Решение б/н Решение от 1 июня 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Акционерное общество «САХАНЕФТЕГАЗСБЫТ»

677000, Республика Саха (Якутия), г. Якутск, ул. Чиряева, дом 3

 

Электронная площадка

Акционерное общество «ТЭК-Торг»

115191, г. Москва, Гамсоновский переулок,
д. 5, стр. 2, 5-й этаж

help@tektorg.ru

 

ООО СК «Витим-Лес» Киренский район, село Коршуново, тер б.н.п. Давыдова-1, д. 1

 

РЕШЕНИЕ

по результатам рассмотрения жалобы №014/07/3-783/2023

г. Якутск                                                                                                                  01.06.2023 г.

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры проведения торгов и порядка заключения договоров в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона «О защите конкуренции», в составе:

... – заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), председатель Комиссии;

... –  главного государственного инспектора отдела антимонопольного контроля Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), член Комиссии;

... – главного специалиста-эксперта отдела антимонопольного контроля Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), член Комиссии;

При участии посредством видеоконференцсвязи:

От заявителя: ООО СК «Витим-Лес» представитель - Б. по доверенности от 30.05.2023 г.; Воробьев Геннадий Александрович по доверенности от 30.05.2023 г.

От заказчика торгов: АО «Саханефтегазсбыт» – представитель Л. по доверенности №ЮР-4553 от 15.12.2022 г.  

Рассмотрев жалобу ООО СК «Витим-Лес» от 25.05.2023 г. перенаправленной Иркутским областным УФАС России по подведомственности на действия заказчика АО «Саханефтегазсбыт» организатора торгов при проведении закупки на перевозку речным транспортом нефтепродуктов наливом с г. Усть-Кут в навигацию 2023 года (Извещение № 32312291883 на сайте zakupki.gov.ru),

 

У С Т А Н О В И Л А:
 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) в соответствии с частью 11 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» поступила жалоба ООО СК «Витим-Лес» от 25.05.2023 г. перенаправленная Иркутским областным УФАС России по подведомственности на действия заказчика АО «Саханефтегазсбыт» организатора торгов при проведении закупки на перевозку речным транспортом нефтепродуктов наливом с г. Усть-Кут в навигацию 2023 года (Извещение № 32312291883 на сайте zakupki.gov.ru).

В своей жалобе Заявитель указывает следующее:

Акционерное общество «Саханефтегазсбыт» ИНН 1435115270, адрес местонахождения 677000, Республика Саха (Якутия), г. Якутск, ул. Чиряева, д. 3 (далее по тексту - «АО Саханефтегазсбыт»)) заключило с Публичным акционерным обществом «Ленское объединённое речное пароходство», ОГРН 1021401045258, адрес местонахождения 677980, Россия, PC (Я), Якутск, Дзержинского, 2 (далее - ПАО «ЛОРП») договор на оказание услуг по перевозке речным транспортом нефтепродуктов наливом с г. Усть-Кут в навигацию 2023 года как с единственным Перевозчиком.

Об этом факте свидетельствуют следующие источники:

14.04.2023г. на официальном сайте http://zakupki.gov.ru АО Саханефтегазсбыт разместило извещение N 32312291883 о закупке на перевозку речным транспортом нефтепродуктов наливом с г. Усть-Кут в навигацию 2023 года (далее - запрос цен).

19.04.2023г. Обществом с ограниченной ответственностью «Судоходная компания «Витим-Лес» (далее - ООО «СК «Витим-Лес») был направлен запрос заказчику на разъяснение документации по запросу цен (далее - Документация). Запрос оставлен АО Саханефтегазсбыт без ответа, так как направлен позднее, чем за 3 (три) рабочих дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке.

20.04.2023 г. ООО «СК «Витим-Лес» была подана заявка на участие в запросе цен (лоты 22, №21, №20).

02.05.2023 г. АО «Саханефтегазсбыт» направило запрос на разъяснение заявки ООО «СК «Витим-Лес» с просьбой предоставить недостающие документы. В ответ на запрос документов 02.05.2023 ООО «СК «Витим-Лес» предоставило запрошенные документы заказчику, при этом по запрошенным документам, а именно:     

по предоставлению аттестованной методики выполнения измерений грузовых танков в нефтеналивном судне, зарегистрированную в Федеральном информационном фонде по обеспечению единства измерений; свидетельства об аттестации метода измерений в танках наливных судов было предоставлено разъяснение в соответствии с п. 2 ст. 5 Федерального закона от 26.06.2008г. №            102-ФЗ «Об обеспечении единства измерений» с объяснением невозможности предоставления таких документов.

Однако данные объяснения не были приняты АО «Саханефтегазсбыт» и остались без рассмотрения.

10.05.2023г. ООО «СК «Витим-Лес» было получено сообщение, что заявка ООО «СК «Витим-Лес» на участие в закупке ЗП3041301 Перевозка речным транспортом нефтепродуктов наливом с г. Усть-Кут в навигацию 2023 года отклонена как не соответствующая требованиям, предусмотренным документацией.

Согласно протоколу № 2 от «02-11» мая 2023г. закупочной комиссией единогласно принято решение о заключении с ПАО «ЛОРП» договора на оказание услуг по перевозке речным транспортом нефтепродуктов наливом с г. Усть-Кут в навигацию 2023 года как с единственным Перевозчиком.

Указанные действия АО «Саханефтегазсбыт» нарушают п. 2 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции), а также требования к организации и порядку проведения конкурентных процедур закупок.

Под конкуренцией понимается соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке (п. 7 ст. 4 Закона о защите конкуренции). Признаки ограничения конкуренции приведены в п. 17 ст. 4 Закона о защите конкуренции, к числу которых помимо прямо поименованных относятся любые обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке.

В соответствии с частью 2 статьи 5 Федерального закона № 102-ФЗ от 26.06.2008г. «Об обеспечении измерений» методики (методы) измерений, предназначенные для выполнения прямых измерений, вносятся в эксплуатационную документацию на средства измерений. Подтверждение соответствия этих методик (методов) измерений обязательным метрологическим требованиям к измерениям осуществляется в процессе утверждения типов данных средств измерений. В остальных случаях подтверждение соответствия методик (методов) измерений обязательным метрологическим требованиям к измерениям осуществляется путем аттестации методик (методов) измерений. Сведения об аттестованных методиках (методах) измерений передаются в Федеральный информационный фонд по обеспечению единства измерений проводящими аттестацию юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями.

Согласно описанию типа средства измерения с сайта ФГИС "АРШИН" (прилагаются), методики измерений содержаться в эксплуатационной документации на средства измерений, соответственно, не подлежат аттестации, в соответствии законом.

Таким образом, поскольку методики измерений содержаться в эксплуатационной документации на средства измерений, то обязанность по предоставлению ООО «СК» Витим-Лес» аттестованной методики выполнения измерений грузовых танков в нефтеналивном судне, зарегистрированную в Федеральном информационном фонде по обеспечению единства измерений; свидетельства об аттестации метода измерений в танках наливных судов для участия в закупке отсутствует в соответствии с Федеральным законом от 26.06.2008 г. № 102-ФЗ «Об обеспечении единства измерений».

На рынке услуг перевозки внутренним водным транспортом в Республике Саха (Якутия) действуют следующие предприятия:

  1. ПАО «ЛОРП» (ИНН 1435029085);
  2. ФБУ «Администрация Ленского бассейна» (ИНН 1435033691);
  3. ООО Судоходная компания «Якутск» (ИНН 1435130134);
  4. ООО Судоходная компания «Вигим-Лес» (ИНН 3818032431);
  5. другие мелкие субъекты малого и среднего предпринимательства.

Однако согласно практики ПАО «ЛОРП» занимает доминирующее положение среди участников рынка в Республике Саха (Якутия), оказывая решающее влияние на рынок услуг по перевозке груза внутренним водным транспортом.

В связи с чем отклонение АО «Саханефтегазсбыт» заявки ООО СК Витим-Лес по причине не предоставления аттестованной методики выполнения измерений грузовых танков в нефтеналивном судне, зарегистрированную в Федеральном информационном фонде по обеспечению единства измерений и свидетельства об аттестации метода измерений в танках наливных судов является незаконным.

Пунктом 2 части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции установлен запрет на создание участникам торгов, запроса котировок, запроса предложений или нескольким участникам торгов, запроса котировок, запроса предложений преимущественных условий участия в торгах, запросе котировок, запросе предложений, в том числе путем доступа к информации, если иное не установлено федеральным законом при проведении торгов, запроса котировок цен на товары, запроса предложений.

АО «Саханефтегазсбыт» ограничило конкуренцию и создал преимущественные условия для деятельности Г1АО «ЛОРП» на рынке услуг перевозки груза внутренним водным транспортом, что привело к ограничению прав ООО «СК «Витим-Лес» и других участников данного рынка.

На основании вышеизложенного, руководствуясь п. 2 ч.1 ст. 17, ст. 18.1, ст. 39 ФЗ «О защите конкуренции»,

ПРОШУ:

 

Признать незаконными действия Акционерного общества «Саханефтегазсбыт», выразившиеся в отклонении заявки ООО «СК «Витим-Лес» на участие в закупке ЗП3041301 Перевозка речным транспортом нефтепродуктов наливом с г. Усть-Кут в навигацию 2023 года, как не соответствующая требованиям, предусмотренным документацией.

Приложение:

 

  1. Извещение о проведении закупки от 14.04.2023 г.;
  2. Документация по запросу цен в электронной форме на перевозку речным транспортом нефтепродуктов наливом с г. Усть-Кут в навигацию 2023 г.;
  3. Приложение с сайта ФГИС «Аршин»;
  4. Протокол заседания закупочной комиссии АО «Саханефтегазсбыт» по рассмотрению заявок и подведению итогов № 2 от «02-11» мая 2023 г.;
  5. Выписка из ЕГРЮЛ ООО «СК «Витим-Лес»;
  6. Свидетельство о государственной регистрации ООО «СК «Витим-Лес»;
  7. Решение № 1/2014 от 27.10.2014 г.

 

Директор Т.

 

В соответствии с Уведомлением 26.05.2023 г. №ИЛ/1817/23 Якутским УФАС России жалоба принята к рассмотрению, жалобе присвоен номер №014/07/3-783/2023 , назначена к рассмотрению посредством видеоконференцсвязи на 01 июня 2023 года в 11 часов 30 минут (по местному времени) по ссылке  https://fas1.tconf.rt.ru/c/0875470425.

31.05.2023 г. № 4833-ЭП/23 от организатора торгов: АО «Саханефтегазсбыт»  поступили возражения по доводам изложенным в жалобе.

Комиссия по рассмотрению жалобы, выслушав лиц, участвующих в рассмотрении, изучив имеющиеся доказательства и материалы жалобы, приходит к следующим выводам.

Заказчик: АО «Саханефтегазсбыт», извещение №32312291883 на сайте zakupki.gov.ru.

Способ осуществления закупки: Запрос цен в электронной форме

Наименование закупки: Перевозка речным транспортом нефтепродуктов наливом с г. Усть-Кут в навигацию 2023 года.

Дата размещения извещения: 14.04.2023

Наименование электронной площадки в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»: http://www.tektorg.ru

Адрес электронной площадки в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»: АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО "ТЭК-ТОРГ"

Подача заявок:

Дата начала срока подачи заявок 14.04.2023

Дата и время окончания срока подачи заявок (по местному времени заказчика)

21.04.2023 09:00

Место подведения итогов: в соответствии с Документацией

Дата подведения итогов: 21.04.2023

Порядок подведения итогов: в соответствии с Документацией

Количество лотов: 25

Так согласно протоколу закупочной комиссии от 02-11 мая 2023 года заявки Заявителя ООО «Судоходная компания «Витим-Лес» (Участник № 2) были отклонены и признаны не соответствующими требованиям Документации по лотам  20-22 по следующим основаниям:

На основании п.п. «г» п . 4.9.2.6 Документации: - не представлены документы согласно п.п «ж», «м» (частично), «п», «р» п. 4.5.2.2 Документации.

Пункт 4.5.2.2 Документации устанавливает требования к документам, подтверждающим соответствие Участника установленным требования.

Заявителем не представлен отчет «Расчет по страховым взносам» за 2022 года, что является нарушением п.п. «ж.» п. 4.5.2.2 Документации, (заключение прилагается).

Согласно пояснениям АО «Саханефтегазсбыт»

Согласно доводам заявителя ООО «Судоходная компания «Витим-Лес» в соответствии с частью 2 статьи 5 Федерального закона № 102-ФЗ от 26.06.2008г. «Об обеспечении измерений» методики (методы) измерений, предназначенные для выполнения прямых измерений, вносятся в эксплуатационную документацию на средства измерений. Подтверждение соответствия этих методик (методов) измерений обязательным метрологическим требованиям к измерениям осуществляется в процессе утверждения типов данных средств измерений. В остальных случаях подтверждение соответствия методик (методов) измерений обязательным метрологическим требованиям к измерениям осуществляется путем аттестации методик (методов) измерений. Сведения об аттестованных методиках (методах) измерений передаются в Федеральный информационный фонд по обеспечению единства измерений проводящими аттестацию юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями.

Заявитель указывает, что согласно описанию типа средства измерения с сайта ФГИС "АРШИН" (прилагаются), методики измерений содержатся в эксплуатационной документации на средства измерений, соответственно, не подлежат аттестации, в соответствии законом.

Заявитель указывает что таким образом, поскольку методики измерений содержаться в эксплуатационной документации на средства измерений, то обязанность по предоставлению ООО «СК» Витим-Лес» аттестованной методики выполнения измерений грузовых танков в нефтеналивном судне, зарегистрированную в Федеральном информационном фонде по обеспечению единства измерений; свидетельства об аттестации метода измерений в танках наливных судов для участия в закупке отсутствует в соответствии с Федеральным законом от 26.06.2008 г. № 102-ФЗ «Об обеспечении единства измерений».

По мнению Заявителя отклонение АО «Саханефтегазсбыт» заявки ООО «СК Витим-Лес» по причине не предоставления аттестованной методики выполнения измерений грузовых танков в нефтеналивном судне, зарегистрированную в Федеральном информационном фонде по обеспечению единства измерений и свидетельства об аттестации метода измерений в танках наливных судов является незаконным.

Комиссией Якутского УФАС России по рассмотрению жалоб установлено, что согласно  документации по запросу цен в электронной форме на перевозку речным транспортом нефтепродуктов наливом с г. Усть-Кут в навигацию 2023 года Утвержденной Приказом АО «Саханефтегазсбыт» от «13» апреля 2023 г. № Закуп – 1584, Инструкции по подготовке Заявок пунктом установлены п. 4.5.2. Требования к документам, подтверждающим соответствие Участника установленным требованиям.

В соответствии с п. 4.5.2.2. Документации - Документами, подтверждающими соответствие Участника, Коллективного участника и его членов, вышеуказанным требованиям, помимо прочих, являются следующие документы:

     ж) отчет "Расчет по страховым взносам" за 2022 год с отметкой ИФНС (в случае сдачи в бумажной форме) или с приложением квитанции ИФНС о приеме либо с электронной отметкой ИФНС (в случае сдачи в электронной форме). В случае если Участник закупки не уплачивает страховые взносы, то предоставить в письменной форме на фирменном бланке пояснение с указанием оснований для отсутствия обязательств по уплате страховых взносов.

     м) свидетельства о поверке грузовых танков нефтеналивного судна, срок действия которых распространяется на период навигации 2023 года (п.п. «б» п. 2.10.4);

     п) аттестованная методика выполнения измерений грузовых танков в нефтеналивном судне, зарегистрированную в Федеральном информационном фонде по обеспечению единства измерений (п.п. «д» п. 2.10.4);

     р) свидетельство об аттестации метода измерения в танках наливных судов (п.п. «е» п. 2.10.4).

В соответствии с п. 4.9.2.6 Документации по результатам проведения отборочной стадии закупочная комиссия также имеет право отклонить Заявки, которые:

г) поданы Участниками, не предоставившими документы (в т. ч. частично), требуемые настоящей Документацией, либо представленные документы недействительны, содержат недостоверные сведения, в том числе о стране происхождения товара.

Таким образом в случае если участником закупки при подачи заявки не приложены документы, требуемые в соответствии с Документацией заказчика, то отклонение такой заявки является правомерным, в соответствии с основаниями предусмотренными Документацией.

АО «Саханефтегазсбыт» в своих пояснениях указывает, что Вышеуказанные требования к документам участникам обусловлены статьями 5 и 9 Федерального закона от 26.06.2008 № 102 «Об обеспечении единства измерений» (далее - ФЗ-102 от 26.06.2008).

Так, согласно ст. 5 ФЗ-102 от 26.06.2008 измерения, относящиеся к сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений, должны выполняться по первичным референтным методикам (методам) измерений, референтным методикам (методам) измерений и другим аттестованным методикам (методам) измерений, за исключением методик (методов) измерений, предназначенных для выполнения прямых измерений, с применением средств измерений утвержденного типа, прошедших поверку.

В соответствии со статьей 9 ФЗ-102 от 26.06.2008 в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений к применению допускаются средства измерений утвержденного типа, прошедшие поверку в соответствии с положениями настоящего Федерального закона, а также обеспечивающие соблюдение установленных законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений обязательных требований, включая обязательные метрологические требования к измерениям, обязательные метрологические и технические требования к средствам измерений, и установленных законодательством Российской Федерации о техническом регулировании обязательных требований. В состав обязательных требований к средствам измерений в необходимых случаях включаются также требования к их составным частям, программному обеспечению и условиям эксплуатации средств измерений. При применении средств измерений должны соблюдаться обязательные требования к условиям их эксплуатации.

АО «Саханефтегазсбыт» указывает, что 02.05.2023 г. заявителю направлялся запрос о предоставлении недостающих документов, данный запрос Заявитель оставил без ответа. 04.05.2023 г. был направлен второй запрос, на который Заявителем был дан ответ, однако, документы предусмотренные п.п. «п» и «р» п. 4.5.2.2 Документации представлены не были, (скриншоты прилагаются).

 Комиссией Якутского УФАС России установлено, что заказчиком АО «Саханефтегазсбыт» составлено Заключение по метрологическим требованиям к участникам, согласно которому у участника ООО «СК» Витим-Лес» отсутствуют  аттестованная методика выполнения измерений грузовых танков в нефтеналивном судне, зарегистрированную в Федеральном информационном фонде по обеспечению единства измерений (п.п. «д» п. 2.10.4); свидетельство об аттестации метода измерения в танках наливных судов (п.п. «е» п. 2.10.4). Согласно документам, входящим в состав заявки, ООО «СК» Витим-Лес» требуемые документы не приложены.

При этом Комиссия Якутского УФАС России отмечает, что согласно части 11 статьи 3 Федерального закона «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» от 18.07.2011 N 223-ФЗ в случае, если обжалуемые действия (бездействие) совершены заказчиком, комиссией по осуществлению закупок, оператором электронной площадки после окончания установленного в документации о конкурентной закупке срока подачи заявок на участие в закупке, обжалование таких действий (бездействия) может осуществляться только участником закупки, подавшим заявку на участие в закупке.

В связи с чем жалоба на положения документации о закупке может быть подана любым лицом в антимонопольный орган до окончания срока подачи заявок на участие в закупке (Письмо ФАС России от 22.09.2022 N ДФ/87946/22).

Таким образом комиссией Заказчика АО «Саханефтегазсбыт» была правомерна отклонена заявка ООО «СК Витим-Лес» на как не соответствующая п. 4.5.2.2. Документации на основании п. 4.9.2.6 Документации, при этом обжалование положений Документации допускается до окончания срока подачи заявок на участие в закупке

На основании установленного Комиссия Якутского УФАС России приходит к выводу о необоснованности доводов жалобы ООО «СК Витим-Лес» и отсутствии в действиях заказчика АО «Саханефтегазсбыт» процедуры нарушения запроса цен в соответствии с утвержденной Документацией и Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ (ред. от 05.12.2022) «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

Согласно части 1 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

В части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции указано, что действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

Согласно пункту 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и в случае, если жалоба признана обоснованной, либо в случае установления иных не являющихся предметом обжалования нарушений (нарушений порядка организации и проведения торгов, заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися) принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного пунктом 3.1 части 1 статьи 23 настоящего Федерального закона.

 Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона «О защите конкуренции», на основании вышеизложенного, руководствуясь ст.23, ст. 18.1 Федерального закона «О защите конкуренции»,

       РЕШИЛА:

Признать жалобу №014/07/3-783/2023 ООО СК «Витим-Лес» (ИНН 3818032431) от 25.05.2023 г. перенаправленной Иркутским областным УФАС России по подведомственности на действия заказчика АО «Саханефтегазсбыт» (ИНН 1435115270)  организатора торгов при проведении закупки на перевозку речным транспортом нефтепродуктов наливом с г. Усть-Кут в навигацию 2023 года (Извещение № 32312291883 на сайте zakupki.gov.ruнеобоснованной.

Решение комиссии антимонопольного органа может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия решения.

Связанные организации

Связанные организации не указаны