Решение №АК/2104/23 Р Е Ш Е Н И Е по делу №014/01/17-276/2023 о нарушении антим... от 8 июня 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Р Е Ш Е Н И Е

 по делу №014/01/17-276/2023 о нарушении антимонопольного законодательства

 

г. Якутск                                             резолютивная часть оглашена «26» мая 2023 года

изготовлено в полном объеме «07» июня 2023 года

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по рассмотрению дела №014/01/17-276/2023 о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

*** – заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), председателя Комиссии;

*** – главного государственного инспектора отдела антимонопольного контроля Якутского УФАС России, члена Комиссии;

*** – главного специалиста-эксперта отдела антимонопольного контроля Якутского УФАС России, член Комиссии,

при участии в дистанционном режиме с использованием систем видеоконференцсвязи:

*** – начальника ГБУ РС (Я) «Якутская база авиационной охраны лесов» на основании Приказа №14-1к от 11.01.2019 г.;

В отсутствие представителей иных лиц,

рассмотрев дело №014/01/17-276/2023 по признакам нарушения пункта 2 части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

У С Т А Н О В И Л А:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) поступило заявление Счетной палаты Российской Федерации, содержащее информацию о наличии в действиях ГБУ РС (Я) «Якутская база авиационной охраны лесов» (далее - ГБУ «Авиалесоохрана») нарушения пункта 2 части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» при проведении электронного аукциона на оказание авиационных услуг (извещение от 15 декабря 2020 г. №0816500000620013915 на сайте zakupki.gov.ru).

Согласно содержанию материалов, ГБУ «Авиалесоохрана», в документацию об электронном аукционе (часть 2 «Описание объекта закупки на оказание авиационных услуг по проведению лесоавиационных работ для субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций») включены требования, предусматривающие оказание авиационных услуг по проведению лесоавиационных работ по тренировке на воздушном судне АН-2 (далее – самолет АН-2), а также наличие у экипажа допуска на работы на самолете АН-2 (высадка в районе пожара групп парашютистов-пожарных, сброс вымпелов, посадка на площадку с подбором, ранее принятую в эксплуатацию).

Согласно проекту контракта, предусмотрена обязанность исполнителя выставлять воздушное судно с допущенными к выполнению авиалесоохранных работ, а также к работе с внешней подвеской грузов и работе с ВСУ (водосливное устройство), экипажа и техническим составом на временное базирование в аэропортах и авиаплощадках (пунктах базирования) согласно заданию заказчика по распределению воздушного судна, объемов и стоимости работ по тренировке (пункт 3.14 проекта контракта).

В соответствии с определением о назначении дела №014/01/17-276/2023 о нарушении антимонопольного законодательства к рассмотрению от 16.03.2023 г., Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) в действиях ГБУ «Авиалесоохрана» выявлены признаки нарушения пункта 2 части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции.

На основании Приказа Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) №5 от 14.03.2023 о возбуждении дела и создании Комиссии по рассмотрению дела №014/01/17-276/2023 о нарушении антимонопольного законодательства в отношении ГБУ «Авиалесоохрана» возбуждено настоящее дело.

Рассмотрение дела назначено на 12 апреля 2023 года в 15 часов 00 минут.

12.04.2023 г. в Управление поступило ходатайство ГБУ «Авиалесоохрана» об отложении рассмотрения дела в связи со служебным выездом начальника ГБУ «Авиалесоохрана».

Определением об отложении рассмотрения дела №014/01/17-276/2023 от 12 апреля 2023 года рассмотрение отложено на 17 апреля 2023 года.

Определением об отложении рассмотрения дела №014/01/17-276/2023 от 14 апреля 2023 года рассмотрение отложено на 19 апреля 2023 года в 10 часов 00 минут.

На рассмотрении дела от 19.04.2023 начальник ГБУ «Авиалесоохрана» озвучил пояснения, представленные ранее в рамках исполнения определения о назначении дела №014/01/17-276/2023 о нарушении антимонопольного законодательства к рассмотрению от 16 марта 2023 года.

Рассмотрение дела от 19 апреля 2023 года было отложено Комиссией Якутского УФАС России на 17 мая 2023 года в связи с необходимостью получения дополнительной информации.

Рассмотрение дела от 17 мая 2023 года было отложено Комиссией Якутского УФАС России на 26 мая 2023 года в связи с необходимостью получения дополнительной информации.

На рассмотрении дела от 05.07.2022 начальник ГБУ «Авиалесоохрана» не озвучил дополнительных пояснений и доводов.

Комиссия по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства, выслушав лиц, участвующих в рассмотрении дела, рассмотрев материалы настоящего дела, установило следующее.

ГБУ «Авиалесоохрана», в документацию об электронном аукционе (часть 2 «Описание объекта закупки на оказание авиационных услуг по проведению лесоавиационных работ для субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций») включены требования, предусматривающие оказание авиационных услуг по проведению лесоавиационных работ по тренировке на воздушном судне АН-2 (далее – самолет АН-2), а также наличие у экипажа допуска на работы на самолете АН-2 (высадка в районе пожара групп парашютистов-пожарных, сброс вымпелов, посадка на площадку с подбором, ранее принятую в эксплуатацию).

Также, согласно проекту контракта, предусмотрена обязанность исполнителя выставлять воздушное судно с допущенными к выполнению авиалесоохранных работ, а также к работе с внешней подвеской грузов и работе с ВСУ (водосливное устройство), экипажа и техническим составом на временное базирование в аэропортах и авиаплощадках (пунктах базирования) согласно заданию заказчика по распределению воздушного судна, объемов и стоимости работ по тренировке (пункт 3.14 проекта контракта).

В ходе рассмотрения материалов, установлено следующее.

Согласно приложению №10 к Методическим рекомендациям по организации работы органов управления РСЧС в пожароопасный сезон, утв. МЧС России 20 июня 2015 года, водосливные устройства предназначены для транспортировки на внешней подвеске вертолетов Ми-8МТВ, Ка-32, Ми-26 и слива воды на различные очаги пожаров или в накопительные емкости на земле.

Учитывая, что применение на самолетах АН-2 устройств на внешние подвески груза и работы с водосливными устройствами не предусмотрено, аукционная документация, включая проект контракта, содержат условия, которые приводят к невозможности оказания услуг в соответствии с условиями контракта. Кроме того, поскольку условиями контракта предусмотрено оказание услуг по тренировке, в ходе которых осуществляется десантирование людей с самолета с помощью парашютов установление требований к воздушному судну в части работы с внешней подвеской грузов и работы с водосливным устройством является необоснованным.

Данная позиция, также подтверждается ответом Якутского территориального отдела государственного авиационного надзора Межрегионального территориального управления Федеральной службы по надзору в сфере транспорта по Дальневосточному Федеральному округу (вх. №1670э от 07.03.2023), в котором указано, что самолет АН-2 предназначен для перевозки грузов и пассажиров. При незначительном переоборудовании он может быт применен также для следующих целей:

- транспортные;

- авиационно-химические и санитарные полеты;

- лесоавиационные полеты;

- аэрофотосъемочные полеты;

- полеты в высоких широтах Арктики и в Антарктиде;

- поисково-спасательные полеты.

В соответствии с Руководством по летной эксплуатации самолета АН-2, утвержденного начальником УЛС МГА Майоровым А.Г. от 14.06.1983 внешняя подвеска для самолетов АН-2 не предусмотрена, следовательно, требование документации о закупке, в части применения на самолетах АН-2 устройств для внешней подвески груза и работы с водосливными устройствами не обосновано.

Так же необосновано требование документации о закупке, в части применения на самолетах АН-2 устройств для внешней подвески груза и работы с водосливными устройствами при оказании услуг по тренировке, десантировании людей с самолета с помощью парашютов.

По результатам указанного электронного аукциона на основании протокола рассмотрения единственной заявки на участие в электронном аукционе от 24 декабря 2020 г. №0816500000620013915-4 между ГБУ «Авиалесоохрана» и ООО АК «МИАН» (ИНН 6155089348) на условиях, предусмотренных аукционной документацией, заключен государственный контракт от 12 января 2021 г. №0816500000620013915_160705 на оказание авиационных услуг для проведения лесоавиационных работ на сумму 11 714 190, 00 рублей.

Согласно данным из открытых источников, сведениям из ЕГРЮЛ, а также информации представленной Счетной палатой Российской Федерации установлено, что у ГБУ «Авиалесоохрана» с ООО «АК «МИАН», как с единственным поставщиком, по результатам несостоявшихся электронных аукционов было заключено 15 государственных контрактов на оказание авиационных услуг. 

Как установлено Якутским УФАС России в Документации об электронном аукционе отсутствуют требования к воздушному судну с допущенными к выполнению авиалесоохранных работ, а также к работе с внешней подвеской грузов и работе с водосливным устройством, такое требование установлено в проекте контракта в пункте 3.1.4.

Порядком взаимодействия заказчиком Республики Саха (Якутия) с государственным казенным учреждением Республики Саха (Якутия) «Центр закупок Республики Саха (Якутия)» при осуществлении закупок товаров, работ, услуг (утв. Указом Главы РС (Я) от 01 октября 2018 г. №19) (далее – Порядок), действовавшим на момент проведения электронного аукциона №0816500000620013915 определено взаимодействие государственног8о казенного учреждения Республики Саха (Якутия) «Центр закупок Республики Саха (Якутия)» и заказчиков при осуществлении полномочий на определение поставщиков для заказчиков  Республики Саха (Якутия) в соответствии с частями 1, 4 и 7 статьи 26 Закона о контрактной системе.

Пунктом 1.2 Порядка установлено, что определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) осуществляется уполномоченным учреждением в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для заказчиков Республики Саха (Якутия).

В соответствии с пунктом 3.3 Порядка, заказчики направляют заявку на закупку в уполномоченное учреждение с предварительным резервированием средств через автоматизированную систему Бюджет-WEB.

Согласно подпункту 9 пункта 3.4 Порядка Заявка на закупку содержит подписанные электронной подписью в АИС «WEB-Торги-КС» информацию и сведения в соответствии с Федеральным законом от 05 апреля 2013 г. №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», в том числе:

- проект контракта (договора).

Согласно пункту 4.4 Порядка при несоответствии заявки на закупку требованиям законодательства Российской Федерации и иным нормативным правовым актам и настоящего Порядка уполномоченное учреждение возвращает заказчику заявку на доработку в сроки, установленные пунктами 4.1 – 4.2 настоящего Порядка. 

В соответствии с подпунктом 2 пункта 5.1 Порядка Уполномоченное учреждение проверяет представленную заказчиком заявку на закупку на соответствие положениям пунктов 1.2, 3.4 настоящего порядка, соответствие требованиям законодательства Российской Федерации и Республики Саха (Якутия).

Подпунктом 4 пункта 5.2 Порядка предусмотрена обязанность Заказчика разработки проекта контракта (договора).

В своих пояснениях ГБУ «Авиалесоохрана» сообщает, что требования об  обязанности исполнителя выставлять воздушное судно с допущенными к выполнению авиалесоохранных работ, а также к работе с внешней подвеской грузов и работе с ВСУ (водосливное устройство), экипажа и техническим составом на временное базирование в аэропортах и авиаплощадках (пунктах базирования) согласно заданию заказчика по распределению воздушного судна, объемов и стоимости работ по тренировке (пункт 3.14 проекта контракта), указана только в проекте контракта, так как данная версия контракта является типовой, разработанной ГБУ «Авиалесоохрана». Если у потенциальных участников аукциона возникали какие-либо вопросы по данному проекту контракта, то они могли сделать запрос на разъяснение положений аукционной документации или при подписании контракта сформировать протокол разногласий к контракту.

В ГКУ «Центр закупок Республики Саха (Якутия)» был сделан запрос информации (исх. №02/1238), в ответе на который уполномоченное учреждение сообщило, что заявка заказчика на доработку не возвращалась.

Из системного толкования норм ч. 1 ст. 34, ч. 10 ст. 83.2 Закона о контрактной системе следует, что контракт заключается на условиях, предусмотренных в т.ч. документацией о закупке; проект контракта - неотъемлемая часть этой документации.

Частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса об административных правонарушениях предусмотрена ответственность за утверждение конкурсной документации, документации об аукционе, документации о проведении запроса предложений, определение содержания извещения о проведении запроса котировок с нарушением требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, за исключением случаев, предусмотренных частями 4 и 4.1 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере трех тысяч рублей.

Согласно сведениям, документация об электронном аукционе утверждена ГБУ РС (Я) «Якутская база авиационной охраны лесов» и подписана электронной подписью.

Действия ГБУ «Авиалесоохрана» формируют состав правонарушения, предусмотренный частью 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ, однако в соответствии с частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ, срок давности привлечения к административной ответственности составляет 1 год.

Документация электронного аукциона опубликована в Единой информационной системе в сфере закупок 15.12.2020 г., таким образом, срок давности привлечения к административной ответственности истек.

Касательно доводов о том, что у ГБУ «Авиалесоохрана» с ООО «АК «МИАН», как с единственным поставщиком, по результатам несостоявшихся электронных аукционов было заключено 15 государственных контрактов на оказание авиационных услуг, Комиссия Якутского УФАС России считает необходимым отметить следующее.

На основании поступивших ответов на запросы от электронных торговых площадок, сделаны следующие выводы.

Закупка №0816500000620013915 объявлена в форме электронного аукциона. Заявок иных участников на участие, кроме ООО АК «МиАН» в электронном аукционе не поступало, в связи с чем, электронный аукцион признан несостоявшимся, а контракт заключен с единственным участником, подавшим заявку. Остальные закупочные процедуры, по результатам проведения которых между ГБУ «Авиалесоохрана» и ООО АК «МиАН» были заключены контракты, также объявлялись в форме конкурентных процедур, однако, были признаны несостоявшимися в связи с подачей единственной заявки на участие, либо ООО АК «МиАН» по результатам рассмотрения на участие Комиссией по рассмотрению заявок признавалось победителем, при наличии иных участников.

За период с опубликования извещения о проведении электронного аукциона и до момента заключения договора, жалоб на действия (бездействие) заказчика, либо организатора закупки при организации и проведении данного электронного аукциона №0816500000620013915, а также на положения аукционной документации, в Якутское УФАС России не поступало.

Таким образом, из материалов настоящего дела установлено отсутствие в действиях ГБУ «Авиалесоохрана» признаков нарушения пункта 2 части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции.

Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьей 48 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства,

Р Е Ш И Л А:

Прекратить рассмотрение дела N 014/01/17-276/2023, возбужденное в отношении ГБУ РС (Я) «Якутская база авиационной охраны лесов» (ГБУ «Авиалесоохрана») по признакам нарушения пункта 2 части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции, в связи с отсутствием нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых комиссией действиях (бездействии).

Решение антимонопольного органа может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия. Решение также может быть обжаловано в коллегиальный орган федерального антимонопольного органа.

 

Председатель Комиссии                                                                               ***

 

 

Члены Комиссии:                                                                                              ***

 

 

 

***

 

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны