Решение №б/н РЕШЕНИЯ № 014/07/3-1939/2021, № 014/07/3-1941/2019 по резул... от 15 сентября 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЯ № 014/07/3-1939/2021, № 014/07/3-1941/2019

по результатам рассмотрения жалоб

г. Якутск                                                                                        14 сентября 2021 года

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее – Комиссия) в составе:

<...> – заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), председателя Комиссии;

<...> – главного специалиста-эксперта отдела естественных монополий Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), члена Комиссии;

<...> – главного специалиста-эксперта отдела естественных монополий Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), члена Комиссии,

проведя рассмотрение дела посредством сервиса web-видеоконференцсвязи по технологии «TrueConf»,

при участии:

от заявителя, общества с ограниченной ответственностью «Группа компаний «СпецАзия» (далее – ООО «ГК СпецАзия», заявитель-1): <...> (представитель по доверенности);

от заявителя, общества с ограниченной ответственностью «Техносейл» (далее – ООО «Техносейл», заявитель-2): <...> (представитель по доверенности);

от заказчика ГУП «ЖКХ РС(Я)»: <...> (представители по доверенностям),

рассмотрев жалобы ООО «ГК СпецАзия» и ООО «Техносейл» на действия (бездействие) заказчика ГУП «ЖКХ РС(Я)» при проведении открытого конкурса в электронной форме на поставку самоходной техники для нужд филиалов ГУП «ЖКХ РС(Я)» (извещение № 32110568307),

установила:

06.09.2021 в Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) (далее – Якутское УФАС России) поступили жалобы ООО «ГК СпецАзия» и ООО «Техносейл» на действия (бездействие) заказчика ГУП «ЖКХ РС(Я)» при проведении открытого конкурса в электронной форме на поставку самоходной техники для нужд филиалов ГУП «ЖКХ РС(Я)» (извещение № 32110568307) (далее – закупка).

Из сути жалобы ООО «ГК СпецАзия» следует, что:

1. В техническом задании заказчик установил избыточные требования к отдельным техническим характеристикам предмета закупки – погрузчикам грузоподъемностью 3 т и 5 т.

2. Документация о закупке не соответствует «Положению об особенностях участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц…», утвержденному постановлением Правительства РФ от 11.12.2014 №1352, поскольку пунктом 14.3 Положения предусмотрен срок оплаты товаров, выполненных работ, оказанных услуг для субъектов малого и среднего предпринимательства в течение 15 рабочих дней.

Просят признать жалобу обоснованной.

Из сути жалобы ООО «Техносейл» следует, что документация о закупке не соответствует «Положению об особенностях участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц…», утвержденному постановлением Правительства РФ от 11.12.2014 №1352, поскольку пунктом 14.3 Положения предусмотрен срок оплаты товаров, выполненных работ, оказанных услуг для субъектов малого и среднего предпринимательства в течение 15 рабочих дней.

Заказчик с жалобой не согласился, представил письменные пояснения.

Просят признать жалобу необоснованной.

Комиссия, заслушав участвовавших в деле лиц и изучив имеющиеся в деле документы, установила следующее.

Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках) устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг юридическими лицами, указанными в части 2 статьи 1 Закона о закупках.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Законом о закупках.

Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках, при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее – положение о закупке).

В соответствии с частью 2 статьи 2 Закона о закупках, положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 Закона о закупках, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Закупочная деятельность заказчика регламентируется Положением о закупках товаров, работ, услуг для обеспечения нужд государственного унитарного предприятия «Жилищно-коммунальное хозяйство Республики Саха (Якутия)», утвержденным приказом генерального директора ГУП «ЖКХ РС (Я)» от 30.12.2019 № 1251-п.

В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколом рассмотрения заявок и подведения итогов, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) установлено следующее.

  1. Извещение и документация о проводимой закупке (далее – извещение, документация) размещены в ЕИС 19.08.2021.
  2. Начальная (максимальная) цена договора: 40 641 666.67 рублей.
  3. Дата начала срока подачи заявок: 20.08.2021.
  4. Дата окончания подачи заявок: 06.09.2021.
  5. Дата рассмотрения заявок и дата подведения итогов закупки: 09.09.2021.
  6. На участие в закупке подана 1 заявка, которая признана не соответствующей требованиям документации о закупке.

Согласно протоколу № 32110568307-02 от 06.09.2021 заказчиком (закупочной комиссией заказчика) принято в том числе решение: «В связи с отклонением единственной заявки, открытый конкурс в электронной форме признать несостоявшимся».

Комиссия Якутского УФАС России считает жалобы ООО «ГК СпецАзия» и ООО «Техносейл» необоснованными по следующим основаниям.

Первый довод жалобы ООО «ГК СпецАзия» о том, что в техническом задании заказчик установил избыточные требования к отдельным техническим характеристикам предмета закупки – погрузчикам грузоподъемностью 3т и 5т, признан необоснованным в силу следующего.

В соответствии с частью 1 статьи 1 Закона о закупках, целями его регулирования являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц, указанных в части 2 статьи 1 названного Закона (заказчиков), в товарах, работах, услугах, в том числе для целей коммерческого использования, с необходимыми показателями цены, качества и надежности.

В части осуществления закупок в соответствии с положениями Закона о закупках установлено, что порядок подготовки и проведения процедур закупок (включая способы закупок) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения устанавливаются заказчиками самостоятельно путем принятия в соответствии с Законом о закупках положения о закупке.

Согласно части 2 статьи 2 Закона о закупках, положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 Закона о закупках, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Таким образом, заказчик самостоятельно, с учетом требований Закона о закупках, вправе установить в положении о закупке все условия, касающиеся заключения договора, его исполнения и расторжения, в том числе требования к закупаемому товару.

Согласно пункту 1 части 6.1. статьи 3 Закона о закупках в описание предмета закупки указываются функциональные характеристики (потребительские свойства), технические и качественные характеристики, а также эксплуатационные характеристики (при необходимости) предмета закупки.

Таким образом, заказчик вправе включить в документацию такие требования к закупаемым товарам, которые отвечают именно его потребностям и не обязан устанавливать требования к качеству, характеристикам и условиям эксплуатации товара, которые не соответствуют потребностям самого заказчика.

В соответствии с подпунктом пунктом 1 пункта 1.8.2. Положения о закупках, в документации обязательно указываются требования к качеству, техническим характеристикам товара, работы, услуги, их безопасности, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, размерам, упаковке, отгрузке товара, результатам работы, установленные Заказчиком и предусмотренные техническими регламентами в соответствии с законодательством РФ о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации в соответствии с законодательством РФ о стандартизации, и иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара (выполняемой работы, оказываемой услуги) потребностям Заказчика.

Из анализа размещенной в ЕИС документации Комиссия установила, что предметом рассматриваемой закупки является поставка самоходной техники для нужд филиалов ГУП «ЖКХ РС(Я)».

Приложением № 2 «Технические характеристики» к договору (далее – Приложение №2) в составе документации установлены требования к поставляемым товарам «погрузчик фронтальный (или эквивалент) – грузоподъемность 3 000кг» и «погрузчик фронтальный (или эквивалент) – грузоподъемность 5 000кг» без указания конкретной модели, типа, торговой марки (бренда), каталожного номера (артикула) или наименования производителя (завода-изготовителя) указанного товара.

При этом Приложение №2 содержит конечный перечень технических характеристик поставляемого оборудования, которые позволяют определить потребности заказчика, что не противоречит Закону о закупках в части описания предмета закупки.

В этой связи представители заказчика пояснили, что технические требования к закупаемому товару, установленные в Приложении №2, составлены исходя из потребностей заказчика и разработаны на основе опыта эксплуатации ГУП «ЖКХ РС(Я)» значительное количество различных видов аналогичной техники различных производителей.

При использовании техники на объектах жизнеобеспечения в климатических условиях Крайнего Севера при продолжительном воздействии низких температур, для предприятия являются приоритетными такие характеристики качества товара, как надежность (отказоустойчивость) и продолжительность периода эксплуатации по сравнению с другими факторами, оказывающими влияние на потребности заказчика.

Таким образом, заказчик вправе самостоятельно и в необходимой степени детализировать предмет закупки, так как Закон о закупках не предусматривает ограничения по включению в документацию технических требований к товарам, отвечающих потребностям заказчика и являющихся значимыми.

Между тем, в своей жалобе ООО «ГК СпецАзия» фактически выражает свое несогласие с установленными заказчиком в документации техническими требованиями и описанию предмета закупки.

При таких обстоятельствах, Комиссия приходит к выводу о том, что предметом обжалования является именно требование ООО «ГК СпецАзия» к заказчику об установлении в документации о закупке таких технических характеристик являющегося предметом закупки товара, которые не могут отвечать потребностям заказчика.

При этом доказательств, однозначно свидетельствующих об избыточности установленных в документации требований, в материалы дела ООО «ГК СпецАзия» не представило.

В связи с чем, Комиссия не усматривает в действиях заказчика нарушений Закона о закупках.

Следовательно, первый довод жалобы ООО «ГК СпецАзия» не находит своего подтверждения и признается необоснованным.

Второй довод жалобы ООО «ГК СпецАзия» и аналогичный ему по своей сути довод жалобы ООО «Техносейл» о том, что документация о закупке не соответствует «Положению об особенностях участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц…», утвержденному постановлением Правительства РФ от 11.12.2014 №1352, поскольку пунктом 14.3 Положения предусмотрен срок оплаты товаров, выполненных работ, оказанных услуг для субъектов малого и среднего предпринимательства в течение 15 рабочих дней, признан необоснованным в силу следующего.

Постановлением Правительства РФ от 11.12.2014 №1352 утверждено «Положение об особенностях участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, годовом объеме таких закупок и порядке расчета указанного объема» (далее – Положение).

Согласно пункту 14.3 Положения, при осуществлении закупки в соответствии с подпунктом «а» пункта 4 Положения срок оплаты поставленных товаров (выполненных работ, оказанных услуг) по договору (отдельному этапу договора), заключенному по результатам закупки с субъектом малого и среднего предпринимательства, должен составлять не более 15 рабочих дней со дня подписания заказчиком документа о приемке поставленного товара (выполненной работы, оказанной услуги) по договору (отдельному этапу договора).

При этом требования пункта 14.3 Положения распространяются на закупки, которые проводятся отдельными заказчиками в рамках исполнения обязанности осуществить закупки у субъектов малого и среднего предпринимательства в течение календарного года в объеме, установленном Правительством РФ.

Из анализа размещенных в ЕИС извещения и документации Комиссия установила, что документация открытого конкурса в электронной форме на поставку самоходной техники для нужд филиалов ГУП «ЖКХ РС(Я)» (извещение № 32110568307) не устанавливала какие-либо ограничения в отношении участников закупки, следовательно, участники, относящиеся к субъектам малого и среднего предпринимательства, должны были принимать участие в закупке на общих условиях, указанных в документации, вместе с другими участниками.

Декларирование участником в заявке на участие в закупке своей принадлежности к субъектам малого и среднего предпринимательства не является основанием для оплаты выполненных работ в сроки, установленные в пункте 14.3 Положения, поскольку данный хозяйствующий субъект должен принимать участие в закупке на общих условиях, указанных в документации, вместе с другими участниками.

Данная позиция согласуется с позициями судов (Верховного Суда (Определение от 30.04.2020 №307-ЭС20-5708 по делу №А56-167042/2018), Арбитражного суда Волго-Вятского округа (дело №А11-7390/2017), Арбитражного суда Северо-Западного округа (дело №А56-167042/2018).

В связи с чем, Комиссия не усматривает в действиях заказчика нарушений Закона о закупках.

Следовательно, второй довод жалобы ООО «ГК СпецАзия» и аналогичный ему по своей сути довод жалобы ООО «Техносейл» не находит своего подтверждения и признается необоснованным.

Согласно части 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по результатам рассмотрения жалобы по существу Комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной.

Принимая во внимание вышеизложенное, руководствуясь частью 10 статьи 3 Закона о закупках, статьей 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров,

решила:

1. Признать жалобу ООО «Группа компаний «СпецАзия» на действия (бездействие) заказчика ГУП «ЖКХ РС(Я)» при проведении открытого конкурса в электронной форме на поставку самоходной техники для нужд филиалов ГУП «ЖКХ РС(Я)» (извещение № 32110568307) необоснованной.

2. Признать жалобу ООО «ТехноСейл» на действия (бездействие) заказчика ГУП «ЖКХ РС(Я)» при проведении открытого конкурса в электронной форме на поставку самоходной техники для нужд филиалов ГУП «ЖКХ РС(Я)» (извещение № 32110568307) необоснованной.

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны