным в документации о закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и положением о закупке заказчика.

Согласно абзацу три пункта 2.7 раздела 1 документации оценка и сопоставление заявок на участие в конкурсе осуществляются комиссией в целях выявления лучших условий исполнения договора в соответствии с критериями и в порядке, которые установлены конкурсной документацией. Совокупная значимость таких критериев должна составлять сто процентов. При этом показатели и содержание критериев оценки должны быть выражены в измеряемых единицах.

В соответствии с подпунктом 3 пункта 2.7 раздела 1 документации критериями оценки заявок на участие в конкурсе помимо цены договора могут быть, в том числе квалификация участника конкурса.

Пунктом 2.5 раздела 1 документации определен следующий порядок подачи заявок на участие в конкурсе в электронной форме: Для участия в конкурсе в электронной форме участник закупки подает заявку на участие в конкурсе в электронной форме в соответствии с требованиями, которые установлены в извещении о проведении конкурса и конкурсной документации. Подача заявки осуществляется участником закупки из личного кабинета посредством штатного интерфейса электронной площадки.

Заявка на участие в конкурсе в электронной форме должна содержать следующие документы и сведения в отношении участника закупки, а также каждого из лиц, выступающих на стороне участника закупки, в том числе:

ж) документы, подтверждающие соответствие участника закупки квалификационным требованиям.

В пункте 30 раздела 2 документации приведены критерии оценки заявок на участие в конкурсе, величины значимости и порядок оценки, в том числе установлен следующий критерий оценки «Квалификация участников закупки»:

Наличие финансовых ресурсов. Рентабельность собственного капитала, %:

Величина значимости Критерия: 25 %, коэффициент значимости показателя равен 0,25.

Расчет рентабельности собственного капитала производится по формуле:

ОКУД 0420126 стр.30 ОКУД 0420125 ((стр.51 графа 4 + стр.51 графа 5)/2)*100 

Сведения подтверждаются копией Бухгалтерского баланса страховой организации (ОКУД 0420125) и Отчета о финансовых результатах страховой организации (ОКУД 0420126) за 2021 год.

Количество баллов, присуждаемых по показателю (С2i), определяется по формуле:

а) в случае если Кmax < Кпред, - по формуле:

С2i =КЗ x 100 x (Ki/Kmax)

б) в случае если Кmax ≥ Кпред, - по формуле:

С2i =КЗ x 100 x (Ki/Kпред)

при этом С2max =КЗ x 100

где:

КЗ - коэффициент значимости показателя;

Kmax- максимальное предложение из предложений по критерию оценки, сделанных участниками закупки;

С2i - предложение участника закупки, заявка которого оценивается.

Кпред - предельно необходимое заказчику значение характеристик, устанавливается равным 20%.

С2max - количество баллов по показателю, присуждаемых участникам, предложение которых превышает предельно необходимое максимальное значение, установленное заказчиком.

Оценка в 0 баллов будет присвоена участнику закупки, который в составе предложения не представил предложение по указанному показателю и подтверждающие документы.

 

Также в пункте 30 раздела 2 документации указано, что для получения оценки (значения в баллах) по критерию (показателю) для каждой заявки вычисляется среднее арифметическое оценок в баллах, присвоенных всеми членами единой комиссии по каждому из указанных показателей. 

Для оценки заявки осуществляется расчет итогового рейтинга по каждой заявке. Итоговый рейтинг заявки (предложения) вычисляется как сумма рейтингов по каждому критерию оценки заявки (предложения).

На основании результатов оценки заявок на участие в конкурсе комиссия присваивает каждой заявке на участие в конкурсе порядковый номер в порядке уменьшения степени выгодности, содержащихся в них условий исполнения контракта. Заявке на участие в конкурсе, в которой содержатся лучшие условия исполнения контракта, присваивается первый номер. В случае, если в нескольких заявках на участие в конкурсе содержатся одинаковые условия исполнения контракта, меньший порядковый номер присваивается заявке на участие в конкурсе, которая поступила ранее других заявок на участие в конкурсе, содержащих такие же условия.

Победителем конкурса признается участник конкурса, который предложил лучшие условия исполнения контракта на основе критериев, указанных в конкурсной документации, и заявке на участие в конкурсе которого присвоен первый номер.

Согласно протоколу №05-832-ОСГОП рассмотрения заявок на участие в конкурсе в электронной форме от 28.03.2023, размещенному в ЕИС 29.03.2023 заявка АО «СОГАЗ» признана несоответствующей требованиям и условиям конкурсной документации на основании статьи 30.25 главы 30 раздела III Положения о закупке товаров, работ, услуг МУП«ЯПАК» ГО «г. Якутск», в заявке предоставлена недостоверная информация о рентабельности собственного капитала, а именно: согласно произведенному расчету рентабельности собственного капитала = 17,33%, в заявке – 12,8%. Конкурс признан несостоявшимся в связи с тем, что на участие в закупке допущена только одна заявка.

В соответствии со пунктом 30.24 главы 30 раздела III Положения о закупке товаров, работ, услуг МУП «ЯПАК» ГО «г. Якутск» заявка на участие в конкурсе в электронной форме признается не соответствующей требованиям, установленным конкурсной документацией:

1) в случае непредставления документов и информации, которые участник обязан представить во второй части заявки в соответствии с требованиями конкурсной документации, либо их несоответствия требованиям, установленным конкурсной документацией;

2) в случае наличия в документах и информации, представленных участником закупки, недостоверной информации;

3) в случае несоответствия участника такого конкурса требованиям, установленным конкурсной документацией;

4) в случае непредставления банковской гарантии или ее несоответствия требованиям, установленным конкурсной документацией (при выборе участником конкурса такого способа обеспечения заявки).

Согласно пункту 30.25. главы 30 раздела III Положения о закупке товаров, работ, услуг МУП «ЯПАК» ГО «г. Якутск» в случае установления недостоверности информации, представленной участником конкурса в электронной форме в составе заявки, в предложении участника конкурса в электронной форме о качественных, функциональных и экологических характеристиках предмета закупки, о расходах на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ, в документах, подтверждающих квалификацию участников конкурса в электронной форме, комиссия обязана отстранить такого участника от участия в конкурсе не позднее подписания протокола подведения итогов конкурса в электронной форме.

Комиссия проанализировав документы содержащиеся в заявке АО «СОГАЗ», представленный оператором электронной торговой площадки ООО «РТС-тендер», установила, что заявителем в заявке на участие в рассматриваемом конкурсе от 13.03.2023 исх.№Сгф 42/22-б/н в сведениях о квалификации участника процент рентабельности собственного капитала указано 12,8%, в подтверждение указанному заявителем в состав заявки приложены: бухгалтерский баланс страховой организации (ОКУД 0420125) и отчета о финансовых результатах страховой организации (ОКУД 0420126) за 2021 год.

Как указано выше, расчет рентабельности собственного капитала производится по формуле: ОКУД 0420126 стр.30 ОКУД 0420125 ((стр.51 графа 4 + стр.51 графа 5)/2)*100 

Так, согласно строке 30 отчета о финансовых результатах страховой организации (ОКУД 0420126) за 2021 год прибыль (убыток) до налогообложения за 2021 год составляет 35 754 376,49398, согласно строке 51 графы 4 бухгалтерского баланса страховой организации (ОКУД 0420125) итого капитала на 31.12.2021 составляет 215 827 947,95134, согласно строке 51 графы 5 бухгалтерского баланса страховой организации (ОКУД 0420125) итого капитала на 31.12.2020 составляет 196 739 813,03824.

Таким образом, в соответствии с произведенным расчетом по вышеуказанной формуле рентабельность собственного капитала заявителя равен: 35 751 376,493938 / ((215 827 947,95134 + 196 739 813,03824) / 2) * 100 = 17,33%, а, следовательно, сведения содержащиеся в заявке АО «СОГАЗ» на участие в рассматриваемом конкурсе от 13.03.2023 исх.№Сгф 42/22-б/н 12,8% не соответствуют фактическому показателю рентабельности собственного капитала 17,33%. Данное обстоятельство также не оспаривается заявителем.

Согласно доводам жалобы АО «СОГАЗ» заказчик проверяя финансовую стабильность участника закупки, удостоверился, что показатели заказчика гораздо выше, чем указаны в заявке, а, следовательно, участие заявителя в закупке отвечало бы принципам целевого использования средств и результативности закупок.

Вместе с тем, принимая во внимание, что в силу частей 1, 2 статьи 2 Закона о закупках Положение о закупке заказчика регламентирует правила проведения закупок, и в соответствии с пунктом 30.25. главы 30 раздела III Положения о закупке товаров, работ, услуг МУП «ЯПАК» ГО «г. Якутск» в случае установления недостоверности информации, представленной участником конкурса в электронной форме в составе заявки, в том числе в документах, подтверждающих квалификацию участников конкурса в электронной форме, комиссия обязана отстранить такого участника от участия в конкурсе не позднее подписания протокола подведения итогов конкурса в электронной форме, принятое решение МУП «ЯПАК» ГО «г. Якутск» об отказе в допуске к участию заявке АО «СОГАЗ» не противоречит положениям Закона о закупках и Положению заказчика.

Касательно доводов заявителя о том, что показатель критериев оценки «Наличие у участников финансовых ресурсов» не позволяет выявить лучшее предложение об условиях исполнения контракта и объективно сопоставить предложения участников, что противоречит положениям Закона о контрактной системе и указанные действия заказчика нарушают пункт 4 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе, Комиссия отмечает, рассматриваемый конкурс в электронной форме на право заключения договора на оказание услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров проведен в соответствии принципами и требованиями к закупке товаров, работ, услуг установленными Законом о закупках и правилами установленными Положением о закупке МУП «ЯПАК» ГО «г. Якутск», а следовательно положения Закона о контрактной системе в настоящем случае не применимы.

На основании вышеизложенного, оценив доводы Заявителя и лиц, участвующих в деле, рассмотрев всесторонне и полно обстоятельства по настоящей жалобе, Комиссия приходит к выводу о признании жалобы необоснованной.

Согласно пункту 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и в случае, если жалоба признана обоснованной, либо в случае установления иных не являющихся предметом обжалования нарушений (нарушений порядка организации и проведения торгов, заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися) принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного пунктом 3.1 части 1 статьи 23 настоящего Федерального закона.

Руководствуясь статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров,

решила:

Признать жалобу АО «СОГАЗ» на действия (бездействие) заказчика МУП «ЯПАК» ГО «Город Якутск» при проведении конкурса в электронной форме на право заключения договора на Оказание услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров (извещение № 32312175832) необоснованной.

 

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия

Связанные организации

АО "СОГАЗ"
ИНН 7736035485, ОГРН 1027739820921
МУП "ЯПАК" ГО "ГОРОД ЯКУТСК"
ИНН 1435186338, ОГРН 1071435006950