Решение б/н по делу N 014/01/17-2636/2019 о нарушении антимонопольного з... от 20 ноября 2019 г.

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

ПО ДЕЛУ №014/01/17-2636/2019

О НАРУШЕНИИ АНТИМОНОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

г. Якутск                         резолютивная часть оглашена «12» ноября 2019 года                    

                                          изготовлено в полном объеме «20» ноября 2019 года

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

<....> – заместитель руководителя, начальник отдела антимонопольного контроля Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия);

Члены комиссии:

<....> – главный государственный инспектор отдела антимонопольного контроля Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия);

<....> – старший государственный инспектор отдела антимонопольного контроля Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия);

<....> – главный специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия),  

При участии от ответчика – АО «Авиакомпания Якутия»:

представитель <.....> по доверенности №260 от 09.04.2019;

рассмотрев материалы дела №014/01/17-2636/2019 о нарушении антимонопольного законодательства, возбужденного в отношении АО «Авиакомпания Якутия» (677014, Республика Саха (Якутия), г. Якутск, ул. Быковского, д. 9; ИНН/КПП 1435149030/143501001, ОГРН 1041402039403) по признакам состава нарушения части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

УСТАНОВИЛА:

Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) была проведена внеплановая проверка АО «Авиакомпания Якутия» N 02-02/19ВП в период с 17.06.2019 по 17.08.2019 на предмет соблюдения антимонопольного законодательства.

По итогам проведения проверки, инспекцией антимонопольного органа были выявлены нарушения проверяемого лица, в том числе части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции).

Как следует из Акта проверки, Согласно Плану закупок АО «Авиакомпания Якутия» (далее – План закупок) на 2017 г., опубликованному на официальном сайте http://zakupki.gov.ru 22.12.2016 г. и обновлен 22.01.2018 г. (последнее обновление), авиакомпания запланировала организацию и проведение 28 закупок по предмету «поставка авиаГСМ», место поставки Республика Саха (Якутия).

Из 28 закупок в 4 отсутствуют объемы закупаемого авиа топлива с указанием «невозможно определить количество (объем)», при этом начальная (максимальная) цена договора указана, следовательно, АО «Авиакомпания Якутия» имеет возможность указать объем закупки либо начальная (максимальная) цена договора является необоснованной.

В Плане закупок на 2017 г. имеются 2 закупки по предмету «поставка авиаГСМ» с начальной (максимальной) ценой договора 0,00 рублей на поставку топлива в количестве 6 755 тонн.

Из 28 торгов 19 проводятся способом «закупка у единственного поставщика (исполнителя)».

По предмету «услуги по хранению ГСМ» запланировано 4 закупки, в 3 закупках отсутствуют объемы авиатоплива, которые подлежат хранению, с указанием «невозможно определить количество (объем)», при этом начальная (максимальная) цена договора указана, следовательно, АО «Авиакомпания Якутия» имеет возможность указать объем закупки либо начальная (максимальная) цена договора является необоснованной.

По предмету «транспортные услуги по доставке ТС-1» запланировано 5 закупок, в 2 закупках отсутствуют объемы авиа топлива, которые подлежат хранению, с указанием «невозможно определить количество (объем)», при этом начальная (максимальная) цена договора указана, следовательно, АО «Авиакомпания Якутия» имеет возможность указать объем закупки либо начальная (максимальная) цена договора является необоснованной.

Согласно представленным, авиакомпанией данным по проведенным торгам (Приложение № 1), в 2017 г. было проведено 18 торгов по предмету «поставка авиаГСМ» в количестве 19 970 тонн и заключены договора на общую сумму 1 057 847 рублей.

16 закупок проведены способом «закупка у единственного поставщика» на основании п. 1.2, п. 2.1, ст. 16 Положения о закупках - возникла потребность в поставке топлива.

По предмету «транспортные услуги по перевозке авиаГСМ» проведено 2 закупки о перевозке топлива в количестве 613 тонн и заключены договора на общую сумму 5 550 000 рублей.

По предмету «услуги по хранению ГСМ» торги не проводились.

Из данных, представленных АО «Саханефтегазсбыт» в письме № 03/2-87-2695 от 27.06.2019 г. и АО «Авиакомпания Якутия» в письме от 05.07.2019 г. № 36/3691, следует, что в 2017 г. по маршруту Ленск-Якутск было совершено 257 рейсов и расход топлива составил 350,58 тн. при этом с Ленской н/б было отпущено 428,304 тн.

По маршруту Сунтар-Якутск было совершено 151 рейс и расход топлива составил 127,551 тн. при этом с Сунтарской н/б было отпущено 713,428 тн.

Согласно Плану закупок на 2018 г., опубликованному на официальном сайте http://zakupki.gov.ru 27.12.2017 г. и обновлен 21.01.2019 г. (последнее обновление), авиакомпания запланировала организацию и проведение 45 закупок по предмету «поставка авиаГСМ», место поставки Республика Саха (Якутия).

Из 45 закупок в 8 отсутствуют объемы закупаемого авиа топлива с указанием «невозможно определить количество (объем)», при этом начальная (максимальная) цена договора указана, следовательно, АО «Авиакомпания Якутия» имеет возможность указать объем закупки либо начальная (максимальная) цена договора является необоснованной.

В Плане закупок на 2018 г. имеются 12 закупок по предмету «поставка авиаГСМ» с начальной (максимальной) ценой договора от 0,00 до 0,10 рублей на поставку топлива в количестве 15 714 тонн и способ закупки «открытый запрос предложений».

Из 45 торгов 25 проводятся способом «закупка у единственного поставщика (исполнителя)».

По предмету «услуги по хранению ГСМ» запланировано 4 закупки, в 3 закупках отсутствуют объемы авиа топлива, которые подлежат хранению, с указанием «невозможно определить количество (объем)», при этом начальная (максимальная) цена договора указана, следовательно, АО «Авиакомпания Якутия» имеет возможность указать объем закупки либо начальная (максимальная) цена договора является необоснованной.

По предмету «транспортные услуги по доставке ТС-1» запланировано 12 закупок, в 2 закупках отсутствуют объемы авиа топлива, которые подлежат хранению, с указанием «невозможно определить количество (объем)», при этом начальная (максимальная) цена договора указана, следовательно, АО «Авиакомпания Якутия» имеет возможность указать объем закупки либо начальная (максимальная) цена договора является необоснованной.

Согласно представленным, авиакомпанией данным по проведенным торгам (Приложение № 1), в 2018 г. было проведено 22 закупки по предмету «поставка авиаГСМ» в количестве 36 370 тонн и заключены договора на общую сумму 1 485 055 339,37 рублей.

19 закупок проведены способом «закупка у единственного поставщика» на основании п. 1.2, п. 2.1, ст. 18 Положения о закупках (утв. 12.02.2018 г.) возникла потребность в поставке топлива.

По предметам «транспортные услуги по перевозке авиаГСМ» и «услуги по хранению ГСМ» торги не проводились, при этом заключен договор № 36/02-17/385 - ДС1 от 15.01.2018 г. с ООО "Солологистик" на основании закупки проведенной в 2016 г. с извещением № 31604600742 на общую сумму 8 606 280,63 рублей.

В Плане закупки на 2018 г. имеются закупки с предметом договоров:

ИП К на сумму 1 440 000,00 рублей без указания объема;

ИП С на сумму 1 002 000,00 рублей без указания объема;

ИП С на сумму 1 596 000,00 рублей без указания объема;

ИП С на сумму 1 002 000,00 рублей без указания объема;

ИП М на сумму 3 300 000,00 рублей без указания объема;

ИП К на сумму 1 002 000,00 рублей без указания объема;

ИП И на сумму 2 880 000,00 рублей без указания объема;

ИП М на сумму 1 002 000,00 рублей без указания объема;

ИП А на сумму 1 002 000,00 рублей без указания объема;

ИП В на сумму 1 002 000,00 рублей без указания объема.

В пояснениях от 03.07.2019 г. № 36/3629 авиакомпания указала, что открытый запрос предложений (извещение № 31806741086) «поставка авиатоплива для реактивных двигателей ТС-1 для нужд АО Авиакомпания Якутия» в аэропорт Чульман г. Нерюнгри, начальная максимальная цена договора была указана как ценовое предложение участника, т.к. функционал ЕИС не позволяет установить такое НЦМД как ценовое предложение участника, была указана НМЦД 0,01 руб. В закупочной документации указана начальная цена договора: предложение участника. В соответствии с п. 1.3 ст. 14 Положения о закупках (утв. 19.05.2017 г.) в извещении о проведении запроса предложений заказчик указывает информацию, предусмотренную пунктом 3.1.1 статьи 4 Положения, также в извещении о проведении запроса предложений заказчик может указывать иную информацию (при необходимости). В тот период цены на рынке нефтепродуктов были гибкими, во избежание переплаты за поставку авиатоплива, было принято решение об установлении начальной цены договора – ценовое предложение участника.

Согласно Плану закупок на 2019 г., опубликованному на официальном сайте http://zakupki.gov.ru 28.12.2019 г. и обновлен 16.07.2019 г. (последнее обновление), авиакомпания запланировала организацию и проведение 17 закупок по предмету «поставка авиаГСМ», место поставки Республика Саха (Якутия).

Из 17 закупок в 6 отсутствуют объемы закупаемого авиа топлива с указанием «невозможно определить количество (объем)», при этом начальная (максимальная) цена договора указана, следовательно, АО «Авиакомпания Якутия» имеет возможность указать объем закупки либо начальная (максимальная) цена договора является необоснованной.

В Плане закупок на 2019 г. имеются 3 закупки по предмету «поставка авиаГСМ» с начальной (максимальной) ценой договора 0,10 рублей на поставку топлива и способ закупки «открытый запрос предложений».

Из 17 торгов 6 проводятся способом «закупка у единственного поставщика (исполнителя)».

По предмету «услуги по хранению ГСМ» запланировано 6 закупок, в 2 закупках отсутствуют объемы авиа топлива, которые подлежат хранению, с указанием «невозможно определить количество (объем)», при этом начальная (максимальная) цена договора указана, следовательно, АО «Авиакомпания Якутия» имеет возможность указать объем закупки либо начальная (максимальная) цена договора является необоснованной.

По предмету «транспортные услуги по доставке ТС-1» запланировано 14 закупок, в 9 закупках отсутствуют объемы авиа топлива, которые подлежат хранению, с указанием «невозможно определить количество (объем)», при этом начальная (максимальная) цена договора указана, следовательно, АО «Авиакомпания Якутия» имеет возможность указать объем закупки либо начальная (максимальная) цена договора является необоснованной.

Согласно представленным, авиакомпанией данным по проведенным торгам (Приложение № 1), в 2019 г. закупок по предмету «поставка авиаГСМ» не проводились, при этом заключен договор № 36/01-19/42 от 17.01.2019 г. с ООО «РН-Аэро» на поставку авиаГСМ в количестве 1 700 тонн на общую сумму 107 198 634 рублей. Закупка была проведена «у единственного поставщика» на основании того, что не состоялся открытый запрос предложений № 31807263008, при этом в Плане закупок на 2018 г. данная закупка отсутствует, следовательно, отсутствует потребность в ней.

По предмету «хранение авиаГСМ» были проведены 2 закупки у единственного поставщика договора, с которым были заключены 26.11.2018 г.

28.12.2016 г. было объявлено о проведении открытого запроса предложений № 31604600742 по предмету «перевозка авиатоплива» в количестве 890 тн. с начальной (максимальной) ценой договора 8 593 690 рублей, сроки исполнения отсутствуют.

По итогам торгов был заключен договор № 36/02-17/385 от 13.02.2017 г. на сумму 8 581 040 рублей с ООО «Солологистик».

15.01.2018 г. был заключен договор № 36/02-17/385 от 15.01.2018 г. на сумму 8 606 280,63 рублей с ООО «Солологистик», также по итогам открытого запроса предложений № 31604600742.

Таким образом, по итогам открытого запроса предложений № 31604600742 были заключены два договора в 2017 г. и 2018 г. Сумма договора заключенного 15.01.2018 г. превышает начальную (максимальную) цену.

При организации и проведении закупок АО «Авиакомпания Якутия» руководствуется Федеральным законом от 18.07.2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон «О закупках») и Положением о закупках, действующих на предприятии.

В соответствии с частью 1 статьи 1 Закона «О закупках» целями регулирования настоящего Федерального закона являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц, указанных в части 2 настоящей статьи (далее - заказчики), в товарах, работах, услугах, в том числе для целей коммерческого использования, с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг (далее также - закупка) для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.

Согласно части 1 статьи 3 Закона «О закупках» при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами:

1) информационная открытость закупки;

2) равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;

3) целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика;

4) отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.

Положением о закупке предусматриваются конкурентные и неконкурентные закупки, устанавливается порядок осуществления таких закупок с учетом положений настоящего Федерального закона (часть 2 статьи 3 Закона «О закупках»).

Заказчик размещает в единой информационной системе план закупки товаров, работ, услуг на срок не менее чем один год. Порядок формирования плана закупки товаров, работ, услуг, порядок и сроки размещения в единой информационной системе такого плана, требования к форме такого плана устанавливаются Правительством Российской Федерации (часть 2 статьи 4 Закона «О закупках»).

В соответствии с пунктом 2 Правил формирования плана закупки товаров (работ, услуг), утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17.09.2012 г. № 932 «Об утверждении Правил формирования плана закупки товаров (работ, услуг) и требований к форме такого плана», в план закупки включаются сведения о закупке товаров (работ, услуг), необходимых для удовлетворения потребностей заказчика.

Согласно пункту 1 Требований к форме Плана закупки товаров (работ, услуг), утвержденных постановлением № 932, План закупки товаров (работ, услуг) формируется заказчиком по форме согласно приложению в виде единого документа в электронном формате, обеспечивающем возможность его сохранения на технических средствах пользователей и допускающем возможность поиска и копирования произвольного фрагмента текста средствами соответствующей программы для просмотра, и содержит следующие сведения:

1) наименование, адрес местонахождения, телефон и адрес электронной почты заказчика;

2) порядковый номер <...> который формируется последовательно с начала года;

3) предмет договора с указанием идентификационного кода закупки в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности (ОКВЭД 2) с обязательным заполнением разделов, подразделов и рекомендуемым заполнением классов, подклассов, групп, подгрупп и видов и Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности (ОКПД 2) с обязательным заполнением разделов, классов и рекомендуемым заполнением подклассов, групп и подгрупп, видов продукции (услуг, работ), а также категорий и подкатегорий продукции (услуг, работ);

4) минимально необходимые требования, предъявляемые к закупаемым товарам (работам, услугам), предусмотренным договором, включая функциональные, технические, качественные характеристики и эксплуатационные характеристики предмета договора, позволяющие идентифицировать предмет договора (при необходимости);

5) единицы измерения закупаемых товаров (работ, услуг) и код по Общероссийскому классификатору единиц измерения (ОКЕИ);

6) сведения о количестве (объеме) закупаемых товаров (работ, услуг) в натуральном выражении;

7) регион поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг и код по Общероссийскому классификатору объектов административно-территориального деления (ОКАТО);

8) сведения о начальной (максимальной) цене договора (цене лота);

9) планируемая дата или период размещения извещения о закупке (год, месяц);

10) срок исполнения договора (год, месяц);

11) способ закупки;

12) закупка в электронной форме (да/нет);

13) о закупке товаров (работ, услуг) путем проведения торгов, иных способов закупки, участниками которых являются только субъекты малого и среднего предпринимательства;

14) о закупке товаров (работ, услуг), удовлетворяющих критериям отнесения к инновационной продукции, высокотехнологичной продукции, в том числе у субъектов малого и среднего предпринимательства;

15) об отнесении (об отсутствии критериев отнесения) закупки к перечню закупок, предусмотренных пунктом 7 Положения об особенностях участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, годовом объеме таких закупок и порядке расчета указанного объема, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 11 декабря 2014 г. N 1352 "Об особенностях участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (при необходимости, по выбору заказчика).

В пункте 1.2 статьи 16 Положения о закупках АО «Авиакомпания Якутия», в редакциях от 21.12.2015 г., 04.10.2016 г., 28.12.2016 г., 19.05.2017 г. и в пункте 1.2 статьи 18 Положения о закупках АО «Авиакомпания Якутия», в редакциях от 12.02.2018 г., указано, что закупка у единственного поставщика применяется Заказчиком в случаях, определенных настоящим Положением, а также в случае принятия закупочной комиссией решения об осуществлении закупки данным способом.

В пункте 2.1 статьи 16 Положения о закупках АО «Авиакомпания Якутия», в редакциях от 21.12.2015 г., 04.10.2016 г., 28.12.2016 г., 19.05.2017 г. и в пункте 2.1 статьи 18 Положения о закупках АО «Авиакомпания Якутия», в редакциях от 12.02.2018 г., указано, что закупка у единственного поставщика, без использования конкурентных процедур закупки, может осуществляться, если:

  • осуществляется процедура закупки признана несостоявшейся в соответствии с условиями настоящего Положения и закупочной комиссией принято решение о выборе способа закупки у единственного поставщика;
  • закупка товаров (работ, услуг) по одному договору на сумму, не превышающую 500 000,00 (пятьсот тысяч) рублей.  При этом годовой объем закупок, которые Заказчик вправе осуществить на основании настоящего подпункта, не должен превышать десять процентов совокупного годового объема закупок Заказчика;
  • возникла необходимость в дополнительной закупке товара (работы, услуги) по договору, ранее заключенному с поставщиком данного товара (работы, услуги) и смена поставщика нецелесообразна по соображениям стандартизации или ввиду необходимости обеспечения совместимости с имеющимися товарами, оборудованием, технологией или услугами, при этом объем закупаемой продукции не должен превышать 30
  • % от объекта первоначальной закупки; 
  • закупка гарантийного и текущего обслуживания товаров, поставленных ранее, у производителя (поставщика) или его единственного дилера;
  • вследствие наступления чрезвычайного события (аварии, последствий воздействия непреодолимой силы, чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, военных действий, эпидемий, вспышек заболеваний, массовых беспорядков, включая забастовку, необходимости срочного медицинского вмешательства, своевременного обеспечения населения и организаций социальной, коммунальной, производственной сферы, в связи с ограниченностью сроков их доставки в труднодоступные населенные пункты) возникла потребность в определенной продукции и применение других способов закупки, требующих затрат времени для осуществления процедуры их проведения, нецелесообразно;
  • осуществляется закупка товаров (выполнение работ, оказание услуг) для выполнения мероприятий по мобилизационной подготовке и мероприятий гражданской обороны и защиты населения от чрезвычайных ситуаций;
  • объект закупки имеется в наличии только у конкретного поставщика (подрядчика, исполнителя) либо конкретный поставщик (подрядчик, исполнитель) обладает исключительными правами в отношении объекта закупки и отсутствует равноценная альтернатива или замена; 
  • приобретаются материальные носители, в которых выражены результаты интеллектуальной деятельности определенных авторов в случае, если исключительные права на них принадлежат единственному лицу;
  • поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг относятся к сфере деятельности субъектов естественных монополий в соответствии с Федеральным законом от 17 августа 1995 года № 147-ФЗ «О естественных монополиях»;
  • заключается договор энергоснабжения или купли-продажи электрической энергии с гарантирующим поставщиком электрической энергии;
  • осуществляется оказание услуг водоснабжения, водоотведения, канализации, теплоснабжения, газоснабжения (за исключением услуг по реализации сжиженного газа), подключение (присоединение) к сетям инженерно-технического обеспечения, а также иные услуги по регулируемым в соответствии с законодательством Российской Федерации ценам (тарифам);
  • приобретаются услуги, связанные с проведением технического обслуживания специальной аппаратуры, аттестации и контроля защищенности объектов автоматизации, обрабатывающих информацию, содержащую сведения, составляющие государственную тайну, либо содержащие сведения о персональных данных граждан;
  • приобретаются услуги по обучению, повышению квалификации работников Заказчика (семинары, конференции, дополнительное обучение); заключается договор на оказание преподавательских услуг физическими лицами;
  • приобретаются услуги по участию работников Заказчика в различных мероприятиях, в том числе форумах, конгрессах, съездах;
  • приобретаются юридические услуги, в том числе услуги нотариусов и адвокатов;
  • приобретаются услуги по заправке автомобилей Заказчика на АЗС, а также приобретаются запасные части к автомобилям;
  • осуществляется закупка услуг, связанных с направлением работника в служебную командировку (проезд к месту служебной командировки и обратно, гостиничное обслуживание или наем жилого помещения, транспортное обслуживание, обеспечение питания, услуги связи и прочие сопутствующие расходы);
  • приобретаются периодические издания (в том числе по подписке на газеты и журналы);
  • заключается договор на посещение спортивных, культурных и развлекательных мероприятий (театра, кинотеатра, концерта, цирка, музея, выставки и т.д.);
  • приобретаются товары по существенно сниженным ценам (в случае распродаж, реализации имущества ликвидируемых юридических лиц);
  • приобретаются товары, работы, услуги для удовлетворения срочных потребностей Заказчика в целях обеспечения бесперебойной работы или предотвращения крупных убытков Заказчика, в следствие внешнего события, обстоятельства, которого нельзя было предвидеть (форс-мажорные обстоятельства, определенные законодательством Российской Федерации), в связи с чем применение других процедур закупок невозможно по причине ограничения по времени, необходимого для их проведения;
  • заключается договор купли-продажи или аренды нежилого здания, строения, сооружения, нежилого помещения для обеспечения нужд Заказчика, а также аренда жилых помещений, находящихся на территории иностранного государства, Заказчиком, осуществляющим деятельность на территории иностранного государства;
  • возникла потребность в поставке авиационного топлива, в услугах предприятий, специализированных организаций (в том числе - в гостиничных услугах, услугах по организации и обеспечению питанием пассажиров и экипажей, услугах связи и прочей сопутствующей продукции), в объеме, необходимом для обеспечения авиарейсов, в случае если применение других видов процедур закупки невозможно по причине отсутствия времени, необходимого для их проведения;
  • возникла потребность в выполнении срочного ремонта воздушных судов при поломке или простое (включая приобретение запчастей, их транспортировку хранение и выполнение услуг по ремонту) с целью оперативного введения в эксплуатацию;
  • осуществляется закупка услуг по авторскому контролю за разработкой проектной документации объектов капитального строительства, авторскому надзору за строительством, реконструкцией, капитальным ремонтом объектов капитального строительства соответствующими авторами;
  • осуществляется закупка на оказание услуг стационарной и мобильной связи в связи с наличием у заказчика номерной ёмкости конкретного оператора связи;
  • заключается договор на работы и услуги по проведению сертификации, лицензированию, экспертной оценке и инспекционному контролю уставной деятельности;
  • возникла необходимость в услугах по хранению имущества производственного назначения, авиационного топлива в индивидуально- определённом месте;
  • при осуществлении закупки у разработчиков программ по техническому сопровождению и конструкторской документации, заводов-изготовителей авиатехнической продукции, конструкторских бюро (КБ), научно- исследовательских институтов (НИИ) работ по исследованию технического состояния и условий эксплуатации воздушных судов и комплектующих, работ по оценке лётно-технических характеристик, работ по устранению выявленных несоответствий, услуг по внесению изменений в реестры индивидуальных данных воздушных судов и организаций технического обслуживания и регистрации этих данных в специальных организациях;
  • в случае, если заключён договор на выполнение работ, услуг по итогам участия в конкурентной процедуре покупателя и заключается договор с субпоставщиком, субподрядчиком, субисполнителем на оказание работ, услуг, указанных в заявке на участие в конкурентной закупке;
  • возникла потребность в услугах заводов-изготовителей комплектующих изделий воздушных судов в предоставлении информации об аутентичности этих изделий;
  • для обеспечения визитов официальных делегаций и представителей иностранных государств, мероприятий, связанных с презентациями новой техники, проектов, мероприятий, связанных с обеспечением коллективных нужд работников предприятия, мероприятий по оздоровлению работников и участия в семинарах, выставках, конференциях, на сумму не превышающую двести тысяч рублей;
  • приобретение лицензируемых или сертифицированных товаров, работ, услуг связанных с аэропортовой деятельности Заказчика;
  • оперативная поставка авиационно-технического имущества, при котором статус срочности обеспечения потребности составляет не более 72 часов;
  • закупка товаров, работ, услуг для обеспечения деятельности заказчика на территории иностранного государства.

Авиакомпания в период с 2016 г. по 2019 г. заключала договора на поставку, транспортировку и хранение авиатоплива без объявления торгов либо договора, по итогам закупки заключены (согласно данным представленным авиакомпанией), при этом в Якутское УФАС России некоторые договора не представлены.

авиакомпания при осуществлении закупок в 2016 г. по 2019 г. не соблюдает План закупок, закупки организуются и проводятся в произвольной форме. План закупок не выполняется.

В период с 2016 г. по 2019 г. авиатопливо поставляли ООО «Концепт-Ойл», ООО «РН-Аэро», АО «Авиакомпания Ангара», АО «Саханефтегазсбыт», ПАО «Авиакомпания «Ютэйр», АО «Авиакомпания Алроса», ООО «Арктик Ойл», ООО «Шелко», ООО «Солид Сибирь», ООО ТЗК «АэропортГСМсервис», т.е. рынок поставки авиатоплива на территорию Республики Саха (Якутия) является конкурентным. В действиях АО «Авиакомпания «Якутия» по организации и проведению закупки авиатоплива у единственного поставщика имеются признаки нарушения части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции.

В соответствии с частью 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», при проведении торгов, запроса котировок цен на товары, запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.

 Под конкуренцией понимается соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке (пункт 7 статьи 4 Закона о защите конкуренции).

 В соответствии с пунктом 17 статьи 4 Закона о защите конкуренции признаками ограничения конкуренции являются, в том числе любые обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке.

На основании изложенного, Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) 01.10.2019 Приказом №46 возбудило дело о нарушении антимонопольного законодательства в отношении АО «Авиакомпания Якутия» по признакам нарушения части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции».

Комиссия УФАС по РС (Я) по рассмотрению дела, изучив материалы дела и доказательства, выслушав доводы и возражения лиц, участвующих в деле, приходит к следующим выводам.

Как следует из материалов дела, договоры Обществом заключались с единственным поставщиком.

В соответствии с частью 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», при проведении торгов, запроса котировок цен на товары, запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.

Согласно части 3 статьи 3 Закона о закупках в положении о закупке могут быть предусмотрены иные (помимо конкурса или аукциона) способы закупки. Устанавливая такие способы закупки, заказчик должен руководствоваться принципами осуществления закупочной деятельности (часть 1 статьи 3 Закона).

В силу части 3.1 статьи 3.1 конкурентные закупки осуществляются путем проведения торгов (конкурс (открытый конкурс, конкурс в электронной форме, закрытый конкурс), аукцион (открытый аукцион, аукцион в электронной форме, закрытый аукцион), запрос котировок (запрос котировок в электронной форме, закрытый запрос котировок), запрос предложений (запрос предложений в электронной форме, закрытый запрос предложений) и иными способами, установленными положением о закупке и соответствующими требованиям части 3 настоящей статьи.

В соответствии с частью 3.2 статьи 3 Федерального закона N 223-ФЗ неконкурентной закупкой является закупка, условия осуществления которой не соответствуют условиям, предусмотренным частью 3 настоящей статьи. Способы неконкурентной закупки, в том числе закупка у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика), устанавливаются положением о закупке.

Таким образом, заключение договоров с единственным поставщиком не является конкурентным способом определения поставщика, что исключает возможность квалификации рассматриваемого лица по части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции.

Кроме того, сам факт заключения договоров с единственным поставщиком не свидетельствует о наличии состава нарушения антимонопольного законодательства Обществом.

Закон о закупках не определяет порядок закупки товаров, работ, услуг, а устанавливает обязанность заказчиков разработать и утвердить положение о закупках - документ, регламентирующий закупочную деятельность заказчика и содержащий требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (способы закупки) и условия их применения. При этом заказчик закупки самостоятельно определяет способы закупки товаров, работ, услуг, условия применения, порядок подготовки и проведения которых должен быть установлен в положении о закупке.

Возможность закупки у единственного поставщика в случае, если при проведении конкурентной закупки не получено заявок от участников, либо все заявки отклонены от рассмотрения, и такая закупка признана несостоявшейся, позволяет исключить негативные последствия, связанные с затратой времени и ресурсов заказчика на проведение новой конкурентной закупки.

Поэтому проведение закупки способом закупки у единственного поставщика с соблюдением всех требований действующего законодательства само по себе не может рассматриваться как ограничение доступа к участию в торгах и не является нарушением Закона о защите конкуренции.

При этом для квалификации действий, совершенных при осуществлении закупочной деятельности, в качестве нарушения пункта 1 части 1 статьи 17 (в части антиконкурентных соглашений), части 1 статьи 17 (за исключением пунктов 2-4 части 1 статьи 17) Закона о защите конкуренции, антимонопольному органу необходимо доказывать последствия нарушения (в том числе возможные) в виде недопущения, ограничения, устранения конкуренции (либо цель ограничения конкуренции в случае доказывания антиконкурентных соглашений, запрещенных пунктом 1 части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции).

Суды при рассмотрении данной категории дел указывают, что для квалификации действий (бездействия) по организации проведению торгов как нарушающих требования антимонопольного законодательства, необходимы установление и оценка последствий тех или иных правонарушений специального законодательства, регламентирующего порядок проведения торгов, запроса котировок, запроса предложений и закупок, и Закона о защите конкуренции с точки зрения их фактического либо возможного влияния на конкурентную среду.

Наступлением последствий признается непосредственное причинение вреда нормальным конкурентным экономическим отношениям либо интересам третьих лиц.

В свою очередь, под возможностью наступления негативных последствий следует понимать реальную и объективную вероятность наступления данных последствий, т.е. ситуацию, при которой осуществление противоправных деяний на момент их выявления не привело к подобным последствиям, но при отсутствии вмешательства антимонопольного органа привело бы к ним.

Таким образом, в рамках антимонопольного расследования такая причинно-следственная связь должна быть всесторонне исследована и подтверждена соответствующими доказательствами.

На основании вышеизложенного, в действиях АО «Авиакомпания Якутия» в части несоблюдения плана закупок, отсутствии объема закупок, заключения договоров с единственным поставщиком, не свидетельствует о наличии состава ограничения конкуренции, не противоречит и не нарушает часть 1 статьи 17 Федерального закона от  26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции», не привело и не способно было привести к последствиям, предусмотренным частью 1 рассматриваемой статьи: недопущению, ограничению или устранению конкуренции с точки зрения их фактического либо возможного негативного влияния на конкурентную среду.

Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу об отсутствии в действиях Общества состава ограничения конкуренции, признаков нарушения антимонопольного законодательства.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 48 Закона о защите конкуренции, Комиссия прекращает рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства в связи с отсутствием нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых комиссией действиях (бездействии).

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по рассмотрению дела №014/01/17-2636/2019 о нарушении антимонопольного законодательства, руководствуясь статьей 23, частями 1 - 3 статьи 41, статьей 49, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006  №135-ФЗ «О защите конкуренции»,

РЕШИЛА:

Рассмотрение дела №014/01/17-2636/2019 о нарушении антимонопольного законодательства по признакам состава нарушения части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции» возбужденное в отношении АО «Авиакомпания Якутия» (677014, Республика Саха (Якутия), г. Якутск, ул. Быковского, д. 9; ИНН/КПП 1435149030/143501001, ОГРН 1041402039403) прекратить в связи с отсутствием нарушения антимонопольного законодательства.

Решение комиссии территориального антимонопольного органа может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня принятия решения и также обжаловано в коллегиальный орган федерального антимонопольного органа.

 

Председатель Комиссии:          

 

 

 

 

 

 

 

Члены Комиссии:                        

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны