Решение б/н РЕШЕНИЕ по результатам рассмотрения дела № 02-88/11А о нару... от 10 июня 2014 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

РЕШЕНИЕ

по результатам рассмотрения дела № 02-88/11А

 о нарушении антимонопольного законодательства

 

г. Якутск                                                        резолютивная часть оглашена «23» августа 2011 г.

                                                            изготовлено в полном объеме «05» сентября 2011 г.

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по рассмотрению дела №02-88/11А о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

<…> – заместитель руководителя – начальник отдела антимонопольного контроля  Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), председатель Комиссии;

 <…> – заместитель начальника отдела антимонопольного контроля Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), член Комиссии;

<…> – старший государственный инспектор отдела антимонопольного контроля Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), член Комиссии;

при участии:

от ответчика: генеральный директор <…>;

от заявителя: главный государственный инспектор <…>;

от заинтересованного лица: <…> по доверенности № 424 от 31.12.2010; <…> по доверенности № 376 от 18.08.2011.

рассмотрев дело №02-88/11А, возбужденное по признакам нарушения Автономной некоммерческой организацией Учебно-методический центр охраны труда (далее также – АНО УМЦОТ) части 1 статьи 14 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», установленных в ходе рассмотрения заявления Государственной инспекции труда в Республике Саха (Якутия),

 

у с т а н о в и л а:

 

02.06.2011 в Якутское УФАС России поступило уведомление Государственной инспекции труда в Республике Саха (Якутия) о том, что АНО Учебно-методический центр по охране труда проведена аттестация рабочих мест по условиям труда в Амгинском, Горном, Усть-Алданском, Сунтарском филиалах ГУП «ЖКХ РС(Я)» в отсутствие аккредитации на оказание такого рода услуг.

Заявитель указывает, что в соответствии с требованиями Приказа Минздравсоцразвития РФ от 01.04.2010 № 205н «Об утверждении перечня услуг в области охраны труда, для оказания которых необходима аккредитация, и Правил аккредитации организаций, оказывающих услуги в области охраны труда» к услугам в области охраны труда, для оказания которых необходима аккредитация отнесены:

1. Осуществление функций службы охраны труда или специалиста по охране труда работодателя, численность работников которого не превышает 50 человек.

2. Проведение аттестации рабочих мест по условиям труда.

3. Обучение работодателей и работников вопросам охраны труда.

            В ходе проверки установлено, что действительно между АНО УМЦОТ и ГУП «ЖКХ РС (Я)» заключены договоры на создание (передачу) научно-технической продукции на следующих филиалах ГУП ЖКХ РС(Я):

- договор № 154-ОТ от 03.10.2010г. в Горном филиале на сумму 210 900 (Двести десять тысяч девятьсот) рублей;

- договор № 160-ОТ от 29.10.2010г. в Усть-Алданском филиале на сумму 662 300 (Шестьсот шестьдесят две тысячи триста) рублей;

- договор № 165-ОТ от 15.11.2010г. в Амгинском филиале на сумму 635 500 (Шестьсот тридцать пять тысяч пятьсот) рублей;

- договор № 175-ОТ от 26.01.2011г. в Сунтарском филиале на сумму 651 200 (Шестьсот пятьдесят одна тысяча сто) рублей.

            Согласно пунктам 1.1., 1.2. указанных договоров предметом договора является проведение измерений, оценка опасных и вредных производственных факторов на рабочих местах с целью аттестации рабочих мест по условиям труда в соответствии с действующими нормативно-техническими и методическими документами, Приказом Мининситерства здравоохранения и социального развития РФ от 31.08.2007г. «Об утверждении порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда», оказание практической и методической помощи по оформлению карт аттестации.

В соответствии со статьей 209 Трудового кодекса РФ аттестация рабочих мест по условиям труда - оценка условий труда на рабочих местах в целях выявления вредных и (или) опасных производственных факторов и осуществления мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда. Аттестация рабочих мест по условиям труда проводится в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда.

Согласно статье 217 Трудового кодекса РФ организации, оказывающие услуги в области охраны труда, подлежат обязательной аккредитации. Перечень услуг, для оказания которых необходима аккредитация, правила аккредитации, включающие в себя требования аккредитации, которым должны соответствовать организации, оказывающие услуги в области охраны труда, порядок проведения контроля за деятельностью аккредитованных организаций, порядок приостановления или отзыва аккредитации устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда.

Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации, согласно пункту 1 Положения о нем, является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда

Аттестующая организация - юридическое лицо, аккредитованное в установленном порядке в качестве организации, оказывающей услуги по аттестации и выполняющей на основании договора гражданско-правового характера с работодателем измерения и оценки, а также оценку соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда, проводимую в соответствии с разделом III Порядка, оформление и подготовку отчета об аттестации (пункт 6 Приказа Минздравсоцразвития РФ от 26.04.2011г. № 342н «Об утверждении Порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда»).

Пунктом 8 Приказа Минздравсоцразвития РФ от 26.04.2011г. № 342н установлено, что сроки проведения аттестации устанавливаются работодателем исходя из того, что каждое рабочее место должно аттестовываться не реже одного раза в пять лет.

В соответствии с пунктом 2  Приказа Минздравсоцразвития РФ от 01.04.2010г. № 205н (ред. от 30.06.2011) «Об утверждении перечня услуг в области охраны труда, для оказания которых необходима аккредитация, и Правил аккредитации организаций, оказывающих услуги в области охраны труда»  (далее - Приказ Минздравсоцразвития РФ от 01.04.2010 № 205н) аккредитация организаций, оказывающих услуги в области охраны труда, осуществляется в целях:

подтверждения компетентности организаций в сфере оказания услуг в области охраны труда;

подтверждения полномочий организаций оказывать услуги в области охраны труда, включая подтверждение наличия у них необходимой материально-технической базы;

обеспечения гарантий ответственности организаций перед заинтересованными лицами - получателями услуг в области охраны труда.

Пунктом 3 Приказа Минздравсоцразвития РФ от 01.04.2010 № 205н  установлено, что организации, оказывающие в настоящее время услуги, включенные в перечень услуг в области охраны труда, для оказания которых необходима аккредитация, утвержденный настоящим Приказом, вправе оказывать данные услуги после вступления в силу настоящего Приказа до 1 декабря 2010 года. С 1 декабря 2010 года оказание данных услуг организациями, не прошедшими аккредитацию, не допускается.

Порядок аккредитации аттестующих организаций (пункты 5 и 7 Приказа Минздравсоцразвития РФ от 01.04.2010 № 205н): организация, предполагающая осуществлять оказание услуг в области охраны труда, представляет в Минздравсоцразвития России заявление, где указываются:

полное и сокращенное, в том числе фирменное (при наличии), наименование юридического лица в соответствии с записью в Едином государственном реестре юридических лиц (ЕГРЮЛ), его организационно-правовая форма;

почтовый адрес места нахождения организации;

государственный регистрационный номер юридического лица;

сведения о документе, подтверждающем факт внесения записи о юридическом лице в ЕГРЮЛ (дата, номер <...> кем выдан);

идентификационный номер налогоплательщика;

сведения о документе, подтверждающем факт постановки организации на учет в налоговом органе (дата, номер <...> кем выдан);

вид услуги в области охраны труда, для оказания которой осуществляется аккредитация;

сведения о наличии в уставе организации одного (нескольких) из видов деятельности, предусмотренных Перечнем услуг в области охраны труда, для оказания которых необходима аккредитация;

сведения об отсутствии решения о ликвидации организации и отсутствии решения арбитражного суда о признании организации банкротом и об открытии конкурсного производства на день подачи заявления об аккредитации организации, оказывающей услуги в области охраны труда;

сведения об отсутствии решения о приостановлении деятельности организации в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях, на день подачи заявления;

сведения о наличии справочной базы действующих законодательных и иных нормативных правовых актов по охране труда, а также справочной документации по охране труда.

сведения о наличии соответствующих специалистов аттестующей организации, их образовании и стаже практической работы по проведению аттестации рабочих мест по условиям труда;

сведения об аккредитованной испытательной лаборатории аттестующей организации, осуществляющей измерительные и оценочные работы, предусмотренные действующим порядком проведения аттестации рабочих мест по условиям труда <*>, включая инструментальную оценку физических, химических производственных факторов, тяжести и напряженности трудового процесса, оснащенной аттестованным испытательным оборудованием и поверенными средствами измерений, включая оборудование и средства измерения, предназначенные для измерения физических факторов (температура, влажность, скорость движения воздуха, тепловое излучение, электромагнитные поля и излучения, ионизирующие излучения, производственный шум, ультразвук воздушный, инфразвук, вибрация (локальная, общая), аэрозоли (пыли), освещение) и химических факторов (химические вещества, смеси, в т.ч. некоторые вещества биологической природы (антибиотики, витамины, гормоны, ферменты, белковые препараты), получаемые химическим синтезом и/или для контроля которых используют методы химического анализа);

сведения о наличии руководства по качеству измерительных и оценочных работ, соответствующего требованиям действующего законодательства, а также о системе учета и хранения результатов работ, выполненных при аттестации рабочих мест по условиям труда.

Аккредитация организаций, оказывающих услуги в области охраны труда, осуществляется Министерством здравоохранения и социального развития России путем внесения в реестр установленных сведений об аккредитованных организациях (п. 14 Приказа Минздравсоцразвития РФ от 01.04.2010 № 205н). Данный реестр ведется на бумажном и электронном носителях (п. 23 Приказа Минздравсоцразвития РФ от 01.04.2010 № 205н).

Из вышеизложенного следует, что АНО УМЦОТ до момента заключения  договора с ГУП «ЖКХ РС (Я)» № 175-ОТ от 26.01.2011г. следовало в соответствии с установленным порядком получить аккредитацию в Минздравсоцразвития РФ.

Вместе с тем, согласно реестру Минздравсоцразвития  РФ по состоянию на 23.08.2011 на территории Республики Саха (Якутия) аккредитации на проведение аттестации рабочих мест по условиям труда получены только ООО «Эталон» (адрес местонахождения: 677000, г. Якутск, ул. Орджоникидзе 20/1; ИНН 1435165923) и ООО «Армут» (адрес местонахождения: 677000, г. Якутск, ул. П. Алексеева 6/1; ИНН 1435173138).

Согласно представленным ответчиком пояснениям в качестве доказательства прохождения аккредитации АНО УМЦОТ в целях проведения аттестации в ГУП «ЖКХ РС (Я)» представлены следующие документы:

1) аттестат аккредитации № 0318 от 22.04.2011, выданный Центральным органом системы сертификации работ по охране труда в организациях Минздравсоцразвития РФ, сроком действия до 22.04.2015 с удостоверением того, что испытательная лаборатория АНО УМЦОТ аккредитована в качестве технически компетентной и независимой испытательной (измерительной) лаборатории; область аккредитации согласно приложению к данному аттестату;

2) аттестат аккредитации № 0254 от 29.07.2010, выданный Центральным органом системы сертификации работ по охране труда в организациях Минздравсоцразвития РФ, сроком действия до 29.07.2015 с удостоверением того, что АНО УМЦОТ аккредитована в качестве технически компетентного и независимого органа по сертификации, область аккредитации – работы по охране труда в организациях;

3) аттестат аккредитации № РОСС RU.0001.21ЭП26, выданный федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии со сроком действия по 22.06.2016 с удостоверением  того, что испытательная лаборатория АНО УМЦОТ соответствует требованиям ГОСТ Р ИСО/МЭК 170025-2006 (ИСО/МЭК 17025:2005) и аккредитовано на техническую компетентность и независимость;

4) лицензия Государственной службы по контролю и надзору в сфере образования и науки при Президенте Республики Саха (Якутия) серии СЯ № 000418 от 08.10.2010 сроком действия по 31.12.2012 с удостоверением того, что АНО УМЦОТ имеет право осуществления образовательной деятельности по образовательном программам.

Ответчик поясняет, что в силу пункта 2 Приказа Минздравсоцразвития РФ от 01.09.2010 № 779н «О признании утратившими силу некоторых Постановлений Минтруда России и установлении сроков действия аттестатов аккредитации, выданных испытательным лабораториям», указанный аттестат аккредитации испытательной лаборатории действителен по настоящий момент, в связи с этим работы по проведению аттестации рабочих мест АНО УМЦОТ не приостанавливались.

Кроме того ответчиком представлено письмо Минздравсоцразвития РФ № 22-3-4549 от 07.12.2010, направленное в адрес АНО УМЦОТ, об отказе во внесении в реестр аккредитованных организаций на основании того, что заявителем не представлены сведения об области аккредитации испытательной лаборатории на измерения по физическому фактору – ионизирующие излучения.

Заинтересованное лицо (ГУП «ЖКХ РС (Я)») в ходе рассмотрения дела пояснило, что договор на проведение аттестации рабочих мест по условиям труда в Сунтарском филиале приостановлен до получения аккредитации АНО УМЦОТ.

В качестве доказательства приостановления действия договора представлено письмо АНО УМЦОТ № 19 от февраля 2011 года (прим.: точная дата в письме не указывается), направленное в адрес ГУП «ЖКХ РС (Я)», со следующим содержанием: «В связи с задержкой документов по аккредитации испытательной лаборатории в Минздравсоцразвития РФ по причине отсутствия в области аккредитации ионизирующего излучения просим отложить работы по Договору № 175-ОТ (Сунтарский филиал ГУП «ЖКХ РС (Я)») на создание НТП (аттестации рабочих мест) до сентября 2011г., а также продлить сроки Договора до 30.10.2011г. В случае несогласия прошу аннулировать Договор».

Рассмотрев материалы дела, заслушав объяснения сторон, Комиссия пришла к  следующим выводам:

По смыслу пункта 3 Приказа Минздравсоцразвития РФ от 01.04.2010 № 205н аккредитующим организациям необходимо во исполнение требований статьи 217 Трудового кодекса РФ получить аккредитацию самих организаций, а не получить новые аттестаты аккредитации испытательных лабораторий.

Данный вывод подтверждается решением Верховного суда РФ от 06.10.2010 № ГКПИ10-1071, где указано, что Положение об аккредитации органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров), выполняющих работы по подтверждению соответствия, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.02.2009г. № 163, на которое заявитель (прим.: ООО «Центр труда») безосновательно ссылается в подтверждение своего требования (прим.: заявитель обратился с требованием об отмене Приказа Минздравсоцразвития РФ от 01.04.2010 № 205н ввиду того, что у общества имеется аттестат аккредитации на испытательную лабораторию, действительный до 21.03.2015г.), имеет иной предмет регулирования и к отношениям, связанным с аттестацией рабочих мест, не может применяться.

То есть в данном случае АНО УМЦОТ во исполнение указанных требований следовало получить аккредитацию в Минздравсоцразвития РФ на само предприятие и только после этого продолжать осуществление предпринимательской деятельности в области предоставления услуг по проведению аттестации рабочих мест.   

Пунктом 2 части 1 статьи 14 Федерального закона «О защите конкуренции» установлен запрет на осуществление недобросовестной конкуренции путем введения в заблуждение в отношении характера, способа и места производства, потребительских свойств, качества и количества товара или в отношении его производителей.

Согласно пункту 9 статьи 4 Федерального закона «О защите конкуренции» под недобросовестной конкуренцией понимаются любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам - конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации.

В соответствии с пунктом 5 статьи 4 Федерального закона «О защите конкуренции» хозяйствующий субъект - индивидуальный предприниматель, коммерческая организация, а также некоммерческая организация, осуществляющая деятельность, приносящую ей доход.

Поскольку услуги по проведению аттестации рабочих мест по договорам, заключаемым с ГУП «ЖКХ РС(Я)», предоставляются Автономной некоммерческой организацией УМЦОТ на платной основе, в целях получения прибыли, организация является хозяйствующим субъектом, на которого распространяется  действие норм Федерального закона «О защите конкуренции».

Констатация формы недобросовестной конкуренции, указанной в пункте 2 части 1 статьи 14 Федерального закона «О защите конкуренции», предполагает установление следующих обстоятельств.

1) Факт распространения информации о себе либо совершения иных действий, которые вводят в заблуждение, лицом в отношении которого подано заявление (причастность к недобросовестной конкуренции): согласно письменному отзыву ответчика (письмо № 181 от 19.08.2011г.), а также устным пояснениям, представленным в ходе рассмотрения дела (протокол заседания от 23.08.2011) организацией не отрицается факт распространения информации о наличии аккредитации испытательной лаборатории в целях заключения договора с ГУП «ЖКХ РС (Я)».

Таким образом, в качестве доказательства прохождения аккредитации аттестующей организацией (АНО УМЦОТ) представлена аккредитация на испытательную лабораторию, а не на саму организацию, тем самым покупатель услуг (ГУП «ЖКХ РС (Я)») вводилось в заблуждение относительно компетентности организации в части наличия необходимых разрешений для выполнения соответствующего вида работ на предприятии.

2) Возможность создания этими действиями ложного впечатления о производителе: согласно запросу Якутского УФАС России № 02/2449 от 17.06.2011г. у ГУП «ЖКХ РС (Я)» запрошены документы (сведения), на основании которых ГУП «ЖКХ РС (Я)» избрало АНО УМЦОТ исполнителем по аттестации рабочих мест по условиям труда.

В ответ ГУП «ЖКХ РС (Я)» письмом № 89/310 от 29.06.2011г. представлены копия аттестата аккредитации испытательной лаборатории АНО УМЦОТ № 0318 от 22.04.2011 и копия аттестата аккредитации АНО УМЦОТ № 0254 от 29.07.2010 в области работ по охране труда в организациях. Иные документы и сведения, подтверждающие прохождение аккредитации в Минздравсоцразвития РФ самой аттестующей организации, ГУП «ЖКХ РС (Я)» не представлены. Также ГУП «ЖКХ РС (Я)» в данном письме указывает, что при выборе аттестующей организацией предприятие руководствовалось наличием опыта работы в данной области, качества оказания услуг и стоимостью проведения работ.

Вышеуказанные обстоятельства говорят о том, что у покупателя услуг сложилось ложное впечатление относительно компетентности организации, проводившей аттестацию рабочих мест на предприятии.

3) Возможность получения хозяйствующим субъектом, совершившим указанные действия, преимуществ перед конкурентами:  Преимущества, полученные АНО УМЦОТ перед иными участниками рынка оказания услуг по проведению аттестации рабочих мест по условиям труда, заключаются в привлечении нового покупателя данного рода услуг, то есть ГУП «ЖКХ РС(Я)».

4) Способность указанных действий вызвать уход потребителей от конкурентов, то есть способность причинить убытки хозяйствующим субъектам конкурентам: Действиями АНО УМЦОТ  нанесены убытки ГУП «ЖКХ РС (Я)» в виде реального ущерба на сумму договора № 175-ОТ от 26.01.2011г., поскольку в результате введения в заблуждение относительно исполнителя услуг аттестация, проведенная в ГУП «ЖКХ РС (Я)» некомпетентной организацией, является недействительной, а также потенциальным продавцам на рынке оказания услуг по проведению аттестации рабочих мест, организациям, аккредитованным в установленном законодательством порядке - ООО «Эталон» и ООО «Армут», поскольку привлечение к своей продукции потенциальных клиентов других конкурентов, привело к тому, что потенциальные продавцы услуг потеряли часть своих контрагентов (клиентуру) и понесли убытки в виде упущенной выгоды (часть 2 статьи 15 Гражданского кодекса РФ).

Таким образом, по настоящему делу Комиссией установлено, что проявление акта недобросовестной конкуренции со стороны Автономной некоммерческой организации УМЦОТ (продавца) выразилось во введении в заблуждение  ГУП «ЖКХ РС (Я)» (покупателя) путем совершения таких действий, вследствие которых у покупателя создалось ложное впечатление относительно компетентности производителя (продавца) услуг по проведению аттестации рабочих мест, что привело к убыткам как со стороны самого покупателя, так и со стороны других потенциальных продавцов данного рода услуг.

Довод заинтересованного лица относительно приостановления действия договора Комиссией не принимаются по следующим основаниям.

Ввиду того, что АНО УМЦОТ на момент заключения договора с ГУП «ЖКХ РС (Я)» № 175-ОТ от 26.01.2011г. уже было известно о том, что  Минздравсоцразвития РФ принято решение об отказе в аккредитации в области проведения аттестации рабочих мест по условиям труда (письмо № 22-3-4549 от 07.12.2010), факт приостановления действия договора не имеет значения, поскольку АНО УМЦОТ в принципе не должен был заключать никаких гражданско-правовых договоров по проведению аттестации рабочих мест до момента включения его в реестр в качестве компетентной организации в сфере оказания указанного рода услуг.

На основании вышеизложенного, Автономной некоммерческой организацией УМЦОТ нарушены требования пункта 2 части 1 статьи 14 Федерального закона «О защите конкуренции» путем заключения договора на оказание услуг по проведению аттестации договора № 175-ОТ от 26.01.2011г. с ГУП ЖКХ РС (Я) при отсутствии необходимой аккредитации  Минздравсоцразвития на оказание такого рода услуг. 

Руководствуясь статьей 23, частями 1-4 статьи 41, статьями 49 Федерального закона от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции»,  Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия),

 

р е ш и л а:

 

1. Признать Автономную некоммерческую организацию Учебно-методический центр охраны труда нарушившим пункт 2 части 1 статьи 14 Федерального закона «О защите конкуренции».

2.  Выдать Автономной некоммерческой организации Учебно-методический центр охраны труда предписание о прекращении недобросовестной конкуренции.

3.  Передать материалы настоящего дела должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) для решения вопроса о возбуждении административного производства по статье 14.33 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение 3-х месяцев.

 

Председатель Комиссии

 

 

<…>

 

 

 

 

Члены Комиссии:

 

 

<…>

 

 

 

 

 

 

 

<…>

 

 

 

 

 

  •  

Связанные организации

Связанные организации не указаны