Решение б/н Решение от 18 августа 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА

УПРАВЛЕНИЕ ПО РЕСПУБЛИКЕ САХА (ЯКУТИЯ)

РЕШЕНИЕ

по результатам рассмотрения жалоб №№ 014/07/3-1764/2021, 014/067/3-1802/2021

о нарушении законодательства о контрактной системе в сфере закупок

г. Якутск 23 августа 2021 года

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по контролю закупок (далее также – Комиссия), в составе:

. – врио начальника отдела контроля закупок Якутского УФАС России, заместителя председателя Комиссии;

. – старшего государственного инспектора отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии;

. – государственного инспектора отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии;

в присутствии:

от заявителя Общества с ограниченной ответственностью «Аденалин» (далее – ООО «Аденалин», заявитель): . (представитель по доверенности);

от заявителя Индивидуального предпринимателя Николаевой Юлии Сергеевны (далее – ИП Николаева Ю.С., заявитель): . (представитель по доверенности);

от заказчика Государственного автономного профессионального образовательного учреждения Республики Саха (Якутия) «Якутский технологический техникум сервиса имени Ю.А. Готовцева» (далее также – ГАПОУ РС(Я) «ЯТТС им. Ю.А. Готовцева», заказчик): . (представитель по доверенности),

рассмотрев жалобы ООО «Аденалин», ИП Николаевой Ю.С. на действия (бездействие) заказчика, аукционной комиссии ГАПОУ РС(Я) «ЯТТС им. Ю.А. Готовцева» при проведении открытого аукциона в электронной форме на оказание услуг по уборке помещений (изв. № 32110504351), в соответствии с частями 16, 17 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее также - Закон о защите конкуренции),

установила:

В Управление антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) поступили жалобы ООО «Адреналин», ИП Николаевой Ю.С. на действия (бездействие) заказчика, аукционной комиссии.

В ходе рассмотрения дела представитель ИП Николаевой Ю.С. указал на то, что заказчик в нарушение действующего законодательства неправомерно установил требование к участникам закупки о наличии лицензии на осуществление медицинской деятельности на вид деятельности «Дезинфектология».

Просит признать жалобу обоснованной.

В ходе рассмотрения дела представитель ООО «Аденалин» указал на то, что основание проведения закупки осуществлена с нарушением требований Закона о закупках.

В ходе рассмотрения дела представитель заказчика ГАПОУ РС(Я) «ЯТТС им. Ю.А. Готовцева» следует, что с жалобами не согласна. Просит признать жалобы необоснованными.

Комиссия антимонопольного органа установила следующее.

27.07.2021 года заказчиком на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее также – ЕИС) было размещено извещение о проведении открытого аукциона в электронной форме на оказание услуг по уборке помещений (изв. № 32110504351).

Комиссия антимонопольного органа, выслушав лиц, участвующих в деле, изучив имеющиеся в деле документы, считает жалобу заявителя ИП Николаевой Ю.С. обоснованной на основании следующего.

В соответствии с частью 10 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках) любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции", с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. Обжалование осуществляется в следующих случаях:

1) осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика;

2.1) нарушение оператором электронной площадки при осуществлении закупки товаров, работ, услуг требований, установленных настоящим Федеральным законом;

3) неразмещение в единой информационной системе положения о закупке, изменений, внесенных в указанное положение, информации о закупке, информации и документов о договорах, заключенных заказчиками по результатам закупки, а также иной информации, подлежащей в соответствии с настоящим Федеральным законом размещению в единой информационной системе, или нарушение сроков такого размещения;

4) предъявление к участникам закупки требований, не предусмотренных документацией о конкурентной закупке;

5) осуществление заказчиками закупки товаров, работ, услуг в отсутствие утвержденного и размещенного в единой информационной системе положения о закупке и без применения положений Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", предусмотренных частью 8.1 настоящей статьи, частью 5 статьи 8 настоящего Федерального закона, включая нарушение порядка применения указанных положений;

6) неразмещение в единой информационной системе информации или размещение недостоверной информации о годовом объеме закупки, которую заказчики обязаны осуществить у субъектов малого и среднего предпринимательства.

В силу пункта части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принципами равноправия, справедливости, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

3) целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика

Согласно части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов; акты и (или) действия (бездействие) уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей, могут быть обжалованы юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, права или законные интересы которых, по их мнению, нарушены в результате осуществления в отношении таких лиц процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства, либо предъявления требования осуществить процедуру, не включенную в исчерпывающий перечень процедур в соответствующей сфере строительства.

Из совокупного смысла указанных норм следует, что участники закупки вправе обратиться с жалобой на действия (бездействие) в том числе заказчика, только в случае нарушения прав и законных интересов участника закупки.

Так, как следует из сути жалобы, заказчик в нарушение действующего законодательства неправомерно установил требование к участникам закупки о наличии лицензии на осуществление медицинской деятельности на вид деятельности «Дезинфектология».

При этом, как следует из пояснений заказчика, услуги, предусмотренные договором, не включают в себя услуги по дезинфектологии.

В соответствии с пунктом 6 извещения о проведении процедуры Закупки (далее - Извещение) предметом договора является оказание услуг по уборке помещений ГАПОУ РС(Я) «ЯТТС».

В разделе 4 «Технического задания» закупочной документации установлено в том числе следующее.

«<…>

  • влажная уборка поверхностей пола, в том числе лестничных маршей с применением специальных моющих средств;
  • протирка плинтусов;
  • влажная уборка парадных входов, коридоров, холлов и лестничных пролетов в указанное время.
  • влажная уборка металлических поручней.
  • удаление пыли с поверхностей предметов.
  • влажная уборка внутренности кабин пожарных кранов.
  • удаление локальных пятен (жвачки и другие) с поверхности пола.
  1. Стены и двери:
  • удаление локальных пятен со стен и дверных блоков.
  • протирка пожарных щитов и шкафов;
  • удаление локальных пятен с выключателей, розеток.
  1. Уборка санузлов:
  • влажная уборка пола с применением моющих средств;
  • чистка раковин, унитазов, писсуаров, аксессуаров, наружных частей подводки сантехники и т.п. с применением чистящих средств;
  • чистка кафельных стен вокруг раковин, унитазов, урн и аксессуаров;
  1. Стеклянные перегородки и двери в холлах, окна
  • удаление локальных пятен с поверхности входной двери/окна внутри и снаружи помещения.
  • удаление пыли с подоконников (ежедневно).
  • влажная уборка окон (с внутренней стороны) один раз согласно описания объекта закупки.
  • влажная уборка и удаление пятен главных входных дверей.
  1. Вынос мусора:
  • вынос мусора из урн и мусорных корзин в контейнер во дворе здания в п/э мешках;
  • обеспечение постоянного наличия в урнах и мусорных корзинах вставок из полиэтиленовых пакетов.

2.1.Генеральная уборка помещений, в том числе после проведения ремонта.

Периодичность: не реже одного раза в месяц, по заявке заказчика.

2.1.1.Мебель

  • удаление пыли и локальных загрязнений с открытых поверхностей мебели (столов, шкафов, полок, стульев, кресел и т.п.);
  • чистка стеклянных и зеркальных поверхностей с применением специальных средств.
  • чистка зеркал.

2.1.2.Пол:

  • удаление локальных пятен с поверхностей пола, в том числе лестниц, и изделий с помощью специальных средств.
  • влажная уборка мест проведения ремонта

2.1.3.Стены и двери:

  • чистка стен и дверных блоков, в том числе на лестничных маршах;
  • удаление пыли и локальных загрязнений с батарей отопления;
  • протирка розеток и выключателей;
  • влажная очистка опознавательных табличек.
  • влажная уборка мест проведения ремонта

2.1.4. Окна:

  • удаление пыли с подоконников;
  • сезонное мытье окон (весна, осень);
  • удаление локальных пятен со стекол внутренней стороны окон;
  • удаление пыли с откосов;

2.1.5. Потолки, люстры, плафоны, светильники:

  • удаление пыли и пятен с поверхностей потолков, карнизов, люстр, плафонов, светильников.

2.1.6. Уборка санузлов:

  • чистка кафельных стен и аксессуаров;
  • чистка дверных блоков;
  • чистка вентиляционных решеток.

2.1.7. Уборка коридоров и лестничных клеток:

  • влажная уборка металлических поручней.

2.1.8. Уборка помещений после ремонтов и после освобождения помещений пользователями - генеральная уборка.

  • Генеральная уборка помещений по окончанию производственно-ремонтного процесса.

2.2 В случаях дополнительных санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий по недопущению распространения новых инфекций в обязательном порядке проводить влажную уборку помещений с применением дезинфицирующих средств путем протирания ручек дверей, поручней, столов, спинок стульев (подлокотников кресел), раковин для мытья рук при входе в туалеты и в столовые.

На основании пункта 22 части 2 Документации (Информационная карта аукциона) установлены следующие требования ко второй части заявки участника:

- Лицензия на осуществление медицинской деятельности на оказание услуг по дезинфекции (дезинфектология).

Комиссия отмечает, что согласно письму ФАС России от 18.05.2020 N АД/41037/20 при осуществлении дезинфекционной деятельности (в целях обеспечения дезинфекции, дезинсекции, дератизации) вне рамок оказания медицинской помощи необходимость получения лицензии на осуществление медицинской деятельности отсутствует.

Более того, согласно ГОСТ Р 56994-2016 "Дезинфектология и дезинфекционная деятельность. Термины и определения" под дезинфекционной деятельностью понимается деятельность, связанная с разработкой, испытанием, производством, хранением, транспортированием, реализацией, применением и утилизацией средств, оборудования, материалов для стерилизации, дезинфекции, дезинсекции, дератизации и контроля за их эффективностью и безопасным применением. Следовательно, утверждение Заказчика о том, что дезинсекция и дератизация относятся к группе дезинфектологии не соответствует действительности, а равно то, что к услугам по дезинсекции и дератизации применимы положения нормативных актов в области дезинфекции.

При изложенных обстоятельствах Комиссия антимонопольного органа приходит к выводу о том, что установление заказчиком требований к участникам закупки о наличии лицензии нарушает права и законные интересы ИП Николаевой Ю.С., доказательства обратного в материалах дела отсутствуют.

Исходя из изложенного, Комиссия усматривает в действиях заказчика, нарушение пункта 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках, выразившееся в несоблюдении принципа равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, допущенное при организации и проведении процедуры Закупки.

Жалоба ИП Николаевой Ю.С. признана обоснованной.

Комиссия антимонопольного органа, изучив имеющиеся в деле документы, считает жалобу ООО «Аденалин» обоснованной по следующим основаниям.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, Закупочной комиссии или Закупочной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (в редакции, действующей на дату размещения Положения о закупках) (далее - Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Согласно части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, Закупочной или Закупочной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

Частью 10 статьи 3 Закона о закупках предусмотрен ряд случаев, позволяющих участникам обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном таким органом, действия (бездействие) заказчика при закупках товаров, работ, услуг, в их числе осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.

В соответствии с частью 5 статьи 4 Закона о закупках при осуществлении закупки, за исключением закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) и конкурентной закупки, осуществляемой закрытым способом, в единой информационной системе размещаются информация о закупке, в том числе извещение об осуществлении конкурентной закупки, документация о конкурентной закупке, за исключением запроса котировок, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения об осуществлении конкурентной закупки и документации о конкурентной закупке, изменения, внесенные в эти извещение и документацию, разъяснения этой документации, протоколы, составляемые в ходе осуществления закупки, итоговый протокол, а также иная информация, размещение которой в единой информационной системе предусмотрено настоящим Федеральным законом и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 статьи 4 Закона о закупках.

Как следует из материалов дела, заказчиком 27.07.2021 года на Официальном сайте размещено извещение о проведении Закупки с начальной (максимальной) ценой договора 2 640 000,00 руб.

Датой окончания подачи заявок определено 12.08.2021 в 23:30 (МСК+6), датой рассмотрения первых частей заявок - 13 августа 2021 г., датой подведения итогов Закупки - 17.08.2021 (МСК+6).

По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика, выразившимися в нарушении срока публикации протокола рассмотрения заявок на участие в закупке, а также в назначении заказчиком проведение торгов за пределами рабочего времени, что лишило права заявителя на участие в аукционе.

В соответствии с Извещением срок рассмотрения первых частей заявок заказчиком определен конкретной календарной датой - 13.08.2021, однако в установленный срок протокол рассмотрения соответствующих частей заявок заказчиком не опубликован в единой информационной системе закупок.

Как следует из пункта 24 статьи 3.4 Закона о закупках по итогам рассмотрения первых частей заявок на участие в конкурсе в электронной форме, аукционе в электронной форме, запросе предложений в электронной форме, а также заявок на участие в запросе котировок в электронной форме заказчик направляет оператору электронной площадки протокол, указанный в части 13 статьи 3.2 названного закона. В течение часа с момента получения указанного протокола оператор электронной площадки размещает его в единой информационной системе.

Согласно части 26 статьи 3.4 Закона о закупках, в течение одного рабочего дня после направления оператором электронной площадки информации, указанной в пунктах 1 (при проведении запроса котировок в электронной форме), 3, 4 (в случае, если конкурс в электронной форме включает этап, предусмотренный пунктом 5 части 4 настоящей статьи) части 22 настоящей статьи, комиссия по осуществлению закупок на основании результатов оценки заявок на участие в такой закупке присваивает каждой такой заявке порядковый номер в порядке уменьшения степени выгодности содержащихся в них условий исполнения договора. Заявке на участие в конкурсе в электронной форме или запросе предложений в электронной форме, в которых содержатся лучшие условия исполнения договора, а в случае проведения аукциона в электронной форме или запроса котировок в электронной форме - наименьшее ценовое предложение, присваивается первый номер. В случае, если в нескольких таких заявках содержатся одинаковые по степени выгодности условия исполнения договора или одинаковые ценовые предложения, меньший порядковый номер присваивается заявке, которая поступила ранее других таких заявок.

В соответствии со сведениями, размещенными в ЕИС, протокол рассмотрения первых частей заявок на участие в закупке опубликован заказчиком 16.08.202 в 09:30. Кроме того сам протокол датирован 16.08.2021, что свидетельствует о нарушении заказчиком сроков рассмотрения первых частей заявок на участие в закупке. При этом доказательств того, что соответствующее позднее размещение в ЕИС обусловлено действиями Оператора ЭТП в материалы дела заказчиком не представлено. Следовательно, рассмотрение первых частей заявок участников закупки осуществлено заказчиком с нарушением сроков, предусмотренных документацией.

В связи, с чем Комиссия Управления признает обоснованным жалобу ООО «Аденалин», а в действиях заказчика усматривается нарушение части 24 статьи 3.4 Закона о закупках.

На основании вышеизложенного и руководствуясь частями 1, 2 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», части 10 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» Комиссия Якутского УФАС России по рассмотрению жалоб,

решила:

  1. Признать жалобу ИП Николаевой Ю.С. на действия (бездействие) заказчика ГАПОУ РС(Я) «ЯТТС им. Ю.А. Готовцева» при проведении открытого аукциона в электронной форме на оказание услуг по уборке помещений (изв. № 32110504351) обоснованной.
  2. Признать жалобу ООО «Аденалин» на действия (бездействие) аукционной комиссии заказчика ГАПОУ РС(Я) «ЯТТС им. Ю.А. Готовцева» при проведении открытого аукциона в электронной форме на оказание услуг по уборке помещений (изв. № 32110504351) обоснованной.
  3. Признать заказчика ГАПОУ РС(Я) «ЯТТС им. Ю.А. Готовцева» при проведении открытого аукциона в электронной форме на оказание услуг по уборке помещений (изв. № 32110504351) нарушившим пункт 2 части 1 статьи 3, часть 24 статьи 3.4 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».
  4. Выдать заказчику обязательно для исполнения предписание.

Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

Заместитель председателя Комиссии .

Члены Комиссии: .

.

Связанные организации

Связанные организации не указаны