Решение б/н Решение от 12 сентября 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по результатам рассмотрения жалобы №014/07/3-1277/2022

 

г. Якутск                                                                                                «12» сентября 2022 года 

                                  

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) (далее – Якутское УФАС России) по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры проведения торгов и порядка заключения договоров в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», в составе:

<…>  – врио руководителя Якутского УФАС России, председателя Комиссии;

<…> – главного государственного инспектора антимонопольного контроля Якутского УФАС России, члена Комиссии;

<…> – ведущего специалиста - эксперта отдела антимонопольного контроля Якутского УФАС России, члена Комиссии;

При участии:

<…> – представителя ГАУ РС(Я) «РБ№1 – НЦМ» по доверенности <…>.

<…> -  представителя ГАУ РС(Я) «РБ№1 – НЦМ» по доверенности <…>.

<…>– представителя ГАУ «Центр закупок Республики Саха (Якутия) по доверенности <…>.

<…> – представителя ООО «Морской ординар» по доверенности, <…>.

<…> - представителя ООО «Морской ординар» по доверенности, <…>.

 

Рассмотрев жалобу ООО «Морской ординар» на действия (бездействие) заказчика ГАУ РС (Я) «РБ №1 - НЦМ» при проведении публикуемого (открытого) аукциона в электронной форме Минздрав РС (Я) на право поставки расходного материала для рентгенхирургии

 

УСТАНОВИЛА:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) поступила жалоба от ООО «М» на действия (бездействие) заказчика «Г» при проведении публикуемого (открытого) аукциона в электронной форме на право поставки расходного материала для рентгенхирургии.

Заявитель в жалобе указывает следующие доводы:

ООО «М» (далее – Заявитель) считает, что описание объекта закупки составлено с нарушениями действующего законодательства о закупках, в частности, п. 1-2 ст. ч. 6.1 ст. 3 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках):

  1. Позиция 25 технического задания сформирована под товар единственного производителя – проводник диагностический InQwire производителя "Мерит Медикал Системс, Инк." (РУ № РЗН 2018/6896). Заказчик установил ограничивающие параметры, не позволяющие подать заявку с аналогичными медицинскими изделиями иных производителей.

Выдержка из технического задания:

25. Товар №25

25.1. Наименование товара: Диагностический проводник Bentson

25.2. Количество товара (с указанием единицы измерения товара (согласно ГОСТ 8.417-2002 или ОКЕИ): 50 штук

25.3. Требования к изменяемым и не подлежащим изменению показателям характеристики товара:

Таблица №25

№ п/п

Наименование показателя характеристики товара

Слова и (или) знаки, сопровождающие значение

Значения показателя характеристики товара

Единица измерения значения

(согласно ГОСТ 8.417-2002 или ОКЕИ)

ГОСТ, регламент, стандарт

Min

Max

Изменяемые

Не подлежащие изменению

1

Длина проводника 

 

175

185

 

 

сантиметр

ГОСТ Р 50444-2020 (р. 3,4), ГОСТ Р ИСО 10555.1-99, ГОСТ Р ИСО 10555.2-99, ГОСТ Р 52770-2016, ГОСТ Р 19126-2007, Стандарты серии 10993

2

Длина гибкой дистальной части проводника

не менее

 

 

20

 

сантиметр

3

Размер проводника

 

 

 

 

0,89

миллиметр

 

25.4. Требования к показателям характеристики товара, которые не подлежат изменению по результатам закупки, в дополнение к указанным показателям в столбце «Не подлежащие изменению» таблицы №25:

Диагностический проводник с покрытием из политетрафторэтилена по всей длине проводника. Материал ядра проводника - нержавеющая сталь.  Ядро проводника фиксированное. Конфигурация дистальной части проводника – Bentson.  Кончик проводника- прямой. Проводник упакован в защитное пластиковое кольцо.

 

На скриншоте представлены параметры проводника диагностического InQwire производителя "Мерит Медикал Системс, Инк." (РУ № РЗН 2018/6896):

 

Ссылка на источник: https://cloud.merit.com/catalog/Brochures/400521005-D.pdf

 

Под описание объекта закупки могли бы подойти следующие медицинские изделия: проводник Starter производителя Boston и проводник производителя Cook, однако они не соответствуют по требуемому параметру «Длина гибкой дистальной части проводника не менее 20 сантиметр»:

  • Выкопировка из каталога (стр.10) производителя Boston, где представлена характеристика длины гибкой дистальной части проводника Starter равной 15см:

 

Копия каталога направлена с жалобой.

 

  • Выкопировка из каталога (стр.206) производителя Cook, где представлена характеристика длины гибкой дистальной части проводника равной 15см:

 

Копия каталога Cook направлена с жалобой.

  1. Позиции 37, 37 и 38 технического задания сформированы под товар единственного производителя – набор запирающегося дренажного катетера ReSolve производителя "Мерит Медикал Системс, Инк." (РУ № РЗН 2019/8037). Заказчик установил ограничивающие параметры, не позволяющие подать заявку с аналогичными медицинскими изделиями иных производителей.

Выдержка из технического задания:

36. Товар №36

36.1. Наименование товара: Наружный дренаж «свиной хвост» 6,5 F

36.2. Количество товара (с указанием единицы измерения товара (согласно ГОСТ 8.417-2002 или ОКЕИ): 200 штук

36.3. Требования к изменяемым и не подлежащим изменению показателям характеристики товара:

Таблица №36

№ п/п

Наименование показателя характеристики товара

Слова и (или) знаки, сопровождающие значение

Значения показателя характеристики товара

Единица измерения значения

(согласно ГОСТ 8.417-2002 или ОКЕИ)

ГОСТ, регламент, стандарт

Min

Max

Изменяемые

Не подлежащие изменению

1

Совместимость катетера дренажного с проводником размером

не менее

 

 

0,90

 

миллиметр

ГОСТ Р 50444-2020 (р. 3,4), ГОСТ Р ИСО 10555.1-99, ГОСТ Р ИСО 10555.2-99, ГОСТ Р 52770-2016, ГОСТ Р 19126-2007, Стандарты серии 10993

2

Длина дренажного катетера

 

24

26

 

 

сантиметр

3

Наличие дренажных отверстий

не менее

 

 

7

 

штука

4

Размер катетера 

 

 

 

 

6.5

F

 

36.4. Требования к показателям характеристики товара, которые не подлежат изменению по результатам закупки, в дополнение к указанным показателям в столбце «Не подлежащие изменению» таблицы №36:

Катетер дренажный универсальный запирающийся. Наличие выпрямителя кончика.  В комплекте присутствуют канюли: металлическая и пластиковая. Конфигурация кончика дренажного катетера Pigtail. Наличие репозиционного устройства для разблокировки катетера в комплекте. Наличие катетеров дренажных в комплекте с устройством для фиксации дренажного катетера к телу пациента для обеспечения безопасного ношения дренажа и защиты его от попадания влаги, фиксирующего дренажный катетер с помощью нитей.

37. Товар №37

37.1. Наименование товара: Наружный дренаж «свиной хвост» 8,5F

37.2. Количество товара (с указанием единицы измерения товара (согласно ГОСТ 8.417-2002 или ОКЕИ):

37.3. Требования к изменяемым и не подлежащим изменению показателям характеристики товара:

Таблица №37

№ п/п

Наименование показателя характеристики товара

Слова и (или) знаки, сопровождающие значение

Значения показателя характеристики товара

Единица измерения значения

(согласно ГОСТ 8.417-2002 или ОКЕИ)

ГОСТ, регламент, стандарт

Min

Max

Изменяемые

Не подлежащие изменению

1

Совместимость катетера дренажного с проводником размером

не менее

 

 

0,90

 

миллиметр

ГОСТ Р 50444-2020 (р. 3,4), ГОСТ Р ИСО 10555.1-99, ГОСТ Р ИСО 10555.2-99, ГОСТ Р 52770-2016, ГОСТ Р 19126-2007, Стандарты серии 10993

2

Длина дренажного катетера

 

25

27

 

 

сантиметр

3

Наличие дренажных отверстий

не менее

 

 

7

 

штука

4

Размер катетера 

 

 

 

 

8.5

F

 

37.4. Требования к показателям характеристики товара, которые не подлежат изменению по результатам закупки, в дополнение к указанным показателям в столбце «Не подлежащие изменению» таблицы №37:

Катетер дренажный универсальный запирающийся. Наличие выпрямителя кончика.  В комплекте присутствуют канюли: металлическая и пластиковая. Конфигурация кончика дренажного катетера Pigtail. Наличие репозиционного устройства для разблокировки катетера в комплекте. Наличие катетеров дренажных в комплекте с устройством для фиксации дренажного катетера к телу пациента для обеспечения безопасного ношения дренажа и защиты его от попадания влаги, фиксирующего дренажный катетер с помощью нитей.

38. Товар №38

38.1. Наименование товара: Наружный дренаж «свиной хвост» 10F

38.2. Количество товара (с указанием единицы измерения товара (согласно ГОСТ 8.417-2002 или ОКЕИ): 60 штук

38.3. Требования к изменяемым и не подлежащим изменению показателям характеристики товара:

Таблица №38

№ п/п

Наименование показателя характеристики товара

Слова и (или) знаки, сопровождающие значение

Значения показателя характеристики товара

Единица измерения значения

(согласно ГОСТ 8.417-2002 или ОКЕИ)

ГОСТ, регламент, стандарт

Min

Max

Изменяемые

Не подлежащие изменению

1

Совместимость катетера дренажного с проводником размером

не менее

 

 

0,90

 

миллиметр

ГОСТ Р 50444-2020 (р. 3,4), ГОСТ Р ИСО 10555.1-99, ГОСТ Р ИСО 10555.2-99, ГОСТ Р 52770-2016, ГОСТ Р 19126-2007, Стандарты серии 10993

2

Длина дренажного катетера

 

 

 

 

25

сантиметр

3

Наличие дренажных отверстий

не менее

 

 

7

 

штука

4

Размер катетера 

 

 

 

 

10

F

 

38.4. Требования к показателям характеристики товара, которые не подлежат изменению по результатам закупки, в дополнение к указанным показателям в столбце «Не подлежащие изменению» таблицы №38:

Катетер дренажный универсальный запирающийся. Наличие выпрямителя кончика.  В комплекте присутствуют канюли: металлическая и пластиковая. Конфигурация кончика дренажного катетера Pigtail. Наличие репозиционного устройства для разблокировки катетера в комплекте. Наличие катетеров дренажных в комплекте с устройством для фиксации дренажного катетера к телу пациента для обеспечения безопасного ношения дренажа и защиты его от попадания влаги, фиксирующего дренажный катетер с помощью нитей.

 

На скриншоте представлены параметры набор запирающегося дренажного катетера ReSolve производителя "Мерит Медикал Системс, Инк." (РУ № РЗН 2019/8037):

 

 

Ссылка на источник (стр.6): https://cloud.merit.com/catalog/Brochures/401418001.pdf (копия каталога направлена с жалобой).

Под описание объекта закупки мог бы подойти дренажный катетер Dawson-Mueller производителя Cook, однако он не соответствует по параметрам: «Наличие дренажных отверстий не менее 7», так как имеет 5 боковых отверстий и не производится с требуемым размером катетера 6.5F и 10F:

 

Ссылка на источник: https://schag.ru/brands/cook/Drenirovenie-2008-rus.pdf

 

  1. По позиции 56 технического задания невозможно корректно заполнить заявку, так как в описание объекта закупки прослеживается противоречивая информация.

Выдержка из технического задания:

56. Товар № 56

56.1. Наименование товара: Проводник гидрофильный

56.2. Количество товара (с указанием единицы измерения товара (согласно ГОСТ 8.417-2002 или ОКЕИ): 5 штук

56.3. Требования к изменяемым и не подлежащим изменению показателям характеристики товара:

Таблица №56

№ п/п

Наименование показателя характеристики товара

Слова и (или) знаки, сопровождающие значение

Значения показателя характеристики товара

Единица измерения значения

(согласно ГОСТ 8.417-2002 или ОКЕИ)

ГОСТ, регламент, стандарт

Min

Max

Изменяемые

Не подлежащие изменению

1

Длина проводника

 

 

 

 

260

Сантиметр

ГОСТ Р 50444-2020 (разд. 3,4.), ГОСТ Р ИСО 11070-2010 ГОСТ Р 52770-2016, ГОСТ ISO 10993-1-2011, ГОСТ Р ИСО 10993-2-2009, ГОСТ ISO 10993-4-2011, ГОСТ ISO 10993-5-2011, ГОСТ ISO 10993-7-2016, ГОСТ ISO 10993-9-2011, ГОСТ ISO 10993-10-2011, ГОСТ ISO 10993-11-2011, ГОСТ ISO 10993-12-2015, ГОСТ ISO 10993-18-2011

 

2

Размер проводника

 

 

 

 

0,89

Миллиметр

 

56.4. Требования к показателям характеристики товара, которые не подлежат изменению по результатам закупки, в дополнение к указанным показателям в столбце «Не подлежащие изменению» таблицы №56:

Диагностический проводник с гидрофильным покрытием по всей длине проводника. Материал ядра - нитинол или нержавеющая сталь, ядро проводника фиксированное, конфигурация кончика - изогнутый. Проводник упакован в пластиковое кольцо.

По параметру 56.4 Заказчиком установлены требования, которые не подлежат изменению, при этом параметр «Материал ядра ­­- нитинол или нержавеющая сталь» содержит союз «или», если обратиться к инструкции по заполнению заявки, данный союз должен быть исключен и участник закупки должен указать конкретную характеристику.

Выдержка из инструкции:

 

 

 

  1. Позиция 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47 и 52 технического задания сформированы под товар единственного производителя Cook Medical, а именно:
  • П.39 – Набор TDS-80-PDA производителя «Вильям Кук Юроп АпС» (РУ №РЗН 2015/2815)
  • П.40 – 45 – Спирали эмболизационные для сосудистой эмболизаци производителя "Кук Инкорпорэйтед" (РУ №РЗН 2014/2221)
  • П. 46-47 – Иглы биопсийные производителя "Кук Медикал Юроп Лтд." (РУ №РЗН 2017/6493)
  • П. 52 – Корзинка-экстрактора NCircle Nitinol Tipless Stone Extractor производителя "Кук Инкорпорэйтед" (РУ №РЗН 2015/3454)

 Заказчик установил ограничивающие параметры, не позволяющие подать заявку с аналогичными медицинскими изделиями иных производителей.  При этом участник закупки не может поставить данные медицинские изделия, поскольку фактически осуществить закупку медицинских изделий компании «COOK Medical» в настоящее время нет возможности.  Подтверждаем это следующей информацией.  

20 апреля 2022 г. Между Заявителем и Заказчиком был заключен Договор № 01-3751 ТФ/МкП (далее – Договор) (Приложение № 4).

В соответствии с п. 1.1 Договора Поставщик обязуется поставить Заказчику расходной материал для рентгенхирургии, указанный в Спецификации, в частности медицинские изделия компании «COOK Medical».

С целью удовлетворения нужд Заказчика по государственному Договору ООО «М» направило запрос Исх. № 45 от 14 апреля 2022 г. (Приложение № 5) в Закрытое акционерное общество «Ш», являющимся официальным дистрибьютором продукции компании «COOK Medical», с намерением получения коммерческого предложения с уточнением сроков поставки медицинских изделий.

19 апреля 2022 г. в адрес ЗАО «Ш» повторно направлен запрос Исх. № 45 от 14 апреля 2022 г. Отсутствие ответа на запрос от 19 апреля 2022 г. указывает на очередное очевидное и умышленное затягивание в предоставлении необходимой информации.

28 апреля 2022 г. с целью получения информации для качественного и своевременного удовлетворения в полном объеме нужд Заказчика запрос Исх. № 45 от 14 апреля направлен в третий раз.

На обращение, датированное 28 апреля 2022 г., представитель ЗАО «Ш» направил ответ с указанием на отсутствие товара в наличии организации, а также приостановление поставок соответствующего товара на неопределенный срок. В процессе деловой переписки представителю ЗАО «Ш» адресована просьба, выраженная в направлении на официальном бланке организации информации об отсутствии в наличии поименованного в запросе товара и невозможности определения сроков возобновления его поставок.

Данная информация запрашивалась для надлежащего исполнения обязательств Поставщика по Договору перед Заказчиком. Ответным письмом представитель ЗАО «Ш» уведомил ООО «М» о том, что «официальный ответ будет дан только на официальный запрос от больницы и после согласования с юридической службой» (Приложение № 6).

01 июля 2022 г. на имя генерального директора ЗАО «Ш» Курину С.Н. направлен очередной запрос коммерческого предложения Исх. № 89 (Приложение № 7). Представитель ЗАО «Ш» продублировал ответы об отсутствии в наличии поименованного в запросе товара и невозможности определения сроков возобновления его поставок с указанием, что указанные сведения на официальном бланке будут предоставлены только уполномоченным представителям государственного учреждения (Приложение № 7).

В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 3 Закона о закупках при проведении закупки Заказчик обязан руководствоваться принципами равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки. Принцип равноправия, установленный в указанной норме, предполагает недопустимость предъявления различных требований к участникам закупки, находящимся в одинаковом положении, в отсутствие к тому причин объективного и разумного характера.

Заказчик установил в техническом задании требования, направленные на ограничение количества производителей и поставщиков. В соответствии с п. 10 обзор судебной практики по вопросам, связанным с применением Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», утвержденного президиумом Верховного Суда Российской Федерации, включение в документацию о закупке требований к закупаемому товару, которые свидетельствуют о его конкретном производителе, в отсутствие специфики такого товара, его использования является ограничением конкуренции.

В силу ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) при проведении торгов, запроса котировок цен на товары, запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции. Законодательные требования направленны на недопущение ограничения конкуренции и обеспечения объективного описания технических характеристик товара, необходимых заказчику.

Согласно ч. 2 ст. 17 Закона о защите конкуренции при проведении торгов, запроса котировок, запроса предложений в случае закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд запрещается не предусмотренное федеральными законами или иными нормативными правовыми актами ограничение доступа к участию в торгах, запросе котировок, запросе предложений.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 3 Закона о закупках, ст. 17, п.1 ч.1 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции прошу:

  1. Признать настоящую жалобу обоснованной.
  2. Приостановить определения поставщика путем проведения Аукциона в части заключения контракта до рассмотрения настоящей жалобы, по существу.
  3. Признать в действиях Заказчика нарушение требований ст. 3, Закона о закупках, ст. 17 Закона о защите конкуренции.
  4. Выдать Заказчику предписание об устранении допущенных нарушений, в том числе о внесении изменений в документацию об Аукционе в соответствии с настоящей жалобой.

 

Приложения:

  1. Копия брошюры медицинского изделия «InQwire» Merit Medical.
  2. Копия каталога продукции «Cook».
  3. Копия каталога продукции Boston Scientific.
  4. Договор № 01-3751-ТФ/МкП на поставку расходного материала для рентгенхирургии от 20 апреля 2022 г.
  5. Запрос в ЗАО «Ш» Исх. № 45 от 14 апреля 2022 г.
  6. Скриншот (снимок экрана) почтовых электронных отправлений ООО «М».
  7. Запрос коммерческого предложения в ЗАО «Ш» Исх. № 89 от 01 июля 2022 г.
  8. Скриншот (снимок экрана) почтовых электронных отправлений ООО «М».

 

Директор

ООО «М»                    <…>

 

В соответствии с ч. 1 ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. №135-ФЗ "О защите конкуренции" по правилам статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года №223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд

Общие принципы и основные требования к проведению закупок товаров, работ и услуг отдельными видами юридических лиц установлены Федеральным законом от 18.07.2011 г. №223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках).

Согласно части 5 статьи 3 Закона о закупках, Участником закупки является любое юридическое лицо или несколько юридических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала либо любое физическое лицо или несколько физических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, в том числе индивидуальный предприниматель или несколько индивидуальных предпринимателей, выступающих на стороне одного участника закупки.

В силу ч. 10 ст. 3 Закона о закупках, любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года №135-ФЗ "О защите конкуренции", с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки.

В силу части 13 статьи 3 Закона о закупках, рассмотрение жалобы антимонопольным органом должно ограничиваться только доводами, составляющими предмет обжалования.

Таким образом, полномочия антимонопольного органа по принятию мер реагирования в отношении закупок, осуществляемых в рамках Закона о закупках, ограничены.

Закупочная деятельность Заказчика регламентируется Положением о закупках (утв. на основании протокола заседания Наблюдательного Совета «Г» №3, от 30.06.2022 г.).

Заказчик: «Г»;

Предмет договора: Поставка расходного материала для рентгенхирургии;

Дата публикации извещения: 09.08.2022;

Дата начала срока подачи заявок: 09.08.2022 00:00 (МСК +6);

Дата и время окончания подачи заявок: 02.09.2022 10:00 (МСК+6);

Уведомлением о поступлении жалобы Якутским УФАС России от 02.09.2022 (вх. №6622э) была принята жалоба к рассмотрению и присвоен номер 014/07/3-1277/2022.

Уведомление направлено сторонам, рассмотрение назначено на 12.09.2022 года в 16 ч 00 минут посредством видеоконференцсвязи.

08.09.2022 от «Г» поступило возражение на жалобу, заказчик с доводами жалобы не согласен, представил необходимые для рассмотрения документы и отзыв на жалобу, в котором указывает на отсутствие нарушений при организации и проведении закупки

12.09.2022 в 16 ч 00 мин. посредством видеоконференцсвязи Комиссия Якутского УФАС России рассмотрела жалобу ООО «М» №014/07/3-1277/2022.

В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

Часть 2 статьи 2 Закона о закупках устанавливает, что положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок определения и обоснования начальной (максимальной) цены договора, цены договора, заключаемого с единственным поставщиком (исполнителем, подрядчиком), включая порядок определения формулы цены, устанавливающей правила расчета сумм, подлежащих уплате заказчиком поставщику (исполнителю, подрядчику) в ходе исполнения договора (далее - формула цены), определения и обоснования цены единицы товара, работы, услуги, определения максимального значения цены договора, порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 настоящего Федерального закона, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

В соответствии с частью 10 статьи 3.2 Закона о закупках, заявки на участие в конкурентной закупке представляются согласно требованиям к содержанию, оформлению и составу заявки на участие в закупке, указанным в документации о закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и положением о закупке заказчика. Форма заявки на участие в запросе котировок в электронной форме устанавливается в извещении о проведении запроса котировок в соответствии с положением о закупке заказчика.

Согласно подпунктам 2, 16 пункта 5.2 Порядка взаимодействия заказчиков Республики Саха (Якутия) с государственным казенным учреждением Республики Саха (Якутия) «Центр закупок Республики Саха (Якутия)» при осуществлении закупок товаров, работ, услуг в рамках Федерального закона от 18 июля 2011 г. №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», утвержденного Постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 10 декабря 2021 г. №512 заказчик разрабатывает описание предмета закупки и утверждает извещение и (или) документацию о закупке.

Согласно части 6.1 статьи 3, пункта 1 части 10 статьи 4 Закона о закупках следует, что заказчик вправе самостоятельно определять предмет закупки и его характеристики в соответствии с потребностью в том или ином товаре.

Потребности заказчика являются определяющим фактором при установлении им соответствующих требований. Законом о закупках не предусмотрено ограничений по включению в документацию требований к товару, работе, услуге, являющихся значимыми для заказчика, а также обоснования потребности заказчика при установлении требований к поставляемому товару, оказываемой услуге, выполняемой работе.

Закон о закупках не содержит норм, ограничивающих право заказчика включать требования к предмету закупки, которые являются для него значимыми, равно как и норм, обязывающих заказчика устанавливать вопреки его потребностям такие требования к характеристикам объекта закупки, которые соответствовали бы всем существующим видам товаров, работ, услуг.

Согласно пояснениям заказчика, требования к обжалуемым заявителем значениям характеристик поставляемых товаров, установленным частью 3 аукционной документации (Описание предмета закупки), обусловлены следующим:

Требования к длине гибкой дистальной части товара №25 установлены соответствующим образом в связи с тем, что в случае извитых сосудов (артерий) для продвижения и навигации внутри них необходима более длинная гибкая дистальная часть, в противном случае имеется высокий риск травматизации сосуда с негативными для пациента последствиями, вплоть до летального исхода.

Требования к наличию дренажных отверстий товаров №36, 37, 38 установлены соответствующим образом в связи с тем, что наличие увеличенного количества дренажных отверстий по сравнению с изделиями, на которые ссылается заявитель, позволяет быстрее и качественнее проводить дренирование полостей, так как общая дренируемая площадь увеличивается прямо пропорционально увеличению количеству дренажных отверстий. Это непосредственно играет большую роль для лечения пациентов: ускоряется процесс лечения, предотвращаются такие грозные состояния для пациентов как сепсис.

Требования к товарам № 39-47, 52 установлены соответствующим образом в связи с тем, что спирали эмболизационные и системы доставки к ним используются 3 при проведении операций в большинстве случаев для детей младшего возраста (до года и старше), что предъявляет к ним повышенные требования к безопасности, удобству применения и наличию опыта использования у хирургов. Именно простота использования этой системы, безопасность и хороший клинический эффект на протяжении более 20 лет позволяет проводить успешно эти операции ежегодно более 30 детям, тем самым избавляя этих детей от необходимости проведения открытой травмирующей операции и в целом снижая заболеваемость и инвалидизацию этих пациентов от данной патологии. Иглы биопсийные и корзинки урологические применяются у тяжело больных пациентов, в том числе онкологических для установления и подтверждения диагноза. Без проведения данной процедуры пациенты не имеют возможности получать специфическое лечение. У данной группы пациентов также имеются клинические особенности, при которых указанные изделия зарекомендовали себя с наилучшей стороны и результат достигается с минимальной травматизацией и максимальным клиническим эффектом, так как зачастую биопсийный материал забирается с высоким риском травматизации крупных сосудов и соседних органов, что в свою очередь может привести к грозным осложнениям и летальному исходу. Получаемый материал всегда соответствует требованиям для проведения гистологического, иммуногистохимического исследований и является обязательным условием при проведении данной процедуры.

Таким образом, обжалуемые заявителем требования к закупаемым товарам – медицинским изделиям, оказывающим непосредственное влияние на здоровье и жизнь человека, установлены заказчиком на основании многолетнего опыта исходя из его потребностей для достижения при лечении пациентов наилучшего терапевтического эффекта, максимального исключения любых нежелательных реакций и последствий, а также безопасности и эффективности осуществления диагностических и лечебных процедуры.

В отношении требования к материалу ядра товара №56 поясняем, что данное требование установлено в части 3 аукционной документации (Описание предмета закупки) следующим образом:

  1. По позиции 56 технического задания невозможно корректно заполнить заявку, так как в описание объекта закупки прослеживается противоречивая информация.

Выдержка из технического задания:

56. Товар № 56

56.1. Наименование товара: Проводник гидрофильный

56.2. Количество товара (с указанием единицы измерения товара (согласно ГОСТ 8.417-2002 или ОКЕИ): 5 штук

56.3. Требования к изменяемым и не подлежащим изменению показателям характеристики товара:

Таблица №56

№ п/п

Наименование показателя характеристики товара

Слова и (или) знаки, сопровождающие значение

Значения показателя характеристики товара

Единица измерения значения

(согласно ГОСТ 8.417-2002 или ОКЕИ)

ГОСТ, регламент, стандарт

Min

Max

Изменяемые

Не подлежащие изменению

1

Длина проводника

 

 

 

 

260

Сантиметр

ГОСТ Р 50444-2020 (разд. 3,4.), ГОСТ Р ИСО 11070-2010 ГОСТ Р 52770-2016, ГОСТ ISO 10993-1-2011, ГОСТ Р ИСО 10993-2-2009, ГОСТ ISO 10993-4-2011, ГОСТ ISO 10993-5-2011, ГОСТ ISO 10993-7-2016, ГОСТ ISO 10993-9-2011, ГОСТ ISO 10993-10-2011, ГОСТ ISO 10993-11-2011, ГОСТ ISO 10993-12-2015, ГОСТ ISO 10993-18-2011

 

2

Размер проводника

 

 

 

 

0,89

Миллиметр

56.4. Требования к показателям характеристики товара, которые не подлежат изменению по результатам закупки, в дополнение к указанным показателям в столбце «Не подлежащие изменению» таблицы №56:

Диагностический проводник с гидрофильным покрытием по всей длине проводника. Материал ядра - нитинол или нержавеющая сталь, ядро проводника фиксированное, конфигурация кончика - изогнутый. Проводник упакован в пластиковое кольцо.

При этом частью 2 аукционной документации (Требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке. Порядок проведения аукциона. Инструкция по заполнению заявки участниками закупки) установлено следующее:

 

4.2. Порядок заполнения первой части заявки участника закупки

 

  1. В целях применения в документации в описании предмета закупки устанавливаются требования к изменяемым показателям характеристики товара и (или) показателям характеристики товара, которые не подлежат изменению по результатам закупки.
  2. Порядок представления согласия участника аукциона на поставку товара, выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией и не подлежащих изменению по результатам проведения аукциона, в том числе, установленных заказчиком в описании предмета закупки значений показателей товара, которые не могут изменяться (такое согласие дается с применением программно­-аппаратных средств электронной площадки без прикрепления документов на электронной площадке) следующий:

ВНИМАНИЕ!!! При заполнении первой части заявки возможно два случая:

а)    при осуществлении закупки на выполнение работ, оказание услуг, поставку товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг, при котором в описании предмета закупки НЕ УСТАНОВЛЕНЫ требования К ИЗМЕНЯЕМЫМ показателям характеристики товара, а также в случае наличия в описании предмета закупки требований к изменяемым показателям характеристики товара и указания в документации на товарный знак, если участник закупки предлагает товар, который обозначен товарным знаком, таким же как указанным в документации, требуется исключительно СОГЛАСИЕ участника закупки на поставку товара, выполнение работы или оказание услутн на условиях, предусмотренных документацией и не подлежащих изменению по результатам проведения закупки (такое согласие дается с применением программно-аппаратных средств электронной площадки);

ИЛИ

             б)   при осуществлении закупки товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг в случае установления заказчиком в описании предмета закупки ИЗМЕНЯЕМЫХ ЗНАЧЕНИЙ показателей товара, а также в случае отсутствия в документации указания на товарный знак или в случае, если участник закупки предлагает товар, который обозначен товарным знаком, отличным от товарного знака, указанного в документации требуется:

            -    согласие участника закупки на поставку' товара, выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией и не подлежащих изменению по результатам проведения закупки (такое согласие дается с применением программно­-аппаратных средств электронной площадки),

             И

  • конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации, и указание на товарный знак (при наличии).

Таким образом, учитывая положения Инструкции по заполнению заявки по данной позиции Описания предмета закупки участнику закупки необходимо было представить лишь согласие на поставку товара на условиях, предусмотренных документацией. Положения Инструкции по заполнению заявки на которые ссылается заявитель в данном случае не применимы.

Положения Закона о закупках направлены на обеспечение конкуренции не между товарами и производителями товаров, а между участниками закупок, при этом основной задачей этих норм является не столько обеспечение максимально широкого круга участников закупок, сколько выявление в результате этого определения лиц, исполнение договора которыми в наибольшей степени удовлетворит потребности заказчика в необходимом ему товаре.

Согласно пункту 3 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются, в том числе следующим принципом: целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика.

Кроме того, в рассматриваемом случае предметом закупки является право на заключение договора на поставку товара, а не на его изготовление, поэтому участником закупки может выступать любое юридическое, физическое лицо, индивидуальный предприниматель, в том числе лицо, не являющееся производителем требуемого к поставке товара, готовое поставить товар, отвечающий требованиям извещения о проведении закупки и удовлетворяющий потребностям заказчика.

Следовательно, любой участник закупки имеет возможность приобрести товар с необходимыми заказчику свойствами у производителя и предложить его к поставке в рамках данной закупки (поставщик-посредник, дистрибьютор, производитель).

На основании пункта 1 части 6.1 статьи 3 Закона о закупках при описании в документации о конкурентной закупке предмета закупки Заказчик должен руководствоваться следующим правилом, а именно: в описании предмета закупки указываются функциональные характеристики (потребительские свойства), технические и качественные характеристики, а также эксплуатационные характеристики (при необходимости) предмета закупки.

В частности, пункт 2 части 6.1 статьи 3 Закона о закупках допускает обоснованное ограничение количества участников закупки, в том числе путем установления требований к конкретному производителю товара, ее товарному знаку, если это обусловлено спецификой предмета закупки. Заказчик может не давать поставщикам возможность поставить аналог, когда закупает товары, которые нужны для взаимодействия с имеющейся продукцией. При этом другие с ней несовместимы. 

Исходя из вышеизложенного, медицинские изделия установлены заказчиком на основании многолетнего опыта исходя из его потребностей для достижения при лечении пациентов наилучшего терапевтического эффекта, максимального исключения любых нежелательных реакций и последствий, а также безопасности и эффективности осуществления диагностических и лечебных процедуры.

Отсутствие у каких-либо лиц, заинтересованных в заключении договора, возможности поставить товар, соответствующий потребностям заказчика, не свидетельствует о нарушении заказчиком прав этих лиц, а также ограничении числа участников закупки.

Кроме того, согласно протоколу рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе №<...> от 07.09.2022 на участие в электронном аукционе поступили 3 (три) заявки от участников закупки, все из которых допущены к участию в электронном аукционе.

Данные факты свидетельствуют о наличии на рынке как минимум трех лиц, способных поставить заказчику необходимый товар и однозначно опровергают довод заявителя в части ограничения конкуренции при осуществлении закупки.

На основании установленного, Комиссия Якутского УФАС России не находит нарушений в действиях заказчика «Г» при проведении публикуемого (открытого) аукциона в электронной форме на право поставки расходного материала для рентгенхирургии.

Согласно пункту 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и в случае, если жалоба признана обоснованной, либо в случае установления иных не являющихся предметом обжалования нарушений (нарушений порядка организации и проведения торгов, заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися) принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного пунктом 3.1 части 1 статьи 23 настоящего Федерального закона.

На основании вышеизложенного и руководствуясь статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия)

                                                                      

Р Е Ш И Л А:

 

Признать жалобу ООО «М» на действия (бездействие) заказчика «Г» при проведении публикуемого (открытого) аукциона в электронной форме на право поставки расходного материала для рентгенхирургии необоснованной;

Решение комиссии антимонопольного органа может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия решения.

 

 

Председатель Комиссии:          

 

<…>

 

 

 

Члены Комиссии:                         

 

           <…>

 

 

 

 

 

   <…>

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны