Решение б/н по факту распространения в информационно-телекоммуникационно... от 31 января 2019 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Р Е Ш Е Н И Е

по делу №014/05/5-14/2019 по признакам нарушения законодательства о рекламе

 

г. Якутск                                        резолютивная часть оглашена «19» марта  2019 г.

                                                       изготовлено в полном объеме «26» марта 2019  г.

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) в составе:

<…>

При участии:

- заявитель: гр. <…> не явилась, поддержал свое заявление,  направил ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие, надлежащим образом извещен;

- лица, в чьих действиях содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе:

-  ООО <…>, Республика Саха (Якутия), 677000,  ИНН/КПП: <…> ОГРН: <…> 677000, РС (Я), ул. <…>;

 - ИП <…>, Республика Саха (Якутия), 677000, г. Якутск,  ул. <…>, представитель по доверенности от 04.03.2019 г. <…>. 

Рассмотрев дело №014/05/5-14/2019, возбужденное по обращению гр. <…>  (вх.№11397э от 28.12.2018 г.), а также материалы, указывающее на  факты распространения в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» с использованием поисковой сети Яндекс, Гугл рекламы  ООО <…> с признаками нарушения пункта 4 части 3 статьи 5, части 7 статьи 5 Федерального закона от 13 марта 2006 г. № 38-ФЗ «О рекламе», по существу

у с т а н о в и л а:

 

28 декабря 2018 г.  в Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) поступило обращение гр. <…>,  указывающее на факты распространения в рекламе ООО <…> несоответствующей действительности информации о скидках на мониторы  40 % на реализуемый в магазине <…>.

 Заявитель сообщает, что 22.12.2018 г.  в сети «Интернет», на странице <…>, а именно при входе на электронную почту  «Яндекс»  на сайте: <…> подомен <…>,  увидел статичные  баннеры с интересной для себя контекстной рекламой  ООО <…>,  в рекламе сообщается следующее: «Дикие  скидки до 40% ЖМИ! Только в декабре скидки до 40% на мониторы в Сопротивление! Каталог, Рассрочка, Комплектующая. Акция. <…>, «Видеокарты со скидкой до 40% Якутск!», реклама привлекает внимание  на реализуемые по акции в одноименном магазине  в  компьютеры, на мониторы,   на видеокарты и комплектующие.

Заявитель сообщил, что заинтересовавшись выгодным предложением, а именно  скидками до 40 % на компьютеры и мониторы, указанными в контекстной  рекламе ООО «Сопротивление», решил купить монитор со скидкой 40%. При   входе 22.12.2018 г. на сайт  <…>, заявитель не обнаружил монитор со скидкой  40%.

Заявитель указывает, что позвонил в магазин <…>, от продавцов  узнал, что в магазине <…>  скидок в размере  40% на мониторы,  не имеется. По мнению заявителя, данный факт указывает на нарушение законодательства о рекламе, в связи наличием в рекламе несоответствующих в действительности сведений о скидках до 40% на мониторы.

Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) определением о возбуждении дела №014/05/5-14/2019 по признакам нарушения законодательства РФ о рекламе от 31.01.2019 г.  возбуждено производство по делу.

19.02.2019 г. в ходе рассмотрения дела представитель ООО <…>, что Общество отношение к производству и распространению рекламы на сайте: <…> не имеет. Вопросами производства и размещения рекламы в сети «Интернет» в том числе на сайте <…>, имеет ИП <…>.

В связи необходимостью привлечения  к участию в деле ИП <…>,  в качестве лица, в чьих действиях содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе, рассмотрение дела продлено и отложено на 19 марта 2019 г.

 19 марта 2019 г. представитель ИП <…> по доверенности <…>  сообщил, что между ИП <…> и ООО <…>, заключен договор о представлении рекламных услуг от 12.01.2018 г. Согласно условиям, которого Общество передает техническое задание со списком аукционных товаров для производства и распространения в сети Интернет  контекстной рекламы. На основании технического задания ИП <…> самостоятельно изготавливает и размещает контекстную рекламу в сети Интернет (Яндекс.Дирет, ГуглЭдвордс).

<…> уточнил, что по условиям договора, заключенного на оказание рекламных услуг с ООО «Сопротивление»,  в начале декабря 2018 г. ИП <…> получив техническое задание от заказчика, определил  содержание рекламы рассматриваемой рекламы. При этом, с учетом спроса на предновогодние скидки и с ограниченным количеством аукционных товаров,  товара  могли закончиться раньше окончания срока акции. Для того, чтобы менять в зависимости от наличия товара содержание рекламы, следит за количеством товаров в специальной программе,  ИП <…>. Обществом предоставлен  доступ в программу движения товара.

<…> сообщил, что  ИП <…> своевременно имея доступ к информации о наличии или отсутствии аукционных товаров, указанных в техническом задании, не проследил за информацией и не внес в содержание рекламы изменения, хотя как данные положение расписано в договоре.

<…> считает, что за ненадлежащее исполнение условий договора,  ответственность возложена на  ИП <…>.

На вопрос Комиссии, какое количество мониторов было выставлено на реализацию со скидкой 40% по действующей акции.

Представитель ИП <…>, пояснил, что по количеству аукционный список не содержит сведений. В техническом задании информации не имеется сколько мониторов по 40% будет продано в период акции.  ИП <…> обязан самостоятельно отслеживать информацию о количестве товаров, как про размеру скидок, и  по количеству, поскольку  имеет доступ к специальной программе движения товара продавца товара. <…> полагает,  что на момент обращения заявителя в магазин (22.12.2018 г.), возможно мониторов со скидкой 40% в продаже уже не имелось, хотя акция еще не закончилась.

Также <…>, сообщил, что  нарушение закона о рекламе,  произошло по вине ИП <…>, так как он имея доступ к базе данных движения товаров,  своевременно не обновлял  содержание рекламы в зависимости от наличия или отсутствия у продавца аукционных товаров, в том числе и мониторов со скидкой 40%.

Заслушав объяснения лица, участвующих в деле, изучив имеющиеся в материалах дела документы, Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), пришла к следующим выводам.

28 декабря 2018 г.  в Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) поступило обращение гр. <…>,  в котором указывались факты использования в рекламе ООО <…> несоответствующей действительности информации о скидках до 40 % на реализуемый в магазине мониторы.

 Заявитель сообщает, что в сети «Интернет» на странице: https://mail.yandex.ru, а именно при входе на электронную почту  «Яндекс»  на сайте: <…>, подомен <…>  увидел статичные  баннеры с интересной для себя контекстной рекламой  ООО <…>. В рекламе сообщается следующее: «Дикие  скидки до 40% ЖМИ! Только в декабре скидки до 40% на мониторы в <…>! Каталог, Рассрочка, Комплектующая. Акция. <…>, а также  «Видеокарты со скидкой до 40% Якутск! на реализуемые по акции в одноименном магазине  в  компьютеры, на мониторы,   на видеокарты».

Заявитель указывает, что заинтересовавшись выгодным предложением, указанным в контекстной рекламе, а именно  скидками до 40 % на мониторы и компьютеры, позвонил в магазин <…>. При этом, узнал у продавцов магазина <…>, что скидок в размере  40% на мониторы,   не имеется, а в действительности  на компьютеры и мониторы  действует скидка только до 5%.

Заявитель также сообщил, что в рекламе ООО <…> при сообщении на  скидки до 40% и реализации в декабре по акции компьютеров, мониторов и видеокарт, при обращении на сайт  продавца товара: <…>,  22 декабря 2018 г. не обнаружил монитор с указанной в рекламе скидкой  40%.

В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Федерального закона "О рекламе" под рекламой понимается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Согласно пункту 2 статьи 3 Федерального закона "О рекламе" объект рекламирования - это товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.

Таким образом, рекламой признается информация, одним из признаков которой является направленность такой информации на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Информация, размещенная в сети Интернет на сайте: <…> по ссылке <…>  является рекламой, поскольку адресована неопределенному кругу лиц и направлена на привлечение внимания к деятельности ООО <…> по реализации компьютеров, мониторов и других аукционных товаров  со скидкой по акции до 40% с 1 по 31  декабря 2018 г.

При этом баннер, при клике мышкой отсылает посетителя ресурса на  сайт продавца товара <…> и таким образом повышает популярность рекламируемого контента. В рекламе указан срок действия акции на весь декабрь 2018 г.

Таким образом, размещенная по адресной ссылке на сайте <…>, контекстной рекламы ООО <…> - «Дикие скидки  до 40%» на  видеокарту <…>, компьютеры, мониторы и комплектующие на момент обращения заявителя на сайт и продавцу, а именно 22 декабря 2018 г. не отвечала критериям достоверности по мониторам.

  Указанная рекламная информация по своему содержанию, способу распространения адресована неопределенному кругу лиц, направлена на привлечение внимания, формирование и поддержание интереса к объекту рекламирования, а именно продаже по акции компьютеров, мониторов и видеокарт, комплектующих со скидкой до 40% на всеьпериод действия скидок, а именно с 1 по 31 декабря 2018 г., что способствует продвижению его на рынке, информация отвечает  всем признакам рекламы.

Согласно пункту 4 части 3 статьи 5 Федерального закона "О рекламе" недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о стоимости или цене товара, порядке его оплаты, размере скидок, тарифов и других условий приобретения товара.

Материалами дела установлено, что ООО <…> 20.11.2018 г. направило ИП <…> письмо с приложением  технического задания на подготовку рекламной компании в поисковой и медийной сети Яндекс и Гугл. Сроки проведения указаны с 01 по 31 декабря 2018 г.,  приложение содержит  список аукционных товаров по наименованию, стоимости и размере скидок.

В перечне аукционных товаров, указанном в приложении, содержится 4 вида монитора марки Pilips 21.5 со скидкой 10%, мониторы 19,5 и  27,9 TN LED со скидкой 40%, монитор AOC 21.5 со скидкой 15%,   монитор Asus 23,6 со скидкой 15%.

При этом, информации о количестве (штук) по товарам в том числе и по  мониторам, выставленных по акции товарах в приложении не имеется. В приложении указаны, три вида ноутбука Lenova IdeaPad И5045 со скидкой 14%, Acer  Extensa ЕХ 2530-30А5 со скидкой 8%, Dell Inspiron 3558 со скидкой 5%, список аукционных товаров на декабрь 2018 г., также содержит 3 вида видеокарты 2 - 3Gb со скидкой 11% и 17% , GT (Nvidia) со скидкой 40% и ASUS со скидкой 11%.

В ходе рассмотрения дела установлено, что аукционные товары (мониторы) со скидкой 40% были в ограниченном количестве, следовательно,  аукционные товары со скидкой 40%, с учетом ажиотажного спроса (в том числе мониторы), могли закончиться  до 22 декабря 2018 г.

В связи с чем, в день обращения заявителя, т.е. 22.12.2018 г. в магазин и при поиске на сайте <…>, заявитель не обнаружил мониторы со скидкой 40%, поскольку фактически в продаже мониторов со скидкой 40% 22.12.2018 г. не имелись, поскольку уже закончились.  Данные обстоятельства подтверждаются материалами дела, письменными и устными пояснениями ИП <…>.

Таким образом,  при указании в рекламе ООО <…> на скидки до 40% за весь период действия акции, фактически  с 1 по 31  декабря 2018 г. на мониторы, в день обращения заявителя магазине <…>, а именно 22.12.2018 г. у продавца мониторов со скидкой  40%, в продаже уже не имелось.

Данные обстоятельства указывают, что рассматриваемая <…>, контекстная реклама ООО <…>, распространенная с 22.12.2018 по 31.12.2018 г. содержит не соответствующие действительности сведения о размере скидок на мониторы.

 При этом, любой потребитель контекстной рекламы размещенной на сайте: <…>, в том числе и другие поисковые площадки (согласно технического задания), желающий приобрести рекламируемые объекты  (мониторы, компьютеры, видеокарту и другие комплектующие) у продавца товара со скидкой до 40%, и обратившийся с этой целью на сайт <…>, а также непосредственно продавцу товара,   фактически в период действия акции (с 22 по  31 декабря 2018 г.),  не имел возможности приобрести объект рекламирования (мониторы, компьютеры, видеокарты и другие комплектующие), поскольку на тот момент  у продавца товара ООО <…>, а именно  22.12.2018 г. в период действия  срока акции (до 31.12.2018 г.) любой товар из списка аукционных товаров,  мог уже закончится, в виду ограниченного количества аукционных товаров и повышенного спроса.

В связи с чем, указанная реклама 22 декабря 2018 г. не соответствует критериям достоверности по мониторам со скидкой до 40%,     что свидетельствует нарушении требований пункта 3 части 3 статьи 5 Федерального закона "О рекламе", в соответствии с которым недостоверной признается реклама, которая содержит   не соответствующие действительности сведения о возможности  приобретения товара в течение определенного срока.

Отсутствие в  рекламе информации, что  товары (мониторы) в ограниченном количестве, что возможно в день обращения покупатель может не купить, указанные в рекламе товары со скидкой до 40%, указывает на то, что рассматриваемая реклама 22 декабря 2018 г. содержала не соответствующие действительности сведения о размере скидок и других условий приобретения товара.

Следовательно, реклама ООО <…> о реализации компьютеров, комплектующих, мониторов и видеокарты со скидкой до 40%,  распространяемая с 22.12.2018 г. по 31.12.2018 г. на сайте <…> - Яндекс почты является ненадлежащей нарушающей требования пункта 3 и   пункта 4 части 3 статьи 5 Федерального закона "О рекламе", в части отсутствия существенной информации о возможности  приобретения товара в течение определенного срока, а также не соответствующие действительности сведения о размере скидок и других условий приобретения товара.

Согласно статьи 3 Федерального закона «О рекламе» ненадлежащая реклама - реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.

В силу части 4 статьи 38 Федерального закона «О рекламе» нарушение рекламодателями, рекламопроизводителями, рекламораспространителями законодательства Российской Федерации о рекламе влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.

Частью 1 статьи 14.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность за нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем, рекламораспространителем законодательства о рекламе.

На основании статьи 3 Федерального закона «О рекламе» рекламодателем понимается лицо,  изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо, под рекламопроизводителем понимается лицо, осуществляющее полностью или частично приведение информации в готовую для распространения в виде рекламы форму.

 В соответствии с частью 6 статьи 38 Федерального закона "О рекламе" ответственность за нарушение требований, установленных частью 3 статьи 5 Федерального закона "О рекламе", несет рекламодатель.

Рекламопроизводитель (лицо, осуществляющее полностью или частично приведение информации в готовую для распространения в виде рекламы форму - п. 6 ст. 3 ФЗ "О рекламе") согласно ч. 8 ст. 38 ФЗ "О рекламе" несет ответственность за нарушение требований ч. 3 ст. 5 Федерального закона "О рекламе"  в случае, если будет доказано, что нарушение произошло по его вине.

Материалами дела установлено, что рекламопроизводителем рассматриваемой рекламы ООО <…>, т.е. изготовителем и   определившим объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицом, является индивидуальный предприниматель <…>. Данные обстоятельства подтверждаются представленными в материалы дела документами, договором, платежными документами,  письменными и устными пояснениями ООО <…>, ИП <…>.

 На момент принятия решения, Комиссия не располагает информацией, что ИП <…> прекращено размещение рассматриваемой рекламы ООО <…>  на сайте <…> Яндекс почта и в других поисковых площадках, указных в техническом задании, что указывает на необходимость в выдачи рекламопроизводителю предписания о прекращении нарушения законодательства о рекламе.

На основании вышеизложенного, руководствуясь  частью   3 статьи  5, пунктом 1 части 2 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с п. 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства о рекламе, Комиссия

 

решила:

 

  1. Признать рекламу ООО <…>, распространяемую в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» по адресной ссылке <…>, а именно при входе на электронную почту  «Яндекс»  на сайте: <…> поддомен <…>, ненадлежащей, нарушающей требования пункта 3 и пункта 4 части 3 статьи 5 Федерального закона от 13 марта 2006 г. № 38-ФЗ «О рекламе»;
  2. Выдать ИП <…> предписание о прекращении распространения ненадлежащей рекламы;
  3. Материалы настоящего дела передать уполномоченному лицу для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренного статьей 14.3 Кодекса об административных правонарушениях.

 

 

Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня вынесения настоящего решения.

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны