Определение №014/05/7-537/2022 30.03.2022 в Управление Федеральной антимонопольной службы п... от 25 апреля 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

УФНС России по РС(Я)

<...>

ГБУ РС(Я) НВК «САХА»

<...>  

ИП <...>

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

о возбуждении производства по делу № 014/05/7-537/2022 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе

город Якутск                                                                                                   25 апреля 2022 года

Председатель Комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе, заместитель руководителя – начальник отдела естественных монополий Комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) <...>, рассмотрев заявление Управления Федеральной налоговой службы по Республике Саха (Якутия), содержащее информацию о наличии в действиях (бездействии) государственного бюджетного учреждения Республики Саха (Якутия) Национальная вещательная компания «Саха» (далее - ГБУ РС(Я) НВК «САХА») признаков нарушения пункта 7 статьи 7 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе»,

у с т а н о в и л:

30.03.2022 в Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) от Управления Федеральной налоговой службы по Республике Саха (Якутия) поступило заявление, содержащее информацию о наличии в действиях (бездействии) ГБУ РС(Я) НВК «САХА» признаков нарушения пункта 7 статьи 7 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закона о рекламе), путем распространения на телеканале НВК «Саха» рекламы о проведении ИП <...> розыгрыша ценных призов и реализации лотерейных билетов «Дьол Туьулгэтэ», без получения на то решения Правительства Российской Федерации.

По результатам рассмотрения заявления и изучения дополнительно собранных сведений и документов установлено следующее.

В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Закона о рекламе реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Согласно пункту 2 статьи 3 Закона о рекламе объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.

Из информации и документов (исх.№533/299 от 08.04.2022, вх.№2493э от 11.04.2022), представленных по запросу Якутского УФАС России от ГБУ РС(Я) НВК «САХА» (ИНН <...>, ОГРН <...>4, лицензия на осуществление телевизионного вещания серия ТВ №30076 от 26.12.2019 выдана Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций), следует, что в период с 09.04.2021 по 30.04.2021 и с 29.06.2021 по 23.07.2021 в эфире республиканского телеканала НВК «Саха» распространялась реклама розыгрыша ценных призов «Дьол Туьулгэтэ».

В соответствии с пунктом 7 статьи 3 Закона о рекламе рекламораспространитель - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.

В соответствии с пунктом 5 статьи 3 Закона о рекламе рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.

Из представленных договоров об оказании услуг размещения рекламы №143-Д21 от 07.04.2021, №259-Д21 от 30.06.2021 следует, что рекламодателем рассматриваемой рекламы является индивидуальный предприниматель <...> (ИНН <...> ОГРНИП <...>, адрес:<...>) (далее – ИП <...>, заказчик, рекламодатель).

Так, согласно условиям договора об оказании услуг размещения рекламы №143-Д21 от 07.04.2021 в период действия договора заказчик поручает, а исполнитель обязуется оказать заказчику рекламно-информационные услуги по размещению рекламы в эфире республиканского телеканала НВК «Саха» и в эфире радио «Тэтим», согласно медиаплану, являющемуся неотъемлемой частью договора (с 09.04.2021 по 30.04.2021).

Согласно договору об оказании услуг размещения рекламы №259-Д21 от 30.06.2021 в период действия договора заказчик поручает, а исполнитель обязуется оказать заказчику рекламно-информационные услуги по размещению рекламы в эфире республиканского телеканала НВК «Саха» и в эфире радио «Тэтим», согласно медиаплану, являющемуся неотъемлемой частью договора (с 29.06.2021 по 23.07.2021).

Таким образом, в рассматриваемом случае ГБУ РС(Я) НВК «САХА» как лицо, осуществившее распространение рекламы является рекламораспространителем.

В силу пункта 7 статьи 7 Закона о рекламе не допускается реклама товаров, на производство и (или) реализацию которых требуется получение лицензий или иных специальных разрешений, в случае отсутствия таких разрешений.

Федеральный закон от 11.11.2003 № 138-ФЗ «О лотереях» (далее - Закон о лотереях) определяет правовую основу государственного регулирования отношений, возникающих в области организации и проведения лотерей, в том числе виды и цели проведения лотерей, порядок их организации и проведения на территории Российской Федерации, устанавливает обязательные нормативы лотерей, порядок осуществления контроля за их организацией и проведением, а также ответственность лиц, участвующих в организации и проведении лотерей.

Согласно пункту 1 статьи 2 Закона о лотереях, лотерея - игра, которая проводится в соответствии с договором и в которой одна сторона (организатор лотереи) проводит розыгрыш призового фонда лотереи, а вторая сторона (участник лотереи) получает право на выигрыш, если она будет признана выигравшей в соответствии с условиями лотереи.

Пунктом 8 статьи 2 Закона о лотереях определено, что под проведением лотерей понимается осуществление мероприятий, включающих в себе заключение договоров (контрактов) с оператором лотереи, изготовителем лотерейных билетов изготовителем лотерейного оборудования, программных продуктов и (или) иных необходимы для проведения лотереи договоров (контрактов), распространение лотерейных билетов, заключение договоров с участниками лотереи, розыгрыш призового фонда лотереи, экспертиз; выигрышных лотерейных билетов, выплату, передачу или предоставление выигрышей участника» лотереи.

Статьей 3 Закона о лотереях установлено, что виды лотереи, проводимой на территории Российской Федерации, определяются в зависимости от способа ее проведения и территории ее проведения (часть 1).

Лотерея в зависимости от способа ее проведения подразделяется на тиражную и бестиражную.

Тиражная лотерея - лотерея, в которой розыгрыш призового фонда лотереи между всеми участниками лотереи проводится единовременно после распространения лотерейных билетов, лотерейных квитанций, электронных лотерейных билетов. Проведение такой лотереи может включать в себя отдельные тиражи. Проведение такой лотереи может включать в себя отдельные тиражи.

Для определения выигравшей лотерейной комбинации (выигравших лотерейных комбинаций) при проведении розыгрыша призового фонда тиражной лотереи не допускается использование одновременно более одной единицы лотерейного оборудования.

Бестиражная лотерея – лотерея, в которой информация, позволяющая определить выигрыши, закладывается в лотерейные билеты, электронные лотерейные билеты на стадии их изготовления (создания). При проведении бестиражной лотереи участник лотереи непосредственно после внесения платы за участие в лотерее, получения лотерейного билета, электронного лотерейного билета и выявления нанесенных на лотерейный билет скрытых надписей, рисунков, чисел или символов узнает о наличии и размере выигрыша или о его отсутствии (часть 2).

Лотерея в зависимости от территории ее проведения подразделяется на международную и всероссийскую государственную.

Международная лотерея – лотерея, которая проводится на территориях двух и более государств, включая территорию Российской Федерации, на основании международного договора Российской Федерации.

Всероссийская государственная лотерея – лотерея, которая проводится на всей территории Российской Федерации (часть 4).

Принимая во внимание изложенные выше нормы, предоставленные сведения и документы, в том числе решения Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 05.08.2021 по делу №А58-4174/2021 и от 03.03.2022 по делу №А58-8622/2021 о привлечении ИП <...> к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 14.27 Кодекса РФ об административных правонарушениях, по факту проведения 24.07.2021 с 19.00 до 21.00 ч. и 30.04.2021 с 21.00 до 23.00 ч. в прямом эфире на ТВ канале «НВК Саха» розыгрыша призов «Дьол Туьулгэтэ», путем проведения лотереи без решения Правительства Российской Федерации о ее проведении, либо без заключения контракта с организатором лотереи на проведение лотереи, либо после истечения установленного срока проведения лотереи, либо распространение (реализация, выдача) лотерейных билетов, лотерейных квитанций или электронных лотерейных билетов или прием лотерейных ставок среди участников лотереи без заключения договора в соответствии с законодательством о лотереях, Якутское УФАС России приходит к выводу о распространении ГБУ РС(Я) НВК «САХА» в период с 09.04.2021 по 30.04.2021 и с 29.06.2021 по 23.07.2021 в эфире республиканского телеканала НВК «Саха» на телеканале НВК «Саха» рекламы именно лотереи «Дьол Туьулгэтэ».

В соответствии со статьей 4 Закона о лотереях осуществляемое Российской Федерацией государственное регулирование отношений, возникающих в области организации лотерей и проведения лотерей, включает в себя: принятие Правительством Российской Федерации решений о проведении лотерей; издание в установленном порядке нормативных правовых актов, регулирующих организацию лотерей и проведение лотерей; ведение единого реестра лотерейных терминалов; осуществление федерального государственного надзора за проведением лотерей; установление форм и сроков представления отчетности о лотереях; установление обязательных нормативов лотереи.

Согласно части 1 статьи 13 Закона о лотереях организаторами лотерей на основании решения Правительства Российской Федерации являются: 1) федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативному правовому регулированию в сфере физической культуры и спорта; 2) федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативному правовому регулированию в сфере бюджетной деятельности.

Порядок представления федеральными органами исполнительной власти, указанными в части 1 настоящей статьи, документов, на основании которых принимается решение о проведении лотереи, определяется Правительством Российской Федерации (часть 1.1 статьи 13 Закона о лотереях).

Срок проведения лотереи составляет пятнадцать лет с возможностью его продления Правительством Российской Федерации по инициативе организатора лотереи в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Началом проведения лотереи считается дата принятия решения Правительством Российской Федерации о проведении лотереи (часть 2 статьи 13 Закона о лотереях).

Таким образом, нормами статьи 13 Закона о лотереях установлен порядок организации и проведения лотереи, согласно которым у ИП <...> существовала обязанность на получение разрешения на проведение лотереи.

Между тем, из материалов рассмотрения заявления следует, что реклама о проведении ИП <...> розыгрыша ценных призов и реализации лотерейных билетов «Дьол Туьулгэтэ», распространялась без получения на то решения Правительства Российской Федерации.

В силу части 7 статьи 38 Закона о рекламе рекламораспространитель несет ответственность за нарушение требований, установленных в том числе статьей 7 Закона о рекламе.

Таким образом, в действиях (бездействии) рекламораспространителя ГБУ РС(Я) НВК «САХА», выразившихся в распространении с 09.04.2021 по 30.04.2021 и с 29.06.2021 по 23.07.2021 в эфире республиканского телеканала НВК «Саха» рекламы лотереи, путем проведения ИП <...> розыгрыша ценных призов и реализации лотерейных билетов «Дьол Туьулгэтэ» без получения на то решения Правительства Российской Федерации имеются признаки нарушения пункта 7 статьи 7 Закона о рекламе.

На  основании изложенного, руководствуясь пунктом  2  части  1  статьи  33частей  1, 2 статьи 36 Закона о рекламе и в соответствии с пунктами 2, 13, 24, 25 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных постановлением Правительства РФ от 24.11.2020 № 1922,

о п р е д е л и л:

1. Возбудить производство по делу № 014/05/7-537/2022 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

2. Признать и привлечь к участию в деле: 

-  в качестве заявителя: Управление Федеральной налоговой службы по Республике Саха (Якутия) (<...>);

- в качестве лица, в чьих действиях содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе: государственное бюджетное учреждение Республики Саха (Якутия) Национальная вещательная компания «Саха» (ИНН <...>, ОГРН <...>, адрес регистрации:<...>).

- в качестве заинтересованного лица: индивидуального предпринимателя <...> (ИНН <...> ОГРНИП <...>, адрес: <...>).

3. Назначить рассмотрение дела № 014/05/7-537/2022 на 06 мая 2022 года в 10 часов 00 минут по якутскому времени удаленно, посредством сервиса web- видеоконференцсвязи «TrueConf», от ПАО «Ростелеком» вход в конференцию https://fas1.tconf.rt.ru/c/9630533947

Инструкция для участника web-видеоконференции находится по данной ссылке: https://fas.gov.ru/in_ca.pdf.

Явка лиц, участвующих в рассмотрении дела обязательна.

Лицам, участвующим в рассмотрении дела 014/05/7-537/2022 по существу, необходимо    до     начала    рассмотрения    дела    направить     на    электронную    почту

to14-@fas.gov.ru документы, подтверждающие полномочия лиц, участвующих в рассмотрении дела (доверенность на представителя с приложением копии документа, удостоверяющего его личность, либо копию решения об избрании законного представителя юридического лица с приложением копии документа, удостоверяющего его личность). Такие документы и информация должны быть подписаны ЭЦП, за исключением случаев ее отсутствия по уважительной причине. В случае направления Стороной документов, не подписанных ЭЦП, при рассмотрении жалобы представитель такой Стороны обязан продемонстрировать членам Комиссии Якутского УФАС России оригиналы указанных документов и в ходе своего выступления подтвердить (озвучить под аудиозапись), что копии таких документов направлены от имени этой Стороны.

При невозможности участия в режиме видеоконференцсвязи не позднее даты и времени начала рассмотрения дела по существу в электронной форме уведомить Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) (факс +7 (4112) 428046, т. 500-567 (111), to14-@fas.gov.ru.

4. государственному бюджетному учреждению Республики Саха (Якутия) Национальная вещательная компания «Саха» в срок до 05 мая 2022 года представить письменные пояснения по обстоятельствам изложенным в настоящем определении.

Председатель Комиссии                                                                                      <...>

Связанные организации

Связанные организации не указаны