Решение б/н Решение от 18 августа 2021 г.
Текст документа
Сохранить как PDF
ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА
УПРАВЛЕНИЕ ПО РЕСПУБЛИКЕ САХА (ЯКУТИЯ)
РЕШЕНИЕ
по результатам рассмотрения жалоб №№ 014/07/3-1764/2021, 014/067/3-1802/2021
о нарушении законодательства о контрактной системе в сфере закупок
г. Якутск 23 августа 2021 года
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по контролю закупок (далее также – Комиссия), в составе:
. – врио начальника отдела контроля закупок Якутского УФАС России, заместителя председателя Комиссии;
. – старшего государственного инспектора отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии;
. – государственного инспектора отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии;
в присутствии:
от заявителя Общества с ограниченной ответственностью «Аденалин» (далее – ООО «Аденалин», заявитель): . (представитель по доверенности);
от заявителя Индивидуального предпринимателя Николаевой Юлии Сергеевны (далее – ИП Николаева Ю.С., заявитель): . (представитель по доверенности);
от заказчика Государственного автономного профессионального образовательного учреждения Республики Саха (Якутия) «Якутский технологический техникум сервиса имени Ю.А. Готовцева» (далее также – ГАПОУ РС(Я) «ЯТТС им. Ю.А. Готовцева», заказчик): . (представитель по доверенности),
рассмотрев жалобы ООО «Аденалин», ИП Николаевой Ю.С. на действия (бездействие) заказчика, аукционной комиссии ГАПОУ РС(Я) «ЯТТС им. Ю.А. Готовцева» при проведении открытого аукциона в электронной форме на оказание услуг по уборке помещений (изв. № 32110504351), в соответствии с частями 16, 17 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее также - Закон о защите конкуренции),
установила:
В Управление антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) поступили жалобы ООО «Адреналин», ИП Николаевой Ю.С. на действия (бездействие) заказчика, аукционной комиссии.
В ходе рассмотрения дела представитель ИП Николаевой Ю.С. указал на то, что заказчик в нарушение действующего законодательства неправомерно установил требование к участникам закупки о наличии лицензии на осуществление медицинской деятельности на вид деятельности «Дезинфектология».
Просит признать жалобу обоснованной.
В ходе рассмотрения дела представитель ООО «Аденалин» указал на то, что основание проведения закупки осуществлена с нарушением требований Закона о закупках.
В ходе рассмотрения дела представитель заказчика ГАПОУ РС(Я) «ЯТТС им. Ю.А. Готовцева» следует, что с жалобами не согласна. Просит признать жалобы необоснованными.
Комиссия антимонопольного органа установила следующее.
27.07.2021 года заказчиком на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее также – ЕИС) было размещено извещение о проведении открытого аукциона в электронной форме на оказание услуг по уборке помещений (изв. № 32110504351).
Комиссия антимонопольного органа, выслушав лиц, участвующих в деле, изучив имеющиеся в деле документы, считает жалобу заявителя ИП Николаевой Ю.С. обоснованной на основании следующего.
В соответствии с частью 10 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках) любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции", с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. Обжалование осуществляется в следующих случаях:
1) осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика;
2.1) нарушение оператором электронной площадки при осуществлении закупки товаров, работ, услуг требований, установленных настоящим Федеральным законом;
3) неразмещение в единой информационной системе положения о закупке, изменений, внесенных в указанное положение, информации о закупке, информации и документов о договорах, заключенных заказчиками по результатам закупки, а также иной информации, подлежащей в соответствии с настоящим Федеральным законом размещению в единой информационной системе, или нарушение сроков такого размещения;
4) предъявление к участникам закупки требований, не предусмотренных документацией о конкурентной закупке;
5) осуществление заказчиками закупки товаров, работ, услуг в отсутствие утвержденного и размещенного в единой информационной системе положения о закупке и без применения положений Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", предусмотренных частью 8.1 настоящей статьи, частью 5 статьи 8 настоящего Федерального закона, включая нарушение порядка применения указанных положений;
6) неразмещение в единой информационной системе информации или размещение недостоверной информации о годовом объеме закупки, которую заказчики обязаны осуществить у субъектов малого и среднего предпринимательства.
В силу пункта части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принципами равноправия, справедливости, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.
3) целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика
Согласно части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов; акты и (или) действия (бездействие) уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей, могут быть обжалованы юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, права или законные интересы которых, по их мнению, нарушены в результате осуществления в отношении таких лиц процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства, либо предъявления требования осуществить процедуру, не включенную в исчерпывающий перечень процедур в соответствующей сфере строительства.
Из совокупного смысла указанных норм следует, что участники закупки вправе обратиться с жалобой на действия (бездействие) в том числе заказчика, только в случае нарушения прав и законных интересов участника закупки.
Так, как следует из сути жалобы, заказчик в нарушение действующего законодательства неправомерно установил требование к участникам закупки о наличии лицензии на осуществление медицинской деятельности на вид деятельности «Дезинфектология».
При этом, как следует из пояснений заказчика, услуги, предусмотренные договором, не включают в себя услуги по дезинфектологии.
В соответствии с пунктом 6 извещения о проведении процедуры Закупки (далее - Извещение) предметом договора является оказание услуг по уборке помещений ГАПОУ РС(Я) «ЯТТС».
В разделе 4 «Технического задания» закупочной документации установлено в том числе следующее.
«<…>
- влажная уборка поверхностей пола, в том числе лестничных маршей с применением специальных моющих средств;
- протирка плинтусов;
- влажная уборка парадных входов, коридоров, холлов и лестничных пролетов в указанное время.
- влажная уборка металлических поручней.
- удаление пыли с поверхностей предметов.
- влажная уборка внутренности кабин пожарных кранов.
- удаление локальных пятен (жвачки и другие) с поверхности пола.
- Стены и двери:
- удаление локальных пятен со стен и дверных блоков.
- протирка пожарных щитов и шкафов;
- удаление локальных пятен с выключателей, розеток.
- Уборка санузлов:
- влажная уборка пола с применением моющих средств;
- чистка раковин, унитазов, писсуаров, аксессуаров, наружных частей подводки сантехники и т.п. с применением чистящих средств;
- чистка кафельных стен вокруг раковин, унитазов, урн и аксессуаров;
- Стеклянные перегородки и двери в холлах, окна
- удаление локальных пятен с поверхности входной двери/окна внутри и снаружи помещения.
- удаление пыли с подоконников (ежедневно).
- влажная уборка окон (с внутренней стороны) один раз согласно описания объекта закупки.
- влажная уборка и удаление пятен главных входных дверей.
- Вынос мусора:
- вынос мусора из урн и мусорных корзин в контейнер во дворе здания в п/э мешках;
- обеспечение постоянного наличия в урнах и мусорных корзинах вставок из полиэтиленовых пакетов.
2.1.Генеральная уборка помещений, в том числе после проведения ремонта.
Периодичность: не реже одного раза в месяц, по заявке заказчика.
2.1.1.Мебель
- удаление пыли и локальных загрязнений с открытых поверхностей мебели (столов, шкафов, полок, стульев, кресел и т.п.);
- чистка стеклянных и зеркальных поверхностей с применением специальных средств.
- чистка зеркал.
2.1.2.Пол:
- удаление локальных пятен с поверхностей пола, в том числе лестниц, и изделий с помощью специальных средств.
- влажная уборка мест проведения ремонта
2.1.3.Стены и двери:
- чистка стен и дверных блоков, в том числе на лестничных маршах;
- удаление пыли и локальных загрязнений с батарей отопления;
- протирка розеток и выключателей;
- влажная очистка опознавательных табличек.
- влажная уборка мест проведения ремонта
2.1.4. Окна:
- удаление пыли с подоконников;
- сезонное мытье окон (весна, осень);
- удаление локальных пятен со стекол внутренней стороны окон;
- удаление пыли с откосов;
2.1.5. Потолки, люстры, плафоны, светильники:
- удаление пыли и пятен с поверхностей потолков, карнизов, люстр, плафонов, светильников.
2.1.6. Уборка санузлов:
- чистка кафельных стен и аксессуаров;
- чистка дверных блоков;
- чистка вентиляционных решеток.
2.1.7. Уборка коридоров и лестничных клеток:
- влажная уборка металлических поручней.
2.1.8. Уборка помещений после ремонтов и после освобождения помещений пользователями - генеральная уборка.
- Генеральная уборка помещений по окончанию производственно-ремонтного процесса.
2.2 В случаях дополнительных санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий по недопущению распространения новых инфекций в обязательном порядке проводить влажную уборку помещений с применением дезинфицирующих средств путем протирания ручек дверей, поручней, столов, спинок стульев (подлокотников кресел), раковин для мытья рук при входе в туалеты и в столовые.
На основании пункта 22 части 2 Документации (Информационная карта аукциона) установлены следующие требования ко второй части заявки участника:
- Лицензия на осуществление медицинской деятельности на оказание услуг по дезинфекции (дезинфектология).
Комиссия отмечает, что согласно письму ФАС России от 18.05.2020 N АД/41037/20 при осуществлении дезинфекционной деятельности (в целях обеспечения дезинфекции, дезинсекции, дератизации) вне рамок оказания медицинской помощи необходимость получения лицензии на осуществление медицинской деятельности отсутствует.
Более того, согласно ГОСТ Р 56994-2016 "Дезинфектология и дезинфекционная деятельность. Термины и определения" под дезинфекционной деятельностью понимается деятельность, связанная с разработкой, испытанием, производством, хранением, транспортированием, реализацией, применением и утилизацией средств, оборудования, материалов для стерилизации, дезинфекции, дезинсекции, дератизации и контроля за их эффективностью и безопасным применением. Следовательно, утверждение Заказчика о том, что дезинсекция и дератизация относятся к группе дезинфектологии не соответствует действительности, а равно то, что к услугам по дезинсекции и дератизации применимы положения нормативных актов в области дезинфекции.
При изложенных обстоятельствах Комиссия антимонопольного органа приходит к выводу о том, что установление заказчиком требований к участникам закупки о наличии лицензии нарушает права и законные интересы ИП Николаевой Ю.С., доказательства обратного в материалах дела отсутствуют.
Исходя из изложенного, Комиссия усматривает в действиях заказчика, нарушение пункта 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках, выразившееся в несоблюдении принципа равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, допущенное при организации и проведении процедуры Закупки.
Жалоба ИП Николаевой Ю.С. признана обоснованной.
Комиссия антимонопольного органа, изучив имеющиеся в деле документы, считает жалобу ООО «Аденалин» обоснованной по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, Закупочной комиссии или Закупочной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (в редакции, действующей на дату размещения Положения о закупках) (далее - Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Согласно части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, Закупочной или Закупочной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.
Частью 10 статьи 3 Закона о закупках предусмотрен ряд случаев, позволяющих участникам обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном таким органом, действия (бездействие) заказчика при закупках товаров, работ, услуг, в их числе осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.
В соответствии с частью 5 статьи 4 Закона о закупках при осуществлении закупки, за исключением закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) и конкурентной закупки, осуществляемой закрытым способом, в единой информационной системе размещаются информация о закупке, в том числе извещение об осуществлении конкурентной закупки, документация о конкурентной закупке, за исключением запроса котировок, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения об осуществлении конкурентной закупки и документации о конкурентной закупке, изменения, внесенные в эти извещение и документацию, разъяснения этой документации, протоколы, составляемые в ходе осуществления закупки, итоговый протокол, а также иная информация, размещение которой в единой информационной системе предусмотрено настоящим Федеральным законом и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 статьи 4 Закона о закупках.
Как следует из материалов дела, заказчиком 27.07.2021 года на Официальном сайте размещено извещение о проведении Закупки с начальной (максимальной) ценой договора 2 640 000,00 руб.
Датой окончания подачи заявок определено 12.08.2021 в 23:30 (МСК+6), датой рассмотрения первых частей заявок - 13 августа 2021 г., датой подведения итогов Закупки - 17.08.2021 (МСК+6).
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика, выразившимися в нарушении срока публикации протокола рассмотрения заявок на участие в закупке, а также в назначении заказчиком проведение торгов за пределами рабочего времени, что лишило права заявителя на участие в аукционе.
В соответствии с Извещением срок рассмотрения первых частей заявок заказчиком определен конкретной календарной датой - 13.08.2021, однако в установленный срок протокол рассмотрения соответствующих частей заявок заказчиком не опубликован в единой информационной системе закупок.
Как следует из пункта 24 статьи 3.4 Закона о закупках по итогам рассмотрения первых частей заявок на участие в конкурсе в электронной форме, аукционе в электронной форме, запросе предложений в электронной форме, а также заявок на участие в запросе котировок в электронной форме заказчик направляет оператору электронной площадки протокол, указанный в части 13 статьи 3.2 названного закона. В течение часа с момента получения указанного протокола оператор электронной площадки размещает его в единой информационной системе.
Согласно части 26 статьи 3.4 Закона о закупках, в течение одного рабочего дня после направления оператором электронной площадки информации, указанной в пунктах 1 (при проведении запроса котировок в электронной форме), 3, 4 (в случае, если конкурс в электронной форме включает этап, предусмотренный пунктом 5 части 4 настоящей статьи) части 22 настоящей статьи, комиссия по осуществлению закупок на основании результатов оценки заявок на участие в такой закупке присваивает каждой такой заявке порядковый номер в порядке уменьшения степени выгодности содержащихся в них условий исполнения договора. Заявке на участие в конкурсе в электронной форме или запросе предложений в электронной форме, в которых содержатся лучшие условия исполнения договора, а в случае проведения аукциона в электронной форме или запроса котировок в электронной форме - наименьшее ценовое предложение, присваивается первый номер. В случае, если в нескольких таких заявках содержатся одинаковые по степени выгодности условия исполнения договора или одинаковые ценовые предложения, меньший порядковый номер присваивается заявке, которая поступила ранее других таких заявок.
В соответствии со сведениями, размещенными в ЕИС, протокол рассмотрения первых частей заявок на участие в закупке опубликован заказчиком 16.08.202 в 09:30. Кроме того сам протокол датирован 16.08.2021, что свидетельствует о нарушении заказчиком сроков рассмотрения первых частей заявок на участие в закупке. При этом доказательств того, что соответствующее позднее размещение в ЕИС обусловлено действиями Оператора ЭТП в материалы дела заказчиком не представлено. Следовательно, рассмотрение первых частей заявок участников закупки осуществлено заказчиком с нарушением сроков, предусмотренных документацией.
В связи, с чем Комиссия Управления признает обоснованным жалобу ООО «Аденалин», а в действиях заказчика усматривается нарушение части 24 статьи 3.4 Закона о закупках.
На основании вышеизложенного и руководствуясь частями 1, 2 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», части 10 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» Комиссия Якутского УФАС России по рассмотрению жалоб,
решила:
- Признать жалобу ИП Николаевой Ю.С. на действия (бездействие) заказчика ГАПОУ РС(Я) «ЯТТС им. Ю.А. Готовцева» при проведении открытого аукциона в электронной форме на оказание услуг по уборке помещений (изв. № 32110504351) обоснованной.
- Признать жалобу ООО «Аденалин» на действия (бездействие) аукционной комиссии заказчика ГАПОУ РС(Я) «ЯТТС им. Ю.А. Готовцева» при проведении открытого аукциона в электронной форме на оказание услуг по уборке помещений (изв. № 32110504351) обоснованной.
- Признать заказчика ГАПОУ РС(Я) «ЯТТС им. Ю.А. Готовцева» при проведении открытого аукциона в электронной форме на оказание услуг по уборке помещений (изв. № 32110504351) нарушившим пункт 2 части 1 статьи 3, часть 24 статьи 3.4 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».
- Выдать заказчику обязательно для исполнения предписание.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Заместитель председателя Комиссии .
Члены Комиссии: .
.