Решение №014/07/3-2630/2021 РЕШЕНИЕ № 014/07/3-2630/2021 по результатам рассмотрения жал... от 27 декабря 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ № 014/07/3-2630/2021

по результатам рассмотрения жалобы

г. Якутск 27 декабря 2021 года

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее – Комиссия) в составе:

<...> – заместителя руководителя – начальника отдела естественных монополий Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), председателя Комиссии;

<...> – заместителя начальника отдела естественных монополий Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), члена Комиссии;

<...> – главного специалиста-эксперта отдела естественных монополий Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), члена Комиссии,

проведя рассмотрение дела посредством сервиса web-видеоконференцсвязи по технологии «ТrueConf»,

при участии:

от заказчика, государственного унитарного предприятия «Жилищно-коммунальное хозяйство Республики Саха (Якутия)» (далее – Заказчик, Организатор закупки, ГУП «ЖКХ РС(Я)»), <...> (представителя по доверенности),

от заявителя, акционерного общества «Кировский угольный разрез» (далее – Заявитель, АО «Кировский угольный разрез»), <...> (представителя по доверенности),

рассмотрев жалобу АО «Кировский угольный разрез» на действия (бездействие) заказчика, ГУП «ЖКХ РС (Я)» при проведении открытого конкурса на предмет закупки «Оказание услуг по автоперевозке угля для нужд ГУП «ЖКХ РС(Я)» на 2022 г. Лот №11» (извещение №32110850268),

установила:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) поступила жалоба АО «Кировский угольный разрез» от 13.12.2021 №215 (вх. № 10855э от 20.12.2020) на действия (бездействие) заказчика, ГУП «ЖКХ» РС(Я) при проведении открытого конкурса на предмет закупки «Оказание услуг по автоперевозке угля для нужд ГУП «ЖКХ РС(Я)» на 2022 г. Лот №11» (извещение №32110850268).

Из сути поданной жалобы следует, что поданная АО «Кировский угольный разрез» заявка на участие в закупке отклонена Заказчиком в связи с непредставлением копии решения об одобрении крупной сделки неправомерно, при этом Заявителем была представлена копия бухгалтерского баланса за 2020 год.

Просит признать жалобу обоснованной.

Из сути представленных пояснений следует, что Заказчик и организатор закупки ГУП «ЖКХ РС(Я)» с жалобой не согласился, представил письменные пояснения.

Просит признать жалобу необоснованной.

Комиссия, заслушав участвовавших в рассмотрении дела лиц и изучив имеющиеся в деле документы, установила следующее.

Федеральный закон от 18.07.2011 №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее также – Закон о закупках) устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг юридическими лицами, указанными в части 2 статьи 1 Закона о закупках.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135‑ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Законом о закупках.

При этом в соответствии с частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции при рассмотрении жалобы по существу комиссия антимонопольного органа рассматривает обжалуемые акты и (или) действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей.

В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона о закупках, заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее – положение о закупке).

Закупочная деятельность заказчика регламентируется «Положением о закупках товаров, работ, услуг для нужд ГУП «ЖКХ РС(Я)» (далее – Положение о закупках), утвержденным приказом от 30.12.2019 №1251-п с изменениями, утвержденными приказом от 29.06.2021 №526-п.

Согласно части 5 статьи 4 Закона о закупках при осуществлении закупки, за исключением закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) и конкурентной закупки, осуществляемой закрытым способом, в единой информационной системе размещаются информация о закупке, в том числе извещение об осуществлении конкурентной закупки, документация о конкурентной закупке, за исключением запроса предложений, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения об осуществлении конкурентной закупки и документации о конкурентной закупке, изменения, внесенные в эти извещение и документацию, разъяснения этой документации, протоколы, составляемые в ходе осуществления закупки, итоговый протокол, а также иная информация, размещение которой в единой информационной системе предусмотрено настоящим Федеральным законом и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 статьи 4 Закона о закупках.

Материалами дела, в том числе извещением об осуществлении закупки (документацией о закупке), протоколом, составленным при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) и сведениями, размещенными на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее – ЕИС) установлено следующее.

1. Извещение об открытом конкурсе в бумажной форме №32110850268 на предмет закупки «Оказание услуг по автоперевозке угля для нужд ГУП «ЖКХ РС(Я)» на 2022 г. Лот№11» размещено в ЕИС 23.11.2021.

2. Начальная (максимальная) цена договора по лоту №11 – 4 961 946.00 руб. без НДС.

3. Дата начала срока подачи заявок – 24.11.2021 (МСК+6). Дата и время окончания подачи заявок (по местному времени заказчика) – 09.12.2021 в 10:00 (МСК+6).

4. 09.12.2022 в ЕИС размещен протокол №32110850268-01 от 09.12.2021 заседания постоянной действующей Закупочной комиссии ГУП «ЖКХ РС(Я)» по процедуре вскрытия конвертов с заявками участников многолотового открытого конкурса на право заключения договора на оказание услуг по автоперевозке угля для нужд ГУП «ЖКХ РС(Я)» на 2022 г. по извещению 32110850268, согласно которому по Лоту №11 поступило 2 заявки, в том числе заявка АО «Кировский угольный разрез».

5. 10.12.2021 в ЕИС размещен протокол №32110850268-02 от 09.12.2021, согласно которому Закупочная комиссия ГУП «ЖКХ РС(Я)» приняла решение в отношении заявки АО «Кировский угольный разрез»: «Отклонить заявку участника в связи с не предоставлением в составе заявки обязательного документа согласно требованиям п.п.9 п.2.1.2. конкурсной документации, а именно отсутствует копия решения об одобрении крупной сделки. На основании п.п.3 п.1.7.7. Положения о закупках от 30.12.2019г.».

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров, выслушав пояснения лиц, участвовавших в рассмотрении настоящей жалобы, изучив имеющиеся в деле документы, пришла к выводу о признании жалобы АО «Кировский угольный разрез» необоснованной по следующим основаниям.

Частью 3.1 статьи 3 Закона о закупках установлено, что конкурентные закупки осуществляются в том числе путем проведения открытого конкурса.

В соответствии с подпунктом 1 пункта 1.2.2 Положения о закупках предусмотрено три вида конкурсов: открытый конкурс, конкурс в электронной форме, закрытый конкурс.

Как следует из материалов дела заказчиком проводится закупка в виде открытого конкурса в бумажной форме №32110850268 на предмет закупки «Оказание услуг по автоперевозке угля для нужд ГУП «ЖКХ РС(Я)» на 2022 г.» (пункт 1 раздела I «Информационная карта» конкурсной документации).

Частью 16 статьи 3.2 Закона о закупках под конкурсом в целях настоящего Федерального закона понимается форма торгов, при которой победителем конкурса признается участник конкурентной закупки, заявка на участие в конкурентной закупке, окончательное предложение которого соответствует требованиям, установленным документацией о конкурентной закупке, и заявка, окончательное предложение которого по результатам сопоставления заявок, окончательных предложений на основании указанных в документации о такой закупке критериев оценки содержит лучшие условия исполнения договора.

В соответствии с частью 6 статьи 3 Закона о закупках заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

В силу требований пункта 2 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке.

Частью 10 статьи 3.2 Закона о закупках установлено, что заявки на участие в конкурентной закупке представляются согласно требованиям к содержанию, оформлению и составу заявки на участие в закупке, указанным в документации о закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и положением о закупке заказчика.

Подпунктом «б» части 13 статьи 3.2 Закона о закупках определено, что протокол, составляемый в ходе осуществления конкурентной закупки (по результатам этапа конкурентной закупки), должен содержать сведения об основаниях отклонения каждой заявки на участие в закупке с указанием положений документации о закупке, которым не соответствует такая заявка.

В соответствии с подпунктом 7 пункта 2.5.3 Положения о закупках, заявка на участие в конкурсе должна включать решение об одобрении или о совершении крупной сделки (его копию), если требование о необходимости такого решения для совершения крупной сделки установлено законодательством РФ, учредительными документами юридического лица и если для участника закупок поставка товаров, выполнение работ, оказание услуг, выступающих предметом договора, предоставление обеспечения исполнения договора являются крупной сделкой. Если указанные действия не считаются для участника закупки крупной сделкой, представляется соответствующее письмо.

Подпунктом 9 пункта 2.1.2 конкурсной документации установлено, что заявка на участие в конкурсе должна включать решение об одобрении или о совершении крупной сделки (его копию), если требование о необходимости такого решения для совершения крупной сделки установлено законодательством РФ, учредительными документами юридического лица и если для участника закупок поставка товаров, выполнение работ, оказание услуг, выступающих предметом договора, предоставление обеспечения исполнения договора являются крупной сделкой. Если указанные действия не считаются для участника закупки крупной сделкой, либо в соответствии с законодательством не требуется согласие (одобрение) на совершение крупной сделки, то предоставляется соответствующее письмо.

Из анализа положений конкурной документации Комиссия установила, что Заказчик не установил для участников закупки при подаче заявок возможность предоставления бухгалтерского баланса за 2020 год взамен предоставляемой, согласно требованиям подпункта 9 пункта 2.1.2 конкурсной документации копии решения об одобрении или о совершении крупной сделки или соответствующего письма, в случае если указанные действия не считаются для участника закупки крупной сделкой.

Изучив поданные заявки Комиссия установила, что в форме №1 «Опись документов» заявки АО «Кировский угольный разрез» (далее – Опись) копия решения об одобрении или о совершении крупной сделки не содержится и такой документ в заявке отсутствует.

При этом в указанной Описи не содержится и в составе документов заявки отсутствует письмо о том, что указанные действия не считаются для участника закупки крупной сделкой, либо в соответствии с законодательством не требуется согласие (одобрение) на совершение крупной сделки.

Между тем, в пункте 10 Описи указан «Бухгалтерский баланс» с 93 по 105 страницы.

Представитель Заявителя пояснил, что АО «Кировский угольный разрез» приложило Бухгалтерский баланс, в котором указано, что балансовая стоимость АО «Кировский угольный разрез» за 2020 год составляет 85 621 000 рублей.

В соответствии с пунктом 1 статьи 78 Федерального закона РФ от 26.12.1995 №208-ФЗ «Об акционерных обществах» крупными сделками признаются как отдельные сделки, так и несколько взаимосвязанных сделок.

Как понимается из представленного бухгалтерского баланса 25% балансовой стоимости АО «Кировский угольный разрез» составляет 21 405 250 рублей, при этом начальная максимальная цена договора по лоту №11 (извещение № 32110850268) составляет 4 961 946 рублей, что не может являться крупной сделкой для АО «Кировский угольный разрез».

В этой связи представитель Заказчика пояснил, что необходимость предоставления участниками закупки баланса предприятия за 2020 конкурной документацией не предусмотрена, и, следовательно, Закупочная комиссия Заказчика ГУП «ЖКХ РС(Я)» не вправе принимать к рассмотрению документы или производить оценочные действия с такими документами, которые прямо не предусмотрены конкурсной документацией.

При этом представитель Заказчика пояснил, что если указанные действия не считаются для участника закупки крупной сделкой, либо в соответствии с законодательством не требуется согласие (одобрение) на совершение крупной сделки, то соответствующее письмо может быть представлено участниками закупки в свободной форме, которую каждый участник закупки выбирает самостоятельно, руководствуясь исключительно собственными правилами ведения деловой переписки и принятого делового документооборота.

Как указано в письме Минфина России от 20.08.2020 №24-02-08/73111 «О предоставлении решения одобрения крупной сделки в составе заявки на участие в закупке» следует, что в соответствии с частью 10 статьи 3.2 Закона №223-ФЗ заявки на участие в конкурентной закупке представляются согласно требованиям к содержанию, оформлению и составу заявки на участие в закупке, указанным в документации о закупке в соответствии с Законом №223-ФЗ и положением о закупке заказчика. Форма заявки на участие в запросе котировок в электронной форме устанавливается в извещении о проведении запроса котировок в соответствии с положением о закупке заказчика.

Из анализа Положения о закупке и конкурсной документации Комиссия установила, что что заказчик установил требование к участникам закупки о предоставлении решения о согласовании крупной сделки или письма о том, что сделка не является крупной.

Подавая в составе заявки указанное письмо, участнику закупки не требуется прилагать бухгалтерский баланс предприятия и расчеты стоимости активов, доказывающие что сделка не является крупной, требуется лишь «продекларировать» данное обстоятельство Заказчику.

Поскольку Заказчик не установил требований к форме и содержанию такого письма, это не влечет ограничений по отношению к потенциальным участникам закупки, не устанавливает чрезмерных требований, согласуется с обычаями делового документооборота и не является обременительным для потенциального участника.

Между тем, из анализа документов в составе поданных заявок, Комиссия установила, что в составе заявки АО «Кировский угольный разрез» отсутствует решение об одобрении крупной сделки и отсутствует письмо о том, что сделка не является крупной.

Следовательно, заявка АО «Кировский угольный разрез» не соответствует требованиям конкурсной документации.

Согласно подпункту 3 пункта 1.7.7 Положения о закупках установлено, что комиссия по закупкам при рассмотрении заявок на соответствие требованиям законодательства, настоящего Положения и конкурсной документации обязана отказать участнику в допуске в том числе в следующем случае, если участник закупки не представил документы, необходимые для участия в процедуре закупки.

Пунктом 2.3 конкурсной документации определен порядок рассмотрения заявок на участие в конкурсе. В соответствии с пунктом 2.3.1 конкурсной документации комиссия по закупкам рассматривает заявки на участие в конкурсе на предмет их соответствия требованиям, установленным законодательством и конкурсной документацией. По результатам рассмотрения заявок комиссия по закупкам принимает решение о допуске участника закупки к участию в конкурсе или об отказе в допуске (пункт 2.3.3).

Комиссия по закупкам при рассмотрении заявок на соответствие требованиям законодательства, документации о проведении открытого конкурса обязана отказать участнику в допуске в том числе в случае если участник закупки и (или) его заявка не соответствуют иным требованиям документации о закупке или Положения о закупках заказчика; участник закупки не представил документы, необходимые для участия в процедуре закупки (абзацы 2, 3 пункта 2.3.4 конкурсной документации).

Таким образом, Заказчик ГУП «ЖКХ РС(Я)» при рассмотрении заявок на участие в открытом конкурсе, проводимой не в электронной форме, а с использованием бумажного документооборота, принял правомерное решение об отклонении заявки АО «Кировский угольный разрез» в связи с не предоставлением в составе заявки обязательного документа согласно требованиям подпункта 9 пункта 2.1.2. конкурсной документации и на основании подпункта 3 пункта 1.7.7. Положения о закупках.

С учетом изложенного, на основе всестороннего исследования, оценки фактических обстоятельств и доказательств по делу в их совокупности и взаимосвязи Комиссия приходит к выводу о необоснованности жалобы по данному доводу.

Принимая во внимание вышеизложенное, руководствуясь статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров,

решила:

признать жалобу АО «Кировский угольный разрез» на действия (бездействие) заказчика, ГУП «ЖКХ» РС(Я) при проведении открытого конкурса на предмет закупки «Оказание услуг по автоперевозке угля для нужд ГУП «ЖКХ РС(Я)» на 2022 г. Лот №11» (извещение №32110850268) необоснованной.

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его вынесения.

Председатель комиссии <...> 

Члены комиссии: <...> <...> 

Связанные организации

ГОСУДАРСТВЕННОЕ УНИТАРНОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ "ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОЕ ХОЗЯЙСТВО РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)"
ИНН 1435133520, ОГРН 1031402044145
АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО "КИРОВСКИЙ УГОЛЬНЫЙ РАЗРЕЗ"
ИНН 1419005376, ОГРН 1051400893280